[we are] the road crewFAQ по сборке колес (часть первая)


 Ни для кого не секрет, что в России никто не проводит никакого обучения для механиков и их большая часть является самоучками. Кто-то останавливается на этапе «как собрать колесо в три креста» и «как настроить переключатель», кто-то же начинает копать глубже и развивать не только практические навыки, но и теоретические.

 Мне повезло с самого начала и первая мастерская, в которой я начал работать и где мне дали основы, была полностью укомплектована инструментами Park Tool, но назначение половины из них никто не знал и инструмент тупо лежал без дела. Благо у Park Tool имеется сайт с большим количеством различных технических мануалов и описаний, благодаря чему брешь в образовании была быстро заделана и к умениям починить байк добавилось понимание того, как именно это делать правильно. Не последнюю роль в самообразовании сыграли и каталоги Shimano, с огромными техническими разделами и мануалами по эксплуатации и обслуживанию. Но увы, там где некоторые бренды щедро делятся информацией, другие хранят гробовое молчание и информацию приходится буквально собирать по крупицам.

 Зная все это и обладая некоторым опытом я решил написать данную серию постов, не стану рассказывать, как поменять покрышку или прикрутить вынос, если вы этого не умеете то дальнейшее чтение будет для вас не особо полезно. Поговорить я хочу о правильной сборке колес, благо мне в руки попал мануал фирмы Sapim с различными рекомендациями по данному вопросу.

Итак чем отличаются качественные колеса?

Прежде всего они удовлетворяют трем основным критериям: качество, долговечность и стоимость.Эти характеристики являются слагаемым нескольких основных моментов.
1- спицы
2- нипели
3- втулка
4- обод
5- совместимость всех составляющих
6- качество сборки и натяжения спиц
7- спицовка

Почему данный список начинается со спиц?
Все просто, очень часто они оказываются самым слабым звеном в колесе, так как подвергаются постоянным нагрузкам и отследить износ спиц бывает довольно сложно. При подборе спиц следует ориентироваться на то как они производятся, материал изготовления и собственно говоря на саму модель.

Производство спиц начинается с проволоки изготовленой из нескольких видов материалов:

18/8 AISI 302
-наилучшее сопротивление нагрузкам
-хорошая прочность, гибкость и долговечность
-используется во всех батинговых и аэродинамических спицах
-дорогой материал

18/2 AISI204 CU
-показывает только 85% сопротивления нагрузкам, относительно 18/8 AISI 302, но это все еще достаточно высокий уровень
-хорошая прочность, гибкость и долговечность на уровне 18/8 AISI 302
-используется большинством производителей для прямых 2 мм спиц
-лучшее соотношение цена-качество

18/0 AISI 430
-плохое качество
-дешевый материал

Оцинкованная сталь
-плохое качество
-дешевый материал

Следует учитывать что при использовании в зимние месяцы спицы дополнительно подвергаются нагрузке из-за использования различных дорожных реагентов и солей.

При нормальном цикле использования материалы показывают разные результаты:

После 6-ти месяцев
18/8 нет видимых следов коррозии
18/2 нет видимых следов коррозии
18/0 нет видимых следов коррозии

После 12-ти месяцев
18/8 нет видимых следов коррозии
18/2 нет видимых следов коррозии
18/0 нет видимых следов коррозии

После трех лет
18/8 нет видимых следов коррозии
18/2 нет видимых следов коррозии
18/0 видны маленькие участки коррозии


При проведении 400 часового теста на коррозию

-Белая ржавчина
18/8- отсутствует
18/2- отсутствует
18/0- отсутствует

18/8 с чернением- отсутствует
18/2 с чернением- отсутствует
18/0 с чернением- тесты не проводились

-Красная ржавчина
18/8- отсутствует
18/2- появляется после 320 часов
18/0- появляется после 185 часов

18/8 с чернением- отсутствует
18/2 с чернением- появляется после 280 часов
18/0 с чернением- тесты не проводились

Как распознать различные материалы?
18/8 и 18/2 невозможно распознать без лабораторных анализов.
18/0 материал обладающий сильными магнитными свойствами. Другие нержавеющие материалы обладают слабыми магнитными свойствами или могут получить их при ковке.



