ЭкипировкаТеория и практика эффективности овальных звезд

Экипировка: Теория и практика эффективности овальных звезд
Про овалы говорят очень многое. После изучения этой темы я в шоке от того, насколько разнятся две вещи: реальное погружение в тему специалистов и простота терминов, в которой обсуждают овалы на форумах. Такое ощущение, как будто ни один маркетолог не смог донести до людей, что же там реально происходит.
Самое популярное объяснение звучит так: овал помогает легко пройти мертвые точки при педалировании, когда шатуны вертикальны. Звучит так прекрасно, что хочется заплакать от счастья —  «shut up and take my money». Но потом мы включаем трансляцию Тур де Франс и видим нестандартные звезды всего у нескольких человек. В этот момент нам ясно — где-то что-то не так.
В этой статье я решил разобрать теорию, а также провести личные тесты, чтобы понять, где кроются минусы овала, кому он полезен, а кому вреден.

Итак, давайте начнем с самого простого. Громче всех в западной прессе продвижением овалов занимается представитель компании Osymetric Жан Луи Тало. Именно на их звездах свои Тур де Франс выиграли Виггинс и Фрум.
Экипировка: Теория и практика эффективности овальных звезд

Тало говорит очень просто и красиво: «Овальные звезды позволяют приложить больше мощности там, где ваши ноги давят сильнее, меньше — там, где ноги слабее. Я хочу открыть людям глаза на это, но уже устал. Ставишь нашу звезду — получаешь 10% прирост в мощности. Снимаешь — снижаешь мощность на 10%. Всё очень просто. В Скай разбираются в расчетах, так что раз они поставили наши звезды Виггинсу и Фруму, значит выигрыш действительно есть».

Звучит очень-очень хорошо, но...
Экипировка: Теория и практика эффективности овальных звезд

И действительно. В декабре 2012 года, после победы на Тур де Франс и олимпийских играх, Виггинс снял нестандартную звезду, сел на круглую и все равно выиграл чемпионат мира. Тало, что скажешь в свою защиту?

Экипировка: Теория и практика эффективности овальных звезд

Вот что ответил на это он: «У Виггинса была травма, после нее он потерял 30 ватт и это ударило его морально. Ему нужно было быстрое решение и он подумал, что круглая звезда поможет. Это моральная проблема. Кроме того, возможно, что на него давили спонсоры, которые требовали установить штатные звезды Shimano».

Хм. На Виггинса давят спонсоры? Он в расстройстве поменял звезды? Может быть лучше ситуацию знает главный по науке в команде Sky? Все-таки эта команда больше всех вкладывает в технологии и эффективность гонщиков. Наверняка они изучили это объективно и полностью. Нам повезло, этот человек не только существует, но и дал интервью про овалы. Зовут его Тим Керрисон и вот, что он сказал: «Разница между типами звезд очень небольшая. Многие наши райдеры попробовали нестандартные звезды, но лишь некоторые их оставили. Измерители мощности на шатуне показывают рост мощности для овалов, но это может не означать реальный рост мощности, передаваемый на цепь».

Звучит на удивление не очень научно.

Далее в статье я расскажу о прошлых опытах, описанных на английском языке, а также поделюсь результатами и ощущениями от собственного теста.


Теория.

Итак, приступим.

Существует как минимум две по-настоящему монументальные работы о нестандартных звездах. Мне приходится называть их нестандартными, потому что овалами они являются далеко не всегда. Их авторы — Malfait, Storme, Derdeyn выпустили 39-страничную работу в 2010 году и развили тему в 62-страничной в 2012 году. Последнюю при подготовке этой статьи я прочитал почти целиком и авторов я, честно говоря, практически возненавидел. Если вы готовы перечитать работу несколько раз, чтобы разобраться в том, какая звезда подойдет вам лучше всего — велкам и вперед. Я же попробую привести главные выводы.

Начнем с простого.
Экипировка: Теория и практика эффективности овальных звезд

Выше — картинка того, какую мощность вырабатывает топовый райдер на разных частях круга педалирования. Обратите внимание на стрелки — вращение здесь показано со стороны байка, против часовой стрелки. Красная кривая указывает на то, что максимальное усилие развивается, когда, если смотреть на левую ногу, она прошла положение на 9 часов и еще немного ушла вниз. Наименьшее усилие — в мертвых точках. При этом они на самом деле не на 6 и 12 часов, а чуть сдвинуты дашьше по кругу педалирования. Это связано с тем, что когда одна наша нога страдает в положении сзади-наверху, вторая развивает максимальное усилие и компенсирует это.
Эта картинка наглядно показывает, почему оптимальный угол между шатуном и длинной стороной овала составляет 108-110 градусов. То же самое подтверждает и статья Малфейта.

Перейдем к примеру. Для тестирования мне была предоставлена очень интересная сама по себе звезда — овал Garbaruk с прямой посадкой на шатун. Вес — 51 грамм, овализация 12%, угол смещения — 108 градусов.
Вот она:
Экипировка: Теория и практика эффективности овальных звезд

Посмотрим, как выглядят эти 108 градусов на практике:
Экипировка: Теория и практика эффективности овальных звезд

Как видите, при горизонтальных шатунах овал еще смотрит назад-вверх. То есть максимальным рычаг станет при положении правого шатуна не на 3, а, условно, на 4 часа. Вот они эти 108 градусов. Кстати при таком варианте звезды установить ее неправильно невозможно, так устроено ее крепление под три болта. Случайно закрепить ее в перевернутом состоянии тоже нельзя. Так что можно быть спокойным, что задумка производителя выполнена.

Существуют, однако, звезды, которые предлагают угол смещения не в диапазоне 105-120 градусов, а в диапазоне 70-80 градусов. Вот как это выглядит:
Экипировка: Теория и практика эффективности овальных звезд

Авторы указанных выше статей четко выяснили, что такое расположение звезд дает падение в мощности относительно круглых. Потому давайте о них забудем. Оптимальный угол на их взгляд — от 105 до 120 градусов.

