Личный блог — Лайфхак эндуролога

Я много и часто использую байк в горах по прямому предназначению. Езжу по несколько лет на одном байке, и очень трепетно отношусь к различным техническим моментам, шуму, скрипу и прочим посторонним звукам. Со временем комплектующие и узлы рамы велосипеда изнашиваются, конечно, но при должном уходе можно увеличить срок службы оборудования и байка в целом. В этом посте я поделюсь маленькими личными лайфхаками, которые продляют жизнь байку и моему хорошему настроению на трейле. К каждой фотографии небольшое описание, которое может пригодиться даже тем, кто уже достаточно долго катается на байке. Если у вас есть личные лайфхаки, то развернутые коментарии приветствуются.

Самая главная часть велосипеда – рама! От того, как чувствует себя ваша рама зависит очень много. Скрип в подвеске, работа шарниров, ваша безопасность. Даже опытные райдеры зачастую забывают про необходимую профилактику подвески велосипеда, что приводит к различным негативным последствиям. Но для того чтобы избежать проблем можно сделать несколько несложных процедур, которые могут избавить вас отголовной боли во время поездки в горы. Подшипники подвески – не поленитесь, разберите всю подвеску (даже если велосипед новый, из магазина), снимите пластиковые уплотнители с подшиников и добавьте хорошей смазки внутрь подшипника. Потом, закройте его уплотнителем и сверху, под болт, нанесите водоотталкивающей смазки, чтобы помещать воде добраться внутрь подшипника. Как правило, при сборке рамы используют стандартные промышленные подшипники, которые предназначены для больших оборотов. Излишняя или густая смазка будет мешать вращению. В велосипедной раме, таких нагрузок нет, поэтому можно смело “забивать” подшипник смазкой, что продлит его ресурс использования, как минимум вдвое. Болты подвески – ВСЕГДА проверяйте насколько хорошо затянуты болты шарниров подвески. В горах откручивается даже то, что никогд ане откручивалось за несколько лет в Москве. Упустите какой-нибудь узел и можно повредить раму, или даже повредиться самому. Представьте, что на скорости под шестьдесят километров в час, у вас раскручивается линк подвески… Возьмите за правило – покатался, проверил подвеску. Это избавит вас от разных неприятностей на трейле.

Трансмиссия – про уход за цепью и кассетой написано не меньше чем Война и Мир, но тем не менее я хочу акцентировать ваше внимание на важности чистой и смазаной цепи. Когда цепь читая и смазанная переключение передач плавное, педали крутятся легче и приятнее. Цепь не шумит, не закусывает, она не пачкает ноги или одежду. В этому году я сделал для себя открытие – парафиновые смазки цепи! Честно, это просто счастье какое-то. Я до сих пор не верю, что катаясь по грязи, по пыли, цепь остается «сухой» и чистой. Я просто настоятельно рекомендую всем попробовать подобные смазки. Сам пользуюсь Squirtlube, очень доволен.

УМТ — Универсальная, Многофункциональная Тряпочка. Очень дешевый и доступный лайфхак, но очень полезный и часто используемый в горах. Отверстие в штоке амортизационной вилки, как нельзя лучше подходит для того, чтобы туда поместить УМТ. При всей простоте и доступности, многие не знают, что это очень полезное и практичное изделие. Тряпочкой можно и нужно протереть ноги вилки или шток амортизатора во время катания. Почистить цепь трансмиссии или раму велосипеда. Иногда тряпочка помогает с пробоями в бескамерных покрышках, заменяя не всегда имеющийся под рукой специальных жгут или заплатки. В общем, это практически бесплатная штука, часто выручает в различных ситуациях, не занимает место в рюкзаке, не может потеряться, не пачкает одежду итд… must have, как говорится.

