Блог им. pashevichСтыд и SRAM – как мы клонировали ролики

Белорусские инженеры настолько суровы, что спокойно переделывают новый Solo Air в старый Dual Air, делают из 10 ск трансмиссии Shimano 11 ск раньше, чем сама Shimano, вытачивают алю поршни в тормоза Shimano XT на замену треснувшим керамическим, а если они хорошенько дунут – то могут забабахать и подвес-фэтбайк-амфибию.
 
В этом посту вы сможете узнать о том, как мы клонировали ролики для переключателей SRAM.
 
 Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
 
Под катом – большая простыня и много фото. 

Переключателями SRAM я пользуюсь достаточно давно, с 2010 года. Начинал с простого Х4, потом был Х5, ну а затем Х9. Переклюк Х4 я покупал новеньким, радостно поставил его весной на байк, покатал 1000 км…и почувствовал, что как-то странно крутится цепь. При очередной помывке байка замечаю такую картину:
 Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
 
Кто бы мог подумать, что не только сам корпус ролика, но и втулка сделаны из пластика! Даже небольшого количества абразива и отсутствия смазки оказалось достаточно, чтобы в хлам укатать ролик за такое короткое время:
 Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
 
Верхний же ролик SRAM у старых переклюков сделан совсем иначе. Металлическая втулка большого диаметра и две дырки под крепление в лапке переключателя. Большая втулка обеспечивает более долговечную работу ролика и меньшие люфты по сравнению с обычной мелкой втулкой:
 Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
 
Тогда вместо убитого нижнего ролика я поставил обычный ролик Shimano от переключателя Alivio, кажется. Без танцев с бубном не обошлось: во-первых, толщина ролика оказалась меньше, чем у родного, а во-вторых, отверстие под болт у шимановского ролика немного больше. Первое решилось двумя шайбочками по бокам ролика, на второе я забил, хотя пыльники ролика немного смещались к корпусу ролика и немного терлись об него. Вот так это выглядело:
 Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
 
Затем у меня появился еще и SRAM X9 старого образца, под верхний ролик с двумя дырками. К этому времени ролики на Х4 уже довольно сильно убились, и нужно было покупать новые. Цены на оригинальный SRAM повергали в уныние…в инет-магазах в то время можно было найти ролики от 12 евро за пару, в Минске все еще печальнее было. 
 Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
 
Да, можно было отпилить пипку под вторую дырку ролика и спокойно ставить обычный ролик с одним центральным отверстием, у нас некоторые люди так и делали. Но пилить Х9 как-то не хотелось, а работа и долговечность верхнего ролика меня устраивала. И вот тут появилась мотивация сделать ролики своими руками.
 
 
Итак, мотивация: 
1.Естественно, хочется сделать дешевле и лучше оригинала. В идеале. Ибо делать за ту же цену смысла не имеет совсем.
2.Есть интерес к «сделать свое, отечественное»: ) Китайцы сейчас делают все, но в их изделиях нет души.
3.Предварительно был изучен спрос, и оказалось, что обладателей старых переклюков под ролик с 2 дырками достаточно много. Причем один из них – человек, который был в «команде» этого проекта, катается достаточно много и расходует ролики прилично:
 Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
 
И последняя ремарка перед тем, как перейти к сути поста. Вы спросите: а почему не китайские ролики на пром. подшипниках за пару баксов? Такие красивенькие, алюминиевые, разноцветные… При Китай я упомянул чуть выше. Второе: алюминий не самый лучший материал для пары трения. Ну а главное – лично я считаю, что промам без отличной грязезащиты в роликах не место. Как-то в одной покатушке я был свиделетем, как рассыпался заржавевший сепаратор в проме ролика, его начало клинить и колбасить. В итоге мы перебирали ролик прямо в электричке, и все закончилось благополучно.
 Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
 
 
 Но случаи полного заклинивания прома в роликах случаются регулярно. Еще один момент – ролик на втулке будет ходить до последнего, с большими люфтами, а вот пром тупо может рассыпаться без предупреждения. В общем, я пока за втулки.
 
