МТБ-фильмыНовый мировой беспорядок!

Если этот заголовок кажется вам подозрительно актуальным, значит, пора ещё раз пересмотреть один из самых культовых и безбашенных сериалов в истории экстремального велосипеда — New world disorder! Продолжаем разминать олдскуллы. А чем ещё заниматься в самоизоляции?

Для того, чтобы появились Darkfest, Fabio Wibmer и Иван Кунаев, мировая велоэволюция должна была получить хорошего пинка. Как эти десять мтб-боевиков смогли повлиять на появление новой индустрии?

Эта серия фильмов снималась с 2000 по 2009 год и распространялась на VHS и DVD. Недавно все ролики были выложены на Youtube бесплатно и в приличном качестве. Они внутри поста.

Сегодня слово «дроп» знает каждый школьник, а в конце девяностых маунтинбайк ещё не был известен столь широко. С появления дисковых тормозов и задних амортизаторов прошло на тот момент лишь несколько лет. В начале нулевых разрозненные технологии наконец объединились в то, что могло действительно быстро и стабильно съехать с горы по весьма неровному рельефу. Заканчивалась эпоха, когда скоростной спуск со своими околокантрийными рамами и торчащими подседелами выглядел несколько комично. Теперь же замаячили новые горизонты. Вот-вот должно было зародиться что-то новое.

Ролик с нарезкой «невошедших» кадров и интервью команды. Те самые десять серий и немного истории — под катом:

Одновременно с упрочнением велокомпонентов появлялись байк-парки, действительно большие и разнообразные, а с ними множились дёрты и трейлы. Стили катания на тот момент сформировались уже в достаточной степени; были и первые видео, где более или менее техничные отморозки творили невообразимое, отрывая шатуны и складывая колёса на каменистых трассах и двухпролётных лестницах. У многих из них за спиной был опыт триала, мотокросса, bmx-рейса или горных лыж, но эволюционировавший маунтинбайк требовал нового райдера: чем прочнее становился велосипед, тем безумнее можно было на нём валить. А велосипеды начала нулевых уже значительно отличались от аппаратов девяностых! С торсионкой было уже хорошо, с педалкиком — не очень, а вилки теперь могли кушать совсем уж большие камушки. Появились и чрезмерно длинноходные аппараты наподобие Karpiel Armageddon, которые кто-то должен был оседлать.

При этом тогдашние видео мало соответствовали «киношным» стандартам зрелищности. В ранних произведениях катального жанра оператор мог просто «проводить» проносящегося мимо него райдера со штатива или сделать follow-съёмку, примотав громоздкую камеру к шлему, и всего делов. Но наступала новая эра, и кто-то должен был сделать прорыв, собрав наиболее техничных райдеров и отсняв их с наибольшей долей креативности в эпоху, когда не было ни GoPro, ни 4к, ни спортивных дронов. Отсняв не так, как делали до этого. Интереснее, масштабнее, безумнее!

Так появилась студия Freeride Entertainment, во главе которой встал прорайдер и продюсер Дерек Вестерлунд, до этого гидовавший где-то в Канаде. Собранная им команда сформировала облик двухколёсного экстрим-видео на годы вперёд. В основу новой философии будущих гуру мтб-кино легла примерно такая концепция: велосипед — это прежде всего не спорт, а приключение.

Своей задачей мистер Вестерлунд, он же Big D, а также его коллеги Стив Винтер и Мюррей Вейс ставили ни много ни мало — продвинуть индустрию маунтинбайка максимально далеко и высоко. Этим они отличались от других летописцев мтб-культуры, которые снимали и мыслили гораздо менее глобально.

