[we are] the road crewFAQ по сборке колес (часть третья)


Продолжаю рассказ о сборке колес, предыдущие части можно прочесть здесь: первая часть и вторая часть

После написания двух предыдущих постов я столкнулся с тем, что многие стали писать мне в личку и просить рассчитать длину спиц или спрашивать как это сделать. Действительно подбор длины спиц это проблема с которой сталкиваются многие. Итак как же это сделать?
Прежде всего вам понадобится калькулятор.
В сети можно найти множество подобных программ:
-в гуглплее имеется достаточно хороший калькулятор для андроид, что приятно в настройках присутствует русский язык.

 

-на сайте Sapim требующий проводить обмеры обода и втулки, дизайн этого калькулятора наиболее просто и понятен
-на сайте DT также имеется свой калькулятор с базой по размерам ободов и втулок, к сожалению она достаточно ограничена и приходится считать все в ручную, благо такая возможность предусмотрена.
-также есть отдельная программа для ПК под названием SpoCalc, достаточно удобная и не требующая наличия интернета, многие с ней знакомы.

 

Не важно каким калькулятором будете пользоваться вы, важно то насколько точными будут данные используемые вами данные, а это уже зависит от ваших измерительных инструментов.
Я пользуюсь цифровым штангенциркулем, рулеткой (куплена в палатке роспечать и удобна за счет своих размеров) и строительным линейкой-уголком.



Если назначение и применение первых друх инструментов понятно сразу и в объяснении не требуется, то про уголок скажу отдельно. Во всех калькуляторах требуются значение расстояния от фланца до контргайки, а в некоторых еще и необходимо смещение отверстий в ободе, именно для вычисления этих величин такой уголок оказывается идеальным решением.



Что и как измерярь зависит от конкретного калькулятора и данных необходимых для его работы.
 
 Самые точные результаты вы сможете получить только после того как соберете несколько колес и научитесь компенсировать погрешности, неизбежно возникающие при измерениях. При самой идеальной подборке длины спиц они не будут выходить наружу из ниппелей и будут заподлицо с пропилом на шляпке, отклонения в обе стороны где-то на 1мм не являются чем-то криминальным и являются допустимыми.
 Итак вы закончили танцы с бубном и измерениями, получив искомые размеры, теперь возникает второй по частоте вопрос- какие спицы использовать?
 Для многих решающим является стоимость самих спиц и колеса в итоге, но модельная линейка любого производителя не ограничивается только спицами постоянного сечения и часто о назначении тех или иных спиц приходится только догадываться. У Sapim есть такая подсказочка.
 


 Деление на дисциплны довольно условно- никто не мешает использовать спицы Strong для DH, а для кого-то они окажутся наиболее оптимальны благодаря тому, что рассчитаны на использование в «грузовых» велосипедах и способны эффективно противостоять достаточно высоким нагрузкам при длительном использовании. Так же стоит отметить что спицы Laser и CX-Ray требуют от мастера наличия определенных навыков и инструментов. 
 На этом заканчивается «бесполезная теория» и начинается непосредственно сама сборка колеса.
Первое, что следует проверить, уже имея на руках все необходимые составные колеса, это то насколько спицы подходят ко втулке. Сделать это достаточно просто- достаточно расположить втулку вертикально и вставить спицу во фланец.



Если все в порядке- спица займет положение под углом 90 градусов к оси втулки. В случае когда фланец толще или тоньше чем загиб спицы этого не произойдет. С ситуацией когда фланец оказывается слишком толстым ничего сделать не удастся, а вот когда он слишком тонкий можно все исправить подложив под шляпку спицы специальную шайбочку. Её толщина составляет порядка 0,5 мм, а размером она чуть больше шляпки спицы.

 

 Данная процедура необходима для того, чтобы уменьшить нагрузку на загиб спицы, который является местом скопления нагрузки. В случаях когда толщина фланцев не совпадает с длиной загиба  значительно увеличивается риск поломки спиц именно на их сгибе. В большинстве случаев у вас не возникнет никаких пробдем- толщина фланцев аллюминиевых втулок равна 2 мм и идти на такие ухищрения приходится только со стальными втулками, их фланцы часто тоньше.

 Как я уже говорил в предыдущем посте: «Старайтесь использовать как можно более короткие ниппели, но достаточно длинные для данного случая. Высоту ниппелей определяет толщина стенок обода.»

 В большинстве своем обода встречающиеся в продаже имеют пистонирование, которое уменьшает трение между ободом и ниппелем при сборке (сейчас нам интересен только этот аспект) и предотвращает его повреждение об острые кромки обода. Но что делать когда обода непистонированные? Для этого есть вот такие шайбы.



