Ремонт и настройкаТихий велосипед в 2020. Чиним PF/BB каретки и гремящую цепь

Ремонт и настройка: Тихий велосипед в 2020. Чиним PF/BB каретки и гремящую цепь

На сайте периодически проскакивают мысли как сделать велосипед тихим, будь то установка бескамерки или перетяжка рубашек и гидролиний хомутами. Но хотелось бы поговорить о проблемах появившихся с новыми стандартами и нестандартными новыми решениями. Статья больше ориентирована на мимокрокодилов, но может кто-то вынесет что-то полезное и для себя.

Большинство посторонних звуков на велосипеде лечатся лаской и смазкой. Затягивайте болты по инструкции, карбоновые рули и подседельные штыри ставьте на специальную карбоновую пасту. Если у вас грипсы на зажимах — проверяйте целостность самой пластиковой рамки. Проще говоря — своевременный уход решает многие проблемы. Но с чем можно столкнуться даже на полностью обслуженном велосипеде?

Клацающие каретки

Ни для кого не секрет, что даже идеально посаженые PF каретки могут издавать неприятные поклацивания. Да, с ними лучше q-factor, зачастую они легче, а карбоновые рамы с таким стандартом проще изготавливать, так как не нужно делать металлическую резьбовую вклейку в кареточный стакан. Но оставим целесообразность ввода в широкий обиход таких кареток и сразу перейдём к причинам сего отвратнийшего шума.

1. Нейлоновые чашки

Ремонт и настройка: Тихий велосипед в 2020. Чиним PF/BB каретки и гремящую цепь

Нейлон хорош, он лёгкий и дешевый, и за это его любят производители велосипедов. Очень часто именно на этой детали экономят в комплитах. Хотя бывает так, что кроме нейлона и поставить нечего. Показательный случай с Specialized Demo 8 2011 года: раму под PF сделали, а самих кареток ещё нет, в комплекте с рамой шел нейлоновый переходник.

Но чем он плох? Нейлон может деформироваться под нагрузкой и посадка в каретке уже не будет такой плотной. Чашка начинает слегка гулять при педалировании, а грязь и вода дополняют картину. На выходе получаем клацающую каретку, а переборка узла решает проблему не на долго.

2. Маленькие допуски

Чтобы запрессованные детали работали правильно используют очень малые допуски. Например допуск посадочного места в раме всего 0.05 мм (примерная толщина волоса у человека). Но любой механик подтвердит, что у карбоновых рам точность изготовления таких узлов без металлической вклейки слегка гуляет. Если посадочное место будет чуть уже, на подшипник будет идти избыточная нагрузка и он достаточно быстро прейдет в негодность, а за этим последуют неприятные звуки. В обратной ситуации с чуть большим посадочным местом чашка будет слегка гулять под нагрузкой и это явно не пройдёт бесследно.

3. Плохое качество вклейки

Даже если вы нацелились на карбоновую раму с резьбовой вклейкой под BSA стандарт, стоит убедиться что рама как минимум свежая и нормального бренда. На первых парах даже у достаточно именитых производителей не всегда получалось хорошенько вклеить металл в карбон, но за пару лет внесли поправки и сейчас редко встретишь относительно свежую раму с плохой вклейкой. Другое дело братья наши восточные, здесь абсолютная воля рандома. Не лишним будет посмотреть отзывы в англоязычных интернетах. В противном случае самостоятельно исправить такую каретку будет максимально проблематично.

Вместе или по отдельности такие особенности конструкции дают закономерный результат — каретка либо издаёт посторонние звуки, либо вообще нормально не держится в посадочном месте. Терминальная стадия на видео ниже.


Это всё понятно, но как бороться?

