Блог им. pashevichПерсональные счеты с Шиманой.

Еще недавно на 26.ру бушевали страсти, которые можно охарактеризовать фразой «больше, больше стандартов!». Сейчас, в разгар гоночного сезона, эта тема как-то отошла на второй план.
Я всегда относился к спорам о новых стандартах и обратной совместимости спокойно, т.к. за новинками велоиндустрии никогда не гнался в силу неспортивности катания и не очень толстого кошелька. Но совсем недавно мне довелось столкнуться с весьма интересной ситуацией – несовместимостью в рамках одного стандарта.
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.
В данном посте пойдет речь о старом добром Shimano Center Lock – стандарте крепления тормозного ротора к втулке посредством шлицевого соединения. Ничего нового, все давно известно. Мне так казалось… Началось все с того, что когда-то давно я купил клевый ротор SLX 160 мм на пауке, да еще с лайтовой гайкой. Купил в запас, цена была вкусная, а ротор под ЦЛ никогда не помешает (на скидках часто проскакивают дорогие втулки под ЦЛ). И вот мне попадается (опять же дешево) втулка DT Swiss 370 под 15 мм ось. «Хорошо бы собрать колесо и поставить на эту втулку мой клевый ротор…» — подумал я. А дальше…

Стоит сказать, что я всю жизнь использую втулки и роторы под 6 болтов, и с ЦЛ сталкивался только лишь однажды, да и то недолго. Так что подвоха я не ожидал…

Собрав колесо, я радостно лезу за ротором на антресоль в предвкушении того, что сейчас поставлю почти новенький ротор на свежесобранное колесико. Как ни странно, ротор на шлицы оделся нормально, хоть и с каким-то натягом, пришлось прилично налечь на паук, чтобы ротор сел плотно на втулку. Теперь, как обычно, берем гайку, накручиваем на втулку…и тут меня ждет фэйл:
 
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.

Если кто-то плохо знаком со стандартом CL – поясню. Гайка ЦЛ закручивается стандартным съемником кассеты, и для этого его нужно вставить внутрь гайки. Для наглядности сделал фото с серебристой гайкой ЦЛ: видно, что внутренний диаметр гайки почти совпадает с внешним диаметром колпачка втулки, а съемнику и вовсе некуда там пролезть, он тупо упирается в колпачок втулки:
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.


Кто-то скажет «RTFM» и частично будет прав. Эту фичу можно было знать заранее, но проблема то есть – как крепить ротор, ведь гайку никак не затянешь? Лезем в гугл и начинаем искать варианты.

Нам нужны гайки ЦЛ с большим внутренним диаметром, они имеют внешние шлицы под съемник для кареток Hollowtech II. После некоторого изучения онлайн-магазов имелись следующие варианты (в порядке убывания адских ценников):

1. DT Swiss Center Lock Lock-Ring.. 23$ + доставка с чейна (вплоть до месяца). Спасибо, не надо, у меня ротор дешевле этой гайки.
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.
*кстати, на гайке написано «максимальный диаметр ротора — 210 мм». а бывает больше?

2. Formula Center Lock Nut Ring уже лучше, но все равно – 14$ за гаечку…+ 20 за ротор = 34 бакса за то, чтобы повесить ЦЛ ротор на колесо…жирно.
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.

3. Выручают немцы – на БК обнаруживается шимановский переходник с ЦЛ на 6 болтов всего за 12 уе, в комплекте с переходником – искомая гайка:  В этом случае можно будет продать переходник с обычной гайкой под QR втулки и выйти почти в ноль по деньгам. Ну уж с шимановской гайкой не должно теперь возникнуть проблем, это же они стандарт придумали :)
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.
 

Собираем заказ на 120 евро (в Беларуси таможенный лимит на посылки 120 евро), чтобы раскидать доставку на всех. Ждем 8-14 дней, идем на почту, получаем коробочку, радостно извлекаем переходник:
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.


Берем гайчку – и вот он, долгожданный момент соединения ротора со втулкой…а фиг вам!

Ну теперь то что? А вот что: у меня в хозяйстве имеется съемник Hollowtech II в виде блинчика/шайбочки. И вот что случилось при попытке закрутить им гайку на втулке:

Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.


Гайка не докручивается из-за того, что съемник внутренней частью уперся в колпачок втулки, а дальше он идти отказывается (лицо-рука)…
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.


Хоть плачь, хоть смейся…все есть, а ротор к втулке все равно не прикручивается. Благо Минск хоть и деревня, но довольно большая, и в соседнем районе у знакомого торжественно был одолжен рожковый ключ под Hollowtech II (а если живешь в провинции – что делать?), ключ привезен домой, радостно извлечен из рюкзака и…и опять «Not so fast!».

Обратите внимание на фото выше, где показана гайка в профиль. Видите толщину? Сравните с толщиной бортов гаек Formula и DT Swiss. Чувствуете разницу? «Ну и что?» — спрашивают меня с задних рядов. А вот что – плоскость торца втулки лежит ниже плоскости полотна ротора, и ключ, имея и без того тонкую грань, за которую нужно цепляться, не может полностью за нее ухватиться, а подходит под углом, а зажать, я напоминаю, нужно с моментом 40 Н*м (по-русски это «почти до усрачки»):
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.

Теперь понятно, зачем «нормальные» производители делают широкий бортик под ключ выше плоскости втулки. Справедливости ради стоит заметить, что у Шиманы тоже есть такие гайки, специально для втулок под ось:
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.

Возникает вопрос — почему бы на той гайке, что была в комплекте с переходником, на написать, что оно для QR онли? Я уже не говорю о том, чтобы сделать одну гайку для всех…
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.
С горем пополам, аккуратно, я таки прикрутил этот несчатный ротор ко втулке. Но каков был квест! Чтоб я еще раз купил Шиману ЦентрЛок…
 
 
 
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.
 
 
эпилог — переходник с CL  на 6 болтов я не зря купил :D
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.
 
вам может показаться, что на этом пост точно закончился… но нет, мы продолжаем!
Как я писал выше, адаптер под 6 болтов я купил не зря. И вот сегдоня пришло время его установить на втулку… По привычке достаю динамометрический ключ, надеваю на него Торкс25 насадку, распаковываю адаптер и… вы не поверите — снова фйэл :)  Ноу коментс:
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.
ОБладатели ЦЛ в коментах пишут, что болтики IS крепления легко сорвать. Тогда как назвать то, что Шимана приложила к адаптеру? Фольга же. Т25 естественно не подходит. Ситуация: в мультитуле только Т25, в наборе с динамометрическим ключом идут только Т25 и Т30, для прокачки Авидов есть Т10. Если бы не мой автомобильный чемоданчик — очередной поход в магазин за Торкс15 (дада, крутим болты ротора микрозвездочкой Т15) мне был бы обеспечен:
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.  
Но и это еще не все. Во все тех же коментах народо пишет, что у некоторых пользователей со временем начинают люфтить роторы на шлицах втулки. Так вот ситуация:
— втулка DT 370
— ротор Shimano SLX на пауке. садится очень туго, надо прилично давить пальцами, поочередно на каждый луч паука, чтобы натянуть его на шлицы. естественно, даже в теории там люфта не будет.
— адаптер под 6 болтов от Shimano (втулка та же DT 370). Что вы думаете? опускается на шлицы свободно, под собственным весом и етсь микролюфт!
Как это называется? Один стандарт шлицов, один производитель, одна втулка — одно изделие еле налазит, второе — люфтит. Браво.
 
Поставил любимые Авид Г2 и забыл это все как страшный сон...
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.

