Новое железо — Свежие подробности про новый DH-байк Norco.
За оригинал статьи спасибо Pinkbik-у.
Не секрет, что прототипы новых моделей можно иногда заметить у про-райдеров на подъёмниках в обычных байк-парках. Так было и c новым «односторонним» Specialized Demo, так же было и с прототипом Norco у Сэма Бленки осенью. И тот велосипед разительно отличался от всего, что есть в модельном ряду Норки, как компоновкой, так и даже схемой подвески.
(напечатанная на 3D-принтере модель рамы Sight)
Не секрет, что прототипы новых моделей можно иногда заметить у про-райдеров на подъёмниках в обычных байк-парках. Так было и c новым «односторонним» Specialized Demo, так же было и с прототипом Norco у Сэма Бленки осенью. И тот велосипед разительно отличался от всего, что есть в модельном ряду Норки, как компоновкой, так и даже схемой подвески.
Только сейчас ребята из Norco дали интервью Майку Леви и сообщили некоторые подробности про то, чо мы видели, на чём будут ездить их прорайдеры и что вообще нас ждёт в сфере карбоновых велосипедов.
Тот прототип не был предназначен для показа широкой публике (или был, зачем его ещё иначе отправили в самый популярный байк-парк :) ), однако то, что компания испытывает что-то принципиально новое было видно сразу. Не привычная по Aurum черытрёхрычажка, а однорычажка с высоко расположенным шарниром, особый интерес вызывало то, что прототип был карбоновым, а дорогущими матрицами для запекания никто так просто не разбрасывается.
Главный инженер Owen Pemberton поведал, что то, на чём катался Бленки, это далеко не финальная стадия, и даже то что, есть сейчас это ещё скорее всего не тот продукт, который попадёт в магазины, поэтому на многие детали стоит смотреть как на предварительные. Интересным же является сам путь создания, где команда инженеров пошла по пути разработки с нуля, без оглядки на решения, применённые в в текущей линейке байков, и выдала интересные результаты.
Сильно упрощённый путь создания карбонового велосипеда выглядит так: создание ТЗ, создание концепта и дизайна, выполнение нескольких прототипов из алюминия для опробования геометрии и кинематики подвески (в ход часто идут уже имеющиеся части от серийных рам), и только на финальных стадиях переходят к расчету и производству матриц для карбоновой версии. Это очень упрощённая последовательность, но общий её порядок именно таков.
Что крайне необычно для индустрии, Norco решило пропустить фазу алюминиевого прототипа и сразу начать оттачивать все детали в карбоне. Всё в нынешней раме создавалось сразу для исполнения в карбоне, без оглядок на алюминиевые прототипы, к которым предъявляются несколько иные требования. Изначально это звучит как работа задом-наперёд, но компания осознанно пошла по этому пути, что бы быть более свободной в средствах и методах работы над новым байком, а заодно и выявлять слабые места, присуще карбоновой конструкции, но никак не проявляющие себя на алюминии. “В компании было принято решение, что ОК, мы делаем сразу карбон, и если это не выгорит, то все расходы будут просто списаны на дизайн и разработку. И, честно говоря, мы ещё на той стадии проекта, когда итоговой цены разработки нет, мы не закончили исследования и тесты и не можем сказать ВСЁ!” — говорит на эту тему Pemberton.
“Когда продукт выходит на стадию алюминиевого прототипа и становится уже не просто концепций надо отчётливо понимать, что то что ты тестируешь это компромиссное решение, а далеко не то, что будет в итоге делаться для продаже. Как следствие на этом этапе ты не тестируешь сам продукт, каким он будет у покупателя. В этом и есть одна из главных проблем прототипов из другого материала.”
Уйти от алюминиевого прототипа разработчиков так же вынуждала непосредственно конструкция, которую они придумали. Большие “крылья” на свингарме оказались практически не выполнимы в металле в том же масштабе, говорит Pemberton: “Если бы мы сделали эту часть иной формы, пригодной для металла, то это бы повлекло изменение геометрии, а геометрия- это одно из основополагающих новшеств в этом велосипеде. Как следствие мы бы просто не смогли протестировать то, что хотели от конечного продукта. А если бы мы просто приварили бы такие же по размеру алюминиевые детали, то нагрузки, создаваемые работой подвески, просто разорвали бы их на куски”. Это достаточно однозначный кивок в сторону того, что алюминиевая версия этого велосипеда не будет точно такой же (передаём привет Демо Алю этого года), если вообще появится в ближайшее время.
Конечно, сложно не заметить, что новые рамы Норко чисто внешне весьма напоминают современный Commencal DH V4. Pemberton указывает на то, что это в основном внешнее сходство: “Кинематика подвески очень разная, и нагрузки, которые создаются при её работе, реально высоки.” Высоки настолько, что воссоздать в алюминии такую компоновку просто бы не вышло. Это и объясняет отчасти переход сразу же к карбоновому прототипу прямиком из печи на производстве в Азии.
