Новое железоТест 32" прототипа Stoll P32


32" прототип от Stoll попал в руки на тесты сразу в два издания — MTBnews и Pinkbike. Знакомимся с их впечатлениями под катом. 

В статье пинка рассказывают, как основатели Stoll bikes Томас Столл (Thomas Stoll) и Ян Бахлла (Jan Bhalla) сразу загорелись идеей 32" байка, когда увидели прототип Fraction Bike Studio на стенде Maxxis на Eurobike 2025, где компания презентовала свои 32" покры Aspen. Парни вернулись с выставки и сразу взялись за работу над собственным прототипом. Причём идея состояла в том, чтобы испытать прототип не только на рослых гонщиках, но и на катальцах среднего роста.


Прототип P32 рядом с 29" байком.


Томас говорит, что начали рисовать прототип с колёс и построили велосипед вокруг них. Чтобы не затягивать с производством передний треугольник сварили из алюминия у подрядчика. На задний треугольник пустили одну из серийных карбоновых рам. Через 10 недель (примерно в Сентябре) прототип Project 32 был готов. 

Мы убеждены, что 32-дюймовые колеса произведут революцию в велоспорте. С моделью P32 мы хотим использовать наш опыт в разработке, чтобы стать пионерами. — Stoll bikes

На этом фото рядом с прототипом стоит Томас Столл.


На большинстве 32" прототипов мы видели выносы с экстремальным наклоном, чтобы достичь примерно того же расположения руля, что и у актуальных серийных байков. В случае Stoll использовался вынос -17°, короткий рулевой стакан и перевёрнутый вверх-ногами руль Bike Ahead Riser. На выходе получился примерно такой же наклон -40°, как и на других прототипах.


Перья слепили из кусков от серийных рам. Причём часть верхних перьев взяли от одной модели и удлинили их на 2-3см, а нижние перья взяли от другой модели. В отличие от серийных рам Stoll с подвеской VPP — здесь компоновка подвески однорычажная, шарнира у дропаутов нет.



Как нет и грязевых зазоров. Скорее всего это косяки только прототипа, так как он собран довольно кустарно и нужен только для проверки концепции и первых тестов. Позже зазоры добавят.



Ход подвески 100мм. Спереди установлен прототип вилки от Intend.



В итоге получился вполне себе годный прототип. Не самый эстетичный вид, но сейчас главное функционал. Томас считает, что 29" колёса никуда не денутся, а 32" в итоге прейдут и в эндуро, где скорости выше. 


Автор статьи на пинке и редактор The European Bike Project говорит, что на тестах байк ему не показался каким-то странным. Накат и зацеп были просто великолепными. И ощущения, что сидишь «наверху» — тоже не было, даже наоборот. Обувь не цепляла переднее колесо. 


Автор статьи на MTBnews Тобиас Шталь чуть подробнее расписал свои впечатления от катания на прототипе.



Основные преимущества практически в точности соответствуют тому, что говорили о 29" колёсах на заре их появления: лучше перекатывается через препятствия, повышенный зацеп за счёт увеличенного в длину пятна контакта, лучше сохраняет накат и инерцию, более низкий центр тяжести. Из минусов отмечают: более вялое ускорение, более медленное управление, увеличенная высота стека и более длинные перья, больший вес и уменьшенная жесткость рамы с колёсами.

Тобиас говорит, что по субъективным впечатлениям разница относительно 29" не такая заметная, как того можно было бы ожидать, посадка почти не отличается. Увеличенный диаметр колёс проявляет себя при быстрых поворотах руля, когда становится ощутимой возросшая инерция. По неровностям колёса катят плавно, но на асфальте отличий от 29" практически нет. На спусках байк раскрывается во всей красе и явно едет лучше 29" варианта. Из забавного — с появлением 32" колёс можно ожидать прихода 200мм роторов в кантри. Тобиас заметил, что 180мм ротора было маловато.


Как итог в большинстве случаев Тобиас говорит, что 32" байк лучше 29". За это придётся заплатить лишним весом. Прототип с фотографий вместе с педалями весил 13кг.


