Сборка байкаСравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Продолжая тему таблиц сделал такую же по популярным тормозам основных игроков рынка. Хотите знать диаметр поршней калипера? А может вес? Всё что нашел — под катом!

По классике — если вы нашли чем дополнить таблицу, или какую-то ошибку, не стесняйтесь рассказать об этом в комментариях.

UPD
По просьбам трудящихся добавил диаметры мастер цилиндра в таблицы. Где инфа непроверенна и имеет вероятностный характер — стоит снежинка *.

Для упрощённого поиска таблица доступна и в google-docs.

Симметричность ручек (т.е. возможность поставить ручку и на правую, и на левую сторону) есть у всех тормозов Avid, Magura, Hayes, Formula. Из единичных случаев стоит отметить Trickstuff PICCOLA. У Hope симметрична ручка Race Evo и старая Tech (не путать с Tech 3).

У SRAM всё довольно тривиально и без особых подводных камней. Но обратите внимание на диаметр поршней в калипере, для 4-поршневых тормозов существует аж 3 вариации.

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

У Shimano в разы больше веселья. Всего в разделе тормозов 36 калиперов и 28 ручек, которые на сайте производителя идут раздельно. Причём некоторые калиперы просто повторяют друг-друга, но имеют другую маркировку. Постарался набить таблицу только комплектами тормозов, которые вы можете встретить в свободной продаже.

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Hayes, Formula и TRP. После шиманы их каталоги были как глоток свежего воздуха. У Hayes в версии А2 есть удлиненный рычаг, а у TRP стоит обратить внимание на мачмейкер.

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Magura, HOPE и Trickstuff. У Magura есть версии ручек под 1, 2, 3, 4 пальца. Бывают версии тормозов eSTOP для ебаек, в которых цветные пластиковые вставки в калипер заменены на алюминиевые. У Hope есть версия с ручкой Race, которая легче Tech 3 на 50г.
У Trickstuff уточнил диаметр поршней Piccola HD и Direttissima. В одном из обзоров Maxima пишут про уменьшенный МЦ. Непонятно, речь идёт про сравнение с моделями Piccola или про общие тенденции на рынке.

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Теперь перейдём к визуальному сравнению.

SRAM

Level — Level T — Level TL

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Level TLM — Level Ultimate — Guide T

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Guide R — Guide RE — Guide RS

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Code R — Code RSC — G2 R

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

G2 RS — G2 RSC — G2 Ultimate

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

SHIMANO

Altus M315 — Altus M365 Acera M395 MT500 — Alivio M4050

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Acera MT400 — Deore MT410 — Deore M615

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Deore M4100 — Deore M6000 — Deore M6100

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Deore M6120 — SLX M675 — SLX M7000

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

SLX M7100 — SLX M7120 — XT M785

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

XT M8000 — XT M8020 — XT M8100

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

XT M8120 — XTR M9000

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

XTR M9020 — XTR M9100 — XTR M9120

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Zee M640 — Saint M820

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Hayes

DOMINION A2 — DOMINION A4

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Formula

Cura — Cura 4 — R1R

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

TRP

Trail S — Trail SL — Trail SLC

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

SLATE T4 — SLATE — ZURICH

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

E-MTB — QUADIEM — DH

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

DH-R — DH-R EVO

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Magura

MT Sport — MT4 — MT5

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

MT7 Pro — MT8 Pro — MT8 SL

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

MT Trail Sport — MT Trail SL

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

HOPE

Tech 3 Trial Zone — Tech 3 X2

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Tech 3 E4 — Tech 3 V4

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Trickstuff

PICCOLA CARBON — PICCOLA HD CARBON

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

DIRETTISSIMA — MAXIMA

Сборка байка: Сравнительная таблица тормозов Sram, Shimano, Hayes, Formula, TRP, Magura, HOPE и Trickstuff

Fin
?
Неформальный чатик 26-го, например

Комментарии (72)

