Велопробег — Specialized Stumpjumper 2016 - первые впечатления
На twentysix.ru уже писали о новых трейловых Stumpy FSR — Миша в своей статье достаточно подробно описал изменения, которые получил в 2016м году один из самых популярных двухподвесов Specialized. Осталось ответить на самый главный вопрос — как это все работает в реальной жизни. Для этого мы и отправились в Леоганг, на ежегодную презентацию новой линейки.
Прежде всего нужно напомнить, что, поскольку хорошего велосипеда должно быть много, стампджамперов теперь столько, что в них можно запутаться. Загибайте пальцы:
1. Stumpjumper FSR 650b
2. Stumpjumper FSR 29er
3. Stumpjumper FSR 6Fattie
При этом стампи бывают как карбоновые, так и алюминиевые, каждый из них существует в нескольких версиях (Comp, Elite, Expert, S-Works), а еще есть велосипеды под названием Rhyme. Specialized предпочитает избегать прямого сравнения мужской и женской линеек, говоря что это разные велосипеды и такие сравнения не очень корректны, но достаточно беглого взгляда на геометрию и навеску чтобы понять, что Rhyme — это Stumpjumper для девушек. Линейка Rhyme поменьше, но они тоже бывают карбоновыми и алюминиевыми и используют колеса стандарта 650b либо 27.5+ (версии 6Fattie). Таким образом, велосипедов получается огромное количество — я насчитал 20 версий байков в сборе, а также 5 рам. И да, мы по-прежнему говорим о фактически одном велосипеде :)
Поскольку времени на тесты было не очень много,
Прежде всего остановимся на всяких интересных штуковинах — благо пока кабинка подъемника едет вверх, времени на это предостаточно.
Оба наших друга на ближайшие пару часов — в версии Expert, что означает массу всего интересного от грандов велоиндустрии. Не S-Works, конечно, но тем не менее все, что может привести в ужас ретроградов и поклонников версии «маркетологи правят миром» здесь присутствует в полном объеме.
Прежде всего это тот самый SWAT Door. Можно просто «бардачок», эстеты могут именовать его «перчаточным ящиком». Идея на самом деле проста, как и все гениальное — с одной стороны, места внутри современных рам полно и грех его не использовать. С другой — карбон вполне позволяет делать такие вещи без излишнего утяжеления конструкции. На самом деле Specialized уже несколько лет эксплуатирует похожую идею в разделочнике SHIV, монструозная нижняя труба которого выполняет роль резервуара для воды — как гидратор, только не надо везти с собой рюкзак, питьевая трубка выходит прямо из рамы. И вот ее дальнейшая реализация, теперь и для горных велосипедов. В нижней трубе рамы сделана специальная «дверь» на защелках.
Открыв ее, райдер получает доступ во всю нижнюю трубу — вверх можно запихивать добро хоть до рулевого стакана, а чтобы оно не провалилось в каретку, внизу предусмотрена специальная сеточка-заглушка. Объем действительно приличный — насос, пара камер, инструменты исчезают там без следа. Боитесь, что напиханное будет греметь? Специально для предотвращения неприятных звуков в комплекте идут два чехла из толстого неопрена со множеством отделений — раскладываем все в них, сворачиваем и вуаля — все тихо. Без преувеличения прекрасное решение, я бы не отказался от него в своей раме. Главное не стоит даже думать о самостоятельном дыроделании — нижние трубы рам с SWAT Door соответствующим образом усилены и отличаются от труб рам, в которых нет дверцы.
С 11-скоростными трансмиссиями от SRAM знакомы уже практически все, кому интересны трейлы и эндуро. В данном случае мы имеем дело с X01 — и да, она по-прежнему любит точную настройку и привередлива к состоянию тросиков, благо с этим у тестовых байков проблем нет. В качестве реверанса в сторону тех, кто не доверяет звездам Narrow Wide — микроуспокоитель цепи. Выглядит скорее как атавизм и желающие могут от него избавиться, но, когда ваша звезда износится и уже не будет держать цепь как прежде, настанет и его время.