MTBnews в своей статье также затронули антропометрические аспекты. Идея подбора размера колёс под рост гонщика не нова. С появлением 29" колёс многие говорили, что 29" колёса будут выбирать именно рослые гонщики, а среднестатистический райдер останется на 26 и 27.5". Реальность оказалась чуток другой — поголовное большинство перешло на 29" колёса, ведь их преимущества с лихвой перевешивали недостатки. Диаметр 32" колеса примерно на 10% больше диаметра 29" колеса и на 23% больше 26" колеса. Наглядное сравнение на картинках MTBnews.



Условно говоря по пропорциям тела 26" колесо для человека с ростом 165см соответствует 32" колесу для человека с ростом 200см. А 27.5" колесо для человека с ростом 165 примерно эквивалентно 29" колесу для 175см и 32" колесу для роста 190см.



 


У Stoll есть определённый график проекта. Сейчас компания работает с Bike Ahead Composites над разработкой форм для запекания и «раскройкой» карбоновой укладки. Они же будут отвечать за серийное производство. У ребят уже есть предзаказы на 32" рамы. По планам начать производить 32" рамы уже в грядущем январе 2026 года. Первые рамы в размере М поступят в продажу в апреле. 


Рамы размера M будут иметь рич 468мм, у L рич будет 500мм. Ход подвески будет 100 и 120мм. Поскольку у P32 более простая конструкция подвески и гнущиеся перья, компания считает, что на шарнирах и подшипниках удастся сэкономить примерно 1.95кг. Планируются три комплектации — Gold, Platinum и Lightweight с весом от 10.9 до 11.6кг. Цен пока нет.


Чуть более подробную дорожную карту и информацию о готовящихся комплитах можно посмотреть на сайте Stoll.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +46
  • Мнения
?
Неформальный чатик 26-го, например

Комментарии (51)

+16
Очень надеюсь, что с приходом 32 колес производители оставят сетапы на 27.5/29, т.к. я с ростом 173 см на эндуро подвесе 29/29 чиркаю пятой точкой об заднее колесо. А уж с 32/32 ваще тьма будет…
avatar

zlaya_ytochka

+15
Не думаю, что эндуро-дх 32 колесо вообще появится сзади. Скорее всего будут малеты 32-29, 32-27,5 и актуальные 29-27,5. Просто когда будет актуально 32 колесо — появятся рамы с 3-мя и более позициями флипчипов.
avatar

Zato1

+17
Назад 30,5 завезут) 
avatar

kirien

+18
Интересно, оказалось что тут у нас опять небольшой обман, судя по сравнительной таблице, размер 32" колеса больше 29" всего на 2,5", а не на три. 
То есть нам опять впаривают маленькие 31,5" вместо полноценных 32" ! 
avatar

Chute

+3
Хмм. А ведь у меня мониторы 31,5 дюймов. Получается следующий размер должен быть не 36 а 34 дюйма, чтоб людей шибко большими  колесами не стращать.
avatar

Zato1

+13
У нас вообще маркетинг интересный, в плане реальных размеров и названий. Для начала, есть размер ETRTO по посадочному диаметру обода, и есть название — по внешнему диаметру колеса с резиной.
Отсюда получили одинаковые посадочные обода для шоссерных 700с, дорожных 28" и МТБ 29", и до кучи разницу размеров 26 — 27,5 в 1" (а не 1,5), на что очень многие купились в то время. А сейчас вот между 29 и 32 тоже всего по факту 2,5", может это и не плохо, просто надо знать. 
Да картинка в посте от немецкого издания с принципиальными ошибками — там сравнивают диаметра ободов, а не колёс, ну и нарисовано криво.
avatar

Chute

+1
Ну хз — может вообще не в ту сторону копают. Я в конце этого сезона перешел на 35мм (по внутрянке) обода. Сцепления навалило на спуске что п-ц передний баллон такой-же 2.6, сзади увеличил с 2.4 до 2.5. Если-б знал как оно попрёт и вовсе на перед 2.8 поставил-бы.
 Да и как по мне 29-е катки и так уже огромные — у эндуро-мотоциклетов и вовсе малет 21/18 дюймов, а в вело-кросскантри скоро и вовсе на таких гонят будут 



