pashevichРазговоры о втулках скольжения с Pinkbike и igus Bicycle Industry

Бушинги (втулки скольжения) – распространенные компоненты горных велосипедов, они применяются как в роликах переключателей, так и в шарнирах подвески. Мы побеседовали с Мэттом Флойд, специалистом компании igus Bicycle Industry, и попытались выяснить роль и потенциальные преимущества бушингов в современных велосипедах.

Блог им. pashevich: Разговоры о втулках скольжения с Pinkbike и igus Bicycle Industry

Для начала разберемся с терминологией: что мы понимаем под бушингом / втулкой скольжения?
 
В общем случае под бушингом понимают деталь, снижающую трение, которая не содержит в себе движущихся частей. Другими словами, она является элементом скольжения, а не качения. Как и у подшипника, роль бушинга состоит не только в уменьшении трения, но и в предотвращении износа контактирующих движущихся деталей. В компании igus часто предпочитают использовать втулки скольжения вместо подшипников качения, поскольку показатели износа и трения у бушингов зачастую оказываются лучше, а у фирменных пластиковых бушингов igus® iglide® есть преимущество над обычными втулками скольжения – они не требуют обслуживания во время эксплуатации. 
 
 
Какими преимуществами обладают бушинги по сравнению с промышленными подшипниками? Есть ли недостатки? Ниже мы приводим преимущество бушингов, которые подтверждены годами тестов в лабораториях igus:
 
* Вес – все части igus iglide изготовлены из пластика, тем самым, обеспечивается низкий вес (по сравнению с шариковыми подшипниками).
* Демпфирование вибраций – Полимеры в пластиковых бушингах iglide могут поглощать вибрации, снимая пиковые нагрузки, увеличивая комфорт, а также уменьшают усталостное старение материалов рамы велосипеда или других компонентов. 
* Низкий и постоянный во времени коэффициент трения – Коэффициент трения остается постоянным по мере износа бушинга, даже без использования внешней смазки. Бушинги iglide хорошо работают и с внешней смазкой, но в принципе  они не требуют смазки для поддержания низкого коэффициента трения. Промы же требуют постоянного сервиса и смазки для сохранения приемлемых характеристик трения.
* Коррозия – Не смотря на неблагоприятные условия, бушинги iglide не коррозируют при воздействии «химикалиев» или УФ-излучения. К тому же, они никогда не заржавеют.
* Сопротивление загрязнению – бушинги iglide могут нормально работать в самых грязных условиях, не требуя каких-то защитных конструкций или уплотнений. Благодаря само-смазывающим свойствам материала iglide, грязь, песок и иные загрязнения слабо влияют на работу втулочек. В случае с промами уплотнения не всегда справляются со своей задачей, что ведет к плохой работе или выходу подшипника их строя. 
* Отсутствие ограничения по минимальному угловому ходу или максимальному угловому ускорению – Радиальные подшипники в силу своей конструкции требуют некий минимальный угол поворота для нормальной работы без образования «ямочек» на дорожках качения. Если шарнир вращается очень быстро, шариковый подшипник не успевает вращаться, и шарики проскальзывают по дорожке качения. Это может привести к появлению плоскостей на поверхности шариков, что приводит к увеличению коэффициента трения и повышенному износу. Бушинги являются элементами скольжения, и лишены этих недостатков.
 
 
 
 Блог им. pashevich: Разговоры о втулках скольжения с Pinkbike и igus Bicycle Industry

В каких компонентах горного велосипеда применяются втулки скольжения?
 Бушинги отлично подходят для шарниров подвески, тормозов, манеток, переключателей и подседельных штырей.  Бушинги igus применяются во многих мтб-железках. Мы знаем, как важно для райдера чувствовать байк «жестким и собранным», и мы уделяем большое внимание тестированию допусков для плотной посадки и хорошей работы втулок в различных компонентах маунтинбайка.
 
 
Термин «само-смазывающийся» часто используется в отношении бушингов. Как конкретно достигается это свойство?
 Эффект само-смазывания может достигаться разными способами, в зависимости от того, выделяется ли «смазка» из материала бушинга на протяжении всего срока эксплуатации или одномоментно. Некоторые бушинги используют очень тонкий слой смазки, например тефлона, который контактирует с осью шарнира и «смазывает» его до тех пор, пока слой не сотрется. Также может применятся внедрение смазки в поры материала бушинга, и для выделения этой смазки требуется нагрев втулки скольжения от трения.
 