Защитное крыло на корону вилки – еще одно из важнейших изобретений велосипедной индустрии. Простая и дешевая штука поможет вам сохранить скользящие части вилки. При катании в дождь или пыль, крыло здорово препятствует попаданию грязи на пыльники вилки. Песок, глина и прочий абразив не скапливается на пыльниках, не затягивается внутрь, не царапает скользяк. Ну и конечно, крыло отсекает половину грязи с колеса, которое летит вам в лицо во время катания в непогоду. Также используйте силикон и УМТ до и во время катания. Это сбережет вашу вилку и нервы. При хорошем уходе даже при большом пробеге переборку вилки можно проводить не чаще одного раза в год. Внимание, тряпочка и силикон помогут вам в этом и избавят от неловких ситуаций в сервисе, когда мастер вскрыв вилку, начинает вытряхивать из нее песок.

Подседельный штырь с изменением хода – пожалуй самая лучшая вещь, придуманная в индустрии за последние годы. Наверняка все знают про него, рассказывать не имеет смысла. Но вот не все знают, что НЕЛЬЗЯ поднимать велосипед за седло при «сложенном» подседельном штыре (не касается штырей с цанговым зажимом). Если вы будете носить, подвешивать байк за седло, когда штырь находится в «сложенном» состоянии, риск его повреждения крайне высок. Всегда протирайте шток подседельного штыря, перед поездкой смазывайте силиконовой смазкой для лучшего скольжения, удаляйте излишки смазки, чтобы она не собирала грязь.

Грипсы. Уже много лет я использую только ESI Grips. Мягкие силиконовые грипсы очень хорошо гасят вибрацию, идеально ложатся в руку, не натирают ладони, не скользят, и сами не проворачиваются на руле. Но у этой приятной мягкости есть и обратная сторона – грипсы довольно быстро изнашиваются, и часто рвутся по краям. Чтобы избежать рваных грипс, выбрасывайте оригинальные заглушки, и ставьте ЛЮБЫЕ другие, но ШИРОКИЕ заглушки, желательно чтобы по диаметру они были не меньше, чем диаметр грипс. Тогда грипс может хватить на сезон активного катания в горах.

