[we are] the road crew — FAQ по сборке колес (часть первая)
Ни для кого не секрет, что в России никто не проводит никакого обучения для механиков и их большая часть является самоучками. Кто-то останавливается на этапе «как собрать колесо в три креста» и «как настроить переключатель», кто-то же начинает копать глубже и развивать не только практические навыки, но и теоретические.
Мне повезло с самого начала и первая мастерская, в которой я начал работать и где мне дали основы, была полностью укомплектована инструментами Park Tool, но назначение половины из них никто не знал и инструмент тупо лежал без дела. Благо у Park Tool имеется сайт с большим количеством различных технических мануалов и описаний, благодаря чему брешь в образовании была быстро заделана и к умениям починить байк добавилось понимание того, как именно это делать правильно. Не последнюю роль в самообразовании сыграли и каталоги Shimano, с огромными техническими разделами и мануалами по эксплуатации и обслуживанию. Но увы, там где некоторые бренды щедро делятся информацией, другие хранят гробовое молчание и информацию приходится буквально собирать по крупицам.
Зная все это и обладая некоторым опытом я решил написать данную серию постов, не стану рассказывать, как поменять покрышку или прикрутить вынос, если вы этого не умеете то дальнейшее чтение будет для вас не особо полезно. Поговорить я хочу о правильной сборке колес, благо мне в руки попал мануал фирмы Sapim с различными рекомендациями по данному вопросу.
Итак чем отличаются качественные колеса?
Прежде всего они удовлетворяют трем основным критериям: качество, долговечность и стоимость.Эти характеристики являются слагаемым нескольких основных моментов.
1- спицы
2- нипели
3- втулка
4- обод
5- совместимость всех составляющих
6- качество сборки и натяжения спиц
7- спицовка
Почему данный список начинается со спиц?
Все просто, очень часто они оказываются самым слабым звеном в колесе, так как подвергаются постоянным нагрузкам и отследить износ спиц бывает довольно сложно. При подборе спиц следует ориентироваться на то как они производятся, материал изготовления и собственно говоря на саму модель.
Производство спиц начинается с проволоки изготовленой из нескольких видов материалов:
18/8 AISI 302
-наилучшее сопротивление нагрузкам
-хорошая прочность, гибкость и долговечность
-используется во всех батинговых и аэродинамических спицах
-дорогой материал
18/2 AISI204 CU
-показывает только 85% сопротивления нагрузкам, относительно 18/8 AISI 302, но это все еще достаточно высокий уровень
-хорошая прочность, гибкость и долговечность на уровне 18/8 AISI 302
-используется большинством производителей для прямых 2 мм спиц
-лучшее соотношение цена-качество
18/0 AISI 430
-плохое качество
-дешевый материал
Оцинкованная сталь
-плохое качество
-дешевый материал
Следует учитывать что при использовании в зимние месяцы спицы дополнительно подвергаются нагрузке из-за использования различных дорожных реагентов и солей.
При нормальном цикле использования материалы показывают разные результаты:
После 6-ти месяцев
18/8 нет видимых следов коррозии
18/2 нет видимых следов коррозии
18/0 нет видимых следов коррозии
После 12-ти месяцев
18/8 нет видимых следов коррозии
18/2 нет видимых следов коррозии
18/0 нет видимых следов коррозии
После трех лет
18/8 нет видимых следов коррозии
18/2 нет видимых следов коррозии
18/0 видны маленькие участки коррозии
При проведении 400 часового теста на коррозию
-Белая ржавчина
18/8- отсутствует
18/2- отсутствует
18/0- отсутствует
18/8 с чернением- отсутствует
18/2 с чернением- отсутствует
18/0 с чернением- тесты не проводились
-Красная ржавчина
18/8- отсутствует
18/2- появляется после 320 часов
18/0- появляется после 185 часов
18/8 с чернением- отсутствует
18/2 с чернением- появляется после 280 часов
18/0 с чернением- тесты не проводились
Как распознать различные материалы?
18/8 и 18/2 невозможно распознать без лабораторных анализов.
