Блог им. IlikeskisportИсправляем косяки RockShox'a. Боль мастеров

Всем добрый день! 
Многим знакома проблема с блокировкой вилок и амортизаторов RockShox X-Lock. Гидравлическая блокировка, которая была мертворожденной еще когда вышла с чертежей инженеров, которые ее проектировали.




Когда я покупал велосипед, то понимал, что, возможно, придётся ездить с постоянно открытой подвеской. Но я не мог с этим смириться, ведь уважаемые Доктор Гонзо, Слава Романов и другие специалисты утверждали, что это изначально мертворожденный продукт. Они были правы, но я решил всё же найти решение этой проблемы. Полет инженерной мысли по её устранению представлены ниже.

ПРОЛОГ, ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ:
Итак, для тех, кто не знаком с данным устройством, поясню: на фотографии вы видите демонтированную гидравлическую блокировку вилки и амортизатора, рабочим элементом которой является жидкость. Однако, из-за конструктивных особенностей, амортизаторы и вилки по умолчанию заблокированы. Из этого вытекает две проблемы:
1. При потере герметичности гидролинии подвеска остается заблокированной (лучшее решение для КК марафонов, где можно хорошенько наебнуться);
2. Надежность и ремонтопригодность ниже чем у тросиковой (в полевых условиях чинится стяжкой).

РШ решил сделать еще одну «фичу»: механизм возврата как у шариковой ручки. Дешевой шариковой ручки.
Это главная проблема данной системы. Она живет МАКСИМУМ сезон. Ремкомплекты отличаются от оригинальной запчасти и работают изначально плохо, да и стоят недешево, в итоге в основном эта хрень просто НЕ работает. Самым частым решением проблемы является закручивание спицы 13мм в винт прокачки. Спица давит на шток вместо давления жидкости и система становится по умолчанию открытой, навегда.

Износ происходит на кольце этого механизма, в который упирается шток кнопки. Стальной шток (на фото справа) продавливает мягкие материалы, а в ремкомплекте кольца могут быть вообще пластиковые

ПОИСК РЕШЕНИЯ:
Изначально я пытался пойти по простому пути и научиться изготавливать кольца. Под рукой высокоточная стереолитографичная 3д печать, литьевое оборудование. Было спроектировано и напечатано несколько образцов из особо твердых пластиков.





Они, *ука, стирались, так же как и заводские, но менять их было значительно дешевле. 

Далее я решил от кольца избавиться, до конца. Изучая существующие механизмы блокировки, было выявлено несколько способов организации блокировки — вращательное движения основного рычага, который натягивает трос, «крючок» который держит трос в натянутом положении и кнопка сброса, которая чаще всего двигается поступательно, думаю можно обойтись без примеров на фото, все их видели. Решено было отталкиваться от таких механизмов и заменять блокирующий элемент — кольцо, аналогом «Крючка», который спускался бы рычагом, и основной шток возвращался бы в исходное положение.

После снятия размеров в первую очередь была задача выполнить обратное проектирование всех элементов, которые я оставляю нетронутыми, уточню, всё проектирование велось в программе Fusion360:



Нетронутые элементы — корпус и кнопка, внутрянка не прорисовывалась.



Варианта «стопарить» кнопку в нажатом положении было два — тормозить саму кнопку своеобразным зацепом снизу, но тогда этот зацеп задевал бы резинку, которая является пыльником. Был выбран удаленный зацеп, сверху на картинках его зарождение.




Далее проектирование оси вращения кнопки, главного рабочего элемента — крючка, корректирование положения кнопки под удобный хват и осмотр на руле.



Допиливание ограничителей в обе стороны, которые делают манетку разборной и ремонтопригодной, проектирование хомутов манетки и тормоза для наглядности, подгон деталей под то что есть в мастерской (уголки, аллюминий, нержавейка, пружина от манетки).
Подгон эстетики, способа крепления всего этого добра к манетке. Итог в виртуальной среде на фото:






Проектирование закончено, переходим в мастерскую, предварительно распечатав шаблоны основных деталей для выпиливания.





