Новое железоSpecialized Enduro 29 - пытаемся понять, есть ли будущее у найнеров в эндуро



Найнеры. Я не люблю найнеры. Более того — возможно, я не люблю найнеры намного больше, чем обычный велосипедист. В конце концов, просто посмотрите на название сайта, на котором вы читаете этот текст. Почему я не люблю их? Честно говоря — они уродливы. Положа руку на сердце — вы видели много красивых найнеров, особенно в небольших ростовках? Да, сейчас, спустя несколько лет, глаза немного замылились и привыкли, но сравните спокойную элегантность байков с 26" колесами с диспропорциональностью их 29" версий. Большие колеса — ужасны, если речь не идет о XXXXXL ростовке рамы, на которой они установлены.

При этом я понимаю найнеры. Да, они прочно застолбили себе место под солнцем — полтора года назад я сравнивал на кросс-кантрийной трассе два Specialized Epic — 26" и 29" и был удивлен тому, насколько проще на 29" версии крутить вверх. После того теста я понял, что эпоха 26" в кросс-кантри закончилась навсегда. Что, собственно, мы сейчас и видим.

Оукей, с кросс-кантри всё понятно. Но была у того эпика одна интересная особенность — вниз он ехал крайне неохотно. Точнее ехать-то он ехал, а вот на техничных секциях с поворотами были проблемы. Еще бы — длинная база, огромные колеса, бесконечные перья. Не поймите меня неправильно — я даже съехал на нем по даунхильной трассе в Игоре и, в общем-то, все получилось (разумеется трамплины я не прыгал) — но постоянно было ощущение, что на колесах меньшего диаметра я был бы быстрее.

С тех пор я попробовал еще несколько найнеров — подвесов и хардтейлов, с различной геометрией и ходом. Но основной вывод оставался неизменным — накат отличный, крутить прекрасно, но на техничных спусках большим колесам делать нечего. Что и требовалось доказать.



И вот передо мной Specialized S-Works Enduro 29" — байк, который многие западные журналисты уже окрестили главной новинкой нынешнего года. Ну новинка и новинка, тоже мне. Я был настроен невероятно скептически — частично это объяснялось моим негативным отношением к найнерам вообще, но больше всего моя уверенность в том, что характерами мы не сойдемся, объяснялась тем, что в Москве я положил глаз на карбоновый Enduro в версии 26", считая его идеальным выбором для эндуро-гонок. Таким образом, сложившийся в моей голове план был прост — я беру Enduro 29", не размениваясь на всякие плоскости и апхиллы тащу его на даунхильную трассу, разок съезжаю, убеждаюсь, что вниз найнер, как обычно, не едет, после чего беру Enduro 26" и наконец-то еду нормально кататься. Идеальный план, начисто лишенный недостатков. Впрочем, как выяснилось чуть позже, недостатки у плана все-таки присутствовали. Съехав по уже прикатанной утром на Demo трассе, я остановился у развилки в ее конце, почесал в затылке и поехал не направо, к хранилищу тестовых байков, а налево — к подъемнику. Потому что неожиданно стало понятно, что этот найнер научили ездить вниз, и мне стало очень интересно, как же у него это получается.

Итак, что же такое сделали с найнером инженеры Specialized? Давайте приглядимся к нему повнимательнее. Первое, что бросается в глаза — ход подвески. Мы уже привыкли к тому, что у найнеров он меньше, чем у аналогичных байков с колесами 26". И, если говорить о трейле/эндуро, обычно это что-то вроде 120-140мм хода. У Enduro 29" ход тоже уменьшили по сравнению с классической версией — но тем не менее он составляет внушительные 155мм — это больше, чем у многих 26" эндуро-байков! За переднюю часть байка отвечает Fox 34 с 150мм хода. Это интригует уже само по себе — как известно, за счет больших колес найнеры отлично гасят мелкие неровности, перед которыми пасуют 26" колеса, а уж с таким ходом подвески Enduro, надо полагать, способен проглотить и не поперхнуться вообще всё, что угодно. Когда подвеске есть, куда сжиматься, это уже приятно, но как насчет поворотов? Сюрприз номер два — колесная база Enduro 29 M-ростовки всего лишь на 6мм (!) больше, чем колесная база М-ки Enduro 26! Но как? И вот тут глаза цепляются за цифру, являющуюся для Specialized предметом гордости. 430мм. Это длина задних перьев Enduro 29. Именно в этих миллиметрах и кроется один из секретов отличной управляемости байка.



