+32.23

Блог компании HellrideСборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку  
Многие опытные райдеры, пожалуй, согласятся, что в конечных характеристиках колеса немаловажную роль играют спицы, ниппели и качество спицовки. Но зачастую, начинающие (и не только) райдеры при выборе составляющих для нового виллсета заостряют свое внимание только лишь на выборе ободов и втулок, при этом выбирая спицы по принципу: «возьму самые дешевые, главное что втулка и обод у меня крутые!» Некоторые даже приносят в мастерскую новенькие втулки и обода Mavic и просят собрать колеса на старых ниппелях с убитыми гранями…

В этой статье мы расскажем о том, почему нельзя пренебрежительно относиться к выбору спиц, ниппелей и качеству спицовки, а так-же на примере Sapim поможем новичкам разобраться с тем, какие спицы и ниппели им лучше выбрать для того или иного стиля катания (с расчетом на бюджет и вес) и расскажем о парочке ньюансов.

Вы наверное спросите — почему именно Sapim? — дело в том, что их ассортимент наиболее широко представлен в нашем магазине, а главное, мы действительно уверены в этих спицах и писать хотим прежде всего о том, что не вызывает сомнения у нас самих и о том, в чем мы понимаем толк…

Итак, о тонкостях.
Возможно, вам знакома одна из этих историй:

1)Как-то раз, один райдер решил собрать себе новый виллсет. Для того, чтобы денег хватило на самые крутые обода и втулки, он решил сэкономить на спицах и услугах мастерской и заспицевал колеса сам. Первое время новенькие колеса радовали его, но очень скоро, при не особо-то и жестком катании, на колесах начали появляться восьмерки. А когда он попытался эти восьмерки выправить, то обнаружил, что ниппель крутится вместе со спицей, и из-за её сопротивления райдер даже сорвал грани на некоторых ниппелях, да так и забросил это дело и продолжил кататься с все усиливающимися восьмерками.

2)Другой райдер откатывал на своем байке уже второй год, при этом катался и зимой и летом, в не зависимости от погодных условий. И вот однажды, по пути со спота домой, он резко вошел в поворот и услышал громкий короткий «дзынь» в районе колеса. Оказалось, что нагрузки во время поворота хватило для того чтобы оторвать спицу в месте её «входа» в ниппель. После такого, он всерьез задумался: «А что, если при приземлении с какого-нибудь семи-метрового дропа повырывает спицы на переднем колесе и я останусь без зубов?» И, внемля своему благоразумию, этот райдер переспицевал свои колеса на новых спицах и ниппелях. А ведь тревожного «звоночка», заставившего вовремя сменить спицы могло бы и не быть…

3)Третий райдер купил хороший обод и стальную втулку с тонкими фланцами, а спицы подобрал наобум и заспицевал колесо у первого попавшегося мастера. Через некоторое время, на одном трейле, съехав по корневой секции, райдер обнаружил, что на колесе появилась не малых размеров «восьмерка», а все спицы еле-еле натянуты, что видимо и послужило причиной возникновения восьмерки. В принципе, ничего страшного, но момент не приятный.  
Даже если вы с похожими примерами не сталкивались, подобные истории не редкость в нашей практике. Конечно, далеко не всегда безалаберное отношение к сборке колеса может тут же привести к описанным последствиям, но все-таки, шанс есть, и не малый. А вот правильная сборка и подбор комплектующих очень сильно снизит вероятность подобных оказий.
Ниже мы объясним, от чего могли произойти подобные происшествия и как их можно было избежать:

1) История №1 могла быть следствием нескольких причин:
-Из-за того, что человек собрал колесо в домашних условиях, без использования измерителя натяжения спиц, спицы в итоге имели разную степень натяжения и колесо значительно хуже сопротивлялось нагрузкам, от чего и начали появляться восьмерки.
Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку
-Кроме того, райдер не смазал латунные ниппели. А ведь все латунные ниппели должны быть смазаны. Делается это для уменьшения трения ниппель-спица (это уменьшает скручивающую нагрузку на спицу при протяжке) и ниппель-обод (это облегчает протяжку).

Мораль первой истории довольно простая: нужно более тщательно относиться ко всем тонкостям сборки (проверка натяжения спиц, смазка латунных ниппелей), а ещё лучше — отдать колесо для сборки в хорошую мастерскую. В частности, в нашей мастерской собирало колеса множество именитых райдеров, в том числе Павел Алехин и Кирилл Бочаров, которые неизменно оставались довольны сборкой своих колес.

