mdhinnov — Сервис амортизатора Manitou Swinger Expert Air
Всем привет, с вами Макс и Никита и сегодня мы разбираем задний воздушный амортизатор
Manitou Swinger Expert Air Lock Out 200*56
Амортизатор был куплен в Веломире весной 2014 года и отслужил 9 месяцев почти каждодневной работы и радостно отправился на первое ТО. Такие типы амортов Manitou делает уже лет 8 точно, отличаются они новыми фичами и более сложным устройством на последних моделях.
Сервис-мануала по этому амортизатору как таковому нет. Есть на прошлую модель (2007 год), но нас он не очень устроил своим качеством. Некоторую информацию нашли на просторах интернета, сервис Evolvera не доведен до конца, но в нем много полезной информации: ссылкаДанный тип амортизатора самый навороченный из всех. Имея мануал по нему можно так же успешно перебрать другие модели и разные модификации амортизаторов маниту.
Свингер ремонтируется фирменными ключами и кастомными приспособами. В интернетах есть мнение, что он разбирается всего то одним разводником. Не надо так шутить.
Инструменты нужные для переборки:
— Тиски
— Разводной ключ (максимально ему надо развестись на 38 мм.)
— Колпачок от ниппеля Советский, для удаления золотников.
— Шприц с хоботом
— Торцевая головка на 31 мм. и вороток к ней.
— Колодки для зажимания в тисках штока.
— Ванна для установки IFP поршня.
Масла необходимые для переборки:
— MOTOREX racing fork oil SAE 5w (масло для системы демпфирования)
— MOTOREX semi — bath oil (масло для воздушной пружины)
— Parker O — lube (cмазка для уплотнений)
— WD — 40 (керосин для очистки изделия от грязи)
После дня запила, мы заварили чай, купили торт и начали вертеть.
Действие 01.
Избавляемся от башингов. Их время вышло. Новые башинги диаметром 15,2 мм. поставим после сервиса, купать их в масле не рекомендуется.
Действие 02.
Открываем компрессии, отскок на максимум и выставляем настройки IFP на первую позицию. Спускаем давление в воздушной пружине и камере IFP. Удаляем золотники.
Действие 03.
Устанавливаем амортизатор в тиски. Откручиваем корпус воздушной пружины разводным ключем. В данном амортизаторе она идет одним корпусом, однако в версии PRO, это корпус в корпусе (DualCan).
Действие 04.
Устанавливаем амортизатор в тиски другой стороной. Откручиваем блок настроек IFP «No tools» разводным ключом. Мы решили сделать это действие первым, однако можно начать основной крышки демпфера.
-В нашем случае, резинка поршня IFP насосала воздуха в систему демпфирования, чем и вызвала фонтан масла по комнате. Воздух в камере вспенил масло, повысил давление и выбил поршень IFP из бачка после откручивания.
-В нормальном случае поршень останется в нижней части камеры и его можно вытащить нажатием основного поршня. Давление вытолкнет поршень и масло. Лучше приготовить салфетки.
Действие 05.
Вытаскиваем поршень. Изымаем масло из бачка. Мы использовали шприц, где можно посмотреть цвет масла. Масло — бесцветное, что свидетельствует о заводской сборке. В шприце у нас вспененное масло с грязью сероватого цвета.
Действие 06.
Откручиваем крышку воздушной пружины амортизатора. Зажимаем шток в специально изготовленных губках в тисках. Диаметр штока 10 мм. Разводным ключом производим захват и откручиваем крышку.
Действие 07.
Откручиваем основную крышку демпфера. Это место является главной проблемой этого амортизатора. Не очень понятно почему применено именно такое техническое решение.
Мы думаем, что это защита от самостоятельных манипуляций. В гйропе или сшп вы обязательно понесете амортизатор в сервис центр.
Но мы то тут не для этого собрались.