Что сделало эти фильмы настолько удачными? Для съёмок здесь использовалась техника «покруче». Помимо камер и штативов появились краны, кейблкамы и бог знает что ещё, свойственное скорее крупнобюджетным проектам, чем доморощенным VHS-поделкам. Райдер мог ехать по склону горы по заковыристым «шорам», а над ним на тросе скользил оператор. Смотрится это современно и сегодня — в эпоху коптеров и гимбалов, которую ничто не предвещало тогда. Некоторые локации строились специально для съёмок, ставка в зрелищности делалась на огромные по тем временам пролёты и отличный слоумоушен. Большая часть кадров снималась на киноплёнку. Зрелищности «Дисордерам» добавили съёмки в разных странах и на разных континентах, а также впечатляющее разнообразие стилей катания. Даунхильные гонки, креативный триал, городские стритовые авантюры, огромные дёрты и слоупстайл-линии — получился коктейль, замешанный под самую драйвовую музыку того весёлого и бесшабашного времени.

Чтобы раскрутить новую катальную философию со всей её маркетинговой подоплёкой, у новой индустрии должен был быть свой Гленн Плейк, и не один. Именно этот МТБ-сериал вывел на экстремальный небосклон многих звёзд Рампейджа и FMB World Tour, победителей Crankworx и его европейских аналогов. Почти все райдеры, снявшиеся там, прославились именно благодаря «Дисордеру». Новые ролевые модели попадали на экран Freeride Entertainment не только по безбашенности и таланту красиво вкатить. Упор явно делался на харизматичность «актёров». Это сработало: увидев происходящее в новых сериях катальное и трейлбилдерское безумие, ширящаяся армия фанатов нового спорта скупала лопаты, доски и новые велокомпоненты. Чтобы своими руками строить не только разнообразные кочки для прыжков в своих провинциальных и не очень городах, но и создать будущее целой, ныне ставшей огромной, индустрии! Сколько людей бросилось скупать блестящие железки «покрепче», сложив очередной руль в попытках повторить увиденное на экране!

Фрирайд расправил плечи, и как явление сегодня он привычен. Red Bull Rampage, развивавшийся параллельно с культовым сериалом. Тысячи байк-парков по всему миру, ежедневные ролики на Youtube, мтб-туры и гигантский ассортимент велокомпонентов. Но как и тогда, фрирайд подкупает своим свободным духом и… особенной кинематографичностью.

Итак, New world disorder.

Первые серии поведут вас от тяжеловесных дропов Джоша Бендера и четырёхколёсных проездов Trevor Snowdin к техничным нортшор-конструкциям в глубине канадских лесов, двойным бэкфлипам Лакондеги и красной пыли прожаренных солнцем восточных пустынь с верблюдами и бедуинами. Дальше — сумасшедшие фрирайдные линии отбитого на всю голову Robbie Bourdon, дикие скорости Стива Пита, элегантные выкрутасы Aaron Chase и хулиганский пролёт Дэйва Уотсона над пелотоном Tour de France, породивший волну подражаний. А чего стоит абсолютно безумный Крис Хольм на уницикле?

Десять серий. Десять лет. Почти девять экранных часов трюков, падений, дурачеств и путешествий, в ходе которых бесшабашная, слегка «донорская» топорность некоторых катающихся постепенно сменяется подлинным стилем и совершенством поздних серий.

Сам Вестерлунд счёл этот постепенный перекос в сторону слоупстайла и дёрта отклонением от исходно намеченной фрирайдной заточенности своих киноэкспериментов и завершил сериал финальной точкой Dust and bones (2009).

В новом, двухколёсном направлении экстремального видео были успешно применены рецепты горнолыжного кино, уже сформировавшего в ту эпоху свои стандарты: объединение с Matchstick оказалось удачным ходом. Монстры ski movies Стив Винтер и Мюррей Вейс не могли не задействовать накопленный продюсерский потенциал и вертолёты, а фирменные матчстиковские шуточки и постановочные моменты отлично разбавляют то, что Даррен Берреклот позже обзовёт bike porn. Но основа, самая суть этих десяти роликов — истинная романтика эпохи первопроходцев «нового маунтинбайка». И конечно, есть там немало расчёта, собравшего под знаменем фрирайда такие разные катальные стили и попутно раскрутившего слоупстайл и несколько известных теперь на весь мир ивентов.

Следующее десятилетие экстремального кино стало временем появления эпических форм. В титрах Дисордера отметились будущие создатели эпиков Life cycles, Into the mind и Where the trail ends.