Что же они сделали в своей статье? Они взяли около 10 звезд, райдера в вакууме и начали изучать все силы, прикладываемые к педалям и разным мышцам. Изучили силы, которые работают по всему этому кругу:
Экипировка: Теория и практика эффективности овальных звезд

Из предыдущих работ по теме они взяли все параметры райдера в вакууме включая массы различных частей ноги, их длины, рост, вес, геометрию байка, длину шатунов и так далее. И дальше стали изучать систему как своеобразный двигатель, в котором меняются параметры звезды и от этого изменяются числовые результаты выдаваемой мощности на круг. Расчетов там очень много, тестируются звезды с различными углами и овализацией.

Крупных выводов, которые стоит запомнить, их работа дала несколько:
1. Нестандартные звезды могут давать значимый прирост мощности. Например, до 15 ватт на тестируемых экземплярах.
2. Чем более тренирован спортсмен, тем меньше процент прироста мощности. Абсолютные значения прироста мощности сохраняются.
3. Прирост мощности увеличивается с ростом частоты педалирования
4. Эффективное смещение угла звезды от шатуна — от 105 до 120 градусов. Другие звезды работают в минус.
5. Чем больше овализация, тем больше прирост мощности. Звезды с овализацией 20-40% дают очень заметные результаты, видимы результаты и с 10%-овализацией.

Мы видим очень и очень явные и простые для понимания вещи. Разберем их.
1. Значимый прирост в мощности в 15 ватт для них — это не совсем то, что заставит прыгать от счастья профессионального гонщика. Если он выдает 400ватт в разделке, эти 15ватт он может даже не заметить в своих тестах.
2. Тут есть сразу два момента. Во-первых, у нетренированного спортсмена ниже базовая мощность (а авторы статьи утверждают, что прирост мощности почти не зависит от мощности самого велосипедиста), во-вторых, крутит он хуже. Вот, например, знаменитый круг усилия на педалях от тестирований начинающих велосипедистов на Wattbike:
Экипировка: Теория и практика эффективности овальных звезд

Это называется восьмеркой и это вообще не здорово. Очевидно, что здесь выше роль мертвых зон, чем было на скриншоте выше по статье.

3. С частотой педалирования тоже интересно. Есть популярное мнение, что овалы помогают крутить стоя, убирая мертвую зону в нижней точке. Авторы статей показали, что это не так. Дело в том, что на низком каденсе круговому педалированию действительно мешает не только разная сила отдельных мышц, но и вес ног, который давит вниз и который необходимо поднять обратно в 12-часовую точку. Но. С ростом каденса добавляется другой фактор — инерция. И чем быстрее педалирование, тем этот фактор выше. И начиная с каденса примерно в 80 оборотов в минуту этот фактор становится уже более значимым, чем гравитация. И вот тут овал становится более эффективен. Оказалось, что некоторые отличные овалы могут проигрывать на каденсе 40, но уверенно выигрывать на 80-120 оборотах.

4. Здесь все ясно. Если правый шатун смотрит на 4 часа, звезда длинной стороной смотрит примерно вверх. Не на 2 часа, не на один час. Здесь было много экспериментов, но они пройдены. Такое отклонение в 105-120 градусов теперь принято называть оптимальным.

5. Больше овализация — больше профит. Казалось бы, давайте быстрее 40% овализацию. Но тут вступает пара дополнительных моментов. Во-первых, ноги такую овализацию ощущают и им надо серьезно привыкать к такому педалированию. К овализации 5-10% привыкать не придется. Во-вторых, от большой овализации сильнее ходит лапка заднего переключателя, менее стабильна цепь на звезде, сложнее поставить успокоитель (если решились на него).

Здесь снова есть забавные цитаты. Что говорит про стабильность цепи эксперт Sky: «Наши механики сказали, что опасность падения цепи — не вариант, поэтому они поставили успокоители. Цепь может слетать и с круглых звезд, но с нестандартными звездами это реальная проблема».

Звучит не очень. Слово производителям нестандартных звезд? Отвечает наш любимый прямолинейный Osymetric: «Будет ли цепь спадать чаще с нашими звездами? Нет. Когда все правильно настроено, цепь не будет спадать. Настройте передний переключатель так, чтобы он был на расстоянии 1-2мм от верхнего зуба звезды, а также мы продаем цепеуловитель на случай ее падения. Это вообще отличная идея, спросите Анди Шлека (у него слетела цепь на Тур де Франс с круглой звезды от ускорения на перекошенной цепи, прим. ред.), он мог бы использовать цепеуловитель на одном из Туров».

Т.е. цепь падать не будет, но цепеуловитель купите.
Экипировка: Теория и практика эффективности овальных звезд

Ладно, это все равно не наш случай. Сейчас мы обсуждаем мтб-звезды, а здесь для нас все более радужно. Во-первых, овализация у наших звезд пока относительно небольшая. У моей звезды Garbaruk она, напомню, 12%. Во-вторых, современные звезды стали изготавливаться по технологии Narrow-Wide, таким образом широкие зубы дополнительно удерживают цепь.

6. Этого пункта выше не было. Он о том, чего теоретическая работа не учитывала. Она не учитывала биохимию, ощущения в мышцах и, следовательно, основанные на этом советы. Также эта работа не учитывала и то, что мышцы работают по-разному на разных отрезках. Очень сильно отличается круг педалирования при ускорении и при дистанционной работе. Это упрощение модели окажется очень-очень важным для нас и я покажу это из практических тестов.

И о других тестах овалов.
В 2004 и 2007 годах были протестированы овалы на группах сразу в 13 и 12 человек соответственно. Результаты тех тестов довольно популярны в форумных обсуждениях и гласили, что не было выявлено никаких статистически значимых изменений в мощности между круглыми звездами и овалами. Стоит однако заметить, что эти тесты были проведены на звездах, угол отклонения которых составляет 70-80 градусов (а не 105-120), что по теоретическим расчетам Малфейта и компании дает небольшое падение в мощности. То есть авторы тех тестов просто выбрали не те звезды.