Перейдем к самому интересному. У нас в Минске есть один «секретный» завод, известный как ЗКФ им. Хэмильтона (ЗКФ – Завод Клевых Фигней). На этом заводе работает хороший человек Sssnake, который помогает велосипедистам (и не только им) точить/фрезеровать/выпиливать различные клеевые фигни начиная от хитрых болтиков и заканчивая изготовлением линков подвески на ЧПУ станке. Одна из самых крутых работ, сделанных там – тулза для откручивания барабана втулок DT с рэтчетом, делали ее давно, когда китайцы еще не освоили это направление, а оригиналы стоили дурных денег (тулза получилась дешевле оригинала). Уж не помню, как мы со Sssnake разговорились на тему изготовления роликов, но оказалось, что у них на производстве сделали самодельную установку для литья в силиконовые формы. Тут и родился план.
 
Всем известно, что для дешевизны производства нужна серия. Ролики можно было и вытачивать, но себестоимость процесса не удовлетворяла. А вот скопировать оригинальный ролик, сделать силиконовую форму и лить в нее копии – это уже интереснее. Эту технологию мы и решили попробовать.
 
Коротко это выглядит следующим образом: с оригинального ролика снимается копия в виде формы для литья из силикона. Материал для литья роликов – полиуретан. Литье производится в камере с вакуумом для удаления пузырьков воздуха из детали. Основные проблемы такого способа изготовления деталей было 2:
— при затвердевании полиуретан дает небольшую усадку, а нам критичен внутренний диаметр ролика.
— усадка может сопровождаться значительным нарушением геометрии.
 
После парочки неудачных попыток технологи ЗКФ нашли оптимальный режим литья и изготовили несколько пробных роликов. Без красителя полиуретан совсем белый)
 Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
 
Когда я получил эти образцы для первого теста, то был слегка поражен точностью копирования самых мелких деталей ролика, даже шероховатость поверхности передалась на клон, что уж говорить обо всех надписях:
 Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
 
Пара белых роликов была установлена на переклюк зимой-весной 2014 года и немного обкатана в реальных условиях. Убедившись, что явных косяков нет, а ролики не умирают за пару сотен километров, я дал добро на клонирование партии пластмассок (предварительно собрав список желающих их приобрести и протестировать). Ждать пришлось долговато, т.к. возникли проблемы с вакуумной камерой на установке, но в итоге в начале лета я получил целую гору красивеньких пластмассок:
 Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
 
Кое-где пришлось подчистить наждачкой шов на внутренней поверхности трения ролика, но в целом все они отлично садились на родные втулки и крутились, имея минимальный люфт. На переклюк все стало хорошо и крутилось как надо:
 Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики

Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
 
Всего емнип было сделано около 20 пар роликов, 12 или 13 пар разошлось по рукам товарищей. На данном этапе новые корпуса роликов предлагалось использовать со старыми втулками из родных роликов. Себестоимость пары роликов получилась 7.2$ при такой партии. 
 
Первые результаты тестов в реальных условиях. Пробег 1.5-2 км в относительно чистых условиях летом, особого износа не видно:
 Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
 
Далее очередь стояла за изготовлением втулок. Детали относительно несложные, чертежик простой, изготовление быстрое и недорогое (пара втулочек обошлась в 1$). Собственно чертеж:
 Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
 
И готовые втулки:
 Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
 
Сели в ролики как родные:
Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики 
 
По понятным причинам мы не стали заморачиваться изготовлением пыльников, т.к. они не изнашиваются и в хозяйстве от старых роликов их осталось предостаточно. В итоге себестоимость пары роликов с втулками получилась 8.2$ (при партии 20 пар), что в 2 раза дешевле, чем самая дешевая пара роликов SRAM X7 на БД.
 
Еще полгода тестов не выявили каких-то заметных косяков или быстрого износа роликов. На этой фотографии – ролик прошел 5к км, хозяин не особо заморачивается чисткой трансмиссии в межсезонье):
 Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали роликиБлог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
 
 
Другая тестовая пара – пробег около 2-2.5к км:
 Блог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали роликиБлог им. pashevich: Стыд и SRAM – как мы клонировали ролики
 
На очереди – суровые зимние тесты. 
 