2) Вторая история могла произойти из-за следующих факторов:
-Второй райдер так же не стал заморачиватья с выбором спиц и взял самые дешёвые из оцинкованной стали. Спицы из подобных дешёвых материалов сильнее подвержены коррозии, и в месте входа в ниппель были съедены реагентами. Проблему бы решило использование спиц из более качественных и стойких к коррозии материалов.
-Картину дополнило и то, что райдер использовал при сборке колеса самые обычные ниппели, которые под нагрузкой расположились строго перпендикулярно плоскости обода в месте их крепления. Из-за этого в месте выхода из ниппеля, спица изгибается и место изгиба становится менее надежным. Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку
Проблему бы решило использование ниппелей Polyax, которые располагаются более соосно спице, препятствуя сильному её изгибанию.
Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку
Мораль второй истории: по возможности нужно выбирать спицы из качественных материалов (например 18/8 AISI 302 или 18/2 AISI204 CU), а так же стоит выбрать ниппели с технологией Polyax, которые исключат сильный изгиб спицы.

3)Третья история скорее всего является следствием того, что ширина фланцев оказалась значительно меньше длинны загиба спицы (такое бывает как правило со стальными втулками). Из-за этого, в месте изгиба создается избыточное напряжение, которое может привести как к ослаблению натяжения спиц, так и к их разрыву. (на схеме верхний левый рисунок иллюстрирует такое «опасное» положение) Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку
Но избежать такого исхода не сложно. Нужно расположить втулку вертикально и вставить спицу во фланец. Если все в порядке, то спица займет положение под углом 90 градусов к оси втулки. Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку
В случае, когда фланец толще или тоньше, чем загиб спицы, этого не произойдет. С ситуацией когда фланец оказывается слишком толстым ничего сделать не удастся, а вот когда он слишком тонкий можно все исправить подложив под шляпку спицы специальную шайбочку. Её толщина составляет порядка 0,5 мм, а размером она чуть больше шляпки спицы.
Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку
К слову, для сборки колеса на непистонированных ободах, рекомендуем использовать шайбочки сферической формы, совместимые с ниппелями Polyax. Это уменьшает трение между ободом и ниппелем при сборке и предотвращает его повреждение об острые кромки обода. Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку 
Важно: Многие опытные райдеры и мастера советуют периодически отслеживать степень натяжения спиц. В противном случае, самые хорошие колеса на самых лучших спицах, собранные максимально опытным мастером, со временем будут терять свои свойства.

Что-ж, основные нюансы мы озвучили. Вдаваться в редкие частные случаи и исследовать тонкие материи мы не стали, т.к. задача этой статейки — раскрыть самые необходимые прикладные моменты для новичков.
Теперь же мы поможем разобраться в том, какие спицы и ниппели выбрать для сборки колес в самых распространенных дисциплинах.
Начнем с простого — с ниппелей. Ниппели мы в любом случае рекомендуем брать с технологией Polyax, т.к. такие ниппели позволяют избежать сильного изгиба спицы при выходе из ниппеля.

Латунные или алюминиевые? Алюминиевые ниппели ничем не уступают по прочности латунным. Усилие, необходимое для того чтобы вырвать спицу из ниппеля, полностью идентично, но алюминий менее долговечен, особенно если колеса «всесезонные». Соль и дорожные реагенты значительно сокращают срок службы алюминиевых ниппелей. Sapim утверждает, что благодаря анодированию срок службы значительно увеличен, правда все еще проигрывает латуни.
Все латунные ниппели должны быть смазаны, делается это для уменьшения трения ниппель-спица (это уменьшает скручивающую нагрузку на спицу при протяжке) и ниппель-обод (это облегчает протяжку).
Алюминиевые ниппели фирмы Sapim не нуждаются в смазке благодаря анодировке, снижающей трение. За счет этого, алюминиевые ниппели предпочтительнее при сборке колес на баттированных спицах.

Итого: для баттированных спиц — алюминиевые ниппели Polyax. Для не баттированных спиц — латунные ниппели Polyax (не забудьте про смазку). К слову, на алюминиевых ниппелях Polyax были собраны колеса триалиста Тимура Ибрагимова и, не нуждающегося в представлении, Павла Алехина. И конечно, множества других серьезных райдеров, чье катание так-же говорит о прочности и качестве ниппелей. Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку 

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку 

Теперь перейдем к спицам
Прежде, чем приступать к описанию отдельных моделей, мы предлагаем взглянуть на такую памятку Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку 
Первое, с чего начнем, это спицы Sapim Strong — самые прочные спицы Sapim. Изначально разработаны для применения на грузовых велосипедах, тандемах и электровелосипедах. Раскрыть их прочностной потенциал на каком-либо другом велосипеде вряд ли получится. К тому-же, колеса на этих спицах будут не достаточно гибкими, так что, если ваш велосипед не электро, не грузовой и не тандем, то мы рекомендуем обратить внимание на другие спицы. Вес — 446 грамм  (комплект из 64 спиц).