 Они имеют сферическую форму, что позволяет использовать их с ниппелями Sapim Polyax. Особенно актуальны они оказываются с ободами у которых отверстия для ниппелей изобилуют заусенцами, которые приводят к достаточно сильным повреждениям шляпки ниппеля. Также они снижают трение между ниппелем и ободом на 50%, что положительно сказывается при протяжке колеса.

 Разобравшись со всеми шайбочками и тем на сколько подходят все детали друг к другу пора приступать к сборке колеса. Здесь нет абсолютно правильной и идеальной схемы- сколько людей столько и мнений, главное чтобы то как вы это делаете устраивало по скорости, качеству и удобству. Вы можете собирать колеса слева на право или сверху вниз, как угодно- главное это конечное качество готового колеса, оно должно всегда быть неизменно высоким.

 Я вкратце расскажу какого метода придерживаюсь сам.
 В первую очередь я собираю сторону с драйвером, при сборке заднего колеса, или сторону с креплением для тормозного диска, при сборке переднего колеса. Алгоритм полностью идентичен.
Сборка начинается с толкающих спиц (шляпки смотрят наружу). Первая спица всегда вставляется в отверстие слева он ниппеля камеры.

 

Последующие располагаются через 1 отверстие во втулке и через 3 в ободе. Промежуточный вариант выглядит так.



 После этого необходимо «закрутить» втулку со спицами, на этом этапе многие сбиваются. Делается это просто- поворотом втулки против часовой стрелки.

 

После этого вставляется 1 тянущая спица, в любое из свободных отверстий во втулке с этой стороны.



 Располагается она в противоположном направлении, пересекаясь с тремя толкающими спицами (это и есть пресловутые три креста) с двумя спицами  она пересекается оставаясь в своей плоскости, а в месте пересечения с третьей она заходит под нее. Наличие перехлеста на третьем кресте является строго необходимым- снижается вибрация спиц в готовом колесе, что предотвращает самораскручивание ниппелей, а также это увеличивает жесткость готового колеса. В ободе она располагается через 1 свободное отверстие от толкающих, т.е. с каждой стороны остается 1 свободное отверстие.

 После того как одна сторона собрана в таком виде (все толкающие спицы стоят на своих местах и установлена 1 тянущая) начинается сборка противоположной стороны и снова здесь собираются толкающие спицы. Задать правильное направление помогает наличие толкающей спицы с противоположной стороны.

 

В зависимости от того какое колесо вы собираете будет зависеть  дальнейший ход действий.
 Если вы собираете заднее колесо для использования с дисковым тормозом то расположив спицу как на фотографии, необходимо направить ее параллельно тянущей спице с противоположной стороны. В ободе она фиксируется в свободном отверстии справа от тянущей спицы.
 Если вы собираете заднее колесо для использования с дисковым тормозом, или колеса для ободных тормозов- вставленная спица направляется параллельно толкающей с противоположной стороны.  В ободе она фиксируется в свободном отверстии слева от толкающей спицы.

 Заспицованное колесо для дисковых колес будет иметь расположение спиц как на картинке. Стрелками указано направление качения колеса.

 

 На колесах для ободных тормозов правая и левая сторона будет выглядеть как на картинке №1. Происходит это из-за отсутствия скручивающей нагрузки возникающей от дискового тормоза.

 Как протягивать колеса я не стану рассказывать подробно, скажу только, что со спицами необходимой длинны достаточно всего навсего сделать равное количество оборотов на каждом ниппеле и вы получите идеально ровное колесо с равным натяжением спиц. Но увы все это так работает только в идеальном мире и на бумаге, на практике очень часто приходится перепротягивать отдельные спицы до достижения идеального результата. Даже если вам удалось собрать ровное колесо в домашних условиях, это не дает гарантий о том что натяжение спиц везде равномерно, а именно этот параметр определяет его живучесть- здесь действует правило слабого звена. То же само правило действует и при исправлении колес- помимо восстановления формы колес всегда необходимо выравнивать натяжение спиц, иначе все придется делать через достаточно короткий промежуток времени.

 Немного о ремонте колес: очень часто трещины на ободе говорят о его дальнейшей непригодности, но возможности заменить обод сразу нет. В такой ситуации временным лечением являются вот такие шайбы.
 

Для двойных ободов



Для одинарных ободов



Собственно единственная функция, для чего они нужны, это перераспределение награзки от ниппеля на большую площадь обода.