Комментарии (242)

+11
Хммм… А разве с такой втулкой не должна идти «правильная» гайка?
avatar

Ajax

+3
на барахолке никто никому ничего не должен) может и должна, в магазине.
поэтому я на 6 болтах — они всегда «правильные».
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

0
ну… не всегда же (=
*опережая — ты тут не оговорил это «всегда»* 
avatar

bkg

+2
Ага, болтики тоже покупать надо, если не было в комплекте с диском. И упаси господь купить неправильные. Просто IS диски использую многие, болтики все знают как выглядят (длина, шаг резьбы), в метизах иногда можно найти (хотя у нас во всем городе в метизах нет болтов под внутренний шестигранник). А CL не все знают. Я вот уже 2 года в курсе, что у CL втулок под оси 15\20 и QR разные гайки.
avatar

Data_Link

-3
всем кому должна — уже простила…
avatar

madtapki

+10
в провинции бы газовым ключем затягивали)
 
avatar

cheburashka

-3
вот ага, пока читал всю эпопею подумал что уже не выдержал бы и газовым затянул
avatar

zool

+7
Именно так, к сожалению. А еще новость в том, что 40 Н*м затяжки далеко не всегда удерживает ротор от отсутствия люфта на шлице при торможениях, что ужасно бесит.
Не говоря о том, что требовать затягивать что-то за мелкие шлицы с таким усилием — мягко говоря кривое решение с минимальной защитой от дурака. К примеру у меня есть хороший динамометрический ключ, но он не умеет измерять такое усилие, так что эта история превращается в «затяни так сильно, как можешь, только не сорви шлицы».
P.s.: диск Shimano с жабрами очень крут в плане охлаждения, я в это верю и хочу его поставить, но не поставлю, пока для этого требуется втулка под centerlock.  
Последний раз редактировалось
avatar

Valilenk

+4
я когда тянул эту дрыщавенькую гайку перекошенным рожковым ключом — вспомнил всех богов Олимпа и попросил у них удачи. и сомневаюсь, что дотянул до 40 Н*м...
кстати, рожковые ключи весьма бодро разбивают/выедают шлицы кареток холоутек. там сколько там металла, и сколько тут на гаечке. и я слабо представляю, как крутить эту фольгу шайбочкой/блинчиком, если иногда с чашки каретки он слетает...
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

0
ну, так ключи разных диапазонов бывают, я думаю, ты в курсе(это я к тому, что ключ-то может и хороший, но в нужный диапазон не попал). У парктула — на 40 н*м затянуть можно только длинным www.parktool.com/product/torque-wrench-tw-2. И да, с таким рычагом это кажется дохрена.
avatar

kislyi

0
Может у тебя гайка откручивалась от вибрации и потому ротор люфтил? Там вообще против откручивания в гайку встроена пластина тонкая, но я еще и локтайт применяю-как на IS.
avatar

Data_Link

0
откручивания не было, просто гайка не прижимала достаточно сильно.
avatar

Valilenk

0
Может та жестяная шайба протерялась?
avatar

Data_Link

0
неа, была на месте
avatar

Valilenk

0
А это точно шлицы люфтят?!
У меня несколько лет назад был хт-шный ротор на CL и я тоже при появлении люфта думал, что усилия маловато (несмотря на то, что это был КК-вел), а в итоге оказалось, что беда в заклёпках, которые ротор на пауке держат.
avatar

Techno

+5
заклепки отдельная тема, но у меня люфтили на шлицах
avatar

Valilenk

0
у меня тоже шлицы люфтят… заклёпки правда тоже люфтят но шлицы сильнее
avatar

Manul

-2
дк, есть такие же роторы под болты. У меня стоит: )
avatar

SeregaSmirnov

+18
Не верю. покажи такой под 6 болтов. ну или сфотографируй у себя
Последний раз редактировалось
avatar

Valilenk

+10
Последний ротор у шиман под 6 болтов был с индексом SM-RT86. Всё что выше — центрлок.
avatar

NazZaR

+7
Всегда закручиваю гайку с значительно меньшим усилием, так, чтобы, потом можно было не сильно напрягаясь открутить ротор для перевозки байка, никаких проблем не возникало.
На самом деле максимум, что там нужно — это просто исключить самооткручивание гайки, её стабильной фиксации помогает и тонкая шайбочка, она снижает износ зубчиков в гайке и на роторе. Да и в общем при полностью раскрученой и даже открученой гайке ничего страшного не произойдёт — ротор останется на месте и всё будет работать.
По части люфтов — даже если бы они и были (а их там нет, по крайней мере заметных) — то тормозное усилие направлено всегда в одну сторону (если это не триальный байк ;) ), и выбраный этим усилием зазор шлицов таким и останется.
avatar

Chute

+3
затягивал эти гайки не заморачиваясь никак обычным плоским шлицевым ключем на втулках под 15 и 12 мм оси и не понимаю сложностей о которых вы говорите
Последний раз редактировалось
avatar

roman_zuev

-3
Сорок ньютоно-метров это всего 4 килограмма усилие, довольно небольшое, о каких «доусрачках» речь?) А вот с тем что такое усилие не всегда держит сопрягаемые детали соглашусь пожалуй.
avatar

PreDOC

0
4 килограмма на метровый рычаг. учите физику, 8 класс.
на обычный 15 см ключ — 27 кг, это примерно «до усрачки». с таким же моментом каретки затягиваются. только сравните число витков в чашке каретки и на гайке ЦЛ.
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

+1
«До усрачки» затягиваются ступичные гайки и шкивы коленвала например, а эти ваши циферки — для тех же худосочных восьмиклассников только страшны. Если инженеры сделали малое количество витков резьбы и рекомендуют так тянуть — значит надо тянуть.
Последний раз редактировалось
avatar

PreDOC

0
эээ, не понятен спор о чём, вы говорите надо тянуть до указанных значений, ребята тоже вроде это же говорят. что не так?
avatar

raskladnoy

0
Просто об этой цифре говорят как о каком-то невероятно огромном значении, всего и делов. На практике, если кто-то пользуется динамометрическим ключом, то знает что  такой момент затяжки совсем не страшен. Я лишь это хочу сказать.
avatar

PreDOC

0
«до усрачки» не просто так взято в кавычки, и разговор идет о велосипеде, а не о коленвалах. давайте еще будем приводить пример, с каким усилием затягиваются болты опоры ЛЭП?
Назовите соединение велосипеда, кроме каретки, которое надо тянуть с моментом >20 Н*м?
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

0
Зачем называть-то ещё соединения? Очевидно что большинство крепежа в велосипеде диаметром 5-10мм тянется небольшими моментами. Кассеты, каретки, педали и болты шатунов требуют большего усилия затяжки.
avatar

PreDOC

0
У меня подвеска тянется 6 и 8мм hex до 25 н*м. Там таких болтов 4 на сторону. Тоже боялся сорвать первые 2 раза, когда перебирал.
avatar

Data_Link

0
вы прикалываетесь что ли? а если рычаг в два раза увеличить, то и все 2 кг, всего-то. этож момент! 4кг при каком плече? при метре?
avatar

raskladnoy

0
При метре. Дальше-то что? Обычным ключиком длиной сантиметров 20 любой дрыщ может надавить 40Н/м.
avatar

PreDOC

+10
>  Чтоб я еще раз купил Шиману

Интересный вывод.

Компания Шимано везде предупреждает, что компоненты Шимано не расчитаны на использование с компонентами других производителей. Официальная информация о совместимости компонентов Шимано — естественно только для других компонентов Шимано. 

Подбираем компоненты, проверяя их совместимость по документации Shimano. То есть как минимум берем ротор Shimano, гайку Shimano и втулку Shimano. Монтируем инструментами Shimano (кругляшок для кареток, что на фото — это не рабочий хлам типа icetools — вот как выглядит настоящий: www.bike-discount.de/en/buy/bottom-bracket-tool-tl-fc-36-31269 ). Профит.

Экспериментировать конечно можно, но никто не даст гарантий что компоненты будут совместимы. 
avatar

Sniff

+16
рожковый ключ за 22 евро? то есть купи гайку за 10 евро, и к ней еще ключик за 22. ну норм че, зато все по инструкции.
гайка стандарта ЦЛ, втулка стандарта ЦЛ, ротор стандарта ЦЛ, съемник стандарта холоутек. я простой пользователь, я не хочу лопатить шиманодокс — я хочу прикрутить ротор ко втулке.
рабочий хлам типа icetools 
этим «хламом» откручены и закручены десяток-другой кареток Shimano Hollowtech.
 
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

+8
> рожковый ключ за 22 евро? дайте два!

Рожковый ключ — это ключ с рожками :) www.google.ru/?gws_rd=ssl#newwindow=1&q=рожковый+ключ

> гайка стандарта ЦЛ, втулка стандарта ЦЛ, ротор стандарта ЦЛ,

Насколько я понимаю — Centerlock не является открытым стандартом — это стандарт компонентов компании Shimano. Возможно профессионалы индустрии пояснят.

