Новое железоТест 32" прототипа Stoll P32


32" прототип от Stoll попал в руки на тесты сразу в два издания — MTBnews и Pinkbike. Знакомимся с их впечатлениями под катом. 

В статье пинка рассказывают, как основатели Stoll bikes Томас Столл (Thomas Stoll) и Ян Бахлла (Jan Bhalla) сразу загорелись идеей 32" байка, когда увидели прототип Fraction Bike Studio на стенде Maxxis на Eurobike 2025, где компания презентовала свои 32" покры Aspen. Парни вернулись с выставки и сразу взялись за работу над собственным прототипом. Причём идея состояла в том, чтобы испытать прототип не только на рослых гонщиках, но и на катальцах среднего роста.


Прототип P32 рядом с 29" байком.


Томас говорит, что начали рисовать прототип с колёс и построили велосипед вокруг них. Чтобы не затягивать с производством передний треугольник сварили из алюминия у подрядчика. На задний треугольник пустили одну из серийных карбоновых рам. Через 10 недель (примерно в Сентябре) прототип Project 32 был готов. 

Мы убеждены, что 32-дюймовые колеса произведут революцию в велоспорте. С моделью P32 мы хотим использовать наш опыт в разработке, чтобы стать пионерами. — Stoll bikes

На этом фото рядом с прототипом стоит Томас Столл.


На большинстве 32" прототипов мы видели выносы с экстремальным наклоном, чтобы достичь примерно того же расположения руля, что и у актуальных серийных байков. В случае Stoll использовался вынос -17°, короткий рулевой стакан и перевёрнутый вверх-ногами руль Bike Ahead Riser. На выходе получился примерно такой же наклон -40°, как и на других прототипах.


Перья слепили из кусков от серийных рам. Причём часть верхних перьев взяли от одной модели и удлинили их на 2-3см, а нижние перья взяли от другой модели. В отличие от серийных рам Stoll с подвеской VPP — здесь компоновка подвески однорычажная, шарнира у дропаутов нет.



Как нет и грязевых зазоров. Скорее всего это косяки только прототипа, так как он собран довольно кустарно и нужен только для проверки концепции и первых тестов. Позже зазоры добавят.



Ход подвески 100мм. Спереди установлен прототип вилки от Intend.



В итоге получился вполне себе годный прототип. Не самый эстетичный вид, но сейчас главное функционал. Томас считает, что 29" колёса никуда не денутся, а 32" в итоге прейдут и в эндуро, где скорости выше. 


Автор статьи на пинке и редактор The European Bike Project говорит, что на тестах байк ему не показался каким-то странным. Накат и зацеп были просто великолепными. И ощущения, что сидишь «наверху» — тоже не было, даже наоборот. Обувь не цепляла переднее колесо. 


Автор статьи на MTBnews Тобиас Шталь чуть подробнее расписал свои впечатления от катания на прототипе.



Основные преимущества практически в точности соответствуют тому, что говорили о 29" колёсах на заре их появления: лучше перекатывается через препятствия, повышенный зацеп за счёт увеличенного в длину пятна контакта, лучше сохраняет накат и инерцию, более низкий центр тяжести. Из минусов отмечают: более вялое ускорение, более медленное управление, увеличенная высота стека и более длинные перья, больший вес и уменьшенная жесткость рамы с колёсами.

Тобиас говорит, что по субъективным впечатлениям разница относительно 29" не такая заметная, как того можно было бы ожидать, посадка почти не отличается. Увеличенный диаметр колёс проявляет себя при быстрых поворотах руля, когда становится ощутимой возросшая инерция. По неровностям колёса катят плавно, но на асфальте отличий от 29" практически нет. На спусках байк раскрывается во всей красе и явно едет лучше 29" варианта. Из забавного — с появлением 32" колёс можно ожидать прихода 200мм роторов в кантри. Тобиас заметил, что 180мм ротора было маловато.


Как итог в большинстве случаев Тобиас говорит, что 32" байк лучше 29". За это придётся заплатить лишним весом. Прототип с фотографий вместе с педалями весил 13кг.


MTBnews в своей статье также затронули антропометрические аспекты. Идея подбора размера колёс под рост гонщика не нова. С появлением 29" колёс многие говорили, что 29" колёса будут выбирать именно рослые гонщики, а среднестатистический райдер останется на 26 и 27.5". Реальность оказалась чуток другой — поголовное большинство перешло на 29" колёса, ведь их преимущества с лихвой перевешивали недостатки. Диаметр 32" колеса примерно на 10% больше диаметра 29" колеса и на 23% больше 26" колеса. Наглядное сравнение на картинках MTBnews.



Условно говоря по пропорциям тела 26" колесо для человека с ростом 165см соответствует 32" колесу для человека с ростом 200см. А 27.5" колесо для человека с ростом 165 примерно эквивалентно 29" колесу для 175см и 32" колесу для роста 190см.



 


У Stoll есть определённый график проекта. Сейчас компания работает с Bike Ahead Composites над разработкой форм для запекания и «раскройкой» карбоновой укладки. Они же будут отвечать за серийное производство. У ребят уже есть предзаказы на 32" рамы. По планам начать производить 32" рамы уже в грядущем январе 2026 года. Первые рамы в размере М поступят в продажу в апреле. 


Рамы размера M будут иметь рич 468мм, у L рич будет 500мм. Ход подвески будет 100 и 120мм. Поскольку у P32 более простая конструкция подвески и гнущиеся перья, компания считает, что на шарнирах и подшипниках удастся сэкономить примерно 1.95кг. Планируются три комплектации — Gold, Platinum и Lightweight с весом от 10.9 до 11.6кг. Цен пока нет.


Чуть более подробную дорожную карту и информацию о готовящихся комплитах можно посмотреть на сайте Stoll.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +14
  • Мнения
?
Неформальный чатик 26-го, например

Комментарии (2)

+2
Очень надеюсь, что с приходом 32 колес производители оставят сетапы на 27.5/29, т.к. я с ростом 173 см на эндуро подвесе 29/29 чиркаю пятой точкой об заднее колесо. А уж с 32/32 ваще тьма будет…
avatar

zlaya_ytochka

0
Не думаю, что эндуро-дх 32 колесо вообще появится сзади. Скорее всего будут малеты 32-29, 32-27,5 и актуальные 29-27,5. Просто когда будет актуально 32 колесо — появятся рамы с 3-мя и более позициями флипчипов.
avatar

Zato1

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.