Бюджетные спицы начального уровня:
– Sapim Basic Zinc. 
Комплект из 64 штук весит 431 грамм. Подходят для дорожных велосипедов, а так же для любого другого применения, не требующего низкого веса и высокой прочности. Актуальны при максимально ограниченном бюджете.
– Sapim Basic Leader.
Спицы более высокого качества, но все ещё являющиеся актуальными при ограниченном бюджете. Могут применяться для большинства стилей катания. Комплект из 64 штук весит 431 грамм.

Прочные спицы для гравити дисциплин:
– Sapim Race.
Баттированные спицы из нержавеющей стали. Вес комплекта 64 шт — 363 грамма. Недорогие прочные и относительно легкие спицы, подходящие для любых, в т.ч. и гравити дисциплин. Обладают хорошей сопротивляемостью на скручивание, поэтому будут подходящим выбором для самостоятельной сборки. Позволяют собрать хорошие колеса при небольших финансовых затратах. Оптимальный выбор для сборки хорошего и не дорогого колеса
– Sapim Force.
В сущности — более суровая версия Race. Основная область применения — экстремальные дисциплины. Весят чуть больше — 377 грамм (комплект 64 шт), но и обладают большей прочностью и все ещё не высокой ценой. Так же являются хорошим выбором для самостоятельной сборки, т.к. обладают хорошей сопротивляемостью на скручивание. Оптимальный выбор для сборки хорошего и не дорогого колеса для гравити.

Спицы верхнего модельного ряда:
– Sapim Laser.
Баттированные спицы с диаметром в центральной части 1,5 мм. Выполнены из дорогого высокопрочного сплава 18/8 AISI 302, который, помимо высоких прочностных характеристик, обладает повышенной стойкостью к коррозии. Благодаря низкому весу — 273 грамма (64шт) являются идеальным вариантом для дисциплин шоссе и кросскантри. При этом они обладают приемлемой прочностью и хорошей гибкостью и по этой причине могут использоваться для гравити дисциплин, от триала до фристайла (хотя официально использование с дисковыми тормозами не рекомендуется). Ввиду малого диаметра в центральной части, не так хорошо противостоят нагрузкам на скручивание, поэтому рекомендуется собирать колеса на этих спицах у опытного мастера. Колеса на этих спицах хорошо гасят нагрузки и долго служат. К примеру, на таких спицах катается триалист Тимур Ибрагимов и фристайлер Илья Бобков. Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку 

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку 

– Sapim CX-Ray.
Аэродинамические спицы, демонстрирующие наибольшие прочностные показатели среди аналогов. Весят как аналогичные титановые спицы — 279 грамм (комплект 64 шт.). Благодаря своей высокой прочности и гибкости подходят для всех дисциплин велосипедного спорта. В сечении имеют овальную форму, благодаря чему обладают наилучшими аэродинамическими характеристиками. Полностью совместимы со стандартными моделями втулок. По мнению многих опытных райдеров, катающих гравити, главное их преимущество — это даже не аэродинамика, а прочность и гибкость.
По словам Кирилла Бочарова, когда вваливаешь на колесах с такими спицами по колбасне, создается ощущение, что колеса сами объезжают препятствия за счет своеобразного флекса и отлично гасят удары от не возвращенных випов. При этом, такой флекс вовсе не мешает эффективно вкручивать.
Ну и завершающим аргументом в пользу надежности этих спиц стало то, что в нашей мастерской на этих спицах собрал себе колеса Павел Алехин и благополучно выиграл на них White Style 2013, сделав бэкфлип-даблвип! Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку 

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку
Но, разумеется, это спицы высокого ценового сегмента и требующие немалых умений мастера при сборке колеса. Ниппели к таким спицам лучше выбрать алюминиевые.
К слову, не так давно в наш магазин пришла большая поставка спиц Sapim и цепей Connex, так что если перед вами стоит задача обновить колеса или трансмиссию — милости просим!

Вот на этом, пожалуй, всё. Мы надеемся, что статья окажется полезной для новичков, поможет им с выбором спиц и предостережет от возможных ошибок. Более подробную информацию по сборке колес вы можете почерпнуть в отличных статьях опытного мастера Анзора Шухова: статья №1, статья №2, статья №3; из которых мы взяли кое что и для нашей статьи.