Обращает на себя внимание новое поколение регулируемого поддельного штыря от Specialized. Из явно видимых плюсов — новая манетка. Она заметно удобнее старых, плюс подводку тросика к ней наконец-то проектировал человек, знакомый с тем, что при сильном изгибе рубашки имеют обыкновение трескаться. Тут, в общем, зачет.
Что же касается самого подседельника — он по-прежнему имеет фиксированные положения, зато их теперь аж 12 штук. С одной стороны, не очень понятно, по каким соображениям регулировку нельзя сделать бесступенчатой, с другой — 12 позиций это серьезная заявка на то, что еще через пару поколений штыри будут фиксироваться там, где хочется райдеру, а не инженерам Specialized. Примерно как у всех конкурентов. В любом случае, штырь стал однозначно лучше, и это радует.
За поведение заднего колеса на неровностях отличает хорошо знакомый всем Fox Float Factory CTD. Без брэйна само-собой — в Specialized считают, что на таких байках он не нужен, ибо их кайф не в безыдейном вкручивании, и, надо отметить, совершенно правильно делают.
Зато амортизатор имеет кастомные настройки специально под эту раму, а также клапан автосэга, облегчающий настройку подвески. Эта система применяется уже не первый год, и она проста и надежна. Это что касается плюсов амортизатора. Минусы, кстати, тоже вполне традиционны. Тут нужно понимать, что у тестовых велосипедов мы были далеко не первые. И даже не десятые. На протяжении нескольких недель перед нами бедные Specialized мучили все кому не лень (кататься в лайкре на Demo 8 — я бы на месте байка развалился просто от унижения, а это далеко не самое печальное, что случалось с этими велосипедами). По факту столько жести обычным велосипедам достается за пару сезонов. Конечно, велосипеды стараются содержать в порядке, настраивать трансмиссии, мыть, чистить и т.д. Но все равно что-то за этот срок непременно умирает. И зачастую этим чем-то оказывается именно задний амортизатор Fox. На первом экземпляре Стампи, к примеру, регулировки не работали вообще. У второго не работала блокировка — но вверх я крутить не планировал, так что это меня вполне устроило. Это я к тому, что не забывайте носить ваш задний амортизатор Fox в сервис (или перебирать его самостоятельно) хотя бы раз в сезон, они это любят.
Начали мы, как водится, с самого верха — с знакомой многим трассы Hangman. Если нижняя ее часть — Hangman II, идущая от средней станции подъемника до низа это достаточно безыдейная парковая трасса с контруклонами и кочками, то верх — совсем другая история. Секция с контруклонами есть и там, но все остальное — это 2,5 километра техничного синглтрека с перепадом высоты в 450 метров, жесткими корневыми секциями, дропами, съезжалками, на которых и даунхильный байк оказывается не лишним. В общем то, что надо для того, чтобы ответить на вопрос о совместимости Stumpjumper с ездой вниз.
Сначала байк показался даже чересчур нервным. Уже два года я попеременно езжу на двух Specialized Enduro — оба моего размера М, но один из них с колесами 26", а другой — 29" версия. Мой фаворит — 26" Enduro, который ощущается более живым и вертким, чем большеколесный собрат. А новый Stumpy 650b еще более активный — посадка очень похожа на ту, к которой я привык на Enduro, но угол рулевой менее завален и это ощущается — там, где на Enduro проще проехать прямо, Stumpjumper вполне себе способен повернуть и делает это с удовольствием. И даже достаточно узкий по современным меркам (750мм) стоковый руль с низким 10мм подъемом этому не очень сильно мешает. Хотя, пожалуй, именно он был бы единственным компонентом, который бы я поменял сразу после покупки. В начале мне не хватало сцепления, но после технической остановки и стравливания лишнего давления из колес все стало отлично.
Попутно я закрутил регулировку компрессии еще на полтора оборота (изначально у Pike я закручиваю ее на два оборота, а дальше смотрю по обстоятельствам) для предотвращения эффекта «проваливания» вилки в поворотах и при торможениях — на мой взгляд, у Pike, неважно RC у вас, или RC3, эта крутилка очень важна и я рекомендую поиграться с ней и использовать ее.