+10
По хопам не верно. М4/Е4 все порши по 16мм, у в4 16*2 и 18*2.
У кодов насколько я помню, что было указанно в зарубежных статьях 16 и 17мм.
avatar

ouninpohja

0
Хопы исправлю, спасибо. А вот новые коды точно пользуют 15/16 www.sram.com/en/sram/mountain/series/code
avatar

kuzlich

+12
Guide RSC тоже существует. Но скорее придирка. 
Удивлён что площадь поршней G2 меньше площади поршней Guide.
Ещё не хватает диаметра МЦ. Былобы ещё немного информативнее.
avatar

pustota

0
Диаметры МЦ добавил, гайды тоже, спасибо!
avatar

kuzlich

0
У Guide RSC пром подшипник в ручке…
avatar

Naman

0
У М4 первая версия была 14+16 мм, вторая версия М4 (которая потом стала современной Е4) — 16+16 мм, всё верно.
avatar

Chute

0
16*4 с 2009года, сейчас уже 2020
avatar

ouninpohja

+12
Ох купил я себе Магуры Мт7… заказывал с Байк Дискаунта и это капец. качество изготовления просто ужасное. Отломились ограничители хода ручки (это когда от грипсы если тянуть). передний тормоз вообще не тормозит, кое как задний смогли оживить. Регулировка расстояния между диском и колодками вообще не работает. Зато зеленые :D Ну из плюсов, оживленный задний тормоз тормозит достаточно круто, модуляция приятная. И забаыный механизм крепления колдок на магниты) Удобная штука!
avatar

setigod

+18
Регулировка расстояния между диском и колодками вообще не работает.
Такой регулировки не существует, зазор определяется свойствами манжет в суппорте и конфигурацией их посадочного места. По незнанию, ей называют регулировку холостого хода рычага, когда поршень в МЦ отводится от отверстия в расширительный бачок.

На практике магниты не очень удобная штука, потому что колодки начинают громыхать о корпус суппорта, это сразу начинает бесить. Приходится изоленту наматывать :))
avatar

Jahtaka

0
По поводу торможения — рекомендую колодки поменять на 100% металл (я KingStop на всех тормозах юзаю, проблем не было, ни в горах, ни на плоскаче). Единственное, почему может плохо тормозить магура — мои мт4, побитые жизнью и купленные 4шт по цене гидролиний (и собранные 2 более-менее рабочих) тормозят как черти, с великолепоной модуляцией — хт по сравнению с ними вообще не тормоза. Но ручки под замену бы — вроде бы и недорогие, но мт спорт с этими ручками стоят почти столько же…
avatar

lokki

0
У Magura нравится крепление колодок на магнитах. К качеству изготовления винрарных Julia HP нет вопросов, мощности для кантрийника — выше крыши.

 

Положил глаз на MT5, но твой отзыв заставил меня задуматься...
avatar

Julian

0
На кантрийник мт2/мт4 за глаза. Мощности ещё больше, я на 180ых роторах в горах не испытывал ни малейшего недостатка в мощности. В целом — ручки достаточно хлипкие, но свою работу делают. У старой версии, которая не next, был громадный косяк со стиранием стыка мастер-цилиндра и толкателя ручки, у новой всё исправили. И в целом работа такая, что на все эти мелкие недочёты просто наплевать. Повторюсь, хт по сравнению с ними — тормозят уже хорошо, ни мощности такой, ни модуляции и близко нет, плюс ещё вечно плавает точка контакта, в отличие от магуры.
avatar

lokki

0
У всех Шиман крепление рычага на открытых втулках скольжения, которые любят набрать песочка и сожрать ось. Servo Wave это механизм переменной рычажности, он идёт уже после рычага.
avatar

Jahtaka

0
Так и есть, просто хотелось дать больше информации. Да и с servowave рычаг люфтит заметно меньше, чем без него
avatar

kuzlich

+2
На самом деле нет:
Прямо сейчас взял из коробки две новые ручки XTR M9100 (без SW) и SLX M7100 (с SW). SLX люфтит аж на глаз видно как ось ходит во втулке, на XTR на глаз всё неподвижно, люфт совсем незначительный чувствуется если с усилием подвигать рычаг в разные стороны относительно корпуса.