Мы запилили торцевую шестигранную головку 1/2 30 мм. под размер 31 мм. Момент, с которым была закручена наша крышка — огромный.
Предполагаем, что в нашем случае решение с воротком — единственное правильное. Однако, как говорят, люди обходятся разводным ключом. Это точно не наш случай.
Действие 08.
Вытаскиваем шток с центральным поршнем демпфирования. Удаляем остатки масла.
Действие 09.
Блок компрессии. Амортизаторы Маниту болеют в местах крутилок компрессий. Если у вас ничего не сочится, то лучше лишний раз их не трогать. Однако если потекло — это капитальный ремонт амортизатора.
Мы не стали разбирать этот узел.
Ключи для снятия крутилок — шестигранники 1.3 мм. и 0.5 мм.
PS: Искать у часовщика.
UPD: Поменять О ринг в низкоскоростной компресси не получится, кольцо в завальцованном узле.
Действие 10.
О ринги. Мы не стали покупать ремонтный комплект от Маниту и использовали резиновые уплотнительные кольца ГОСТ 9833-73. Если у вас испорчены кольца Х — сечения, то придется таки выложить деньги на оригинальный набор. Нам пришлось заменить несколько круглых резинок, поскольку существующие кольца в местах «воздух-масло» деполимеризуются и теряют форму.
Размеры уплотнительных колец (те кольца, которые в доступе).
Два размера. Размеры в милиметрах.
1. Внутренний диаметр кольца.
2. Толщина кольца.
Действие 11.
Смотрим качество шимстаков на поршне.
В нашем случае этот узел почти в идеальном состоянии, не трогаем его.
UPD: Однако, стоит проверить, не открутилась ли база. Для разборки поршня дополнительно, понадобится штифтовой ключ и специально изготовленные губки для штока.
Гайд от сервиса Hayes:
Stock Shim Setup on Compression side of piston (in mm; starting with shim resting on piston face and working away from piston face): 21, 21, 21 all 0.10 mm thickness
Действие 12.
Чистка. Для правильной работы амортизатора в будущем потребуется абсолютная чистота в камерах демпфирования. Мы гоняли масло из камеры в камеру с помощью поршня, хороший поток вытянул из корпуса остатки грязи. Далее обезжириваем все детали и уплотнительные кольца.
UPD: На фото нету желтого бампера из воздушной камеры.
Действие 13.
Сборка мелких деталей. Ставим на свое место уплотнители, направляющие и манжеты, предварительно смазав их Parker O- lube.
Смазка улучшает технические характеристики:
-стойкость к взрывной декомпрессии
-стойкость к старению
-газопроницаемость
-износостойкость
-химстойкость
Действие 14.
Надеваем ванну для прокачки амортизатора на камеру IFP. Заливаем масло Motorex 5W SAE в камеру IFP. Масло начнет перетекать в основную камеру.
Действие 15.
Начало прокачки демпфера. Ставим на место поршень IFP. Поршень имеет сечение с пазухами, где может скапливаться воздух.
Предварительно вертим его в ванной, чтобы избавить от этого воздуха. От этих манипуляций зависит чистота прокачки системы.
Далее аккуратно и соосно опускаем на 2 см. в глубь камеры.Поршень начнет выталкивать масло в другую камеру, убираем излишки.
Удаляем ванну.
Действие 16.
Мы временно поставили блок настроек IFP на свое место. Было не очень понятно, как поведет себя поршень в дальнейшем. Оказалось, что никак. Его можно не устанавливать вплоть до «действия 21», но стоит помнить, что поршень может вылететь обратно от прокачки.
Надеваем корпус воздушной пружины на шток. Между штоком и корпусом заливаем 1 мл. масла Motorex Semi — bath.
Действие 17.
Ставим на свое место поршень воздушной пружины. Вытягиваем корпус пружины вверх, насколько это возможно. Между манжетой корпуса и поршня воздушной пружины создалось давление — корпус будет пытаться вернуться в нижнюю точку работы.
