Новое железоПатенты от FSA на 13 ск. трансмиссию.


Компания Tien Hsin Industries (владеющая брендом FSA) опубликовала недавно два интересных патента, указывающие на то, что FSA возможно готовит свою беспроводную трансмиссию на 13 передач.

В первом патенте — US11529827 — изображена и описана 13-скоростная кассета с довольно вполне приличным диапазоном 10–48T, а во втором — US11560200 — описан беспроводной электронный задний переключатель с обгонной муфтой и возможностью беспроводной зарядки.

Начнём с кассеты. В патенте показана кассета с диапазоном 480% и звёздами 10-48Т, по этому диапазону можно предположить, что речь идёт о продукте, направленном на гоночное кросс-кантри или для гревела, где звёзды на 50 или 52 зуба как у трансмиссий Eagle не особо нужны. Диапазон получается больше, чем у конкурентов от Campagnollo (их Ekar получил кассету со звёздами 9-42 и диапазоном 467%) или Rotor c гревел кассетой 10-46.

Так в чём же интерес новой трансмиссии, раз диапазон не бьет рекорды? FSA решили сконцентрироваться на шаге между передачами, о чём красноречиво говорит набор звёзд, он у этой кассеты выглядит так: 10-12-14-16-18-20-22-25-28-32-37-42-48

Если шаг самых маленькиз звёзд привычен по кассетам типа Sram Eagle, то дальше он становится ощутимо меньше. Вот то, на сколько растут звёзды у каждой последующей звезды: 2-2-2-2-2-2-3-3-4-5-5-6.

На графике ниже видно, что шаг между передачами получается фактически самым малым у кассет с подобным диапазоном, что не так ощущается в эндуро, но очень заметно в кросс-кантри и дорожном применении.
Разница между соседними передачами составляет всего 10-15% почти во всём диапазоне кассеты (кроме самых маленьких звёзд), что даёт возможность намного точнее подбирать передачу под условия трассы и оптимальный каденс.

Конструктив самой кассеты тоже весьма интересен- звёзды объединены в три блока. Первый, непосредственно надевающийся на шлицы на барабане, очень похож на то, что используется в кассетах стандарта SRAM XD, на нём же имеются пазы, в который вщёлкивается паук, держащий второй блок звёзд (оранжевый). На него же с внешней стороны вешается и последний, третий, блок звёзд. Фиксируется всё это на барабане ещё одной деталью, которая стягивает все три блока вместе, на схеме она фиолетового цвета.
Между фиолетовой гайкой и зелёным основанием самого большого блока кассеты помещается конусное разрезное кольцо как в рулевых, которое центрует всё конструкцию и обеспечивает плотную посадку.

Переключатель, показанный в патенте  US11560200 не имеет какого-то конкретного количества передач. Но по описанию патента мы видим, что в нём имеется обгонная муфта, не позволяющая лапке болтаться при ударах, а значит чисто дорожным это решение не будет.

На рисунке ниже клатч обозначен красным цветом и описан как однонаправленный подшипник, классическая конструкция как у SRAM или Shimano.

Вторым, фактически стандартным решением стало наличие механизма складывания при ударе сбоку для защиты переключателя (все же помнят как переключатели AXS били молотком). Сам шаговый мотор расположен на внешней стороне параллелограмма и работает через шестерню (желтая на схеме) с возможностью отключения в момент удара и автоматическим возвратом в предыдущее положение после снятия нагрузки.

Вторым интересным моментом, о котором говорится в патенте является беспроводная зарядка переключателя. Какое точно решение будет применено можно только догадываться, но на схемах ниже есть аккумулятор (розовый), зарядное устройство (желтое) и катушки индуктивности (тёмно синяя). Имеются сразу две схемы, где всё это расположено внутри параллелограмма переключателя, или в специальном выносном блоке, как на второй схеме.


В пояснении говорится: «Используя технологию индуктивной зарядки и размещая катушку для индуктивной зарядки на компонентах заднего переключателя, перезаряжаемые батареи заднего переключателя можно заряжать более удобно, без необходимости устанавливать зарядный интерфейс на аккумуляторе. Что в свою очередь, предотвращающий повреждение аккумуляторов из-за изношенного интерфейса зарядки».

Недавно аналогичные решения были описаны в патенте от Shimano, где компоненты трансмиссии тоже предлагалось заряжать индукционным способом.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +61
  • Мнения

Комментарии (33)

+14
Конструктив кассеты выглядит сложновато, что скажется на конечной цене и весе. Зато диапазон ровный, это здорово!
С дизигном переклюка поработать бы, а-то как привет из 2003 какой-то))))
avatar

kuzlich

0
Логично, что у кассеты на 13 скоростей и с диапазоном 480% шаг будет меньше, чем у кассеты на 12 скоростей и с диапазоном 520%.
avatar

SilentS

+14
Так вот кто такие TH, делающие рулевые — это и есть FSA 
avatar

lokki

+1
А кто сказал, что в кк не нужны 50 и 52т? 
avatar

ouninpohja

0
Речь про гонки-там можно и потерпеть на 48 звезде)
avatar

Evermax

+20
Ну на гоночных байках для кантри (особенно у прошников) ещё со времён 11-ск трансмиссий часто спереди стоят звёзды 34-36, что говорит о том, что скорость на прямиках и оптимальные соотношения на средних звёздах важнее наименьшего соотношения, благо в торчки почти все едут не на первой передаче. 
Вот когда ты едешь на трейловом или ам-байке в горах, где подъём это час вверх, вот там да, 52т весьма выручает чтобы не задолбаться раньше начала спуска.
Последний раз редактировалось
avatar