В принципе, получилось ровно то, что и хотел. Дешевле и вроде бы не хуже оригинала. Дома хранится запас роликов на несколько сезонов (в хозяйстве 3 переклюка под эти ролики). При большой партии себестоимость реально снизить где-то до 5$ за пару.

Комментарии (54)

+12
люто плюсую
avatar

NixonElite

0
Круто. Полиуритан вообще хороший материал. А нельзя ли как то договориться об изготовлении эластичных мембран в бачек амортизатора, вместо IFP? нечто вроде презика, только толщиной 0,5-1мм.
avatar

DarkWit

+10
вы там реально упарываетесь по хардкору:) +
avatar

ilyamaksimov

+8
пффф, это мелочи.
вот намотать карбораму и карбовилку — это да:

фул-хэндмэйд рама+вилки+подседел найнера 29+, колеса и резина 29х3"
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

+6
это круто, но выглядит как будто у безумного макса отобрали права и он купил себе вот это вел)

Расскажите как делали его, это будет хитяра:) серьезно 
Последний раз редактировалось
avatar

ilyamaksimov

0
mtbox.by/index.php/topic,352.90.html Это либо оно, либо немного раньше. Только сегодня наткнулся на это творение!
avatar

pustota

+1
нет, это одно из.
вот оно: mtbox.by/index.php/topic,1280.0.html
avatar

pashevich

0
Самодельная только ради покрых 3.0? Заводских таких нет?
avatar

velikain

0
человек несколько лет занимается плетением карбоновых рам для себя. 
заводские может и есть… за много денег зеленых.
avatar

pashevich

+3
Продолжение банкета:
avatar

Jahtaka

0
это не продолжение, а исходная точка: разделка одного из надоевших handmade кантрийников и переделка в фетбайк.
avatar

mor

0
на правах некропоста)
тоже мелочь) тип из словакии сам себе начертил и смотал из карбона секси подвес с ихменяемой геометрией. видео: www.pinkbike.com/video/331951/
статья о разработке и сборке:
dolekop.com/clanek/3223-homemade-intro-exit-carbon-prototype
альбом с его работами. там, смотрю, еще и алюминевый прототип появился:
www.pinkbike.com/u/boban/album/intro-project/
Последний раз редактировалось
avatar

VL_Chuvak

0
Давно уже пора собственную велоиндустрию ростить!
avatar

Hunter73

0
уже освоили, смотри выше.
avatar

pashevich

-1
пора, вот только «МотоВело» не изъявит желания подвинуться)
avatar

KirillIvanov

+15
«Анти-кризисная программа импортозамещения» © :)
avatar

pashevich

+1
Хозяин похоже не просто не заморачивался по чистке цепи, а заодно и раз в сезон её полностью в салидол погружал )))
avatar

_va

0
Возможно действительно консистенткой смазывали. Таже проблема была — смазывал цепь солидол+вайт спирит. Цепь чистенькая, но на ролике грязь налипает и задерживается очень хорошо.
avatar

Dobrii777

0
фу-фу-фу, так забивать на цепь=) эт я про товарища, который «не особо заморачивался», он похоже вообще про нее забыл…
avatar

ArkadiyAntipov

+1
главное — смазана :)
товарищ катает на работу и по другим делам каждый день круглый год.
avatar

pashevich

0
Хех. А я подумал, что фото специально сделаны для придания суровости условиям катания и тем самым подчеркнуть качество материала роликов.
avatar

Dobrii777

+5
Дело годное на 200%, пора открывать свой сайт/проект и бенчить эти железяки/пластмаски по норм ценам =) Даешь серию переклюков/манеток и кастомных шимано зии ))) по рублю за сторону )))
avatar

AxeL

0
Фантастика!:)
Плюсанул)
Последний раз редактировалось
avatar

rewwerty

0
фантастика — скопировать чьи-то ролики !!!! 