Также в 2006, 2008 и 2010 годах тестировали звезды Q-ring от компании Rotor. Первый тест провели они сами и сообщили о 4% росте мощности, однако никакой статистики из своих тестов не предоставили. Тесты 2008 и 2010 года были независимыми и показали отсутствие изменений в мощности. И здесь тоже не всё чисто. Малфейт и ко говорят, что тестируемые в 2008 и 2010 годах звезды Q-ring дают очень небольшой профит, который сложно заметить. Я бы отметил еще один важный момент — эти тесты проводились на коротких дистанциях. Как правило их делают в формате ступенчатого теста, который длится около 10 минут, но реальный боевой ход в них тестируется только последние 2-4 минуты. На таком отрезке гонщик может включать мышцы совсем не в том режиме, в котором делает на длинных дистанциях. Мой тест показал серьезное различие в езде на овале на коротких и длинных отрезках.


Практика.
Итак, теперь к моим тестам.

Байк, на котором тестировался овал Garbaruk:
Экипировка: Теория и практика эффективности овальных звезд

Specialized Stumpjumper expert, 29 колеса, вес 10.8кг в варианте на фото.

Почему я расчитывал на хороший и показательный тест:
1. У меня совсем не меняется байк между тренировками. Колеса, покрышки, всё что угодно остается постоянным. Так как круглые звезды я накатывал с передним переключателем, то при установке звезды Garbaruk я на первый тест выехал даже не снимая переключатель и манетку.
2. Для тестирования у меня есть отличные места, где нет людей.
3. Что очень важно, некоторые из тестовых отрезков я проезжал на круглых звездах более 170 раз, что дало огромный массив данных для сравнения.
4. Каждый раз я еду подъемы примерно с одинаковой раскладкой по ним, они мне прекрасно знакомы.
5. Все тесты проводятся в гору, чтобы убрать фактор ветра.
6. Давление в покрышках во всех тренировках у меня фиксировано, так как есть привычка проверять его электронным манометром.
7. Самое главное — и на круглых звездах, и на звезде Garbaruk я ездил с измерителем мощности. Таким образом не важно, в какой форме я еду тренировку. В идеале мы сравниваем показанную мощность и время на отрезке. Если при той же выработанной мной мощности овал привез меня на финиш быстрее, значит он был эффективнее. По той же причине нам не важен пульс. Если температура выше или ниже, форма лучше или хуже, пульс изменится, но по выработанной мощности я все равно смогу точно сравнить работу овала с другими тренировками.
8. Есть мнение, что овал завышает показатель мощности у Stages. Это так. Перед тестами я выяснил, что Stages уже проанализировали этот момент и сообщили о завышении значений мощности на 4-5%. Т.е. если на круглой звезде мы едем в мощностью 200вт, то по мнению Stages овал покажет 210вт, хотя мы продолжим прикладывать те же самые усилия. Это будет связано не с успехом овала, а с ошибкой измерителя Stages. Нам надо будет учесть эту ошибку в измерениях.
9. Тесты я решил провести на отрезках разной длины, сидя и стоя, а также на асфальте и грунте.

Итак, день первый (здесь и далее по ссылке запись тренировки в Strava).
Экипировка: Теория и практика эффективности овальных звезд


1 тестовый отрезок: 7-минутная разделка в гору по асфальту сидя. 
Результат:
7.02. Средний каденс 80. Ранее этот отрезок я проезжал 140 раз, около 30 из которых ездил на время. В тесте показал второе время из всех заездов, всего 2 секунды уступив рекорду. Мощность на отрезке — 316 ватт. С учетом ошибки измерителя (здесь и далее — по умолчанию), это эквивалентно 300 ватт на круглой звезде. С такой мощностью я уже проезжал этот отрезок ранее и тогда показал время 7.44. 10% профит по времени при той же прикладываемой к педалям мощности. Невероятно. Хорошее начало.

Ощущения:
Важный момент. Раньше на этом отрезке у меня начинала забиваться передняя сторона голени, отвечающая при педалировании за прохождение отрезка 6-8 часов. Это очень важная мышца в эндуро, так как на торможениях она помогает не улететь райдеру вперед, участвует в работе цепи мышц, снимающих нагрузку с рук. Тем не менее, именно эта мышца часто лимитировала меня на отрезках более 5 минут. В этом заезде я сразу почувствовал заметное смещение нагрузки в сторону разгибателей бедра, а загрузить переднюю сторону голени было наоборот очень сложно.
///я буду называть мышцы таким образом, так как на мой взгляд это звучит понятнее, чем реальные названия мышц///
Возможно 10% прорыв по времени связан с тем, что свойственное мне ограничение по передней стороне голени было снято. Также важно и то, что раньше я не мог забить в заездах разгибатели бедра — последний год они у меня не являются лимитирующими и даже при возросшей на них нагрузке я все равно не начал их забивать. Сравните это со своими ощущениями. Если у вас они противоположные (на круглой звезде вы забиваете разгибатели бедра, а передняя сторона голени у вас не страдает) — возможно овал на дистанции вам не поможет.


2 тестовый отрезок: 12-минутная разделка в гору по асфальту стоя.
Результат:
12.21. Средний каденс 63. Это не лучший отрезок для теста, так как раньше я его ездил только трижды, из них 1 — целенаправленно на время. В этот раз я проехал на рекорд, снял с прошлого результата на том же байке 1 минуту, 42 секунды. Здесь недостаточно данных, поэтому я скажу, что с учетом ошибки Stages я проехал на 11% мощнее, а время улучшилось на 13%. Таким образом овал опять дал рост в эффективности, но уже всего около 2%. Это стыкуется с теорией, которая говорит о том, что профит овала растет с увеличением каденса.

