spec reviewСпец-тест: Жиробайки Specialized

spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Мне на тест попали сразу два фэтбайка от Specialized. В связи с этим, вместе с друзьями я отправился в небольшой вело-поход.
 
Первые упоминания о велосипедах с гигантскими покрышками относятся к началу 20 века. В конце восьмидесятых начали появляться работоспособные конструкции — например, для преодоления пустынь и снежных трейлов.
Основная идея фэтбайка (или, по-русски, жиробайка) — широченные (до 5 дюймов) покрышки с низким давлением (0.3-1.5 атм), позволяющие радикально увеличить пятно контакта для максимального сцепления.
Поначалу эти байки делали из обычных прогулочных велосипедов-круизеров, но с ростом интереса со стороных жителей прибрежных и снежных территорий, фэтбайки быстро эволюционировали, к концу двухтысячных сформировав собственный класс велосипедов, в котором начали конкурировать крупнейшие производители. В 2013 году первые велосипедисты достигли на фэтбайках Южного полюса Земли. Спрос на фэтбайки продолжил свой рост.
Тестовые модели от крупнейшего американского бренда Specialized — наиболее совершенные модели фэтов этой марки с алюминиевыми рамами (круче — только варианты с карбоновыми рамами). Они совершенно не похожи на классические «пляжные» фэтбайки, скорее, это горные велосипеды с необычно большими колесами.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Отличие между двумя велосипедами — в комплектации. Черный Specialized Fatboy Expert оснащен жесткой карбоновой вилкой, в то время как желто-зеленый Fatboy Pro имеет амортизационную вилку. Какой из них лучше, и вообще, нужны ли такие велосипеды в реальной жизни, и если да — то зачем?
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Оборудование тестовых велосипедов относится к высшему классу.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Трансмиссия на Expert — на 20 скоростей (стандарт 2x10). Такая навеска используется на спортивных велосипедах: шатуны E13, переключатели SRAM X.0.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Вилка — жесткая, карбоновая. Передняя ось у Expert имеет ширину 135 мм — как задняя у большинства байков. Спейсинг задней втулки  “фэта” — 190 мм. И перья, и вилка имеют запас по ширине для установки еще более толстой покрышки диаметром до пяти дюймов.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Версия Pro имеет более «фрирайдную» навеску.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Амортизационная вилка Rock Shox Bluto RL с воздушной пружиной имеет возможность регулировки жесткости вплоть до полной блокировки. Передняя ось — вставная, шириной 150 мм. Ход вилки составляет 80 мм, ее тонкая настройка облегчается за счет нанесенных на правую стойку индикаторов сэга.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Также в глаза бросается телескопический подседельный штырь, управляемый манеткой на руле — стандарт для фрирайдных и эндуро-байков.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
11-ти скоростную трансмиссию SRAM X01(с одной передней звездой Direct Mount и 11-ти скоростной кассетой SRAM X1 сзади). Как вы видите, натяжителя цепи нет — современные звезды типа Narrow-Wide имеют зубья переменной толщины, надежно удерживающие цепь от соскакивания. Шатуны Race Face Next SL известны своим сочетанием прочности и малого веса.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
На обоих велосипедах установлены покрышки Specialized Ground Control размерности 26x4.6 дюйма.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Когда читаешь описания и смотришь фотографии, не понимаешь, насколько они огромные. Но это так — покрышки толще, чем у кроссовых мотоциклов, и по размеру близки к автомобильным покрышкам (на фото — покрышки BF Goodrich A/T размерности  245/65 R17).
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Широко расставленные грунтозацепы улучшают самоочистку покрышки при езде по грязи.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Для достижения минимального веса колес — ключевого параметра для хорошего наката байка — обода имеют ажурную конструкцию. Впрочем, запас по облегчению на будущее еще есть — в продаже можно найти более легкие покрышки и камеры.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Раз уж речь пошла про вес, то, по неофициальным данным, Expert весит 13.4 кг, а Pro — 14.5 кг (без педалей). Это не так уж много для велосипеда с такими огромными колесами. И тут мы переходим к главному — как это едет?
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Чтобы это проверить, мы с друзьями поехали в небольшой велопробег к заброшенной позиции РЛС близ Плещеева озера (г. Переславль-Залесский, Ярославская область). Маршрут протяженностью в несколько десятков километров пролегал преимущественно по грунтовым дорогам, было и несколько асфальтовых километров.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
С первых же метров фэтбайк удивляет. Тем, насколько хорошо он катит! Конечно, на идеально ровном асфальте он немного (именно немного!) уступает по накату аналогичному по весу алюминиевому хардтейлу со стандартными покрышками шириной 2.2 дюйма. Но при езде по реальным, разбитым дорогам, фэтбайк значительно комфортнее, чем любой хардтейл: накачанные до 0.5 атмосферы огромные покрышки эффективно аннигилируют все неровности и угловатости, защищая руки и пятую точку от вибраций.
Больше 7-8 PSI или 0.5 атмосферы качать шины смысла нет — этим вы убьете смысл всей идеи. Если давление правильное, то вашей наградой будет фантастический комфорт. С жесткой вилкой едешь, как будто на двухподвесе, при этом фэт гораздо более стабилен: несмотря на угол рулевой трубы в 70.5 градусов, байк идет по траектории невозмутимо, словно каток. Свою роль в такое поведение вносит и длинный задний треугольник (длина нижних перьев 455 мм).
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Но и это еще не самое главное. Самое интересное начинается, когда начинаешь дурачиться, то есть ездить по канавам, обочинам, бордюрам, корням, лестницам.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Благодаря тому, что «плюшевые» покрышки буквально растекаются по всем встреченным препятствиям, зацепа у фэта столько, что даже на самой большой звезде сзади мне не хватало сил, чтобы заставить заднее колесо пробуксовывать. Аналогично, заставить фэтбайк пуститься в скольжение при поворотах или на торможении —  задача непростая на сухом покрытии.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Езда по косым склонам, песчаным и гравийным кучам, рыхлому грунту еще никогда не приносила мне столько удовольствия! Неудивительно, что фэтбайки изначально были созданы для езды по песку и снегу — на покрытии со слабой несущей способностью они демонстрируют свои лучшие стороны, позволяя спокойно ехать там, где обычные покрышки скользят и проваливаются. Связку из песчаного 120-ти градусного поворота и последующего затяжного подъема по сыпухе проехали без остановки только фэтбайки. Проходимость  и держак — на высоте!
