HardwareКак я ехал Tour de France (первая часть)

Предложение провести день с гоночной командой Cannondale Pro Cycling во время этапа юбилейной сотой гонки Tour De France поступило весьма неожиданно. В духе, “если хочешь — приезжай на четырнадцатый этап в Лион в следующую пятницу”. C ответом, сами понимаете, я тоже не долго думал…


День первый, взгляд изнутри.


Итак, вечер 12-го июля- я, представитель Cannondale Europe и еще несколько посетителей едем из Лиона на минивене в сторону городка Montluçon, в котором команды остановились после сегодняшнего этапа. По мере приближения к центру нам встречаются машины сопровождения, автобусы, микроавтобусы различных команд про-тура.


Наконец -то останавливаемся около отеля Des Bourbons, особо ничем не примечательного двухзвездочного отеля,  если бы не обилие транспортных средств в черно-зелено-белой раскраске команды Cannondale Pro Cycling.


Кстати, единственной команды, принадлежащей и соответсвенно имеющей в качестве главного титульного спонсора велосипедную компанию.

Возле отеля нас встретил координатор команды Стефано, очень дружелюбно поведавший массу секретов закулисной жизни команды и организации крупнейшей и наиболее престижной велосипедной гонки. Он же сопровождал нас в свободное время и в дальнейшем.


Например, было интересно узнать о том, что отели для всех команд на всех этапах снимают организаторы Тур Де Франс, а не сами команды, что с одной стороны снимает массу проблем с поиском и подбором отелей для команд, но с другой- накладывает некоторые ограничения. Вроде того, что команда не может отказаться от предложенного отеля и не может ночевать в другом отеле. Ради справедливости, чтобы сгладить возможную разницу в качестве предоставляемых услуг в разных отелях, количество звезд всех отелей для каждой команды рассчитывается таким образом, что в итоге по сумме этапов каждая команда получает одинаковое количество звезд. Отели выбираются двух, трех и четырех звездочные.


Впрочем, некоторые богатые команды, вроде Sky Procyclng, идут на всевозможные ухищрения. Например, они ездят со своими кроватями!!!, которые заносят в отель, чтобы предоставить своим гонщикам максимальный комфорт. Кроме того, стоит уточнить, что Tour de France – это очень престижно и отели сами горят желанием получить наклейку Tour de France на входную дверь, а еще лучше- благодарственные подписи членов команды где-нибудь еще. К сожалению, не все гостиницы вообще могут принять команды у себя — отели должны быть в состоянии разместить в непосредственной близости весь технический автопарк команды, предоставить доступ к воде и канализации, электричество, и при этом весь “арсенал” не должен создавать проблем для жителей города, что в условиях узких улочек европейских городов- задача довольно сложная. А ведь иногда случается так, что в одном отеле останавливаются по 2-3 команды. В нашем случае прямо напротив отеля, в котором остановилась команда Cannondale, расположился лагерь команды Orica – Scott. По случайности аккурат около ресторана the Scott resto. =)


Ну да ладно, от темы особенностей проживания команд перейду к вещам более интересным. Ведь прямо перед нами оказался автобус-техничка и ремонтная зона, где трое механиков обслуживают гоночные велосипеды. Прямо вот так- на улице, перегородив часть проезжей части, весь вечер обслуживаются ультрасовременные гоночные велики.



Инструмент используется очень разнообразный, при необходимости в ход идет даже болгарка =).


Особенно заслуживает внимания велосипед лидера команды, Питера Сагана в кастомной раскраске. 


 Довольно интересным моментом для меня было то, что на всех велосипедах стоят системы с паверметром — я думал, что такие системы используются лишь для тренировок, но нет. Они помогают контролировать расход сил и позволяют отслеживать медикам и тренерам состояние каждого гонщика на всем протяжении гонки.


Кроме того, каждый велосипед оборудован GPS треккером, позволяющим отслеживать гонщика на трассе. Подобными треккерами оборудованы, кстати, и все остальные транспортные средства, находящиеся рядом с гонщиками на трассе: микроавтобусы, автомобили и мотоциклы сопровождения, машины медиков, телевизионщики, полиция – все без исключения. 


Вопреки распространенному мнению о том, что между этапами велосипеды полностью перебираются, дела обстоят совсем иначе. Обслуживается лишь то, что требует обслуживания. Если колодки менять не надо, их не меняют. Если покрышки в нормальном состоянии и протянут еще этап – их оставят.  Если переключатель настроен и работает- его не трогают. Даже если гонщик упал и переключатель немного пострадал- его проверят, настроят, но не заменяют.