Ощущения:
Вырос комфортный каденс. Немного, на 4 оборота в минуту, но вырос. Нога не проваливается вниз, быстро проезжает 6 часов. Каденс был немного непривычным и все время казалось, что я перебираю со скоростью и вот-вот сдуюсь, но почему-то мог продолжать ехать в ровном темпе. Закончил на позитиве с уверенностью, что поставил рекорд.


3-тестовый отрезок: 1.5-минутный интервал в гору по асфальту стоя+сидя.
Результат 1:
1.25. Средний каденс 79. Мощность 486 ватт. Главная тестовая гора по интервалам. Ее я на круглой звезде ездил 170 раз и очень-очень много раз из них — на время. Рекорд — 1.14 на том же байке, но с круглой звездой. Сейчас при той же мощности я проехал на 6% медленнее.

Результат 2 (через 2 дня):
1.18. Средний каденс 79. Мощность 549 ватт. С такой мощностью я эту гору вообще еще никогда не ездил. Тем не менее снова не рекорд. Относительно лучшей измеренной на круглой звезде мощности прирост в усилиях составил 8%, однако время ухудшилось примерно на 1%. Т.е., грубо говоря, в этот раз на овале было на 9% медленнее.

Ощущения:
Вспомним переднюю сторону голени и прохождение мертвой точки на 6-8 часов. В дистанционном ходе эти мышцы были моей проблемой, но, как ни странно, они же очень мощно работают при ускорениях и коротких интервалах. Если вы ездили ускорения в контактах, то наверняка чувствовали это акцентированное подтягивание педали вверх из точки на 7 часов. Обладая измерителем мощности я всегда замечал, как растет мощность и улучшается время, когда я умышленно сильно включал эти мышцы при ускорениях. Именно этого я не мог сделать на овале — передняя сторона голени не могла нормально включиться в работу и выдать привычное усилие при разгоне.
Отсюда очень важный вывод. Если вы тоже акцентированно включаете при ускорениях переднюю сторону голени, овал вам в этом помешает. Соответственно в этой ситуации он будет противопоказан вам в bmx-рейсинге, слаломе, XC-элиминаторе, эндуро и даунхилле.


Второй день тестов
Прошел день отдыха и снова на тестовые разделки, теперь на другие отрезки.
Экипировка: Теория и практика эффективности овальных звезд

4 тестовый отрезок: 3-минутный интервал в гору по асфальту сидя.
Результат:
2.57. Средний каденс 96. Мощность 379 ватт. До этого ездил отрезок 18 раз, из них 6 — на время. Рекорд, снял 12 секунд, даже заехал в тройку из 291 человек в рейтинге, хотя ехал на мтб. И-ха) При той же мощности, что и в прошлом лучшем результате, время улучшилось на 6%

Ощущения:
Хотя это тоже интервал, как и в случае с третьим тестом, он совсем другой. Полностью сидя, намного выше каденс, немного выше продолжительность. На этом отрезке я раньше НЕ мог акцентированно работать передней стороной голени — опять же слишком высокий каденс + положение только сидя. Овал показал себя прекрасно, комфортный каденс вырос на 7 оборотов.


5 тестовый отрезок: 15-минутная разделка в гору по грунту сидя.
Результат:
14.45. Средний каденс 67. Мощность 264 ватта. Рекорд. До этого ездил отрезок 10 раз. При той же мощности время было улучшено на 2% (-16 секунд).

Ощущения: 
Очень тяжело. Здесь был мой фейл, который стоит не забыть учесть вам в случае покупки овала. Если 30т звезда имеет овализацию 12%, то, грубо говоря, разгибатели бедра крутят звезду 32т, а голень тянет вверх 28т. Если вы раньше на грани ехали какой-то подъем на 30т, овал на 30т будет для вас слишком большим, берите 28. Т.е. 30т круглую звезду я крутил еще нормально, но 30т овал стал уже жесткой силовой работой в большие градиенты (кассета 11-36). Отсюда такой низкий каденс в гору и, как мы знаем, низкий каденс = низкий профит овала. Рекорд — приятно, но выигрыш только 2%. Оставляйте немного запаса по передаточному соотношению при выборе овала.


6 тестовый отрезок: 5-секундное ускорение в гору по асфальту стоя.
Результат:
Мощность на 5 секунд — 1081 ватт, хотя в этой форме на круглой звезде уверенно выдавал мощность в диапазоне 1100-1200. Падение мощности на овале составило около 10%.

Ощущения: возвращаемся к вопросу голени. Все сделал грамотно — тестовое ускорение, почувствовать гору и подобрать передачу. Потом полное ускорение, выложился на 100%, но результат удручает. По ощущениям тоже было ясно, что без мощного включения голени будет провал по мощности. Так и получилось. Вспоминаем вопрос про то, кому овал не нужен.


Третий день тестов
Должен был быть марафон TroiTrek в Италии, но он накрылся медным тазом после падения на спину за день до него. Шея не разгибалась, на тряске ей было совсем туго, поэтому решил заменить марафон часовой разделкой в гору. Да, в Словении есть места, чтобы сделать такую фигню.
Экипировка: Теория и практика эффективности овальных звезд

7 тестовый отрезок: часовая разделка в гору по асфальту стоя и сидя.
Результат:
54.51. Средний каденс 81. До этого ездил гору два раза, зато один из них — всего три недели назад и это тоже была разделка с задачей показать максимальный результат. Сейчас поставил рекорд, сняв огромные 4 минуты, 57 секунд. То есть снял около 9% со времени. По мощности я проехал на 4,5% сильнее прошлого результата. То есть овал опять показал себя прекрасно, хотя кажется, что если поднять каденс, его преимущество выросло бы еще сильнее.

Ощущения:
Прекрасно. Подъезжая к финишу я запутался в том, сколько до него осталось, так как в последние 10 минут подъема просто не мог поверить в то, что везу самому себе целых 5 минут. Проценты процентами, но такой отрыв в минутах удивил меня даже после нескольких дней активного тестирования звезды.