Нужна ли фэтбайку амортизационная вилка? При всех своих преимуществах, большие колеса и специфичная «короткая» трансмиссия здорово ограничивают максимальную скорость, а на «равнинных» скоростях амортизирующих свойств покрышек хватает для обработки любых неровностей. Так что вилка нужна фэтбайку только при высокоскоростном катании в горах по сложному рельефу, по камням и т.д. В приципе, это видно и по комплектации «амортизированного» Fatboy Pro: широкий руль, маленькая передняя звезда и телескопический штырь выдают в нем «горное» предназначение. В остальных случаях «мягкая» вилка — лишь балласт, увеличивающий общий вес байка.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Посадка — достаточно спортивная, со значительным наклоном вперед, что обеспечивает байку хорошую развесовку, а райдеру позволяет не уставать даже при длительных поездках.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Комфорт и стабильность быстро сделали фэтбайки любимцами среди участников нашей вылазки. В числе тестеров оказалась и самая известная российская мотогонщица Анастасия Нифонтова, которая в процессе подготовки к мотогонкам постоянно тренируется на различных велосипедах — как горных, так и шоссейных, а также принимает участие в соревнованиях по триатлону.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Вот ее резюме:
«Поначалу эти толстячки вызывали улыбку на лицах искушенной вело публики и их даже в шутку прозвали жиробайками. Но, стоило сесть и прокатиться на одном из них хотя бы пару метров, то снисходительная ухмылка сменялась кивком уважения. Однако, улыбка с лица не сходила ни в первом, ни во втором случае.
Большую часть пути мы ехали по песчаным грейдерам и иногда колеса моего велика противно вязли в размокшей песчаной жиже. В какой-то момент и я решила поддаться искушению попробовать в деле смешной жиробайк. Первым же приятным удивлением было то, что весит он практически столько же, сколько мой модный карбоновый кросс-кантрийный вел Olympia.
Делаю несколько оборотов педалями и понимаю, что катится он по противной, размытой дождем грязюке просто великолепно. Большие толстые колеса не вязнут в грязи, они буквально облизывают все мелкие кочки и камешки и тебя не трясет как на стиральной доске. На удивление, по асфальту он тоже прекрасно катится.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
А сколько внимания и улыбок окружающих привлекает к себе этот чудо-аппарат! Все, кто встречался нам на пути, с неподдельным любопытством сворачивали шеи, а стоило остановиться сразу же засыпали вопросами. Скажу честно, я искренне влюбилась в этих толстячков и при возможности обязательно бы обзавелась таким милым двухколесным другом для того чтобы с комфортом и удовольствием кататься в прогулочном режиме и при этом оставаться в центре внимания! »
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Действительно, с привлечением внимания фэтбайки справляются на все сто. Местные жители показывают пальцами и на минуту перестают лузгать семки. Рыбаки и прочие грибники уважительно смотрят на покрышки низкого давления, спрашивая, насколько тяжело ехать на них по асфальту. В ответ я обычно проезжал мимо них на заднем колесе — мол, как два байта переслать!
Конечно, современные “плюсбайки” (27+ и 29+, велосипеды с легкими покрышками шириной 2.8-3 дюйма) будут более универсальными, но до брутальной эстетики фэтов им как до луны пешком.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Что касается недостатков, то они тоже нашлись. Первый из них — цена, особенно пугающая людей, которые не разбираются в велосипедах и не знаю, сколько они стоят. Байки- на 100% импортный товар, стоимость которого в России напрямую зависит от курса доллара или евро. Fatboy Expert обойдется в 190 тысяч рублей, Pro — на сто тысяч дороже. Самые простые модели фэтбайков Specialized начинаются от 114 тысяч рублей. Топовый карбоновый фэт от “спеша” стоит более 450 тысяч рублей, как спортивные велосипеды… Увы, таковы наши экономические реалии. С другой стороны, в Европе эти велосипеды стоят ровно столько же. Хороший велосипед — штуковина дорогая!
Далее, дисковые гидравлические тормоза Shimano (XT на Pro и Deore на Expert) работали адекватно при сухой погоде, но через несколько часов езды по грязи под ливнем, мощность тормозов на обоих велосипедах несколько снизилась. Возможно, были изношены тормозные колодки — у тестовых велосипедов нелегкая жизнь. Примечательно, что трансмиссия обоих байков при этом работала, как часы.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Еще один недостаток «фэта» вытекает из особенностей конструкции, а точнее, грандиозной ширины покрышек и ободов. Зафиксировать байк на стандартном велобагажнике на крышу автомобиля непросто, для этого необходимо полностью сдувать покрышку. Чтобы избежать этих танцев с бубном, я использовал для перевозки байков пикап Mitsubishi L200.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Два жиробайка и куча всякого барахла поместилась в кузов под крышку без каких-либо проблем.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Подведем итог.  Specialized Fatboy — это прекрасный способ разнообразить повседневное катание. Он катит гораздо лучше, чем от него ожидаешь, при этом проходимость просто феноменальная. Лучше всего достоинства «фэта» раскрываются при езде по рыхлому грунту, но и на обычных дорожках он гораздо комфортнее традиционных горных велосипедов.
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Это не спортивный велосипед, и это не замена традиционным байкам, но это генератор удовольствия. Если вы ищете новых ощущений от катания, и не боитесь всегда быть в центре внимания, то фэтбайк Specialized — это ваш выбор!
spec review: Спец-тест: Жиробайки Specialized
Велосипеды предоставлены на тест магазином Велопробег и Specialized Россия
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +71
  • Мнения