Понимаете? Нельзя просто взять и сделать длинноходный найнер c короткими перьями. Во-первых между рамой и колесом должен оставаться вменяемый грязевой просвет. Во-вторых этому самому колесу нужно еще куда-то двигаться при срабатывании подвески. И, конечно, нельзя забывать о кинематике подвески — ей же еще и надо правильно срабатывать. В случае с Enduro 29 борьба шла за каждый миллиметр. Подседельная труба смещена вперед и изогнута заметно сильнее, чем на 26й версии. Арка между верхними перьями находится не сверху, а снизу. Крепление переднего переключателя у версий с двойником спереди выполнено в роли отдельного элемента, очень тонкое, чтобы не задевать за покрышку и сделано съемным. А нижние перья в районе каретки сплющены в высоту — благодаря этому в Enduro 29 можно использовать покрышку шириной 2.5", что важно, если речь идет о техничных трассах с большими уклонами и серьезными препятствиями. Итог — найнер с очень компактным задним треугольником.



Завершает картину низкая каретка. Очень низкая. От земли ее отделяют всего лишь 335мм. И это — один из тех компромиссов, на которые пошли ради улучшения управляемости. Скорее всего особых проблем не будет даже с двойником, но, конечно же, Enduro 29 в первую очередь рассчитан на использование с ХХ1 с ее маленькой передней звездой и отсутствием успокоителя.

Все эти бесконечные цифры конечно хороши, но как ведет себя большой найнер в реальной жизни? Для тестов у меня были условия, о которых можно только мечтать — два байка моей ростовки, Enduro 26 и Enduro 29 с практически идентичной навеской, пустая трасса (все уехали на кросс-кантри) и отличная погода. При этом трасса была довольно короткой, что означало, что можно сделать много спусков без боязни устать. А на случай проблем с навеской в тестовом парке был запас велосипедов :) Я делал очень просто — менял байки после каждого спуска и искал мельчайшие нюансы в их поведении. А раз в несколько спусков брал референсный Demo 8 и съезжал на нём. Трасса, при этом, отлично подходила для того, чтобы вылезли все проблемы найнера — не очень быстрая, с огромным количеством коротких поворотов и очень хорошим уклоном в паре мест. Прекрасно.

Комплит тестовых великов был роскошным. Трансмиссия SRAM XX1, воздушные амортизаторы Cane Creek DB Air, родной спешовский вилсет Roval Traverse с карбоновыми ободами, тормоза Avid X.0 и прочие привилегии топ-версии S-Works. Разница была только в вилках — Fox 34 на Enduro 29 и RS Pike на Enduro 26. 



Первое впечатление — «непривычно». Но «непривычно» не значит «неудобно» — верхом на заборе я себя не чувствовал. Смотришь на переднее колесо — а оно какое-то большое. Но посадка абсолютно нормальная — этот найнер не ощущается найнером. Выдергивается 29й эндуро определенно хуже, чем 26й — но тот же 29й эпик вообще был категорически против банни-хопов. Один из спусков мы ехали со знакомым — он на 26м, я на 29м. К началу трассы ведет пологая грунтовка и это было то еще шоу — я ехал вторым и вообще не отпускал тормоза, поскольку преимущество в катимости 29х колес было просто подавляющим. Но в этом-то я как раз не сомневался. А дальше началось веселье.

