alex_biker81Они бывают разные: синие и красные. Выбор Narrow Wide звезды. Есть ли разница какую брать?

Блог им. alex_biker81: Они бывают разные: синие и красные. Выбор Narrow Wide звезды. Есть ли разница какую брать? 
         Вчера прочитал интересную статью, от производителя, о разнице в Narrow Wide звездах. Некоторые ньюансы уже сам знал, о некоторых догадывался, но и узнал новое. А так как к этой теме я очень неравнодушен (писал об этом прошлый обзор)- решил закинуть её сюда.
         Думаю что для кого-то она будет интересна, по крайней мере, в теоретико-познавательных целях уж точно :) 
         


          Производством сингловых звезд с переменным сечением зуба стали заниматься многие производители. Есть на любой вкус и цвет, красненькие и синенькие, изящные и не очень. Красивая гравировка — это тоже здорово (но качества работы звезды не повышает).
          Велика ли разница между разными моделями таких звезд? На что обращать внимание при выборе? Давайте рассмотрим этот вопрос с технической точки зрения.
        
          Существует несколько принципиальных отличий специализированных сингловых звезд от обычных – тех, к которым давно привыкли. Это:
 
— наличие широкого зуба
— модернизированная геометрия профиля зуба
— высота зуба

        Каждый из пунктов напрямую влияет на то, надежно ли звезда удерживает цепь.

        Наличие широкого зуба
        В этом вопросе похоже все более-менее понятно.
Звенья цепи имеют попеременно ширину. А обычные звёзды имеют одинаковую ширину всех зубьев. Когда цепь входит в зацепление своим узким звеном- всё вреде бы нормально, но когда широким- появляется излишняя степень свободы, ввиду появления зазора. Их-за этого при тряске и вибрации цепь боле свободно ходит из стороны в сторону и есть большая вероятность спадания. Звезда с переменной толщиной зуба ограничивает поперечные перемещения цепи, уменьшая вероятность спадания.
       
      Профиль зуба

      Зубы сингловой звезды должны плотно удерживать цепь на звезде без дополнительных посторонних приспособлений (рамок, цепегасителей и т. д.). Это главное свойство сингловой системы. Стандартные зубы, начерченные по ГОСТ, ISOили DIN, плохо справляются с такой задачей. Их специализация очень широка, поскольку во всяческих механизмах они работают в очень разных условиях, вдобавок при высоких скоростях и нагрузках. Дабы сделать «общетехнические» цепные передачи универсальными, в них предусмотрены большие геометрические припуски. Большие припуски дают зазор между зубьями и цепью. Зазоры ухудшают контакт звезды с цепью, увеличивают люфты. Это не наш путь.
        Правильный профиль зуба должен обеспечить максимальный контакт звезды с цепью, повторяя траекторию движения звеньев. Однако тут есть нюанс. В профиле зуба должен быть припуск, учитывающий износ цепи, то есть ее постепенное удлинение.
        Начинаются вариации. Фантазия, опыт и грамотность инженеров-проектировщиков различны, и каждый производитель решил эту проблему по-своему. Для наглядности на рисунке 1 показана утрированная схема не очень удачного профиля (А), и «правильного» зуба (В). Легко понять, что с более «пологого» зуба цепь сбросить значительно проще, чем с «крутого».

Блог им. alex_biker81: Они бывают разные: синие и красные. Выбор Narrow Wide звезды. Есть ли разница какую брать?
Рисунок 1


         Некоторые именитые фирмы по непонятным причинам оставили зубья почти стандартными. Есть некоторые сомнения, что они держат цепь надежно (рисунок 2).