Последний раз редактировалось
avatar

Zato1

+10
Ну в целом споры про то, что 29" катят лучше маленьких уже давно утихли, в ДХ сзади исключение по другим причинам. У мотиков 21"/19" (вроде же не 18) — это не колёса (покрышки), а размер обода.
Посмотрим на нововведения, пользователи/рынок/гонки решат насчёт жизнеспособности.
avatar

Chute

0
Ну так-то да. Авто и мото именно диаметр обода колеса указывают. И насколько я помню для эндуро все-же 21/18 (21/19 вроде кросс). И диаметр колеса там +- как на олдовом биг-хите 26/24



Последний раз редактировалось
avatar

Zato1

0
А если про байк и раму — то меня сильно смущает микрописечный рулевой стакан, ничего хорошего для рулевой в этом нет, очень высокие нагрузки. Лучше бы они сделали прямо опущенный вниз Г-образный вынос…
avatar

Chute

+13
Лучше бы они сделали прямо опущенный вниз Г-образный вынос…

Руль-баран пусть ставят 
avatar

yurtsa

+1
Да не баран, а руль с отрицательным райзом) Вот где пространство для производителей рулей!
avatar

SilentS

+3
Обычный перевернутый райзер конечно же не подходит :)
avatar

yurtsa

0
Объективно говоря — нет, т.к. рули имеют не только подъем, но и загиб вверх и назад. Если с загибом назад все будет отлично, то загиб вверх превратится в загиб вниз 
avatar

SilentS

+1
А если подумоц?)
Вот на схеме один и тот же руль в боковой проекции. Сверху выставлен штатно, снизу — вверх ногами. Проекции загибов идентичны. Очевидно, что меняется виртуалька выноса, но по углам проблем нет. Ну и чем меньше подъём руля, тем меньше огрех на виртуалку выноса. Конкретно на схеме подъём 35 мм, углы 8 × 5 на ветках 200 мм.




Последний раз редактировалось
avatar

GeraRuckus

+3
Все хорошо, только вместо требуемого инвертированного подъёма (кстати а почему у тебя подъем идёт под 65 градусов, а не 90?) получается сдвиг вниз и назад в равной степени. Короче, руль новый нужен, как я и писал
avatar

SilentS

+3
Подъём ставится паралльельно вилке/рулевой потому что, угол рулевой я принял в 65°. Ояевидно, что разницы не будет никакой и сути схемы это не поменяет никак, выводы будут ровно такими же, внезапно.
Строго говоря да, нужен другой руль, но если речь за палку с нулевым или околонулевым одъёмом, то не нужен)
avatar

GeraRuckus

+3
если подъем правильно направлять по оси рулевой, то и спуск должен быть по оси рулевой, а не куда-то назад. И это логично, т.к. при при опускании руля велосипедист наклоняется, и руки идут вниз-вперед, а не вниз-назад.

Вообще страшно представить, как может выглядеть условный кантрийник на 36" колесах (
а если такие колеса будут давать преимущество на гонках, то рано или поздно они появятся), с антирайзером на 5см. Фууу, ну и уродец… но всё же лучше, чем вынос с наклоном в -5см.
avatar

SilentS

0
А если подъём правильно направлять как удобно, а не по линейке — то тогда всё становится на свои места ;)
avatar

lokki

0
Вау, а я как будто ставлю как мне неудобно))
avatar

GeraRuckus

0
И рулевой и самой раме. Но я думаю в более гравити угаре это будет актуальнее, а кантрийник… Да и так сойдёт. Проводку в рулевую они не стали пихать… что упрощает обслуживание/замену подшей. Хотя ХЗ что они в релиз выкатят. Мож и в рулевую запихают
avatar

pustota

+7

перевёрнутый вверх-ногами руль
Но тогда же 5° апсвипа в даунсвип превратятся. Оно же странное
avatar

SPY

+7
а если в двух плоскостях перевернуть? Не только вниз, но ещё и лево-право поменять. (я чот пока туплю. мне оперативы не хватает осознать. Надо найти кусок проволоки и проверить) аблин, у меня ж руль есть на полке. сеек… Ну да, работает вполне
Последний раз редактировалось
avatar

pustota

+3
Тогда 8° бексвипа станут впередсвипом же
А какаяч разница, это же другая плоскость и влияет на бексвип уже
* ушел снимать руль
Последний раз редактировалось
avatar