> съемник стандарта холоутек

Про этот кругляшок я уже писал выше — он совершенно не подходит даже для любительского применения — у меня такой есть, им даже нормально закрученную каретку снять не получается   
avatar

Sniff

+15
Простой пользователь вообще гайки крутить права не имеет-это позиция очень многих производителей. А механик разберется сам.
avatar

Data_Link

0
По поводу этого съёмника — у меня недавно случился аналогичный фейл, когда с собой в поездку из трёх домашних съёмников этого стандарта (большого штампованого ПаркТула, массивного Лейзина и аналогичного айстулза, я выбрал самый маленький и лёгкий ;) ) Но остальные такой проблемы не имеют, там видимо головой подумали чуть больше.
avatar

Chute

+6
Да, все это еще должен делать механик сертифицированный Шимано.
Если серьезно, то у производителей удочек куча приколов и довольно дрянные мануалы.
Как пример контактные ботинки мт23 — данных по ним почти нету, меня интересовало можно ли сменить грунтозацепы и какие подойдут. Написал в сапорт, ответ приколол, типа мы сами не знаем — попробуйте открутить, там видно будет.
Это конечно не Гармин, где народ даже не в курсе своих же инструкций, но назвать нормальным такое отношение к продуктам и покупателю я тоже не могу.
avatar

Vastak

0
Насчет кучи приколов — пожалуй да, но это касается наверное всех производителей с огромным ассортиментом железа. Рынок мтб сейчас развивается настолько быстро, что железки устаревают до того, как износятся.

Насчет дрянных мануалов — я бы так не сказал, почти к любой retail-железке идет огромный талмуд на куче языков, в последнее время и на русском. 

> Написал в сапорт,  

что за саппорт? Интересно. 
avatar

Sniff

+1
Официально через письма нельзя их пинать, только по телефону
bike.shimano.com/publish/content/global_cycle/en/us/index/tech_support/contact_us.html
Но я пнул интернет магазин, а они отправили письмо Шимано, ответ мне переслали, не потерев данные, так что мылом они тоже пользуются, только на дилерском уровне.
Пример с обувью я привел, инструкция к мт23 обычная — как и к 90% других контактных ботинок, только почти все они со съемными грунтозацепами, но их совместимость почемуто не описана, даже что они съемные не указали. А так можно вспомнить планетарные втулки, где нет полного описания, просто совет посетить механика итд.
С другой стороны есть производители и похуже, но от гиганта типа Шимано такого отношения как то не ожидаешь.
avatar

Vastak

+14
Любят люди Шимано, ох любят. Особенно, когда что то не срастается из за собственных косяков. По пунктам:
1. К ритейл-втулкам ВСЕГДА идет нужная гаечка, уж не знаю из какого лабаза там этот DT, но у меня 4 втулки под CL-все с нужными гайками в стоке.
2. В мануале английским по белому указано-использовать только шимановские HT2 \ кассетные ключи, у меня правда X-Tools рожковый для HT2 кареток прекрасно ротора затягивает
3. Жадность фраера сгубила :)
4. Хочется макнуть шимано в унитаз? Вспомни про Oversize CL!
А так, для среднебюджетных велосипедов-отличная штука этот CL, затянул и поехал. Ротор, кстати, на шимановтулки насаживается дуновением ветра.
Последний раз редактировалось
avatar

Data_Link

+4
тут вопрос в том, что при использовании нормального стандарта на 6 болтов проблем бы не было никаких. 
avatar

Gary

+1
ну как, никаких — резьбу сорвать можно, шлицы выедаются со временем. у шимановских гаек я с такими проблемами не встречался
avatar

kislyi

+5
Нормального? А что в нем нормального? Ни разу не доводилось высверливать прикипевшие и сорванные мелкие сатанинские болтики?
В чью вообще голову пришло в таком узле использовать такие мелкие болты?
Кстати, еще можно добавить такую мысль: необходимость использования хорошего инструмента (кстати, при IS дисках тоже нужен хороший инструмент, ты знал? Тот же Т25 или шестигранник с динамоключом) компенсируется низкой ценой втулок и дисков. А хороший инструмент сгодится не только для дисков, кассеты\каретки крутить им тоже приятнее.
Вообще, на разных байках у меня и IS есть диски и CL. У каждого варианта свои плюсы и свои минусы. И инструмент стараюсь брать максимально хороший (съемник каретки, правда нормальный не купил еще-руки не доходят). 
Последний раз редактировалось
avatar

Data_Link

0
Ну на самом деле, плюсы CL очень сомнительные — низкий вес (не уверен) и простота крепления (в идеале). Просто если в дороге гайка CL ослабилась (бывает такое?), то чем её закручивать? Таскать с собой спец-ключ? А 6-Bolt закручиваеться T25, который всегда под рукой. 
avatar

aacho

+2
1. Вес у топовых IS роторов меньше. Ты так заморачиаешься с весом, что хочешь видеть разницу в весе роторов? Ладно еще ободов, но роторов!
2. Простота крепления. Если прямые руки и инструмент хороший.
3. А часто раскручивается? Я в горы с CL еще не ездил, но на MiniDH трассе за десяток поездок (каждая-длиной в 4-6 часов суммарно, включая подъемы) не раскрутился ни на виток.

Я же писал-хороший вариант для среднебюджетных великов. Чтоб не заморачиваться с затяжкой «крест-накрест» у IS.
И я не хочу сказать что CL это панацея. Это хороший вариант, не лучше и не хуже чем IS по сумме показателей. 
Последний раз редактировалось
avatar

Data_Link

0
Вопрос риторический. У меня CL никогда не было. Да и вообще я не парусь по поводу стандартов. ))
avatar

aacho

+4
Shimano is too special :)
avatar

yurtsa

+17
Центр лок всё же посложнее для обычного обывателя, а тем более человека в провинции. Надо спец гайку, надо спец ключ...
С шестью болтами проще. Болты ставятся обычные из строй.мага и затягиваются обычным гаечным ключом (накидной головкой)
 
avatar

mrStep

+22
К чёрту гайки и болты!
 
Последний раз редактировалось
avatar

OlegShturman

0
Ну потому он и популярнее…
avatar

Data_Link

+2
Спецгайка идёт в комплекте с втулкой, а спецключ — ровно тот же, которым прикручивают кассету (а второй — которым прикручивают чашки каретки Холлоутеч-2).
А вот говноболты из «Метизов» имет тенденцию рваться и иногда откручиваться, не говоря про необходимость покупки спецключа — накидной головки и держателя для неё.
И откручивание-прикручивание занимает значительно больше времени, которое иногда ценно.
avatar

Chute

+5
обычные болтики с локтайтом стОят копейки. а по цене Дтшной гайки можно прикупить комплект титановых болтиков уже ;)
avatar

pashevich

+6
Вот у меня ни разу не возникало необходимости покупать отдельно гайку под 15/20 мм ось, так как она всегда шла в комплекте с втулкой. А обычные гайки под кассетный съёмник идут в комплект к ротору — их уже маленькая кучка накопилась.
Насчёт ценника на гайку отдельно — полностью согласен, он неадекватен, но «чит» с покупкой адаптера с этой гайкой вполне имеет право на жизнь.
avatar

Chute

+5
а у меня возникла, в результате чего и родился данный пост.
ну цены на отдельные составляющие систем, продающихся в розницу — всегда неадекватны, посмотреть запчасти на вилки или колеса к примеру. но все равно — алю гаечка за 24$… не понимаю. Хотя у ДТ и конверторы втулок по 20-30 евро продаются, так что удивляться нечему.
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

+3
далеко не все регулярно собирают-разбирают свой велосипед, далеко не у всех есть полный набор инструментов. Покупать ради одного раза не все считают разумным.
Гаечные же ключи найдутся у любого мужика в домашнем наборе инструментов.