ИТОГИ

Требования к овалу:
1. Отклонение только в диапазоне 105-120 градусов (овал смотрит вверх, правый шатун — примерно на 4 часа, если смотреть на байк как на фото моего спеша выше).
2. Овализация от 10%, тесты говорят, что меньше просто сложно почувствовать. Можно смело экспериментировать с большей овализацией.
3. Желательно Narrow-wide для мтб из-за большей опасности потерять цепь.
4. Размер звезды выбирайте с небольшим запасом по передаточным числам. Силовая работа на низком каденсе будет тяжелее и уменьшит эффективность овала.

Факторы, стимулирующие отказаться от овала:
1. В вашем катании критически важны ускорения и интервалы стоя (отрезки до минуты, слалом, элиминатор, соревновательное эндуро, даунхилл, спринт в шоссе и на треке, интервальные гонки на треке, интервальный стиль ведения гонки в шоссе).
2. Вы любите подключать мышцы передней стороны голени при ускорениях и интервалах.
3. При дистанционном ходе у вас раньше забиваются разгибатели бедра, чем мышцы передней стороны голени.
4. Вам более важна эффективность при низком каденсе (менее 80 оборотов в минуту).
5. Вы считаете, что вам обязательно нужен успокоитель.
6. Вы не хотите тратить дополнительные деньги :)

Факторы, стимулирующие перейти на овал:
1. В вашем катании критически важен ровный дистанционный ход (отрезки более 3 минут, кросс-кантри, марафоны, шоссе, длинные апхилы в трейловом катании и эндуро).
2. Мышцы передней стороны голени забиваются у вас раньше, чем разгибатели бедра.
3. Вам более важна эффективность при высоком каденсе (более 80 оборотов в минуту).
4. Вы готовы потратить деньги на эксперимент с овалом.


Факторы выше не являются панацеей. Возможно вы увидите для себя один минус и пару плюсов и решите поэкспериментировать. Кроме того, возможно, что кто-то выберет для одного байка круглую звезду, а для другого — овальную. Лично я решил продолжить выступать в кросс-кантри и марафонах на овальной звезде, а в эндуро оставить круглую. Выбирать вам, надеюсь, что теперь у вас есть достаточно информации для принятия решения.

Комментарии (63)

+115
а ведь мог просто написать:
«привет, мне дали новую звезду, ничо так, в горку быстрее заезжаю. вот вам две фотки, спонсорам чмоки!»
avatar

raskladnoy

+19
Разжевал четенько ровно. Статейка архи полезная
avatar

Lexapskov

+3
Отличная статья, Миша! Спасибо за труд!
avatar

N01Z3

0
Извините, но я бы в «Факторы, стимулирующие отказаться от овала» добавил:
7. Это некрасиво.
avatar

uzur

+3
Согласен с выводами. От себя могу добавить — к овалу еще нужно привыкнуть. Первые тестовые заезды мне было некомфортно, так как мышцы напрягаются иначе, нет «пауз». Лично я полностью привык где-то только за пару недель.
Езжу на овалах 2 года 
avatar

dneprov

+3
Не раскрыт вопрос о совместимости с двойниками/тройниками…
avatar

Chute

0
При правильной установке — совместимы.
avatar

zloy6666

0
Вот не уверен ;)
1 — не факт, что кто-то делает овалы с подцепляющими штифтами для переключения.
2 — типичные N-W сразу идут лесом, так никто не сможет гарантировать точное попадание на нужные зубья. В принципе можно делать высокие квадратные зубья, но одинаковые по ширине, или хитрые, как в свежем патенте Шимано.
avatar

Chute

+4
Уже сделаны нашими умельцами и даже ездят на них, фото сейчас не приложу, т.к. не я езжу.
Правда делают до сих пор или забили — вопрос.
Ну и речь шла об совместимости овалов, а не НВ и т.д.
Опять же у шоссейников звезды не сингл спид. 
avatar

zloy6666

0
ну по крайней мере DOVAL делает двойники под переключение. пользуюсь 2 года — именно с переключением — проблем никаких.
avatar

iiazik

0
в Питере AlexCrazy писал, что у него двойник с овалами:


в теме: velopiter.spb.ru/forum/index.php?t=msg&th=208441&unread=1&rid=0
avatar

RomanAkentev

0
в шоссе есть на двойник. а в мтб не слышал
avatar

Antoshko

0
Нейтрино делали комплекты. Только у них, кажется, с наличием проблемы и не знаю на сколько они сейчас работают.
avatar

pustota

0
в после у всех шоссейников с овалами двойники
так же вот:
www.chainreactioncycles.com/ru/ru/%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-rotor-q-ring-shimano-oval-/rp-prod130457
www.chainreactioncycles.com/ru/ru/%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-rotor-qxl-oval-aero-road/rp-prod138632
думаю с тройником проблем так же не должно быть
avatar

wibird

0
Спасибо за развёрнутый тест! 
avatar

pustota

+2
Тесты на природе имеют приличную погрешность от внешних факторов — погода, ветер, температура, сила приема спутников. Так что для корректного отражением работы звезд на конкретнои индивидууме я бы принял формулу с участием времени работы, выработки мощности и среднем пульсе как отклике организма на выработку. В погрешость Stages именно от работы с овалом я не верю — измеритель работает по деформации металла и любой рывок имеет обратную компенсацию. Сам пользуюсь продукцией RotoR 3 года и весьма ею доволен — регулировка угла атаки как раз позволяет выставить звезду индивидуально (максимальный профит получить именно в нижнем диапазоне каденса когда проблема мертвых точек наиболее выражена). Получать приросты от овалов на высоком каденсе полная ересь — для плоских марафонов крутить 80-100 я лично ставлю круги =)
 
avatar

MihailShubin

+6
Ответ про ересь на высоком каденсе — это слишком простой и жесткий комментарий для ребят, которые сделали 2 научных работы на эту тему (ссылки есть в статье), они на теоретическом уровне показали, что выигрыш больше с ростом каденса. Мой опыт показывает то же самое.

