Нашёл на просторах интернетов вот такое безумно интересное интервью мастера по ремонту карбона, который раньше работал на Боинг
Вторая и третья часть внутри поста
Были вопросы от подписчиков блогеров насчет смол, плетения, сложных композитов(алюминиевые или титанове соты в карбоне итп) в итоге по многим вопроса он мягко говоря очень уклончиво отвечал, куски с этой встречи есть у него на канале, а вот полное видио всего 1 раз попалось на глаза.
Если найду то скину в личку.
Сылки на канал Luescher Telnic и еще 1 умельца я в коментах к 1 ролику с переводом скинул. А вот у кого из блогеров видел целиковую 2 встречу не помню, пока найти не удалось.
Не знаю как многим, а мне тут интересны были только детали.
Мужик подтвердил мои представления о том что:
-работать с карбоном сложно, не просто ссаную тряпку намотал и смолой залил
-почти всё карбоновое, что есть в веле очень среднего качества, если говорить о карбоне как о технологии в целом
-карбон как материал — это на ближайшие десятилетия, технология ещё много-много раза бует оптимизироваться и улучшаться и горизонта этих улучшений пока не видно (из-за цены).
Про 3D принтеры на заре их производства так же говорили, и были они с полкомнаты, как этот робот. Здесь же, в отличие от принтера, нужен продвинутый ткацкий станок с цифровым управлением на какой-нидь 4-5 осевой оснастке, оплетающий по разлагаемой или резиновой матрице раму, обработал смолой, засунул в прессформу, надул и в печь, вытащил залил р-р в раму и растворил матрицу. Ну или вообще сразу из препрега плести (обрабатывая нить смолой уже в процессе плетения).
Есть ещё такая фирма BMC))))
У неё крутой ролик про их производство карбона- плетут на станке свои трубы: vimeo.com/13718933
Конкретно эта технология имеет массу ограничений, но уже намного интереснее, чем классическое наложение множества листов друг на друга.
По ссылке выше тоже ок вариант. Автоматизация при большой изначальной цене запуска должна быть весьма вгодна намного меньшим браком и высокой эффективностью относительно работников из мяса.
Ещё огромный пласт улучшений лежит в области смол и добавок в них. Мифы про то, что карбон боится солнца, мороза и точечных ударов (а будто люминь не боится?!) пошли во многом именно от первых карбо-велов, где составы смол были далеки от совершенства и реально быстро деградировали, становились хрупкими, выгорали, итд. Сейчас с этим нет проблем. А почему я так уверен в дальнейшем развитии? Ну пример этого — проект МакЛарен и Спеша с их моделью Тармак- сняли много веса с рамы, сделали её жестче одновременно. Как? Представители спеша говорили, что Маклареновцы колодовали с укладкой слоёв и использовали свою химию из формулы. В целом, я им верю в этом смысле.
Ну сейчас 5-координатный станок на базе руки кука например, занимает полкомнаты. И это только на одну рабочую бошку. Сделать чтоб их работало несколько рядом и чтоб они не заплели друг друга не просто.
Ну и спрограммировать эту хрень долго
Мне кажется это скорее зависит от предполагаемого результата.
Просто рама из карбона без особых параметров делается не сильно сложно- примерами такого завален алиэкспресс. По уровню эти рамы конечно получше алюминиевой мериды начального уровня, но не сильно.
А вот если мы хотим добиться крутого веса (привет Скотт Скейл 899), или нереальной прочности (привет новый Карбодэмо), не потеряв во всех остальных характеристиках, то это уже накладывает серьёзные ограничения как на проектировщика, так и на непосредственного исполнителя.
Ну да. Это понятно. Я имею ввиду какой бы фирмы, сложности и т.д. ни была рама, где бы ни делалась, всегда есть шанс что исполнитель (не важно китаец или кто) положит тряпочку криво. И засунет в печь. Вопрос на совести укладчика. А нормальные рамы после печки проходят рентрен или узк?
А мериды делятся на начальные и не начальные?:)
При чем тут совести? Ошибки не только по злому умыслу делаются или проходят. Избегать ошибок при производстве на этапе проектирвоания — это целая наука можно сказать.
И кстати как это не удивительно звучит — но любая автоматика, в том числе любое CNC оборудование — тоже допускает ошибки. Несколько лет назад мне попадалось исследование где вывод был такой, что роботы ошибаются даже немного чаще чем люди. Правда было это лет семь назад, а прогресс не стоит на месте. Но тем не менее такие ошибки как «не смена оснатски» например — до сих пор частая тема)
По совести это когда положил, проверил несколько раз или типа того. А не тяп ляп. Злой умысел не имел ввиду.
