pashevich — А не выточить ли ось?
Белорусских инженеров хлебом не корми – дай чего-нибудь выточить. Параллельно с переводом качественного металла в стружку, из секретных цехов выходят вполне годные велодетальки.
Мы уже точили переходники для конвертации SoloAir в DualAir, точили втулочки для отечественных роликов SRAM, точили поршни в тормоза Shimano XT, и даже замутили 11 ск трансмиссию Shimano из 10 ск. А сегодня мы будем точить оси:
Под катом вас традиционно ожидает обстоятельный рассказ с фотками, чертежами, небольшим FAQ-ом и, конечно, – с точеными детальками.
Начнем немного издалека и рассмотрим, какие вообще оси используются в вилках основных производителей. Под основными производителями я подразумеваю четверку брендов: RockShox, Fox, Manitou и Suntour. Поскольку лично меня интересуют только 15 мм оси, то в этом посте ограничусь рассмотрением этого стандарта.
1.Rock Shox Maxle
•Принцип фиксации – резьбовая вставка в левом дропауте
•Виды осей – с обычным эксцентриком и с расклиниванием
•Вес оси – 72-75 г
Оси RockShox стандарта 15 мм бывают двух видов, причем отличаются они принципиально, и в то же время полностью взаимозаменяемы. Начнем с осей с клином:
Принцип действия прост: резьбовая часть вкручивается в левый дропаут и одновременно стягивает дропауты и втулку, а при закрытии лапки QR правая часть оси расклинивается и зажимается в правом дропауте. То есть эксцентрик не прижимает внешний край оси к дропауту при закрытии. Преимущества – правая часть оси намертво зафиксирована в дропауте без малейшего люфта. Недостатки – есть куда попасть грязи, и встречаются в Интернете отзывы, что такая ось может ослабляться/раскручиваться на жестких спусках (отзывы единичны).
Второй вид осей – обычный эксцентрик. Полая прямая ось (в отличие от предыдущей, которая с крестообразным сечением посередине). Принцип действия – как у обычного QR-зажима: закручиваем ось в дропаут, лапкой эксцентрика стягиваем дропауты и втулку с определенным усилием:
Но как отрегулировать положение лапки QR, если она жестко зафиксирована относительно оси? Для этого рокшоксовцы сделали простой механизм регулировки. В открытом положении нажимаем на голову QR, продавливаем до конца и вращаем в требуемое положение, для удобства на оси нанесена индикация с цифрами.
Преимущества – простая и грязезащищенная. Недостатки – не выявлено.
Вес обеих осей практически одинаковый – 75-76 грамм.
2.Fox 15QR
•Принцип фиксации – резьбовая вставка в левом дропауте
•Оси – с обычным эксцентриком
•Резьбовая вставка в левом дропауте вращается
•Вес оси — около 75 грамм
Принципиально оси у RS и Fox почти не отличаются. Ось 15 мм Fox крепится также: закручивается в резьбовую вставку в дропауте, дропауты и втулка стягиваются эксцентриком. Отличие заключается в способе настройки положения лапки в закрытом состоянии, у Fox немного больше деталек:
Особенность вилок Fox под 15 ось – резьбовая вставка не впрессована в дропаут намертво, а просто вставляется туда и фиксируется винтиком и маленькой рогатой штучкой. С одной стороны – это плюс, в случае срыва резьбы вставку можно без проблем поменять. С другой стороны – есть место для возникновения люфта. Но вернемся к принципу – зачем же вставка вращается?
Дело в том, что лапка QR на оси Fox закреплена жестко относительно самой оси, в отличие от RS. И когда вы закручиваете и зажимаете разные втулки в вилках – ориентация лапки тоже будет разной (из-за небольших отличий в ширине втулок). Для того, чтобы лапку можно было сориентировать «правильно» инженеры и сделали вставку вращающейся, для удобства нанесли индикацию цифрами:
Если у вас 1 вилсет – достаточно после покупки один раз настроить эту штучку и зафиксировать.
Преимущества – простота и надежность, резьба в съемной детали. Недостатки – при замене колеса настройка положения лапки эксцентрика – занятие небыстрое.
