Новое железоПрототипы эндурика и даунхилльного байка от Myotragus - Dorothea


Журналисты bikerumor заприметили интересный подвес. Myotragus планируют выйти на рынок с модульной рамой для эндуро и скоростного спуска. Кроме версии с коробкой Pinion будет и классическое исполнение с привычными переключателями.

Роджер Пиза (Roger Pisa), сооснователь бренда Myotragus, загорелся его идеей более 10 лет назад. Идея-фикс Роджера была в траектории движения заднего колеса, которая должна была быть постоянно прямой и двигалась только назад. В таких условиях работы подвески точно пришлось бы делать дополнительный ролик, в противном случае педал-кик был бы адским. Но роджеру интуитивно казалась, что с такой траекторией движения заднего колеса подвеска будет работать отлично. Он решил заручиться поддержкой квалифицированного инженера, чтобы тот обосновал такой выбор математически и помог с проектированием. Так в компании появился второй сооснователь и друг Роджера — Джоан Бухоса (Joan Bujosa). С 2015 года Джоан и Роджер работают вместе над созданием байка мечты. Как-то так на острове Майорка появилась фирма Myotragus.


Название фирмы отсылает нас к вымершему примерно 4500 лет назад виду Myotragus balearicus или Балеарский козёл или мышь-коза (хотя исследования показывают, что животное имело больше общего с овцами и такинами, чем с козлами). А название байка Dorothea отсылает к Британской учёной-палеонтологу Доротее Бейт, которая первой описала останки этого животного в 1909 году.

Но вернёмся от исторической справки обратно к велосипеду. Изначально планировалось делать рамы по тому же принципу, как сейчас это делают в Atherton bikes — карбоновые трубы и связывающие их титановые узлы. Но от идеи пришлось отказаться в пользу более традиционных материалов из-за её дороговизны. Ребятам хотелось сделать чуть более доступный байк, а не выставочный экспонат. Так они начали сотрудничать с Campmajó Bikes, которые делают алюминиевые двухподвесы-тандемы в континентальной Испании.

Подвеска OLS


Запатентовав свою подвеску и дав ей название OLS ребята взялись творить. На выходе получились две рамы — эндурик Myotragus Dorothea 17 с ходом 175мм и Myotragus Dorothea 20 с ходом 200мм. У рамы получилась интересная конструкция с парой линков. Верхний вращается по часовой стрелке, а нижни вращается против часовой стрелки. Через нижний линк передаётся усилие на амортизатор. Меняя нижний линк и размер амортизатора можно превратить раму для эндуро в даунхилльную и наоборот.



Обратите внимание на хитрый верхний линк. При работе подвески он вращается внутри огромного подшипника сначала по часовой стрелке, а потом против неё. Таким хитрым движением верхнего линка удалось добиться практически прямой траектории заднего колеса, о которой так мечтал Роджер. Вот видео с работой подвески для лучшего понимания.


Такой верхний «линк» является особенностью для рам поколения v3, у новой версии v4 его заменят на более привычный линк, который одной частью будет крепиться к переднему треугольнику, а другой к перьям. Такое решение было принято ради упрощения рамы и её обслуживания. Сейчас верхний «линк» вращается внутри громадных подшипников, которые добавляют веса и проблем при необходимости их замены. Вот рендер рамы v4 с уже нормальным верхним линком. Самые внимательные заметят, что на раме под коробку всё равно есть крепление UDH для переключателя. В версии под коробку на него повесят специальную направляющую, которая не будет давать слететь цепи в случа чего. В версии под привычную трансмиссию на него же будет вешаться переключатель.


Есть наглядная картинка сравнения траекторий движения задней оси с популярными подвесками. Можно заметить, что траектория ооочень прямая и больше напоминает траекторию движения переднего колеса в телескопической вилке, которая тоже есть на картинке.


Ещё есть графики anti-rise и anti-squat. Anti-rise начинается с довольно стандартных 130%, но резко увеличивается к концу хода, что нетипично для high pivot подвесок. Anti-squat колеблется в районе 100%.