Cnc не ошибается, нельзя перепутать 0 или 1. Это все программисты залечивают начальству или операторы когда пролюбили момент:) 100%
На все операции как правило есть технологическая карта и конкретные инструкции. Чего и как проверять, по скольку раз и на каком этапе. Для этого и есть технологи. Это конечно штучного и кустарного(не обязателньо в плохом смысле) производства не касается.
И не обязательно брак будет вызван распиздяйством. В случае с тем же карбоном — достаточно составу клея изменится и уже можно ждать проблем. А уж какой-нибудь пузырек не заметить в вакуумном пакете — так вообще легче легкого.
0 и 1 очень легко перепутать на разных этапах) Иногда достаточно банальных помех, аж курьезные случаи бывают. Помимо этого есть износ и поломки механической части оборудвания и т.п. и т.д. Кстати износ и в эллектроники сплошь да рядом. За примером даже ходить далеко не надо, их куча. От вспухающих кондеров, до новомодных безсвинцовых припоев. Да даже с деградирующей оперативной памятью пожалуй любой ныне живущий человек пользующийся компьютером хоть раз да сталкивался. А уж про ошибки чтения/записи в жестких дисках я вообще молчу.
Знаете где лежат инструкции, тп, тк и прочий бумажный хлам у опытнейших рабочих одного серьезного предприятия нашей страны?:) состав клея сам по себе не изменится, тем более по инструкции если все работают. Один человек ошибется, пропустит накосячит там где другой нет. Это на совести рабочего, произв.диспиплина. отлаженный чпу не косячит без вмешательства извне. Механическая поломка не его вина. Проблемы с электронникой — выдаст ошибку. Ну чтение запись это к наладке относится
0 и 1 перепутать на разных этапах ну только если пятница:)
Состав клея это в любом случае переменная) Эта вилка и должна быть заложена в технологический процесс. Так же как и определенный процент брака. Его можно снизить, но нельзя полностью исключить. Об этом ясно сказанно в видео выше.
А уж ЧПУ еще как ошибаются) Да и не забывайте что в итоге «нули и единицы» как вы выразились — в итоге преобразуются в некое изделие и на даннлм этапе вносятся погрешности оборудования которые так же могут привести к нарушению технологии и последующему браку. Ну а уж про ошибки памяти я выше написал)
Вы смешиваете разное. Погрешность системы станок-инструмент-оснастка-деталь не имеет отношение к погрешности системы чпу. У вас калькулятор ошибался когда нить? Чпу не сильно сложнее, по сути то же самое. Единственно может накапливаться ошибка округления при большом кол-ве цифр после запятой, но это роли не играет.
Хреновое, дешевое, не соответствующее оборудование, глупая технология, неправильные режимы, настройка и т.д. — опять же все зависит от человеков и контроля. Где то за этим смотрят, где то кладут.
Ну если у вас есть конкретные случаи ошибок чпу… может быть из за ошибок памяти даже?
Пока вы тут дискутируете — раскажу забавную историю, когда на производстве токарный станок отправил детальку в брак. Впринципе обычная вполне история, чего не бывает, кто конкретно накосячил — сейчас не помню.
Нюанс состоял в том, что деталька была почти готова, сбой был почти на финишной этапе, обрабатывали её примерно месяц, за это время сточили с неё примерно 15 тонн стружки. Было 125 тонн, стало 110. Но с косяком, поэтому в утиль.
Новая заготовка только под заказ 6-9 месяцев в Италии, потом к нам морским путём и спецтранспортом по дорогам. Цена удовольствия соответстующая.
Это не пару рам из карбона запороть, хотя может тоже «0 с 1 перепутали».
Комментарии (39)
Офигел. Не удивляюсь, что народ их стойками ломает.
На моем ДХ байке с карборамой жесткость конечно в разы больше (ну понятно, это ведь ДХ байк =))
Coil
Otmorozen
Naman
raskladnoy
generalnik
Jahtaka
generalnik
Fatal37
SergeiMinaev
NazZaR
OlegPopov
Jet
Вообще у него масса видио по тематике, например как бренды тупили насчет гальванической пары карбон + сталь или алюминий, только относительно недавно стали ответки под флягодержатели, рулевые и подседел от карбона отделять стекловолокном. Да и по методике укладки слоев и пропитки — как это на шансе брака и к какому виду брака приводит… Но самое забавно что часть вещей активно разоблачает, а по части молчит, несколько раз даже уходил от вопросов(эти видио у него на канале отсутствуют).
Takvas
про что умалчивает?
raskladnoy
Если найду то скину в личку.
Takvas
Otmorozen
Takvas
FightingCat
SilentS
schmel
«это ты просто себя хвалишь»
raskladnoy
Мужик подтвердил мои представления о том что:
-работать с карбоном сложно, не просто ссаную тряпку намотал и смолой залил
-почти всё карбоновое, что есть в веле очень среднего качества, если говорить о карбоне как о технологии в целом
-карбон как материал — это на ближайшие десятилетия, технология ещё много-много раза бует оптимизироваться и улучшаться и горизонта этих улучшений пока не видно (из-за цены).
