pashevich — Радикальное расширение диапазона.
За последний год на 26.ру было опубликовано много постов, посвященных разнообразным расширителям диапазона кассеты. Настолько много, что все эти дорогие фрезерованные сковородки уже не вызывают интереса. По большому счету, практически у всех производителей подобных изделий всё сводится к:
— купите нашу звезду / блок звезд замногоденег
— выкиньте из вашей кассеты одну / три звезды
— получите кассету с провалом по передаточным, зато с большой сковородой для езды вверх.
Понятно, что при такой схеме расширения страдает именно плавность изменения передаточных соотношений, а иногда и само переключение между сильно разными по количеству зубов звездами. А как иначе, если количество звезд в кассете остается прежним?
Суровые белорусские технари решили действовать радикально…
Даблом на КК-байке давно уже никого не удивишь, а вот трансмиссии с одной звездой спереди у нас в РБ – пока еще редкость. Обычной 1*10 трансмиссии для матраса и покатушек по нашей плоской Беларуси, в общем, хватает, а вот гоняться в ХСО – уже возникают вопросы. ХХ1 для простого любителя без компании SRAM в списке личных спонсоров – слишком дорого, поэтому остается два варианта: катать на дабле или заниматься русской народной забавой – колхозом.
Так что же такого радикального можно придумать в расширении диапазона кассеты? Столько всяких расширителей сделано. Нужно просто поменять принцип: расширить не только диапазон передаточных на кассете, но и количество звезд!
Сразу возникает вопрос: каким образом можно увеличить количество звезд в 10 ск кассете, не покупая группу XX1? Оказывается, это осуществимо, причем без особых материальных затрат и использования фрезерных станков с ЧПУ. Достаточно иметь в наличии не очень дорогую трансмиссию (например, SLX 10 ск) и прямые руки:
Первое – расширение кассеты. Все гениальное просто – берем 10 ск кассету Shimano SLX и просто прикручиваем к ней большую одиннадцатую звезду (в нашем случае – алюминиевая пятилапка 39Т):
Думаю, по этой фотографии всё понятно – звезда 39Т просто прикручена к первой звезде кассеты 11-34Т болтиками (по ГОСТу — винтиками). Вот так это выглядит крупным планом. Не обращайте внимания на второе пустующее отверстие – на начальном этапе звезда была прикручена к кассете 11-32 9 ск, но практика показала, что переключение с 32 на 39 получается не очень хорошее.
И фото с лицевой стороны. Видна проставочная шайбочка между звездами. Резьба для болтиков нарезалась прямо в готовых отверстиях первой звезды кассеты, так что ее даже не пришлось специально для этого сверлить. В деле соединения расширяющей звезды и кассеты самое сложное – это точно просверлить отверстия, дабы центровка звезды на кассете была близкой к идеальной:
Вес кассеты в такой конфигурации ~ 380 грамм, цена, естественно, значительно меньше, чем у 11-скоростных кассет. При этом расстояние между звездами остается прежним, и цепи используются 10 скоростные.
Но постойте, а как же переключать на 11ю (то есть первую) звезду? Ведь манетка в трансмиссии осталась прежняя – 10 ск SLX:
Была 10 – стала 11 ск, благо конструкция позволяет. К сожалению, автор проекта не сделал фотографию переделанного элемента в манетке, так что придется объяснить на доступных в интернете фото. Подпиливалась часть пластмассового диска, который находится под зубчатым колесом, чтобы при повороте он упирался в ограничитель позже, позволяя переключить еще на одну передачу.
После переделки манетка становится 11 скоростной и позволяет без проблем переключаться на нашу сковородочку на кассете. Остается один безобидный «баг»: когда включена 1ая звезда кассеты (та, что является расширителем), большой рычаг заброса передач не фиксирован, то есть его можно нажимать пальцем на весь ход. Вроде никаких побочных эффектов в работу трансмиссии это не вносит (разве что внезапно непривычное ощущение на рычаге манетки).
Итак, у нас есть два главных компонента радикального расширителя диапазона – 11 скоростная кассета со звездой 39Т и манетка на 11 скоростей. В качестве приправы были использованы:
— шатуны SLХ с Алю звездой Zee 34Т (используется для ХСО, для ХСМ ставится FSA 38Т):
Долой передний переключатель и успокоители. Без них естественным выглядит использование заднего переключателя с Shadow+ (звезды NW пока еще не подешевели до уровня «жаба дает добро»):
Переключатель нормально проглатывает 39Т звезду на кассете и хорошо держит цепь. Вопреки ожиданиям, запас по расстоянию от переключателя до спиц при включенной первой звезде достаточный.
Вся эта связка демонстрирует нормальную работу под нагрузкой и по расколбасу. Как это работает в «холостом режиме» — на коротком видео:
11 speed Shimano from pashevich on Vimeo.