Да, рулить на найнере надо активнее — из-за больших колес реакции Enduro 29 чуть более ленивые. Зато местами я ехал по более прямым траекториям — те же самые большие колеса определенно добавляют стабильности, главное в них поверить и выясняется, что во многих местах можно и не поворачивать :) То, что ход подвески у Enduro 29 меньше, все-таки чувствуется — я настраивал оба велика откровенно по даунхильному, и если на 26м задний амортизатор пробивался два раза за трассу, то на 29м — три. Но в целом всё сводится к простому правилу — «поверить в байк». И тогда он раскрывается. На спуске Enduro 29 мгновенно набирает скорость, делая это заметно быстрее 26го. Главное не бояться этого — секцию с корнями на найнере я проезжал чуть ли не быстрее, чем на Demo — для этого достаточно было крепче держаться за руль и даже не думать о тормозах. После нескольких спусков окончательно стало ясно, что байк невероятно стабилен — прямые участки с торчащими камнями, корнями и приличным уклоном — это его дом родной, Enduro 29 отлично себя на них чувствует и просит еще больше неровностей. А вот короткие повороты заставляют напрягаться больше, чем на 26й версии. Не то, чтобы заметно больше — но разница чувствуется. Впрочем, даже несмотря на вилку, которая была откровенно при смерти (до нас эти байки укатывали на протяжении месяца, что ощущалось), Enduro 29 был очень быстр. И, пожалуй, это действительно первый найнер, из тех, на которых я ездил, который можно назвать настоящим велосипедом для эндуро. Без всяких оговорок.



Резюмируя. Я был неправ в своей предвзятости к Enduro 29. На этом найнере можно ехать вниз практически так же, как на 26" велосипеде, и, при этом, быть намного быстрее него на плоскости и подъемах. В Specialized действительно сделали найнер, который, похоже, действительно может переиграть своих 26х собратьев даже на сложных эндуро-трассах с даунхильными участками. Вернувшись в номер после тестов, я написал, что деваться некуда — пришла пора изменить 26м колесам. А первые впечатления, как правило, самые верные. Куплю ли я Enduro 29 себе? Вопрос интересный. Скажем так — если речь идет о байке для эндуро-гонок, Enduro 29 будет лучшим выбором. А если говорить о мини-даунхиллах и катании в свое удовольствие, то, наверно, 26" версия все же интереснее — подъемов-то в мини-дх, даже российском, как известно нет. В общем я пока в раздумьях. Но одно понятно уже сейчас — Enduro 29 наверняка первая ласточка, и сейчас по проторенной инженерами большого «S» дорожке последуют остальные игроки рынка. А значит через год-два у нас наверняка будет выбор из минимум нескольких отлично едущих вниз и управляющихся найнеров. И если по этим параметрам найнеры будут максимально приближены к 26", а все к тому идет, зачем тогда вообще нужны 650b байки? В общем вопрос о стандартах колес пока остается открытым...

Текст: Никита Маков
Фото: автора и компании Specialized 



?
Tits are better than Strava

Комментарии (58)

0
deja vu? :)

I was wrong about this bike. It was nothing like I feared it would be and, no matter how much I look at the numbers, I still don't really understand how Specialized have managed it. This bike, without question, pushes the boundaries of what is possible with a 29-inch wheeled bike. It also throws light back onto the question of whether or not we need 650B bikes when 29ers can handle like this. This bike blew away any preconceptions of what I thought a 29er could or should be, and for that reason alone I love it. Would I trade my 26-inch Enduro for the newer, bigger-wheeled version? Probably not, as personally I still prefer the immediacy of the smaller wheels, but it's a far closer call than I would have ever imagined it could be.
-Matt Wragg
avatar