Как распознать производителей?
Все производители наносят свои клейма на шляпку спицы, Sapim наносит свое имя на спице сразу поле сгиба головки.

Различные производители могут использовать различные материалы 18/10, 18/8, 18/2, 18/0, оцинкованную сталь и т.д. Сплавы, из которых изготовлена спица, играют важную роль. Все производители имеют свои собственные спецификации сплавов и идентичные по внешнему строению спицы могут вести себя по-разному при идентичных нагрузках.

Черные спицы производятся двумя возможными способами
-чернение при помощи окисления (дешевое)
-чернение при помощи хрома (дорогое)

Другие производители часто производят батирование спиц при помощи ковки и чернение при помощи краски.



Спицы могут быть как стандартными, так и кастомными.
Они могут различаться по следующим параметрам:
-длина загиба
-угол загиба
-цвет
-покрытие
-длина
-диаметр
-батинг (одинарный, двойной, тойной)
-аэродинамическая форма
-головка
-резьба
-маркировка

Спецификации кастомных спиц могут очень сильно отличаться от стандартных моделей.


При выборе конкретной модели спиц следует ориентироваться на следующие критерии:
-назначение использования (мтб, шоссе...)
-какое качество необходимо (высокое, среднее, низкое)
-как будет использоваться колесо (высокий, средний или низкий уровень нагрузок)
-пробег
-вес райдера
-вес готового колеса
-стоимость
-используемые втулки и обода

Спицы и нипели это постоянно движущаяся масса, создающая большее влияние, чем статичные компоненты (рама, седло и т.д.). Вес колес оказывает большое влияние на ускорение, торможение и управление велосипедом. Сэкономленный вес колес сразу дает о себе знать, можно сохранить около 200 грамм только на одних спицах с нипелями.



Эксплуатационные качества готового колеса зависят от множества различных факторов.
Кроме обода, втулки и спицовки, эластичность и диаметр спиц имеют ключевую роль.
Высокая эластичность дает лучшие эксплуатационные качества готовому колесу.
Более тонкие спицы могут компенсировать недостаток эластичности.

Нипели



Нипели, так же как и спицы, могут быть стандартными и кастомными. И точно так же  они  различаются в зависимости от назначения.

Вот только небольшой список различий:
-материал изготовления (латунь или аллюминий)
-длина от 8 до 18 мм (стандартная 12 и 14 мм)
-стандартная форма
-Polyax форма (фирменные нипели Sapim)
-шестигранные нипели
-внутренние (перевернутые) нипели
-самофиксирующиеся нипели

Нипели производятся в несколлько этапов
-штамповка
-сверление, нарезание резьбы и нанесение распила(все три операции проводятся одним станком)
-удаление заусенцев и стружки
-никелировка, анодировка и т.д. в зависимости от конкретной модели



Polyax нипели
Нипели патентованной формы, позводляющие избежать при сборке нескольких часто возникающих проблем:
-изгиб спицы сразу после нипеля
-поломка спицы в нипеле
-неправильное расположение нипеля в отверстии обода

Для чего нужно такое количество различных нипелей?

Разная длинна
12мм стандартные нипели для профессиональной ручной сборки
14мм самая распространенная длина для машинной сборки
16мм для ряда специфических ободов, таких как Mavic UST

Разные материалы
64 латунных нипеля Polyax 12 мм длиной весят 57 грамм
64 латунных нипеля Polyax 14 мм длиной весят 66 грамм
64 алюминиевых нипеля Polyax 14 мм длиной весят 18,6 грамм

Разные формы
Стандартная- дешевизна
Polyax- универсальность использования
Шестигранные- возможность создания более высокого натяжения спиц
 

P.S.Разделил на несколько частей- в один пост все не помещается, кому что интересно узнать спрашивайте, постараюсь ответить, если не здесь, то в следующем посте.
?