Это происходит вовсе не потому, что не хватает времени или ограничен бюджет, гонщики должны привыкнуть, слиться с велосипедом в единое целое, если переключатель будет работать по ощущениям иначе чем вчера – это потеря не только пары секунд для привыкания, на двухсоткилометровой трассе две секунды не так важны, но это дискомфорт, отвлечение внимания гонщика, что в свою очередь выбивает из ритма. Этого точно допускать нельзя. Впрочем, каждый велосипед действительно тщательно изучается на предмет любых неисправностей, то что нужно обслужить, обслуживается и занимает это весьма много времени. На девять велосипедов всего три механика. Мы подъехали к отелю в шесть часов и работа уже во всю кипела. Закончили механики в девять. Кроме механиков в лагере снаружи работает и другой персонал. Все велосипеды и машины после каждой гонки тщательно моются, несмотря на то, что погода хорошая, грязи нет и выглядят они после гонки как новые.



Автобусы так же обслуживаются: заменяется запас воды, стирается форма, готовится еда… Как вы уже догадались, это совсем не простой автобус, а целый дом на колесах, плюс еще мастерская на колесах. На самом деле автобусов два и каждый из них разделен на зоны. Один автобус является техничкой. В задней части находится мастерская, поражающая в первую очередь обилием колес под всевозможные условия и покрытия трассы. Если я правильно запомнил – там 70 колес.



И все равно я так и не понял зачем их столько. Кроме того, тут имеется полный набор запчастей и инструментов.




В передней части находится прачечная, небольшая кухня, душевая и прочие хозяйственные нужды. Второй автобус разделен на три зоны. Задняя часть является комнатой отдыха, она же комната для совещаний.


В середине: кухня, душевые, туалет. Сфотографировать ее не получилось — очень тесно. А передняя часть – пассажирские места для гонщиков и персонала команды.



Нижние багажные отсеки используются по полной, нам показали еще одну стиральную машину, холодильник, отсек с тем, что осталось от питьевой воды с начала гонки, генератор, на случай проблем с электричеством, отсек для перевозки велосипедов и мойку высокого давления.



 
Раз уж зашла речь об автобусах, то поговорим и об остальном автопарке: четыре машины сопровождения и семь минивенов. По регламенту семь транспортных средств получают пропуска для выезда на трассу, только  пять из них могут находится на трассе одновременно и лишь две машины сопровождают пелотон. Обычно машины используются следующим образом – первыми выезжают автобусы, примерно за полчаса до старта, чтобы встретить гонщиков на финише и один минивен, который оставляет людей на трассе в зонах питания. После старта за гонщиками идут две машины сопровождения. Первая машина следует в первой группе, непосредственно за пелотоном, вторая идет сзади, во второй группе машин. На случай, если гонщик уходит в отрыв, первая машина вырывается вперед и сопровождает его, а вторая перебирается вперед сопровождать пелотон. Так же ведут себя машины всех 22-х команд. Совсем позади идет еще один минивен, собирает персонал из зоны питания на трассе. Остальные машины идут к финишу параллельными дорогами. Две запасные машины сопровождения являются именно запасными, на случай поломки основных. Эти машины имеют допуск на трассу, но реально по ней не ездят. Остальные машины допуска на трассу не имеют.

 

К слову, это только европейский автопарк команды, кроме него есть еще один автобус и несколько минивенов, которые используются в США.
Численность европейского персонала команды около семидесяти человек. Из них 25 человек путешествуют вместе с гонщиками. В команде есть свои повара, механики, водители, врачи, тренеры, логистики, секретари, эвент менеджеры, пресс менеджеры, PR менеджеры… 90% из них Итальянцы. Кроме того, пять человек работают на команду в США. Общий бюджет команды Cannondale около десяти миллионов евро в год, что общем, надо сказать, весьма немного, учитывая количество персонала, транспорта, оборудования. Но, повторюсь, это единственная команда, которая не имеет стороннего спонсора и полностью управляется Cannondale, в отличии от других команд. Бюджет, пожалуй, самой богатой, команды Sky Procyclng  - Pinarello примерно в два раза выше. Конечно, кроме титульного спонсора у каждой команды есть и сторонние спонсоры: питание, компоненты, инструмент, автомобили, все что угодно, но в целом они обеспечивают лишь 30-40% бюджета. По слухам, кстати, идея иметь именно свою, фирменную команду, приглянулась Specialized и Giant, так что, возможно, в ближайшие пару лет финансирование команд будет меняться – крупнейшие вело производители хотят иметь больше контроля над своими командами и обладают необходимым для этого бюджетом.

 
Тем временем вечерело, механики свернули свой лагерь, велосипеды перекочевали в свой отсек в ожидании завтрашнего старта, а нам обещали встречу с гонщиками команды!!! Встречи не получилось… Лишь трое гонщиков спустились в ресторан, чтобы поставить автографы на майках. Вышли, уставшие со стеклянными глазами, подписались и ушли. Остальные из команды не смогли – у кого массаж, у кого медосмотр. Сожаления у меня не было. Это действительно адский труд быть участниками такой гонки. Это очень жесткий распорядок дня. Это выматывающий график и короткий отдых. Это постоянный набор углеводов и экономия сил, чтобы выплеснуть все это в течении четырех, пяти, шести часов на гонке, а потом опять все по новой. Непосредственно про команду, к сожалению, я мало чего смогу рассказать.