FishKAA

+1
дадада, я, написав статью и вставляя в текст картинки, начал искать рекламу 29й эндуры и в процессе наткнулся на ту самую статью на пинкбайке и очень удивился :) На самом деле первоначально у меня выводы были еще более похожими, я прочитав обзор Мэтта их аж специально переписывал сидел, чтобы уж не прям слово в слово было :) Причем все остальные, как выяснилось после гугления, пишут примерно то же самое — давно уже не видел такого единства впечатлений.
avatar

kubas

0
прикольно :)
эта, а на свежем 29м sj evo довелось проехать?
avatar

FishKAA

0
Неа. У меня было два дня всего, причем времени на катание было немного. Первый день, соответственно, был посвящен шоссейным великам, а второй — Enduro\Demo. 
avatar

kubas

+1
действительно, есть ли будущее, когда уже все только на них и катают?..
avatar

allan44

0
в эндуро? комменкаль с джайнтом вон вообще говорят, что 29 как стандарт умрет в течение ближайшей пары лет, все перейдут на 650b.
avatar

kubas

0
я 650 тоже имел в виду.
avatar

allan44

0
Но при этом комменсаль толкает сразу все размеры. Видимо что бы посмотреть на спрос.
avatar

racerx

0
В 2014 у них сплошной 650b. Как и в AM, так в обычной прогулочно-XC линейке.
avatar

Chunia

0
Ты, видимо, читал не особо внимательно. Мета есть АМ на 650b и 29-х, мета сх на 26 колесах.
avatar

racerx

0
Чиатал внимательно, не беспокойся. Одна модель на 29 и одна на 26. Остальное  — 650b. И да, они пророчат рай в 650b.
avatar

Chunia

+5
Теперь ждем когда спеш вернется к теме разных колес спереди и сзади. Как уже пропогандируют немцы)

А не попробовать ли поставить 29 колеса на эндуро 26" вперед?..
Последний раз редактировалось
avatar

GAAff

0
Каретка уйдет немного вверх. Думаю гибридные варианты хороши, только если велик исходно проектируется как гибрид.
avatar

l_schleicher

0
Просто вилка будет на меньший ход и все останется как и на 26".
Но вот рулиться будет не так уже...
Вот почему все вилки под 650В с конусными штоками!?
avatar

GAAff

+2
Потому что нет ни одного 650б вела с прямым стаканом?
avatar

VoidWanderer

+1
Так ведь в чем сыр-бор… Ну нет связи между ходом подвески и размером колеса, нету ее. Кстати, в статье тоже об этом! А поставив более короткоходную вилку — таки проигрываем. В этом случае большое переднее колесо — становится компромиссом. А я говорю о том, что в эту игру можно было бы играть, если бы и ход оставался и колесо было большим — то есть, в случае исходного проектирования байка под такую комбинацию.
avatar

l_schleicher

0
Что мешает поставить колесо 27,5" в обычную вилку, или предполагается резина 2,7-3,0"?
avatar

Chute

0
Кстати вот, рамы под 27,5" идеальны для резины 26х3.0".
avatar

velikain

0
Не поставить в обычную вилку 27,5" с резиной больше 2,1". И уже без зазора практически.

Вымерял уже т.к. есть хард с дико низкой кареткой, но вот резины меньше 2,1" кроссмарка нет нигде...

А вот 27,5 вполне можно было бы поставить с тем же ходом вилки, вот только стакан обычный. Но менять эндурку 08 года только из-за этого небуду)
avatar

GAAff

0
Что за вилка?
avatar

Chute

0
Хм. а зачем ставить обод больше, чтобы проиграть в диаметре всего колеса на тонкой покрышке? Как будто джип с огромными ободьями, но низкопрофильные шины…
avatar

l_schleicher

+2
А значит через год-два у нас наверняка будет выбор из минимум нескольких отлично едущих вниз и управляющихся найнеров. И если по этим параметрам найнеры будут максимально приближены к 26", а все к тому идет, зачем тогда вообще нужны 650b байки?