Да, время на прикручивание затрачивается больше. Но как часто ты откручиваешь/прикручиваешь роторы? Где это время критично? Во время гонки ты будешь менять ротор? 
avatar

mrStep

0
ключ под торкс25 продается в любом строймаге/автомаге, купить нет проблем.
а вот оригинальный шимано ключ где взять, если живешь не в большом городе?
avatar

pashevich

0
да и в большом городе как наш Екатеринбург фиг что купишь. Зачастую нет ни то что спец. приспособ, нет элементрарных камер нужного размера
avatar

mrStep

0
Поэтому безкамерка и шесть болтов рулят!
avatar

OlegShturman

0
герметик вы в местных хозтоварах покупаете? :)
avatar

pashevich

0
Во-во, заплатки и клей 88 рулят.
avatar

velikain

0
Например при погрузке-выгрузке в машину, когда надо упаковать максимально плотно несколько байков и вещи, или при перелёте на самолёт — иначе роторы могут погнуть.
Для откручивания 6-болтов нужен хороший большой Т-образный ключ (кстати, рекомендую Бирцман), возня с тряпочкой и смазкой (так как насухую болты не затягивают), и при этом желательно не уронить смазаный болт на землю и не потерять его при перевозке.
Это в общем всё вполне нормальные действия, и делаются на автомате — но когда сравниваешь с тем, что можно открутить и прикрутить ротор за 10 секунд без этой мелкой возьни —  то к 6-болтам возвращаться не хочется.
Последний раз редактировалось
avatar

Chute

0
смазка болтов ротора? первый раз слышу. на болтах какбы локтайт не спроста нанесен...
кручу болты торксом в мультитуле Мерида — никаких проблем не было.
avatar

pashevich

+6
Локтайт там кстати уже высохший — то есть смазка ему не помешает. Всегда смазываю густой смазкой все резьбовые соединения на байке, и крепления роторов в т.ч., тенденции к самооткручиванию не появляется, и не прикипает.
Да, я тоже раньше крутил мелким ключами, но шанс при откручивании порезать пальцы о острые края ротора довольно велик. Большим Т-образным ключом работать радикально приятнее, так же как и полноценными шестигранниками вместо мультитульных…
avatar

Chute

0
ну дома я кручу динамоключом с насадками торкс25, однако раньше крутил мултитулом, и еще 2 раза в поездках приходилось откручивать роторы мультитулом — окнорм. ключа холоутек у меня бы просто не было с собой в рюкзаке.
avatar

pashevich

+4
Не сочти камнем в огород, но радикально удобно-это когда делает механик, а ты не делаешь ничего. И никогда не резал себе об ротор пальцы) 
avatar

kriole

0
Ну вот так сложилось, что я сам себе и спонсор, и гонщик, и механик, поэтому крутить гайки тоже приходится самостоятельно.
И делать это хочется хорошим инструментом и без лишнего гемора, а в поездках — ещё и тратить минимальное время. ;)
avatar

Chute

0
хм… все же согласись, это индивидуальная потребность, но никак не массового потребителя.
Я всего лишь про то, что шесть болтов более простой, универсальный стандарт, менее требовательный к спец.инструменту. 
Но если брать центр лок и делать все по стандарту (а не как в данном посте), то проблем не возникнет. 
avatar

mrStep

+1
Решился использовать центрлок-обзаведись инструментом, чоужтам.
avatar

Data_Link

+2
Массовый потребитель скорее всего не имеет дома ключа Т25, да и откручивать роторы ему некчему.
А вот для байкера «повышенных потребностей» нормально иметь в хозяйстве съёмник кассеты, выжимку для цепи и тд. Кареточный ключ в общем тоже можно купить.
avatar

Chute

+5
Скажу проще — Для меня Центрлок это банально проще и удобнее.
avatar

Chute

+6
К задней втулке ХТ почему-то вместо гайки в комплекте шёл пластмассовый гандончик натянутый на шлицы. Передняя втулка ХТ под ось вообще изделие сотоны: какой гений придумал контрить конус гайкой с резьбой на 24 толщиной 3мм, в ней витка 1.5 — 2 резьбы помещается и это говно всё время расконтривается даже если затянуть до усрачки… а чтобы затянуть нужен гигантский конусный ключ который нигде кроме этой втулки не используется
avatar

Manul

0
У меня есть XT под ось, уже 2 сезона прошла-пока ничего не раскручивалось…
avatar

Data_Link

+1
Гайками под внешнюю затяжку кареточным ключом комплектуются только передние втулки под 15/20 мм ось, а стандартные гайки (под кассетный ключ) для втулок 9/10/12 мм идут в комплекте с ротором.
avatar

Chute

+3
вроде написано не про гайку ротора, а про контргайку конуса втулки.
avatar

pashevich

0
А если ось сдвинуть ближе в сторону большой гайки?
avatar

nTu4Ka

0
можно параметры этих болтиков
avatar

Yue

0
М5х10(12?) Длину точно не помню, но запас в бОльшую сторону не страшен.
avatar

mrStep

-1
Господа, а Shimano в своем любимом CL уже победила люфт диска в шлицах? 
avatar

SilentK

+2
Тут выше писали, что не до конца. Хотя у меня не люфтит-может я не жестко катаюсь?
Последний раз редактировалось
avatar

Data_Link

0
Я не шибко жестко катаюсь, но вешу прилично (под 110 в экипе с рюкзаком), так вот люфт проявляется на 2-3 недели езды. И затяжкой потуже его не убрать.
avatar

xander0d

0
Я 90 вешу, пока что проблем не испытывал. 2 сезона на центрлоке.
avatar

Data_Link

+19
Купил втулку без нужной гайки, по своей глупости попытался поставить две несовместимые гайки = шимано виновато?
avatar

Legalaze

+5
именно, 2 несовметсимые гайки одного стандарта со втулкой — в этом вся суть поста :)
avatar

pashevich

+9
Стандарт описывает несколько типов гаек, если что. Кстати, откопал тут бумажку отс воего ротора-там таки подписано что комплектная гайка предназначена только для QR втулок спереди и любых задних втулок. А на гайке для 15\20 осей вообще написано что она именно для них.
RTFM! 
avatar

Data_Link

+15
С таким-же успехом можно было создать пост про то, что 160мм тормозной адаптер не работает с 180мм и 200мм роторами и приходится использовать шайбы. А в заключение написать: «Больше не буду пользоваться тормозами, один гемор от них».
avatar

Legalaze

+12
Уважаемый, суть вашего поста в полном незнании матчасти.
avatar

im66

0
1. ротор с гайкой, который нельзя поставить на втулку с осью.
2. переходник с гайкой, которая выглядит на фотке как гайка для втулок под ось, на которой НЕ написано, что она не для втулок под ось (в описании магаза тоже ничего не было об этом написано), которая по факту становится на втулку с осью, но с некоторым гемором.
3. тонкая гайка, которую надо крутить моментом 40 Н*м (именно Шимановская гайка, у других производителей такого не видел).
4. поиски спец. ключа, чтобы затянуть гайку.
 
На адаптерах обычно краской написано, под какой они ротор ;)
 
пост для того, чтобы другие не совершали подобных квестов. а с шиманой у меня личные счеты уже давно. единственное, что осталось из шимановского — это каретка HTII и передний переклюк под дабл (работает отлично, зараза).
 
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

0
Извините, но это рукалицо.
avatar

im66

0
это мое мнение, оно может не совпадать с вашим.
avatar

pashevich

-13
раскрыть комментарий
avatar

im66

+2
1. Гайку можно поставить на QR втулку, о чем написано в прилагаемой к ротору бумазейке
2. На то и переходник, он вообще для других случаев предназначен. ОК, согласен, переходник у Шимано говно, не пользуйтесь им ребята.
3. И что? Нормально крутится, если руки не из задницы и нормальный инструмент. Сорвать шансов не больше, чем в случае с Т25.
4. Нормальный ключ вообще надо было купить вместе с велосипедом, коли сам себе мастер.

Признаться, до твоего поста я вообще не думал что у кого то когда то какие то проблемы с инсталляцией CL роторов возникали…
avatar

Data_Link

0
у меня нормальный ключ, которым я перекрутил туеву хучу кареток холоутек. зачем я обязан покупать другой ключ? чтобы 1 раз прикрутить злосчастный ротор? :)
avatar

pashevich

+5
Раз ты ключом для систем стандарта шиманы не смог закрутить что то из стандартов шиманы-ключ таки да, фиговый. Производитель твоего ключа не учел, что им будут пытаться закручивать ротора.
Каретки и газовым ключом можно закручивать. Туеву хучу раз.
Последний раз редактировалось
avatar

Data_Link

+4
кстати, стандартный ключ Шимано под ХТ2 со временем выедает ямки на шлицах чашки каретки. блинчики так не делают, собственно поэтому блинчик в хозяйстве и держится, и места не занимает + вороток из автонабора, которым блинчик крутится, имеет гораздо больший рычаг — легче откручивать и зажимать каретки с требуемым усилием + блинчик совместим с динамоключом. Накидной оригинальный Шимано за 22 евро ничего этого не умеет.
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

0
Однако, умеет закручивать с нужным усилием без удлинения его трубой. И откручивать. И вообще, каретка крутится ровно 2 раза-закручивается, после окончания срока службы откручивается.
И ротора тоже.
Автоинструмент оставь для автомобилистов все же.
Вот что за народ такой славяне, лишь бы поколхозить…
Последний раз редактировалось
avatar

Data_Link

-2
ты каретки не обслуживаешь, а сразу выбрасываешь? экономно :)
автоинструмент — это чемоданчик с гранниками, головками и трещетками, которыми я кручу все свои байки и вилки, а так же по хозяйству дома. был куплен за долго до приобретения автомобиля.
подобные чемоданы «для вело» продаются по диким ценникам.
 
