Новое железоКак близко подошла gearbox-революция?

Новое железо: Как близко подошла gearbox-революция?
Мы слышим про коробки переключения передач уже очень давно. Не менее 15 лет эти фантазии беспокоят нас, потому что нам все больше хочется избавиться от выступающего переключателя, где механизмы открыты всем говнам мира. Где износ из-за пыли и грязи зашкаливает. Давайте разберемся, что происходит на этом рынке, ведь там есть радостные события.

Первым делом давайте разберемся с форматом. Одна из главных проблем переключения без внешнего переключателя — разнообразие форматов. Есть втулки, есть коробки в каретке, коробок много и для них нужны свои рамы.

Давайте сейчас посмотрим именно на коробки. Какие у них есть преимущества над втулками?
1. Во втулке меньше места
2. Всё, что расположено во втулке, должно быть отбалансировано
3. Слишком дорого менять колеса между собой
4. Лучше иметь вес по центру байка, чем неподрессоренной и вращающейся массой на колесе.

У коробок есть свои минусы. Они тяжелее, для них нужны свои рамы. Но представим на секунду, что завтра волевым решением производителям будет предложена платформа от Shimano или SRAM, когда производителям будет обещано: стандарт крепления коробки не изменится, она заменима и подвержена апгрейду. Что тогда?

Посмотрим на то, какие уже сейчас получаются байки с коробкой Pinion:
Новое железо: Как близко подошла gearbox-революция?
 
Очень компактное решение, правда? Как и в большинстве ситуаций с не слишком популярными технологиями, здесь еще много косяков. К примеру, зачем здесь портить КПД еще и двумя роликами рядом с ведущей звездой?

И… как вам уже такой вариант?
Новое железо: Как близко подошла gearbox-революция?

Осенью прошлого года Pinion сделал очень большой шаг вперед. Они догадались, что для завоевания рынка им не обязательно атаковать количеством передач. Тренды давно не те, пользователи понимают, что 33 передачи Shimano — это что-то из прошлого.

Вот и Pinion выпустил более простые коробки на 9 и 12 передач вместо 18. Вот как они видели разброс передаточных соотношений у себя, сравнивая со втулками и переключением 2*10.
Новое железо: Как близко подошла gearbox-революция?

Конечно 600% диапазоном сейчас никого не удивить, но это точно очень высокий стандарт и даже этот диапазон многие райдеры готовы согласиться уменьшить.

И вот текущие продукты Pinion'а — под 18, 12 и 9 передач. Обратите внимание на то, что вес коробки удалось сбросить сразу на 350 грамм!
Новое железо: Как близко подошла gearbox-революция?

Что с весом?
Здесь сложно посчитать точно, но новый SRAM NX,  представленный вчера, весит около 1900 грамм. Со всеми наворотами (одной коробкой не ограничиться, будут еще шатуны, манетка, звезды, цепь/ремень). И еще мы помним, что здесь можно использовать более легкие и надежные втулки. Pinion весит больше примерно на килограмм, но важно, что этот разрыв быстро сократился в полтора раза прошлой осенью!

Что с обслуживанием?
Система закрыта, изнашивается намного меньше, а потому переборку предлагают делать раз в год. Очень солидно для тех, кто не хочет чинить байк.

Что с КПД?
Это один из самых сложных вопросов. Уже сейчас очень многие райдеры готовы перейти на коробки, пожертвовав в лишнем весе, но выиграв в простоте, надежности и развесовке. И тем не менее большие инновации часто начинаются либо с ультра-массового сегмента (сейчас это электробайки), либо со спорта. И, похоже, мы пока идем по первому пути.
Коробкам не нужны дополнительные звезды и успокоитель. Есть мнение, что грязные ролики переключателя могут сбрасывать до 10ватт с прилагаемой к педалям мощности. С коробками действительно есть проблема в дополнительных точках приложения усилия. И тем не менее, выигрыш приходит оттуда, откуда не ждали. Например, в подвесах можно существенно уменьшить раскачку просто за счет того, что цепь всегда прикладывает усилие в точно предсказуемом направлении. 

Что с заменяемостью?
Это вопрос стандартов рынка, но как раз он решаем при выходе одного из грандов. 

Что с ценой?
Коробки дороже в полтора раза. И снова эта проблема решаема выходом на рынок крупного игрока. Большие объемы продаж — экономия на масштабе — потенциально более низкие цены.

Выгодно ли SRAM'у/ Shimano ставить нам такие выносливые компоненты?
Это тонкий вопрос, но при появлении стандарта на коробки их можно будет апгрейдить, заменять на более легкие… и вообще кто сказал, что в погоне за меньшей ценой и весом они не найдут, чему там ломаться? Новые коробки заставят нас покупать новый байки, производители плачут от счастья. Всё возможно, но вы сразу видите цену этого «возможно».