18/0 материал обладающий сильными магнитными свойствами. Другие нержавеющие материалы обладают слабыми магнитными свойствами или могут получить их при ковке.
Как распознать производителей?
Все производители наносят свои клейма на шляпку спицы, Sapim наносит свое имя на спице сразу поле сгиба головки.
Различные производители могут использовать различные материалы 18/10, 18/8, 18/2, 18/0, оцинкованную сталь и т.д. Сплавы, из которых изготовлена спица, играют важную роль. Все производители имеют свои собственные спецификации сплавов и идентичные по внешнему строению спицы могут вести себя по-разному при идентичных нагрузках.
Черные спицы производятся двумя возможными способами
-чернение при помощи окисления (дешевое)
-чернение при помощи хрома (дорогое)
Другие производители часто производят батирование спиц при помощи ковки и чернение при помощи краски.
Спицы могут быть как стандартными, так и кастомными.
Они могут различаться по следующим параметрам:
-длина загиба
-угол загиба
-цвет
-покрытие
-длина
-диаметр
-батинг (одинарный, двойной, тойной)
-аэродинамическая форма
-головка
-резьба
-маркировка
Спецификации кастомных спиц могут очень сильно отличаться от стандартных моделей.
При выборе конкретной модели спиц следует ориентироваться на следующие критерии:
-назначение использования (мтб, шоссе...)
-какое качество необходимо (высокое, среднее, низкое)
-как будет использоваться колесо (высокий, средний или низкий уровень нагрузок)
-пробег
-вес райдера
-вес готового колеса
-стоимость
-используемые втулки и обода
Спицы и нипели это постоянно движущаяся масса, создающая большее влияние, чем статичные компоненты (рама, седло и т.д.). Вес колес оказывает большое влияние на ускорение, торможение и управление велосипедом. Сэкономленный вес колес сразу дает о себе знать, можно сохранить около 200 грамм только на одних спицах с нипелями.
Эксплуатационные качества готового колеса зависят от множества различных факторов.
Кроме обода, втулки и спицовки, эластичность и диаметр спиц имеют ключевую роль.
Высокая эластичность дает лучшие эксплуатационные качества готовому колесу.
Более тонкие спицы могут компенсировать недостаток эластичности.
Нипели
Нипели, так же как и спицы, могут быть стандартными и кастомными. И точно так же они различаются в зависимости от назначения.
Вот только небольшой список различий:
-материал изготовления (латунь или аллюминий)
-длина от 8 до 18 мм (стандартная 12 и 14 мм)
-стандартная форма
-Polyax форма (фирменные нипели Sapim)
-шестигранные нипели
-внутренние (перевернутые) нипели
-самофиксирующиеся нипели
Нипели производятся в несколлько этапов
-штамповка
-сверление, нарезание резьбы и нанесение распила(все три операции проводятся одним станком)
-удаление заусенцев и стружки
-никелировка, анодировка и т.д. в зависимости от конкретной модели
Polyax нипели
Нипели патентованной формы, позводляющие избежать при сборке нескольких часто возникающих проблем:
-изгиб спицы сразу после нипеля
-поломка спицы в нипеле
-неправильное расположение нипеля в отверстии обода
Для чего нужно такое количество различных нипелей?
Разная длинна
12мм стандартные нипели для профессиональной ручной сборки
14мм самая распространенная длина для машинной сборки
16мм для ряда специфических ободов, таких как Mavic UST
Разные материалы
64 латунных нипеля Polyax 12 мм длиной весят 57 грамм
64 латунных нипеля Polyax 14 мм длиной весят 66 грамм
64 алюминиевых нипеля Polyax 14 мм длиной весят 18,6 грамм
Разные формы
Стандартная- дешевизна
Polyax- универсальность использования
Шестигранные- возможность создания более высокого натяжения спиц
P.S.Разделил на несколько частей- в один пост все не помещается, кому что интересно узнать спрашивайте, постараюсь ответить, если не здесь, то в следующем посте.