Знаю, что раньше в обсуждениях овалов часто говорили: помогает при езде стоя, помогает, если у вас нет кругового педалирования. Но это всё противоречило тому, что лучшие раздельщики Sky ставили овал на разделки. А ведь именно они обладают филигранным педаляжем и каденс у них в гонке в районе 105.

Т.е. явно практика противоречила мысли про низкий каденс. Честно говоря, я не готов обсуждать потенциальные проблемы их статьи, потому что это уровень защиты кандидатской диссертации) У меня нет нужных скилов для оппонирования их работе.
avatar

Val

0
Вот почемуто на тотже часовой рекорд скорости Вигинс взял простую круглую звезду, хотя на этапах различных многодневок овал ставили(для рекламы или реально он там давал преимущества вопрос уже другой)
avatar

Vastak

0
Так статья же с этого начинается. Передумал Виггинс, убедительного ответа, почему — не видел. И Фрум не на всех гонках с овалом.
Последний раз редактировалось
avatar

Val

+2
Ну если учесть что для этого рекорда Вигинс даже бороду сбрил, то варианта отказа от овала всего 2:
1) сингл и овал без натяжителя не подружить, а натяжитель портил аэродинамику сильнее чем овал поднимал мощность;
2) сингл на таких скоростях это дикий каденс, где овал не «катит».
ИМХО 2 вариант куда более правдоподобный.

Из личного опыта на шоссерах и на мтб, профит от овала чувствуется только при низком каденсе и когда дико устал(нормально круговое педалирование уже держать не можешь) — велосипед значительно более ровно едет. В цифрах это измерить мне не представляется возможным, тк на 1 и тойже трассе, байке я могу проехать с разницей в 10%, хотя при этом всегда буду выкладываться примерно одинаково(для устранения такойго разброса надо кучу раз на овале и круглой звезде проехать).
Последний раз редактировалось
avatar

Vastak

0
Я за вариант 1.
avatar

nae9

-84
раскрыть комментарий
avatar

pavlinuxx

-108
раскрыть комментарий
avatar

pavlinuxx

+39
Какой Google.translate, ты о чем? В тексте нет перевода статей.
Последний раз редактировалось
avatar

Val

+67
Не, ну что-то же в мире должно оставаться постоянным. Вот клоуны с веломании например с годами не меняются…
avatar

kubas

+12
Я бы даже сказал конкретно этот.
avatar

zloy6666

+1
Если брать не гонкигонки в контактах, а поседневное катание в топталках овал даёт очень понравившийся мне эффект, как будто ты начал крутить ровно и «по кругу». И в горку получается ехать на более тяжелой передаче, которая при круглой звезде уже с трудом прокручивается. Так что для топтальщиков я бы рекомендовал к пробе.
Кстати, продам овал, ибо основное катание всё так в контактах и с ускорениеями ): 
avatar

zloy6666

+5
Катаю два месяца на овале абсолютблек на топталках. Подтверждаю. В горку как-то по новому заезжаться стало, как буд-то моторчик прикрутили. Средняя скорость тоже увеличилась. Замеров не производил, но по ощущениям прибавил пару км/ч к крейсерской.
avatar

Antoshko

+1
Нет замеров, значит не увеличилась. Ощущения это слишком субъективно. Плюс подключаться просто мог немного
avatar

vidok

+1
Не хватает еще краткого перечня популярных и доступных к заказу в России овалов (только упоминания осиметрика и ротора и прогиб Гарбарукам).
avatar

Data_Link

0
брал на чайнике АбсолютБлэк НВ 32 зуба. Что-то около 2 тыс получилось в мае.  
avatar

Antoshko

0
на Алиэкспрессе по запросу oval chainring выдаёт, от 2к. ) Дизайн надписей мне одному напоминает RF?...
www.aliexpress.com/item/2015-Bicycle-Parts-Oval-Chainwheel-Chainring-Crankset-32T-34T-36T-38T-Aluminum-BCD104-Hollow-Repair-Bike/32410930098.html
avatar

amstafff

+1
Получается, профиль применения овальных звезд не очень широкий на самом деле применительно к КК. Если брать москвоские гонки, где все выигрывается и проигрывается в подъемах (если мысленно отбросить технические участки и рулежку), то овал не особо полезен, эти подъемы либо заламываются стоя, либо сидя, но каденс все равно невысокий. В горных условиях на 1х11 звезда как правило подбирается так, что в самые крутые горы тоже приходится крутить на низком каденсе и там снова можно выиграть или проиграть очень много.
avatar

iGordienko

+5
Не задалбался, прочитал. Спасибо за труд! Ну и понял, что овал не хочу пробовать особо)
avatar

racerx

+3
На днях прокатился на овале Нейтрино с ихним же расширитеем кассеты. Охренеь как весело крутить в горку стало. Я аж чуть не заскулил от удовольствия! Для меня считаю овал шикарен именно ВКРУЧИВАТЬ ВВЕРХ. По прямой пока не довелось попробовать. А статья отличная. Автор молодца.
avatar

millenium15061985

+6
Для себя решил так. На двойнике: малая — овал, большая — круглая. 
Тогда на высоком каденсе в гору можно будет получать профит от овала, а силовое педалирлвание и тех. секции на большой звезде.