Комментарии (83)

+1
Шестигранные нипели никогда не видел.
avatar

B-race

+1
мне не понравилось работать с ними- не для любого обода подходят
avatar

AnzorShuhov

0
ДТ такие ставит в топовые вилсеты, годные ниппеля можно собирать колёса протягивая спицы ключом изнутри и не коцать наружные грани.
avatar

Despair

+5
И какую пользу можно извлечь из вашего материала кроме рекламы фирмы Са… м?
avatar

nilstisebe

+1
ну, я например, узнал про Polyax ниппели.
avatar

MaksymKikhtenko

+12
к сожалению подобных материалов от DT или Wheelsmith у меня нет поэтому в тексте только Sapim
avatar

AnzorShuhov

+2
а само описание сборки во второй части будет?
avatar

Knolly

+1
как собрать в три креста?
avatar

AnzorShuhov

+4
да мне хоть как, а то после слов «Поговорить я хочу о правильной сборке колес» я ничего такого и не нашел) ни про один крест, ни про два и не говоря уж про 3)

И еще было бы узнать отличие этих крестов и где какой лучше использовать и еще про какой то зонт на спешевских байках про который я очень много слышал, если ничего не путаю)
avatar

Knolly

0
А еще есть радиальная спицовка, и в 4-5 крестов))
avatar

AleksandrSimonov

+1
4 креста — это когда спицы есть только длинные, а собрать колесо надо:))
в 5 крестов — это… это жесть;))
avatar

blast

+1
в большинстве случаев именно так и происходит, но в теории
4 и 3 креста- колеса 20'
3 креста- колеса 24' и 26'
2 креста и радиальная спицовка — 28' или 700С
но увы не всегда получается придерживаться этого правила
avatar

AnzorShuhov

+1
700C и 700С — рознь. Например на найнере со стороны диска или шоссере под тяжелого человека тоже с радиалкой лучше не экспериментировать :) (ИМХО)
Да и 4 на 20" — это случайно не про времена, когда на бэмы шли обода с каким-то безумным числом спиц (вроде было такое раньше)?
avatar

Gourry

+2
переднее 700С спокойно можно собирать радиально, а заднее уже надо полутангенциально, у меня так колеса на шоссере собраны. для фиксы только в 3 креста заднее- из-за разнонаправленных нагрузок… в любом правиле есть исключения.
«Да и 4 на 20» — это случайно не про времена, когда на бэмы шли обода с каким-то безумным числом спиц (вроде было такое раньше)?" они самые хотя есть колеса на 36 спиц которые никак кроме 4 не соберешь
avatar

AnzorShuhov

+2
терпение, про кресты и прочее будет дальше, пока про спицы и нипели)
avatar

AnzorShuhov

+2
Зонта на спешах никакого нету, тупо спицуется по центру между фланцев втулки.
Зонт есть на колесах под другие рамы, там надо спицевать по центру втулки, т.к. ближе к правому фланцу.
avatar

B-race

0
зонта у спешей нет, т.к. у них смешение правого пера на 6мм.
avatar

blast

0
Анзор, ты не телепат случаем?)) Я только подумал, кто бы рассказал да показал, а ты уже и написал))
avatar

AleksandrSimonov

0
о чем тебе рассказать? :)
avatar

AnzorShuhov

0
ну, если честно, хз пока, о чем)) из того, что я уже вычитал, вроде и так все понятно. Тут скорее надо самому попробовать, а там уже ясно будет, чего не понятно… Щас вот станочек себе прикуплю, и попробую. Точнее, меня сейчас интересует даже не столько сборка, сколько протяжка. А то чарджеры, канешна, крутые колеса, но не для хт с моей нулевой техникой.
Но сам факт остается фактом — ты прям желания предвосхищаешь)
avatar

AleksandrSimonov

0
на самом деле текст я написал еще несколько месяцев назад, в ворде вышло 8 страниц :)
avatar

AnzorShuhov

0
Интересно скорее про сборку новое почитать. Но и за эту инфу большой плюс!
avatar

racerx

0
Расскажи пожалуйста как определить необходимую длину спиц? Есть калькулятор длины от сапим — www.sapim.be/spoke-calculator, но хз, там говорят если чё, то мы не при делах.
avatar

poed

0
Есть еще от ДТ калькулятор — spokes-calculator.dtswiss.com/Calculator.aspx, но он мне меньше нравится.
avatar

poed

+3
Сапимовский калькулятор самый понятный, в ближайшее время он должен обрести русский язык, то что «если чё, то мы не при делах» объясняется тем, что за то как точно все измеришь никто не несет ответственности.
Любой калькулятор требует размеры втулки и обода, у сапим в этом плане самый понятный калькулятор.
Number of spokes in the wheel- количество спиц в колесе
Number of crossings gear side- количество крестов со стороны драйвера/кассеты
Number of crossings non-gear side- количество крестов со стороны ротора(если втулка под дисковые тормоза)
3 креста классика самая универсальная
avatar