1. Резьбовая каретка

Производители ушли от закручивающейся каретки и теперь нам приходится к ней возвращаться. Стандартную нейлоновую каретку лучше заменить на алюминиевую. Помимо плюса в жесткости мы получаем ещё один плюс в виде возможности стянуть чашки такой каретки между собой и предотвратить их перекос. Вдобавок в таких каретках могут быть установлены радиально-упорные подшипники, которые лучше держат нагрузки в осевом направлении (что очень актуально для шатунов). Вот сравнение обычного (слева) и радиального подшипника (справа).

Ремонт и настройка: Тихий велосипед в 2020. Чиним PF/BB каретки и гремящую цепь

Минусом такого решения является цена и необходимость покупки специального ключа к такой каретке. Но не стоит расстраиваться смотря на цену TorqTite от Enduro Bearings. Например за треть можно взять каретку от Wheels Manufacturing с точно такими же подшипниками, главное правильно подобрать размеры.

Ремонт и настройка: Тихий велосипед в 2020. Чиним PF/BB каретки и гремящую цепь


2. Переходник

Не особо предпочтительный способ, но всё же стоит про него упомянуть. Идея примерно такая же, как у нейлонового переходника на Demo 2011. Только вместо нейлона используется цельный алюминиевый стакан. Его вы вставляете в раму, а уже в него вкручивается обычная BSA каретка. Если у вас комплит — это точно не ваше решение, т.к. снова же придётся менять шатуны, увеличится q-фактор и вы добавляете лишний узел из которого могут начать доноситься шумы. Такие адаптеры легко найти у Китайцев, но фирменные есть и у SRAM/FSA.

Ремонт и настройка: Тихий велосипед в 2020. Чиним PF/BB каретки и гремящую цепь

3. Радикальное решение с локтайтом

Если даже с заменой каретки звуки не ушли, чашки каретки вставляются в раму слишком легко, а на них самих видны следы трения о раму — настало время радикальных мер с посадкой такой каретки на синий локтайт. Дополнительные сложности обычно возникают у владельцев карбоновых рам. Дело в том что локтайт очень плохо клеится к карбону (как и к любой другой трудно склеиваемой поверхности). Но здесь поможет «Праймер», например Loctite 770. Обезжириваете внутреннюю поверхность кареточного стакана, наносите праймер и даёте ему подсохнуть примерно минуту. Затем запрессовываете каретку с нанесённым на неё синим локтайтом, ставите шатуны и даёте этому добру подсохнуть (например на ночь).

Ремонт и настройка: Тихий велосипед в 2020. Чиним PF/BB каретки и гремящую цепь

Барабанящая цепь

Следующая проблема посторонних звуков — это барабанящая о раму цепь. Раньше было в норме намотать на перо велосипеда старую камеру для приглушения звука и сохранности самого пера. Сейчас же производители зачастую комплектуют свои велосипеды довольно неплохой стандартной защитой. Но нет предела совершенству, верно?

Многие уже знакомы с самовулканизирующейся лентой. Механики топовых гонщиков делают из неё причудливые конструкции, налепливая ленту в множество слоёв. Повторить на всех местах, где возможны удары цепи и велосипед станет заметно тише. Лайт-лайтом, но пожертвовать лишними 50-100г веса ради тишины велосипеда вообще не грех.

Ремонт и настройка: Тихий велосипед в 2020. Чиним PF/BB каретки и гремящую цепь

Однако сейчас появилась альтернатива. Небезызвестный ветеран скоростного спуска Крис Коварик переосмыслил направляющие для цепи и дал своему продукту говорящее название STFU Chain, что в переводе с бусурманского — Закрой трахнуть верх цепь. Идея достаточно простая, направляющие не дают цепи болтаться из стороны в сторону и вверх/вниз и биться о раму, при этом повторяют форму линии движения цепи (какое ужасное выражение). То есть когда вы переключаете на звезду побольше — цепь уходит вверх и влево если смотреть на велосипед сзади. Крепится каждая направляющая стяжками, а правильно выставить высоту можно благодаря многоуровневой структуре основания (лишнее просто отрезается). Но проще один раз увидеть.