Это проблемное место у Шиман, как и открытый на улицу МЦ. Очень быстро изнашивается. И не зависит от наличия SW. Тот же XTR есть в обоих версиях и у него ось с грибком и на металлической тонкой фтулке с напылением. Грибок прикрывает зазор, а металлиеская втулка позволяет сделать его минимальным. В связи с этим износ меньше, люфт тоже меньше.
avatar

Jahtaka

+27
Сколько лет я слушаю от разных людей про страшные люфты рычагов тормоза. помню эту историю ещё с Хаес9. Ещё и с таким страшным описанием, что рычаг при езде дребезжит, раскручивается, итд. Как он может болтаться при положенном на него пальце я так ощутить и не смог, как ужас-ужас самого процесса.
avatar

SergeiPikulin

0
Фига у тебя подгарает с люфтов :)) Явно проблема не в них.
avatar

Jahtaka

+1
piston_axle_kunaev_m785.jpg

Это поршень и ось из ручки Shimano M785, стояла на памповом (говномес на нём не катают) велике Вани Кунаева. Выработка на оси около 10%. Рычаг как карандаш в стакане болтался. При таком износе уже проблемы с латеральными нагрузками.

В практическом плане это довольно сильно влияет на пресловутую «мулудяцию» и ощущения на ручке.
avatar

Jahtaka

+13
У 9000 и 9100 (и 985) — механизма Сервовейва нет, это модели «Рейс».
avatar

Chute

0
Пока заметных люфтов в оси и сбоку ручки нет — песок туда не попадает, он же имеет вполне реальные размеры песчинок.
avatar

Chute

0
Пыль работает как абразив, если уж совсем буквоедством заниматься. Пыль попадает куда угодно довольно легко, если нет уплотнений. На новом механизме люфты заметные на примере ручки M7100, да и любой другой с осью на пластиковых втулках.

Если этого недостаточно я могу снять и выложить видео, но это работа :)
avatar

Jahtaka

0
Рассматривал к покупке Cura4, но нигде не смог найти какие-либо запчасти для Formula вообще. Даже отдельно ручки не встретил.
Второй фактор — очень странная ценовая политика. Cura2 стоит 75 евро, и в них входит рычаг, гидролиния, калипер. Cura4 — 150 евро.
Выходит, что калипер на 4 поршня дороже двухпоршневого на те же 75 евро.
avatar

Matrelizarg

0
Зато это самый мощный суппорт на рынке, 18/18 мм поршни. Поставить туда ручку Шиманы с SW и будет стоп-кран для поезда.
avatar

Jahtaka

0
Давно наталкивался на такую табличку.
По своим личным ощущениям «взвесил» каждую характеристику по баллам и вывел общую ценность продукта.
Уже тут было видно, что Cura2 по своей мощности особо не уступает 4х поршневым конкурентам, и было очень интересно узнать, какая же итоговая мощность будет у Cura4.



avatar

Matrelizarg

0
У меня есть реальный опыт использования на ручке Шимано трех суппортов одновременно:
— Шимана 2 поршня — любой от SLX до XTR, они одинаковые, использовал все.
— Шимана 4 поршня — Сэинт (остальные тоже одинаковые от Deore до XTR).
— Магура 4 поршня — MT7/MT5 тоже одинковые, краска разная.

Магура заметно мощнее тормозит и проще контролируется. У неё меньше зазаоры, рабочий ход ручки (до момента касания колодок диска) меньше на треть по сравнению с Сэинтом.

Про 2 поршня после этого хочется вообще забыть :) Остались только на памповом велике.
avatar

Jahtaka

0
Почему Hope E4 тормозят лучше, чем Hope V4?
avatar

guglez

0
На каких колодках тестировали тормоза?
avatar

guglez

0
а почему отличаются Zee и Saint? у них же всё одинаковое, кроме винтика настройки «точки контакта».  Похоже очень субъективные и рандомные результаты попали в эту таблицу… :)
avatar

mor

0
Magura тоже, максимум колодками…
avatar

lokki

0
Это ты еще не смотрел сколько колодки стоят на них.  Кстати, в табличке ошибка, у Formula бывают metallic-sintered колодки для Cura 4.
avatar

thresh

+6
Можно можно я скажу! 2 байка катал на гайдах — все в целом ок.
Ваня уговорил сесть на Code. Без б — тормозят мощнее, но диапазон модуляции ощутимо меньше. 
То есть там где у гайдов еще можно было регулировать мощность, у кодов ход этой модуляции поменьше.