Таким образом мы создаем вторую ванну для прокачки демпфера.
Действие 18.
Доливаем масло в ванну по края. Инсталлируем шток демпфера под углом с нажатой кнопкой лок — аут, чтобы избежать попадания лишних пузырьков воздуха.
Действие 19.
Акцентируем внимание на конце штока. Мы выкрутили отскок до момента когда уплотнительное кольцо вышло вверх. Эта манипуляция и откроет нам путь для дальнейшей прокачки.
Опускаем и закручиваем крышку демпфера при полностью вытянутом штоке. Так же медленно и без лишнего воздуха.
ВАЖНО! НЕ ОПУСКАЕМ ШТОК!
Нам достаточно предзакрутить крышку головкой на 31 мм. Отверстие в головке, позволило это сделать с вытянутым штоком. При закручивании объем камеры будет уменьшаться и вытеснять лишнее масло через шток, через иглу отскока, попутно захватывая с собой лишние пузыри воздуха, которые стремятся вверх.
Действие 20.
Откручиваем блок настроек IFP. Устанавливаем поршень на нужную нам глубину.
Гайд от сервиса Hayes:
IFP Depths*: 2" stroke = 38mm IFP depth, 2.25" stroke = 40mm IFP depth, 2.5" stroke = 42mm IFP depth, 2.75" stroke = 43mm IFP depth, 3" stroke = 45mm IFP depth, 3.5" stroke = 48mm IFP depth. *Note- IFP Positioning tool shown in the Service Guide is no longer available from Manitou since Hayes purchase. You have to manually set IFP depth using measurements above.
Нас интересует 40 мм. глубины поршня IFP.
Опускаем поршень IFP с двух сантиметров до нужного значения. Рекомендуется нажать кнопку лок — аут, это увеличит скорость подачи масла. При этой процедуре объем камеры демпфирования снова уменьшится и лишнее масло выйдет через иглу отскока. Профит. Чистая прокачка.
ВАЖНО! После всех манипуляций, закручиваем иглу отскока до крайнего положения.
Тут нужно быть шестируким шивой, чтобы это сделать.
Действие 21.
Устанавливаем блок настроек IFP на место и закручиваем его с большим моментом. Выставляем положение 1 на настройках. Устанавливаем золотник. Накачиваем камеру IFP до 150 PSI.
PS: Нонсенс, с которым мы столкнулись после сборки демпфера и установки крышки воздушной части камеры афп поршня.
Производим проверку хода штока демпфера без накачки афп камеры и ловим гидро упор, на половине хода штока, шток идти ни в какую дальше не хочет. Но стоит накачать камеру афп до 150 PSI шток законно получает свободу, но не тут то было, спускаем камеру и о чудо, он так же свободно ходит.
Из чего вывод: мы знаем, что жидкости не сжимаемы и их объем от давления воздуха не меняется, тогда вопрос что же происходит после накачки и спуска давления в камере АФП!? Для нас, кандидатов наук по «гидромеханике и гидравлическим машинам», это остается загадкой.
Действие 22.
Пробуем работу демпфера. Нажимаем на шток. Возвращаем на исходную.
ВАЖНО! Если в системе будет много воздуха и это будет сильно ощущаться, то возвращаемся к действию 14.
Если воздуха нет, опускаем шток ключом на 31 мм. и закручиваем крышку демпфера с усилием. Убираем остатки масла.
Действие 23.
Устанавливаем отбойник и шайбу на шток.
Действие 24.
Устанавливаем крышку воздушной пружины на место. Не забываем установить синюю крутилку отскока.
Нам понадобится фикстатор для резьбовых соединений ABRO RED чтобы зафиксировать крышку.
Обжимаем шток демпфера специально изготовленными губками. Устанавливаем амортизатор в тиски. Закручиваем крышку воздушной пружины к штоку с помощью разводного ключа. Важно не перекрутить крышку слишком сильно, иначе будут проблемы. Так же если ее не докрутить то лок аут будет неправильно работать.