дело полезное, но не фантастическое.    Пост плюсанул, если что  
avatar

mitcos

0
Теперь надо поставить на поток производство фрезерованых лапок задних переключателей, анодированных в широкую гамму цветов и клонированных роликов кастомных цветов.
avatar

OlegShturman

+5
А также лапок из карбона ;)

П.С. Улыбнул тэг «белорусские инженеры» — такими темпами будет скоро иметь славу не меньшую, чем «британские учёные»))
Последний раз редактировалось
avatar

Wild_Cat

+2
В упор не понимаю, чем же ролики на промах хуже. Даже если пром сдох — заменить его не проблема.
А чтобы под пыльник не попадала грязь и не ржавело надо хоть как-то следить за тем, на чём катаешься — смазывать там… грязь убирать… не?
avatar

Legalaze

+4
Уже ответили в тексте. Пром может заклинить в самый неожиданный момент. У меня, например, на довольно ответственном старте пром в нижнем ролике словил клина из-за рассыпавшегося сепаратора. Цепью протянуло весь переклюк за лапку назад-наверх и вырвало петух. Сход.
До этого пром рассыпался в верхнем ролике. Не так все плохо было но переключение порой страдало. 
avatar

multig

+1
Пром хоть раз разбирался, смазывался, чистился? Сколько километров он прошел и по каким условиям? Ни за что не поверю, что такое бывает при регулярном обслуживании. Каретки, подвески, втулки, рулевые у вас так же умирают?
avatar

Legalaze

+6
Эти сраные промы в роликах разбираются чуть ли не каждый второй (а то и первый) грязевой заплыв. Если пром крутится ровно, я в него не лезу. Слава б-гу за люфтом там следить не надо.
Каретки ББ30 по опыту аналогичное говнецо. Но тут ногами у руками можно сразу пощупать работу подшипников. В шимановские интеграшки можно гадами не лазить, если уметь пользоваться. Рулевые не умирали но с одним типом подшипников и тоже поимел головняк.
И что такое — регулярное обслуживание? Раз в неделю перебрать велосипед? 
avatar

multig

+6
Пром в нижнем ролике может словить клина за одну грязе-песковую покатушку.

П.с.  Keep It Simple — не надо пихать пром туда, где он не нужен и где ему по умолчанию плохо.
проблемы прома в нижнем ролике — они близок к говнам, он мал диаметром.
В итоге ему надо довольно мало говна, что бы заклинить.

п.п.с. а ты после каждой грязевой покатушки разбираешь весь велосипед?
Я вот обычно ополаскиваю на мойке и все.


Последний раз редактировалось
avatar

kn1ght

0
Весь велосипед я обслуживаю 1-2 раза в сезон. Сколько переклюков у меня было, ни разу ничего подобного не встречал. И в говны я катался и не раз.

В нижнем ролике может и имеет смысл втулка, если с промами всё так плохо, как вы говорите, но вот в верхний я бы не поставил, ибо добавятся люфты, что заметно ухудшит переключение.
Ну а ещё, на сколько я знаю, втулки дохнут быстрее. Это если каждый день байк не купать в дерьме, конечно.
avatar

Legalaze

0
Весь велосипед я обслуживаю 1-2 раза в сезон. Сколько переклюков у меня было, ни разу ничего подобного не встречал. И в говны я катался и не раз.
1-2 раза в сезон с грязевыми выползками для прома в ролике мало (очень), он у тебя клин словит через 2-3 покатушки.
Видимо переключи были не дорогие, да и в дорогих промы появились не очень давно.

  но вот в верхний я бы не поставил

 Какой у тебя переклюк говоришь?

Ну а ещё, на сколько я знаю, втулки дохнут быстрее.
В переклюке не нужно отсутствие люфтов в 1-3мм, а нижнему ролику так вообще пофиг какой у него люфт.
Дешовый Срам Х5, купленный БУшным отходил 3 года со смазкой ролика раз в год — и отлично крутился.
Если у тебя сдохнет втулка — то она просто будет больше люфтить, но ехать ты будешь не хуже чем с новой втулкой (и еще очень долго).
Если сдохнет пром — ты уже никда не поедешь.


avatar

kn1ght

0
У меня были Sram x9 2шт (промы), Shimano Zee (втулки). Сейчас Shimano XT (промы).