ЭПИЛОГ:
Ну что ж, эпоксидная смола, карбоновые волокна, прямые(вроде) руки сделали своё дело. На фотографиях сверху можно видеть рабочий экземпляр, который проходил обкатку, к нему добавлены нормальные кнопки, готовый результат на фото снизу:






Данный экземпляр изготовлен в начале сезона 2023г, выкатал два полных кантрийных сезона с грязевыми гонками, горными гонками, многодневками — прошел все тесты и только радовал владельца наличием крайне жесткого байка, когда это требуется. Миссия исправить часть косяков производителя выполнена. А байк, кстати, сейчас в продаже — присматриваю себе что-то новое. Устраивает всем, но моё нутро хочет обновиться:)




  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +81
  • Мнения

Комментарии (37)

0
Респекто патронум, как говорится. Моё почтение. 
avatar

Omedved

+15
За «руки» и «голову» автору, безусловно, респект!
НО. Выглядит колхозно. Добавляет веса. В домашних условиях повторить непросто (мягко говоря).
И самое главное: насколько слышал (у самого никогда рокшоксовских дропперов не было), основная претензия и недовольство владельцев — это именно наличие «кнопки», а не «рычажка»!
avatar

77stalker77

0
И при чем тут дропперы?
avatar

schmel

0
основная претензия и недовольство владельцев — это именно наличие «кнопки», а не «рычажка»!

Рычажок есть, просто за отдельную плату (но кажется в новых уже два года как идёт в стоке)
avatar

SergeiZ

+8
У рокшокса гидравлические манетки много где ставились и ставятся: на блокировке вилки, аморта, дропперов или комбинированной блокировки, как у ТС (и это, видимо, самый нагруженный и поэтому ненадежный вариант).
Кнопка принципиально не так сильно отличается от рычажка по эргономике и вообще довольно приятно жамкается, к тому же позволяет комбинировать ее с манеткой переднего переключателя (да, они еще не мертвы), ну или с манеткой дроппера. Но ее основная проблема — именно в плохой надежности. У меня было дроппер рокшокс и вилка лефти с такой кнопкой, и они постепенно теряли куда-то масло, так что не реже раза в сезон требовали прокачки. Вроде бы всё не так страшно и прогнозируемо, но один раз у меня почему-то перестал работать дроппер после перевозки велосипеда в машине на 500км. То есть, буквально, дома всё было прекрасно, а «в полях» — внезапно кнопка проваливалсь до руля. В тот раз я смог это починить на месте (вытащил фиксирующую скобу, вытянул кнопку, долил 1мл масла, и собрал обратно), но вообще нафиг такую «надежность». Так что по возможности избегайте гидравлических манеток.
avatar

SilentS

+2
Проблема с манеткой блокировки подвески, у дропперов она чуть менее выражена. Почти всё приделанное Алю, а напрявляющая кнопки из твердой нержи. веса добавляет грамм 10-15 всего. Спасибо за отзыв:)
avatar

Ilikeskisport

+6
на дроппер давно продают «костыль», которые позволяет переделать гидравлический RS в механический в плане привода. Но ценой места под дропером. Там типа «переходник-конвертор». В результате манетка любая удобная механическая, трос доходит до трубы, где приблуда гидравлическая.
Смысл похож на «гидро-механические» тормоза для всяких гревелов и шоссеров. Когда до калипера идёт трос, который уже там жмёт на рычаг, который давит на поршень МЦ, который сдвигает колодки. С тормозами это выглядит как «взяли недостатки двух систем и объединили», т.е. из-за малого объёма жидкости, оно быстро перегревается, расширительный мизерный + вся гидравлика смонтирована по сути на калипере.
 