Мне в целом пофиг)
avatar

twice

+9
ещё бы в табличку диаметр мастер-цилиндра!
В любом случае респект за проделанную работу!!!
avatar

kominet

+7
Вот: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1sjPSmOYbhjDBFxcvXVw1ufKfowEBu1AKh8sB6T8e24Y/edit?usp=sharing

Там всё, даже рычажности все посчитаны.
avatar

Jahtaka

0
Я вполне счастливый обладатель тормозов MT500, (BR-MT500 + BL-MT500). По ним неточность. Ручка, во-первых, с сервовейвом, во-вторых, I-SPEC II.
Ну и картинки с этой ручкой нет в посте.
Тормоза довольно популярные, часто стоят в стоке на велосипедах.
avatar

xnxsxlx

+1
К сожалению Шиманы очень любят перемешивать между собой ручки с калиперами, вписать все возможные вариации крайне проблематично. Такая ручка у Deore M6000, только с другой надписью.
avatar

kuzlich

0
Guide T не могут 280 гр весить…
avatar

GeraRuckus

0
К сожалению фото с весами я не нашел, инфа из инторнетов. Если есть пруфы веса — с радостью добавлю www.bikemag.com/gear/components/brakes/introducing-sram-guide-t/
avatar

kuzlich

0
Пруфов нет, но чисто логически они не могут быть легче Гайдов Р на целых 100 гр (при всём при том, что калиперы одинаковые).
Ах да, взвешивал Левел Т со стоковой ~2 м гидрой: ~340 гр. (при всё м при том, что у них идентичная ручка с Гайдами Т, это к вопросу выше); Деоры примерно с такой же гидрой ~290 гр (тут бьётся).
Я бы снял и взвесил, но оба Гайда Т через раму проходят
avatar

GeraRuckus

+7
Какие же хаесы архаичные.
avatar

Aigo

0
а есть ссылка на эксель чтобы можно выбрать только те тормоза что интересны? или я плохо искал её.
avatar

misterdx

0
Вставил ссылку на gdocs в пост, если там кому-то будет удобнее
avatar

kuzlich

+10
Guide RE используют калипер Code. Исправьте.

avatar

alistair

0
Уже кидали её выше)
А диаметры поршней старых КОДов и новых совпадают? На сколько я понимаю, GuideRE — это ручка GuideRилиRS и калипер Avid Code.

avatar

pustota

-4
Магуру — ритуально сжечь, пепел развеять над кладбищем домашних животных. И молится чтобы во сне не вернулись.
Сервовейв от шимано полная шляпа, и мой любимый Sram (Avid) туда же потянуло с Гайдами. На деле навиг не нужен.
По потребительским свойствам/цене/работе/понтовости Гайды R самый лучший вариант из всех. 
Последний раз редактировалось
avatar

velomanyak

0
Часто в горах бываешь?
avatar

pustota

+13
Ну как бы в РЭС с 2015 по 2019 участвовал, даже на тумбочку заезжал пару раз :)
Да и так бывает приезжаю в Крым катнуть. 
avatar

velomanyak

0
Можно ещё добавить в таком же ключе что-нибудь про Тристафф. Само собой, в отношении их цены :))
avatar

Jahtaka

+2
Скорее всего норм тормоза, но за из цену можно купить 6 комплектов Гайдов Р и менять как колодки сотрутся. По типу — носки грязные, зачем стирать вот новые лежат. 
Последний раз редактировалось
avatar

velomanyak

+1
По поводу магуры — зато тормозят они божественно (по крайней мере на полностью металлических колодках), особенно в горах. Модуляция, мощность — 11/10. Ручка… Ну она у всех сейчас не без греха, а у кого была супер — там эта ручка весила как современный тормоз в сборе.
avatar

lokki

0
Вес у Sram code R странный указан еще. у меня вышло 659 за пару перед зад с гидролиниями 950 и 1800 мм, с хомутами и колодками
avatar

nikorova

+1
Это с ротором видимо, спасибо.
Нашел пруфпик для заднего, передний обычно на 15-20г меньше, так и запишем)


avatar

kuzlich

0
Подскажите, SRAM GUIDE T только ручкой отличается от GUIDE RS?
avatar

Raul

+7
Судя по риторике комментариев, до сих пор катаясь на джуси, я должен давно убиться)