3.Manitou Hex Lock
•Принцип фиксации – шестигранный профиль + Т-образный фиксатор
•Ось – быстросъемная с эксцентриком
•Вес оси — 93 грамма
Переходим к более замороченным представителям вилкостроения. Стандарт оси у Маниту называется Hex Lock, и не просто так. Посадочные места в дропаутах вилки имеют шестигранную форму, естественно, и ось по краям тоже шестигранная:
Шестигранный профиль вроде как делает узел жесточайше торсионно-жестким. А как фиксировать ось и стягивать дропауты и втулку? В помощь нам Т-образный фиксатор, который проходит через разрез в левом дропауте и затем поворачивается на 90 градусов поперек этого разреза. Далее просто закрываем лапку эксцентрика, стягивая всю конструкцию. Схематично это выглядит так:
Кстати, это единственная из четырех систем, которая полностью защищена от грязи как слева, так и справа: возле эксцентрика на оси есть оринг, слева в дропауте стоит заглушка.
Преимущества: быстросъемность, грязезащищенность, жесткость. Недостатки: далеко не все без пол-литра сразу могут разобраться, как ее вставить и зафиксировать, неочевидный недостаток – шестигранность явно увеличивает себестоимость изготовления вилки на какую-то величину по сравнению с классическими круглыми дропаутами и осями.
4.Suntour Q-LOC и Q-LOC-2
•Принцип фиксации – стягивание дропаутов с двух сторон
•Ось – быстросъемная с эксцентриком и цанговым зажимом
•Вес оси – 71 грамм (Ti-версия с Аурона)
Второй представитель вилкостроения, заморочившийся необычный системой фиксации оси в дропаутах вилки. Явно целью инженеров Suntour было создание самой-самой быстросъемной оси на рынке (хотя при должной сноровке система Manitou Hex Lock могла бы поспорить на этот счет).
Сама по себе ось – вполне обычная, круглая, с обычным QR. Фишка системы заключается в краснойписе штучке — цанговом зажиме. Suntour выпустил уже вторую версию системы Q-LOC-2, поэтому первую рассматривать не будем – принципиально они не отличаются.
Как это работает? Думаю, дабы снова не идти за пол-литра, проще посмотреть видео:
Q-LOC-2 assembly instruction from SRSUNTOUR on Vimeo.
Красный «тюльпан» может сжиматься и раскрываться. Во второй версии оси инженеры сделали голову с желтой каемкой фиксирующейся (в первой она только нажималась). В итоге получаем два состояния оси – открыта и закрыта. В открытом состоянии красная штучка сжата, и ось свободно входит и выходит из втулки и дропаутов. В закрытом состоянии красные лепестки раскрываются и цепляются за левый дропаут вилки, а эксцентрик стягивает всю систему:
На первый взгляд все замечательно, но есть нюансы. Во-первых, чтобы достать ось из дропаутов, нужно тянуться вниз двумя руками – одна открывает красную писю, вторая отжимает QR, в этом плане Hex Lock удобнее – все делается одной рукой. Второй момент – грязеустойчивость красной штучки. Существует далеко ненулевая вероятность, что между лепестками может попасть грязь-песок, что может не позволить полностью сжаться лепесткам – и ось не пройдет в дропаут. Ну и сама по себе конструкция с большим числом мелких элементов, с пластиковой внутренней проставочкой и пружинкой – сложная и потенциально ломающаяся.
Преимущества: быстросъемность. Недостатки: возможная плохая грязеустойчивость, сложность конструкции оси, большой вес.
Перейдем ближе к теме поста. Из вышеизложенного совершенно очевидно, что выточить ось на Маниту невозможно (за разумные деньги). На Сантур ось выточить можно, но она будет как минимум двухсоставной – нужно, чтобы ось сначала просто вставилась в дропауты, а потом слева к ней нужно прикрутить «шляпу», которая будет держать ось. Значит, кандидаты на «поточить» — RockShox и Fox.
Что говоришь, мальчик? А нафига их вообще точить? Хороший вопрос. Белорусские инженеры хоть и любят просто так поточить чего-нибудь, но в данном случае была реальная необходимость в такой детали. Начнем с Fox.
Все, что касается оси на Fox, делалось без моего участия, но человеком, с которым я потом делал ось на RockShox, так что посмотрим первую версию.
Необходимость в точении оси объясняется просто – человек купил себе вилку Fox под ось 15 мм без оси в комплекте. Если вы когда-нибудь смотрели цены на оси Fox на ибэях или других площадках, вы понимаете, что покупать оригинальную ось – не вариант для простого советского человека. Ценники начинаются примерно с 50-60$. Разумеется, можно поискать разного рода аналоги, у тех же китайцев, или всякие дорогущие лайтовые экземпляры. Например, KCNC:
Оськи с лапкой QR весом в 53 грамма и ценой в сотню зеленых. Не вариант, разумеется.