Все бушинги igus iglide изготавливаются из трех основных компонентов: базовые полимера, которые составляют «каркас» и противостоят износу, усиливающие волокна, которые помогают бушингам выдерживать большие нагрузки, в том числе угловые, и твердые смазывающие вещества, которые смешиваются с основным материалом. Гомогенное смешивание всех компонентов обеспечивает оптимальную поверхность скольжения пластиковых бушингов. Также равномерное распределение смазки по объему материала устраняет необходимость постоянного внешнего смазывания поверхностей трения, избавляя узел от какого-либо обслуживания.
 
 
 Из пластика изготавливается большое количество бушингов, но существуют различные типы пластиков. Из чего обычно изготавливаются бушинги для применения в узлах велосипедов? Не могли бы вы кратко описать эти материалы? 
Блог им. pashevich: Разговоры о втулках скольжения с Pinkbike и igus Bicycle IndustryКомпания igus использует шесть основных типа материалов для втулок, использующихся в велоиндустрии, хотя каждый раз мы тщательно изучаем конкретные критерии использования бушингов перед выбором материала. Эти материалы состоят из различных полимеров, усиливающих волокон  и твердых смазывающих веществ. Каждый материал обеспечивает различные характеристики износостойкости для конкретного применения в велосипедах. Подбор характеристик определяется типом вращения бушинга, скоростью / ускорением в шарнире, а также материалом, с которым контактирует бушинг.
 
Все изделя igus производятся в Германии методом инжекционной формовки (поправьте, если дословный перевод неправильный), допуски строго контролируются. Процесс инжекционной формовки давно известен, но для того, чтобы получиться точные допуски изготавливаемых изделий нам понадобились годы экспериментов и терпения. Обычно для велоиндустрии мы используем материалы с минимальным коэффициентом трения и высокой стойкостью к ударным нагрузкам.
 
Ранее металл-полимерные бушинги повсеместно использовались в качестве втулок скольжения в узле крепления заднего амортизатора, но с недавних пор пластиковые бушинги начали вытеснять своих предшественников. Чем это обусловлено? 
С нашей точки зрения, основой причиной перехода на полностью полимерные бушинги является их низкий вес, стоимость, и, самое главное, положительный опыт реального использования в подвеске горных велосипедов.
 
Блог им. pashevich: Разговоры о втулках скольжения с Pinkbike и igus Bicycle Industry
Металл-тефлоновый бушинг слева, пластиковый бушинг igus справа.
 
Пластиковый бушинг igus весит почти на 80% меньше, чем металлический бушинг с тефлоновым покрытием. Например, бушинг iglide G300 весит 6,5 грамма, а металлический бушинг такого размера обычно весит 34 грамма. Наши инженеры долго трудились над  разработкой бушинга, способного продлить жизнь механизму, в котором он используется, снизить вес, обеспечить низкий коэффициент трения, сделать продукт дешевле, и обеспечить поперечную жесткость шарнира. Реальные испытания наших бушингов в креплениях заднего амортизатора показали, что бушинг igus значительно снижает износ этого узла, позволяя райдерам гораздо реже менять втулочки. Также было отмечено снижение трения и, следовательно, улучшение работы подвески велосипеда. Не будем забывать и небольшой бонус в виде снижения веса.
 
Поверхность трения это еще один важный фактор. Металл-тефлоновые бушинги состоят из собственно металлического основания и очень тонкого слоя полимера (тефлона, он же PTFE). Такие бушинги обычно допускают максимальный износ поверхности трения на 0.06 мм, но в процессе эксплуатации слой тефлона может отрываться от основания, оголяя нижележащий металл. Ось шарнира начинает тереться о металлический каркас бушинга, что приводит к значительному износу и повреждению.
 
Пластиковые бушинги лишены такого недостатка. Смазывающий компонент в материале бушинга постоянно выделяется в месте контакта втулки с осью шарнира, снижая коэффициент трения и износа деталей, а вероятность трения металла об металл исключена вовсе. Это большое преимущество, так как приемлемый износ может определятся конкретным применением пластиковых бушингов, в то время как металл-тефлоновый бушинг выйдет из строя при износе более 0.06 мм. 
 