Действие 25.
Закручиваем мелочи. Заливаем 2 мл. масла Motorex Semi — bath в крышку воздушной пружины.
Действие 26.
Надавливаем на амортизатор, закручиваем корпус к крышке воздушной пружины с усилием с помощью разводного ключа.
Действие 27.
Накачиваем основную камеру до 200 PSI. По началу манжета начнет травить, это нормальное явление.
Смотрим размерность амортизатора. Двести? Двести. Велл дан. Мы только что перебрали очень сложное устройство.
ВЫВОДЫ.
Итог, конечно, не однозначен. Хороший амортизатор в работе, и очень тяжелый в переборке. ИМХО без данных описанных процедур, грамотно Свингер не перебрать. А процедуры требуют спец. инструмента и определенных навыков, так что, это вам не газетный вариант переборки рок шока вивид! Кстати, если вам понравилось, то следующим, мы переберем именно его.
Максим Дьяков и Никита Ликин. Нижний Новгород. BROS.
-
добавить в избранное
17
- +132
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (85)
CIX
называется вентильная отвертка, я в шииномонтаже как то подсмотрел и с тех пор нет мне покоя, хочу купить, но не получается, нет нигде. Сильно удобнее колпочка должна быть.
Aigo
и колпачок к нему. (бывает и комплектом)
timman
TreNeR
skadi
Letchik
NikitaLikin
Можно подробнее о ванночках? они покупные или из чего делаются? их рамеры?
ervin
NikitaLikin
то вполне можно подобрать подходящую
zxv_
boogie
и много лить его туда смысла нету
ибо выйдет как вы и написали
у маниту нету негативной воздушной пружины
и нету соответствующего уплотнения
роль негативки выполняет это самое толстое поролоновое кольцо
при сборке воздух в негативке удерживается пыльником
но пыльник не предназначен чтобы держать давление
поэтому при накачке аморта и при его работе
воздух из негативки выходит через пыльник попутно выгоняя масло
zxv_
pAnda
Zinger
NikitaLikin
ervin
только вот
поправьте на PSI :)
pashevich
3-4 дня заняло)
slopestyler
// Ёлкинс не планируете перебрать? )) через пол года ТО, а куда везти — хз )))
AxeL
NikitaLikin
спасибо
Dobby
Aveega
NikitaLikin
PreDOC
Aveega
NikitaLikin
Aveega
Например, тесты на спущенном аморте показали, что остается 4мм — это обойник такой толщины как раз.
mdhinnov
ибо это и есть настройка антипробоя
zxv_
PreDOC
Macho
NikitaLikin
За кит они конечно дерут нещадно… Я заказываю на местной фабричке, благо все размеры резинок стандартные, включая Х-ринг. В три раза дешевле выходит.
Macho
З.Ы.- свой первый эвольвер я таки разобрал одним разводным, хотя с головкой на 31 конечно удобнее… )
Macho
mdhinnov
NikitaLikin
Просто на край камеры наклеивается один оборот изоленты. Это даст возможность налить масло чуть выше края камеры. Этого достаточно. Я так понимаю, ирония про разборку «одним разводным» — это отсылка к моей статье trailbike.ru/articles/manitou_evolver_isx6_service.html? Но я там такого не писал, все потребные инструменты перечислил. Единственное что — мне повезло, и крышка масляной камеры открутилась очень легко. Действительно нужно было только завести под углом туда губки разводного ключа.
Еще есть маленькая и полезная хитрость по выставлению глубины IFP без необходимости знания этой самой глубины, но я писать это в двенадцатый раз уже не смогу :-)
l_schleicher
Macho
NikitaLikin
NikitaLikin
l_schleicher
Ребятам уважуха. Труд огромен.
