DustmanНеизведанный Крым – в поисках новых трейлов. И Супер Д на закуску.

Блог им. Dustman: Неизведанный Крым – в поисках новых трейлов. И Супер Д на закуску.

Я регулярно катаюсь в Крыму с 2008 года.  Большую часть популярных трейлов я знаю с того времени и так получалось, что на поиски чего-то нового просто не хватало времени. Стандартная поездка длится дней 10, из которых примерно половину отнимают соревнования по даунхилу и эндуро, в оставшиеся дни хочется погонять по любимым тропам. Этой весной я начал менять порядок вещей, съехал в Долину Привидений и с Чатыр-Дага по Ищачьей тропе, но на большее времени не хватило. Этой осенью я с Ольгой Виноградовой приехал в Крым в конце сентября и успел посетить большинство соревнований  по горному велосипеду, проходивших на полуострове. Началось все с  Крымского многодневного марафона в Приветном, который Оля пропустила, потом был даунхил  в Алуште, Кросс-кантри в Ялте. В начале ноября мы совершили вылазку в Краснодарский край на всероссийские соревнования LA Endura и от туда вернулись обратно в Алушту, чтобы принять участие в одном из самых значимых и интересных событий Российского эндуро – гонке Супер Д.  А между гонками исследовали незнакомые трейлы Алушты и Ай-Петри вместе с Димой «Загремелом». Под катом много фото и видео с наших покатушек.

Катание по Ай-Петри начали с того, что я показал Оле лучшие здешние спуски – Мисхорку Ягодку и Иограф. Это общеизвестные спуски, на них останавливаться не будем.
Начало Ягодки с Олей Виноградовой.

Через несколько дней ялтинцы позвали нас проехать ПВД в Бахчисарай. По их рассказам нас ожидала заброска на Ай-Петри, кросс-кантри по плато километров на 20, спуск с плато и еще километров 30 до Бахчисарая. Собралась большая компания, 16 человек, которые набильсь в два автобуса. В надежде на интересный трейл я поехал на эндурике Norco Range, но в итоге 90% спуска мы ехали по грунтовой дороге. Вдобавок, там я словил палку в заднее колесо и лишился 3х спиц.  В общем, ничего интересного, кроме потрясающих видов в этот день не было, а кантрийный велосипед определенно скрасил бы путешествие.  Но главное – это ценная информация, которой поделились местные ребята. От них мы узнали, где начинается спуск по горе Лопата, куда вскоре и отправились. Правда сначала пришлось дождаться приезда Димы «Загремела», который привез мне недостающие спицы и, конечно, сам составил компанию во всех дальнейших покатухах. Или мы составили ему компанию.

Где-то там Бахчисарай.

Даунхильщики атакуют

После апхилов надо подкрепиться))

Здесь хочу поблагодарить Димину жену Лену, которая возила нас наверх и забирала, когда мы спускались вниз. Без нее никак не удалось бы так много и разнообразно покататься. Одним из первых мы поехали катать трейл по горе Лопата. От высадки с дороги, или чтобы было всем понятно от Ягодки ехать туда примерно полтора часа. Оля задавала нехилый темп, а мы старались не отстать. Где начинается трейл мы знали, но у Димы в навигаторе было альтернативное начало, которое он поехал разведывать в одиночку. Встретились примерно после четверти спуска, начало, где ехал Дима, оказалось интереснее – с множеством крутых поворотов, против прямой тропы вдоль склона, где ехали мы. Дальше нас ждал потрясающий спуск. Тропа по хребту, свитчбэки в лесу, скоростной трейл в нижней части спуска. Эта тропа определенно стоит того, чтобы докрутить до нее!

Начало Лопаты

Середина, свитчбэки.

Флоу в конце

Следующий на очереди был трейл с Эклизи в сторону Перевального.  Чтобы добраться до спуска, надо сначала покрутить вверх по лесу, а потом пройтись вверх с байком на плечах.  Раньше я всегда катил байк рядом, если уклон не позволял крутить, в этот раз Дима активно рекламировал свой метод подъема в гору. Я решил попробовать, и неожиданно это оказалось гораздо легче, чем катить велосипед. Главное правильно положить его на плечи и немного придерживать руками за вилку и шатун для баланса.

Подъем на Эклизи. После пешего участка почти все можно заехать.

Это спуск с самой высокой точки Чатыр-Дага, первая его часть – это узкая тропа по открытым полям, местами неожиданно возникают камни и уклон постоянно меняется.  Видео лучше любых слов – 5 минут настоящего эндуро.

Дальше тропа уходит в лес, который был сильно завален листвой, в целом все время вниз, но иногда неожиданно возникают короткие торчки. Есть несколько съезжалок, каменный памп-трек и много сингл-трека сквозь можжевельники.

Продолжить решили по Красной Тропе, большинство из нашей компании там не были, зато много слышали про это место. Уклон, сыпуха и камни – постоянная борьба за выживание. На выкате перепилили дерево, которое мешало проезду.

