КОВАЛЬ - организатор велотуров на юге России“Семиглавая online”. Отчет о подготовке трейла с горы Семиглавая.

FREERIDA.RU: “Семиглавая online”. Отчет о подготовке трейла с горы Семиглавая.

Разработка проекта «Подготовка трейла с горы Семиглавая для маунтинбайка» ведется нашей командой уже не первый год. В прошлом году даже были сделаны поспешные анонсы мероприятия, в программу которого был включен спуск с горы Семиглавой. Но, к сожалению, при выезде на расчистку мы столкнулись с рядом проблем, первой из которых оказалась жара, а второй стало малое количество участников, связанное с тем, что подготовку мы начали в пик сезона. Третья проблема – банальное отсутствие понимания масштабов работы.
В этом году, сделав соответствующие выводы, мы решили подойти более детально к решению данного вопроса и разбили процесс подготовки к мероприятию на две части. Собственно, данный отчет гласит о первой части подготовки трейла.
Мы запланировали поездку достаточно давно, но затянувшаяся весна не давала возможности осуществить наши планы. И вот, как только в прогнозе появилось благоприятное «окно», мы сразу запланировали выезд. Кстати, отдельное спасибо передаем Сергею Конаеву, Чикалову Алексею, Казаченко Алексею, Сержу Прилипко и Костику Бугаеву за оказанную помощь и поддержку развития новых регионов для катания! Уверен, что все, кто будет «лететь» по этому трейлу, получая удовольствие от катания, в душе скажут Вам спасибо!
И вот — мы в Терзияне (отсюда начинается подъем к горе Семиглавой). План такой — парни на «ГАЗ 66» поднимаются в гору, прочищая дорогу от зимних завалов, а я на эндурике «Хонда Баха» разведываю альтернативные пути на тот случай, если дорога будет не проезжаемой. К нашему счастью, лесоразработки в этом районе давно завершились, поэтому дорога оказалась в отличном состоянии – ее отсыпали речным камнем.
В конце дороги начались широкие крутые участки, на одном их которых мы приняли решение остановиться и дальше пройти пешком. Кстати, сделали мы это лишь потому, что начался снег. В нашу задачу на этот день входила расчистка около 500 метров тропы, которая выводит на альпийские луга, откуда начинается многокилометровый трейл в поселок Большое Псеушхо.
Пересекая Главный Водораздел, мы попали на Южный склон горы Семиглавой. Здесь снега почти нет, а по альпике идет отличная тропа. По ней мы добрались до памятника, по пути подчищая заросли рододендрона. Далее тропа круто ушла вниз по склону, постоянно петляя в траве. Так мы попали в лес, где стали убирать поваленные деревья. Двигались достаточно быстро, поскольку завалы были, в основном, из сгнивших или сухих деревьев. Самой большой проблемой для нас оказались кусты лаврушки – их сложно срезать пилой и секатором, поэтому пришлось долго обрезать плотные побеги, на что у нас ушло много времени. Но за каждым поворотом становится все интересней и интересней. Красивый реликтовый лес, тропа хорошо видна и как будто бы посыпана мелким галечником. Затем мы остановились в месте, где гребень становится совсем узким, чтобы немного передохнуть. Заметили, что ребята, работающие секаторами, сильно отставали – все же пилить даже сильные завалы оказалось гораздо быстрее, чем расчищать тропу от кустарника банальным секатором. Я ушел вперед до очередного сильного завала и пока ожидал остальную группу, разобрал от веток пару сложных мест. Заканчивается топливо в пиле и масло смазывающее цепь. Решаю передохнуть и дождаться всех. Через 2-3 минвты слышу голоса рабят.
Когда ко мне присоединились остальные участники нашего похода, мы решили сделать перерыв и перекусить. Обедать хотели на Наужи у реки, но поняли, что можем не успеть дойти до нее до вечера. Трейл с горы Семиглавой – длинный и тянется около 7 км, а мы двигались со скоростью 1 км в час.