Сколько говен мой XT повидал — промы как новые.
Может я что-то не так делаю? Может для клина надо в болото вел окунать целиком?
avatar

Legalaze

0
говны под колесами и говны целиком на велосипеде — это разные говны =)
Надо что бы говны наматывало цепью, что бы все было грязное =) 
avatar

kn1ght

+10
Про'клятый марафон Marzocci cup. Почти не бывает сухим.

 

Несколько часов купания в этой жиже и 2-4 дня секса с велосипедом обеспечено.
avatar

multig

0
Несколько часов купания в этой жиже и 2-4 дня секса с велосипедом обеспечено.

Ну так можно и промы переклюка обслужить заодно со всем остальным :) 
avatar

Legalaze

0
Ролики переклюка на промах гарантированно встают клином на следующий день после такого и перебираются всегда. Всякие родные формуловские и прочие органические колодки также стираются в ноль.
avatar

multig

+5
Да после каждой Грязевой покатушки перебираю велосипед, ну или ставлю на заметку что это нужно сделать в ближайшее время… Много времени это не занимает, зато жизнь железу продлевает заметно… Цепь, как на фото находиться в недопустимом для нее состоянии, мазать ее консистенткой полный бред, всем давно известно что цепь должна быть сухая сверху, смазанная изнутри.
avatar

GarryNeuroFob

0
как вы определили, что цепь смазана консистенткой?
avatar

pashevich

+2
Выше просто кто то писал что смазывает консистенткой + вайтспирит… да и на сухую цепь столько врятли может налипнуть если конечно это не сразу после грязи…
avatar

GarryNeuroFob

0
кто-нибудь из вас использует велосипед КАЖДЫЙ ДЕНЬ в качестве транспорта, а не по выходным на покатушках?
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

0
Нет вы единственный.
 
avatar

GarryNeuroFob

0
Свежий пример того, как ролик на проме может умереть внезапно, на ровном месте, без каких-либо предварительных симптомов:
ролики срам Х9, новый Х9, пробег с июня 2013 до 27 декабря 2014) порядка 7 тыщ.
Еду, никого не трогаю, вдруг перестает ролик крутится. Приезжаю домой раскручиваю, а там высыпается)

я в владельцем этого ролика сегодня откатал покатушку по суху, километров 30, ничто не предвещало беды :)
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

+2
1.5 года без обслуживания?
avatar

Vastak

+1
А как бы то что износ на лицо, никак не мешает призадуматся ппц...
Вы вообше велосипеды обслуживаете, цепи меряете? 
avatar

RomanIndus

0
Это все уже на уровне кармического вопроса… лежит у меня переклюк который 9 тысяч ходит без то. обычный деор. ролики лысые почти, и ничего в них нет. крутяться и крутяться. и за 15 лет катания ничего таким колом не вставало в переклюках. каретки бб30 да, лажа. но чтоб переклюки.даже тонущую и в говнах....
без обид и развязывания конфликтов. судя по тенденциям поломок, друзья, может вам в церковь сходить? =)
всем мир. с наступающим!
avatar

607

0
Просто Шимано подумала головой ещё давно, и ставит в нижний ролик керамический подшипники скольжения — там и ресурс приличный и заклинивать нечему.
avatar

Chute

0
с каких пор в деор ролики на промах ставят?
ну и не забываем: ролика под крепления на 2х дырках на проме не существует. 
avatar

pashevich

0
не так выразился. разговор о реализации. в шимано действительно нижний ролик обычный подшипник скольжения. мило и просто.
avatar

607

0
давайте разграничим сразу. подшипники скольжения — это 2 втулки с подобраными материалами. в миру — пара скольжения.  пром — тот же шарикоподш, только в обойме, сепараторе и или с обороной в виде пыльника-сальника.
avatar

607

0
продаете ли вы эти ролики через инет с доставкой в 2019?
avatar

shurtigin

0
Чувствую придётся ещё одну кампанию по клонированю делать)


Заодно ещё и современную модель ролика за мастермодель взять!



Последний раз редактировалось
avatar

SEmp

0
технология утеряна, проект Е мобиль закрылся, а вместе с ним и контора)
avatar

pashevich

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.