Ремонт и настройка: Тихий велосипед в 2020. Чиним PF/BB каретки и гремящую цепь

И видео от Коварика, сравнивающее м29 без STFU и с ней. Цена — в районе 35$ в США. Существуют версии для эндуро и дх велосипедов


К сожалению вездесущие Китайцы пока не скопировали данное решение, но наверняка у вас есть знакомый с 3D принтером, как у Полтавских ребят. Конструкция достаточно нехитрая, но придётся повозиться с измерением той самой линии движения цепи.

Ремонт и настройка: Тихий велосипед в 2020. Чиним PF/BB каретки и гремящую цепь

Ремонт и настройка: Тихий велосипед в 2020. Чиним PF/BB каретки и гремящую цепь

Если и знакомых с 3D принтером нет, то вы можете использовать старые отбойники с двухкоронки. Это актуально для дх-повозок с не слишком большим разбегом по размеру звёзд. Та же пара стяжек и вуаля — готовое решение и сэкономленные деньги.

Ремонт и настройка: Тихий велосипед в 2020. Чиним PF/BB каретки и гремящую цепь

В целом это все актуальные проблемы и их решения, о которых я хотел поговорить сегодня. Отдельное спасибо ребятам за фотографии. А какие ухищрения знаете вы? Поролон в трубы, чтобы те не звенели? Виброизоляция пеной как у Spank Vibrocore?
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    4
  • +73
  • Мнения
?
Неформальный чатик 26-го, например

Комментарии (64)

+9
К сожалению вездесущие Китайцы пока не скопировали данное решение, но наверняка у вас есть знакомый с 3D принтером, как у Полтавских ребят. Конструкция достаточно нехитрая, но придётся повозиться с измерением той самой линии движения цепи.

Даже если у вас есть знакомый с принтером, который подарит вам рабочий день на создание модели, её печать и сырьё для принтера совершенно бесплатно как донат на строительство, у вас всё равно не получится должной копии изделия. Потому что, оригинал композитный. Кроме того, его стоимость без доставки 2100 рублей, что существенно дешевле всей самостоятельной движухи :)
Последний раз редактировалось
avatar

Jahtaka

+6
Ну, скажем, напечатать двумя пластиками проблемы нет на принтере чуть продвинутее, а модель довольно простая, все таки. 
avatar

skadi

+8
Сделаешь комплект из двух заведомо рабочих композитных деталей за 2100 рублей с моделированием? Где будет демонстрация результата, на каком диване? :)
avatar

Jahtaka

+28
Согну алюминиевую пластинку, просверлю два отверстия под хомутики, обмотаю изолентой, синей.
Сэкономленные 2000 рублей пропьюем
avatar

RomanAkentev

0
Я так делал в 2003г, даже в архиве галереи диртру помоему фотки остались 
avatar

agressor

+4
Напечатать из пластика на 3D принтере, изнутри обклеить той же самовулканизирующейся лентой. 
Было бы желание)
avatar

Feanor

-7
раскрыть комментарий
avatar

Jahtaka

+39
Начинай печатать диван, модельку я тебе уже нашёл, на моделирование тратится не надо))

Картинки по запросу "диван на 3d принтере"
avatar

Feanor

0
Зачёт, пошла жара! А «Мурку» можешь? :)
avatar

Jahtaka

+29
Для тебя запросто, вот, держи)

Последний раз редактировалось
avatar

Feanor

0
А на диван посадить?!
avatar

_va

0
Это и я могу :)

avatar

Jahtaka

0
Не, надо в 3д и на принтере распечатать)
avatar

_va

+3


avatar

nepunk

+17
А если купить 5 штук то будет по 30 баксов с учетом доставки. Можно скооперироваться
avatar

Iscander

+1
Хоть один адекватный жизненный сценарий, респект :)
avatar

Jahtaka

+8
Ну чувак придумал, произвел и не дорого рассылает по миру. Чего бы не поддержать? он же НЕ корпорация…
Последний раз редактировалось
avatar