За сим, желаем вам отличных колес и удачного сезона!
Искренне ваш MTB Shop  Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    5
  • +32
  • Мнения
?
Hellride.ru — магазин, созданный райдерами для райдеров

Комментарии (19)

+5
Вот лично для меня вопрос смазки «латунных» ниппелей остается открытым.
С одной стороны со смазкой лучше, но все же это антифрикционный материал. Шелдон Браун не однозначно писал на этот счет. Колесо не абсолютно жесткая конструкция и самоотвинчивание вполне возможно.
Можете развеять мои сомнения? Прошу не в укор себе воспринять этот вопрос) как тут иногда бывает)
avatar

Ilya

+6
Мы и не думали воспринимать подобные вопросы себе в укор.)
Многие опытные райдеры и мастера советуют периодически отслеживать степень натяжения спиц. В противном случае, самые хорошие колеса на самых лучших спицах, собранные максимально опытным мастером, со временем будут терять свои свойства.
Последний раз редактировалось
avatar

Hellride

+10
Если активно катаешь, то натяжение надо довольно часто проверять и переодически протягивать колеса. По мне так лучше пускай ослабевает чуть более активно, но не закисает.
Последний раз редактировалось
avatar

B-race

+2
Вот как раз это и имел ввиду. Дело не в внезапном ослабевании спиц с последующей порчей обода(что тоже не круто), а то, что протяжка колеса будет регулярным занятием. Учитывая, что делать это буду я, а не мастер с необходимым оборудованием(не буду же я ему постоянно колеса на протяжку носить), то последующее качество сборки колес будет зависеть исключительно от меня.
Ну походу — «это норма»
avatar

Ilya

0
Отнеси один раз хорошему мастеру, купи тензометр, измерь что мастер сделал и регулярно возвращай спицы к этому значению. Ну и раз в год в начале сезона полезно будет опять к мастеру на всякий пожарный.
avatar

Aux

0
Ну это уже перебор, по-моему) не дешевый инструмент, все же.
Я не настолько заморочен, как-нибудь на ощупь тогда)
avatar

Ilya

0
Предотвратить саморазвинчивание ниппелей можно пайкой «крестов»
avatar

AnzorShuhov

0
Спаять схреи?)
avatar

B-race

0
Не для твоего использования))))
avatar

AnzorShuhov

+2
Сапим Лазер — не самый лучший выбор для трейла. Хотя мне и собирал колесо опытный мастер из вашего магазина, зонт через некоторое время сместился, пришлось итти к механику. После протяжки колесо нормальное, но имеется некоторе ощущение желе от колес. Колеса на трейловом хардтэйле, используются по назначению. Но колеса пружинистые, да. Меняю на обычные спицы в общем…
avatar

Werewolf

+2
Спасибо, что написали. Мы немного поправили статью по этому поводу.
Что интересно, глядя на Илью и Тимура, в триале и во фристайле колеса на этих спицах вполне выживают.
Последний раз редактировалось
avatar

Hellride

+7
Жаль cx-ray такие дорогие. Мб на force себе новые колеса соберу, как деньги будут. А то на колесах от поезда надоело катать)))
avatar

makaronman

+4
Заказывал колеса на Sapim CX-Ray, ниппели латунные DT Swiss Pro Lock, обод ZTR Arch EX, на трейловом подвесе 150/135 за год никаких проблем в плане геометрии, собирали немцы из actionsports, спустя год колеса конечно нужно было протянуть — некоторые спицы подрасслаблены были. Каких-то иллюзий в плане повышения «производительности» не питал, просто нравятся как выглядят колеса на этих спицах )
avatar

meistaken

+1
хм, имхо это скорее рекламный пост, чем познавательный (а заголовок подразумевал скорее познавательность, чем рекламу).
avatar

slopestyler

+1
Переборщили немного с количеством не очень полезных контекстных ссылок. Ссылка на товар — нормально. Упомянули разные варианты — ОК. Но дублирование одних и тех-же ссылок по 5-6 раз — перебор (Sapim, мастер, нипель, ...). Это отталкивает читателя.
И если уж добавляются ссылки — пусть они ведут в каталог, а не поиск. Например перехожу на отдельную спицу, хочу посмотреть аналоги, а это не предусмотрено. Ссылка на раздел «Спицы» отсутсвует, Breadcrumbs глючит :)
 
avatar

mor

+2
Я скучаю по теплым ламповым обзорам от Анзора.
avatar

N01Z3

+1
Табличка уже устарела) у меня стоят спицы д-лайт, кщ которых тут ни слова… хотя тоже одни из топовых
avatar

HolDFast

0
Товарищи, подскажите пожалуйста значение Н (высота) «закорючек» спиц Сапим Бэйсик Лидер. Мне очень нужно знать этот параметр (просто уже брал спицы и они как раз не подошли из-за слишком малой высоты этой самой «закорючки»). Спасибо)

 
avatar

toplivo

0
4,2 мм
avatar

AndreyMurzin

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.