KIVAM-покатушки по Алтаю

Блог им. KIV: AM-покатушки по Алтаю
В июне делал вконтакте анонс-приглашение в АМ-велопоход. Хотелось упороться не хуже, чем в прошлом году, под Белухой, с многочасовыми пешими переходами, бродами и риском холодных ночевок. Участники набрались быстро, но, в силу разных обстоятельств, решили сменить походный формат на радиальные покатушки. И вышло хорошо!

День 0 и 1. Почти сутки ехали на машинах из Новосибирска до села Чендек с промежуточной ночевкой за Семинским перевалом. На самом Семинском встретили последних участников отмороженного бревета «Чуйский Тракт» Бийск — Кош-Агач — Бийск. 1200 км за 90 часов, четыре перевала. Полная жесть.
В Чендеке ставим лагерь на задворках единственной турбазы. К палаточникам тут своеобразное отношение, но выбора нет, а к гетто-условиям нам не привыкать.
Пока второй экипаж не приехал, едем раскатываться на другую сторону Катуни в пос. Мульта и дальше. В перспективе, разведать тропу до Мультинских озер.
Блог им. KIV: AM-покатушки по Алтаю

Казалось бы, что может пойти не так… Довольно быстро грунтовка сходит на нет. Назад ехать лень, мост через Кануть близко, но надо преодолеть брод через какую-то протоку. Хорошая разминка перед следующими речками. Крутим по гравийке до Маральника. Диме явно фигово после прошедшей болезни, а у меня каждый час-полтора у меня спускает заднее колесо. На мосту через Мульту поворачиваем назад. Пролетая мимо поселка замечаю хозяйственный магазин. Фум-лента под ниппель меня спасёт! И действительно, колесо перестало спускать. 
Под конец маршрута Диме становится совсем паршиво, будем эвакуировать на авто. Кое-как против встречного ветра допедаливаем до базы. 48 км, 600м набора. Минус один участник на завтрашний эпик через Теректинский хребет.

День 2. Эпический АМ. Теректинский хребет.

С утра подорвал народ пораньше, в 6. Погода отличная, прогноз тоже радует. Но это ж горы, лучше иметь запас по времени. За полтора часа завтракаем и собираемся. Первые 5 км — накатанная дорога. Постепенно переходит конную тропу. Кое-где приходится ехать по прижимам. Через 8 км от старта уже поднимаемся пешком.
 Впрочем, тропа хорошо ухожена, нет ни одного завала из деревьев.
Блог им. KIV: AM-покатушки по Алтаю


Довольно быстро доходим до Нижнего Чендекского озера. Перевал уже довольно близко, но впереди еще 800 метров набора высоты. Со всякими привалами и отдыхами тащимся до верху еще 4 часа. Перед вершиной, у маленького озера делаем полноценный обед с чаем. С перевала спускается пара конников. Удивляются, что мы там будем спускаться. Всё доброжелательно, никаких попыток стрясти бабло, как это иногда тут бывает. Наверху наконец-то можно надеть защиту, не зря же мы ее сюда тащим. Верхняя секция перевала всё такая же заковыристая, как и 3 года назад. На сыпухе с боковым уклоном перетормаживаю и ложусь на бок. Дальше лайтовый серпантин с парочкой свичбэков. Впрочем, перестановку тут делать не обязательно, можно просто пройти с заносом заднего колеса.
Блог им. KIV: AM-покатушки по Алтаю


Стравливаем 200 метров высоты по довольно хорошей тропе. Дальше идет непроезжаемый участок и подъем на следующий перевал в долину Яломана. Туда бы мы поехали, если бы шли первоначальный маршрут в режиме велопохода. Возвращаемся обратно на на наш перевал (почему ни на одной карте нет названия перевала?!).


Блог им. KIV: AM-покатушки по Алтаю
Верхняя часть спуска в сторону Чендека — узенькие конские тропы. Есть несклько варинатов проезда. Почти везде можно ехать 80-90% участков. После Чендекского озера тропа становится поинтереснее. Появляются корни, резкие повороты и нырки вниз. Чем ниже, тем меньше непроезжаемых участков. В какой-то момент просто ловишь флоу и жжешь на все деньги. Кайф! 
Блог им. KIV: AM-покатушки по Алтаю

Ребята на хардтейлах тоже едут как надо. Кросс-кантри рулит! Несколько небольших уборок, чуть закосяченная звезда (рок ринг в наших горах обязателен!), но в целом, всё хорошо. И только в самом низу, за 3-5 км до деревни Степа ломает петуха. Всё, приехали. Запаски нет, придется делать беговел. Количество здоровых участников и целых велосипедов в группе уравновесилось. Завтра переезжаем в Тюнгур. 
Итого 38 км и около 1500м набора за 10-11 часов.
 