SergeiPikulin

0
В ам/треил ещё нюанс, что подъём — это не цель катания, а средство, и хочется чтобы какие-то силы оставались на само катание
avatar

lokki

0
Поэтому подъемы на трассе преодолеваю вручную (вножную). В конце дня усталость меньше.
avatar

FeelBetter

+24
Успехов тебе набирать хотя бы метров 200 на протяжении километра-двух)
avatar

lokki

+18
Ну кагбе существенная разница, 200 метров на километре или на двух.
Если 200 метров на 2-х километрах — то такое надо заезжать.
Но если 200 метров набора на 1 километре горизонтали — то я пойду пешком. И вообще такой градиент уже соответствует трейлу средне-высокой сложности.
avatar

SilentS

+7
На километр-два набора пешком икроножные мышцы от ходьды забиваются гораздо сильнее, чем от неспешного педаляжа на 52-ой звезде. 
avatar

amstafff

0
Забываете очень важный момент.
На горных подъемах встречаются колеи, камни, а также бывает поперечный уклон и риск свалиться в пропасть слева или справа по ходу движения. Поэтому приходится не только постоянно быть начеку и выбирать оптимальную траекторию, но и иметь минимальную скорость, ниже которой ехать просто невозможно. Если уклон больше 12-15% — то придется очень сильно потеть, чтобы эту скорость поддерживать. 
А при движении пешком минимальной скорости не существует и поэтому для любого уклона можно подобрать оптимальный темп.
avatar

SilentS

0
А что по цепи? Она будет еще тоньше чем 12 ск? 
или цепь на 12 используется? 
avatar

JesseJames

0
Вероятно, будет тоньше, т. к. расстояние между звездами уменьшится. Но какое это имеет значение, кроме того, что соединительный пин станет чуть короче?
avatar

SPY

0
Рабочая поверхность (внутри ролика и собственно пин) тоже станут уже 
avatar

lokki

-1
Я и 9ск цепь рвал раза три 
avatar

agressor

+21
Длина пина на это влияет примерно никак
avatar

SPY

0
Расписать, почему так, сможешь?
Последний раз редактировалось
avatar

yurtsa

+45
Из того, что встречал в сети и из опыта в моем пузыре, цепь «рвется» либо если лопается внешняя пластина, либо если пин выпрессовывается из нее. Второй случай часто после перепрессовки пина (да, такое делают), а от завода они хорошо расклепаны.
Что в первом, что во втором случае я не вижу зависимости от длины пина. Буду благодарен, если объясните, как оно может быть связано
avatar

SPY

+8
Полностью поддерживаю SPY
avatar

GeraRuckus

+1
Чем уже цепь, тем меньше запас ширины звена/пина на излом при срыве с крайних звезд кассеты и заходе на звезду системы.
Последний раз редактировалось
avatar

agressor

+15
Пару раз перечитал, но не понял, можешь развить мысль?
avatar

SPY

0
возможно имеется в виду, что перекос цепи, еще больше чем на 12 ск, на крайних звездах будет изгибать более тонкую цепь.
avatar

Butt-Head

0
Возможно. Если ширина кассеты не увеличилась, то перекос тот же. А из топика не понятно 13 за счет увеличения ширины кассеты или уменьшения расстояния между звездами. Я предположу 2 вариант, т.к. в 1 шире некуда особо — 12 и так уже уперлись в дропаут и спицы

Но, опять же, как это влияет на разрыв цепи не ясно
avatar

SPY

0
В патенте нет привязки к цифрам, то есть можно и так и так. Но можно и расширить, например у асимметричного обода спицы ещё дальше от кассеты, или использовать 157 мм стандарт втулки.
Последний раз редактировалось
avatar

Chute

0
Кстати, а что за тип барабана у втулки на заглавном чертеже?
avatar

Chute

0
Похож на XD, но скорее проприетарный 
avatar

SilentS

0
это ж надо каретку распедаливать, а они не любят большой Q-фактор. Это мне косолапому ширины 73 не хватает и ноги с педалей наружу висят
avatar

pustota

0
Тут надо в пейнте рисовать, чтоб наглядно было. Попробуйте представить зуб кассеты и зуб ведущей звезды с натетым звеном цепи. Грубо говоря, прмоугольник в прямоугольнике. И вот перекос цепи пытается зубом распереть пластины звена цепи. Чем уже цепь, тем быстрее растягивается от перекоса и тем больше риск слетания пластины с пина. То есть, это произойдет точно быстрее чем на более широкой цепи, например, 10ск. 
avatar

agressor

+19
это не от ширины цепи зависит, а от толщины пластины звена.
avatar

SilentS

0
Pазвелося в наши дни
Hеизведанной чепухи*
Cколько патентов было в последнее время показано, какие из них в конце концов дошли хотя бы до прототипа?
Kомпании зачастую патентуют ради патента, чтобы показать, что они иновации какие-то изобретают, на самом деле не имея цели что-то подобное выпускать.

avatar

tequiIIa

+12
О! Привет!
Ты открыл нам всем глаза, спасибо!
avatar

pustota

+1
пользуйтесь моими знаниями на здоровье
avatar

tequiIIa

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.