МТБ-фильмы — Новый мировой беспорядок!
Если этот заголовок кажется вам подозрительно актуальным, значит, пора ещё раз пересмотреть один из самых культовых и безбашенных сериалов в истории экстремального велосипеда — New world disorder! Продолжаем разминать олдскуллы. А чем ещё заниматься в самоизоляции?
Для того, чтобы появились Darkfest, Fabio Wibmer и Иван Кунаев, мировая велоэволюция должна была получить хорошего пинка. Как эти десять мтб-боевиков смогли повлиять на появление новой индустрии?
Эта серия фильмов снималась с 2000 по 2009 год и распространялась на VHS и DVD. Недавно все ролики были выложены на Youtube бесплатно и в приличном качестве. Они внутри поста.
Сегодня слово «дроп» знает каждый школьник, а в конце девяностых маунтинбайк ещё не был известен столь широко. С появления дисковых тормозов и задних амортизаторов прошло на тот момент лишь несколько лет. В начале нулевых разрозненные технологии наконец объединились в то, что могло действительно быстро и стабильно съехать с горы по весьма неровному рельефу. Заканчивалась эпоха, когда скоростной спуск со своими околокантрийными рамами и торчащими подседелами выглядел несколько комично. Теперь же замаячили новые горизонты. Вот-вот должно было зародиться что-то новое.
Ролик с нарезкой «невошедших» кадров и интервью команды. Те самые десять серий и немного истории — под катом:
Ролик с нарезкой «невошедших» кадров и интервью команды. Те самые десять серий и немного истории — под катом:
Одновременно с упрочнением велокомпонентов появлялись байк-парки, действительно большие и разнообразные, а с ними множились дёрты и трейлы. Стили катания на тот момент сформировались уже в достаточной степени; были и первые видео, где более или менее техничные отморозки творили невообразимое, отрывая шатуны и складывая колёса на каменистых трассах и двухпролётных лестницах. У многих из них за спиной был опыт триала, мотокросса, bmx-рейса или горных лыж, но эволюционировавший маунтинбайк требовал нового райдера: чем прочнее становился велосипед, тем безумнее можно было на нём валить. А велосипеды начала нулевых уже значительно отличались от аппаратов девяностых! С торсионкой было уже хорошо, с педалкиком — не очень, а вилки теперь могли кушать совсем уж большие камушки. Появились и чрезмерно длинноходные аппараты наподобие Karpiel Armageddon, которые кто-то должен был оседлать.
При этом тогдашние видео мало соответствовали «киношным» стандартам зрелищности. В ранних произведениях катального жанра оператор мог просто «проводить» проносящегося мимо него райдера со штатива или сделать follow-съёмку, примотав громоздкую камеру к шлему, и всего делов. Но наступала новая эра, и кто-то должен был сделать прорыв, собрав наиболее техничных райдеров и отсняв их с наибольшей долей креативности в эпоху, когда не было ни GoPro, ни 4к, ни спортивных дронов. Отсняв не так, как делали до этого. Интереснее, масштабнее, безумнее!
Так появилась студия Freeride Entertainment, во главе которой встал прорайдер и продюсер Дерек Вестерлунд, до этого гидовавший где-то в Канаде. Собранная им команда сформировала облик двухколёсного экстрим-видео на годы вперёд. В основу новой философии будущих гуру мтб-кино легла примерно такая концепция: велосипед — это прежде всего не спорт, а приключение.
Своей задачей мистер Вестерлунд, он же Big D, а также его коллеги Стив Винтер и Мюррей Вейс ставили ни много ни мало — продвинуть индустрию маунтинбайка максимально далеко и высоко. Этим они отличались от других летописцев мтб-культуры, которые снимали и мыслили гораздо менее глобально.
Что сделало эти фильмы настолько удачными? Для съёмок здесь использовалась техника «покруче». Помимо камер и штативов появились краны, кейблкамы и бог знает что ещё, свойственное скорее крупнобюджетным проектам, чем доморощенным VHS-поделкам. Райдер мог ехать по склону горы по заковыристым «шорам», а над ним на тросе скользил оператор. Смотрится это современно и сегодня — в эпоху коптеров и гимбалов, которую ничто не предвещало тогда. Некоторые локации строились специально для съёмок, ставка в зрелищности делалась на огромные по тем временам пролёты и отличный слоумоушен. Большая часть кадров снималась на киноплёнку. Зрелищности «Дисордерам» добавили съёмки в разных странах и на разных континентах, а также впечатляющее разнообразие стилей катания. Даунхильные гонки, креативный триал, городские стритовые авантюры, огромные дёрты и слоупстайл-линии — получился коктейль, замешанный под самую драйвовую музыку того весёлого и бесшабашного времени.