Последний раз редактировалось
avatar

pustota

0
А ты не думал скрестить ежа с ужом, и использовать нормальную манетку с тросиком, и потом этот тросик будет как-нибудь нажимать кнопку? Есть такие тормоза шоссейные, где в самом калипере гидравлический контур, но к нему идет обычный тросик.
Последний раз редактировалось
avatar

reat

+3


avatar

reat

0
И весь блокирующий механизм убрать из кнопки в таком случае
avatar

reat

0
Думаю, что надо просто избегать гидравлических блокировок и кнопок. Благо, что в большинстве случаев есть тросиковая или теперь даже электронная альтернатива. Ну а тем, кто не гоняется на время каждую неделю, вообще достаточно не-удаленных блокировок.
avatar

SilentS

0
Зачем в таком случае тросик вообще на фото?
Реализация рычага, который давит, как на рисунке — интересно, но это даже на рисунке очень громоздно, а так от самой манетки избавится не получится, потому что там поршни в обе гидролинии, повторить такое я бы не смог.
avatar

Ilikeskisport

0
Потому что под рукой будет нормальная рычажковая манетка, а этот ужас будет спрятан где-нибудь под рулем.
avatar

reat

+4
Добрался до байка:) под рукой и так нормальная рычажковая манетка. Еще была красивая овальная накладка на нижнюю кнопку, но она отпала при неплохом падении.


avatar

Ilikeskisport

0
 И в конце концов у меня весь руль будет засран этими манетками, которые одна вторую дергает?:)
avatar

Ilikeskisport

0
Красавец, продолжай изобретать
Последний раз редактировалось
avatar

VVS

0
Ну, если будет готовое решение для продажи, 20 комплектов возьму сразу. Только надо покрасивее внешний вид оформить. 
avatar

DrGONZO

0
Тебе шашечки или ехать?
avatar

_va

-4
или и
avatar

SPY

0
А нет вариантов просто выточить это кольцо из стали какой-нибудь?
avatar

ZOO

+9
Для стали эта деталь невозможна в изготовлении одним куском. Если бы внутреннее зубчатое кольцо было цельным, а не из секторов — его можно было выточить\отфезеровать отдельно и потом запрессовать в трубку. Может штамповка\какая то порошковая\печатная металлургия и сможет реализовать, но цена и мелкосерийность будет мешать. 
Или если профиль зуба изменить, то на чпу фрезере + строгальном попробовать. Но слишком геморройно. Лучше конструкцию изменить на более простые в изготовлении детали.
avatar

mor

0
Наверное можно их напечатать из титана в Китае, сотня штук разойдётся по желающим.
 
Да, помню ещё, что у RS для гонщиков вроде была манетка Twist Lock (грипшифт) — она не гидравлическая или без фиксации (для подседелов только)?
avatar

Chute

0
Она до сих пор есть, используется для блокировки подвески.
avatar

reat

0
Гидравлики нет же такой, только механика, верно?
avatar

Chute

0
Да, это только механика.
avatar

reat

+5
Наверное можно их напечатать из титана в Китае, сотня штук разойдётся по желающим.

Теоретически, наверное, можно, — почему бы и нет… Только, допустим, себестоимость 1 штуки будет, условно, 1 тысяча рублей. Значит (окромя гимора с поиском исполнителя, ведением переговоров, переводом денег, встречей заказа, а также его дальнейшей «розничной» реализацией), «здесь и сейчас» нужно будет «загнать» в это дело 100 тысяч рублей. Сумма, конечно, не прям фантастическая, но есть ли желающие?
Последний раз редактировалось
avatar

77stalker77

+20
Хотели доработать, а получается танк или пистолет)
avatar

_va

+8
Уважуха прям за настоящий инженерный подход, но вот дизайнерский бы тоже не помешал. Как вариант облепить все детали термопластиком или окунуть в заливочный пластик, а потом обточить лишнее. или напечатать корпус прикрывающий эти железяки. 
НО само решение проблемы, как по мне, отличное. 
avatar

Steps013

0
Закинул сверху фотку как это на руле выгядит. За два сезона никто не понял, что у меня стоит что-то нестоковое:)
avatar