и при чем тут «колхозить»? мой съемник под 8 мм шестигранник, в моем чемодане есть большая трещетка + вороток, на который можно одеть головку с шестигранником на 8 и крутить не напрягаясь. в чем колхоз, поясни?
avatar

pashevich

0
А зачем при обслуживании каретки ее откручивать? я и подшипники в каретке менял не выкручивая.
Колхоз в том, что ты пытаешься использовать ключи, которые по твоему мнению «лучше» оригинала. Правильно, в инженерных отделах велопроизводителей сидят не такие опытные и грамотные иненеры, как простой белорусский парень со степенью специалиста БНТУ. 
avatar

Data_Link

0
+1 Поэтому мне пришлось купить и второй ключ, но с высоким подъёмом, как на фото чуть ниже — он не срывает грани.
А вот плоская чашка из плюсов имеет только грани для закручивания стяжного пластикового винта и меньший вес, большим разводным ключом его уже не покрутишь, он только под шестигранник на 8 мм.
avatar

Chute

-1
ТСу просто не повезло, не иначе
avatar

CIX

+16
Странные притензии к шимано, основанные на том что в целях экономии сам же покупал не подходящие запчасти. 
avatar

maxxis

0
Кстати, вопрос плотного прилегания шлицов ключа к гайке оверсайз ЦЛ решается элементарно — берется любая глубокая головка Hollowtech II и торцуется на 1 мм.
avatar

im66

+1
Кстати, вопрос плотного прилегания шлицов ключа к гайке оверсайз ЦЛ решается элементарно — покупается нормальный накидной съёмник на картетку и всё. Чугуниевая херовина обошлась мне прошлым летом около 60 грн, что тогда было примерно $8
avatar

Ajax

0
Любая стандартная головка имеет на шлицах фаску. FSA было жалко торцевать. Взял из запасов головку Бирзман.
avatar

im66

0
Хм… поищу свой — выложу фотку. У меня там если и есть фаска, то минимальная, по-большей мере просто аккуратно закруглённая кромка.

О! Вот внизу её запостили :) 
Последний раз редактировалось
avatar

Ajax

+15
Такая штуковина наверняка облегчила бы мучения автора.
avatar

ArtyomZakharov

+5
Ага, вся попоболь из за дешевого и малокачественного инструмента.
avatar

marchenkovdmitry

+1
ага, по ссылке выше — айстулз, и у меня айстулз. просто так получается, что для ротора мне надо покупать отдельный съемник, который будет использован один раз и закинут в ящик.
avatar

pashevich

+2
Надо было изначально покупать головку глубокую, она входит в зацепление большей площадью и не уродует чашки каретки и гайки роторов. И это при рекомендованных 40 н/м
avatar

marchenkovdmitry

+2
мелкая головка входит в полное зацепление со шлицами чашки каретки. у меня нет с этим проблем и никогда не было. зачем мне покупать высокую чашку? + на моем съемнике на обратной стороне есть шлицы для закручивания гайки шатунов Холоутек — нет нужды отдельно держать вторую тулзу для этого.
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

0
>>Гайка не докручивается из-за того, что съемник внутренней частью уперся в колпачок втулки, а дальше он идти отказывается (лицо-рука)…

Ну сам же себе противоречишь.  
avatar

marchenkovdmitry

+1
съемник покупался года три назад для кареток, при чем тут ротор и гайка? я ж и пишу, что сейчас мне надо было бы купить еще один съемник. где противоречие?
avatar

pashevich

+1
Вот сегодня увидел и такого хитрого «универсала»: 

avatar

Chute

0
сколько десятков евро отслюнявить нужно за это?
avatar

pashevich

0
И вот ещё попался интересный претендент на звание «лёгкого походного ключа» (133 грамма)- Topeak externalal Bottom Bracket Tool bottom bracket uss
avatar

Chute

+4
Отличный пост! Спасибо! Как раз хотел купить себе CL ротор с жабрами и собрать под него колесо.
avatar

N01Z3

+6
Главное ошибок автора не повторяй, а то тоже из за своего рукожопия не сможешь пользоваться продуктами прогресса :)
avatar

Data_Link

+7
Я так щитаю — во всём виновата 15-мм ось, новые стандарты зло! Только эксцентрик, только хардкор!
avatar

Chute

+8
Только 20мм ось, только Saint M800, Только Oversized Centerlock!
Последний раз редактировалось
avatar

Data_Link

0
и чем это прикручивать?
avatar

pashevich

0
Фиг знает, я такое только на картинке видел. Это совсем другой стандарт, встречался только на сэинтах этой серии. И ротора там другие.
Последний раз редактировалось
avatar

Data_Link

+1
первая ссылка яндекса
www.veloprobeg.ru/product/46171.php 
avatar

mrStep

+3
А вот это действительно Шимановский фейл — когда инженеры поняли, что 20 мм ось не позволяет закручивать это обычным съёмником — и они тупо увеличили размер гайки вместе с размером шлицов, и сделали спецсъёмник именно для этого стандарта — TL-LR20
 
avatar

Chute

+13
А чуть позже уже подумали головой и поняли, что достаточно было просто закручивать гайку за внешнюю часть, а не за внутреннюю, и что её можно закручивать Холлоутечным съёмником — и благополучно похерила этот стандарт (за что им в общем спасибо).
avatar

Chute

+2
а ведь ктото успел купить и втулку, и ротор, и съемник этот :)
avatar

pashevich

+3
У был байк на Сейнте первого поколения, съёмник был приложен в комплект.
avatar

Chute

+1
Это все обычно в комплекте продавалось :)
avatar

Data_Link

+6
параллельно, во время поисков,  наткнулся на еще один прикол: новый стандарт HollowtechII кареток :)

теперь, если конечно вы не хотите покупать новый ключик, вы будете зажимать каретку с усилием 40 Н*м старым ключом через пластиковую фигнюшку ^-^
Они назвали это Hollowtech II Modell. Вангую, что факапы несовместимостью ключей впереди...
И это не все — пластиковые переходники, оказывается, тоже бывают двух видов!
раз и два. Конечно, можно сразу купить за 25 евро съемник, но, к сожалению, он подходить только к кареткам SM-BBR60, SM-BB9000/BB93 каретки им, похоже, нельзя крутить… дальше разбираться просто лень :)
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

+4
Кажется эта фигня заради лайта только для XTR. Простые посоны с раёна с автоинструментом и шестигранниками из магазина за углом на XTR не ездят. На фоне стоимости этой штуки стоимость ключей вообще теряется.
И да, BSA потихоньку вымирает, ждем постов о том какое говно PressFit, когда его забиваешь кувалдой, которой чинил свой трактор. Съемник пресс-кареток тоже штука недешевая и легко купить говенный.
Последний раз редактировалось
avatar

Data_Link

0
avatar

pashevich

+1
А то ваще шоссеры, ну их на…
avatar

Data_Link

+5
Центрлок упрощает замену ротора говорили они, это пришло из автоспорта уверяли они…
avatar

Aigo

0
все видели, как в ф1 гайки колес отлетают? :)
avatar

pashevich

+7
Обслуживайте свой байк у квалифицированных механиков, говорили они…
Последний раз редактировалось
avatar

Data_Link

+1
у нас в минске нет ни одной авторизованной мастерской. а в обычных так косячат, что потом шатуны на ходу отваливаются.
avatar

pashevich

0
Слово «авторизованной» я не употреблял. Я понимаю что нет. Я сам из глубинки.
avatar

Data_Link

-1
а снять колпачки и закрутить нельзя было?
avatar

Yue

+3
спасибо, кэп. а как их на место потом всунуть, когда гайка прикручена? :)
avatar

pashevich

0
«Сарказм Вы однако не понимаете.» © Yue
х)
avatar

Feanor

0
голый текст не передает саркастической интонации, извините.
просто мне 2 человека уже всерьез предлагали так сделать ;)
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

0
пора вводить смайлы)
avatar

Yue

+13
Вот так, казалось, хорошая юзабилити идея сливается при реализации. А по поводу матчасти и квалифицированых механиков, это как раз подтверждиние наличия изъянов в дизайне. Высокая квалификация это общирные познания различных граблей и косяков.
avatar

pasho

+2
Это скорее подтверждение тех самых законов, согласно которым если инженеры прилижили все усилия для того, чтобы устройство при любых условиях адекватно собиралось и функционировало — то всегда найдётся человек, у которого оно соберётся не так и функционировать категорически откажется ;)
avatar