Блог им. alex_biker81: Они бывают разные: синие и красные. Выбор Narrow Wide звезды. Есть ли разница какую брать?
Рисунок 2
 
         Кое-кто изменил профиль зуба, однако высоту зуба оставил прежней (рисунок 3)  

Блог им. alex_biker81: Они бывают разные: синие и красные. Выбор Narrow Wide звезды. Есть ли разница какую брать?
Рисунок 3
 
          Высота зуба
         По нашему мнению, высота — самое важное, что должно отличать надежную сингловую звезду от обычной. Давайте вспомним, каковы функции звезды (помимо передачи мощности). Звезда должна исправно ловить звенья цепи (из-за вибрации они прибегают к звезде ломаной линией), а также парировать поперечные колебания цепи. На любой звезде при тряске это приходится делать всего лишь нескольким зубьям – тем, которые только вошли или начинают входить в зацепление.
         На рисунке 4 представлена схема работы звезды 30T. Справа изображена звезда с высоким профилем зуба. От поперечных колебаний цепь удерживают последние три зуба. Первый полностью вошел в зацепление, второй — почти полностью (цепь с него уже невозможно сбросить). Третий зуб только начинает входить в зацепление, но уже удерживает цепь.
         Обычная звезда (рисункок 4, слева) удерживает цепь только двумя зубьями. Первый вошел в зацепление. Второй вошел лишь наполовину и при сильном ударе может «потерять» цепь. Третий только подходит к цепи. Он ее не удерживает. Получается, надежность такой конструкции меньше минимум на треть. 

Блог им. alex_biker81: Они бывают разные: синие и красные. Выбор Narrow Wide звезды. Есть ли разница какую брать?
Рисунок 4
 
         Некоторые фирмы рискнули отказаться от зубьев NarrowWideв пользу более-менее обычных, но высоких. Например, Shimanoи FSAприменили в прототипах своих сингловых звезд высокий зуб с доработанным профилем (рисунок 5).
          Мы проверяли это решение, и испытания намекают, что звезды такого типа в самом деле работают хорошо и надежно. Но тесты продолжаются, поэтому спешить с выводами не будем. Возможно, это тема следующей статьи.

 Блог им. alex_biker81: Они бывают разные: синие и красные. Выбор Narrow Wide звезды. Есть ли разница какую брать?
Рисунок  5
 
         Для наглядности на рисунке 6 приведена сравнительная диаграмма высоты зуба у разных производителей. Замеры наши, точность +- 0,1 мм.
Блог им. alex_biker81: Они бывают разные: синие и красные. Выбор Narrow Wide звезды. Есть ли разница какую брать?
Рисунок 6
 
             Грязеустойчивость
         Тот, кто катался на звездах NarrowWide, мог заметить, что они легче забиваются грязью, чем обычные звезды с узкими зубьями. Это таки проблема. Чем плотней цепь сидит на звезде, тем лучше она удерживается. Но плотная посадка мешает работе, когда налипла грязь. Нужен компромисс.

Блог им. alex_biker81: Они бывают разные: синие и красные. Выбор Narrow Wide звезды. Есть ли разница какую брать?

         В эту тему глубже всех углублялся Sram. На его прототипах зубья у своих «корней» имеют форму, мешающую грязи липнуть и скапливаться (рисунок 7).

Блог им. alex_biker81: Они бывают разные: синие и красные. Выбор Narrow Wide звезды. Есть ли разница какую брать?
Рисунок 7
 
         На самом деле это не такая уж великая новация: Sramиспользовал способ отвода грязи, применяемый в мотокроссе (рисунок 8). Но можно заметить что, на серийных образцах Sramконструкцию упростили, в зависимости от модели. Вероятно, ради меньшей себестоимости.

Блог им. alex_biker81: Они бывают разные: синие и красные. Выбор Narrow Wide звезды. Есть ли разница какую брать? 
Рисунок 8

         Наши тесты показали, что для хорошего отвода грязи необходим широкий грязевой зазор. На рисунке 9, А показано классическое обнижение звезды NarrowWide. Обнижение равноудалено от контура зубьев. При такой компоновке (рисунок 10) грязи некуда деваться, и как следствие, она не позволяет цепи как следует «сесть» на свое место. Цепь может слететь. 