День 3. На утро собираем лагерь под надвигающимся дождем. Переезжаем 35 км. В Тюнгуре масса вариантов, где остановиться, на любой уровень комфорта и кошелька. Нам приглянулся аил на турбазе «Зеленый дом». 2000р на пятерых в сутки — вполне нормальная цена. Лениво батонимся после обеда и только под вечер выезжаем вверх по Кучерле. Тропа простая, при желании можно и вверх везде запедалить. Ехать дальше отметки на карте нет смысла, начинается совсем непролазная конская тропа на которой мы изрядно помучились в прошлом году, возвращаясь с Аккема.
Блог им. KIV: AM-покатушки по Алтаю


Довольно долго тупим у костра. Только налетевший ветер с черными тучами подстегнул выехать до лагеря. Степа сегодня взял Димин подвес GT Force и отжигает. На спуске в момент уходит в точку. Вот прет человека!  26 км, 430м набора.
 
День 4.
«Байкпарк» гора Байда.


Три года я пытался зайти на эту гору. То тропу не правильную выбрали, то погода паршивая, то времени нет. Сегодня заберусь туда при любых раскладах! Выходим не слишком рано, около 9. С нами снова поправившийся Дима! А вот Степа переходит в разряд пеших туристов. Сделать синглспид у него не получилось. Первые 2 километра дорога идет по земляничным полям и набирает 300м. Впрочем, ехать тут сможет только упоротый кантрийщик. Уж больно крутой подъем. Дальше грунтовка сужается до конной тропы и уходит в лес. Немного корней и лайтовые проезжаемые каменные секции. Кое-где встречаются естественные контруклоны. На середине подъема есть родничок с питьевой водой. Только самая верхняя часть горы завалена деревьями, в остальных местах тропа везде прочищена. Степа быстро вырывается вперед. Ему хорошо, байк наверх тащить не надо.
Блог им. KIV: AM-покатушки по Алтаю


У меня подъем от низа до вершины занял три с половиной часа. Рома уже наверху, кочегарит горелку. На площадке валяются какие-то мешки-коробки. Замечаю непочатые бутылки кока-колы. Вот это да! Это же остатки пункта питания прошедшего здесь полторы недели назад бегового марафона Алтай Ультра Трейл. По доброй туристической традиции провожу инвентаризацию. Что тут у нас: кола, апельсины, регидрон, конфеты «Бешеная пчелка» и куча обычного мусора. Ништяк, гуляем! (по приезду списался с оргами сорёвок. Сказали, что сразу не успели убрать, но всё почистят). Около часа тупим на вершине, погода отличная, хоть и пасмурно. Наконец собираемся и валим вниз.
Блог им. KIV: AM-покатушки по Алтаю

Блог им. KIV: AM-покатушки по Алтаю

Да это байкпарк какой-то! Очень лайтовые тропы и много вариантов проезда. Часто останавливаемся на фотосессию. Мелькает мысль, не подняться ли еще раз. Но завтра много педалить, сейчас не время упарываться. Под вечер Степа не выдерживает и с Диминым байком идет во второй раз наверх. Поднимается гораздо быстрее, но на спуске пробивает колесо и финиширует уже затемно.
Около 21 км, 1300 метров набора.
  


День 5. По плану сегодня туристическое кросскантри по тропе Тюнгур — Инегень.

Историческая справка:
«Тюнгурская тропа» возникла как путь перегона скота из Монголии в Россию в 1920-х годах. После окончания Второй Мировой войны здесь началось строительство дороги Тюнгур — Инегень. Основной рабочей силой были по одной информации немецкие военнопленные, по другой, более вероятной, наши заключенные, которые в 60-градусном склоне прорубали так называемую «копаную дорогу». Однако задача соединить Чуйский тракт и Усть-Коксинский район Республики Алтай автомобильным сообщением не была выполнена. Госкомиссия дорогу не приняла, посчитав ее слишком опасной для движения, а инженеры и проектировщики были отправлены под суд, некоторые даже расстреляны. В советское время дорогу даже внесли в некоторые автомобильные атласы, но так и не достроили… В настоящее время маршрут пользуется огромной популярностью у велотуристов, XC-покатушечников и мото-эндурщиков. 