Несколько минут привыкания и все встало на свои места — велосипед хорошо сбалансирован, отлично едет вниз, а не хватить ходов подвески и углов рамы может разве что на очень серьезных уклонах и больших неровностях, с которыми большинство из читающих эту статью просто не столкнется. Во всяком случае на таком велосипеде. В остальном налицо радикальная смена имиджа. Предыдущий Stumpjumper был классическим представителем первого поколения эндуро и трейловых байков, стремительно становящегося олдскулом — приличный ход подвески сочетался с без пяти минут кросс-кантрийными углами, длинными перьями и приближенной к кросс-кантрийной посадкой, что, конечно, не давало возможности полноценного использования велосипеда на спусках. Именно поэтому, кстати, два года назад я выбрал Enduro, решив, что ориентированная на спуск геометрия важнее, чем немного избыточный ход подвески, которого, как известно, зачастую много не бывает.
Новинка же — отличный, современный трейловый байк, возможностей которого с запасом хватит и для эндуро-трасс, если, конечно, вы не планируете выигрывать этапы EWS. Более того — на роль универсального байка для тех, кто использует велосипед как для трейлов, так и для всевозможных мини-даунхиллов, он подойдет даже лучше, чем Enduro. Stumpy легче, маневреннее, и на нем действительно постоянно хочется что-то делать — выпрыгивать из поворотов, перепрыгивать корни, экспериментировать с прохождением плоских поворотов «на бензобаке» © и т.д. Единственное, что вызывало у меня опасения — угол рулевой, в итоге оказалось как раз в тему — с одной стороны велосипед не ленится поворачивать, а с другой — хорошо едет вниз. И в воздухе велосипед очень предсказуем.
Что касается Rhyme — у Саши остались схожие впечатления, за исключением одного момента. Крайне странно видеть на таком велосипеде достаточно длинный вынос, но еще страннее — 720мм руль. Причем опять же с низким подъемом. Да, это женская модель и все такое, но учитывая ее предназначение, смело можно рассчитывать на то, что ее выберут в том числе и опытные райдеры. А, если мы говорим о эндуро, то даже 780мм рули не являются там чем-то из ряда вон выходящим. Даже у девушек. Более того — именно стоковый руль на Rhyme серьезно ограничивает способность велосипеда ехать вниз. И если с 750мм рулем Stumpy еще можно что-то делать, то его 720мм версия уже совсем неудобна. Вердикт Саши — «на следующий сезон я очень хочу себе этот велик. Но руль с выносом нужно менять сразу же, с ними ехать вниз очень сложно». Добавить, в принципе, тут больше нечего.
Через какое-то время я окончально поверил в Stumpy и настало время прокатиться по трассе Кубка Мира по даунхиллу. На самом деле звучит это страшнее, чем выглядит — быстро ехать по ней сложно, в чем я уже неоднократно убеждался, причем пока трасса меня побеждает — наша предыдущая встреча закончилась моей опухшей ногой, тремя днями передвижения с палочкой и обидным DNS напротив моей фамилии на этапе iXS Cup. А вот если ехать аккуратно, то все там прекрасно проезжается. И на Stumpy в том числе. Со спущенным задним колесом. Я до сих пор не знаю, где умудрился его пробить — возможно еще на предыдущей трассе. Так или иначе, после первых трамплинов я почувствовал что с байком что-то не то. А после очередного поворота все стало понятно. Я остановился, грустно потрогал покрышку, убедившись что воздуха в ней не осталось, и аккуратно поехал дальше — в любом случае трасса даунхилла это самый короткий путь вниз.
И вот здесь надо сказать большое спасибо колесам Roval. Stumpjumper щеголяет новейшей трейловой версией этих колес с модными широкими ободами — внутренняя ширина 29мм. Прежде всего — покрышка с них так и не слетела, дав мне возможность спуститься вниз и прокрутить километр по асфальту до места, где хранились тестовые велосипеды. Само же колесо стойко выдержало все издевательства — доехав до финиша и вспоминая удары по нему от камней и во время приземлений (я еще и трамплины прыгал, благо там столы, а байк вроде едет, хоть и не быстро), я боялся даже смотреть на него. Но нет — спицы на месте, восьмерки нет и даже заметных вмятин на ободе так и не появилось, чему я удивился больше всего. В общем, стресс-тест Roval Traverse прошли крайне успешно — если раньше я никогда особо не рассматривал их как вариант для своего велосипеда, несмотря на то, что вилсеты продаются отдельно, то теперь есть, о чем задуматься. Во всяком случае, заниматься такими вещами на своих Crossmax Enduro я бы точно не рискнул — обода Mavic таких вольностей не прощают. За колеса, таким образом, Specialized получает очень жирный плюс.