Кривая рычажности очень прогрессивна в самом начале хода, а затем становится пологой. К концу хода прогрессия снова возрастает. Джоан говорит, что над кривой рычажности они ещё работают и немного уменьшат её к финальной версии рамы.


Геометрия


У эндурной Dorothea 17 угол рулевой будет 63.5°, у даунхилльной Dorothea 20 угол рулевой будет 62°. Для заказа изначально будет доступно два размера, с ричем на 450мм и 480мм. Также, от веса и предпочитаемого стиля езды сама рама может быть выполнена с трубками потолще или потоньше, или вообще в индивидуальных размерах.


Серийный байк будет отлично работать как с 27.5" колесом сзади, так и с 29", огрехи в геометрии можно будет поправить регулируемыми дропаутами (пара отверстий под 27.5, пара под 29). Также, в зависимости от предпочитаемого колеса, можно будет заказать раму с перьями побольше: для 27.5" предлагают 420 и 435мм, а для 29" будут 435 и 450мм. Стоит учитывать, что у даунхилльной версии в конце хода перья расползаются на 57мм, что довольно много. Для даунхилльной версии будет нижний линк с парой точек крепления амортизатора.


Прототип рамы v3 с осью, рулевой и дополнительным роликом весит около 4.1кг. Версия v4 уже должна весить в районе 4кг. Велосипед в сборе вместе с коробкой Pinion должен весить примерно 18кг, велосипед со стандартной трансмиссией будет полегче.


Сейчас Джоан и Роджер ждут поставки рам v4 для тестов и сертификации ISO, после чего байк станет доступен для предзаказа. Цена рамы без аморта будет в районе 2700 — 3000€. Ожидается, что версия под обычную трансмиссию будет дешевле. За обновлениями можно следить на официальном сайте Myotragus.

  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +62
  • Мнения
?
Неформальный чатик 26-го, например

Комментарии (29)

+15


avatar

GeraRuckus

0
Тем не менее, эта вариация VPP настолько сильно отличается от стандартной по длине линков и их углами, что вполне может может называться не-VPP. Джаянты же, например, свой VPP маэстрой называют. А такой траектории заднего колеса ни у одного сантакруза, ни джаянта, ни интенса не было
avatar

SilentS

+9
Всё зависит от точки зрения.
С тз патентов — да, другое.
С технической тз — ничего нового.

Очень похожую траекторию можно и однорычажкой сэмитировать — верхний линк слишком короткий, чтобы существенно смещать центр вращения.
avatar

GeraRuckus

+21
Категорически рекомендуется к прочтению ребятам из Cultebike (Краснодар). Вот прям категорически!


avatar

77stalker77

0
«Dorothea at around 2,700-3,000 € for a frame without shock.»...

ну да, ну да ХD

Ребзи из Краснодара на энтузиазме из свободных труб запилили «эксперимент». Выложили на авито на авось. Ну тут, как полагается, пожурили, рассказали чо благородные доны хотят. Культы захотят, выпилят ченть новое. Пора бы уже понять где мы живём с нашими текущими возможностями, и то что нам переводят с зарубежных порталов.

 
avatar

NixonElite

+17
Ну разумеется, ведь давно известно, что наше место «сильно заколдовано», а «текущими возможностями» очень удобно оправдывать всё, что угодно, в том числе собственные недоделки и недодумки…
avatar

77stalker77

+11
Ну да и местами откровенно странные решения) 
— Посоны, ну вы б спросили у кого может?
— А что так можно было?!
avatar

pustota

+10
Сталкер, если добыть и применить технологии описанные в этом топике, на территории РФ, рама будет стоить не меньше чем эта, а может и больше. Нагуглите в ЮТ от Лехи Пскова обзор производства Степанова в СПБ там за материал и оснастку наиподробнейше.
Смотрел бы я лично как потребитель в сторону такого самовара? точно нет! Творцы Культа явно делали на свой вкус, и подача тут инфы была мягко сказать неуместная, как когда-то на 26ру бой компонент  презентовали свое новое покрытие на деталях.
avatar