Комментарии (18)

+8
«Демоны» хватит искушать меня! )
avatar

timman

+3
Это не спортивный велосипед, и это не замена традиционным байкам, но это генератор удовольствия.

Подпишусь под каждым словом )



avatar

Chunia

0
Яснопонятно. Всем го за фэтами?
avatar

yurtsa

+1
Если тебе нужен генератор удовольствия за сумму, начиная от 114к.
avatar

velikain

0
ну благо фэты не только спеш делает)
avatar

wibird

0
да, можно Stels купить например)
avatar

spec

+1
С определенного момента внимание начинает напрягать. -А че? Колеса с мотоцикла? — А сколько стоит? Хотя большинству народа все равно. Радует только неподдельное внимание детей…
avatar

mobster

0
ну в провинции где я катался там все были в восторге))
avatar

spec

+4
Аммортизирующие свойста широких покрышек это хорошо, но там такой юнитиультрахардкор отскок что просто кошмар. Вилка никак нельзя назвать баластом, даже если тошнишь в лесу по корешкам. 
avatar

B-race

0
серьезно, сильный отскок даже на 3-4 пси?
avatar

thresh

0
зачем в фэт 3-4 пси?
avatar

Aveega

0
4psi это 0.28 атм, нижний предел
avatar

spec

0
Я уже не помню, но я качал столько, чтобы не звенеть ободами когда чууууть чуть покрутишь педали. В целом не круто, когда ты слегка ускорился и съехал с горка и прыгаешь как мячик.
avatar

B-race

0
Ещё они сочно гудят «шмелём» на хорошем асфальте. Покрыхи явно как резонаторы-усилители звука работают)
avatar

amstafff

0
Да, гудят аццки)))
avatar

spec

0
Колеса совершенно не проминаются на лестнице там не 7-8пси накачано точно. Не меньше 20
avatar

4dx4d

0
Да на этих фото где-то 0.8 атм. Потом спускал тк было не оч комфортно.
avatar

spec

0
И ни дай Бог проколоть колесо…
avatar

Bezzeeni

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.