Блог им. alex_biker81: Они бывают разные: синие и красные. Выбор Narrow Wide звезды. Есть ли разница какую брать?
Рисунок 9


Блог им. alex_biker81: Они бывают разные: синие и красные. Выбор Narrow Wide звезды. Есть ли разница какую брать?
Рисунок 10
 
         Хорошо отвести грязь можно тогда, когда контур обнижения уходит ниже (рисунок 9, В). Зазор увеличивается, грязь проваливается ниже зоны зацепления.
             Еще более совершенный вариант обнижений — наличие на них фаски (рисунок 11, B; рисунок 12). В этом случае грязь намного легче отводится в стороны и не забивает звезду.

Блог им. alex_biker81: Они бывают разные: синие и красные. Выбор Narrow Wide звезды. Есть ли разница какую брать?
Рисунок 11

Блог им. alex_biker81: Они бывают разные: синие и красные. Выбор Narrow Wide звезды. Есть ли разница какую брать?
Рисунок 12 



          Эпилог 

      В оригинале, конечно, статья имеет несколько рекламный характер. Авторы так и написали- что каждый производитель позиционирует свои звезды как самые лучшие. Ведь это, так сказать, его долг. Но не смотря на это- из статьи есть что почерпнуть. Да простим же их за это:) Ведь это, так сказать, их хлеб и соль. Класно что такие статьи, хоть изредка, но появляються.

Блог им. alex_biker81: Они бывают разные: синие и красные. Выбор Narrow Wide звезды. Есть ли разница какую брать?

Оригинал статьи взят отсюда 

Комментарии (79)

+2
Спасибо, вот и из звезды сделали высокую технологию. И да, реклама сработала, хочется попробовать эту звезду.
avatar

Val

+2
очень познавательно! спасибо за труды по переводу 
avatar

raskladnoy

0
Статья изначально была на русском.
Последний раз редактировалось
avatar

formazon

0
сарказм
avatar

vofka

0
почему-то не приведены данные по износостойкости всего этого разнообразия форм зубьев
хотя догадаться несложно
avatar

koshki

+6
Больше теории. На сезон вполне хватает.
avatar

B-race

-3
да-да. Buy more. Think less
avatar

koshki

+8
А потом я слышу «ого велосипед у тебя легкий! Ого как вилка круто работает!»)
avatar

B-race

0
ну хорошо что сколько скоростей уже не спрашивают
 
avatar

koshki

0
Продолжай)
avatar

B-race

+6
говорят, теперь в ДХ чем меньше, тем круче ;)
avatar

pashevich

-8
раскрыть комментарий
avatar

nTu4Ka

+4
Тебе то лучше знать. И как все ломается, какие велосипеды лучше закупать топовым спортсменам. Жду поучений про езду.
А единственная моя поломка за крайние три года — это умерший барабан на стоковой 450г втулке.
avatar

B-race

0
А вот у меня на обычной, не NW звезде местами зубья сколоты. Где-то об бордюр, где-то об ветки, где-то от кривого переключения.
Думаю длинные зубья NW-звёзд будут ломаться ещё легче и при этом не очень понятно, что было бы с технологией, износись или сломайся зубья… Думаю будет работать, но будет-ли работать также хорошо и нужно ли оно вообще если цепь всё равно слетает.
Последний раз редактировалось
avatar

Dobrii777

+6
У меня 36Т Гарбарука (та что третья по счёту на последней картинке) прошла за сезон 4000 км. Какого-то явно выраженного износа я не вижу. Да, потёрлась немного, только и всего. Могу сделать вывод, что до 10000 км она доживёт без проблем.
avatar

Jahtaka

+1
гарбаруки вообще молодцы
avatar

koshki

+5
у кого-то за полгода так 
у меня же за год круглогодичного катания лишь анодировка с зубьев стерлась
 
avatar

mrStep

0
У меня устала чуть больше. Но я на ягодке почти попалам ее сложил о камень и выправлял о камень там же. 
avatar