AnzorShuhov

0
А чем может грозить неверная длина спиц ±1-2мм? Точнее какая погрешность допустима для нормальной сборки? Или должно быть точно как калькулятор скажет?
avatar

poed

+3
±1 считается допустимой погрешностью
avatar

AnzorShuhov

0
В каких случаях целесообразно применять шестигранные нипеля?
(Сомнительно, что в отверстие в ободе одновременно поместятся шестигранный нипель и накидная головка, при сильном натяжении спицы)
avatar

SilentK

+6

для шестигранных нипелей нужен специальный ключ
такие нипели позволяют собирать колеса с очень высоким натяжением, где обычный квадратный верх начинает сворачивать или крошиться
avatar

AnzorShuhov

0
только они аллюминевые. как бы сами не сорвались)))
avatar

beleriand

+1
алюминиевые нипели идентичны по прочности латунным, так что можно и спицы порвать и обод испортить ничего не сорвав
avatar

AnzorShuhov

+2
Проблемы будут только при коротких спицах — у ниппеля отрывается шляпка.
avatar

skadi

0
ХОТЕТ на бэмик колеса натяжение овер9к.
avatar

B-race

+1
повырывает спицы из обода
avatar

AnzorShuhov

0
Я на всех ободах тянул до срыва нипелей, ниодну не вырвало.
avatar

B-race

0
у меня такие ниппели были в великах дорожных пр-ва ГДР, образца 80х-90х годов, с одинарными ободами
avatar

RomanAkentev

+6
хоть бы рассказал как длину спицы измерить, какие бывают ниппеля по длине, размеры резьбы, стандарты на спицы… а то реклама одна какая я то.

Но вобщем и целом достойно… плюсую
avatar

AlexPetzl

+2
длину спиц считает туча калькуляторов, как на сайте производителей так и в виде программ для пк и смартфонов.

размер резьбы на спицах и нипелях у всех производителей один, можно спокойно смешивать спицы и нипели от разных производителей. 99% спиц и нипелей на рынке имеют стандарт 14g, рассматривать 1% можно только из спортивного интереса разве что.

размер нипелей "-длина от 8 до 18 мм (стандартная 12 и 14 мм)" в тексте есть
«Для чего нужно такое количество различных нипелей?
Разная длинна
12мм стандартные нипели для профессиональной ручной сборки
14мм самая распространенная длина для машинной сборки
16мм для ряда специфических ободов, таких как Mavic UST»
тоже есть, найти в свободной продаже нипели остальных размеров достаточно проблематично.

у Sapim более 60 видов нипелей, а количество кастомных вариантов будет еще больше, один только их обзор займет рулон обоев, а если еще и спецификации спиц подключить… и это только 1 производитель
avatar

AnzorShuhov

0
ок ок
avatar

AlexPetzl

+1
Ну про материал ниппелей можно было бы всё-таки сказать пару слов имхо
avatar

lokki

-1
«Вот только небольшой список различий:
-материал изготовления (латунь или аллюминий)»
ровно пара слов :)
avatar

AnzorShuhov

+1
Ага. Весьма интересно будет прочитать про практику использования алюминиевых ниппелей, в каких условиях их нежелательно использовать, долговечность и тп.
Насколько вообще есть смысл в их применении?
Есть ли цветные латунные нипели?
И если несложно — то какой спицевой ключ порекомендуешь для стандартных алюм. ниппелей (с четырёхгранным корпусом)?
avatar