NixonElite

+30
Да не надо каких-то особых технологий (вернее, надо, конечно, но не с нашим счастьем — это уж точно) и про ТSB ролики все пересмотрел (и Лёхи, и Шума)… И в Рапид когда-то ездил, и в Тритон… Речь за то, чтобы получше «продумать» свой продукт, подвеску, там, просчитать, геометрию более-менее модную (именно так — в прямом смысле слова) прикинуть...
Безусловно, Cult никому ничем не обязан, могут сделать вообще, что угодно, могут продать, могут — нет — их право, но коль мы критикуем даже байки, собираемые нашими друзьями в единичном экземпляре исключительно для себя и «под себя», то почему бы не обратить внимание на просчёты производителя, т.е. того, кто, по идее, нацелен (не в последнюю, кстати, очередь) на продажу собственного продукта клиенту?
Условно говоря: не думаю, что цена их рамы увеличилась бы в полтора раза, если б они, скажем, увеличили рич на пару см (или, к примеру, укоротили на столько же перо). А вот дополнительно «подумать», как это сделать, да, пришлось бы…
avatar

77stalker77

0
А зачем им это, они же уже сделали байк…
avatar

Chute

+10
Когда это мало того, что не просто хай-пивот, а даже ХАЙПИВОТИЩЕ, так ещё и с виртуальной точкой вращения, лол)))
Но что-то привлекательное есть в линиях. 
avatar

amstafff

0
А что означает "в конце хода перья расползаются на 57мм"?
avatar

sav

+15
Когла ляс не нагружен, длина перьев N мм, в конце хода длина перьев (N + 57) мм.
avatar

GeraRuckus

+2
В ширину, очевидно же. Применена втулка с эластичной осью.
avatar

Chute

+1
Ждём от срама через пару лет реализацию стандарта флексибуст. 150±15мм
avatar

Alexander_skh

+1
электрический 
avatar

CIX

0
самозаряжаемый
avatar

4ogori

0
Интересный Щелкунчик
При торможении подвеска будет стремиться складываться полагаю из-за «оттягивания» колёса назад ? 
avatar

IUSius

0
Нет, где логика?
На видео раьоты отчётливо видно, что Брейкскват там близок к одношарнирке.
avatar

GeraRuckus

0
Не знаю, не шарю в скватах. 
Но логика исходит из кинематики колеса, и воздействия на сжатие подвески не тормозным моментом калипером, но силой сцепления покрышки. 
avatar

IUSius

+8
Тогда ты должен был прийти к выводу, что тормоз стопорит подвеску (блочит в обе стороны), а не складывает её.
avatar

GeraRuckus

+1
Гер, но ведь та блокировка подвески с зажатым тормозом, о которой ты говоришь, происходит только при зажатом в пятне контакта колесе.
ты же нехочешь сказать, что если подвесить байк в воздухе и нажать на тормоз, то подвеска не будет работать, будет. просто колесо при этом будет поворачиваться. а в ситуации, когда байк едет, то колесо либо вращается либо проскальзывает по поверхности и беспокойства этот аспект не должен вызывать… или я что-то запутался и полечи тогда меня?
avatar

raskladnoy

+13
Первая часть про воздух — абсолютно согласен.
Я ж не дебил, ну)

1) Когда колесо заблочено (оно теперь единое целое с пером), подвеска тупит неким образом пропроционально силе трения, которая создаётся трением колеса о поверхность его скольжения. Потому что колесо и перо уже единое целое. Но тупит оно так: на такте сжатия подвеска прожимается легче, т.к. колесо немного поворачивается едино с пером по ходу движения. На такте отскока, колесо получается как бы загребает в противоход, и подвеска расжимается сложнее. В итоге получается такой эффект замедления отскока и подвеска может не успевать расжаться для следующего возмущения и в итоге будет казаться тупой. А в случае с независимымм от тормоза подвесками такого эффекта нет, подвеска как настроена, так и продолжает работать. Ну естественно всё это пропорционально цифрам брейксквата.
2) когда колесо не заблочено, но тормозит, то эффект от [1)] никуда не девается, просто появляется некий коэф. пропорциональности этого эффекта от силы торможения.
Как-то так)