B-race

0
не, ну ты додумался без защиты зведы снизу не в москве катать…
avatar

_va

+10
В следующий раз обязательно обращусь в енторнеты
avatar

B-race

+3
т.е. ты живёшь без обращения в интернет? 0_о OMFG…
avatar

_va

+2
RF, значит, одна из худших по форме, хотя одна из самых популярных.
Последнее предложение статьи меня немного убивает.
avatar

velikain

0
С моей РФ цепь слетала только в грязь, из чего я делаю для себя вывод, что одного лишь переменного профиля зубьев достаточно для удержания цепи.
avatar

saaresto

0
А вот интересно...
www.jensonusa.com/Race-Face-Single-Narrow-Wide-Chainring
рейтинг 4.8 из 5 звезд, 149 респондентов

Думаю что у RF NW достаточно широкая аудитория, и то, что явного негатива в интернетах не видно, говорит о том что профиль все-таки работает. 
avatar

Zorro

+1
имхо, всё познаётся в сравнении.  Пока же тема новая и тех, кто перепробовал много разных  NW звёзд, совсем не много.

за статью спасибо — о многих моментах задумывался, а вот про  отвод грязи ещё нет.  Что ж, следущие звёзды (других размеров) буду  смотреть, подкрепившись теорией.

зы: точнее, глядя на последнюю фотографию, хочется побежать Гарбаруковскую звезду заказать :)
Последний раз редактировалось
avatar

mitcos

+4
У меня пара NW звезд RaceFace 32 и 36 (выбора другого нет), подвеска VPP, переклюк XX1, цепь слетает, если мочить по лестницам, или просто съезжать на скорости (30кмч скажем) по длинным лестницам (если сброс метров 25), причем слетает с гарантией — в 9 случаях из 10, но на трейлах цепь ни разу не слетала, я от греха поставил верхнюю рамку XCX+, с ней, естественно, ничего не слетает, да и весит не много и не уменьшает эффективность. Но все-таки я бы не стал ругать RF, тк не известно как бы повели другие звезды на моем байке — идеальный тест — собраться с парой-тройков великов с разными типа подвески и мешком звезд от разных производителей )
avatar

meistaken

+3
Не слетала даже в грязь, катаю на ХТ. Мне кажется что профиль влияет гораздо меньше, чем правильный задний переклюк и натяжение цепи в целом.
avatar

toolmano

0
у меня это лето работает нв звезда от е13, не слетала ни разу, хотя высота зуба аналогична обычным звёздам. Износа кстате почти нет. Многие ставят на 1х10 звезду срам, забывая что она для 1х11 — возможно поэтому нв звёзды срам стираются крайне быстро, а возможно алюминь слишком мягкий.
avatar

Aveega

+10
Вполне возможно, что крупные производители ограничены разными патентами.
avatar

im66

0
а мелкие не ограничены?
avatar

ilyamaksimov

+13
Украинские производители точно не зависят от патентов, про остальных сложно сказать.  
avatar

im66

0
тогда надо говорить «американские производители», дело то не в размере компании, а в юридическом адресе и рынке сбыта
Последний раз редактировалось
avatar

ilyamaksimov

0
А в других странах звезды не делают???
avatar

im66

0
основной рынок сбыта это США, срам находится в США, скорее всего патенты работают только на територии США, раз даже в канаде делают
avatar

ilyamaksimov

+11
На рисунке 2 звезда РасеФасе, их ругают по-моему чаще остальных.

А так, было бы круто если бы в каком-нибудь магазине появились гарбаруковские звёзды. 
avatar

SergeiPikulin

+5
Скажу за отечественного производителя. Откатал сезон, ~5ккм, на нв звезде «дядьки из ёбурга», звезду брал специально цветную, что бы смотреть на износ. Приятно удивлен, износ очень незначительный, хватит и следующий сезон откатать. Цепь слетела один раз, шедоу крест в тот момент был выключен, верхней рамки нет. В общем рекомендую.
Последний раз редактировалось
avatar