Еще один эпик, который очень понравился – это Чел-Башская тропа, с выходом на хребет и стартом с «отражателей» северной Димержди. Начало – это классические ёлочки в сторону южной тропы, но при выкате на дорогу нужно ехать налево, а не в сторону седловины. Потом час кросс-кантри по плато,  длинный спуск по каменистой грунтовке и красивый сингл-трек по плато к началу трейла.  Челбашская тропа – это скоростной спуск с камнями, небольшими дропами, корнями, короче полный набор горного катания. Но после родника мы остановились сошли с тропы и поднялись пешком метров 15 на вершину хребта. Там тоже есть тропа, скоростная с сыпухой вначале и с ковыряльными съезжалками в конце. Мне очень нравятся такие темы, и я получил огромное удовольствие от этого спуска.

Чел-Башская по хребту

И снова Ай-петри. Где-то за Иографом, но до Лопаты Загремел нашел в google earth еще один спуск. Конечно, мы отправились на разведку. Начало спуска впечатлило. Вырубленная в скале тропа выглядела монументально. Открытый синглтрек, свитчбэки как в Альпах, лесной скоростной трейл – все как мы любим. Правда вскоре начались завалы, первый мы перепилили, но потом стало ясно, что это бессмысленно, их было слишком много. Потом и вовсе началась грунтовая дорога. В конце нашли хороший трейл, который вывел нас к выкату с Лопаты. В целом неплохой спуск, если расчистить, а дорогу, как оказалось, можно срезать фрирайдом через лес.

Было найдено еще множество интересных троп, например, если после финиша Ай-йори проехать левее вдоль винограников и забраться на холм, можно спуститься в город по  извилистому трейлу, очень похожему на битцевскую «романтичку». Или после Ягодки не обязательно ехать до конца по дорогам, примерно на середине я краем глаза увидел неприметную тропку и, конечно, решил ее разведать. Отменный сингл-трек с камнями и резкими поворотами определено лучше, чем гнать по пожарным дорогам. В общем Крым – это кладезь троп, главное не лениться искать и не беда, если в итоге придется полазить по кустам или съехать по дороге. И как по мне — это самое интересное, что есть в горном велосипеде, поиск нового, неизведанного. Катание вместе с друзьями весь день напролет.

AlushtaCupСупер Д – Закрытие эндуро сезона в солнечном Крыму.

Первая гонка этой серии прошла осенью 2009 года, так что в этот раз у Супер Д юбилей – 5 лет. Два раза в год — на майские праздники и в конце ноября здесь собираются поклонники кросс-кантри, даунхила, и, конечно же, эндуро, чтобы померяться силами и просто покататься по окрестным тропам.  После гонки в La Endura у меня было 4 дня, чтобы немного прийти в себя, отдохнуть и посмотреть трассу предстоящих соревнований. В первый день по приезду отдых заменило катание на Ай-Петри с использованием канатной дороги для подъема наверх. Туда я отправился с Димой Кузьминым, который первый раз приехал в Крым, и мне не терпелось показать ему самые интересные и жесткие спуски. Приехали мы к вечеру, и у нас не оставалось другого выбора, кроме как использовать канатку для подъемов. Всего за 1 час 45 минут мы успели съехать даунхильную трассу Мисхорка и «Ягодку». Я постоянно боролся со страхом снова упасть на левую ладонь, которую я распорол об камень на прикатке одной из трасс LaEndura, а у Димы постоянно забивались руки, он периодически останавливался передохнуть. Тем не менее, я еще раз убедился, что склоны Ай-Петри – это мое любимое место катания в Крымских горах.
На следующий день я решил сделать всего один спуск, но в режиме гонки. Трассу предстоящего Супер Д еще не разметили, поэтому я отправился на одну из трасс прошлых лет – Серауз. Этот трейл недавно отметили сегментом в Strava и началась борьба за лучшее время.  Гонка здесь проходила 2 раза – осенью 2010 и 2011 годов и оба раза я показывал лучшее время,  поэтому мне хотелось получить звание КОМ (king of mountain) и сейчас. У меня была всего одна попытка, следующие дни нужно было готовиться к гонке. До этого крайний раз я гонял по Сераузу примерно неделю назад, еще до поездки в Краснодар. Заезд вышел немного сумбурный. Вначале я много раз ошибался по мелочи, со стороны это не заметно, но когда знаешь каждый камень на трассе, любое отклонение от траектории заметно снижает скорость. Тем не менее, с задачей я справился, и оставшуюся часть дня отдыхал.
В пятницу организаторы традиционно размечают трассу гонки, и к вечеру можно прокатиться по размеченному маршруту. Дождаться пока разметят верхнюю часть не удалось, и я съехал от горы Лысый Иван. Нижняя часть полностью обновилась и представляла из себя петляющий синглтрек с трехмерным рельефом, естественными прыжками и коварными плоскими поворотами. Все, кого я встречал там в этот день, были в восторге от новой тропы и я полностью разделяю эти эмоции.
Просмотр финишного леса

В день официального просмотра трассы я, как и многие другие участники, настроенные на серьезный результат решил воспользоваться транспортом для подъема наверх, чтобы сэкономить силы для гонки.  Съехал 2 раза трассу целиком и один раз отдельно нижний лес, очень уж он мне понравился. Я много останавливался, смотрел разные траектории, поднимался и пробовал проехать быстрее. На гонках кубка мира по эндуро так делают многие лучшие спортсмены, и я следую их примеру. Был уверен, что хорошо запомнил трассу, но все оказалось несколько иначе.
Перед гонкой я сделал своему байку подарок – заехал на мойку, где всего за 50 рублей его отмыли с пеной и протерли насухо. После этого я смазал цепь, протянул все болты и проверил переключение передач.