Поэтому спустя три часа было принято решение начать обед, во время которого мы решили, что если нам удастся пройти 2/3 намеченного пути – будет хорошо. Обед выдался на славу, Леха с вечера припас полтора литра свеженького Хадыженского и в обед оно пришлось как нельзя кстати))) Долго смеялись над тем, что Костик сказал, что устал идти «раком» постригая кусты, и я тут же предложил ему идти по тропе «гуськом» и не наклонятся))) Образ Костика, идущего на корточках с секатором вызвал громкий заразительный смех и, как обычно, пошло развитие этой мысли с новыми интерпретациями. Поели, от души посмеялись, «убрали» Хадыжи и пошли работать дальше. После очередного сложного места, Лёха сказал мне что у него не работает смазка цепи на Хускварне и у нас остаётся только одна пила. Так же он сообщает мне, что пора выдвигаться т.к. нам еще около трёх часов хода до машины, которую Лёха Чикалов перегнал из Терзияна в Б. Псеушхо. Не дойдя до конца основного спуска с Семиглавой около двух километров принимаем решение оставить этот участок на следующий раз. Пройдя сейчас и оценив объем работы. Бодро спускаясь вниз, понимаем, что в принципе, самое сложное уже позади и что на следующий раз работы не так уж много. Идём и представляем, как мы валим по будущему трйлу на валиках. Особенно радует финальная съезжалка, и Костик говорит, что такого, наверное, нет даже в Европе – уж очень живописные камни и окружающая природа. Всё, мы у Наужи. Набираем воды, и начинаем двигаться по тропе вдоль реки. Постепенно река становится всё ниже и ниже вот её уже даже не слышно, и мы идем через старые каменоломни п достаточно широкой полке, деланной явно вручную. Полка становится шире и вскоре превращается в дорогу-тропу по которой, наверное, лет эдак 50 никто не ездил – для велика идеал. Доходим до поляны с дольменов, ноги порядком устали, особенно если учесть, что идём мы с Лёхой Поваром в резиновых сапогах))) Рядом с поляной фотографируем распускающиеся папоротники. И бежим дальше по очереди неся пилы. И вот заветная развилка долина Наужи налево, а нам направо и далеко внизу видны огоньки посёлка Большое Псеушхо. Начинается даунхилл. Тропа идёт по старому обмытому волоку с хорошим градиентом и поворотами с оставшимися от трактора контруклонами, это мест я хорошо помню с прошлогодней разведки потому что каким-то чудом в прошлом году сюда пробрались квадроциклисты пропилив тропу, и я несся по ней очень бодро понимая, что открываю новый очень перспективный трейл. Его можно сравнить с «Веселым спуском», но с меньшим абсолютным градиентом, подъемом на машине почти до начала тропы и отсутствием дороги для авто в конце пути. Практически 95% маршрута проходит по тропе!!! Что еще нужно? Да ничего, идеальное место для маунтинбайка и с этим трудно не согласится, вот увидите! Всё мы у машины, ног нет, желание у всех одно – кефирчик или какой-нибудь йогурт. Кстати, я заметил, когда весть день работал на природе и как следствие хорошенько испачкался хочется всегда чего-то белого – мороженного, кефира или чего-то подобного))) Усталые едем домой, а в субботу мероприятия. Ложимся в два, встаём в пять. Что еще сказать – сезон…
Спасибо всем, кто разделяет нашу страсть к новым местам для катания, всем, кто помогает в этом нелёгком и затратном деле, всем, кто поддерживает наши мероприятия участвуя в велотурах и других активных программах, кто вдохновляет нас двигаться дальше не останавливаясь на достигнутом!
До встречи на новых и любимых «трейлах»!
Артем Коваль. Сезон 2014.
 Больше фото с подготовки можно увидеть в нашей группе «В Контакте»