Новое железоПо следам Aenomaly SwitchGrade



История о реверс-инжиниринге, 3d-печати и стареньком велосипеде с Южного Урала.

Всех приветствую. Меня зовут Александр, я — инженер-конструктор и, как и большинство из здесь собравшихся, вело-любитель. Особого смысла в описании своего «вело-пути» я не вижу, да и чтобы не грузить уважаемую публику скажу просто, что езжу я на древнем Mongoose Teocali аж 2013 года. Естественно за эти годы велосипед оброс железками в замен стоковых и так уж вышло, что обновки всегда брались перед началом сезона в качестве подарка себе на день рождения. Все в курсе, что последние годы с покупками из-за рубежа напряженка, соответственно, год за годом порадовать себя новой железкой все сложнее и сложнее. А хочется. Тем более на сайте регулярно проскакивают новости или обзоры о новых приблудах, некоторые из которых хотелось-бы иметь.

Одна из таких давно приглянувшихся штуковин - SwitchGrade. И проект развивается, появляются новые модификации. Идея с регулировкой угла седла показалась интересной, т.к. с моей «современной» геометрией в подъемы крутить изогнувшись креветкой то ещё удовольствие. А без покрутить у нас в Миассе и окрестностях толком не покатаешься. Начинаем гуглить: о, и сам созидатель позиционирует штуковину как спасение катальцев с допотопной геометрией! Гуглим далее. Блин, цена, кусачая, но (ага-ага, при отсутствии проблем с оплатой и еще кучи «но») я-бы взял. Гуглим еще, читаем отзывы и обзоры от буржуев. И в процессе изучения выявляется хороший такой подводный камень: эта штука, в зависимости от подседельного штыря, нефигово так увеличивает высоту стэка седла. У некоторых обзорщиков на 15мм, а производитель где-то указывал аж до 18мм. Ну куда нафиг? В моей раме внизу подседельной трубы есть буртик и я прям вымерял максимально возможную глубину установки перед заменой стокового X-fusion на Brand-X Ascend II 150мм. Ни о каких дополнительных миллиметрах не может быть и речи. За бугром некоторые страдальцы даже проставки вовнутрь штыря пихали для уменьшения хода, если утопить подседел как и у меня нет возможности. А еще в процессе читания-листания всплыли фотки разобранной приблуды: в паре мест, как по мне, оверинжинириг, да и гифки работы на сайте есть… Кажется, вырисовывается ТЗ.

Чего мы хотим? Седло должно крепиться к голове подседела на той-же высоте и, для удешевления производства, поменьше обработки с нескольких сторон. А, ну и пружинка кручения в механизме мне сразу не понравилась. Отлично, начинаем проектировать. В результате рождается нечто:



Выглядит вполне себе, но на картинке далеко не уедешь. Нужен опытный образец и, нынче, он будет, естественно, напечатан на 3d-принтере. 

В результате нескольких пробных распечаток и допиливания модели был получен конечный вариант. С производством маленьких пружинок в моей конторе беда, а ничего покупного под нужные габариты подобрать не получилось. Поэтому от пружинки отказался в пользу иного упругого элемента, коим стал доступный везде и всюду жесткий «хомут пружинный самозажимной» с копеечной стоимостью.

Вот что получилось живьем:


Прикольно. Теперь примерим это хозяйство на место:




Это у нас положение для езды вниз:


А это — вверх:


По циферкам: положение «вниз» поднимает нос седла на 11 градусов, а положение «вверх» — опускает на 9 с половиной градусов. Ну что-ж вроде все чётко, теперь надо воплотить в металле. К сожалению, на моем предприятии на ЧПУ со своим барахлом не залезть, так что пойдем на сторону. Готовлю чертежи, 3d-модели и рассылаю потенциальным исполнителям. В общей сложности обратился я в 34 конторы, ибо производства у нас, а особенно клиентоориентированность — мрак, достойный отдельной песни.

Отправлял только тем, у кого на сайтах написано, что работают с частниками и берутся за штучные заказы, либо указана минимальная стоимость заказа, которая меня устраивает. Я понимаю из чего складывается цена обработки на станках с ЧПУ, знаю что это нифига не дёшево за штучный заказ и т.д. (Справедливости ради я обратился к одним широко известным в вело-кругах ребятам с предложением выпустить пробную партию и раздать ее на тесты умелым катальцам, но они сказали что на данном этапе не заинтересованы в расширении линейки и за штучный заказ тоже не возьмутся.) Тем временем начали прилетать отклики… Ну как прилетать: половина просто тупо проигнори запросы, некоторые начали упорно троебовать оформить заявку на бланке предприятия, кто-то вместо желаемого В95 предлагали чуть-ли не АД31, у кого в принципе своего материала нет, у кого минималка — партия по 100 штук каждой детали (при том, что на сайте все четко: от одной штуки). Кто-то откровенно лепит цену с потолка (ну не может любая из деталей стоить одинаково 25000 рублей!). У некоторых вроде все туды-сюды, но очередь по 7-8 месяцев, а дело было в июне 2024года. Кто-то пытался в восточный базар играть, мол, а сколько ты готов заплатить? Самые адекватные, с подъемной ценой, мизерными сроками и шикарным человеческим отношением оказались московские кудесники-кастомайзеры с парком могучих HAAS-ов. Цена была подъемная. Подъемная, но кусачая и я немного приуныл. К тому-же была уже середина июля, почти без перерыва лили дожди, машина затребовала внимания, да и в отпуске пять лет не был — короче, бытовуха. Было принято решение с заказом повременить, кудесники сказали, что, мол, без проблем, как надумаешь — обращайся, сделаем. На том и порешали.