Магия чисел, мне был положен 2 номер, по месту в финишном протоколе прошлой гонки. Но его почему то не напечатали и мне достался третий, а Андрею Джибраилу 4 вместо 3. Так мы с ним и финишировали в итоге.

В день гонки погода снова радовала участников, светило солнце и было очень тепло, правда наверху был сильный ветер. Учитывая это, я не спешил подниматься намного раньше своего старта, поэтому приехал на Ангарский перевал на троллейбусе  и неспешно покрутил наверх. На вершине Северной Димерджи, откуда начиналась гонка, оказался за пол часа до своего старта. Немного передохнул и начал предгоночную разминку. Прокатился на соседний холм до триангулятора и понял, что организаторы совершенно правильно поступили, перенеся старт и убрав дополнительный подъем. Трасса и так очень крутильная, а этот подъем не пропорционально смещал баланс спусков и подъемов в сторону кросс-кантри. Тем более, что это не влияло на прохождение гонщиками трассы, так как этот подъем был в самом начале, а не в середине или конце и не влиял на то как спортсмены прикатывались к гонке.  Свой заезд я начал максимально быстро, мощно вкрутив с самого старта. Я был серьезно настроен взять реванш у Вали Попова, которому проиграл на весеннем Супер Д чуть больше 5 секунд. На первом спуске было много острых камней, о которые можно пробить покрышку, а я ехал на однослойной кевларовой резине, так как она легче даунхильной, я старался перепрыгнуть все каменные секции, но пару раз все же услышал звон ободов. К счастью не пробился и продолжил вкручивать, где только можно и поменьше тормозить.

Неделю перед Супер Д Оля болела, на просмотр трассы не ходила, гонку решила ехать в последний момент. Трассу немного посмотрела на видео, которые я снял в день просмотра. На старт вышла в не самом лучшем состоянии, по ходу заезда три раза обнималась с деревьями. Тем не менее 1 место с внушительным отрывом более минуты.

Решающий момент для меня наступил на серпантине в полях, где я уехал мимо трассы по уже прокатанной срезке. Надо сказать, что разметки в этом повороте не было, и здесь промахнулась примерно половина участников. Маршал гонки останавливал всех уехавших не туда и заставлял стоять на месте 20 секунд, хотя срезка давала выигрыш всего секунд 7. Заезд был испорчен, я нарушил свой ритм и, как говорится, потерял флоу. Вообще за срезку на трассе положена дисквалификация, но учитывая отсутствие нормальной разметки и штраф с остановкой, организаторы решили не дисквалифицировать 50% участников и не портить праздник. В итоге я финишировал на 3 месте, проиграв не только Вале Попову, но и Диме Кузьмину. Я примерно прикинул, как мог бы проехать, если бы не срезал и понял, что на первое место все равно не заехал бы, но за второе точно поборолся, отставание от Димы в 17 секунд как раз примерно равно моей остановке за вычетом срезки. И без остановки я бы ехал гораздо активнее, но спорт, как известно, не знает сослагательного наклонения. Да, есть над чем работать в межсезонье.  Награждение прошло сразу после финиша, единственное, что расстроило –  это отсутствие кубков или гравировок на медалях. Супер Д всегда славилось оригинальными наградами с памятными гравировками, что на мой взгляд компенсировало отсутствие призов последние несколько лет. Я детально помню каждый свой заезд на СуперД и каждая награда ассоциируется у меня с хорошим катанием.  В целом гонка удалась, все получили заряд положительных эмоций, которые будут греть долгой зимой, в ожидании новых приключений в Алуште с которых у многих начинается сезон горного катания в начале мая.
Эти соревнования завершили мой велосипедный сезон, который стал самым насыщенным в моей жизни. Я проехал Два этапа EWS (кубок мира по эндуро) во Франции и Италии, две гонки Sram Specialized Enduro Series, один этап European Enduro Series, Чемпионат Словении, этап кубка Израиля, Эндуро в Чулково от Velogearance, 2 этапа Малинового эндуро в Нижнем Новгороде, Ялгору, La Endura в Краснодаре и 2 гонки СуперД в Алуште.

Хочу выразить огромную благодарность моему спонсору, компании Триал-Спорт за предоставленный байк Norco Range Carbon 7.1, который служил мне весь сезон и ни разу не подвел. А также за поддержку в поездках на соревнования по России и на мировые гонки.

Также большое спасибо мастерской Becycle.ru за качественное и быстрое обслуживание велосипеда в течение сезона.