Chute

-14
раскрыть комментарий
avatar

beleriand

+1
Чейнлайн через логарифмы это серьезно))
avatar

AleksandrSimonov

-8
раскрыть комментарий
avatar

beleriand

+2
хм, зачем вообще компании держат инженеров которые только и занимаются тем, что считают какие то непонятные формулы. Если человек подходит чуть более серьезно к вопросу, что плохого?
avatar

andre

-7
раскрыть комментарий
avatar

beleriand

0
А «велослесарь» должен как попало делать или все таки придерживаться рекомендаций инженеров?
avatar

andre

0
он должен пользоваться знаниями инженеров. А не сидеть изучать цифры, это пусть изучает те, кто этим зарабатывает. Работа у велослесаря другая, понимаш? Хотя если нет клиентов и делать нефиг… то можно, наверное
avatar

beleriand

0
За пользования знаниями на тебе плюсик
avatar

andre

+13
ИМХО глупо гордиться своим невежеством
avatar

AnzorShuhov

-10
раскрыть комментарий
avatar

beleriand

+9
Мой гараж- я хуже кантрийщегов, я шоссейнег

помимо того что я могу рассчитать «величину нагрузок, ветрового сопротивления, продольного растяжения и прочей ерунды» я понимаю для чего их нужно рассчитывать и понимаю чем одни компоненты лучше других
avatar

AnzorShuhov

-8
раскрыть комментарий
avatar

beleriand

+4
Не нравится — не считай, в чем проблема то?
Что ты пытаешься тут навязать, да и еще как то нелепо оскорбить?))
Быдлом и дураком себя выставил вполне удачно.
avatar

B-race

-1
оскорблять?.. хм, да вроде не было в мыслях. Возможно так сложились предложения…
avatar

beleriand

+4
Ну возможно стоит мыслями то обзавестись сначало, а потом по клавишам долбить.
avatar

B-race

-11
раскрыть комментарий
avatar

beleriand

+5
в гравити сегменте 95% ничего не знает о железе на котором ездит, некоторые даже понять не могут как правильно сидеть на велосипеде, но это не значит что нет 5% людей реально понимающих что для чего нужно.

у шатунов помимо длины есть еще величина называемая Q фактор, но о ней знают считанные единицы, а что это дает на практике понимает еще меньше людей. а это уже профессиональный спорт к которому старается причислить себя каждый.

никто не мешает собирать железо под цвет шнурков, но не стоит этим так гордиться

avatar

AnzorShuhov

-9
раскрыть комментарий
avatar

beleriand

+5
О да, москвичи они такие.
Покажи всем свои комплексы)
avatar

B-race

+3
ахаха ))) О да! Вот про москвичей в самую точку ))
avatar

andre

-6
раскрыть комментарий
avatar

beleriand

0
Не русские москали точно точно, они все такие. Понаехали и считают себя уже кем то! Мрак вообще!
avatar

andre

+4
я не москвич, а понаехалитутвсякиеиззажопинсковсвоих

к чему делать опросы когда достаточно почитать ресурсы тематические где полно простых ребят в стиле «Гордись, чо. Ты часом не кантрийщег?» которым ничего не нужно узнавать потому что " Я уже высказал свое мнение, не менее опытного механика (об этом говорят не цифры и инетгралы, а статистика), и мне плевать, как к нему относятся остальные. Точно также, как плевать на таких «знатоков-железечников»."
avatar

AnzorShuhov

-1
хорошо, хоть в мото таких умников днем с огнем не сыскать.
avatar

beleriand

0
Апсолютно верно. Подпишусь под каждым словом.
avatar

Aigo

0
Как-то да, из названия темы ожидал чего-то бОльшего увидеть.
Посмотрим, что в следующих частях будет.

(как мастер меня в Германии в 99м году научил колёса собирать, так с тех пор сам и собираю).
avatar

Lenin_TG

0
Автор, пиши еще!
avatar

Sniff

0
С интересом ожидаю следующей части.
avatar

AlekseyDemenev

0
Анзор, есть вопрос касаемо спиц dt champion и dt competition последние имеют переменную толщину 2-1.8, судя из этого поста «компи» дают колесу эластичность засчет чего оно живет долше? просто я всегда думал что из за сильного натяга спицы с переменным сечением растягиваются больше и колесо после этого приходится подтягивать(обязательный натяг после сборки не берем), да и при уборках более тонкие не выдерживают скручивания и растягиваются(расслабляются) тобишь дают волю в скручивании самому ободу. Я прав или нет?
avatar