И так наступил 2025 год. И вот опять апрель, и день варенья, и желание вело-подарка никуда не делось, и даже горсть теплой мелочи на него имеется. Уж было подумывал писать ребятам, как вдруг попалась на глаза одна вещица: лет пять назад по работе заказывали 3d-печать из металла одной деталюшки. В работе это изделие, по непостижимым для вменяемого человека причинам, не пригодилось и вот стоит оно теперь у меня на столе и глаза мозолит. А еще и переодически новости пролетают что то те ручки для тормозов напечатали, то эти вынос какой, то шатуны или кусок рамы, да и вообще 3d-печать металлом нынче — обыденность. Таак-с. Да твою медь, доколе?! А не замахнуться-ли? И замахнемся...

Ценообразование у SLM печати понятное: все зависит от объема использованного порошка, а, стало быть, объем надо уменьшать. Ок, погнали. После недолгих ковыряний получили это:


Конечно видно, что изначально это разрабатывалось под фрезеровку и можно было-бы с топологической оптимизацией поиграться, но шибко хорошо — тоже не хорошо. Готовим файлы, заводим Гугл и ищем изготовителей. На этот раз обратился в 17 контор. 3d печатники оказались порасторопнее и ответы стали приходить довольно быстро. Нууу… с ценами, конечно, кто на что горазд: разница по ценам реально в 10 раз! Одни орлы предложили это хозяйство (правда из титана) за 189 000 рублей изготовить… Слава Богу, вменяемых людей в мире больше. Одни из самых первых откликнувшихся предложили алюминий и нержавейку на выбор, причем цена нержавейки всего на три тысячи больше, чем алюминия. Выбрал я нержавейку, так как прикинул следующее: на работе у меня практически неограниченный доступ к лазерной микросварке и, в случае чего, можно будет и наварить и доварить и наплавить что и куда угодно. Но ясно что вес у изделия будет грустный.

Кстати! Отдельно хочется сказать по технологии SLM 3d-печати металлом (насколько я столкнулся). Все вот эти ажурные кружева по типу тех-же Trickstuff получить можно, но нужно этого хотеть. В первую очередь это зависит от самого принтера, на котором печатают и от настроек слайсера. А вот в слайсере, как оказалось, никто из печатников ковыряться не хочет. Тобишь с расположением деталей на платформе, игрой с поддержками и т.д. никто тебе, с большой долей вероятности, заниматься не будет. Народ тупо набирает заказ на полную загрузку камеры, «кидают» все на стол и как авторасстановщик решит — так и будет. Старый добрый принцип: «Дохлебывай и уё… й». Я понимаю что дали-бы сесть рядом с технологом и вместе с ним покумекать и результат был-бы более симпатичным. Но, очевидно, это опция за дополнительную плату. А так изготовители говорят сразу: «Делай толщину стенки минимум 1,6мм (среднее значение у разных), иначе поддержки не уберутся».

Ну да ладно о грустном, тем более цена вырисовывается в два (!) раза меньше, чем фрезеровка единичной партии, правда срок берут 40 рабочих дней, но да пусть будет так! В цену входит удаление поддержек и пескоструйка. Оплачиваю. На дворе у нас 21 апреля.

И вот неожиданно 14 мая прилетает письмо, мол, готово, забирай! Отлично! Через четрые дня заветная посылка у меня в руках. Открываем:


Выглядит мощно. Но поддержки, конечно, удалили местами вульгарно. Благо все ответственные поверхности в норме. Взвесим:


Странно: по модели должно быть 209 грамм, ну да ладно, особого криминала нет, тем более весы плюс-минус лапоть. Общим голосованием с коллегами и женой принято решение сделать электрохимполировку деталей т.к. серенькая нержавейка выглядит не очень. Добавим к результату нержавеющих осей и бронзовых втулочек:


Добавим горсточку винтиков, упругий элемент и взвесим финальный результат:


Етить… Буржуи в обзорах высчитывали разницу в весе между стоковым креплением и этой приспособой, но я, глядя на худенькую пластинку от Brand-X которая прижимает рамки седла и на свое творение, арифметикой заниматься не стал. Такова плата за (предполагаемый?) комфорт. Ладно, ставим это хозяйство на место:




Ну и как все это в езде? Едем посмотреть. При просто езде по прямой отличий, ожидаемо, никаких. Приспособа без люфтов, ничего никуда не выпирает, не цепляет и вообще о своем присутствии никак не сигнализирует. Для переключения необходимо чуть привстать с седла, нажать на курок и отклонить седло либо вперед, либо назад. При нажатии хорошо ощущается сопротивление упругого элемента, но за счет большого рычага можно бы придумать что-то пожестче. Крайние положения ловятся, естественно, легко, ловить нейтральное среднее получается тоже довольно просто. При великом желании можно и манетку на руль примастрячить, но исходя из того, что седло переставлять в одно из положений надо вручную, смысла в ней лично я после месяца катания не вижу. А теперь кульминация: езда в горку. Выбираем положение для езды вверх и… Нет, сам велик вверх не поехал, а вот спина прям офигела: «А что, так можно было?!». В подъем, в который я раньше крутил «на зубах», изогнувшись, пытаясь как-то загрузить переднее колесо не разгрузив заднего, теперь едется вобщем-то с нормальной прямой спиной. Геометрически ты сдвигаешься чуть вперед и вниз переднего треугольника. В купе с овальной передней звездой и 40т сзади это позволяет, не побоюсь этих слов, даже отдыхать в умеренные тягунки. При положении «езда вниз» (но ездок я еще тот)) места для маневра становится действительно много.

Если бы пришлось переделывать сейчас, то положение «езда вверх» попробовал сделать более экстремальным, хотя те-же буржуи-обзорщики наоборот пишут что для многих и 9 градусов перебор. Но они-то тестировали явно не на 12-летнем ведре). В целом, ожидаемый эффект достигнут, гештальт закрыт, продолжаем тестить.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +101
  • Мнения

Комментарии (14)

+42
Это.
Очень.
Круто! 
avatar

SergeiPikulin

+23
Отличная работа и повествование. Спасибо


Последний раз редактировалось
avatar

SPY

+1
Спасибо что дочитали. Не ожидал что выйдет такая телега).
avatar

Strgv

+1
хорош! Чертежи продать «гарбарюкам» и в массы.
avatar

timman

0
Сколько же тебе вышел девайс без учета твоего времени?
avatar

twice

0
Ох, интимный вопрос. Боюсь что за оглашение админ наругает. Повторюсь, что комплект деталей из принтера вышел ровно в два раза дешевле, чем единичная ЧПУ обработка этого же комплекта. Ну понятно что материал разный. Там В95Т1, а тут — 03х17н13м2. Но есть нюанс: при ЧПУ платишь один раз за написание программы, а дальше только копейки за материал, а при SLM печати — каждый раз полную стоимость.
Могу добавить, что стоимость получилась чуть-чуть больше, чем стоит оригинальная приблуда. 
Последний раз редактировалось
avatar

Strgv

+1
Однозначно лайк за статью! Мб какаято из наших вело контор увидит воочую да свяжется для выпуска партии…
avatar

NixonElite

0
Было бы здорово, но это не самоцель. Одним товарищам в том году я предлагал. Но об этом есть в посте, повторяться не буду.
В конце концов если наберётся группа шибко желающих можно будет подумать о производстве партии на ЧПУ. 
avatar

Strgv

+9
Сумрачно, очень круто!

Кстати, на Али уже есть первая версия на 3 положения от китайских мастеров
avatar

kuzlich

+12
Да, я её видел, когда уже была готова и отработана конструкция из пластика. В любом случае мне из-за увеличения высоты стэка она не подходит. 
avatar

Strgv

0
Я с каждым годом поражаюсь — как мы раньше вообще выживали!?
avatar

_va

+2
Молотком зубилом и какой-то матерью, как в том ещё, наверное, советском анекдоте про покорение Марса.
Принесу сразу, чтобы 2 раза не вставать.

Прилетели американцы на марс. Марсиане их и накрыли хитрым
силовым колпаком, что ни войти ни выйти. Американцы рпитянули
кучу ракетных, лазерных и прочих установок и начали долбить
колпак. за день продолбили дыру, в которую человек пролезть
может. Самый главный американец вылез, и начинает хвастаться,
мол как мы вас, нашей техникой!
Тут из бомбоубежища вылезает старый престарый марсианин,
облегченно вздыхает и говорит: «это что! вот тут года 3 назад
какие-то русские прилетали, мы их тем же колпачком-то и накрыли.
Они его за пол часа раздолбали с помощью молотка, зубила и какой-то
матери, а потом подарки раздавать стали, пиздюли, называются.
Ох и больно! Зато всем досталось!»
Последний раз редактировалось
avatar

pustota

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.