П.с. Спасибо за статью. 
avatar

Artemiy

0
Вот это интересное решение, может даже надо попробовать при случае…
avatar

Chute

0
А нормально  NW овал уживается с задним переключателем shadow+/type 2 ?
интуиция подсказывает что цепь будет постоянно менять натяжение, т.е. лапку переклюка будет колбасить вперед-назад при каждом обороте, и есть подозрение что долго механизм храповика не протянет
avatar

snarkus

0
Вполне нормально, цепь двигает лапку в очень небольшом диапазоне. Надо бы попробовать отключить shadow+, возможно тут это имеет смысл.
avatar

Val

-1
Тайп 2 работает отлично, уродливый Ш+ (кроме нового ХТЯ и ХТ) может выдавать скрипы и хрусты
avatar

OmskayaPtica

+1
Там ещё добавляется то, что ты «тратишь силы» на борьбу с храповиком.
avatar

slopestyler

0
По слухам — интуиция тут ошибается, натяжение цепи не меняется. Лично не проверял, но интересовался этим вопросом.
avatar

Chute

+2
Цепь ходит вверх-вниз. Сверху это не суть важно, если звезда хорошо держит цепь. Снизу это вызывает небольшое движение лапки переключателя.
avatar

Val

0
Волшебно.
avatar

nae9

0
Существует ли вероятность того что в мультиспидном овале Фрум использует большую и малую ведущие с разными углами? Какой по вашему угол у него на фото в начале статьи?
Касательно моих личных ощущений от нейтриноовала 34Т и 36Т NW 15% — на угле 95,6 волшебно едется в гору и всё прекрасно на низком каденсе, после пересадки на круги отмечаю работу в узком диапазоне каденса от 90 и выше, низкий каденс на круге доставляет неудобства после длительного приёма овала с 95.6, постоянно щёлкаю манеткой, тогда как на овале переключаюсь реже и через 1-2 передачи.
На рекомендуемом угле нейтрино 112градусов низкй каденс не так комфортен в гору, однако монотонное педалирование дается увереннее. Вероятно для спортсмена, гора, в которую я выжываю на минимальной передаче, может попасть в категорию «монотонное педалирование» ;)
Общее мое наблюдение: для высококаденсного монотонного вкручивания лучше угол 119.7, для заползания в гору на последней передаче лучше 95.6. Т.е. если я хочу проехать КК быстрее на примерно ровной трассе, то ставлю угол 119.7, если у меня проблемы с подъемами на пересечённой трассе (минимальная передача 1:1 на найнере), то ставлю угол 95.6.
По стилю езды я булка, накат за год не большой 5-6ткм. Круговым педалированием не владею, хотя и езжу в контактных сандалиях шимано летнюю пору.

PS: У меня нет поверметра и мне не очевидна причина завышенных показаний на овале. Были прямые сравнения показаний на шатуных и, например, задней втулке?
Последний раз редактировалось
avatar

nae9

+2
У Фрума вроде актуальный осимметрик с 110 градусами.
Про оптимальный угол — это исключительно выводы авторов тех научных работ. Другие градусы за рамками рекомендуемых делали раньше. Например, 70-80 градусные звезды проверяли идею о том, чтобы не загружать мышцы, выдающие максимальное усилие и выиграть что-то на этом. Была и простая идея про смещение в 90 градусов, когда не знали, что мертвые зоны на самом деле не на 6 и 12 часов.
При этом теория показала, что проигрыш звезд с неоптимальными углами не более 10%, его тоже сложно почувствовать. И кто знает, вдруг у вас угодичные мышцы дают бОльший вклад, чем разгибатели бедра и оптимальная точка ближе к трем часам. Все может быть.

Про разные углы для разных каденсов — в статье протестировали этот момент, советую прочитать, там действительно есть выводы на эту тему.

«Были прямые сравнения показаний на шатуных и, например, задней втулке?» — да, такие сравнения делал сам Stages.
avatar

Val

+1
Как мне кажется, пауэрметр на овале может очень сильно врать, связано это с нелинейной скоростью перемещения шатуна, которая никак не замеряется в динамике (в отличии от усилия на шатуне), просто усредняется с интервалом в один оборот.
Для корректного получения информации о мощности нужно перемножать два круговых графика — усилия (как тут в статье) и похожий на него график линейной скорости, затем интегрировать.
avatar

Chute

0
Это, возможно, не совсем в данную тему, но тем не менее вот за эту фразу зацепился взгляд:
«Раньше на этом отрезке у меня начинала забиваться передняя сторона голени, отвечающая при педалировании за прохождение отрезка 6-8 часов.» 

Больше это относится к холивару топталки/контакты, но тем не менее - как быть тогда вот с этой статьёй?
Dr Jeff Broker has done extensive pedalling kinesiology tests on 100 elite and professional cyclists over 10 years and his data shows that not one of them produces a meaningful upstroke.

 
Понятно, что при силовом педалировании в гору статья уже не в кассу, но ты писал именно про езду сидя и с приличным каденсом в 80.

PS: надо будет этот манифестик себе в закладочки отложить. Очень путный текст. :)  
   
Последний раз редактировалось
avatar

Techno

0
Все очень просто — на рисунке давление одной ногой. Если добавить усилие от второй ноги, картинка резко изменится и станет похожа на заглавное изображение поста.
avatar

Val

0
Заглавная картинка тут вообще не при чём. :)
Вот реально используемые мышцы при реальном педалировании (т.е. не теоретические рассуждения):

Та, про которую ты пишешь, если я правильно понимаю, это «tibialis anterior», т.е. передняя большеберцовая. А основное усилие в районе 6-8 часов как раз прикладывается двуглавой бедра.

Ощущения могут обманывать. Почитай манифест (ссылка в предыдущем моём комменте) - весьма интересная статья.   
Последний раз редактировалось
avatar

Techno

+4
Мы говорим о разных вещах. Первая картинка — измерение мощности педалирования по кругу на Wattbike. Это не ощущения. Собственно не суть важно, какие именно мышцы на каком этапе работают, в сумме получается та картинка. Что важно — эта картинка «с двух ног».
Про низкий каденс сказано в статье. 
Последний раз редактировалось
avatar

Val

+2
Чёрт, IEповис и всё потёрлось. Я постараюсь частично восстановить. :)

Насчёт разных вещей — это в точку! Пофигу на суммирующую картинку мощности.
Мои сомнения изначально были вызваны вот этой фразой: «передняя сторона голени, отвечающая при педалировании за прохождение отрезка 6-8 часов». То, что она забивается — это именно ощущения. Мощности и какие именно мышцы на эти мощности влияют в данном случае побоку.

