alex_biker81 — Они бывают разные: синие и красные. Выбор Narrow Wide звезды. Есть ли разница какую брать?
Вчера прочитал интересную статью, от производителя, о разнице в Narrow Wide звездах. Некоторые ньюансы уже сам знал, о некоторых догадывался, но и узнал новое. А так как к этой теме я очень неравнодушен (писал об этом прошлый обзор)- решил закинуть её сюда.
Думаю что для кого-то она будет интересна, по крайней мере, в теоретико-познавательных целях уж точно :)
Производством сингловых звезд с переменным сечением зуба стали заниматься многие производители. Есть на любой вкус и цвет, красненькие и синенькие, изящные и не очень. Красивая гравировка — это тоже здорово (но качества работы звезды не повышает).
Велика ли разница между разными моделями таких звезд? На что обращать внимание при выборе? Давайте рассмотрим этот вопрос с технической точки зрения.
Существует несколько принципиальных отличий специализированных сингловых звезд от обычных – тех, к которым давно привыкли. Это:
— наличие широкого зуба
— модернизированная геометрия профиля зуба
— высота зуба
Каждый из пунктов напрямую влияет на то, надежно ли звезда удерживает цепь.
Наличие широкого зуба
В этом вопросе похоже все более-менее понятно.
Звенья цепи имеют попеременно ширину. А обычные звёзды имеют одинаковую ширину всех зубьев. Когда цепь входит в зацепление своим узким звеном- всё вреде бы нормально, но когда широким- появляется излишняя степень свободы, ввиду появления зазора. Их-за этого при тряске и вибрации цепь боле свободно ходит из стороны в сторону и есть большая вероятность спадания. Звезда с переменной толщиной зуба ограничивает поперечные перемещения цепи, уменьшая вероятность спадания.
Профиль зуба
Зубы сингловой звезды должны плотно удерживать цепь на звезде без дополнительных посторонних приспособлений (рамок, цепегасителей и т. д.). Это главное свойство сингловой системы. Стандартные зубы, начерченные по ГОСТ, ISOили DIN, плохо справляются с такой задачей. Их специализация очень широка, поскольку во всяческих механизмах они работают в очень разных условиях, вдобавок при высоких скоростях и нагрузках. Дабы сделать «общетехнические» цепные передачи универсальными, в них предусмотрены большие геометрические припуски. Большие припуски дают зазор между зубьями и цепью. Зазоры ухудшают контакт звезды с цепью, увеличивают люфты. Это не наш путь.
Правильный профиль зуба должен обеспечить максимальный контакт звезды с цепью, повторяя траекторию движения звеньев. Однако тут есть нюанс. В профиле зуба должен быть припуск, учитывающий износ цепи, то есть ее постепенное удлинение.
Начинаются вариации. Фантазия, опыт и грамотность инженеров-проектировщиков различны, и каждый производитель решил эту проблему по-своему. Для наглядности на рисунке 1 показана утрированная схема не очень удачного профиля (А), и «правильного» зуба (В). Легко понять, что с более «пологого» зуба цепь сбросить значительно проще, чем с «крутого».
Рисунок 1
Некоторые именитые фирмы по непонятным причинам оставили зубья почти стандартными. Есть некоторые сомнения, что они держат цепь надежно (рисунок 2).
Рисунок 2
Кое-кто изменил профиль зуба, однако высоту зуба оставил прежней (рисунок 3)
Рисунок 3
Высота зуба
По нашему мнению, высота — самое важное, что должно отличать надежную сингловую звезду от обычной. Давайте вспомним, каковы функции звезды (помимо передачи мощности). Звезда должна исправно ловить звенья цепи (из-за вибрации они прибегают к звезде ломаной линией), а также парировать поперечные колебания цепи. На любой звезде при тряске это приходится делать всего лишь нескольким зубьям – тем, которые только вошли или начинают входить в зацепление.
На рисунке 4 представлена схема работы звезды 30T. Справа изображена звезда с высоким профилем зуба. От поперечных колебаний цепь удерживают последние три зуба. Первый полностью вошел в зацепление, второй — почти полностью (цепь с него уже невозможно сбросить). Третий зуб только начинает входить в зацепление, но уже удерживает цепь.
Обычная звезда (рисункок 4, слева) удерживает цепь только двумя зубьями. Первый вошел в зацепление. Второй вошел лишь наполовину и при сильном ударе может «потерять» цепь. Третий только подходит к цепи. Он ее не удерживает. Получается, надежность такой конструкции меньше минимум на треть.