Как видно, перед нами остается два вопроса — вес и кпд. И оба этих вопроса имеют проблески надежды в более простых материалах, механизмах. Остальные вопросы являются барьером до той поры, пока SRAM или Shimano не выйдут на рынок. С другой стороны если электробайки будут захватывать мировой рынок такими темпами, как это происходит в самом Китае, коробки придут к нам сами собой. Вместе с электрикой.

Как вы думаете, дойдет ли до нас эта gearbox-революция и когда?

Комментарии (65)

+21
На самом деле, вещь перспективная. Уверен, что настанет тот день, когда, на велике останется, лишь, 2 троса — это будут гидролинии. Потому что переключение в коробке будет по беспроводному протоколу.
avatar

AntonChehov

+1
И третий тросик на дилдак…
avatar

FightingCat

+3
Не, ему не надо будет, электроника от магуры
avatar

EvgeniyKonyahin

+3
С учетом сломаного переклюка и свернутого петуха за последний только год, я бы не отказался от подвеса с коробкой и ременной передачей. Плюс это придало бы больший клиренс байку и большую надежность в целом. Но такой вариант, скорее всего, подразумевает вращение подвески вокруг каретки и перья, с конструкцией которой можно будет добиться натяжения ремня. Будет ли что-то подобное — посмотрим. Но это интересно и фиг с ним, с +1 килограммом.
Последний раз редактировалось
avatar

DKrupenin

+3
Ну, в мотоиндустрии это уже давно пройденный этап
avatar

MikhailKovnatski

+24
уважаемая редакция, на этой неделе я не успеваю читать все новости! остановитесь :)
avatar

pashevich

+13
Есть же еше ефигир 
 

который изначально 9ск

который значительно легче пиньйона



вес указан с шатунами и штифтами под ремень и ремнем,  с цепью — легче звезды — тяжелее цепь но то на то и выйдет.

и что самое важное забыли в статье

у пиньйона только грипшифт




 в то в ремя как у еффигира адаптированные манетки х9 и х0





ну и в конце концов цена разницаться не в 2 раза

а в 3-4

комплект срама нх — 320$

только коробка с шифтером пиньйона или ефигира 1200e  и выше.

 
avatar

cka3o4nuk

0
 Effigear, вроде и прикольная коробка, своей простотой, вариантами компоновок, большей гибкостью в плане конструирования подвесок. Но, фиксэд втулка — это куда? У Pinion — не знаю — так же или нет.
Не ясно так же — что это за стержень на нижней трубе. Я его и раньше где-то замечал.



Он отсутствует при использовании грипшифта с двумя тросами, но имеется при использовании срамовской манетки. Неужели в нём просто возвратная пружина с тросиком?8( 
avatar

Belinsky

+5
Все это классно работает в мото и авто, а в велике нагрузки меньше, так что тут должно работать не хуже. Но в проф. спорте может не прижиться, если кпд не будет на уровне обычных переклюков. Ноги то не мотор. Зато через некоторое время мы должны увидеть электробайки с коробкой автомат с гидротрансформатором или вариатор, как на мопедах. С появлением мощщных аккумуляторов скутеры станут не нужны, их заменят электровелосипеды. Для обывателя просто гениально!
avatar

Dustman

+1
КПД гидротрансформатора уже совсем УГ. Даже в электрички он не пойдёт т.к. это заметно скажется на пробеге на одной зарядке.
"Максимальное значение КПД гидротрансформатора может быть от 0,85 до 0,97, но обычно находится в диапазоне от 0,7 до 0,8. В комплексном гидротрансформаторе на режиме гидромуфты можно получить максимальное значение КПД — 0,97." 
Последний раз редактировалось
avatar

pustota

+5
Емкость нынешних аккумуляторов — вот что УГ. Это главный лимитирующий фактор, почему скутер пока круче электровела. Но революция накопления электроэнергии не за горами)
avatar

Dustman

+2
Может к тому моменту с электробайков догадаются выкинуть педали, звезды и цепь,
как собственно произошло на первых мотоциклах, там тоже педальки и рама велосипедная какоето время были, два мотор-колеса, рама-вилка, аккум и все — красота
avatar

QuakeGrunt

+9
А потом опять все по новой: без мотора и с педалями :)
Последний раз редактировалось
avatar

yurtsa

0
с подвеской от мотопроизводителей :)
avatar

QuakeGrunt

+4
Спорные тэзисы в материале.
Еще одно ответвление эволюции, и стволом ему не стать.
Последний раз редактировалось
avatar