Я просто в своё время активно интересовался этой самой «передней стороной голени» (в т.ч. и во время консультаций с опытными врачами-травматологами) по причине того, что забитость этой мышцы сильно смазывала мне первые тренировки на коньковых лыжах.
Так вот, единственная функция этой мышцы — это подтягивание стопы к голени (уменьшение угла между ними) и супинация (поднятие внутренней стороны стопы). Подробнее можно глянуть тут:
http://www.innerbody.com/image_musc05/musc56.html#full-description
В обычной жизни эта мышца достаточно слаба, ибо работает только с весом стопы и всего лишь обеспечивает нам возможность не спотыкаться и не падать при ходьбе/беге. Неудивительно, что каждый год внезапные лыжные трены заставали её врасплох.

Вспоминая всё это, мне очень сложно поверить, что она выполняет сколь либо значимую работу на участке педалирования, где уже вовсю включаются мощные мышцы бедра второй ноги. Забить её при этом, разумеется, можно, особенно, если ты стараешься акцентированно ей «помогать» второй ноге, которая в этот момент использует куда более сильные мыцщы. ВАЖНО! Нет в штатном педалировании фазы подтягивания педалей!

Именно про это и про то, как легко обмануться, полагаясь на собственные ощущения, я и предлагал тебе почитать в манифесте (стр 13-14):

Despite being on crappy flat pedals and using his clipless pedal shoes (ardly a fair comparison to a decent set of flats and shoes), the end result of the test was that the rider pedaled more efficiently on flats. He consumed less oxygen to complete the test on them than he did on the clipless pedals, which obviously shocked everyone.

Then things started to get funny…or sad, depending on how you look at it. Despite hearing what the
results were, the rider refused to believe that flat pedals could be a viable option.

His first excuse was that he needed his clipless pedals to bunny hop his bike. His second was that –
despite learning he didn’t need to pull up during the test — he was still certain that in some situations he was pulling up on the backstroke to add power to the pedal stroke. He seemed pretty certain before the test about his need to pull up on all efforts so this response was somewhat surprising.

For me it was sad to see how brainwashed this rider has been by the cycling industry. He literally believes that it is impossible to ride your bike effectively without being attached to his pedals. Despite knowing that you don’t need clipless pedals to bunny hop and experiencing the efficiency you can have on flats his mind can’t let go of the “clipless are better than flats” narrative that has been drilled into his mind.
 

Про каденс ты же сам написал, что на 80 уже вовсю включается инерция, а про ощущения забитости в передней большеберцовой ты пишешь именно после теста на каденсе 80, при котором тянуть вообще проблематично.

И как afterthought я ещё одну вещь скажу — чтобы поднять ногу от 6 до 12 часов, достаточно лишь немного её расслабить и вес второй ноги поднимет её сам. У шоссеров есть даже такой способ восстановления на ходу, когда, работая вторыми и т.д. колёсами в группе или на спуске, педалируют, используя только вес ноги. Так и называется, кажется - бессиловое педалирование. 
В приведённой тобой статье (по крайней мере, во второй) лишь указывается, что гравитация сколь либо значимо участвует в системе сил/моментов лишь при низком каденсе и что в целом благодаря ей разгибатели работают меньше, чем сгибатели. 
avatar

Techno

0
Одна из самых больших статей на 26, которую я смог осилить))) Интересное чтиво, большую работу провели.
avatar

Burnmann

+3
7 тестовый отрезок: часовая разделка в гору по асфальту стоя и сидя.
Результат:
54.51. Средний каденс 81. До этого ездил гору два раза, зато один из них — всего три недели назад и это тоже была разделка с задачей показать максимальный результат. Сейчас поставил рекорд, сняв огромные 4 минуты, 57 секунд. То есть снял около 9% со времени. По мощности я проехал на 4,5% сильнее прошлого результата. То есть овал опять показал себя прекрасно, хотя кажется, что если поднять каденс, его преимущество выросло бы еще сильнее.
Все-таки не дают мне покоя такие «улучшалки». Прежде всего я озабочен выводом, т.к. улучшения приписываются именно овалу, хотя видим и увеличение мощности, что чаще говорит о разнице в форме райдера. На всякий случай посмотрел архив погоды и, похоже, в двух тестовых заездах ветер дул в разные стороны и с разной силой. Также вызвала озабоченность тактика взятия подъема, Миша все же немного по-разному ехал подъемы (круглая звезда: https://www.strava.com/activities/358762309/analysis/168/3601 и овальная звезда https://www.strava.com/activities/375603838/analysis/390/3268). Например на выполаживании на круглой звезде есть падение пульса. Средний пульс тоже немного отличается, что снова намекает, что подъем ехался в разной форме или в разных режимах.
Все это выглядит, как легкое подыгрывание овальной звезде, нежели реальное улушчение результата.
avatar

iGordienko

+3
По поводу ветра дополню циферками:

при CdA=0.4 м2, плотности воздуха 1.15 кг/м3, скорости райдера 15 км/ч и скорости ветра 1 м/с, на раздвигание воздуха будет затрачиваться 32 ватта при встречном ветре и 7 при попутном. То есть, при незаметном практически ветре, можно как найти, так и потерять 25 ватт при прочих равных.

Если ветер раздуть до 2 м/с, получим разницу больше 50 ватт.
avatar

karp74

+1
А если гороха покушать накануне…
Последний раз редактировалось
avatar

Antoshko

+4
Взял нейтрино овал неровайт,
 заметно проще вкручивать


 Нет система не с хартейла:)

Последний раз редактировалось
avatar

SugroB

0
Покажи в сборе :)
avatar

tazhate

0
Столько написано, расчетов куча. А основной причины перехода Sky на овалы нет, а она очень простая и это не выигрышь в мощности, как не странно :)
avatar

Joverta

0
Не держи в себе, скажи
avatar

Val

0
Ну ты ещё напиши, что сильнейшая команда грандтура перешла на неэффективное технические решение из за спонсорских денег. Это не какие то парни из середины пелотона, которые могут себе такое позволить.
avatar

mardoser

-1

avatar

Max82

комментарий был удален

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.