Chute

+1
Тут скорее как с Виндой. Если честно, то это замечательная операционка с кучей инженерных инноваций, которых до сих пор нет ни в линупсе, ни в макосе. Ошибка в том, что она позиционирутся как Home Edition.
avatar

pasho

+2
холоутек впринципе стандарт для высококвалифицированных кадров. люди десятками срывают пластиковые фиксирующие гайки, перетягивают болтики шатунов (либо недожимают и теряют шатуны), срывают их, путают, сколько колец проставочных под каретку ставить...

 
avatar

pashevich

+1
Почитать веломанию-так с квадратом еще больше проблем, выбрать верную длину оси и размер кожуха не каждый может.
avatar

Data_Link

0
 а не с него ли началась новая эра шатунов на вставной оси? 
avatar

CIX

+1
RaceFace Ride вроде постарше, нет? Ось-интеграшка, один самовыжмной болт — проще некуда, для снятия и установки системы нужен только 8 мм шестигранник. Собственно на них и катаю сейчас.
avatar

pashevich

0
У меня Evolve 2009 года есть. Шлицы пока не трещат вроде, хотя поговаривают что однозначно будут.
avatar

Data_Link

0
у друга 2008 года Ride XC, до сих пор катает, овер30 тыщ км в них — хоть бы хрен. пережили 3 рамы.
avatar

pashevich

0
Ну эволвы я стабильно раз в недель на 1\8 оборота подтягиваю. Если забуду на месяцок-шандец шлицам…
avatar

Data_Link

+2
Как-то так мне все это видится.
avatar

pashevich

+7
Опять колхоз. По мануалу IS надо закручивать вот таким.

25 н*м вроде, если не забыл. 
avatar

Data_Link

+12
25 Н*м? вот так и случаются срывы болтиков. там 6 Н*м, динамоключик лежит в тумбочке, им дома и кручу. Сфотографировать? :) Да и 6 Н*м спокойно чувствуются пальцами.
 
А вот чем ты будешь вне дома крутить CL — это большой вопрос.
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

-4
Если юзать шимановские шайбочки с зацепами и фиксатор, то даже и 4н/м на болтик достаточно.
avatar

marchenkovdmitry

+6
мы же в Союзе родились
мы привыкли к тому, что для ремонта всего достаточно молотка и отвертки, а если не получается, то допилить можно напильником.
Тут же придумали для каждой железки, для каждой операции свой инструмент, свою присособу...

Как центрлок прикрутить по колхозному без спец инструменра я слабо себе представляю 
avatar

mrStep

+2
союз союзом, а мне два раза в поездках приходилось менять роторы. один раз перед гонкой КорольГор, меняли заднее колесо человеку оперативно, и другой ротор надо было перекинуть. Т25 всегда со мной в составе мультитула, и крутится все пальцами. 
погнуть ротор вхлам при катании в горах — не такая уж невероятная ситуация.
avatar

pashevich

+6
Жёсткие XT/XTR на пауке погнуть в горах если в хлам и можно, то наверняка уже в такой ситуации, что будет похеру как их менять, главное чтобы сам жив остался.
avatar

Ajax

0
У меня знакомый даже кассету откручивает-прикручивает утконосами — ему так удобнее, да и не требуется покупать стандартный съёмник кассеты/центрлока.
avatar

Chute

+5
Пашевич забыл съёмник кассеты к картинке приложить, которым обычные центр-локовские гайки откручивают.
avatar

raskladnoy

+39
avatar

hikigeek

+4
Center Lock наоборот очень радует. Рад, что и подвес с 6ю болтами сменился на CenterLock.
avatar

eovein

0
Да цл жёсткий стандарт. Помню я удивился, когда втулка пригла оверсайз цл, а ротор был цл… Долго я вылавливал оверсайз ротор…
avatar

IvanSorokin

+10
Жадный платит дважды, а то и трижды.
avatar

DmitriyNosevich

-1
Интересные обсуждения!

Подскажите, а есть где-нибудь статья, где собрано описание основных стандартов разных деталей велосипеда? То есть чтобы нуб, напирмер, купил раму, и смог по статье легко понять какие детали и в каких комбинациях на нее встанут? То есть что есть такие-то стандарты для штоков вилки, такие-то торомоза подойдут к таким-то втулкам, такие-то втулки подойдут к таким-то дропаутам, такие-то переключатели совместимы с такими-то манетками и т.д.
avatar

Ptetp

+1
в velowiki Вам дорога
Последний раз редактировалось
avatar

Yue

0
Muchas gracias, amigo!
avatar

Ptetp

+5
в гугле есть все
объединять все в одну статью никому и в голову не придет. Это огромный неблагодарный труд. А самое главное не понятно для кого это нужно? если ты опытный, то легко самостоятельно найдешь ответы на свои вопросы.
Если ты новичок, то опять же ищи ответы на свои новичковские вопросы типа «как настроить переключатели, как снять кассету». Если новичок даже этого не в состоянии сделать, то статья перенасыщенная всякими терминами, стандартами ему будет совершенно бесполезна. 
avatar

mrStep

-3
Ваше мнение очень важно для нас. Спасибо Вам за него, а также за то, что Вы есть.
avatar

Ptetp

0
Интересное восприятие у людей тут. Когда человек тремя словами отвечает на поставленный вопрос выше, то ему один плюс (мой). А когда человек вместо этого пишет целый текст в стиле RTFM, то ему много плюсов.
Последний раз редактировалось
avatar

Ptetp

0
вам ответили, как есть. никто всеобъемлящей статьи не напишет. потому что через год-два-три нужно будет писать новую.
avatar

pashevich

0
Я нашел ответы на все свои вопросы с помощью velowiki. Одной статьи — наверно нет, а сайт нашелся.
avatar

Ptetp

+6
Ктото серьезно использует сьемник для внешних чашек вместо газового ключа?...
 
avatar

Gemer

+7
Будь мужиком, откручивай пальцами!1!!! Арррръ!!!
avatar

MihailShilov

0
Был центрлок. Прикольный стандарт. А потом еще у меня внезапно появилась ашимовская гайка под ось, хотя я покупал под эксцентрик. Но что вы думаете? Крутой бирзмановский ключ, которым убить можно и который охватывает шлицы по всей окружности… не сел туда! Я не хочу ничего подтачивать, я хочу просто купить вещь и поставить ее, а потом пользоваться без проблем. Вопрос с люфтом они так и не решили. К фиче сей я не привык и поэтому все равно остаюсь на 6 болтах. Хотя стандарт, безусловно, неплохой, но он требует доработок.
avatar

racerx

0
не знаю, как там на других втулках, но с ДТ 370 я еле стянул ротор СЛХ, чтобы сделать еще одно фото. очень туго слазил, давил большими пальцами обеих рук, держась за спицы. не представляю, как такое плотное соединение может разлюфтиться.
по памяти, когда у меня было недолго колесо на SLX втулке с ЦЛ и ротор был RT-63, кажется — то садился он свободно, падал под собственным весом полностью на шлицы… втулка и ротор были новые.
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

+4
Ну, возможно ДТ умеют делать шлицы с плотной посадкой в отличие от шиманы, новый шимановский ротор на новой шимановской втулке болтается на шлицах как говно в проруби

ИМХО шлицы на цилиндрическом профиле вообще не самый удачный выбор, были бы они на конус, всё было бы окей
avatar

Manul

0
Ротора SLX, XT, XTR (старые, без радиаторов). Колёса SLX, XT — ничего нигде не люфтит, на на новых так и на старых. Может кто-то до 40 Nm не дожимает? 
avatar

Ajax

0
Я закручивал до такой дури. что потом откручивал с метровым рычагом. Колеса были деор хт, роторы какие-то 6х
avatar

racerx

0
Кстати, а обясните, какой именно у вас вылезает люфт — осевой (то есть в направлении снятия ротора) или в направлении крутящего/тормозного момента? Если второе — то люфт паука на шлицах или тормозной части относительно паука?
И как он проявляется при езде?
Спрашиваю на полном серьёзе, ибо у меня на всех колёсах даже намёка на люфт нет, а судя по комментам, у кого-то он:
а-действительно есть
б-напрягает своим присутствием