Тормоза – какие бы не были у вас тормоза, всегда берите с собой в горы запасные тормозные колодки. Всегда проверяйте колодки на предмет износа. Контролируйте равномерность зазора между колодками и тормозным ротором. Не допускайте использование тормоза при полностью стертых тормозных колодках, это может повредить всю систему торможения велосипеда, и поставить под угрозу вашу безопасность. Колодки можно использовать разные, оригинальные или других производителей, это не принципиально. Смотрите, как ведут себя те или иные колодки, выбирайте по качеству и цене. Лично я сейчас использую колодки с «али-экспресс» и пока не разочарован. Качество приемлемое, а цена значительно ниже. Конечно, тормозная поверхность колодок с «али» стирается быстрее чем у оригинальных, но при их цене это вполне простительно. Главное – прежде чем ехать в горы на «китайских» колодках, попробуйте их дома как следует.
Наверняка у многих есть еще полезные лайфхаки из личного опыта, было бы здорово почитать.
Увидимся на трейлах!
-
добавить в избранное
5
- +148
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (71)
Zhelenkov_Andrey
Vados
если и говорить про лайф хаки по промам, то лучше всего в подвеске использовать безсепараторные промы от enduro. во первых гораздо большее кол-во шариков обеспечит большую площадь соприкосновения, что увеличивает ресурс подвески, во вторых безсепараторные промы не накатывают себе «постели» и подвеска не работает ступеньками при снятом аморте
так что набивка и досмазка под колпачки это скорее тема первого большого ТО, чем нулевого после магазина
ну и не забываем про фиксаторы и нужные моменты затяжки, а так же качественный биты с не слизанными гранями
ouninpohja
Vados
SilentS
отличный совет, охотно верим. вскрываем пыльник, набиваем в походивший пром побольше смазки, заталкивая песок и абразив поглубже, закрывает, наслаждаемся агонией подшипника.
подшипник набивается смазкой только один раз-перед установкой. вскрываем, набимаем под жвак, прессуем, через два года меняем на новый. смазка необходима не столько как именно смазка, сколько барьер, не дающий пыли и песку попасть на дорожки качения и перемолоться шариками. если она уже там или если подшипник отходил пару лет и подзакусывает, то хоть обнабивайся смазкой, шарики уже пирамидки, на дррожках выработка. только замена.
VL_Chuvak
Если подшипник новый — то добавить смазки не будет лишним, дольше проживет.
Если подшипник «походивший» — его надо вынуть, промыть, и потом уже заправить смазкой.
Vados
veles
Vados
SochiDH
bizzarrro
Vados
bizzarrro
jon_nik
Russkiy_Levsha
ouninpohja
Vados
Yue
Ставлю с ЕСИ с обоих сторон ещё хомуты- лок-оны, как доп.защиту. Или от старых грипс, или новые(с алиэкспресса). А потом уже и пластковую заглушку.
amstafff
mrStep
o_O
amstafff
Vados
ilyamaksimov
Переодически проверяйте натяжение спиц на наличие прослабленых.
timman
2) На закрученных до нужных значений болтах подвески сделать полоску канцелярским корректором (замазкой) и ответную полоску на раме — помогает контролировать болты на предмет «открутились».
3) Следите за оплетками переключателей/дилдаков — замятая рубашка, растрепавшаяся под наконечником рубашка, рабашка без смазки — ухудшают качество и точность переключения передач.
4) Колодки — можно ставить на один и тот же тормоз колодки с разными компаундами, или же ставить разные колодки комплектно на передний и задний тормоз.
5) Старый добрый момент — на затягивайте ручки тормозов, манетки переключателей и подседельников слишком сильно: рабочее давление на манетку или ручку не должно ее прокручивать, но если попробовать легонько постучать по ним кулаком( в разумных пределах, следуя ПТБ) они должны податься и провернуться. Это сапасет вас от сломанных тормозов и манеток.
6) Всегда возите с собой минимальный набор ключей, подходящий именно под ваш комплит байка — помимо мультитула, нужно при себе иметь ключи для нестандартных решений, так вы предотвратите возможные проблемы с инструментом.
7) Проверяйте перед каждой поездкой тормоза: понажимайте ручки, на зажатых тормозах покачайте байк вперед-назад (так можно выявить люфт рулевой, роторов, тормозов), проверьте затяжку болтов роторов/калиперов.
8) Грип-тэйп — удобная штука: проще говоря это обычная шкурка на двухстороннем скотче. Упоры на рычагах тормозов (если много ездите по грязи) и манеток оклеиваются под палец. Не дают проскользнуть мимо рычага даже когда все влажненько!
9) Антигравийная пленка — сохранит байк в хорошем косметическом состоянии, отобьет относительно небольшие агрессивные элементы, типа камней, палок-веток.