Более реальный аналог оси – простая односоставная оська ценой 40$:
Ось закручивается и одновременно стягивает дропаут и втулку. Голова оси сделана либо под большой ключ, либо под использование шестигранника как рычага:
Правда, на этих фотографиях не видно шайбы между головой и дропаутом.
В общем, для токарей не составляет особо труда выточить такую деталь и фрезернуть потом голову под ключ. Причем за работу просили вдвое дешевле, чем цена на эту ось в инете. Точим.
Чертеж – всему голова. Посредником между заказчиками и токарным отделом выступал Саша Малаховский (более известный у нас как MALA), многим велосипедистам он уже помогал вытачивать или фиксить различные веложелезки, вплоть доизготовления линка в раму Лапьера. Он же и снял размеры оси, сделал чертеж для токарей/фрезеров. Ось для Fox 15 мм:
Точили изделие из алюминия Д16Т, толщину стенок сделали с запасом, по прикидкам вес оси получался в районе 63-64 грамма (оригинал, напомню, 76 грамм). В результате на свет родилась отечественная оська:
Реальный вес с шайбой – 64 грамма. Ось можно закручивать ключом на 17 или шестигранником, который вставляется в отверстие в голове оси. Ось отлично стала в вилку, где-то уже должна колесить по просторам Беларуси:
Итого: цена вопроса – 15-20$ (если есть более близкие знакомые токари – и того дешевле). Вес 64 грамма. Преимущества – простота, нет торчащей лапки. Недостатки – не очень удобно устанавливать и раскручивать/закручивать.
Собственно, на эту ось я как раз и наткнулся в местной велобарахолке. Заинтересовался изготовлением оси я тоже не просто так – ко мне из Америки ехали новенькие штаны RockShox под ось, но без оси в комплекте. Оригиналы РШ стоили те же 50$, так что я решил сделать кастомную ось (правда, пока собирался, в одну прекрасную черную пятницу в одном питерском магазе была куплена оригинальная ось за смешные деньги, но я же инженер – все равно хотелось сделать свою ось).
Далее вместе с MALA составляем техзадание. Меня категорически не устраивал способ закручивания оси в первой версии: мало того, что он неудобный и медленный, так еще и с эстетической точки зрения ось с гайкой на 17 выглядела не очень. Сразу была поставлена задача – ось должна быть под шестигранник. Кто знаком с обработкой металла, тот в курсе, как непросто делать внутренние отверстия под шестигранник. Но Саша выяснил, что фрезер сделает все по высшему разряду и недорого. Итак, рисуем чертеж (опять же, рисовал все MALA):
Материал – алюминий Д16Т ГОСТ 4784-74, расчетный вес – 44 грамма (без шайбы).
Что говоришь, мальчик? Шестигранник в алюминии – это ненадежно? Мы предусмотрели этот вопрос. На чертеже видно, что шлицы сделаны под 6 мм ключ (самый большой шестигранник в стандартном мультитуле), а глубина шлицов аж 12 мм. Сорвать такое – надо очень сильно постараться.
Честно говоря, слабо верилось в вес оси. Хотя в Интернете встречались вот такие титан-карбоновые экземпляры весом 36 грамм (и ценой как треть вилки):
Итак, за дело взялись кудесники резца и фрезы. Единственное, что мы на первой оси не стали делать утоньшение посередине, все же первый тестовый образец – хотелось по-быстрее и подешевле, да и стенки оси были достаточно тонкие. Через недельку я забрал готовую, блестящую точеным алюминием ось. Что делает велосипедист с любой новой деталькой? Правильно, взвешивает:
Вес оси – 45 грамм! И шайба еще 3 грамма (тоже кастомная). Итого 48 против 75 у оригинала, в полтора раза легче. А цена… даже неудобно называть, с учетом посредников… Всего 18$.
Сравнение оригинала и продукции белорусских инженеров:
Что же мы получили, переработав некоторое количество отборного алюминия в стружку?
1. Легкая и простая ось. Вес 49 грамм с шайбой. Минус 26 грамм с байка: )
2. Stealth-профиль. Ничего не торчит за пределы дропаута, не сломается при падении, выглядит лаконично.
3. Относительно быстрая и удобная установка. Шестигранник на 6 есть в любом мультитуле (вообще не проблема сделать под 5 мм). Я давно пользуюсь зажимами под шестигранник на QR 9mm втулке, и про лапки эксцентриков уже забыл.