Что мы получили в итоге:
— трансмиссия 1*11 ск по цене 10 ск.
— плавное изменение передаточных чисел без перескоков
— минимум материальных и технических затрат (делается буквально на коленке)
— …..
— профит.
В качестве эпилога:
Автор проекта – Ждановский Арсений, кантрийщик-любитель из Беларуси.
Трансмиссия в таком виде используется с апреля 2013 года на кантрийном хардтэйле. Причем сначала она была 10-скоростной (доп. звезда на 9 ск. кассете), манетка была перепилена в 11-скоростную в августе 2013 года. В 11-ск конфигурации трансмиссия успела отработать 2 этапа любительского Кубка РБ по XCO и одну любительскую ХСО гонку в октябре. Работала вся трансмиссия без нареканий, автор проекта заезжал в двадцатку.
Автор текста и фото – Садовский Павел. Спасибо за внимание.
п.с: это не первоапрельская шутка, просто так совпало :)
— купите нашу звезду / блок звезд замногоденег
— выкиньте из вашей кассеты одну / три звезды
— получите кассету с провалом по передаточным, зато с большой сковородой для езды вверх.
Понятно, что при такой схеме расширения страдает именно плавность изменения передаточных соотношений, а иногда и само переключение между сильно разными по количеству зубов звездами. А как иначе, если количество звезд в кассете остается прежним?
Суровые белорусские технари решили действовать радикально…
Даблом на КК-байке давно уже никого не удивишь, а вот трансмиссии с одной звездой спереди у нас в РБ – пока еще редкость. Обычной 1*10 трансмиссии для матраса и покатушек по нашей плоской Беларуси, в общем, хватает, а вот гоняться в ХСО – уже возникают вопросы. ХХ1 для простого любителя без компании SRAM в списке личных спонсоров – слишком дорого, поэтому остается два варианта: катать на дабле или заниматься русской народной забавой – колхозом.
Так что же такого радикального можно придумать в расширении диапазона кассеты? Столько всяких расширителей сделано. Нужно просто поменять принцип: расширить не только диапазон передаточных на кассете, но и количество звезд!
Сразу возникает вопрос: каким образом можно увеличить количество звезд в 10 ск кассете, не покупая группу XX1? Оказывается, это осуществимо, причем без особых материальных затрат и использования фрезерных станков с ЧПУ. Достаточно иметь в наличии не очень дорогую трансмиссию (например, SLX 10 ск) и прямые руки:
Первое – расширение кассеты. Все гениальное просто – берем 10 ск кассету Shimano SLX и просто прикручиваем к ней большую одиннадцатую звезду (в нашем случае – алюминиевая пятилапка 39Т):
Думаю, по этой фотографии всё понятно – звезда 39Т просто прикручена к первой звезде кассеты 11-34Т болтиками (по ГОСТу — винтиками). Вот так это выглядит крупным планом. Не обращайте внимания на второе пустующее отверстие – на начальном этапе звезда была прикручена к кассете 11-32 9 ск, но практика показала, что переключение с 32 на 39 получается не очень хорошее.
И фото с лицевой стороны. Видна проставочная шайбочка между звездами. Резьба для болтиков нарезалась прямо в готовых отверстиях первой звезды кассеты, так что ее даже не пришлось специально для этого сверлить. В деле соединения расширяющей звезды и кассеты самое сложное – это точно просверлить отверстия, дабы центровка звезды на кассете была близкой к идеальной:
Вес кассеты в такой конфигурации ~ 380 грамм, цена, естественно, значительно меньше, чем у 11-скоростных кассет. При этом расстояние между звездами остается прежним, и цепи используются 10 скоростные.
Но постойте, а как же переключать на 11ю (то есть первую) звезду? Ведь манетка в трансмиссии осталась прежняя – 10 ск SLX:
Была 10 – стала 11 ск, благо конструкция позволяет. К сожалению, автор проекта не сделал фотографию переделанного элемента в манетке, так что придется объяснить на доступных в интернете фото. Подпиливалась часть пластмассового диска, который находится под зубчатым колесом, чтобы при повороте он упирался в ограничитель позже, позволяя переключить еще на одну передачу.
После переделки манетка становится 11 скоростной и позволяет без проблем переключаться на нашу сковородочку на кассете. Остается один безобидный «баг»: когда включена 1ая звезда кассеты (та, что является расширителем), большой рычаг заброса передач не фиксирован, то есть его можно нажимать пальцем на весь ход. Вроде никаких побочных эффектов в работу трансмиссии это не вносит (разве что внезапно непривычное ощущение на рычаге манетки).