Рисунок 4
Некоторые фирмы рискнули отказаться от зубьев NarrowWideв пользу более-менее обычных, но высоких. Например, Shimanoи FSAприменили в прототипах своих сингловых звезд высокий зуб с доработанным профилем (рисунок 5).
Мы проверяли это решение, и испытания намекают, что звезды такого типа в самом деле работают хорошо и надежно. Но тесты продолжаются, поэтому спешить с выводами не будем. Возможно, это тема следующей статьи.
Рисунок 5
Для наглядности на рисунке 6 приведена сравнительная диаграмма высоты зуба у разных производителей. Замеры наши, точность +- 0,1 мм.
Рисунок 6
Грязеустойчивость
Тот, кто катался на звездах NarrowWide, мог заметить, что они легче забиваются грязью, чем обычные звезды с узкими зубьями. Это таки проблема. Чем плотней цепь сидит на звезде, тем лучше она удерживается. Но плотная посадка мешает работе, когда налипла грязь. Нужен компромисс.
В эту тему глубже всех углублялся Sram. На его прототипах зубья у своих «корней» имеют форму, мешающую грязи липнуть и скапливаться (рисунок 7).
Рисунок 7
На самом деле это не такая уж великая новация: Sramиспользовал способ отвода грязи, применяемый в мотокроссе (рисунок 8). Но можно заметить что, на серийных образцах Sramконструкцию упростили, в зависимости от модели. Вероятно, ради меньшей себестоимости.
Рисунок 8
Наши тесты показали, что для хорошего отвода грязи необходим широкий грязевой зазор. На рисунке 9, А показано классическое обнижение звезды NarrowWide. Обнижение равноудалено от контура зубьев. При такой компоновке (рисунок 10) грязи некуда деваться, и как следствие, она не позволяет цепи как следует «сесть» на свое место. Цепь может слететь.
Рисунок 9
Рисунок 10
Хорошо отвести грязь можно тогда, когда контур обнижения уходит ниже (рисунок 9, В). Зазор увеличивается, грязь проваливается ниже зоны зацепления.
Еще более совершенный вариант обнижений — наличие на них фаски (рисунок 11, B; рисунок 12). В этом случае грязь намного легче отводится в стороны и не забивает звезду.
Рисунок 11
Рисунок 12
Эпилог
В оригинале, конечно, статья имеет несколько рекламный характер. Авторы так и написали- что каждый производитель позиционирует свои звезды как самые лучшие. Ведь это, так сказать, его долг. Но не смотря на это- из статьи есть что почерпнуть. Да простим же их за это:) Ведь это, так сказать, их хлеб и соль. Класно что такие статьи, хоть изредка, но появляються.
Оригинал статьи взят отсюда
-
добавить в избранное
17
- +114
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (79)
Val
raskladnoy
formazon
vofka
хотя догадаться несложно
koshki
B-race
koshki
B-race
koshki
B-race
pashevich
nTu4Ka
А единственная моя поломка за крайние три года — это умерший барабан на стоковой 450г втулке.
B-race
Думаю длинные зубья NW-звёзд будут ломаться ещё легче и при этом не очень понятно, что было бы с технологией, износись или сломайся зубья… Думаю будет работать, но будет-ли работать также хорошо и нужно ли оно вообще если цепь всё равно слетает.
Dobrii777
Jahtaka
koshki
у меня же за год круглогодичного катания лишь анодировка с зубьев стерлась
mrStep
B-race
_va
B-race
_va
Последнее предложение статьи меня немного убивает.
velikain
saaresto
www.jensonusa.com/Race-Face-Single-Narrow-Wide-Chainring
рейтинг 4.8 из 5 звезд, 149 респондентов
Думаю что у RF NW достаточно широкая аудитория, и то, что явного негатива в интернетах не видно, говорит о том что профиль все-таки работает.
Zorro
за статью спасибо — о многих моментах задумывался, а вот про отвод грязи ещё нет. Что ж, следущие звёзды (других размеров) буду смотреть, подкрепившись теорией.
зы: точнее, глядя на последнюю фотографию, хочется побежать Гарбаруковскую звезду заказать :)
mitcos
meistaken
toolmano
Aveega
im66
ilyamaksimov
im66
ilyamaksimov
im66
ilyamaksimov
А так, было бы круто если бы в каком-нибудь магазине появились гарбаруковские звёзды.
SergeiPikulin
Feanor
inv
timman
sayrius
schmel
zloy6666
schmel
zloy6666
StubbyHydra
mrStep
StubbyHydra
mrStep
С карбоном, я так понимаю, они завязали, а звездами продолжают заниматься.