4. Цена – без комментариев, 15-20$ против 50-60$ за оригинал.
Что говоришь, мальчик? Почему ось не черная? Да, вопрос анодировки будет в дальнейшем прорабатываться. Есть аж 3 места в Минске, где свои люди могут сделать анодировку алюминия. Просто тут нужно будет учесть допуски на анодировку (планируется хорошая, жирная, толстая защитная анодировка, а не декор для вида). Но это все будет после того, как я протестирую опытный экземпляр. Планирую просто покрасить голову оськи в черный цвет, дабы смотрелось на черной вилке красиво.
Также в планах нанести немного синего фиксатора на резьбу оси и немного фрикционной пасты на шайбу, чтобы максимально исключить возможность самораскручивания оси. Кстати, важная деталь по резьбе на оси: на чертеже дан стандартный метрический размер, но в реале нужно чуточку прослаблять резьбу! Когда выточили ось, попробовали вкрутить ее в левый дропаут — вошла хорошо. Но когда вставили через правый дропаут и попробовали закрутить в левый — резьбу начало клинить, при этом оригиналы закручивались легко. Пришлось немного прослабить резьбу (если кому интересно — уточню детали этой операции).
В конце данного поста попрошу обладателей 15 мм вилок RockShox и Fox откровенно проголосовать: хотели бы вы себе подобную ось взамен оригинальной? С анодировкой, под граник 6 мм, с весом 45-50 грамм и ценой 25-30$.
Также просьба обладателей осей Hex Lock и Q-LOC-2 взвесить оськи, чтото я надежных данных по весу не нашел.
Спасибо за внимание. Следите за новостями от белорусских инженеров.
Мы уже точили переходники для конвертации SoloAir в DualAir, точили втулочки для отечественных роликов SRAM, точили поршни в тормоза Shimano XT, и даже замутили 11 ск трансмиссию Shimano из 10 ск. А сегодня мы будем точить оси:
Под катом вас традиционно ожидает обстоятельный рассказ с фотками, чертежами, небольшим FAQ-ом и, конечно, – с точеными детальками.
Начнем немного издалека и рассмотрим, какие вообще оси используются в вилках основных производителей. Под основными производителями я подразумеваю четверку брендов: RockShox, Fox, Manitou и Suntour. Поскольку лично меня интересуют только 15 мм оси, то в этом посте ограничусь рассмотрением этого стандарта.
1.Rock Shox Maxle
•Принцип фиксации – резьбовая вставка в левом дропауте
•Виды осей – с обычным эксцентриком и с расклиниванием
•Вес оси – 72-75 г
Оси RockShox стандарта 15 мм бывают двух видов, причем отличаются они принципиально, и в то же время полностью взаимозаменяемы. Начнем с осей с клином:
Принцип действия прост: резьбовая часть вкручивается в левый дропаут и одновременно стягивает дропауты и втулку, а при закрытии лапки QR правая часть оси расклинивается и зажимается в правом дропауте. То есть эксцентрик не прижимает внешний край оси к дропауту при закрытии. Преимущества – правая часть оси намертво зафиксирована в дропауте без малейшего люфта. Недостатки – есть куда попасть грязи, и встречаются в Интернете отзывы, что такая ось может ослабляться/раскручиваться на жестких спусках (отзывы единичны).
Второй вид осей – обычный эксцентрик. Полая прямая ось (в отличие от предыдущей, которая с крестообразным сечением посередине). Принцип действия – как у обычного QR-зажима: закручиваем ось в дропаут, лапкой эксцентрика стягиваем дропауты и втулку с определенным усилием:
Но как отрегулировать положение лапки QR, если она жестко зафиксирована относительно оси? Для этого рокшоксовцы сделали простой механизм регулировки. В открытом положении нажимаем на голову QR, продавливаем до конца и вращаем в требуемое положение, для удобства на оси нанесена индикация с цифрами.
Преимущества – простая и грязезащищенная. Недостатки – не выявлено.
Вес обеих осей практически одинаковый – 75-76 грамм.
2.Fox 15QR
•Принцип фиксации – резьбовая вставка в левом дропауте
•Оси – с обычным эксцентриком
•Резьбовая вставка в левом дропауте вращается
•Вес оси — около 75 грамм
Принципиально оси у RS и Fox почти не отличаются. Ось 15 мм Fox крепится также: закручивается в резьбовую вставку в дропауте, дропауты и втулка стягиваются эксцентриком. Отличие заключается в способе настройки положения лапки в закрытом состоянии, у Fox немного больше деталек:
Особенность вилок Fox под 15 ось – резьбовая вставка не впрессована в дропаут намертво, а просто вставляется туда и фиксируется винтиком и маленькой рогатой штучкой. С одной стороны – это плюс, в случае срыва резьбы вставку можно без проблем поменять. С другой стороны – есть место для возникновения люфта. Но вернемся к принципу – зачем же вставка вращается?