Iscander

+29
Я бы еще добавил про правильную проводку рубашек\гидролиний и их скрутку вместе. 
«Ебащиеся» рубашки тоже прилично лишних звуков на колбасне добавляют )  Несмотря на 2020 год, по прежнему многие не могут нормально проложить это все дело, даже в стоке на собранных байках творится зачастую черти что.

avatar

DenisPonomariov

0
На байках в стоке вообще много прекрасных вещей встречается.
Например, на дешёвых Giant задний переключатель может не работать из-за невозможности настроить b-tension — болт просто ни во что не упирается, внутри переключателя чего-то не хватает.
Байки поставляются даже с неправильно подобранной длиной цепи, и не каждый магазинный механик знает, как длина цепи вообще подбирается.
А две эти проблемы в паре дают невероятный опыт общения с людьми, когда они хотят купить этот велосипед.
avatar

Matrelizarg

0
ой это точно! но у меня прям горит, когда на байке всё это как волосы на голове после мойки
вечно вожусь с этим, но вот в последнее время картину портит рубашка подседела, а тут, гляжу, прям идеальненько
avatar

YakuT

0
Последний вариант в веломире видел. Осталось только жабу задушить…
avatar

zloy6666

+1
Статья замечательная, НО! Недостатки наматывания старой камеры раскрыты недостаточно! 
А ведь многие, и я в их числе, продолжают пользоваться этим устаревшим, примитивным способом…
avatar

Logoffski

0
Возьмем https://aliexpress.ru/item/4000592790143.html для примера альтернативы камере.
Примерно также часто требует замены из-за износа от ударов цепью, но легче, проще крепится, ей можно скреплять рубашки, обматывать сложные формы перьев и делать это только там, где надо, даже если это полоска в 2см. Чем камера лучше? Наверное тем, что она просто уже есть? Так себе долгосрочный аргумент.
avatar

Val

0
Спасибо. Кстати, так и хотел сделать. Только прозрачной лентой. В итоге недоглядел и купил с двухсторонним клеем :(
avatar

Logoffski

+2
Она слишком бесплатная ))
Если серьёзнее — то обрезок покрышки с грунтозацепами мне нравится гораздо больше камеры, её «пеньки» заметно лучше амортизируют удары и закрывают крепёжные хомуты от повреждения цепью. Ну и выглядит брутальнее.
avatar

Chute

+3
Согласен. У меня вот такая штука уже на третьем велосипеде.

Сделано из покрышек Нокиан Марзочи. Покры говно (купил пару, у обеих порвались бортировочные кольца) Но рисунок мне как мурзодчеру очень нравится. А главное-мало кто догадался, что это кусок покрышки. Более подробных фоток не нашел, сорян. Если что-там весь протектор состоит их буков «М», как лого Мурзиков.




avatar

peacedeath

+3
самоклеющаяся лента длиной метра три в леруа мерлен — рублей 200, держится нормально на пере, вот уже две с лишним тысячи км пробега по горам и весям

 

зачем какие-то штуки за тридцать баксов из-за бугра, сумасшествие какое-то
avatar

thresh

+3
То же вариант, но за 30 баков это более элегантно и за 30 баков оно гасит волну от цепи работая как успокоитель, что тоже не плохо. Самоклейка просто на себя удар берет.
Последний раз редактировалось
avatar

Iscander

+10
Затем, что это абсолютно разные вещи. Даже адекватно толстая самовулканизирующаяся резина не решает вопрос если цепь постоянно долбит по перу. Она только защищает его, но звук всё равно есть и бесит. Направляющие Коварика просто не дадут цепи разогнаться для удара. Он реально прикольную штуку сделал и оформил для мировой продажи за адекватный ценник.
avatar

Jahtaka

+15
Ещё нельзя забывать, что цепь стучит не только об перо, но и по спицам!
avatar