Feanor

0
есть мысль, что высота зуба влияет на лёгкость, эээ, как бы всовывания и высовывания зуба в/из звена цепи, т.е. в итоге будет потеря мощности, врядли какая-то огромная, но для силовых видов типа КК может быть вполне критичной.
avatar

inv

+10
Чет мне всеравно цепегасители нравятся. Видимо я не спортсмен ниразу и лишние 200гр. мне пофигу.
avatar

timman

0
Учитывая что желательна верхняя рамка и если нужен баш, разница современного успокоителя в 170-180г нивелируется.
avatar

sayrius

+2
Видимо ты катаешься только вниз и потеря усилий от успока тебе не заметна.
avatar

schmel

+3
От верхней рамки нет никаких потерь (:
avatar

zloy6666

0
Ну ты кэп просто! 
avatar

schmel

+2
Ну, должен же кто-то сорвать покровы…
avatar

zloy6666

+1
Так какие производители производят «правильные» NW звезды?
avatar

StubbyHydra

+10
некорректный вопрос в рекламном посте от Гарбарука))
avatar

mrStep

0
Ну а если подойти к вопросу с независимым мнением?
avatar

StubbyHydra

0
правильный профиль делают гарбарук у них и нейтрино компонентс у нас. У брендов скошенные грани для отвода грязи пока не встречал
avatar

mrStep

0
Гарбарук))
С карбоном, я так понимаю, они завязали, а звездами продолжают заниматься.
Последний раз редактировалось
avatar

Target

0
да вроде не завязали, на сайте и рамы и палки карбоновые предлагают
ru.garbaruk.com/produktsiya
Последний раз редактировалось
avatar

mitcos

0
Предпологалось что после прочтения поста вы уже сами сможете выбрать подходящую вам звезду :)
Например если вы не ездите по грязи- то грязезащита  вам ни к чему. Достаточно звезды с (хотябы) более мене высокими зубами и «правильным» профилем.
Кроме Garbaruk и Neutrino- еще Praxis и Blackspire с виду довольно неплохие.
 
Последний раз редактировалось
avatar

alex_biker81

0
Свежая Wolftooth тоже выглядит интересно:

Wide зубья сделаны наплывами, без буртика под цепью. Плюс скосы-грязеотводы из-под роликов.
avatar

AltairNsk

0
А у них что, профиль поменялся? Год назад был такой:

 
Они кстати, одни из первых вышли на рынок с альтернативой SRAM X-SYNC, раньше RF точно. 
avatar

Zorro

0
Модели годовалой давности такими и остались, если судить по фотографиям на сайте. GXP direct mount пятилучевая вышла этой осенью, и на ней дизайн зубьев обновили.
avatar

AltairNsk

0
>Кое-кто изменил профиль зуба, однако высоту зуба оставил прежней (рисунок 3) 



Низкие зубья. Ни разу не слетела. Звезда Absoluteblack. В горах не был)


 
avatar

IlyaBabay

+5
Фууу, белые хомуты!
avatar

zloy6666

-7
раскрыть комментарий
avatar

nTu4Ka

+4
Натяжение цепи держит переключатель, а не звезда.
avatar

schmel

-3
Не очень понял к чему это было сказано.

Если это к тому, что за спадание цепи ответственен переключатель, который недостаточно цепь натянул, то всё же думаю, если при перегрузках цепь достаточно колбасит, чтобы она доставала до пера снизу, то зачем удивляться, что она будет спадать даже на NW-звёздах.
Ну вот, например, видео  — какие «колебания», если цепь по настоящему «колбасит». И это без дропов.

NW-звёзды лучше держат цепь, согласен, но не верю, что можно ездить без успока. Да и боюсь геморроя с ними может быть хотя бы потому-что зубья длинные. 
avatar

nTu4Ka

+8
Это к тому, что шимано шедоу+ и срам тип2 обеспечивают достаточное натяжение, чтобы цепь без рамки успокоителя слетала только на адской жести откровенно адских трасс. В остальных случаях она сидит как влитая на NW звезде. 
Ты продолжай не верить, а мы продолжим ездить. 
avatar

schmel

-4
Не понимаю каким образом профиль переклюка влияет на силу натяжения цепи. :) Хотя мог бы поверить, что в какой-то мере зависит от длины лапки.
А если всерьёз, то XT Shadow+, цепь слетает на колбасе и дропах. Звезда не NW, но думаю слетает она из-за того, что цепь колбасится очень сильно и её выбрасывает со звезды. Переключение на вторую звезду спереди частично решает проблему, кстати.
 