-
добавить в избранное
13
- +81
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (83)
B-race
AnzorShuhov
Despair
nilstisebe
MaksymKikhtenko
AnzorShuhov
Knolly
AnzorShuhov
И еще было бы узнать отличие этих крестов и где какой лучше использовать и еще про какой то зонт на спешевских байках про который я очень много слышал, если ничего не путаю)
Knolly
AleksandrSimonov
в 5 крестов — это… это жесть;))
blast
4 и 3 креста- колеса 20'
3 креста- колеса 24' и 26'
2 креста и радиальная спицовка — 28' или 700С
но увы не всегда получается придерживаться этого правила
AnzorShuhov
Да и 4 на 20" — это случайно не про времена, когда на бэмы шли обода с каким-то безумным числом спиц (вроде было такое раньше)?
Gourry
«Да и 4 на 20» — это случайно не про времена, когда на бэмы шли обода с каким-то безумным числом спиц (вроде было такое раньше)?" они самые хотя есть колеса на 36 спиц которые никак кроме 4 не соберешь
AnzorShuhov
AnzorShuhov
Зонт есть на колесах под другие рамы, там надо спицевать по центру втулки, т.к. ближе к правому фланцу.
B-race
blast
AleksandrSimonov
AnzorShuhov
Но сам факт остается фактом — ты прям желания предвосхищаешь)
AleksandrSimonov
AnzorShuhov
racerx
poed
poed
Любой калькулятор требует размеры втулки и обода, у сапим в этом плане самый понятный калькулятор.
Number of spokes in the wheel- количество спиц в колесе
Number of crossings gear side- количество крестов со стороны драйвера/кассеты
Number of crossings non-gear side- количество крестов со стороны ротора(если втулка под дисковые тормоза)
3 креста классика самая универсальная
AnzorShuhov
poed
AnzorShuhov
(Сомнительно, что в отверстие в ободе одновременно поместятся шестигранный нипель и накидная головка, при сильном натяжении спицы)
SilentK
для шестигранных нипелей нужен специальный ключ
такие нипели позволяют собирать колеса с очень высоким натяжением, где обычный квадратный верх начинает сворачивать или крошиться
AnzorShuhov
beleriand
AnzorShuhov
skadi
B-race
AnzorShuhov
B-race
RomanAkentev
Но вобщем и целом достойно… плюсую
AlexPetzl
размер резьбы на спицах и нипелях у всех производителей один, можно спокойно смешивать спицы и нипели от разных производителей. 99% спиц и нипелей на рынке имеют стандарт 14g, рассматривать 1% можно только из спортивного интереса разве что.
размер нипелей "-длина от 8 до 18 мм (стандартная 12 и 14 мм)" в тексте есть
«Для чего нужно такое количество различных нипелей?
Разная длинна
12мм стандартные нипели для профессиональной ручной сборки
14мм самая распространенная длина для машинной сборки
16мм для ряда специфических ободов, таких как Mavic UST»
тоже есть, найти в свободной продаже нипели остальных размеров достаточно проблематично.
у Sapim более 60 видов нипелей, а количество кастомных вариантов будет еще больше, один только их обзор займет рулон обоев, а если еще и спецификации спиц подключить… и это только 1 производитель
AnzorShuhov
AlexPetzl
lokki
-материал изготовления (латунь или аллюминий)»
ровно пара слов :)
AnzorShuhov
Насколько вообще есть смысл в их применении?
Есть ли цветные латунные нипели?
И если несложно — то какой спицевой ключ порекомендуешь для стандартных алюм. ниппелей (с четырёхгранным корпусом)?
Chute
Но, дело вкуса, но все эти цифры, на мой взгляд уже перебор, причем явный… кантрийщики еще любят страдать такой фигней часто… формулы воводить, считать каденс через интегралы, чейнлайн через логарифмы… Тем временем, пойду еще одно колесо соберу)))
beleriand
AleksandrSimonov
Ведь можно просто съесть бутерброд с колбасой. И тем самым подкрепиться. А можно рассматривать колбасу и хлеб под лупой, анализировать изменения их в разных средах, разбирать на атомы, и умереть с голоду.
Прямое сравнение.