Дело в том, что лапка QR на оси Fox закреплена жестко относительно самой оси, в отличие от RS. И когда вы закручиваете и зажимаете разные втулки в вилках – ориентация лапки тоже будет разной (из-за небольших отличий в ширине втулок). Для того, чтобы лапку можно было сориентировать «правильно» инженеры и сделали вставку вращающейся, для удобства нанесли индикацию цифрами:
Если у вас 1 вилсет – достаточно после покупки один раз настроить эту штучку и зафиксировать.
Преимущества – простота и надежность, резьба в съемной детали. Недостатки – при замене колеса настройка положения лапки эксцентрика – занятие небыстрое.
3.Manitou Hex Lock
•Принцип фиксации – шестигранный профиль + Т-образный фиксатор
•Ось – быстросъемная с эксцентриком
•Вес оси — 93 грамма
Переходим к более замороченным представителям вилкостроения. Стандарт оси у Маниту называется Hex Lock, и не просто так. Посадочные места в дропаутах вилки имеют шестигранную форму, естественно, и ось по краям тоже шестигранная:
Шестигранный профиль вроде как делает узел жесточайше торсионно-жестким. А как фиксировать ось и стягивать дропауты и втулку? В помощь нам Т-образный фиксатор, который проходит через разрез в левом дропауте и затем поворачивается на 90 градусов поперек этого разреза. Далее просто закрываем лапку эксцентрика, стягивая всю конструкцию. Схематично это выглядит так:
Кстати, это единственная из четырех систем, которая полностью защищена от грязи как слева, так и справа: возле эксцентрика на оси есть оринг, слева в дропауте стоит заглушка.
Преимущества: быстросъемность, грязезащищенность, жесткость. Недостатки: далеко не все без пол-литра сразу могут разобраться, как ее вставить и зафиксировать, неочевидный недостаток – шестигранность явно увеличивает себестоимость изготовления вилки на какую-то величину по сравнению с классическими круглыми дропаутами и осями.
4.Suntour Q-LOC и Q-LOC-2
•Принцип фиксации – стягивание дропаутов с двух сторон
•Ось – быстросъемная с эксцентриком и цанговым зажимом
•Вес оси – 71 грамм (Ti-версия с Аурона)
Второй представитель вилкостроения, заморочившийся необычный системой фиксации оси в дропаутах вилки. Явно целью инженеров Suntour было создание самой-самой быстросъемной оси на рынке (хотя при должной сноровке система Manitou Hex Lock могла бы поспорить на этот счет).
Сама по себе ось – вполне обычная, круглая, с обычным QR. Фишка системы заключается в красной
Как это работает? Думаю, дабы снова не идти за пол-литра, проще посмотреть видео:
Q-LOC-2 assembly instruction from SRSUNTOUR on Vimeo.
Красный «тюльпан» может сжиматься и раскрываться. Во второй версии оси инженеры сделали голову с желтой каемкой фиксирующейся (в первой она только нажималась). В итоге получаем два состояния оси – открыта и закрыта. В открытом состоянии красная штучка сжата, и ось свободно входит и выходит из втулки и дропаутов. В закрытом состоянии красные лепестки раскрываются и цепляются за левый дропаут вилки, а эксцентрик стягивает всю систему:
На первый взгляд все замечательно, но есть нюансы. Во-первых, чтобы достать ось из дропаутов, нужно тянуться вниз двумя руками – одна открывает красную писю, вторая отжимает QR, в этом плане Hex Lock удобнее – все делается одной рукой. Второй момент – грязеустойчивость красной штучки. Существует далеко ненулевая вероятность, что между лепестками может попасть грязь-песок, что может не позволить полностью сжаться лепесткам – и ось не пройдет в дропаут. Ну и сама по себе конструкция с большим числом мелких элементов, с пластиковой внутренней проставочкой и пружинкой – сложная и потенциально ломающаяся.
Преимущества: быстросъемность. Недостатки: возможная плохая грязеустойчивость, сложность конструкции оси, большой вес.