На маршрут выходят три человека: я, Рома и Паша. Дима решил поехать на разведку новых троп на Байде, Степа – пеший турист.
Первые 20 км – хорошая грунтовка вдоль Катуни. Дорога упирается в речку Тургунда. В этом году нам повезло – есть хоть и хлипкий, но мост. Прошлый раз при переправе по скользкому бревну Дима чуть не утопил байк. После реки постепенно тропа становится уже и петляет по прижимам. В какой-то момент Паша решает развернуться и едет катать Байду. Перед спуском к р. Казнахта встречаем пару велотуристов из Питера. Они уже заканчивают маршрут. Вечером, на обратном пути, видели их еще раз, они до сих пор ехали до Тюнгура! 
Через Казнахту тоже есть мост! Удачный год. А велотуристы его не нашли и бродили реку.
 Блог им. KIV: AM-покатушки по Алтаю
 
Проезжаем живописный участок с дорогой, вырубленной в скале и становимся на привал чуть не доезжая до грунтовки со стороны Инегеня. 
После часа отдыха с горячим перекусом можно и назад ехать.
Блог им. KIV: AM-покатушки по Алтаю
Случайно сворачиваем на верхнюю тропу. Плюс 300 метров набора, но зато виды шикарные.
Блог им. KIV: AM-покатушки по Алтаю
Закидываюсь гелями с кофеином. Через какое-то время начинает вштыривать. До Тюнгура долетаем бодрячком и сразу в кафешку с лагманом и алтайскими лепешками. Красота! 86 км, набор 1700м. 
Парни весь день ходили по Байде, радикально новых троп не нашли, но покатались хорошо.
  

Дни 6 и 7. Наша группа разделяется. Степу задолбало отсутствие велосипеда и они с Пашей уезжают в цивилизацию на поиски петуха на Норку. А наш экипаж весь день едет по «так себе дороге» Тюнгур- трасса М-52. В планах на завтра обкатать окрестности сёл Иня и Инегень. Иня — какое-то особенное место на Алтае. При общем обилии тур. баз на Алтае, тут нет нифига, кроме магазинов. Приходится ехать через два новых моста до Инегеня. Года четыре назад наводнение смыло старый мост через Катунь. Целый год машины в селе были полностью отрезаны от большой земли. Строители довольно быстро сделали два отдельных моста через Чую и Катунь выше по течению. Но года не прошло, как новая дорога уже начала рушиться. Ехать по ней на машине довольно страшновато: очень узко, слепые повороты и разъехаться встречкам проблематично.
Блог им. KIV: AM-покатушки по Алтаю

Перед Инегенью находим новую пафосную турбазу. Шале-люкс (действительно, очень классные домики) с видом на Катунь за 5000р в сутки явно не наш вариант. Территория базы огромна, отъезжаем подальше и организуем привычный бомж-лагерь с палаткой и не менее живописным видом.
Всю ночь моросил дождь, но на утро разъяснилось и даже просохли дороги.
Блог им. KIV: AM-покатушки по Алтаю
Сначала поехали к локальной вершинке, как раз над слиянием Чуи и Катуни. Перспективное место для фрирайда и эпичных фотографий: гладкие скалы и отменный держак на камнях. В лайкре по вертикальной траектории ехать не решился, так, чуть позадурялся. Перемещаемся по трассе до Ини к началу тропы, вырубленной в скале. В эту сторону она едется чуть хуже, но почти все подъемы заезжаются.
Блог им. KIV: AM-покатушки по Алтаю
Неожиданно натыкаемся на свежий завал огромных валунов. Еще прошлым летом его не было. Тропа перегорожена почти полностью. Два мотоциклиста перетаскивают свою технику через этот завал. Немного помогаем парням. Ребята тоже из Новосиба. Сегодня едут до Тюнгура.
Блог им. KIV: AM-покатушки по Алтаю
Выезжаем на широкую дорогу и плато над Катунью. В конце покатушки скатываем неприметной тропинке с колючими кустами. Встречаем деда-алконавта на лошади. Достав пузырь водки из-за голенища сапога, настойчиво предлагает выпить за встречу. Сомнительное предложение, особенно, с учетом предстоящих 700 км за рулем до дома :) Собираем лагерь под ливнем, выезжаем около 15 часов и посреди ночи мы уже дома.
Итого: 37 км с набором 900м.