Далеко не все подвески, и, главное, инженеры, способны приблизить параметры найнера к 26" байку. Да и подавляющее большинство производителей сделали ставку на 650б, и что-то мне подсказывает что у эндуры 29 аналогов может и не быть.
avatar

VoidWanderer

0
Свято место пусто не будет. Но да — нужно сделать многое, чтобы добиться перьев 26-го байка с 29м колесом. И не последнее в этом — отказ от переднего переклюка. Итого — да, трудно, но для этого уже все условия есть.
avatar

l_schleicher

0
У Эндуро 29 предусмотрен креп для переклюка спереди.
Последний раз редактировалось
avatar

VoidWanderer

0
Я заметил :-) Это просто потому что разработчики — молодцы и таки вкорячили. Но можно было легко поступиться этим. Никто ничего бы и не заметил :-)
avatar

l_schleicher

0
Ну так никто ни от чего и не отказывался.
avatar

VoidWanderer

+2
Но таки заморочились!
avatar

l_schleicher

+1
насчет легко поступиться — тогда бы остались только топовые самолеты (по цене) с xx1 и  небыло бы «бюджетной» версии comp
avatar

FishKAA

0
хх01 еще есть.
 
avatar

B-race

0
сейчас уже да, но на момент выпуска enduro 29  x01 еще небыло
к тому же x01 вряд ли можно назвать бюджетным вариантом (хотя конечно дешевле xx1)

в общем суть — молодцы что смогли сделать сравнительно доступную версию enduro 29
avatar

FishKAA

0
Никита, ты катался на М-ке, а какой рост у тебя в см?
avatar

Willy

0
174 где-то, или около того.
avatar

kubas

0
Жалко не было времени тебя ещё и на SJ FSR на даунхилл выпустить. Было бы интересно твоё мнение о нум услышать.
avatar

Chunia

0
тока ж evo, e-vo :))
avatar

FishKAA

0
Если поселиться в Зеефельде на неделю, то было бы круто сравнить SJ FSR Evo и обычный. насколько Evo лучше вниз и настолько ли хуже вверх.

avatar

Chunia

0
Про даунхилл на SJ FSR думаю может Дима Лопатин рассказать — судя по тому, что я слышал, он там на нем прям вваливал. Мы с Сашей встретили его один раз, но уехали вперед, т.к. были на Demo, которые очевидно ехали по дх намного быстрее. Диме, насколько я понял, стампи понравился, но подробностей я не спрашивал 
avatar

kubas

0
Так мы вместе ехали и впечатления у нас оч схожие, с точность до разницы в ДХ-подготовке. Мне как раз интересно твоё мнение про более короткоходный байк.

Мне SJ понравился больше как раз потому, что Эндуру мне было не разогнать до нужных ходов, скилла не хватало.
avatar

Chunia

0
Я конечно не последний эксперт в ДХ. Но ехать быстро вниз я могу, более того катался по этой же трассе на SJ FSR 29' (не EVO) сразу за Никитой и Сашей. Байк едет вниз фантастически, гораздо лучше чем ожидаешь 29' колес со 135 мм хода и брейном. Поворачивает велосипед шикарно, если сравнить с Enduro 29' байк управляется легче, просто даже потому, что он гораздо меньше весит, но не хватало ходов подвески и уверенности в своих навыках, т.к. последние пару лет быстрый дх я не катал, а Саша с Никитой были на Demo валили вполне прилично)
Последний раз редактировалось
avatar

TheDima

0
Сатья супер! (Маркетологи Спеша рукоплещат). Пассаж про «поверить в колеса» — гениальный так оно и есть. Уже месяц катаюсь в прогулочном режиме на кантрийном найнере 19" — странновато по началу, да. А так все ощущения Кубас оч. похожи на твои и про рулить актитвнее и про все остальное. Но вот скажи это только у меня-лошпета педали задевают ацки за корни, камни? Низкая каретка, наскольок я понимаю даже ниже чем на 26  - самый большой по моему минус, при всех остальных, конечно плюсах. А что же тогда на подвесе происходит и на спусках прости господи? Этого в статье не нашел.
 