Target
ru.garbaruk.com/produktsiya
mitcos
Например если вы не ездите по грязи- то грязезащита вам ни к чему. Достаточно звезды с (хотябы) более мене высокими зубами и «правильным» профилем.
Кроме Garbaruk и Neutrino- еще Praxis и Blackspire с виду довольно неплохие.
alex_biker81
Wide зубья сделаны наплывами, без буртика под цепью. Плюс скосы-грязеотводы из-под роликов.
AltairNsk
Они кстати, одни из первых вышли на рынок с альтернативой SRAM X-SYNC, раньше RF точно.
Zorro
AltairNsk
Низкие зубья. Ни разу не слетела. Звезда Absoluteblack. В горах не был)
IlyaBabay
zloy6666
Но суть не в этом. NW-звёзды действительно обладают какой-то особой магией и способны удержать цепь от спадания не от вибраций, а от перегрузок и сокращениях при работе подвески?
P.S.:
Если честно — идея NW-звёзд выглядит ещё одной тупиковой технологией, хотя сама по себе и забавна.
Как минимум — хуже грязезащита, выше износ и шанс сломать зуб (чего станет с технологией, кстати, если в чейнринге будет несколько сломанных зубов?! :) ), плюс вот лично я скептически отношусь к токим и точным технологиям в суровых условиях подобных велоспорту.
Думаю подобная технология ещё могла бы найти применение в КК или, с натяжкой, но и в Эндуро, но в целом, бвах...
nTu4Ka
schmel
Если это к тому, что за спадание цепи ответственен переключатель, который недостаточно цепь натянул, то всё же думаю, если при перегрузках цепь достаточно колбасит, чтобы она доставала до пера снизу, то зачем удивляться, что она будет спадать даже на NW-звёздах.
Ну вот, например, видео — какие «колебания», если цепь по настоящему «колбасит». И это без дропов.
NW-звёзды лучше держат цепь, согласен, но не верю, что можно ездить без успока. Да и боюсь геморроя с ними может быть хотя бы потому-что зубья длинные.
nTu4Ka
Ты продолжай не верить, а мы продолжим ездить.
schmel
А если всерьёз, то XT Shadow+, цепь слетает на колбасе и дропах. Звезда не NW, но думаю слетает она из-за того, что цепь колбасится очень сильно и её выбрасывает со звезды. Переключение на вторую звезду спереди частично решает проблему, кстати.
Не верю я в особую магию, которая удержит цепь на звезде без успока. Разве только если зубья будут длиной в сантиметр.
Да и периодически читаю комментарии, что цепь слетает и с NW-звёзд тоже.
Значит-ли это, что NW звёзды созданы только для этих переклюков, а все остальные идут лесом или могут поставить её, но она будет только украшательством? :)))
Dobrii777
schmel
Dobrii777
zloy6666
Да и в вилке нет, насколько знаю, прям уж таких высоких технологий. Всё довольно просто. Хотя, думаю, есть вилки которые приходится обслуживать чаще других.
nTu4Ka
zloy6666
schmel
zloy6666
Dobrii777
Вообще имело в виду, что высокотехнологичный механизм с большим количеством составных или с частями, которые должны точно соответствовать друг-другу, имеет больший шанс не работать или работать некорректно.
Для неайтишника, наверное сложнее понять, что программа может глючить, не работать или работать не так как ожидается. И я с уверенностью могу назвать персональный компьютер высокой технологией.
Dobrii777
zloy6666
Dobrii777
Просто, кроме как шутить, не знаю как еще ответить. Почему для тебя компьютер является высокими технологиями, а высокотехнологичное покрытие с минимальным трением, позволяющее делать минимальные зазоры между частями нет, понять не могу. Дело-то не в количестве частей, а в том как это сделано. Анодировку для ног вилки, литье с минимальными допусками в промышленных масштабах дома сделать не получиться.
Да и вообще в каждом деле есть технологии, о которых не специалист будет думать: «Ааа, фигня, кирпич сделать». А ты сделай.
zloy6666
Я вот, не знаю, как посчитать все переходные процессы и оптимизировать демпфер.
Не владею материаловедением в части антифирикционных покрытий.
Для меня много чего — хайтек из того, что засунуто в велик ненулевого уровня.
RomanAkentev
А я от норе тащусь. За пол сезона пользования всего 2-3 слета, вызванных попаданием веток или уборками.
До нее пользовал звезды raceface, с которых постоянно слетала цепь. Даже в городе. Думаю, из за коротких зубов.
Santyago
schmel
Dobrii777
Несколько писем (6...7 шт) за последние пол-года на указанный на сайте адрес так и остались без ответа
dimitrii73
shindyakin
ka81