Вот лично меня напрягают хоповские роторы на пауке, часть из которых болтается на заклёпках и гремит, а другая — ещё не болтается, но очень громко похрустывает при нагреве/охлаждении, даже минимальном.
avatar

Chute

0
Я очень прошу извинить за такую задержку:) В направлении крутящего момента. У меня ротор без паука, там только один вариант — шлицы. 
Как бы, колеса ХТ я говном назвать не могу все же. Ротор садится легко.
При езде не то что бы сильно раздражает, но есть легкая ступенечка что ли. Да и по большей части это психологический момент. Я не хочу остаться без тормоза если что-то пойдет не так.  
avatar

racerx

0
О, спасибо за ответ, вроде стало яснее.
1- С технической точки зрения сорвать даже достаточно разболтаные шлицы ротора практически нереально, там довольно приличный диаметр и площадь контакта.
2- По идее эту «ступеньку» тормозной момент должен выбрать, а трение от усилия прижима к втулке оставить выбраный зазор таковым. Если он чувствуется — значит трения (прижима ротора гайкой) нехватает, вероятно гайка при закручивании упирается во втулку, а не в ротор.
3- Что можно сделать: снять надфилем 0,1-0,2 мм с края втулки, тогда локринг будет прижимать ротор нормально. Лучше это делать так, чтобы опилки не сыпались внутрь, можно по краю предварительно запихать бумажку или тряпочку.
По хорошему лучше предварительно замерить толщину паука и высоту между торцом втулки и плотно закрученой рукой гайкой, второй размер должен быть чуть-чуть меньше.
4- Это всё для случая, если люфтит не ротор относительно паука (то есть разболтались заклёпки), и не потеряна стальная шайбочка под локрингом.
avatar

Chute

0
так причем тут прижим гайки, если люфтят шлицы относительно шлицов? зажимай хоть до усрачки — люфт останется.
кстати, не пробовал ли кто на анаэробный герметик посадить люфтящий ротор? он заполняет все полости между шлицами и полимеризуется там. есть герметики, которые потом можно отодрать.
avatar

pashevich

+7
А не похрену ли на него?
Вот у 6-болтового крепления тоже бешеный люфт, ровно до того момента, пока винты не прижмут ротор к фланцу втулки. И усилие на ротор действует только в одном направлении (если это не триал), поэтому этим усилием люфт и выбирается в ноль.

P.S. Категорически не могу понять, как можно с пустого места находить столько гемора ;)
avatar

Chute

0
при чём здесь 40Нм? Шлицы не на конус так что затяжка гайки не выбирает люфт шлицов, ротор в любом случае будет крутиться на шлицах если они не точно подогнаны.
avatar

Manul

+5
раньше как было? купил болт M10 в одном магазине изготовленный на одном заводе, в другом магазине купил гайку М10, изготовленную на совершенно другом заводе и не паришься, что гайка и болт не подойдут друг к другу. Стандарт есть стандарт, ГОСТ есть ГОСТ, взаимозаменяемость, стандартизация…  все дела.
Тут же вроде с одной стороны центрлок и с другой центрлок. Но гарантироованная совместимость получается только в рамках одного производителя. 
avatar

mrStep

0
Нет, в рамках хорошего инструмента и прямых рук. Да, требования к квалификации выше. Но были времена, когда подобные детали вообще были ни с чем ни у кого не совместимы.
avatar

Data_Link

+5
Ну ротор то наделся на шлицы успешно, как я понмаю. А что гайки нужного типа в комплекте не было — это уже не вопрос стандартизации и сертификации.
avatar

MihailShilov

+9
Вы все реально шизанутые, написать столько по вопросу, который не стоит бумаги на которой написан.
Автор — истеричка. 
avatar

roman_zuev

+3
+1
avatar

im66

+3
164 комента за сутки к посту показывают, что он был написан не зря. И наболело не у одного меня :)
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

+7
Большая часть каментов говорит о том, что ТС не знает матчасти и не хочет учиться ;).
avatar

im66

0
Обычно это называют «вброс». Да, упало на вентилятор. Нет, забрызгало в основном вбрасывателя.
avatar

Data_Link

+6
Возникает вопрос — почему бы на той гайке, что была в комплекте с переходником, на написать, что оно для QR онли?

Потому что оно прекрасно садится и на 15 мм ось.

Автор почему-то не обратил внимание на кольцо с насечками. Гайка — это часть переходника, а не отдельное изделие. С кольцом она прекрасно крутится обычным плоским шлицевым ключом.

Желание сэкономить и организовать костыль понятно, но не всегда легко реализуемо)
avatar

roman_zuev

+2
Тут столько всего написано, что я совсем запутался. Дайте фото, пожалуйста.
avatar

Yue

0
Насколько я знаю, на 15 мм обычная «QR-гайка» не садится, только на заднюю 12-мм.
avatar

Chute

-1
PS — уже давно использую втулки ЦЛ с адаптерами под шестиболтовые диски. Доволен, как слон. 
PPS — стараюсь учить матчасть. 
avatar

im66

+3
если стесняться своих ошибок и молчать об этом в тряпочку — подобные ошибки будут совершать другие.
я шарю в веложелезе достаточно хорошо, просто у меня личные счеты с Шиманой :)
avatar

pashevich

+5
При достаточном знании матчасти никаких счетов не будет.
avatar

im66

-4
Последний гвоздь в крышку гроба :) Я так долго шел к этому!

*эта фича мне была известна, если что. просто для полноты картины.  переходник с CL  на 6 болтов я не зря купил :) 
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

+6
японские боги велоиндустрии бросают в вас молнией с вашим авидом) при постановке тормоза на вилку, лапки паука сами удлиннились 
avatar

CIX

+9
От это проблему нашел… Даже не знаю, с чем сравнить покрасивее. Вообще, у шиманячьих тормозов колодки усов не имеют со стороны диска, с какой радости им свои диски с пауками расчитывать под другие калиперы? А у Авида таки есть свои диски на пауках и под ЦЛ. Да, дорого. Только Шимана то тут при чем?
avatar

AlekseyAnufrikov

+9
Ждем пост «Личные счеты с Avid»
avatar

Data_Link

-4
перестаньте быть такими серьезными ;)
в хозяйстве лежат колодки с откусанными усиками, все нормуль.
avatar

pashevich

+4
ну фотку же запостил зачем то, посткаунт набиваешь?
avatar

Data_Link

0
лишний раз напомнить владельцам Джусей об этой фиче. если не обратить на это внимание — можно прилично покоцать железо.
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

-6
раскрыть комментарий
avatar

im66

-2
«О какой такой фиче?»
Фича на фото, констатация медицинского факта. Если вы об этом знали — вы молодец. Многие не знали, единицам это может помочь избежать ошибок.
Статья о том, как не надо делать. МИнусить за полезную для кого-то информацию? ИЛи вас лично задело название поста? :)
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

+2
Авиды эти не только с паукатыми шиманами несовместимы. С магурой-та же беда, к примеру. Можно было «лишний раз напомнить» и про это.
avatar

Data_Link

-2
А еще можно напомнить про диски Coda и первые Формулы, которые на подходят на современные втулки ;).
 
avatar

im66

0
Кстати да, тема для еще одного поста про «новые стандарты, убивающие МТБ». Вспомнить про 4-х болтовые ротора, потом были 6-болтовые IS, следующий шаг-5 болтов для гейлайтеров и 8 болтов для хардкора. Как с колесами-26"-27.5"-29"…
avatar

Data_Link

0
Втулки под 5-болтов были (Хоуп Бульб) и роторы под них ещё можно найти.
А ещё у меня была втулка Формула под 6-болтов, но при этом ротор садился на посадку под внутренний волнистый вырез ротора Хаес, винты там не несли нагрузки, а только прижимали ротор к втулке. Поставить другой 6-болтовый ротор туда можно было далеко не всякий…
avatar

Chute

0
+1. Хоповский (6-болтовый, ес-но), составной ротор тоже цепляет за авиды своими заклёпками.
avatar

