Новое железо — Тест жесткости 24 MTB-шатунов
При поддержке пинка ребята из Fair Wheel Bikes провели тест 24 моделей MTB-шатунов.
Fair Wheel Bikes известны своими тестами шоссейных шатунов. И вот, после перерыва в два года, ребята сделали большой тест шатунов для горных велосипедов. А при поддержке пинка данные теста были систематизированы в удобные таблички. На 26 совмещена информация из обеих статей и добавлено пояснение к способу тестирования (для тех, у кого плохо с ютубом и английским).
Методология тестирования
Для тестирования собран специальный стенд, который позволяет установить в него шатуны. Вокруг ведущей звезды оборачивается цепь, а нагрузка (путём вращения гайки) подаётся через шпильку, закреплённую на стенде, на имитатор педали на расстоянии 60мм от шатуна. На шпильке установлена пара тензометров, а с другого края установлен микрометр. На собранный сэтап дают преднагрузку в 22кг и обнуляют показания датчиков. После этого добавляют ещё 68кг нагрузки и записывают показания датчиков. По подсчётам команды Fair Wheel Bikes эта нагрузка примерно аналогична 500-550Вт от спортсмена, который крутит педали на байке. Для каждой модели шатунов измерение делается по 3 раза на каждый шатун, результаты для каждого шатуна суммируются и делятся на количество подходов.
Другие факты
— Шатуны в среднем «хранят» в себе 15-20Вт мощности
— Все шатуны в тесте с длиной 170мм, все с фирменными ведущими звёздами на 32Т
— В результатах на левом шатуне больший изгиб, чем на правом. Это из-за методики измерений (изгиб левого шатуна учитывает изгиб оси)
— Вес включает вес шатунов, вес звезды и вес болтов для её крепления
— Шатуны в среднем «хранят» в себе 15-20Вт мощности
— Все шатуны в тесте с длиной 170мм, все с фирменными ведущими звёздами на 32Т
— В результатах на левом шатуне больший изгиб, чем на правом. Это из-за методики измерений (изгиб левого шатуна учитывает изгиб оси)
— Вес включает вес шатунов, вес звезды и вес болтов для её крепления
— У всех шатунов фирменные оси с соответствующей кареткой от Praxis.
Результаты
Среди 24 шатунов было 2 титановых (на графиках они красные), 12 алюминиевых (желтые) и 10 карбоновых (синие). Таблица с характеристиками и результатами ниже.
— Средний изгиб (меньше — лучше)
Невероятно, но факт — достаточно простенькие FSA Gradient заняли второе место в рейтинге. 1 и 3 место у дорогущих титановых вариантов.
— Соотношение жесткость/вес (больше — лучше)
Grigio Carbonio — самые лёгкие шатуны в подборке, они выигрывают по соотношению жесткость/вес, за ними Rotor Kapic Carbon Cane Creek EEWing.
— Соотношение жесткость/вес за 1$ (больше — лучше)
Победитель — E*thirteen Helix Core, второе место у Shimano XT, третье Race Face Turbine.
Полный список шатунов, для поиска по сайту: Sturdy, FSA Gradient, Cane Creek EEWing, White Industries M30, Rotor RHawk, Praxis Cadet HD, TRP Evo 12, QO Rocks, Shimano XTR 9220 Trail, Praxis Girder HD, Shimano XT, Praxis Girder, Race Face ERA, Rotor Kapic, Race Face Turbine, Rotor Kapic Carbon, Ethirteen Helix Core, Praxis Lyft, Grigio Carbonio, Appleman 2xR, Garbaruk XC, Ethirteen Helix R, Ethirteen Helix Carbon, Elilee X310.
Видео от Fair Wheel Bikes, где рассказывают про методику измерения, про все шатуны и результаты.
-
добавить в избранное
- +32
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (28)
SPY
Yue
kuzlich
_va
Ruslan_Bogdanov
SPY
Эта цифра создает ошибочное ощущение, что в шатунах какая-то большая потеря мощности идет.
Но эта цифра не соответствует реальности. Вернее, соответствует, но только при нереалистичных условиях.
Напротив, на этом же сайте (совершенно случайно я читал такой же тест по шоссейным шатунам месяц назад) можно найти следующую информацию
www.fairwheelbikes.com/blogs/posts/road-bike-crank-stiffness-test
потери в 1.5 процента уже звучат не так страшно, чем 20Вт, да?
и, кстати, еще неизвестно, сколько этой запасённой упругости может всё же перейти в полезную энергию в какой-то фазе вращения педалей. Вероятно, итоговые потери еще меньше.
SilentS
Так что энергия скручивания системы при пиковой нагрузке, по большей части возвращает систему в исходное состояние, когда нагрузка спадает. Да и чтоб провести подрбные измерения нужно врезать в систему тэнзодатчики, которые по итогу безвозвратно забирают часть энергии в ЭДС; И по итогу измерений с кучей датчиков теряется куча ватт, которые в нормальных условиях возвращались обратно.
Единственное где я вижу необходимость для подобных расчетов, так это при старте на велотрэке — там дествительно сильно ватные шатуны могут помешать.
Zato1
В тесте посчитали упругую энергию, запасаемую в шатуне при деформации, и тупо записали эту энергию в потери.
Но что дальше происходит с этой энергией — вопрос не совсем понятный, потому что напрямую в нагрев оно перейти не может. Вероятно, часть этой запасённой энергии может перейти в полезную энергию, а часть вернется в ноги в момент снятия нагрузки с педали в нижней точке. Ну то есть мешает педалировать, создает ощущение «ваты».
Я лишь указал, что 20Вт «потерь» возникает лишь при самой большой мощности в 500+Вт (которую не каждый человек в принципе вытянет даже на минуту), а при более реалистичной мощности в 200Вт потери будут гораздо меньше.
Причем, что немаловажно, энергия упругой деформации пропорциональна квадрату приложенной силы, а не первой степени.
То есть, если при 600Вт потери 1.5%, то при 200Вт потери будут лишь 0.5%.
Короче, чем ты тяжелее, сильнее и любишь ломить на низком каденсе — тем жестче тебе нужны шатуны, и при экстремальных нагрузках разницу увидеть можно (но вообще я думаю, что типичная рама гнется сильнее шатунов, не говоря уже о подвеске и колесах). А для катальца «всегда в седле, 200Вт» можно вообще дальше на квадрате продолжать ездить.
SilentS
Zato1
SirVelias
el_cane
alzz
вот сижу и размышляю, без сарказма, насколько это плохо и не лучше ли поискать флекс в других местах
raskladnoy
SPY
alzz
singulardroid
alzz
GeraRuckus
lokki
Нас интересуют рабочие напряжения, которые явно в жёсткой детали меньше, т.к. меньше деформации.
GeraRuckus
SilentS
GeraRuckus
Подушка более энергоемка, чем гвоздь, но сделать из нее велосипед не получится.
А вот другой пример. Пружины делают из закалённой стали. Закалённое в нетрезвых умах обычно однозначно ассоциируется с хрупким. Но вот энергию пружина как раз запасает такую, что подушке и не снилось.
SilentS
Chute
Aigo
mitcos
nepunk