10) При поездках в горы, не скупитесь на защиту хотя бы нижней трубы рамы. Старая покрышка? Кажется, не плохой вариант. Но бывает, что и она не спасет, и рама благополучно мнется от камня из-под колеса. Хорошим вариантом зарекоммендовал себя Kydex — термоформуемый пластик, продается в листах, режется ножиком, формуется феном любимой женщины. При затвердевании превращается в твердый нехрупкий пластик, способный выдержать значительные ударные нагрузки.
dirtyshiza
Vados
Fusion
Как ни странно, про 1 пункт не в курсе многие, хотя вроде катаются ребята, прогрессируют, за модой следят… а как велик в руки возьмешь, так *рукалитсо*
dirtyshiza
Vados
rcpl
SilentS
Тема крутая.
fb_1509384858
Мои штуки.
Оплетка Iproflex 15PET
Оплетка из полиестра для бандажирования и прокладки проводки.
Не ломается, не рвется, не перетирается, не растворяется бензином, не замерзает, не «горит», в общем прямо таки «изумрудный йух». На велосипеде можно использовать как армирование гидролинии или рубашки, проводов от ваших электро приборов, в местах где возможен риск механическокого воздействия, или как защиту пера, если перо отсоединяется от дропаута, и можно продеть, диаметр оплетки от стандартного увеличивается в счет длинны, так что она «Натягивается».
Строительные очки из «спецодежды».
Прозрачные очки из строительного магазина, выриантов масса, брендов масса, уровень цены и технологичности на выбор, от простых, до нескладных с упругими дужками которые не возможно сломать. Подобрать по лицу реально, мой выбор пал на очки 3М за 210р, а у Капатана Митохондрии в прошлом году были просто стильные.
Катать в очках и котелке офигенно.
Еще, Текстильная клейкая лента.
www.tesatape.ru/industrija/tesa-51608.html
Пригодится, мне кажется, везде. И «вечный» запас ободной ленты, хотя кому она нужна всеже на безкамерках.
Aigo
kislyi
Aigo
kislyi
timman
AleksandrSimonov
kislyi
Общая толщина — 280 µm
Удлинение при разрыве — 20 %
Предел прочности на разрыв — 40 Н/см
Aigo
GeraRuckus
ГОСТ Р 53226-2008 и др. по тряпкам
RomanAkentev
— Пластиковые стяжки (помогут задержать преступника, провести сеанс бдсм и починить практически что угодно на велике)
— Лента-velcro (купил на алике), как более нежная альтернатива стяжкам
— Двусторонний скотч (если надо, например, притянуть стяжкой оторванную ручку тормоза / манетку мягкий двусторонний скотч спасет от прокручивания)
— Трава (недавно вдали от дома пробился и набил покрышку травой, без комфорта, но все-таки докрутил до дома около 10 км)
Также стараюсь всегда иметь при себе заплатки с клеем и замочек для цепи.
lorinser
Я еще запасной петух всегда вожу, потому как был случай который отменил покатушку в другом городе. Было обидно…
timman
А вот процесс и результат:
lorinser
RomanAkentev
SilentS
Забивал от души, когда бортировал покрышку, сломал 2 ключа от квартиры ))
lorinser
Интересно, что покрышка тогда была с защитой боковин и она порезалась (или провалась) четко на границе боковины и центра. С тех пор на бескамерке применяю только версии покрышек с максимальной защитой (EXO у максис, Double defence у швабли, Protection у конти)
SilentS
У меня тейблот в самой простой версии, пережил нормально это издевательство
lorinser
Oto59
в остальном да, но лучше заколхозить, если ты рассчитываешь на длительную эксплуатацию, или выгодную продажу байка или его частей в будущем. да и опять же, колхоз-колхозу… можно сделать аккуратно и красиво, а можно пойти и купить недоделанное фабричное изделие, и будет тот ж еколхоз, но дороже.
dirtyshiza
Aigo
timman
Вместо стяжек круто иметь моток изоленты.
Еще можно намотать армированного скотча на насос, и вслучае аврала, приклеить им козырек к фулфейсу обратно (починить что сломано).
кусок палочки термоклея и зажигалка работает не хуже чем термопистолет с этим же клеем
Если не нравится то, что эндуро-крыло стирает краску на вилке, его можно прилепить к вилке на двусторонний скотч
Werewolf
lorinser
А за $2 можно купить комплект перед+зад с хомутиками.
ru.aliexpress.com/item/Bike-Bicycle-Bicicleta-Front-Rear-Mudguard-Fenders-1-set-lot-Road-Cycling-Mountain-Bicycle-MTB/32711606337.html
(только ставить нужно шиворот навыворот, чтоб китайские надписи не видеть)
SilentS
Ну даже если соточка, пофиг. Можно выпилить несколько штук здесь и сейчас любой формы
Не убедил )
lorinser
Канистра из-под омывайки. Тру полиэтилен, преформованный.
Почти mudhugger
тип такого:
RomanAkentev
Из минусов — уменьшившийся грязевой зазор.
glit6h
бомж-сват из ленты-липучки и D-кольца в простейшем варианте шьется за несколько минут. экономит место в сумке.
для покатушек, гонок с некоторой автономностью вполне уместен.
RomanAkentev
Russkiy_Levsha
amstafff
AxeL
Не расстраивается и сделать своими руками из подручных средств.
dgimi
fb_1470979079588696
fb_1470979079588696
kuzlich
timman
Matrelizarg