Belinsky

+8
эта штука если и поступит в массы, то только через шиману со срамом, мощным маркетинговым толчком, и обязательно сверху, как Ди2. возможно будет какое то бурное сотрудничество с каким нибудь треком или сантракрузом, обязательно слитые фото прототипов и громкие пресс релизы. ну и не раньше чем Ди2 спустится до СЛХа, и стандарты втулок будут с шагом в 2 мм)
avatar

CIX

+2
Неясно почему не делают композитные шестерни и корпуса. Это должно снизить вес.
avatar

nilstisebe

+3
Композитный корпус (боковые стеночки) я ещё могу как то слабо себе представить, а вот композитные движущиеся (трущиеся между собой) детальки не могу…
avatar

FightingCat

+2
А сталь с композитом в шестернях нереально совместить?
Вон на деорах ставят 2 варианта звёзд. Со сталью+композитом в итоге экономиться 25% веса звезды.
 
avatar

Kirya

0
шестеренки некоторых доступных китайских токарных станочков сделаны из композитов. 
avatar

Whoisbikes

+2
Зачем бороться с весом, если проблема с внедрением коробок лежит в другой области?
avatar

pashevich

+1
Поскольку это вменяется в недостаки. Далее цитата: "
Шестерни из текстолита — свойства и применение
Если для изготовления деталей применяется текстолит, шестерни приобретают ряд характеристик, благодаря которым они превосходят аналоги из металла или пластика:
— высокие диэлектрические свойства;
— прочность, долговечность;
— низкий коэффициент трения, износостойкость;
— устойчивость к действию климатических факторов и агрессивных сред;
— легкость.
Шестерни из текстолита успешно используют в машиностроении, электротехнике, приборостроении."  kitprom.com/catalogue/1142
Последний раз редактировалось
avatar

nilstisebe

+1
ни  теми размерами и нагрузками они используются 
вы думаете производителю лень было бы делать продукт легче? найн. 
avatar

cka3o4nuk

+1
шестерни из текстолита весело пойдут в труху, когда какойнить лось штурманет торчок на мелкой передаче.
avatar

pashevich

+1
Даже если сделать косозубую?
avatar

nilstisebe

0
А как оно будет переключаться косозубое?
Хотя ефигир можно сделать теоретически… как работает вариант из поста я не разбирался особо ) 
Последний раз редактировалось
avatar

pustota

+1
Так же, как косозубое переключается в автомобильной КПП ;)
Последний раз редактировалось
avatar

yurtsa

0
не знал, что косозубое можно друг относительно друга по оси елозить, хотя и не интересовался)
На сколько я понимаю, профит косозубой — больше площадь контакта между шестернями при той же толщине самой шестерни?
Последний раз редактировалось
avatar

pustota

+3
и меньше шума при работе
avatar

Kapusta

+3
Все шестерни в КПП всегда в зацеплении. А переключение происходит соединением шестерни с валом посредством муфты. В Эфигире так же, как я вижу
avatar

Wermachtocheck

0
Проблема шестеренчатых КПП в том что сцепляются 3-4 зубца с каждой стороны. Крупными их на велосипеде не сделать, и напряжения получаются очень большие, в отличие от цепной передачи, где такое только на самых малых звездах, но усилие с ролика распределяется на большую площадь.
avatar

mr_tank

0
В кпп шестеренки гораздо шире звезд кассеты.
avatar

velikain

+4
В такие коробки в будущем будет легче спрятать двигатель, нежеди в подсидел, как было на тех соревнованиях ;)
Последний раз редактировалось
avatar

velikain

0
Тогда UCI эти кпп не одобрит :)
avatar

yurtsa

-15
раскрыть комментарий
avatar

maximsvetlov

+4
неприхотливая трансмиссия это шикарно!
но нужна специальная рама с крепежем… е если нет желания преобретать такую?? а есть любимая  рама с класической трансмиссией, как быть?=)
отрезать каретку и приваривать крепеж?
avatar