NixonElite

+1
да, одним из преимуществ спиц с переменным сечением, помимо веса, является их эластичность, плюс в таких спицах используются более «дорогие» сплавы, которых нет в обычных спицах с постоянным сечением. К сожалению не располагаю данными по DT, но у Sapim CX-Ray способны под нагрузкой растягиваться до 2 мм и возвращаться в исходное состояние, поэтому использование этих спиц допустимо во всех дисциплинах без ограничений, а при сборке на Super Spoke рекомендуется брать спицы на 2 мм меньше значений выданных калькулятором…
Одной из проблем спиц с переменным сечение является их скручивание при сборке колеса, из-за этого они получают лишнюю нагрузку и при эксплуатации уже ведут себя хуже. В общем то на сколько будут живучи такие колеса зависит в большей степени от мастера.
avatar

AnzorShuhov

+1
А что есть про титановые спицЫ какие к ним идут нипеля и про совместимость материалов?
avatar

grigri

0
они вродь как для кк, и то с определенным натягом надо собирать, один гемор тока
avatar

NixonElite

+1
В триале активно используются замороченными на весе триальщиками! Для ДХ конечно бред.
avatar

grigri

+1
про титан у меня данных нет, мое мнение что это такой же пережиток прошлого как и титановые рамы в век карбона, плюс существуют модели спиц легче и прочнее титана
avatar

AnzorShuhov

0
А сборка методом «закрутил-отпустил» не помогает? Т.е. чтобы «закрученность» обратным движением уменьшить?
avatar

lokki

+1
Начало интересное… Спасибо.

То, что алю-ниппели легче — очевидно. То, что хорошим инструментом и прямыми руками — понятно… Хотелось бы внятного объяснения комплекса многих именитых механиков «только латунь 14 мм, остальное — от беса».

А ещё, хотелось бы анализа алгоритма подбора не только длины (калькулятор посчитает), но и схемы спицовки-выбора спиц в зависимости от назначения колеса, типов ободов, втулок…
avatar

MikhailKovnatski

+1
Использую для эндуро алю нипеля 12 стоят не крякают! Если вес до 80 то вполне нормально стоят. Механникам геморой не нужен 14 это стабильность без головной боли, а у клиента могут быть разные заморочки при хреновой технике и кабаньем весе алю нипеля… Я бы на месте механников таким клиентам делал без гарантий хочет пожалуйста! А свои колёса просто на продажу кто будет на другие собирать? Они же не враги себе…
avatar

grigri

0
Тоже волнует этот вопрос. Первое, что приходит в голову — некоторые ал. сплавы и сталь являются гальванической парой, соответственно можно получить либо гемор с коррозией, либо гемор с отвинчиванием(если от души смазать), но, вроде как, небезызвестная продукция марки Loctite может решить эту проблему. Место контакта ниппеля с пистоном обода(а так же обода без пистона Ал+Ал) тоже не стоит забывать.
Стоит отметить, что латунь(ниппели все таки латунные или бронзовые) и ал. сплавы тоже гальваническая пара, но ниппели имеют покрытие(никелированные вроде как).
А еще интересно, все таки стоит ли смазывать спицы при спицовке в латунные(бронзовые) ниппели? Вроде как антифрикционный материал, как бы не раскрутились, да и Шелдон Браун однозначного ответа не дает.
Короче, жду дальнейших статей.
avatar

Ilya

+1
Аналогично интересует вопрос алюминиевых ниппелей в непистонированном ободе.

Сталь с алюминием не так страшно, как медь с алюминием, например.
avatar

skadi

0
Я имел ввиду не чистый ал., а сплавы — уточнил, может даже найду какие.
Хотя в интернете пишут и про чистый ал.
Короче, толком ничего не нашел, но не рекомендуют клепать алюминиевыми(образно) заклепками стальные листы и тому подобное, конечно, это советы строителям с их годами эксплуатации и погодными условиями.
avatar

Ilya

+3
Про спицевые ключи еще не забудь расписать;)
avatar

Gourry

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.