Чтобы раскрутить новую катальную философию со всей её маркетинговой подоплёкой, у новой индустрии должен был быть свой Гленн Плейк, и не один. Именно этот МТБ-сериал вывел на экстремальный небосклон многих звёзд Рампейджа и FMB World Tour, победителей Crankworx и его европейских аналогов. Почти все райдеры, снявшиеся там, прославились именно благодаря «Дисордеру». Новые ролевые модели попадали на экран Freeride Entertainment не только по безбашенности и таланту красиво вкатить. Упор явно делался на харизматичность «актёров». Это сработало: увидев происходящее в новых сериях катальное и трейлбилдерское безумие, ширящаяся армия фанатов нового спорта скупала лопаты, доски и новые велокомпоненты. Чтобы своими руками строить не только разнообразные кочки для прыжков в своих провинциальных и не очень городах, но и создать будущее целой, ныне ставшей огромной, индустрии! Сколько людей бросилось скупать блестящие железки «покрепче», сложив очередной руль в попытках повторить увиденное на экране!
Фрирайд расправил плечи, и как явление сегодня он привычен. Red Bull Rampage, развивавшийся параллельно с культовым сериалом. Тысячи байк-парков по всему миру, ежедневные ролики на Youtube, мтб-туры и гигантский ассортимент велокомпонентов. Но как и тогда, фрирайд подкупает своим свободным духом и… особенной кинематографичностью.
Итак, New world disorder.
Первые серии поведут вас от тяжеловесных дропов Джоша Бендера и четырёхколёсных проездов Trevor Snowdin к техничным нортшор-конструкциям в глубине канадских лесов, двойным бэкфлипам Лакондеги и красной пыли прожаренных солнцем восточных пустынь с верблюдами и бедуинами. Дальше — сумасшедшие фрирайдные линии отбитого на всю голову Robbie Bourdon, дикие скорости Стива Пита, элегантные выкрутасы Aaron Chase и хулиганский пролёт Дэйва Уотсона над пелотоном Tour de France, породивший волну подражаний. А чего стоит абсолютно безумный Крис Хольм на уницикле?
Десять серий. Десять лет. Почти девять экранных часов трюков, падений, дурачеств и путешествий, в ходе которых бесшабашная, слегка «донорская» топорность некоторых катающихся постепенно сменяется подлинным стилем и совершенством поздних серий.
Сам Вестерлунд счёл этот постепенный перекос в сторону слоупстайла и дёрта отклонением от исходно намеченной фрирайдной заточенности своих киноэкспериментов и завершил сериал финальной точкой Dust and bones (2009).
В новом, двухколёсном направлении экстремального видео были успешно применены рецепты горнолыжного кино, уже сформировавшего в ту эпоху свои стандарты: объединение с Matchstick оказалось удачным ходом. Монстры ski movies Стив Винтер и Мюррей Вейс не могли не задействовать накопленный продюсерский потенциал и вертолёты, а фирменные матчстиковские шуточки и постановочные моменты отлично разбавляют то, что Даррен Берреклот позже обзовёт bike porn. Но основа, самая суть этих десяти роликов — истинная романтика эпохи первопроходцев «нового маунтинбайка». И конечно, есть там немало расчёта, собравшего под знаменем фрирайда такие разные катальные стили и попутно раскрутившего слоупстайл и несколько известных теперь на весь мир ивентов.
Следующее десятилетие экстремального кино стало временем появления эпических форм. В титрах Дисордера отметились будущие создатели эпиков Life cycles, Into the mind и Where the trail ends.
Но это уже совсем другая история
-------------------------
Какая серия ваша самая любимая? И догадываюсь, есть среди читателей те, кто пошёл строить свою первую кочку после просмотра очередного Дисордера!
-
добавить в избранное
6
- +112
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (21)
konstantinpavlikhin
dirtyshiza
Redrider
ivario
SergeySavin
dirtyshiza
twice
Redrider
twice
Romirezz
Redrider
amstafff
Ruslan_Bogdanov
Chute
TApoK
Nunca
какие же дизордэры охуенные! сложно выбрать что-то одно, впервые увидел 4ый в 2008 году. очень запомнился 8ой и 10ый, ну и 7ой. они все крутые, с каким-то особенным подходом к монтажу!
YakuT
Chute
radiattion
Nunca
Monarch