P.S. 
Приношу извинения за опечатки и нелогизмы- пост крэшился несколько раз.

P.P.S.
Инструменты, спицы, ниппели и шайбочки Sapim фигурирующие в этих постах можно свободно приобрести в Mtbshop.ru.
?

Комментарии (44)

+2
Думаю было бы неплохо еще упомянуть, что встречаются обода, в которых отверстия немного разнесены через один, к тому или другому краю обода. И что не всегда необходимое отверстие находится сразу от отверстия нипеля) А при неправильном выборе стороны происходит дополнительный нежелательный изгиб спицы возле нипеля =)
avatar

ervin

0
есть еще обода у которых дырки засверлены под углом и с кросслейсом, но это уже совсем страх и ужас
avatar

AnzorShuhov

0
Не встречал таких) А разнос по сторонам отверстий встречается достаточно часто)
avatar

ervin

+7


такие ады творятся в ВМХ вселенной
avatar

AnzorShuhov

0
ух ты! Спасибо, просветил))
avatar

ervin

0
в чем плюсы кросслейс-спицовки?
avatar

skadi

+1
увеличивается жесткость колеса, но возрастает нагрузка на фланцы, некоторые производители не рекомендуют так спицевать свои втулки
avatar

AnzorShuhov

0
Плохо понимаю, как длина ниппеля сязана с изгибом (углом захода) спицы… По моему это зависит только от диаметра фланцев и кол-ва крестов.
avatar

Chute

0
даже в одном колесе бывают ниппели из которых спица выходит под углом, а в остальных такого нет. такое происходит потому, что дырки в ободе сверлят перпендикулярно, без учета угла наклона спиц в готовом колесе, и ниппель стремится занять именно такое положение, а находясь под нагрузкой он уже не может выровняться по спице.

действительно угол зависит от фланцев и крестов об этом сказано во второй части twentysix.ru/blog/WE_ARE/106367.html
avatar

AnzorShuhov

0
"
Если вы собираете заднее колесо для использования с дисковым тормозом то расположив спицу как на фотографии, необходимо направить ее параллельно тянущей спице с противоположной стороны. В ободе она фиксируется в свободном отверстии справа от тянущей спицы.
Если вы собираете заднее колесо для использования с дисковым тормозом, или колеса для ободных тормозов- вставленная спица направляется параллельно толкающей с противоположной стороны. В ободе она фиксируется в свободном отверстии слева от толкающей спицы.
"
опечатка? или для дисковых можно и так и эдак?
avatar

raskladnoy

0
на заднем меняется расположение тянущих и толкающих из-за разного направления нагрузки возникающей от тормоза и драйвера(драйвер закручивает колесо в направлении движения, тормоз против) на переднем колесе только тормоз создает нагрузку на скручивание, поэтому не происходит смены положения тянущих и толкающих спиц.
avatar

AnzorShuhov

0
ты прочитай, что процитировано и исправь, пожалуйста, а то у меня мозг сейчас через нос выльется
avatar

raskladnoy

0
у меня уже за сегодня у самого мозг подвытек немного пока написал все это
avatar

AnzorShuhov

+1
если совсем просто
на заднем отправляешь спицу направо
на переднем налево
avatar

AnzorShuhov

0
Про шайбы на обод, которые ставят при возникновении трещин не знал.
Спасибо за статью.
avatar

delysli

0
нужно еще чтоб, шов на ободе спицы стягивали а не растаскивали, и чтоб в дырочку от ниппеля было видно название втулки))
avatar

Romirezz

0
Кстати, как воткнуть так, чтобы второй пункт выполнялся — это интересно :):)
avatar

Gourry

+2
годы практики научат делать это делать безошибочно)
avatar

AnzorShuhov

+1
twentysix.ru/blog/WE_ARE/106367.html
>Многие ошибочно стараются разместить “крест” напротив шва обода (при сборке колес на 32 дырки), полагая что колесо станет благодаря этому прочнее. На самомо деле этот крест ни на что не влияет и в итоге из-за такой сборки только становится труднее подлезть с насосом к камере.
> Суммарное натяжение всех спиц в колесе может достигать 4 тонн и более.
avatar

AnzorShuhov

+1
мне механик этот пункт когда-то очень просто объяснил «на пальцах» — находишь двустворчатую дверь, берешься за ручки двери обеими руками и открываешь-закрываешь. потом то же самое, но руки держишь крест-накрест — разницы в усилии закрытия нету, но неудобно же)))
avatar

MaksymKikhtenko

+2
Мне ответили еще проще: «как ты думаешь, при силе в четыре тонны имеет ли вообще значение расположен крест на шве или нет?»
Плохое качество обода никакая спицовка не спасет.
avatar

AnzorShuhov

0
Откудо взялось 4 тонны? 
avatar

ValeryLiasneuski

0
Зря вы в тянущие-нетянущие ударились, в шайбы какие-то.

