ArtemKohan — Разрушители мифов ZEP и как учиться
Это новая серий советов для катания от ZEP Mountain Bike Camps, где мы обсудим некоторые “классические” техники, которые мы часто можем видеть и слышать в нашей сфере, которые на самом деле чаще мешают нежели помогают. Эти статьи адресованы как любому райдеру, который заинтересован в изучении основных техник для улучшения своих навыков, так и инструкторам и тренерам, которые ищут пути улучшения качества и повышения информативности своих уроков.
“Мифы” и темы, которые мы рассмотрим:
Торможение в даунхилльных поворотах
Локти и техничные подъемы
Положение тела для даунхилла
Контроль скорости на уклоне и камнях
Техники для плоских поворотов и контруклонов
Прыжки Часть 1: Мифы и факты
Прыжки Часть 2: Три составляющих в полете
Но вначале давайте разберемся, почему эти “мифы” все-таки существуют.
Горный велосипед все еще относительно молодой спорт, поэтому, когда люди начали пробовать писать статьи “How to”(или учить людей), они обращали свое внимание на техники из первых дней горного велосипеда и из других видов спорта… как, например шоссейные гонки. В итоге с годами эти мифы культивировались, часто теряя или искажая смысл. Получается, некоторые техники в горном велосипеде не всегда имели достоверный и подкрепленный практикой источник, порождая мифы в рядовой технике катания. К сожалению все это еще происходит сегодня.
Другая причина, конечно же, в эволюции. Это естественная часть любого развивающегося спорта. Велосипеды, снаряжение и трейлы меняются, соответственно меняется и техника. И получается, что некоторые вещи развиваются не так как хотелось бы и в итоге техники из “старых добрых” дней все еще в ходу и вызывают хаос и непонимание.
Одной из наших целей на наших лагерях, конференциях и курсах инструкторов в ZEP, является не только улучшать стандарты обучения, но и упорядочить саму методику, чтобы снизить количество конфликтующей информации. В конечном счете, мы стараемся сделать обучение более безопасным и простым и эта серия статей именно об этом, о способах получать больше удовольствия от катания, основываясь на достоверных надежных актуальных источники которым вы можете доверять. Давайте продолжим и посмотрим, почему эти мифы существуют, и как мы можем изменить наш подход к обучению и повысить наши шансы добиться успеха.
Миф об обучении с точки зрения “Правильно и неправильно” нежели “Причина и следствие”
Есть множество профессиональных исследований об эффектах обучения в позитивном ключе и широком применении его к обучению. Люди любого возраста, склада и уровня подготовки в целом учатся быстрее в легкой непринужденной атмосфере. Тем более странно, что некоторые инструкторы стараются учить с точки зрения “правильно и неправильно”. Это создает неблагоприятную среду, если перед учеником ставится задача понять, что он делает “неправильно” и “исправить” это.
Вместо этого попробуйте думать о навыках и техниках как об инструменте, и как любой инструмент это может использоваться в разнообразных ситуациях.
В некоторых ситуациях инструмент может работать прекрасно, а в некоторых не очень. Каждый инструмент имеет список преимуществ и недостатков и, понимая их, райдер может сделать более взвешенное решение, когда использовать какую-либо технику и зачем. И инструктор, и ученик лучше понимают связь причины и следствия каждой техники делая процесс обучения гораздо более эффективным (и легким). Несколько простых примеров могут помочь понять эту причинно-следственную связь. Я выбрал следующий пример, так как мы видим в последнее время как множеству райдеров (и инструкторов) говорят, что они НИКОГДА не должны свешивать внешнюю педаль. Давайте разберемся подробнее.
Положение педалей в плоских поворотах
Техника 1:Внешняя педаль внизу
ПЛЮСЫ
-Может помочь райдерам наклонить велосипед сильнее под собой, позволяя повернуть сильнее, добавляет сцепления и стабильности
-Может стать проще “вдавливать” велосипед, добавляя сцепления
-Может помочь райдерам смещаться бедрами вбок, сохраняя тело над велосипедом для большей стабильности
МИНУСЫ
-Может заставить райдера “застыть” в одном положении в течение всего поворота, уменьшая возможность двигаться в повороте.
-Переносит большую часть веса райдера на одну ногу. Одна нога не настолько сильна как две
-Попытки свесить внешнюю педаль в быстрой связке поворотов могут привести к потере сцепления, стабильности и флоу
Если свешивание педали работает у этих ребят, то это будет работать для всех нас остальных.