Но это уже совсем другая история

-------------------------

Какая серия ваша самая любимая? И догадываюсь, есть среди читателей те, кто пошёл строить свою первую кочку после просмотра очередного Дисордера!










  • Поделиться
  • добавить в избранное
    5
  • +112
  • Мнения

Комментарии (21)

+2
Большое спасибо за подборку! В свое время NWD 4: Ride The Lightning был у меня на кассете VHS, вместе с Double Down и еще парой олдскульных видосов. Под эти фильмы прошла моя юность) Сложно сказать какой фильм серии самый любимый, ведь в каждом из них есть ломовые сегменты и бэнгеры, которые навсегда врезались в память. Но вот интро 4 и 5 фильмов под музыку BC/DC однозначно самые крутые)
Последний раз редактировалось
avatar

konstantinpavlikhin

+11
А сколько новичков сейчас даже не представляют, что такое НВД… Да что там новичики? Полно чуваков, катающихся около 5 лет и пришедших из кк вообще не в курсе, что такое есть.
avatar

dirtyshiza

0
Вот действительно. Сколько есть людей, кто знает Кандида Товекса, но не знают, кто такой Гленн Плейк. Знают Кэма Маккоула, но понятия не имеют, кто есть Бретт Типпи. Или например, про гонки на кланкерах в 70е… )))
avatar

Redrider

+34
НВД — насос высокого давления. Я таким вилку качаю. Поэтому не надо тут про новое поколение, не такие уж мы отсталые
avatar

ivario

0
Дизордеры и ещё какие то подобные фильмы, и что-то от московской тусовки, увидел в 03-04 году, накопил на atom xc 600 disk  и катал ПВД и потом КК
avatar

SergeySavin

+5
Бесконечно-навсегда ушедшая эпоха: С
avatar

dirtyshiza

0
А в какой версии люто на дертах мочил лакондегай? Там песня, под которую прошла моя первая пятилетка mtb.
avatar

twice

+13
Восьмая. А появились они с братом в седьмой. Действительно, этот эпизод получился невероятной силы: (как тут вставить видео нормально???)

///через кнопку HTML
Последний раз редактировалось
avatar

Redrider

0
Сон!
avatar

twice

0
Легендарно!
avatar

Romirezz

0
Кто-нибудь знает, почему текст после публикации теряет вёрстку? Почему разбивка на абзацы исчезает и всё превращается в кирпич?
Последний раз редактировалось
avatar

Redrider

+31
Концентрация олдфагов на «26.ру» в эти дни явно повысилась) 
avatar

amstafff

+7
Крайне сложно выделить прям лучшую, даже для себя, часть. Но мне наверное седьмая серия больше других захоит. Есть там что-то такое.
avatar

Ruslan_Bogdanov

-5
раскрыть комментарий
avatar

Chute

+2
Мое знакомство с байк видео началось как раз со второго дизордера, эх, ностальгия)
avatar

TApoK

+18
Второй до сих пор самый любимый, от музыки оттуда всё ещё ностальгические мурашки по спине. После него как раз катать захотелось — и началось
Последний раз редактировалось
avatar

Nunca

+4
блин, тут и расплакаться недолго!
какие же дизордэры охуенные! сложно выбрать что-то одно, впервые увидел 4ый в 2008 году. очень запомнился 8ой и 10ый, ну и 7ой. они все крутые, с каким-то особенным подходом к монтажу!
avatar

YakuT

-4
Я даже когда-то делал альтернативную версию аудиодорожки на 2й Дисордер, получилось забавно. Ручным монтажом прямо по VHS-кассете с CD-проигрывателя.
avatar

Chute

0
Я начал кататься вообще благодаря другу, который показал мне Stund Vision, ну а нвд и тому подобное это априори атрибут динозавров 07-10 годов
avatar

radiattion

+7


Последний раз редактировалось
avatar

Nunca

0
Впервые увидел NWD в 2007г, это была 7 часть. Разрыв шаблона, не мог поверить, что такое можно на велике вытворять.
avatar

Monarch

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.