Перейдем ближе к теме поста. Из вышеизложенного совершенно очевидно, что выточить ось на Маниту невозможно (за разумные деньги). На Сантур ось выточить можно, но она будет как минимум двухсоставной – нужно, чтобы ось сначала просто вставилась в дропауты, а потом слева к ней нужно прикрутить «шляпу», которая будет держать ось. Значит, кандидаты на «поточить» — RockShox и Fox.
Что говоришь, мальчик? А нафига их вообще точить? Хороший вопрос. Белорусские инженеры хоть и любят просто так поточить чего-нибудь, но в данном случае была реальная необходимость в такой детали. Начнем с Fox.
Все, что касается оси на Fox, делалось без моего участия, но человеком, с которым я потом делал ось на RockShox, так что посмотрим первую версию.
Необходимость в точении оси объясняется просто – человек купил себе вилку Fox под ось 15 мм без оси в комплекте. Если вы когда-нибудь смотрели цены на оси Fox на ибэях или других площадках, вы понимаете, что покупать оригинальную ось – не вариант для простого советского человека. Ценники начинаются примерно с 50-60$. Разумеется, можно поискать разного рода аналоги, у тех же китайцев, или всякие дорогущие лайтовые экземпляры. Например, KCNC:
Оськи с лапкой QR весом в 53 грамма и ценой в сотню зеленых. Не вариант, разумеется.
Более реальный аналог оси – простая односоставная оська ценой 40$:
Ось закручивается и одновременно стягивает дропаут и втулку. Голова оси сделана либо под большой ключ, либо под использование шестигранника как рычага:
Правда, на этих фотографиях не видно шайбы между головой и дропаутом.
В общем, для токарей не составляет особо труда выточить такую деталь и фрезернуть потом голову под ключ. Причем за работу просили вдвое дешевле, чем цена на эту ось в инете. Точим.
Чертеж – всему голова. Посредником между заказчиками и токарным отделом выступал Саша Малаховский (более известный у нас как MALA), многим велосипедистам он уже помогал вытачивать или фиксить различные веложелезки, вплоть доизготовления линка в раму Лапьера. Он же и снял размеры оси, сделал чертеж для токарей/фрезеров. Ось для Fox 15 мм:
Точили изделие из алюминия Д16Т, толщину стенок сделали с запасом, по прикидкам вес оси получался в районе 63-64 грамма (оригинал, напомню, 76 грамм). В результате на свет родилась отечественная оська:
Реальный вес с шайбой – 64 грамма. Ось можно закручивать ключом на 17 или шестигранником, который вставляется в отверстие в голове оси. Ось отлично стала в вилку, где-то уже должна колесить по просторам Беларуси:
Итого: цена вопроса – 15-20$ (если есть более близкие знакомые токари – и того дешевле). Вес 64 грамма. Преимущества – простота, нет торчащей лапки. Недостатки – не очень удобно устанавливать и раскручивать/закручивать.
Собственно, на эту ось я как раз и наткнулся в местной велобарахолке. Заинтересовался изготовлением оси я тоже не просто так – ко мне из Америки ехали новенькие штаны RockShox под ось, но без оси в комплекте. Оригиналы РШ стоили те же 50$, так что я решил сделать кастомную ось (правда, пока собирался, в одну прекрасную черную пятницу в одном питерском магазе была куплена оригинальная ось за смешные деньги, но я же инженер – все равно хотелось сделать свою ось).
Далее вместе с MALA составляем техзадание. Меня категорически не устраивал способ закручивания оси в первой версии: мало того, что он неудобный и медленный, так еще и с эстетической точки зрения ось с гайкой на 17 выглядела не очень. Сразу была поставлена задача – ось должна быть под шестигранник. Кто знаком с обработкой металла, тот в курсе, как непросто делать внутренние отверстия под шестигранник. Но Саша выяснил, что фрезер сделает все по высшему разряду и недорого. Итак, рисуем чертеж (опять же, рисовал все MALA):
Материал – алюминий Д16Т ГОСТ 4784-74, расчетный вес – 44 грамма (без шайбы).
Что говоришь, мальчик? Шестигранник в алюминии – это ненадежно? Мы предусмотрели этот вопрос. На чертеже видно, что шлицы сделаны под 6 мм ключ (самый большой шестигранник в стандартном мультитуле), а глубина шлицов аж 12 мм. Сорвать такое – надо очень сильно постараться.