  

Больше фотографий можно найти 
у меня в альбоме
Присоединяйтесь к нашей группе Тропы Алтая, а еще лучше, приезжайте кататься на Алтай!
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    2
  • +65
  • Мнения
?
no pain, no gain

Комментарии (18)

0
Какие хардтейлы? Один из них хромолевый?
avatar

barbaris

+1
Два АМ-ных хромоля (один вроде Commencal) и карбоновая xc норка.
avatar

KIV

0
Бывал в этих местах, правда без велосипеда. С велосипедом что-то как-то тяжеловато)
avatar

Otmorozen

0
Ну, у всех разное понимание тяжести. Подъемников там нет и не будет. Именно эти тропы я считаю достаточно простыми и проезжаемыми почти полностью, в сравнении с другими местами на Алтае. Опять же, почти не было мест, где парням на хардтейлах пришлось спускаться пешком вниз.
avatar

KIV

+3
Проблема Алтая в том, что велосипедные тропки нужно искать. В целом туристических маршрутов там очень много, но 90% из них либо слишком простые (авто дорога), либо, наоборот, слишком сложные и не привлекательные для горного велосипеда (грязь, курум, заросли, броды, слишком крутой уклон и любые комбинации этих факторов). Соответственно, если фильтровать эти 90%, то остается совсем немного. На данный момент по всему Алтаю нам известно порядка 10 (всего-то) хороших маршрутов на день, но они все разрозненные и их никак нельзя проехать друг за другом.
Поэтому приходится изобретать, комбинировать, искать компромиссы и расширять форматы. Например, путешествовать не совсем налегке для включения маршрутов на пару дней (вместо строго однодневных), или искать дружелюбные базы отдыха, куда можно приехать и переночевать в тепле. А также искать новые маршруты.
avatar

SilentS

0
Меня мучает один вопрос. Кто, когда и зачем АМ в Эндуро переименовал? 
avatar

setigod

+1
Ты про название видео роликов?  Забей.  Устоявшееся, в нашей компании, название подобных выездов. К соревновательной дисциплине не имеет никакого отношения.
avatar

KIV

+1
АМ это эндуро без гонки.
avatar

AleksandrSimonov

0
А как ты бы ролики назвал? Так больше просмотров)
avatar

SilentS

+1
из Чендека есть еще интересный вариант. Начало по ущелью на Чендекское озеро и через пару км направо вдоль черной речки. Немного вверх и снова налево в гору. Можно выйти на 2000, навернху вроде был домик чабанов для ночевки… А по Байде я бы катанул с вами, но не состою ВСЕКТЕ. Были бы тут анонсы…
avatar

timman

0
пока не совсем понял, куда именно предлагаешь. Развилки видел только возле избушки под перевалом.
Только покатушки в Усть-Коксинском районе интересуют или по М-52 тоже готов куда-то выбраться? В планах на этот год Чибит и Актру.
avatar

KIV

0
Я в Чендeке живу. Где то унас на денёк ещё можно, на дальняк времени нет. Насчёт чёрной речки потом покажу как нибудь.
Последний раз редактировалось
avatar

timman

+1
Илья, там еще в самом начале ущелья справа втекает небольшой ручей шириной 1 метр. Через него было прокинуто небольшое бревнышко. И шла небольшоая тропа, я тоже хотел её изучить.
avatar

SilentS

+3
именно оно. называется Черной речкой. выглядит как то так
avatar

timman

0
Хорошо, когда подъемник есть ;)
С виду вполне лайтовая тропинка, надо затестить!
avatar

KIV

0
да, мы ленивые тут )))
avatar

timman

0
От видоса тянет каким-то олдскуллом. То ли из-за гаммы, то ли из-за вырвиушной музыки)) Зачёт, мне понравилось
avatar

SilentS

0
Красиво у вас…
avatar

rcpl

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.