Например, для бушингов igus при расчетах используется стандартный параметр износа 0.25 мм, но пользователь сам может увеличить этот параметр до приемлемых пределов в конкретных условиях эксплуатации.
 
Текст — Mike Kazimer, по материалам www.pinkbike.com 
 
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    7
  • +23
  • Мнения

Комментарии (34)

+25
Была у меня рама с Бушингами, больше в жизни не возьму. Только подшипники, только хардкор!
Автору кстати спасибо за тему, интересно все же забугорные статьи на Русском почитать!  
Последний раз редактировалось
avatar

dengerousden

0
рама раме рознь ;)
avatar

pashevich

+7
Буши в рамах — зло, спеш даже до сих пор к самому подвижному уху аморта ставит промы.
ниже пояснение почему:
пока бушинг  в шарнире не притерся у него значительное трение покоя — т.е. шарнир не будет отрабатывать «мелочь», а когда бушинг притерся, он начинает изнашиваться быстрее т.к. при изгибающих нагрузках появляется микрозазор куда забивается пыль и начинается абразивный износ.
avatar

Lexapskov

+1
капролон в ухе аморта без смазки замечательно живет.
avatar

pashevich

0
только ось амортизатора вращается не совсем так как оси подвески. ;)
 
avatar

im66

+5
Это тоже подшипники, кстати, только чуть другие.
avatar

Chute

+5
Скольжения ;)
 
avatar

im66

0
Руна или спитфаер первой версии?:) Ушатывал кмплект а 2 недели…
avatar

_va

+5
Был один такой линк в подвеске год назад и оказался полным провалом — быстро появлялся люфт. Теперь у меня пластиковые втулочки в аморте и их надо менять раз в три месяца. Получается самая быстро изнашивающаяся деталь во всем байке. Зато легкие? Как-то пофиг на эти лишние десятки грамм.
avatar

Val

+1
Капролоновые в аморте живут долго, да бушинги в проушинах аморта с капролоновыми втулками не изнашиваются. 
avatar

Lyoho

+1
А мне казалось, что я как-то читал твой пост, где ты хвалил этот линк за тишину и надежность)))
avatar

Legalaze

0
очень маловероятно. Очень)))
Я много где линки хвалил за тишину и надежность, но этот ровно противоположный. Я ведь именно его и лечил большим камнем. Хотя, конечно, есть небольшой шанс, что я забыл, а сначала он мне нравился. Как тут авторы статьи втирают.
Еще дело в активности использования. У меня эндурик проходит 2000км и 10+ горных гонок в год.
Последний раз редактировалось
avatar

Val

+6
а также уменьшают усталостное старение материалов рамы велосипеда 

Что не помешало раме подустать за 2,5 года:)

Правда, все эти 2,5 года шарниры норм отходили на одном комплекте втулочек вообще без нареканий. 
avatar

Lyoho

0
Всё же время не лучший ориентир. За 2.5 года рама может проехать как 300 км, так и несколько тысяч, а это уже разница в пару порядков )

Так то я не с целью поддеть, но инфа о пробеге была бы немного полезнее)
Последний раз редактировалось
avatar

pustota

0
С пробегом проблема — удалил этот вел из стравы и не могу найти. Но там не больше 1500 км пампов и ореховского фокросса за всё время использования — рама-то слаломная и ни гор, ни марафонов не видала.
avatar

Lyoho

+1
Выпускали бы они киты бушингов на рамы, которые построены на промах, например на демку, чтобы так сказать реально сравнить профит от перехода на буши. А то так то читаешь — действительно круто, и износ гораздо меньше и допуски больше и смазывать не надо после грязекатушек… а вот чтобы взять и вместо прома бушинг воткнуть, хрена с два...