Data_Link
kn1ght
Data_Link
Поршень эксперта, я тоже не раскидывал, но по виду он совершенно аналогичен Radium RL
fotki.yandex.ru/next/users/olegn/album/145966/view/580839?page=0
Но там давление в компенсационной камере 500пси.
пс
----В нашем случае, резинка поршня IFP насосала воздуха..,… вызвала фонтан масла по комнате....
Если разбирать с головы и штоком выпускать масло, этот процесс легче контролировать.
В целом очень грамотная переборка, чистенько, аккуратненько, без всяких ванн
Nalivaich
NikitaLikin
Nalivaich
NikitaLikin
Nalivaich
как-то так.
все эти вопросы мы разбирали в теме на веломании по амортам
forum.velomania.ru/showthread.php?t=136208
Nalivaich
NikitaLikin
отрицательного давления не бывает, дальше вакуума, ничего нет.
про 10 кило, тоже не понял.
для шайбовых амортов, таких, как этот, это обезвоздушивание в принципе вообще не требуется. но ради
стебаэкспериментов , можно и этим позаниматьсяNalivaich
Что касается плюсов, нам ясно и мы знаем что нет предела по мощности, который так сильно зависит от длины линии на переменном токе, а самый главный фактор — работоспособность системы «разрезанной» вставкой в рассинхронизации, что позволяет сократить колличесто задающих станций и поднять изымаемую мощность у них переведя с задающего на генерирующий режимы, ну и как вытекающие — экономия на проводнике, опорах, пилонах, мачтах.
Но я не вижу смысла разделения энергосистемы. Мои причины: во первых, это экономически не обосновано, запредельные суммы на установку и обслуживание инвертарного оборудования; во вторых, тот инцидент, произошедший в Америке 1977г, который по сути должен стать уроком здесь, рассматривать тоже нет смысла, так-как на севере в своей массе находятся больше металлолитейных комбинатов нежели городов и хим. производств, сложности выравнивания синусоиды с применением компенсирующего оборудования, ну и т. д.
Предвидев ваш вариант, как защита от высших гармоник в сети связанные с металлолитейными комбинатами, могу сказать, что при классе напряжения «Сверх высокое» 750-1125кв на каскадах понижающих автотрансформаторов они просто отсекутся, плюс в полной реконструкции подстанций и модернизации, где устройства РЗА нового класса весьма чувствительны что повышает надежность. Какое ваше мнение!?
NikitaLikin
да и вообще я всегда любил постоянку, ну, кроме звука и радиоэфира, там колебания нужны.
можно попробовать по скайпу продолжить обмен опытом, поразгадывать загадки, подробнее объяснить суть вопросов, тон ответов .
nalivaich_oleg
а то я так быстро на кнопочки жать не умею. ((
звоните, буду рад .
viber тоже есть.
Nalivaich
бошка аморта накручена? крутилка (шток) блокировки в каком положении был?
Nalivaich
— поршень со штоком установлены.
— крышка 31 мм. предзакручена с небольши моментом.
— система прокачана с максимально вытянутым штоком.
— поршень выставлен на 42мм.
— блок настроек поршня IFP (красные) закручен.
— давление в камере IFP — 0.
Опускаем шток с нажатой кнопкой лок аут. Без нажатой кнопки его будешь половину минуты опускать.
Шток заходит примерно на 50 процентов и упор. Я так понимаю, что упирается поршень IFP в блок настроек.
Пробуем еще раз. Поднимаем. Опускаем. То же самое.
— повышаем давление в камере IFP до 150 PSI.
— опускаем шток. О чудо. Полное опускание.
— дальше спускаем давление и опускаем шток. Все работает.
А вот куда там масло утекает я реально без понятия. Возможно дело в шимстаках. Так сказать без давления они не отжимаются на полную и им проще поршень толкнуть...
Схемку вот нашел, немного не то, но суть таже..
mdhinnov
Пробуем еще раз. Поднимаем. Опускаем. То же самое.