Итак, у нас есть два главных компонента радикального расширителя диапазона – 11 скоростная кассета со звездой 39Т и манетка на 11 скоростей. В качестве приправы были использованы:
— шатуны SLХ с Алю звездой Zee 34Т (используется для ХСО, для ХСМ ставится FSA 38Т):
Долой передний переключатель и успокоители. Без них естественным выглядит использование заднего переключателя с Shadow+ (звезды NW пока еще не подешевели до уровня «жаба дает добро»):
Переключатель нормально проглатывает 39Т звезду на кассете и хорошо держит цепь. Вопреки ожиданиям, запас по расстоянию от переключателя до спиц при включенной первой звезде достаточный.
Вся эта связка демонстрирует нормальную работу под нагрузкой и по расколбасу. Как это работает в «холостом режиме» — на коротком видео:
11 speed Shimano from pashevich on Vimeo.
Что мы получили в итоге:
— трансмиссия 1*11 ск по цене 10 ск.
— плавное изменение передаточных чисел без перескоков
— минимум материальных и технических затрат (делается буквально на коленке)
— …..
— профит.
В качестве эпилога:
Автор проекта – Ждановский Арсений, кантрийщик-любитель из Беларуси.
Трансмиссия в таком виде используется с апреля 2013 года на кантрийном хардтэйле. Причем сначала она была 10-скоростной (доп. звезда на 9 ск. кассете), манетка была перепилена в 11-скоростную в августе 2013 года. В 11-ск конфигурации трансмиссия успела отработать 2 этапа любительского Кубка РБ по XCO и одну любительскую ХСО гонку в октябре. Работала вся трансмиссия без нареканий, автор проекта заезжал в двадцатку.
Автор текста и фото – Садовский Павел. Спасибо за внимание.
п.с: это не первоапрельская шутка, просто так совпало :)
-
добавить в избранное
15
- +150
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (54)
Здорово наколхозили на самом деле.
Поставить на поток бы, можно было бы занять определенную нишу в теме расширения, увеличения передач.
Vados
на поток ставить безперспективно, т.к. делается это на коленке. кому надо — тот сделает :)
pashevich
Aux
Под заказ разве что делать.
pashevich
Aux
Вот в России вполне можно попробовать заняться.
pashevich
kominet
И на перекидке не пришлось подпиливать ограничитель (что регулировочный винт выкручен на максимум — это и так понятно)?
Chute
я понимаю, что сегодня первое апреля :) фиксируется, конечно, если б ее надо было держать пальцем — она бы была неюзабельна. я наверное неточно объснил: нет фиксации от дальнейшего прожатия рычажка на крайней передаче, в отличие от нормальной работы трансмиссии, когда переклюк у вас упирается в ограничительный болт и рычаг понижения передачи так же мертво упирается.
могу показать видео :)
pashevich
А ограничитель на переклюке пилили?
Chute
pashevich
pashevich
А у нас продолжают эту славную традицию, и в ожидании кризиса выпиливают рамки успоков Спрямленная линия, бомж-редакция и делают контактные ботинки - контактные тапки бомж-эдишен | DHFR
Chute
а вот на счет рамочного лайтового E-type успокоителя я как раз сейчас думаю. Собрал жене подвес с трансмиссией 1х10, переклюк спереди в качестве успокоителя как-то не очень. Умельцы посоветовали взять корпус от веника для выпиливыния пластины E-type, а рамку-успокоитель как нибудь отдельно придумаю.
pashevich
AlexsandrBaryshev
pashevich
Здоровая звезда прикручивается с внутренней стороны кассеты. Не будет ли цепь шеркать за спицы? Думается не на всех колесах такое прокатит
mrStep
pashevich
даже тут на 26 была инфа
twentysix.ru/company/mtbshop/blog/110040.html
Если не смущает очередь в два месяца, то можно и подождать.
mrStep
idimych
CIX
Evil_Falco
pashevich
generalnik
pashevich
теперь только остаётся заколхозить ещё срамоно ( срам и шимано) и всё! калхоз удался!
Big_White
ptmn
DaniilLyahovskiy
RyhorSpivak
Antoshko
2. можно сделать 28-32-36-40 (42)
3. почти бесплатно.
pashevich
AxeL
OlegShturman
это получается, что те, у кого 2*10 трансмиссия — вообще рахиты? :)
pashevich
Если X, а не X-1, то слабак :)))
Примечание: Здесь X — переменная — 9/10/11.
vvllive
MihailShilov
SpeedY
Yue
idimych
pashevich
В ХХ1 самую большую сковороду тоже приблизили к спицам.
VoidWanderer
fresh001
ptmn
SuperZero
Yue
SuperZero
Yue
Alexey_Kudryavtsev
demonsergey
емнип он там болт регулировки расстояния верхнего ролика подпиливал.
pashevich
pashevich
Yue
STK001
STK001