Последний раз редактировалось
avatar

GoshaN

0
Благодаря низкой каретке он и поварачивает нормально. В чем минус?
Надо просто смотреть куда и как ты едешь, а еще не забывать про низкую каретку.

Я на спеше сх(100мм) цеплял пару раз землю ботинком на плоских поворотах. После такого очень быстро пришло осознание, что каретка низкая и ехать надо немного иначе.
Последний раз редактировалось
avatar

B-race

0
У вас 29"? Минус как раз в том, что: "что каретка низкая и ехать надо немного иначе." и " не забывать про низкую каретку."  Вам конечно, спасибо за совет «смотреть куда и как ты едешь». Но понимаете я езжу медлено, вечером и по асфальту, ну один-два км. и домой, наслаждаюсь природой, поющими птицами и растущими грибами. Понимаете грибами наслаждаюсь? Ну так вот, а что до каретки то думаю поставить укороченые шатуны — думаю просто спилить их потом просверлить дырки и нарезать резьбу под педали. Как Вам иедя ? 
 
avatar

GoshaN

+7
збс.
avatar

B-race

+4
отлчн иедя ! 
можно несколько дырок насверлить под педали, причём не только в  укороченных шатунах 
avatar

mitcos

+7
Мы поняли, что Вы грибами наслаждаетесь, да.
avatar

N01Z3

0
давно известно, что если мешаются шатуны — надо ставить мото-подножки!
avatar

madvox

+4
Ну оукей! Согласились с тем, что педаль цепляет корни камни больше чем на 26.Ну просто по опыту поездок за грибами. Я хочу представить что если это двух подвес 29, с ходами и на нем поехать в горы в Поляну на Домбай да в ту же Алушту на мисхорку на участках с камнями, где все же подкручивать надо? НУ реальна интересно.
avatar

GoshaN

0
А ничего не происходит — я же ездил на версии с хх1, под которую рама и делалась. А хх1 — это 32я звезда и отсутствие успока, т.е. клиренса там дофига получается. Вот педалью можно цапануть да, но тут вопрос в том, что там, где было много корней и камней, уклон был таким, что мысли покрутить педали не возникало. А там, где я их крутил, особо крупных неровностей просто не было. Но да, я про клиренс написал, что низкая каретка — один из компромиссов, т.к. теоретически при такой высоте кареточного узла, цапануть обо что-нибудь педалью довольно просто.
avatar

kubas

0
Ну вот да я о том же. Ok — еще раз статья гуд! Завидую немнога.
avatar

GoshaN

0
На первой фотке кажется забор для чела под 2,15 метра ростом!
avatar

AcidRider

0
так и есть, это похоже на Л/ХЛ ростовку
avatar

amstafff

0
глупий вопрос, но S 29 не будет в природе?) 
avatar

3250

+1
avatar

VicX

0
: вангует:   если Эндуро 29 будет популярен, то через год и с-ку запилят для желающих
Последний раз редактировалось
avatar

mitcos

0
Никита, а вверх ты на нем крутил? Просто с таким углом подседла (понятно, что с другим такую подвеску не сделаешь) не факт, что это окажется очень удобно.
avatar

N01Z3

0
По фото там очень даже крутильный угол.
avatar

Feanor

+2
Вверх, кстати, отлично закручивается. Я в кантри заезде на нем отлично закрутил, не хуже других:) А вот вниз — как корова на льду. В общем пока 26 — мое все:)
А статья интересная.
 
 
avatar

indeetz

+1
а развы официальные представители, можно вопрос такой
есть возможность заказать Y-link  с SX 2009 года?
avatar

Yue

0
если интерес не праздный — в лс.
avatar

kubas

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.