А еще проще поставить минус.
beleriand
andre
beleriand
andre
beleriand
andre
AnzorShuhov
Куда лучше, собрать хорошее колесо на хороших проверенных компонентах за вечер. А на след день поехать катать ДХ в горы. При этом быть увереным в прочности собранного тобой колеса. И для этого ничего из выше перечисленного не требуется.
Гордись, чо. Ты часом не кантрийщег?
beleriand
помимо того что я могу рассчитать «величину нагрузок, ветрового сопротивления, продольного растяжения и прочей ерунды» я понимаю для чего их нужно рассчитывать и понимаю чем одни компоненты лучше других
AnzorShuhov
Впрочем, считай дальше. Никто ведь не запрещает. Я уже высказал свое мнение, не менее опытного механика (об этом говорят не цифры и инетгралы, а статистика), и мне плевать, как к нему относятся остальные. Точно также, как плевать на таких «знатоков-железечников».
beleriand
Что ты пытаешься тут навязать, да и еще как то нелепо оскорбить?))
Быдлом и дураком себя выставил вполне удачно.
B-race
beleriand
B-race
И кстате, типичная московская привычка. Сами никто, зато другим указывать горазды. Это я о наличии мыслей в голове крутых фокросеров
beleriand
у шатунов помимо длины есть еще величина называемая Q фактор, но о ней знают считанные единицы, а что это дает на практике понимает еще меньше людей. а это уже профессиональный спорт к которому старается причислить себя каждый.
никто не мешает собирать железо под цвет шнурков, но не стоит этим так гордиться
AnzorShuhov
Или просто хотите выбнуцо.
Пока я отчетливо вижу только второе. И еще похоже, москвич.
beleriand
Покажи всем свои комплексы)
B-race
andre
beleriand
andre
к чему делать опросы когда достаточно почитать ресурсы тематические где полно простых ребят в стиле «Гордись, чо. Ты часом не кантрийщег?» которым ничего не нужно узнавать потому что " Я уже высказал свое мнение, не менее опытного механика (об этом говорят не цифры и инетгралы, а статистика), и мне плевать, как к нему относятся остальные. Точно также, как плевать на таких «знатоков-железечников»."
AnzorShuhov
beleriand
Aigo
Посмотрим, что в следующих частях будет.
(как мастер меня в Германии в 99м году научил колёса собирать, так с тех пор сам и собираю).
Lenin_TG
Sniff
AlekseyDemenev
NixonElite
Одной из проблем спиц с переменным сечение является их скручивание при сборке колеса, из-за этого они получают лишнюю нагрузку и при эксплуатации уже ведут себя хуже. В общем то на сколько будут живучи такие колеса зависит в большей степени от мастера.
AnzorShuhov
grigri
NixonElite
grigri
AnzorShuhov
lokki
То, что алю-ниппели легче — очевидно. То, что хорошим инструментом и прямыми руками — понятно… Хотелось бы внятного объяснения комплекса многих именитых механиков «только латунь 14 мм, остальное — от беса».
А ещё, хотелось бы анализа алгоритма подбора не только длины (калькулятор посчитает), но и схемы спицовки-выбора спиц в зависимости от назначения колеса, типов ободов, втулок…
MikhailKovnatski
grigri
Стоит отметить, что латунь(ниппели все таки латунные или бронзовые) и ал. сплавы тоже гальваническая пара, но ниппели имеют покрытие(никелированные вроде как).
А еще интересно, все таки стоит ли смазывать спицы при спицовке в латунные(бронзовые) ниппели? Вроде как антифрикционный материал, как бы не раскрутились, да и Шелдон Браун однозначного ответа не дает.
Короче, жду дальнейших статей.
Ilya
Сталь с алюминием не так страшно, как медь с алюминием, например.
skadi
Хотя в интернете пишут и про чистый ал.
Короче, толком ничего не нашел, но не рекомендуют клепать алюминиевыми(образно) заклепками стальные листы и тому подобное, конечно, это советы строителям с их годами эксплуатации и погодными условиями.
Ilya
Gourry