Представляете, сколько при этом он должен успеть воздуха хапнуть...
Ничего не чавкало после этого.
Nalivaich
mdhinnov
Если перегородка ifp догнала «дно» (блок управления объемом компенсационки), да еще на 50процентах хода, значит поршень протолкнул масло, не пропуская через себя. Значит над поршнем образовался свободный объем, который заполнится либо воздухом выделившимся из масла, либо подсосет через кольцо по штоку. вакуум оринги не держат.
Nalivaich
mdhinnov
NikitaLikin
обратил внимание, что вы заливаете масло в компесационку, мне кажется, чисто теоретически, что лучше заливать через основную камеру, чтобы воздух не спрятался в узле крутилок компрессий, все-таки он имеет вертикальный перепад и расширяющееся сечение.
Nalivaich
Забить… по первой, чего только не причудится...))
----Вернемся к загадке.
эта поинтереснее
Уважаемые Доны, объясните, как может работать поршень с блокировкой(хоть и пробиваемой, но достаточно жесткой) на давлении 150пси в компенсационке?
Поршень эксперта, я тоже не раскидывал, но по виду он совершенно аналогичен Radium RL
fotki.yandex.ru/next/users/olegn/album/145966/view/580839?page=0
Но там давление в компенсационной камере 500пси.
вот на этой фотке поршень раскидан
fotki.yandex.ru/next/users/olegn/album/145966/view/540430?page=3
пс
принесут эксперт, я обязательно попробую пожамкать без давления. мне не жалко, у меня вакуумный стенд прокачивает демпфер.
кстати отскок в каком положении был, в закрытом или чуть вкрученном?
Nalivaich
Nalivaich
Nalivaich
прочитав сей труд, засомневался изрядно… :)
Logoffski
Nalivaich
Хотя этот в нужном размере вышел бы подешевле на пару тыщ, и он там тоже был.
Logoffski
GarryNeuroFob
Nalivaich
Macho
Nalivaich
GarryNeuroFob
как намерили? Macho, вон переимерил, похоже… молчит.
Nalivaich
Хотелось бы узнать границу хода на штоке аморта???
GarryNeuroFob
проверять надо так, спустите полностью аморт. прожмите доупора. сэговое кольцо обозначит конец хода, затем накачайте на 250 пси и замерьте расстояние.
тока не прыгайте на спущеном аморте, если у вас перелив масла, можно делов натворить.
Nalivaich
mdhinnov
У Мачо второе было…
Nalivaich
Короче так:
1) Весь воздух выпущен(основная камера и банка)
2) Ход от сегового кольца до сальника показывает =47мм.
3) По осям 200 (200пси больше смысла не вижу качать ибо реальное рабочее давление 100-80пси)
4) При спуске воздуха из основной камеры, вместе с воздухом прет масло.
5) Вес 75кг норм сег достигается при давлении 90пси
6) В раме при спущенном аморте запас на ход еще есть, на штоке(ноге аморта) тоже еще около 2см (рама DMR Bolt)
7) Все настройки работают нормально
8) Пытаюсь выяснить, надо ли лезть в аморт и пытаться ли что то исправить или это напримр то самое паралоновое кольцо которое под моими 75 кг не прожимается…
GarryNeuroFob
Nalivaich
GarryNeuroFob
Инструкция — это хорошо. Но судя по вопросам, она вам не совсем понятна. И в ней написано, как делать. А как не делать, не написано. Часто без опыта так и получается, перетянули/ недотянули, рережали/ недодожали — покоцали. В общем поаккуратней.
1) Весь воздух выпущен(основная камера и банка)
а вот компенсационку сдувать не стоило бы.
Nalivaich
GarryNeuroFob
nTu4Ka
еще раз рекомендую подумать по поводу давления накачки компенсационной камеры))
подробнее тут
forum.velomania.ru/showthread.php?t=63464&page=214&p=4997339&viewfull=1#post4997339
Nalivaich