Vlomoboy

+44
а ты не випуй)
avatar

_va

0
и не возвращай?
avatar

agressor

0
На видео видно, что даже с направляющими бывает прилетает по перу, так что я бы комбинировал с лентой всё-таки.
avatar

kuzlich

0
Просто добавь еще один (+30 баксов)
avatar

vvllive

+1
Мы так до кожуха дойдём. А там до «коробки» как у Хонды было уже совсем рядом)
avatar

kuzlich

0
До кардана и внутренней кпп
avatar

agressor

0
У меня в таких условиях тряски уже сам переклюк громче стучит, чем цепь об защиту пера.
avatar

amstafff

+14
Мне кажетя, или  STFU Chain это одно из отличнейших изобретени последних лет?
avatar

_va

+13
Уже заказал:) Если что https://stfubike.com/ и доставка в РФ всего 6 баксов
avatar

_va

0
Какой ты быстрый
avatar

Iscander

+1
189* заказ)
avatar

_va

+10
Заказал в августе, получил в феврале посылкой из Китая, у меня так было =) Модифицировали конструкцию.
avatar

fpden

0
Всмысле ждал пока ни новую конструкию в производство пустят? И как оно по факту?
avatar

_va

+12
Они не высылали пока новую конструкцию не запустили в производство, пока еще не ставил, к сезону ближе.
avatar

fpden

+1
Ну вообще-то уже довольно давно был Бионикон, который ловит цепь снизу пера, а это — отличное дополнение для ловли цепи поверх пера. Молодцы оба все ))
avatar

Chute

0
Он постоянно трётся о цепь натягивая её. С муфтами на переклюках нерабочее решение. Вернее, очень недолго рабочее :)
avatar

Jahtaka

0
Перетирается быстро?
avatar

Chute

+16
поддержи LBS. Купи последний Гонка Выносливость Говорить Тряси.
2990 руб. Экодоска в подарок.
https://chillengrillen.ru/market/privod/uspokoiteli/uspokoitel-cepi-tok-shock-enduro


avatar

RomanAkentev

+10
А чё один? Из вистлера за 2500 будет «развнесённая» конструкция
avatar

_va

+13
У Гонка Выносливость Говорить Тряси НИОКР дороже: реверс-инжиниринг — штука недешёвая :D
avatar

nepunk

+10
Из Китайского Вистлера =)
avatar

fpden

+10
в Веломире по ссылке выше такой набор обойдется в 7 тысяч рублей.
«У нас особый путь» в мире резиновых изделий.


avatar

RomanAkentev

+10
Там две фотки, большая и поменьше, непонятно это две в комплекте или цена за одну.
avatar

fpden

0
большая — это эндуро-модуль.
маленькая — это DH-версия
каждая по 3500р.
Последний раз редактировалось
avatar

RomanAkentev

+12
хм… что же выбрать? 7К из рф и 2 доски в подарок или за 2500 комплект? Подскажите!
avatar

_va

+10
Есть еще и изделие английского Гения. За 20 фунтов.
https://chaintameruk.co.uk/collections/all
avatar

RomanAkentev

+10
Или она-же за 29 евро под брендом HXR
avatar

fpden

+5
Как-то в байкпарке у товарища сломался успок (совершенно неремонтопригодно).
Купить новый негде, катать без успока невозможно — на корнях цепь слетала постоянно. Решение оказалось элементарным: цепь пропускается через срезанное горлышко от пластиковой бытылки, которое крепилось парой стяжек к перу. Работало отлично, но иногда протиралось и надо было менять. Подсмотрели тут же в старых постах
avatar

mor

-1
avatar

satruarc

0
Мой Аганг в 2004г 
avatar

agressor

+17
о божечки, копия дороже оригинала!!!
avatar

Iscander

+22
Бизнес по Русски — наеби ближнего и возрадуйся)
avatar

Alkach92

+2
Весеннее обострение, щща просохнет и начнут херачить, забыв про звуки.
avatar

anarhist

+2
А с локтайта каретка потом нормально снимается или тоже сюрпризы- проблемы? Как её менять то?
avatar

ronin336

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.