Если серьезно, прошу добавить в табличку такую характеристику ручки как симметричность(право/лево отличия есть или нет).
avatar

Tonus

+1
С симметрией всё довольно просто. Есть у Avid, Magura, R1R от формулы и Trickstuff. Можно добавить это в статью, но не думаю что есть смысл добавлять ещё один столбец в таблицу, она и так довольно загружена.
УПД. Забыл Hayes.
Последний раз редактировалось
avatar

kuzlich

+2
добавлю лично себе тогда.
Спасибо за ответ и за материал, желания, как 10 лет назад, изучать каждый компонент до винтика нет, в связи с абсолютным невлиянием широты ассортимента в 10 моделей от одного бренда на качество любительского и полупрофессионального катания.
avatar

Tonus

0
Не совсем понял. 
Все современные Срам симметричны. Эликсиры тоже были симметричны. Хаесы Доминион тоже вроде симметричны. Магура — да. А вот Трикстафф, я не вижу симметричности. 
В принципе, по картинкам понятно симметричны ручки или нет.
avatar

pustota

0
Обе PICCOLA симметричны, другие нет.
avatar

kuzlich

0
точно. прощёлкал.
avatar

pustota

0
я тут присмотрелся… порт подключения гидры не симметричен у Пиколы. Я не уверен что не будет проблем, если гидра окажется сверху. Надо консалт от производителя по-хорошему. Можно воздуха нагнать в систему, по-моему
avatar

pustota

+10
cura тоже симметрична

 

не припомню тормозов у формулы несимметричных вообще говоря
avatar

thresh

0
Ручка cura на фото выглядит так, словно у неё расширительный бачок с одной стороны. Поглядел видео, действительно симметричные ручки, спасибо!
avatar

kuzlich

0
а у меня Hayes Nine. И ничего, работают, хотя поистерлись уже прилично :)
avatar

mor

0
у меня MAG валяется, новый, 1шт))) где б ему пару найти, ручку хотяб…
avatar

Tonus

0
Джуси лучше тех же бюджетных шиман, которые со времён царя Гороха почти не менялись (тот же калипер, по факту, минорные изменения ручек) — кататься естественно можно, но разница с топовыми торомзами есть. Но в любом случае, 70-80% успеха — роторы, колодки и то, как они сочитаются.
avatar

lokki

0
на днищевых шиманах 2015г. откатал пару горных поездок. Про роторы и колодки- согласен, роторы авид, колодки с металлом.
Ну боишься их перегреть- меньше давишь, техника растёт.
Велик продал, новый владелец воткнул для мск сразу какие то многопоршневые тормоза *рукалицо*
avatar

Tonus

0
Ну и? Количество поршней на мощу не влияет
avatar

ouninpohja

0
На мощность влияет сила трения, помноженная на относительную скорость движения трущихся поверхностей, я в курсе;)
ай кочечка, аж ностальгия берёт…
avatar

Tonus

+2
ну в горах на джусях вполне можно убиться — греются они отлично, закипают исправно, даже будучи прокачанными, а мощность у них, не особоая, что заметно по передаточному числу.
а так, есть у них баг — стирающиеся колечки мц, но их и заменить несложно.
avatar

slopestyler

0
Добавить еще в обзор бест оф зе бест оф ол тайм — Промакс
avatar

Alexander_vs

0
Кура2 шикарные тормоза по цене/качеству. За цену Зи вы покупаете и мощность и модуляцию. Прокачиваются в лесу шприцом на 5мл и антифризом от Дожда Рам) Слабое их место — рычаги ручек (оч мягкие и легко гнутся, впрочем как и выгибаются + продаются отдельно если что), стоимость оригинальных колодок и родных матчмейкров, если вы хотите посадить манетки на хомут тормозной ручки. 

В силу простоты унификации на несольких байках, наличия расходников и колодок в регионах + опыта работы мастеров с тормозами, перешел на Коды РСЦ. Пока не жалею.
avatar

beast

0
magura MT8 двух-поршневая, в табличке — 4х
avatar

alzz

0
Читал статейку https://twentysix.ru/blog/stuff/125911.html
паралельно с этой. Для Level TLM там указан вес 356 грамм, Ultimate - 318 грамм. В таблице почему-то сильно меньше.
avatar

Romm

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.