SergeiPikulin
www.thefirearmblog.com/blog/2015/08/07/new-carbon-fiber-looms-making-complex-parts-more-attainable/
По сути, необходим робот, который будет плести рамы по смоделированным чертежам, которые останется обработать смолой и запечь.
Jet
schmel
Jet
У неё крутой ролик про их производство карбона- плетут на станке свои трубы:
vimeo.com/13718933
Конкретно эта технология имеет массу ограничений, но уже намного интереснее, чем классическое наложение множества листов друг на друга.
По ссылке выше тоже ок вариант. Автоматизация при большой изначальной цене запуска должна быть весьма вгодна намного меньшим браком и высокой эффективностью относительно работников из мяса.
Ещё огромный пласт улучшений лежит в области смол и добавок в них. Мифы про то, что карбон боится солнца, мороза и точечных ударов (а будто люминь не боится?!) пошли во многом именно от первых карбо-велов, где составы смол были далеки от совершенства и реально быстро деградировали, становились хрупкими, выгорали, итд. Сейчас с этим нет проблем. А почему я так уверен в дальнейшем развитии? Ну пример этого — проект МакЛарен и Спеша с их моделью Тармак- сняли много веса с рамы, сделали её жестче одновременно. Как? Представители спеша говорили, что Маклареновцы колодовали с укладкой слоёв и использовали свою химию из формулы. В целом, я им верю в этом смысле.
SergeiPikulin
Otmorozen
Ну и спрограммировать эту хрень долго
vovaz
jon_nik
Это от совести укладчика зависит в осровном:)
vovaz
Просто рама из карбона без особых параметров делается не сильно сложно- примерами такого завален алиэкспресс. По уровню эти рамы конечно получше алюминиевой мериды начального уровня, но не сильно.
А вот если мы хотим добиться крутого веса (привет Скотт Скейл 899), или нереальной прочности (привет новый Карбодэмо), не потеряв во всех остальных характеристиках, то это уже накладывает серьёзные ограничения как на проектировщика, так и на непосредственного исполнителя.
SergeiPikulin
А мериды делятся на начальные и не начальные?:)
vovaz
И кстати как это не удивительно звучит — но любая автоматика, в том числе любое CNC оборудование — тоже допускает ошибки. Несколько лет назад мне попадалось исследование где вывод был такой, что роботы ошибаются даже немного чаще чем люди. Правда было это лет семь назад, а прогресс не стоит на месте. Но тем не менее такие ошибки как «не смена оснатски» например — до сих пор частая тема)
Otmorozen
Cnc не ошибается, нельзя перепутать 0 или 1. Это все программисты залечивают начальству или операторы когда пролюбили момент:) 100%
vovaz
И не обязательно брак будет вызван распиздяйством. В случае с тем же карбоном — достаточно составу клея изменится и уже можно ждать проблем. А уж какой-нибудь пузырек не заметить в вакуумном пакете — так вообще легче легкого.
0 и 1 очень легко перепутать на разных этапах) Иногда достаточно банальных помех, аж курьезные случаи бывают. Помимо этого есть износ и поломки механической части оборудвания и т.п. и т.д. Кстати износ и в эллектроники сплошь да рядом. За примером даже ходить далеко не надо, их куча. От вспухающих кондеров, до новомодных безсвинцовых припоев. Да даже с деградирующей оперативной памятью пожалуй любой ныне живущий человек пользующийся компьютером хоть раз да сталкивался. А уж про ошибки чтения/записи в жестких дисках я вообще молчу.
Otmorozen
0 и 1 перепутать на разных этапах ну только если пятница:)
vovaz
А уж ЧПУ еще как ошибаются) Да и не забывайте что в итоге «нули и единицы» как вы выразились — в итоге преобразуются в некое изделие и на даннлм этапе вносятся погрешности оборудования которые так же могут привести к нарушению технологии и последующему браку. Ну а уж про ошибки памяти я выше написал)
Otmorozen
Хреновое, дешевое, не соответствующее оборудование, глупая технология, неправильные режимы, настройка и т.д. — опять же все зависит от человеков и контроля. Где то за этим смотрят, где то кладут.
Ну если у вас есть конкретные случаи ошибок чпу… может быть из за ошибок памяти даже?
vovaz
Нюанс состоял в том, что деталька была почти готова, сбой был почти на финишной этапе, обрабатывали её примерно месяц, за это время сточили с неё примерно 15 тонн стружки. Было 125 тонн, стало 110. Но с косяком, поэтому в утиль.
Новая заготовка только под заказ 6-9 месяцев в Италии, потом к нам морским путём и спецтранспортом по дорогам. Цена удовольствия соответстующая.
Это не пару рам из карбона запороть, хотя может тоже «0 с 1 перепутали».
Chute