Техника 2: Держим педали горизонтально
ПЛЮСЫ
-Помогает райдерам справиться с кочками и изменениями в повороте, так как вес распределен между обеими ногами
-Может помочь некоторым райдерам в повороте двигать и наклонять велосипед
-Обычно, когда педали горизонтально, для большинства райдеров проще пампить велосипед (для сцепления и скорости в повороте).
МИНУСЫ
-Некоторым райдерам тяжелее вдавливать велосипед, чтоб увеличить давление и сцепление (сброс внешней педали поможет)
-Ангуляция (наклон велосипеда больше чем тела) может быть сложнее с горизонтальными педалями.
-Может быть тяжелее двигать телом поперек велосипеда, внутрь и из поворота ухудшая стабильность и баланс
Хотя мы и рассмотрели всего несколько пунктов, но реальность понятна — райдер может делать как угодно. Обе техники имеют свои плюсы и минусы. Получается, учить или учиться что одна “правильная”, а другая “неверная” просто не имеет смысла. Конечно, мы можем помочь, упростить все сказав что для большинства райдеров чаще всего свешивание внешней педали в плоском повороте это проще и даст лучший результат. Однако если мы действительно хотим стать лучше, нам нужно трезво оценивать, как нам поможет удержание педалей горизонтально. И конечно есть что-то посередине … можно свесить внешнюю педаль совсем чуть-чуть и получить лучшее из двух вариантов.
Мик и Пити демонстрируют обе техники в практически одинаковом повороте… никаких правильно и неправильно, только плюсы и минусы
Мик из BMX среды и катался на велосипедах которые имеют очень низкое седло, и для него больше смысла в положении с горизонтальными педалями. У него меньший рост, что означает, что ему меньше требуется менять положение центра масс (этому поможет свешивание педали). А Пити пришел из кросс-кантри с высоко поднятыми седлами, где чаще встречаются плоские повороты. Повернуть с поднятым седлом очень тяжело, если не свесить внешнюю педаль. Пити привык к этой технике, плюс к этому он гораздо выше и свешивание внешней педали поможет ему расположить центр тяжести ниже, а ему это гораздо нужнее, чем Мику. Два райдера, два происхождения, два разных телосложения, две разных техники, но оба едут быстро.
С этой точки зрения, мы можем лучше понять каждую отдельно взятую технику. Так как никакая техника не может быть “неправильной”, каждая техника имеет потенциал к использованию в какой-либо ситуации. “Неправильная” в одной ситуации, может быть “правильной” в другой. В результате у обучающего гораздо больше знаний (полезно при обучении продвинутых райдеров) а у ученика никогда нет ощущения что он делает что-то “неправильно” и имеет место для поиска того что лучше подходит ему. Конечный результат для инструктора гораздо лучше при подходе “причина и следствие”а для ученика это более приятная атмосфера для обучения.
Плюс подхода “причина и следствие” (плюсы и минусы есть у всего) в том, что он не всегда предлагает самый простой путь, нет черного и белого. К сожалению, наша задача в том чтобы не усложнять вещи и инструкторы и обучающиеся зачастую хотят волшебный ответ, который работал бы все время. Классический пример опять же повороты. Повороты бывают крайне разнообразными и техника, которая работает в одном повороте может быть не самым лучшим “инструментом” в другом. Однако обучающиеся хотят знать, как ехать “все повороты” и инструктору приходится учить “вот так мы проходим повороты”. На первый взгляд задача выполнена, но в реальности ученик уходит с мыслью “делай это во всех поворотах”… и так создается новый “миф”.
Повороты бывают разных форм и размеров и техники их прохождения тоже сильно разнятся
Четыре подсказки как учиться
Будьте терпеливы… хорошая техника требует времени
Это часть культуры сегодняшнего мира: люди хотят того что они хотят и они хотят этого прямо сейчас. Но горный велосипед это тяжелый спорт (относительно) и хорошая, гладкая ровная техника требует долгого обучения. Будьте терпеливы в обучении, будьте восприимчивы к различным техникам и аккуратными в поисках “одной единственной” техники “для всего” или быстрого результата. Конечно, существуют простые техники, которые работают большую часть времени, но это не означает, что все в катании на велосипеде имеет простое решение.