Chute

-2
вам может показаться, что на этом уж точно всё закончилось… но нет, мы продолжаем!
Как я писал выше, адаптер под 6 болтов я купил не зря. И вот сегдоня пришло время его установить на втулку… По привычке достаю динамометрический ключ, надеваю на него Торкс25 насадку, распаковываю адаптер и… вы не поверите — снова фйэл :)  Ноу коментс:
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.
ОБладатели ЦЛ в коментах пишут, что болтики IS крепления легко сорвать. Тогда как назвать то, что Шимана приложила к адаптеру? Фольга же. Т25 естественно не подходит. Ситуация: в мультитуле только Т25, в наборе с динамометрическим ключом идут только Т25 и Т30, для прокачки Авидов есть Т10. Если бы не мой автомобильный чемоданчик с полным набором торкс от 8 до 30 — очередной поход в магазин за Торкс15 (дада, крутим болты ротора микрозвездочкой Т15) мне был бы обеспечен:
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.  
Но и это еще не все. Во все тех же коментах народо пишет, что у некоторых пользователей со временем начинают люфтить роторы на шлицах втулки. Так вот ситуация:
— втулка DT 370
— ротор Shimano SLX на пауке. садится очень туго, надо прилично давить пальцами, поочередно на каждый луч паука, чтобы натянуть его на шлицы. естественно, даже в теории там люфта не будет.
— адаптер под 6 болтов от Shimano (втулка та же DT 370). Что вы думаете? опускается на шлицы свободно, под собственным весом и етсь микролюфт!
Как это называется? Один стандарт шлицов, один производитель, одна втулка — одно изделие еле налазит, второе — люфтит. Браво.
А еще почему то к адаптеру шло три листа инструкций, 2 из которых — про тормоза, 1 про адаптер, но почему то только на немецком и итальянском… думай что хочешь). Пробежался по инструкции — нигде не указан момент затяжки болтиков. Получается, тянем по стандарту 6.2 N*m? Торксом15? :) 
 
Поставил любимые Авид Г2 и забыл это все как страшный сон...
Блог им. pashevich: Персональные счеты с Шиманой.
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

+4
У Шимано, кстати, есть два адаптера CL-6 болтов.
На фото выше «бюджетный» SM-RTAD05, а есть ещё SM-RTAD10, у него ротор не прикручивается винтами, а просто ставится на опорные пеньки, фиксируется большой стопорной шайбой, и прижимается гайкой (точно такой же, как идёт в комплекте с передним 15/20 мм втулками), а не уменьшенной толщины, вероятно сделанной только под этот 05 адаптер.
Кстати, самый правильный по конструктиву адаптер оказался у Ашимы - Адаптер Ashima AC03 AC03-BK — Тормозные адаптеры C.Lock/6 болтов — SportResort , правда гаечка довольно сомнительная по виду шлицов.
avatar

Chute

0
да-да, в шимано любят использовать побольше всяких болтиков. На успоке своём они используют болтики под шестигранники 3-х размеров и болты под торкс Т30!
Почему не Т25, который есть во всех компактных наборах? Почему везде не одинаковые болтики, как у других производителей?
В условиях мастерской проблем нет, а вот в дороге найти Т30 проблематично — никто такой с собой не возит.
avatar

mor

0
Скорее это у DT допуски на изготовление шлицов какие то неправильные. Я одно время ХТ использовал с адаптером на 6 болтов и ротором Магура-садился также, как ротор SLX.
Да, шлицевая посадка всегда чувствительна к допускам. 
avatar

Data_Link

0
а если внимательно почитать мое сообщение, то при чем тут ДТ? 
avatar

pashevich

0
Втулка их. Может у них допуски в противоположную сторону-вот и болтается переходник. Или шлицы разновеликие, в пределах допуска. Короче я таких проблем не испытывал ни с XT, ни с Saint, ни с SLX, ни с Zee, с 4мя разными роторами и каким то переходником.
У меня 2 велика полностью на шимане. От тормозов до шифтинга. 
avatar

Data_Link

0
еще раз, внимательно читаем: ротор СЛХ налазит через силу, а адаптер болтается (на одной и той же втулке). Делаем вывод — у втулки ДТ проблемы с допусками?
avatar

pashevich

+3
Понятно, не дошло. Ну и фиг с ним, все равно шимано виновато, шоб их фоис сгорел-бракоделы проклятые.
Последний раз редактировалось
avatar

Data_Link

0
пеньки на адаптере идеально подогнаны под отверстия ротора? сомневаюсь я в этом. 
а вот ашима да, по конструктиву идеологически правильная.
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

0
Переходники-адаптеры это всегда плохо… KISS нарушается…
avatar

Data_Link

0
Наконец сфоткал головку с проточенным торцем. 
avatar

im66

0
торцевали специально, чтобы гайки ЦЛ крутить?
avatar

pashevich

0
Да, я выше про это писал.
avatar

im66

0
а как же специальный оригинальный ключ за 22 евро? далеко не у каждого найдется возможность отторцевать голову, да и не бесплатно это.
avatar

pashevich

0
При чем тут «у каждого»? Я за себя говорю. Не вижу смысла тратить 22ойро, когда это можно сделать в разы дешевле.
avatar

im66

0
я к тому, что даже высокий «правильный» ключ холоутек пришлось доработать болгаркой, чтобы крутить ЦЛ-гайку со шлицами холоутек.
avatar

pashevich

+5
Ну да, если надо доработать, то почему этого не сделать? Еще со времён работы в автосервисе я привык к тому, что для некоторых деталей должны быть специальные ключи(приспособления). 
В вело теме такая же ситуация. 
avatar

im66

0
Была точно такая же проблема, на тот момент с центрлоком столкнулся впервые.
Втулка ХТ под 15 ось была, и точно такой же колпачок не давал закрутить гайку обычным съемником.
Решение было найдено колхозное, но рабочее. В гайке было просверлено два отверстия и затем все было закручено вот таким инструментом
 
avatar

DmitryKadash

0
Мда… Можно было просто закрутить гайку обоими руками, всё бы держалось достаточно надёжно для обычного катания. А при случае затянуть нормально и/или купить инструмент.
avatar

Chute

0
можно еще каретку руками закручивать :)
avatar

pashevich

0
Перед покупкой любой вещи за правило взял: изучить всю инфу по интересующему продукту на сайте производителя.

На сайте Шимано сейчас всю информацию можно найти на русском языке.

По каждому продукту у них взрыв-схемы. На взрыв-схемах обозначен нужный инструментарий.
avatar

rewwerty

0
я купил то, что мне нужно, поставил переходник и ротор на 6 болтов — все работает.
пост-памятка.
avatar

pashevich

0
Как ни странно, мы продолжаем :)
Сегодня мой знакомый написал мне в скайп текст, общий смысл которого можно свести к «WTF? %;»№(?;!!! одинодин!"
Дело в том, что ему тоже посчастливилось купить переднее колесо с CL, но под 9 мм. Т.к. вилка у него под 15 мм ось, он купил конверт-кит под ось 15 мм, гайки под 15 мм ось соответственно у него не было. Наученный моим опытом, он решил купить адаптер с высокой гайкой, под руку попался адаптер Ashima Ultralight Centerlock Adapter, благо ценник гуманный. У гайки высокие шлицы, в отличие от той, что покупал я, и она должна закручиваться ключиком Холоутек:
 
Shimano bottom bracket tool (for Centra-XL) is required to properly tighten the threaded lockring.
Заказал, подождал, распаковал — и хввж, как говорится. Пишет мне в скайпе, что его холоутек-тулза не подходит к гайке. Как так? По случаю заехал ко мне, попробовали моей тулзой Ice Tools… дальше все на фото:



Гайка тупо не лезет в тулзу по диаметру! Но как же стандарт Hollowtech II, ведь и его, и мой съемник откручивали любые каретки Hollowtech II, и даже с шимановскими гайками по шлицам они дружили без проблем...
Завтра возьмем «рожковый» шимановский ключ и попробуем его на совместимость. 
О сколько нам открытий чудных...
Последний раз редактировалось
avatar

pashevich

0
Если что, колеса DT Swiss X1600 года 2012.
avatar

zeremit

0
А мы продолжаем, центр-лок не перестает доставлять нам новый интересный опыт :)
Оказывается, вышеозвученная гайка от Ашимы, которая все же прикрутилась «фирменным» ключом Hollowtech II, несовместима с ригидной вилкой Exotic, высокие края гайки терлись по дропаутам вилки :) 

На фото стоит гайка Шимано, а на вилке видны следы потертостей от гайки Ашимы. Да, вилка под QR 9 мм, а гайка под колеса с 15 мм осью, но факт остается фактом. 
Колесики конвертированы родным китом с 15 мм на 9 мм, отсюда весь сыр-бор с гайками.
avatar

pashevich

+3
О май гож! Если лампочку 110 вольт включить в 220 она сразу перегорит. Тоже будете обличать производителей лампочек?
avatar

im66

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.