Апд: + мы оба понимаем, что все эти эффекты целиком и полностю решают в квазистатике. Но катание — вещь сильно динамическая, там добавляется куча всего и чем больше скорости и/или перегрузки в катании, тем менее влиятельными становятся все эти квазистатические параметры.
Последний раз редактировалось
avatar

GeraRuckus

+4
Но тупит оно так: на такте сжатия подвеска прожимается легче, т.к. колесо немного поворачивается едино с пером по ходу движения. На такте отскока, колесо получается как бы загребает в противоход, и подвеска расжимается сложнее. В итоге получается такой эффект замедления отскока и подвеска может не успевать расжаться для следующего возмущения и в итоге будет казаться тупой.


во! про отскок хороший аргумент. но ведь по сути этот эффект, и на сжатии и на отскоке, помогает оставаться подвеске поджатой, что сопсна высокий антирайз и описывает.
а дубение подвески я бы просто списывал на то, что заднее колесо при торможении разгружается, но за счёт тормозных сил подвеска поджимается до зоны большей нагрузки пружины и мы оказываемся в ситуации, когда веса на колесе мало, а пружина жёсткая. Ну в том смысле, что не стал бы искать какие-то ещё причины.
avatar

raskladnoy

0
за складывание подвески из-за оттягивания колеса назад при торможении отвечает параметр anti-rise. это оттягивание происходит на всех велосипедах и зависит от положения шарнира (реального или виртуального), вокруг которого вращается перо, на котором расположен тормозной калипер (в большинстве случаев совпадает с главным шарниром подвески, кроме систем abp и split-pivot или решений с плавающим калипером)
Последний раз редактировалось
avatar

raskladnoy

0
Спасибо за наводку, почитал

bikerumor.com/suspension-tech-what-is-anti-rise/

В этом байке a-r в районе 130 и выше, а как оказалось всё что выше 100 складывают подвеску тормозной силой
avatar

IUSius

+7
я не совсем корректно написал выше, приношу извинения.
анти-райз описывает соотношение двух сил:
силы, которая пытается сложить подвеску при торможении и которая возникает из-за того, что пятно контакта с землёй обычно расположено ниже шарнира и появляется момент, ту самую подвеску складывающий.
и второй силы, которая при торможении пытается разложить подвеску — это инерция, по которой центр тяжести при торможении пытается ускакать вперёд, заднее колесо разгружается и подвеска раскладывается.
антирайз описывает соотношение этих сил. если меньше 100%, то сила инерции побеждает и подвеска раскладывается, если 100% то они уравновешаны, если больше 100%, то подвеска складывается.
сорян, я когда там написал, что сила слкадывающая подвеску возникает всегда — имел в виду, что эта составляющая есть всегда (ну если шарнир не на уровне земли, тогда её не будет), и как-то коряво написал, что её описывает антирайз, не совсем корректно.
Зы: из интересного, на значение этого антирайза ещё и длина базы влияет
Последний раз редактировалось
avatar

raskladnoy

0
Можно ли рассматривать эти цифровые параметры при модулировании ситуации томожения задним колесом на уклоне с загрузкой заднего колёса в части отзывчивости работы подвески в этой ситуации (при блокировке колёса или пограничном режиме) ? 
Типа «козлит, но тормозит» или «отрабатывает но не зацепляется»? 
avatar

IUSius

+4
низкие значения антирайза приводят к клевку байка на нос, но зато задняя подвеска в этот момент получается менее нагружена и лучше отрабатывает неровности.
высокие значения антирайза приводят к большему дубению подвески сзади, но байк не клюёт на нос при торможении задним.

при торможении передним, байк будет в любом случае клевать, речь только про задний тормоз.
avatar

raskladnoy

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.