Честно говоря, слабо верилось в вес оси. Хотя в Интернете встречались вот такие титан-карбоновые экземпляры весом 36 грамм (и ценой как треть вилки):
Итак, за дело взялись кудесники резца и фрезы. Единственное, что мы на первой оси не стали делать утоньшение посередине, все же первый тестовый образец – хотелось по-быстрее и подешевле, да и стенки оси были достаточно тонкие. Через недельку я забрал готовую, блестящую точеным алюминием ось. Что делает велосипедист с любой новой деталькой? Правильно, взвешивает:
Вес оси – 45 грамм! И шайба еще 3 грамма (тоже кастомная). Итого 48 против 75 у оригинала, в полтора раза легче. А цена… даже неудобно называть, с учетом посредников… Всего 18$.
Сравнение оригинала и продукции белорусских инженеров:
Что же мы получили, переработав некоторое количество отборного алюминия в стружку?
1. Легкая и простая ось. Вес 49 грамм с шайбой. Минус 26 грамм с байка: )
2. Stealth-профиль. Ничего не торчит за пределы дропаута, не сломается при падении, выглядит лаконично.
3. Относительно быстрая и удобная установка. Шестигранник на 6 есть в любом мультитуле (вообще не проблема сделать под 5 мм). Я давно пользуюсь зажимами под шестигранник на QR 9mm втулке, и про лапки эксцентриков уже забыл.
4. Цена – без комментариев, 15-20$ против 50-60$ за оригинал.
Что говоришь, мальчик? Почему ось не черная? Да, вопрос анодировки будет в дальнейшем прорабатываться. Есть аж 3 места в Минске, где свои люди могут сделать анодировку алюминия. Просто тут нужно будет учесть допуски на анодировку (планируется хорошая, жирная, толстая защитная анодировка, а не декор для вида). Но это все будет после того, как я протестирую опытный экземпляр. Планирую просто покрасить голову оськи в черный цвет, дабы смотрелось на черной вилке красиво.
Также в планах нанести немного синего фиксатора на резьбу оси и немного фрикционной пасты на шайбу, чтобы максимально исключить возможность самораскручивания оси. Кстати, важная деталь по резьбе на оси: на чертеже дан стандартный метрический размер, но в реале нужно чуточку прослаблять резьбу! Когда выточили ось, попробовали вкрутить ее в левый дропаут — вошла хорошо. Но когда вставили через правый дропаут и попробовали закрутить в левый — резьбу начало клинить, при этом оригиналы закручивались легко. Пришлось немного прослабить резьбу (если кому интересно — уточню детали этой операции).
В конце данного поста попрошу обладателей 15 мм вилок RockShox и Fox откровенно проголосовать: хотели бы вы себе подобную ось взамен оригинальной? С анодировкой, под граник 6 мм, с весом 45-50 грамм и ценой 25-30$.
Также просьба обладателей осей Hex Lock и Q-LOC-2 взвесить оськи, чтото я надежных данных по весу не нашел.
Спасибо за внимание. Следите за новостями от белорусских инженеров.
-
добавить в избранное
11
- +86
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (87)
Rude_Boy
как я писал в посте — года 2 уже не пользуюсь QR зажимами, снимаю колеса с помощью шестигранника. особых неудобств не вижу, мультитул всегда с собой. Мне вот наоборот не нравится лапка, торчащая из дропаута, дело вкуса.
pashevich
А вот сочетание с новой 36 Фоксой может получится интересное ;) — и там и там всё медленносъёмное, чтоб не так обидно было за вилку. Или доп расходы на покупку комплекта по ссылке.
Chute
pashevich
CIX
pashevich
Тут ближе к полтора.
zeremit
gagar1n
rip
Помоему — это важная особенность оригинальной оси.
В Вашем изделии такого нет.
(как править комментарий?)
rip
Bezzeeni
toresvelo
В голове был вариант с расклиниванием, который, на мой взгляд надежнее.
Если подумать, то в большинстве вилок предусмотрено что-то против разворачивания оси (эксцентрики, разрезные дропауты и др.).
Вероятно, инженеры делают это не просто так.
Сделать простую ось гораздо проще. Но это не массовое решение почему-то.
Я склоняюсь к мнению, что возможно раскручивание оси в таком исполнении.
rip
сам по себе QR никак не предотвращает раскручиваение, если зажат с тем же усилием, что и обычная оська.