Sancho

0
Да, об этом забыли упомянуть, что для такой трасмиссии необходима специальная рама. Сейчас под Pinion выпускает, насколько мне известно, только Alutech и Nicolai.
avatar

aacho

0
Тритон ещё)
avatar

Kirya

+5
Кувалда) 
avatar

CIX

+1
Если будет нужно, не вопрос) Сами уже над подобным размышляем
avatar

Wermachtocheck

+1
Чет я так подумал, фэт с коробкой, а?
avatar

AleksandrSimonov

+1
Покажем как сделаем)
avatar

Wermachtocheck

+1
На самом деле, вопрос времени и маркетинга. Это как 27,5. еслиб нам в несклько лет назад не втюхали бы этот стандарт, никто бы и не напрягался.
Второй момент, совместимость с обычной кареткой.
К примеру, если будет адаптор под стандартную каретку, я смогу снять всю зубчатую систему, раскрутив пару болтов, и вставить на ее место свою стандартную систему, то вообще круто, хардтейлы как минимум будут популярны с этим делом.
И кстати, я думаю, при умеренном ктании, туда не надо будет залазить каждый год. 
avatar

generalnik

0
Туда не надо залазить каждый год, оттуда надо слить масло и залить свежее. А совместимость с обычной кареткой я не представляю. Это ведь по сути вместо трубки, в которую ставится ось на подшипниках ставится пластина с креплениями, к которой прикручивается коробка. Разве что можно сделать кусок рамы с обычной кареткой и креплениями под эту пластину, но это лишний вес и изврат.
avatar

velikain

0
а мне нравится такой вариант. 
avatar

slopestyler

+1
Ну, я имелл ввиду, снять коробку и прикрутить с двух сторон две пластины, которые с резьбами под каретку. 
avatar

generalnik

+5
ты гонишь, никому такой колхоз не нужен. Все равно что продумывать на всякий случай как вкатить в Форд Фокус трансмиссию и мост от УАЗа (которая все равно в гараже валяется), если PowerShift вдруг накроется. Просто тупо ИМХО.
avatar

Kapusta

0
вот имея фокус с этим самым мощным сдвигом — не могу сказать, что это такой уж плохой вариант ^_^
avatar

DmitriyBeganskiy

0
Я специально и взял случай из реальной жизни, чтобы нагляднее было)))
avatar

Kapusta

0
Так еще, если там все так герметично как в автомобильном автомате, то вообще, залил и забыл тысяч на 50-60.
avatar

generalnik

0
Q-фактор великоват. Хотя наверное на эндуро или трейл подвесе не так ощущаться будет как на кантри.
avatar

oBepcaH

0
по правде говоря абсолютно не вдупляю, как работает эта штука внутри, но интересует следующий вопрос: GT IT-1 и моя либимейшая HONDA RN-01DH страдали повышенным трением при холостом ходу из-за постоянного вращения цепи и некоторых деталей в коробке. современные системы с этим как то борятся? 
avatar

CIX

0
Effigear — нет. Pinion — мне не понятно пока.
avatar

Belinsky

+2
страдали повышенным трением при холостом ходу из-за постоянного вращения цепи и некоторых деталей в коробке. современные системы с этим как то борятся?

Эндуро = страдать! Просто во времена GT IT-1 и Honda RN-01 его еще не изобрели...

А если серьёзно, то я бы особо не расчитывал на какой-то прорыв в части повышения КПД у зубчатых коробок передач. 
Последний раз редактировалось
avatar

Damn

+2
На пиньоне сзади ставится обычная втулка. Рекомендуют ставить с коротким свободным ходом. Так что цепь не крутится постоянно
avatar

Gazza

0
а вот это уже победа! 
avatar

CIX

0
А зачем вообще делать такой механизм, чтобы он работал с фиксированной втулкой? В чем там проблема? У Пиниона можно обычную втулку юзать.
avatar

velikain

0
да у кого угодно можно обычную использовать если ведущая шестерня справа. GT сплоховал, когда звезду вывел налево.
avatar

mr_tank

+7
Скоро будет построена первая рама под Pinion в Москве.
Когда впервые покатал — очень понравилось.

Про переборку раз в год — это про effi.
пиньон же вообще 50 тыс км трогать не надо
avatar

Gazza

0
Спасибо за инфу про цепь. Насчет effi — замена масла — не перебрка всё-таки (до меня уже говорилось это).
avatar

Belinsky

+1
Это немногое из новинок, которые хотелось бы когда нибудь юзать. Буду ждать развития событий)
avatar

YaroslavLukashevich

+1
А она не скрипит? или опять потом переходники самозатягивающиеся надо будет докупать?
avatar

lim

+7
Прошло десять лет, разговор на финише одного из этапов РЭС:
-  Ты где столько времени потерял, где флоу мужик?
— Да у меня четвёртая «вылетает»...
— ?!?!?!
avatar

OlegShturman

+1
У SunTour тоже ж есть V-Boxx - http://www.srsuntour-cycling.com/ru/bike/v-boxx/
twentysix.ru/blog/stuff/100594.html 
avatar

Yue

+15
Работаем ;)



avatar

Gazza

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.