Резюмируя. В Specialized проделали действительно большую работу и я могу назвать по крайней мере один велосипед, для которого появление нового Stumpjumper станет неприятным событием. Как ни странно, это тоже Specialized, но другой, и имя его — Enduro. Разумеется, сам Specialized будет всячески избегать таких сравнений, но, положа руку на сердце — с появлением нового Stumpy трудно не задуматься о нем, выбирая Enduro. И наоборот. И что мы видим? Если предыдущая версия была совсем другой, то новинка весьма похожа на Enduro по своим характеристикам. При этом она маневреннее, легче, у нее есть очень интересные решения (тот же SWAT door это очень весомый аргумент), а еще она выпускается в огромном количестве разных версий. И, будем откровенны, Enduro в его нынешнем виде все-таки избыточен для большинства своих владельцев. Как, впрочем, и многие другие эндуро-байки. Они созданы для действительно тяжелых трасс с серьезными нагрузками — ведь местами техничные секции на том же EWS очень похожи на полноценный даунхилл, и чувствуют себя как дома в больших горах. Но сколько владельцев таких велосипедов действительно использует их в таком режиме? А для всех остальных Stumpy и ему подобные станут более правильным выбором и, в конечном итоге, принесут больше удовольствия. И я больше чем уверен, что это прекрасно понимают и в Specialized, а значит (дальше начинаются мои ничем не обоснованные предположения) новый Enduro, который, как что-то мне подсказывает, мы увидим в 2017м году, станет еще более радикальным. Кто-нибудь заметил, что у Enduro 650b угол рулевой аж 65.5 градусов? А дальше, я уверен, будет еще веселее. Но это дальше, а пока лично я голосую за новый Stumpjumper. Главное — поменять руль после покупки.
Геометрия Specialized Stumpjumper 650B 2016:
-
добавить в избранное
- +81
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (49)
У SJ swatдверь же на версиях эксперт и выше? Для алю тоже?
renso
kubas
thresh
kubas
ilyamaksimov
Data_Link
Offout
kubas
Offout
VicX
Chute
Hvvj
instagram.com/p/2tzmjZEZIR
Метод кёртиса кина
art314
Dobby
Troy
rabbit-fish
Dobby
kubas
Dobby
pustota
zagremel
zagremel
pustota
Dobby
B-race
Когда седло останавливается где угодно, если я не дожидаясь полного поднятия седла, отпущу кнопку, седло останется на той высоте, до которой доехало.
А у фиксированных я провалюсь до самого низа?
Я понимаю, что седло быстро ездит, как говорится, случаи бывают разные.
tene
rabbit-fish
SergeiPikulin
Val
Кроми нового ёлинса ничего
www.bike-magazine.fr/exclusive-le-specialized-enduro-2016-est-la/
SergeiPikulin
И вот опять я увидел ту самую НВ звезду в связке с верхней рамкой успока.
Эхх как же громко кричали маркетологи, что с НВ звездами про успокоители можно забыть :) Ан нет)))
Придумали таки успоки для звезды, для которой не нужен успок :) Пипл хавает чё...
Burnmann
kubas
Burnmann
NW + рамка, поставил и забыл, можно юзать сезонами. звезда износилась, а рамка уже вот она! :)
и обслуживать по сути не требуется, по сравнению с обычным успокоителем (роликом)
Logoffski
SergeiPikulin
velikain
B-race
B-race
neDobrii882
Red_Fox
kubas
racerx
В правой части как раз алю. Можно тотализатор устроить, есть там вторая косынка, или нет ;)
Думаю что есть, куда ей деваться
kubas
KirillPletnev
B-race
pustota
AirVetra
neDobrii882
Dobrii782