//Спасибо за перевод, ищу кит бушингов на дему )))) 
avatar

AxeL

+1
Всё не так радужно) У Banshee Legend mk1 вся подвеска на таких) хрен с ними башингами, анодированые алюминиевые оси вытираются от грязи, ибо изоляции никакой. Кстати башинги именно igus ставились) 
avatar

sanich

+1
В педалях Straitline вроде похожая конструкция
avatar

ArtemNikolenko

+8
Ага, и люфтят они поэтому 
avatar

Legalaze

+7
+++
У самого такие педали. Люфтят прямо «из коробки» со временем люфт становится только больше. Купил рем комплект с башими и резинками, поменял все равно люфтит. Но я как то свыкся с этим, но напрягает то, что во время грязевых покатушек туда попадает всякое говно и начинается шурашание/скрипы/щелчки и т.д.
avatar

Pako

0
Исходя из названия думал прочитать статью про направляющие скольжения вилок и нюансы их работы, а оказалось — про подшипники скольжения. Но всё равно небезынтересно, спасибо.
avatar

Chute

0
слово «igus» и картинка к посту вроде бы должны раскрывать тему… не знаю, как более явно ее обозначить.
avatar

pashevich

+2
Ну картинка конечно насторазживает и заставляет задуматься, как такую штуковину в вилку запихнуть, но вот слово «igus» до прочтения этой статьи мне ничего не говорило.
avatar

velikain

0
просто у тебя не было баньши.
avatar

Lyoho

0
или ГТ с догбоном.
avatar

pashevich

0
я с ебея купил себе в мастерскую 15 пар полимерных башей. только черных. ставлю клиентам. отличная вещь, да, лучше металла. но в использование в рамах это полный провал
avatar

VL_Chuvak

0
Зачем втулки скольжения в подвеске, если есть промы без сепаратора?
Последний раз редактировалось
avatar

Legalaze

0
Вот тут ещё немного обсуждения подшипников скольжения, в частности, применительно к байкам Баньши https://twentysix.ru/blog/stuff/105953.html#comment108094
avatar

Chute

+2
Тут именно реализация того или иного технического решения многое определяет. Нельзя сказать что бушинги гумно, а подшипники рулят, как, впрочем и наоборот.

И если инженеры мозг включали и… (самое главное) над душой при этом не стояли мракетологи (вечный примус), то получался технически грамотный продукт. Иногда, увы, не сразу и зачасту за счёт пользователей — используемых в качестве подопытных.

Вот Turner, осилил же, вполне себе грамотную конструкцию на бушингах
www.turnerbikes.com/turner-pdf/tech/turnertech_bushingM.pdf

Огромный плюс бушингов перед подшипниками — ремонтопригодность. Заменить или полностью обслужить узел можно быстро и притом буквально на коленке, без всяких там выпрессовок, хитрых съёмников и выколачиваетелей.

Минус — найти бушинг определённого размера на замену, увы, не самая простая задача. Подшипники существенно более распространены, купить можно в шаговой доступности.

Считаю, что решение, более чем, имеет право на жизнь.

PS
Например, IGUS-овским полимерным бушингам (то что использует и продвигает Fox) в ушах амортизаторов, я сейчас и вовсе не вижу достойной альтерантивы. Ну капролоновые разве что, но это уже из категории сделай сам. Решения типа «алюминевые грибочки», что некоторые, чуть ли не до сих пор еще используют, по мне так это просто тихий ужас...

Последний раз редактировалось
avatar

Damn

+3
Имел удовольствие использовать амортизатор CCDB Coil вот с таким крутым подшипником в каждом ухе

За год использовая мысль, что он переживет амортизатор и раму вместе взятые только укрепилась. (стоит всего лишь 13 евро www.bike-components.de/en/Cane-Creek/Double-Barrel-Spherical-bearing-p32467/, жаль что внешний диаметр у него 16 мм).

Кто-то ошибся/мистифицировал с весом башинга, взвесил обычный металлический башинг с тефлониовым покрытием и оказалось всего 5 грамм (для примера подшипник 6902 весит всего 17 грамм).
Последний раз редактировалось
avatar

SilentK

+9
если эти игусовские башинги такие классные, почему же тогда 90% производителей рам использует обычные пром. подшипники?
в ушах аморта еще может и оправдано использование, в остальном же статья смахивает на заказную, как и большинство подобных статей с пинкбайка — «все такое классное, такое классное!» 
avatar

Gary

0
Имхо, инжекционная формовка = литьё, т.к. инжекция означает впрыск
avatar

slopestyler

0
не технолог, переводил дословно. нюансы в статье не описаны.
avatar

pashevich

+7
Литьё под давлением
avatar

im66

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.