В команде 28 гонщиков, при этом в тур де франс участвуют лишь 9. В эти дни все усилия, конечно, были брошены на тур де франс, но где-то и другие райдеры тренируются, кто-то гоняет в национальных кубках. Их гоночная жизнь идет постоянно. В графике на 2013-й год у команды 260 дней гонок по всему миру. Да и в остальное время всегда постоянные тренировки, переезды, переговоры, фотосессии, пресс-конференции и т.д…


На этом первый вечер заканчивается, нас обещают забрать из отеля завтра в 8.45. Мы остановились в другом отеле в 10км от города, так как поблизости все занято. В нашем же отеле остановились телевизионщики, сопровождающие гонку на своих прикольных машинках.
 

Продолжение следует 

Комментарии (17)

+2
Очень интересно, жду продолжения с нетерпением.
Последний раз редактировалось
avatar

DirtJumper

0
Супер, безумно интересно.
Мы вот из Alpe d'Huez'а вернулись, покатались даже там на эндуриках по подъему, по которому дважды пойдет этап (не целиком, конечно). Там невероятный праздник жизни, сотни домов на колесах больше недели ждут пелотон. 
avatar

Val

-1
А там на карбовилках не 15-мм оси уже?
avatar

Chute

+1
Отличный отчет. Очень интересно. Можно еще открыть рубрику «вопросы от слушателей» в комментах, если еще есть кому их задавать, и мероприятие с посещением гонки не закончилось.
avatar

look_in

+9
Спасибо, отчет супер!
Пара ремарок:
-----
«приезжай на четырнадцатый этап в Леон» — И все-таки «лИон»...
---
«Кстати, единственной команды, имеющей в качестве главного титульного спонсора велосипедную компанию.»
А про BMC забыли конечно же?
---
«команды Orica – Scott»
Она называется «ORICA GreenEDGE Cycling». www.letour.fr/le-tour/2013/us/teams/oge.html
---
Про колеса: «И все равно я так и не понял зачем их столько.» А как иначе? В каждой машинке надо иметь минимум 4-5 штук, чтоб выдать при проколе. А если массовые проколы? Ну не лататься же, ей-богу :)
Последний раз редактировалось
avatar

alex4alex

+2
Лион поправил

Про BMC — на сколько я понимаю, команда BMC спонсируется швейцарским велопроизводителем, однако владелец у нее другой, в том время как комапнда Cannondale принадлежит Cannondale — поправил по тексту.

На счет названий команд — я и дальше буду сокращать названия, ближе к тому, как их называют участники. Никто например не называет команду Team Saxo-Tinkoff или Team RadioShack Leopard — просто говорят Saxo или Radioshack. 

Последний раз редактировалось
avatar

Rain

+2
на евроспорте комментатор однажды прошелся на тему сокращений, и называет команды полностью:) не хорошо про некоторых спонсоров забывать, они ж деньги платят!
avatar

misterdx

комментарий был удален
комментарий был удален
+1
Вот я не фанат шоссе, но прочитать такой репортаж было очень интересно.
Буду ждать продолжения. Спасибо
 
avatar

rcpl

+2
@По слухам, кстати, идея иметь именно свою, фирменную команду, приглянулась Specialized и Giant, так что, возможно, в ближайшие пару лет финансирование команд будет меняться – крупнейшие вело производители хотят иметь больше контроля над своими командами и обладают необходимым для этого бюджетом.@

Со следующего года команда RadioShack Leopard переходит в собственность Trek, который уже много лет является велосипедным спонсором этой команды.
Последний раз редактировалось
avatar

conrad

+1
Так же кажись лет 5 назад у фуджи была своя команда, и у фокуса вроде бы. 
avatar

scunk

0
Видимо это уже тренд. И он радует. 
avatar

AleksandrMaramchin

0
Жду продолжения. 
avatar

MafanyaXtya

0
Очень интересно и тоже жду продолжения!
P.s. Некоторые мелкие ошибки соверешенно не мешают читать! :)
avatar

barmaglot

0
ДА! Супер-классно-интересно!!! Пишите еще!
avatar

Goga

+2
Пять копеек по поводу колес. 
Если внимательно посмотреть на фото, то колеса разных типов запасены. Высокий профиль обода для достаточно «плоских» этапов, низкопрофильные для горных этапов, плюсом комплект разделочных колес (130-150мм профиль впереди и диск сзади). Наверное еще и трубки разные приклеены (диаметр, толщина стенки). Ну и умножаем на кол-во гонцов + запасные колеса. Так что 70 это вообщем не так уж и много :)
avatar

fb_1642698918

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.