Первое накрайняк формулируется правилом «шляпки смотрят внутрь у тех спиц, на которые приходится бОльшая нагрузка по сравнению с соседними на фланце».

Не могу представить себе, кто будет использовать шайбы при трескающемся ободе — надо менять, зачем заниматься разборкой — установкой шайб — сборкой, если через N километров обод будет гарантированно заменен? Одно или два отверстия никогда не трескаются в одиночку, вылетает весь обод постепенно.

Изгиб спицы у обода или фланца? Это не тот фактор, который влияет на итоговую прочность больше всего при сборке колеса новичком.
avatar

skadi

+1
Данная серия постов не инструкция по сборке колес для новичков, такого барахла и без меня хватает и при этом не все эти видео правильны. В первом видео колесо в итоге вообще собрано неправильно.





Шайбами пользуюсь я, когда приносят колесо на исправление восьмерки и я вижу первые признаки трещин в ободе, колесо исправляется, а владелец об этом информируется.

Изгиб у фланца и обода это не самые критичные факторы влияющие на качество колес, но их значение не столь мало чтобы оставить их без внимания.
avatar

AnzorShuhov

0
>Шайбами пользуюсь я, когда приносят колесо на исправление восьмерки и я вижу первые признаки трещин в ободе, колесо исправляется, а владелец об этом информируется<
Вы понимаете, что в этом случае берете на себя ответственнось за последствия (может даже летальный исход) такой эксплуатации?
avatar

ValeryLiasneuski

0
еще такой вопрос -ширина расположения фланцев и их высота как то влияют на прочность?
avatar

misterdx

0
Теоретически- да, на сколько это выраженно на практике сказать тяжело
avatar

AnzorShuhov

0
Все виднли какие-нибудь антены. Чем шире растяжки, тем устойчевей стоят.
avatar

ValeryLiasneuski

0
Вай мои картинки от шимановской спицовки пригодились.
avatar

Lexapskov

0
Да, спасибо за наводку, долго не мог именно ее найти
avatar

AnzorShuhov

+2
Ещё вот такая есть —
avatar

Chute

0
Настоящие суровые парни собирают именно так:


avatar

lifegiver

0
Негодуэ при виде бумажек и зелёной изоленты. Наше всё — это хомуты :), они позволяют настраивать колесо точнее и эстетичнее.
avatar

Chute

0
Схему в студию )
avatar

lifegiver

+1
Всё просто — затягиваешь хомут на перо, и обрезаешь его так, чтобы он касался тормозной поверхности обода (контроль «восьмёрки»), а второй хомут — на «подкову» рамы, так, чтоб он качался одного из краёв обода (контроль «яйца»).
«Зонт» проверяем переворачиванием колеса в вилке/раме.
Хотя Анзоровская картинка по любому многократно круче…
avatar

Chute

+11
расслабьтесь, ребята

avatar

AnzorShuhov

0
какая крутанская приспособа!!! :)
еще бы надо зубочистку или спичку в колесико регулировки разводного ключа — чтобы не сползала настройка ширины ;)
avatar

MaksymKikhtenko

+5
Простите, не удержался, У меня все еще пятница.


avatar

Black_Thrush

0
+500 к видюшке :)
Последний раз редактировалось
avatar

ValeryLiasneuski

+1
Интересно кто нибудь пробовал Sapim Super Spokes? Производитель заявляет что они просто волшебными характеристиками обладают и весом, меньше чем CX-Ray даже.
avatar

vsmo

0
«Так же стоит отметить что спицы Laser и CX-Ray требуют от мастера наличия определенных навыков и инструментов.»
можно уточнить нюансы для этих спиц?
avatar

Sergewar

0
как правильно измерить длину Jобразных спиц? от центра шляпки?
avatar

DenisV

0
Возьмите изметье как обычно меряется, диаметр спицы разделите на 2 и приплюсуйте к полученному измерению.
Только на кой это сдалось?
avatar

ValeryLiasneuski

0
Может не внимательно все три раздела прочитал, но что-то не понял, как опрелеляется количество крестов сборки?
Спасибо.
avatar

ValeryLiasneuski

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.