Не верю я в особую магию, которая удержит цепь на звезде без успока. Разве только если зубья будут длиной в сантиметр.
Да и периодически читаю комментарии, что цепь слетает и с NW-звёзд тоже.
 
шедоу+ и срам тип2 обеспечивают достаточное натяжение

 
Значит-ли это, что NW звёзды созданы только для этих переклюков, а все остальные идут лесом или могут поставить её, но она будет только украшательством? :)))
avatar

Dobrii777

0
Какая грустная история.
avatar

schmel

0
Почему? Может просто вам непонятная.
avatar

Dobrii777

+4
 плюс вот лично я скептически отношусь к токим и точным технологиям в суровых условиях подобных велоспорту.
Очень интересное завяление, прям даже не знаю какую часть велосипеда для примера привести… Ну, вот вилка — не достаточно тонкие и точные технологии в суровых условиях велоспорта?
avatar

zloy6666

-5
раскрыть комментарий
avatar

nTu4Ka

+6
А что подразумевается под «высокими технологиями»?
avatar

zloy6666

+8
Это которые повыше тебя :)
avatar

schmel

+2
Но..
Последний раз редактировалось
avatar

zloy6666

0
К вопросу о высоких технологиях. Процитирую комментарий pashevich к новой Fox 36
 
у рш все сделано просто, как в АК47, разбирается на коленке, никакой гидравлики, все работает чотка.
фокс же любит космические технологии… это всего лишь блок демпфера FIT RLC, слабо перебрать? :) *и дальше страшная картинка демпфера*
 
avatar

Dobrii777

0
Что-то, о чём лет 10ть назад писали только в фантастических книжках.

Вообще имело в виду, что высокотехнологичный механизм с большим количеством составных или с частями, которые должны точно соответствовать друг-другу, имеет больший шанс не работать или работать некорректно.
Для неайтишника, наверное сложнее понять, что программа может глючить, не работать или работать не так как ожидается. И я с уверенностью могу назвать персональный компьютер высокой технологией. 
avatar

Dobrii777

+1
Ну, если он повыше меня, то ок.
avatar

zloy6666

0
Интересно, а если поюморить, суть поменяется?
avatar

Dobrii777

0
П***б ником — хорошо, только заметил.
Просто, кроме как шутить, не знаю как еще ответить. Почему для тебя компьютер является высокими технологиями, а высокотехнологичное покрытие с минимальным трением, позволяющее делать минимальные зазоры между частями нет, понять не могу. Дело-то не в количестве частей, а в том как это сделано. Анодировку для ног вилки, литье с минимальными допусками в промышленных масштабах дома сделать не получиться.

Да и вообще в каждом деле есть технологии, о которых не специалист будет думать: «Ааа, фигня, кирпич сделать». А ты сделай. 
avatar

zloy6666

0
Высокие технологии — это те, которые выше понимания вопрошающего о них.
Я вот, не знаю, как посчитать все переходные процессы и оптимизировать демпфер.
Не владею материаловедением в части антифирикционных покрытий.
Для меня много чего — хайтек из того, что засунуто в велик ненулевого уровня.
avatar

RomanAkentev

-4

А я от норе тащусь. За пол сезона пользования всего 2-3 слета, вызванных попаданием веток или уборками.

 До нее пользовал звезды raceface, с которых постоянно слетала цепь. Даже в городе. Думаю, из за коротких зубов.
Последний раз редактировалось
avatar

Santyago

-1
Многое еще зависит от правильности чейнлайна и длины цепи.
avatar

schmel

0
Это же очевидные вещи. Да и, если правильно понял, в чейнлайне поменялась только звезда.
avatar

Dobrii777

0
А кто-то сейчас заказывал звёзды?
Несколько писем (6...7 шт) за последние пол-года на указанный на сайте адрес так и остались без ответа 
avatar

dimitrii73

0
Можно ссылку на оригинал статьи?
avatar

shindyakin

0
Итак, самая крутяцкая Гарбарук? )
avatar

ka81

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.