на веломании человек описывал, как у него в горах раскручивалась новая ось с клином. он ее все время сильнее зажимал, и все равно раскручивалась. в итоге сломался клин, кажется :)
pashevich
Chute
Ptetp
mark1352
pashevich
mark1352
у меня была вилка с такой осью недолго, чтото не додумался взвесить оську.
pashevich
mark1352
tosha125
pashevich
tosha125
pashevich
tosha125
pashevich
IlyaBabay
если вам знакомый токарь выточит и заанодирует такую ось за 500 рублей — замечательно.
pashevich
IlyaBabay
_va
Вот насчёт остального пока вопрос, так как вилки продаются с осями, а протрачиваются и ломаются они редко.
По мне — так намного актуальней будет вопрос по осям в раму — Максл 135х12, 142х12, 150х15 (157 Максла вроде нет) и хитрые длины для Трека. Рамы часто продаются без осей, ломаются эти оси чаще, а ценники даже чуть выше вилочных.
Но вот ось просто болтом, без эксцентрика может быть не всем удобна.
Chute
pashevich
Причём и Синтейс и 20-мм оси в Фоксе сделаны под 5 мм шестигранник, что для меня удобно (на моём любимом мультитуле 6мм шестигранника нет, вероятно за ненадобностью)
Chute
IvanSergeenko
У Норок — ось Синтейс, а у Треков из-за хитрой констукции и большей толщины дропаутов ось Максл значительно длинее стандартной для 157 мм втулки.
Chute
IvanSergeenko
Вот тут есть немного инфы — https://www.sram.com/sites/default/files/techdocs/gen_0000000003373_rear_maxle_lite_installation_specifications.pdf А тут — мои попытки разобраться с резьбами и длинами Оси 142 х 12 мм — совместимость?
Chute
правда полые осиь не делал нет смысла грамы экономить
Доп фиксация с обратной стороны болт м6 и шайба
и в резьбе — нет говна летящего сбоку
задние 135х12 тоже заменил ибо задолбал этот максл раскручиваться
cka3o4nuk
ildar_i
tosha125
mark1352
:)
www.youtube.com/watch?v=xcknpVXgZag
amstafff
goodman
Troy
pashevich
Поддержу интерес к осям на раму. Совместима ли 142х12 спеша и дт свисс?
nae9
Chute
с другой сами упрощаем раскручивание
cka3o4nuk
el_cane
_va
+ ещё 2 нынешних байка с задними осями RS Maxle. Год катания в горах. Тоже без проблем.
Перенастраивать резьбовую вставку оси Fox 15QR при использовании разных колес? Нет, тоже не слышал. Год катания исключительно в горах. 2 байка, 2 вилки, 2 пары колес, часто меняющихся местами.
Я что-то не так делаю?
Посту — "+" за креатив. Но всё-таки останусь с дефолными осями.
Добавил.
Даже если ось и начнет раскручиваться — сразу появится дикий люфт колеса и сопрофождающий его грохот. Не заметить этого сможет ну совсем… э… недалекий юзер. Подтянуть — 10 секунд.
Polkovnik
dsociative
pashevich
eovein
Legalaze
pashevich
Legalaze
pashevich
А вот у эпиконов более бюджетная версия.
Legalaze
pashevich
Legalaze
сектор стоит 200-230 евро, недавно на БД купил за 125 на скидках.
pashevich
Наверное из-за того, что летом взял его за 17к (старый курс).
Покупал у человека, который заказывал их напрямую из сша.
Legalaze
pashevich
CIX
pashevich
pashevich
Legalaze
racerx
Djaarj
zagremel
pashevich
mark1352
Aveega
Мне нужна пара таких осей. Один нюанс: мне на фэтбайк :) 135*15 вперед и 170*12 назад.
Параметры резьб уточню.
AltairNsk
zxv_
pashevich
У меня сейчас «китайские» оси, в них есть конструктивные проблемы. Охота заменить, болтовые полностью устроют, плюс существенно легче (карбон в круг, 100 г на осях интересно).
Номинальные диаметр * шаг, плюс фактический диаметр до сотки — этого будет достаточно?
AltairNsk
Вторая иттерация оси мне понравилась, анодировочек бы еще в разные цвета радуги))
wibird
Lyoho
Найду ближе к маю спосособ передать если нужен. ))
Polkovnik
pashevich
Lyoho
подробности
www.bikerumor.com/2015/04/07/rockshox-updates-monarch-rt3-introduces-oneloc-remote-maxle-stealth-and-rs-1-27-5/
mitcos
pashevich
Преценденты уже известны, похожая ситуация уже случалась с умной эл. подвеской нашего самодельщика и Лапьерром
amstafff