Серийное производство ставит перед инженерами серьёзный вопрос: Если вы тестируете то, что не будете производить, то зачем вообще вы это делаете? При производстве прототипов повсеместно применяются простые методы кроилова и заимствования, верхнюю трубу мы возьмём от этой серийной модели и подрежем, а нижнюю подогнём, кованые дропауты слегка переточим — всё это делается для максимально быстрой и дешевой постройки концепта, основная задача которого показать жизнеспособность идее, но что же делать, если воплотить так идею просто невозможно? “Когда вы строите прототип, то стараетесь сэкономить, используете прямые трубы, доступные узлы, и тому подобное” — поясняет Pemberton детали процесса. “А можете ли вы при этом повторить кинематику подвески, и вообще получить репрезентативную модель байка?”.
Это означает что для постройке полноценного прототипа пришлось бы заказывать новые молды для алюминиевых деталей, что конечно дешевле карбоновых форм, но никак нельзя назвать дешевым и рациональным решением.
Не стоит забывать, что многие детали приходится выполнять не ковкой как в серии, а на ЧПУ, что обеспечивает несколько разные характеристики и не даёт провести некоторые тесты, например на разрушение. И таких уловок в создании прототипа весьма много.
“Есть доступные тебе привычные инструменты и опыт. Как я уже сказал, это позволяет уменьшить расходы и предсказать риски если такой подход не сработает и нам придётся просто списать эти средства. Мы решили, что с такими условиями надо попытаться сделать что-то по-настоящему неординарное, новое.”
Именно изначальное проектирование рамы в карбоне позволило создать достаточно компактный дизайн подвески относительно модели Aurum, где есть нижние и верхние перья, а так же линк. Не нужно быть инженером, что бы понимать, что характеристики перьев влияют только на кинематику подвески, а не на прочность и управляемость. На новом же байке основной вклад в характеристики работы подвески вносят маленькие алюминиевые линки, которые уже крепятся к полому карбоновому свингарму.
“Эта конструкция позволяет нам весьма легко и в широких пределах изменять характеристики отклика подвески просто заменив пару недорогих деталей” — говорит Pemberton про небольшие алюминиевые линки, через которые крепится амортизатор. “Во время проектирования мы создали более 100 вариантов этих деталей. На первом же изготовленном прототипе мы использовали четыре набора с совершенно разными кривыми рычажности, с классическим дизайном четырёхрычажки это было бы крайне сложно из-за необходимости полного изготовления всех деталей подвески, как то коромысло и перья.”
(напечатанная на 3D-принтере модель рамы Sight)
Многие компании, в том числе и Norco, используют процесс быстрого прототипирования, когда в прототипе проверяются все решения, которые будут на серийном байке. Это полезно для проверки таких вещей как прокладка рубашек или зазоров между движущимися частями. Pemberton говорит, что они делают так все новые карбоновые модели, включая Sight, но не в этот раз. “Полная пластиковая модель новой рамы обходится весьма дорого, мы же пытались получить прототип для ездовых тестов быстрее” — отвечает Pemberton на вопрос, почему же в этот раз они пропустили этот шаг.
Уменьшение стоимости производства карбоновых рам так же стало одним из ключевых факторов отказа от промежуточных стадий разработки. Хотя всё равно Norco заказало всего две пресс-формы для рам, размера S для разработчиков и размера L для командных райдеров. Хоть расходы и становятся ниже, чем мы привыкли в индустрии, но это всё равно крайне затратное дело, а два размера позволяют полностью протестировать все характеристики будущего байка. В любом случае набор внутренних и внешних форм для запекания, кондурторов и мелкой оснастки для начала производства обходится в шестизначные суммы.
Эта сумма является весомым фактором для разработчиков что бы понервничать, пока их детище выйдет из печи и прибудет к ним для проверки. Главный инженер и дизайнер Owen Pemberton очень хотел быть первым, кто сядет на своё детище. “Было достаточно нервно думать о том, как он поедет в первый раз” — именно так он описывает первый день на байке.
“Я хотел быть первым, кто на нём проедется, тем более что это полностью новый велосипед. Особенно мне хотелось убедиться что всё отлично до того как отдавать его нашим про-райдерам”- вполне понятное беспокойство, когда ты надеешься, что очень скоро несколько лучших гонщиков Кубка Мира будут ездить на твоём творении.
Что же из этого вышло? После пербора нескольких комбинаций микролинов и амортизаторв Pemberton сказал, что доволен полученным результатом. Только после этого команда получили велосипеды, а мы увидели Бленки в Вистлере на чём-то необычном. Говорит, что Сэму понравилось.
В Norco подчёркивают, что вне зависимости от работы по созданию этого велосипеда Aurum останется в их модельной линейки в обозримом будующем. Это вполне ожидаемая информация, учитывая количество вложенных в эту платформу сил и средств, а так же полную ориентированность прототипа Бленки на гонки.
p.s. Мне крайне нравится идея с прямоуголным стаканом. Это явно сделано не столько для изменения угла рулевой, сколько для игры с длиной верхней трубы в бОльших пределах, чем это позволяет крискинговский Buzz Works.
-
добавить в избранное
- +100
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (12)
tazhate
AMekhov
EldarAypov
ilyamaksimov
Если делать прямые, то получится очень толсто, если добиваться сравнимой прочности.
lim
lim
А тут больше похоже на желание визуально сделать соединенный вид
ilyamaksimov
Wermachtocheck
EldarAypov
Lexapskov
Сегодня же вылетаю в Канаду с целю пожать руки этим человечищам.
Ну или письмо открытое напишу, еще не решил.
VladimirDolgin
SochiDH