Ilikeskisport

+21
Просто лефти слишком много внимания отвлекает, некогда руль рассматривать, когда на вилке нога потерялась :)
avatar

mor

+29
Кстати, насчет каннондейлов, что-то накипело. Много народу смотрят на эту фирму, как на флагман велостроения. Согласен, идеи у них хорошие (не только лефти, но и смещенный зонт заднего колеса, жесткие шатуны собственной разработки), но реализация какая-то вечно кривая. 
У меня вот на таком же байке практически всё, что было от каннондейл, потребовало допиливания напильником. Проблемы были и с вилкой (крепление колеса было сорванным с завода, пришлось восстанавливать), и с шатунами (заклинило оба болта шатунов, причем опять с завода! Потом квалифицированный мастер сказал, что в оси с обеих сторон резьбы были не дорезаны, и дорезал их метчиком), и с рамой (просаженный размер нижней оси подвески, из-за чего подшипник люфтит, если без фиксатора его ставить). Последний факап был с линком, в котором у меня сперва разуплотнились алюминиевые вставки (поменял по гарантии) для крепления аморта, а позже новый линк опять треснул. Пришлось фрезеровать самодельный из алюминия. Можно подумать, что я такой рукожоп или неудачник, но на другом карбоновом байке фирмы GT за это же время у меня не сломалось вообще ничего. Да и всё, что было в этом байке не от каннондейл, тоже не ломалось. Наконец, в каннондейле подседельный штырь постоянно корродировал из-за гальваники, а в GT даже намека на это не было.
avatar

SilentS

+19
это ты еще наверное не пользовался их знаменитыми аммортами, наботающими на растяжение (Fox Dyad RT2). Мало того что там давления адские, хрен переберешь, так они еще и в разных малосовместимых размерах бывают, хотя использовались вроде только на Cannondale Jekyll и Cannondale Claymore. А манетки управления, которые при управлении ходом амморта могли сразу и ревербом управлять… Просто мечта! :)
Я как раз с чуваком катаюсь сейчас, который приехал на новеньком ебайке от Cannondale, буду наблюдать :) 
avatar

mor

+8
Современный Кдейл — масс маркет сталл. Там ничего уникального не осталось. Скучный до безобразия - https://www.cannondale.com/en-eu/bikes/electric/e-mountain/moterra-neo/moterra-neo-s2
Гео как у Радона
avatar

Yue

0
Вот это я удачно зашел, у самого скальпель, правда алю, 12 года, кастом, собирал сам, как и прошлые свои байки. И честно скажу уже остоп%здело прокачивать эту блокировку именно каждый сезон. Уже хотел было психануть и купить аморт без блокировки, но как то жаба душит и здравый смысл подсказывает что из-за такой «мелочи» не менять же весь аморт, (стоит монарх хх) не так часто ей пользуюсь, в основном в долгие затяжные подъемы, в гонках не учавствую и с её отстуствием готов смириться. Искал даже рем комплекты, на наших просторах ничего не нашел, а из-за бугра за 9тыс рублей за скрепку и пару резинок отдавать вообще нецелесообразно. Прочитав статью возник вопрос, а можно ли переделать аморт в версию без блокировки? И если да что для этого нужно? Возможно есть киты для этого?
Последний раз редактировалось
avatar

cryjames

+5
Так автор же пишет прямым текстом: 
Самым частым решением проблемы является закручивание спицы 13мм в винт прокачки. Спица давит на шток вместо давления жидкости и система становится по умолчанию открытой, навегда.
avatar

nepunk

+6
Это я сумел прочитать, благодарю за содействие.
Возможно я не полностью раскрыл свою мысль, переделать аморт не кустарным способом. В месте соединения гидролинии блокировки расположена крутилка отскока, на версиях без удаленной блокировки крутилка отскока расположена вплотную. Так же есть версии на которых блокировка на самом амортизаторе реализована путем поворота флажка. Или у них сильные конструктивные различия?
avatar

cryjames

0
Механы, насколько я знаю, говорят, что сильные отличия и не переделать
avatar

Ilikeskisport

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.