SPY

0
Лево-право точно менять. Но я не уверен что получится прям точно то же самое. Наверное работает «вполне» — это перебор. Но работает.
Последний раз редактировалось
avatar

pustota

+34
Вообще с высоты моих 185см интересненько, но
Томас говорит, что начали рисовать прототип с колёс и построили велосипед вокруг них. 
В эпоху появления 29 было ровно также и следующее в тексте впечатление о катимости и держаке, жесткости и управляемости в сравнении с первыми найнерами совершенно предсказуемо. История делает круг и когда производители рам начнут делать раму «вокруг» райдера и его хотелок — вопросов к перспективе 32" будет намного меньше. А пока — лишь «интересненько», не более. Особенно в части появления нового плакатика от недовольного новыми колесами зрителя на гоночной трассе (помните такой?) ))) 
Последний раз редактировалось
avatar

Polkovnik

+56


avatar

kharitonovmtb

+1
Давно пора перерисовать плакат под ">26ers are gay"
avatar

plumbumtroll

+8
Да-да. Сначала 32 колёса, потом окажется старые стандарты втулок так себе, прибавят по 1,825мм к ширине, потом окажется что спицы не вывозят и так далее, +100500 новых стандартов. Пусть производятлы катаются на своём тяжёлом, огромном говнище сами. 29, 32 ers are gay!
Последний раз редактировалось
avatar

siduk

+4
Сначала 32 колёса, потом окажется старые стандарты втулок так себе, прибавят по 1,825мм к ширине, потом окажется что спицы не вывозят и так далее, +100500 новых стандартов

Деньги сами себя не заработают ¯\_(ツ)_/¯
avatar

yurtsa

+11
Всё верно. Колесо больше? — больше. Спицы длиннее? — длиннее. Значит для хотя бы прежней жёсткости колеса нужно их ещё шире разнести
avatar

amstafff

+3
Очевидно что нужен супербуст
avatar

sayrius

-1
И обязательно еба-переходники от старого буста к новому.
avatar

GeraRuckus

+5
Глядя на фото сложно представить, куда должно деваться переднее колесо при ходе подвески хотя бы 150мм. Про 200мэмэ уж молчу. ) Там коллижн с нижней трубой надёжный получается. 
avatar

amstafff

0
Велосипед — трактор. На таком да по пашне, полям, траве. 
avatar

FeelBetter

+4
Со временем на 32" хардтейлы можно вкорячить жёсткие вилки с баранами и обозвать супер-гревелом :)
avatar

yurtsa

+20

Поехали!
avatar

sayrius

+18
Да! 



avatar

amstafff

+4
В плоскач перелетел?
avatar

sayrius

0
Наверное
avatar

amstafff

0
Хорошо нраица!
Особенно вилка сквозь спицы.
Настоящее будущее прошлое!
avatar

Logoffski

+2
Что-то эволюция колёс пропустила промежуточные 30,5 дюйма и сразу перешла от 29 к 32. Маркетологи продолбали целую нишу, или они потом подтянутся в более экстремальные дисциплины, как это было с 27,5?) 
Последний раз редактировалось
avatar

kirien

+6
Лучшее из двух! King of all trades and master of none! Где-то это уже было.
avatar

sayrius

+19
>>30,5 дюйма
Это — на следующий сезон. Кому 29 не катит, а 32 — баржа неповоротливая.
avatar

AltairNsk

+2
Это для гревелов, там не так давно придумали новый стандарт «750 D» (660 мм), +1,5" к стандартному 650с/28" (622 мм). 
Тут тоже была статья на эту тему, но сходу не нашёл... 
avatar

Chute

+8
avatar

yurtsa

0
Ага, спасибо!
avatar

Chute

+2
Нашел вот такой вот вынос на полях интернетов
avatar

SilentS

+13
Там ещё и вилка с нарощеными дропаутами, да.
twentysix.ru/blog/stuff/145438.html
avatar

amstafff

0
сорян, пропустил
avatar

SilentS

0
Тут уже корона с интегрированным выносом просится…
avatar

slopestyler

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.