Попробуйте сосредоточиться на процессе обучения и получать удовольствие от прогресса. Как только вы перестанете беспокоиться о том, что вы “не можете сделать” и сконцентрируетесь на том “в чем вы преуспели”, станет лучше. Когда я был ребенком обучение вилли у меня заняло 6 месяцев практики каждый день пока я не смог проехать сколь значимое расстояние и даже тогда это было всего 20 метров. Также, примите во внимание, когда вы начали кататься. Если вы начали уже взрослым, то вы уже отстали на годы (тысячи часов) развития способностей, нежели если бы вы были ребенком. Многие взрослые забывают это. Постарайтесь не расстраиваться, если вы не учитесь также быстро как остальные.
Спросите себя … готов ли я?
Этот пункт тесно связан с тем, чтобы быть терпеливым. То, что вы хотите научиться чему-то, не означает, что вы готовы к этому. Убедитесь, что у вас достаточно навыков, опыта и знаний, прежде чем переходить к следующему элементу. К примеру, если кто-то хочет научиться прыгать, я, прежде всего, обращаю внимания на их базовые навыки, таких как положение тела и баланс, как они могут вдавливать велосипед и тайминг(синхронность движений). Дальше я смотрю на другие навыки, которыми они уже обладают. Если они хотят прыгать значит логично, что прежде чем научиться этому они должны уметь делать базовые дропы, поднимать переднее и заднее колесо и видимо делать банни хоп или вилли. Если они все еще учатся этим базовым навыкам, то скорее всего они еще не готовы к прыжкам. Итак, на заметку инструкторам… только потому, что ваш клиент просит его чему-то научить не означает, что надо сразу учить его этому. Посмотрите на них и оцените, готовы ли они, прежде чем начинать.
Один элемент за раз...
Научить больше чем одному элементу за раз тяжело… по крайней мере, научить безопасно и эффективно. Научиться больше чем одному элементу еще тяжелее. Представьте техники как инструменты в ящике — вы можете пользоваться только одним. Лучше делать одну вещь хорошо (и улучшать ее) нежели несколько вещей плохо. Другая причина в том, что если вы пробуете и концентрируетесь на одном элементе за раз, то вы знаете, как это влияет на ваше катание. Если вы пытаетесь делать три вещи за раз, и вы чувствуете изменение в своем катании… как вы узнаете, какая техника помогла? С другой стороны, если вы работали только над одной техникой и почувствовали разницу, то вы точно знаете почему. Обучение получается более эффективным объективным и несравненно более быстрым.
Простой рельеф или сложный рельеф...
Многие райдеры обычно пытаются улучшить свое катание, пытаясь ехать быстро на более сложных трейлах. Это действительно может помочь улучшить навыки, но в то же время это создает атмосферу “сделай или умри”. Для обучение райдеров начального уровня и вплоть до тренировок спортсменов на этапах кубка мира мы выбираем более прогрессивный путь, мы называем его “минимум рельефа — максимум техники”. Более простой рельеф (относительно способностей райдера) создает более благоприятную атмосферу для того чтобы попробовать новые вещи. Если райдер чувствует себя достаточно комфортно, то может думать о конкретном элементе, и пробовать его. Сложный рельеф меньше позволяет что-то пробовать и райдер думает больше о том, чтобы выжить и доехать в сохранности. На более простом рельефе райдер также может работать над новыми техниками и иметь лучший результат: они могут “преувеличивать” технику. “Преувеличивание” техники это отличный способ развить мышечную память и научиться быстрее и эффективнее. В конечном счете, это гораздо безопаснее. Когда рельеф проще, райдер может выбирать насколько он готов вкладываться. Итак, катание на более простом трейле, с “преувеличением” техники поможет вам ехать быстрее и учиться эффективнее и безопаснее.
Вы можете ехать по Crank It Up. Замечательно. А можете серфить кочки, брать внутренние траектории, или перепрыгивать банни хопом разные вещи пока едете вниз?
Мануалы могут быть полезны для развития стойки и баланса и навыков торможения. Внутренние траектории и срезки поворотов помогут вам в навыках выбора траектории (таких как наклон велосипеда и движения бедрами и коленями). Катая знакомый трейл, будьте креативными, пробуйте разные траектории и пробуйте ехать быстрее… вы будете поражены, как это развивает базовые навыки в катании. В следующие статье мы рассмотрим миф о “”не тормозить в поворотах” поговорим о некоторых аспектах и объясним почему, когда и как тормозить в поворотах и как это поможет вашему катанию.
-
добавить в избранное
20
- +93
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (6)
AleksandrPerepelkin
MaksimLetunov
О, мне подкинули отличную отмазку, почему я в основном катаюсь на памп-треках.
tazhate
LoKu
GAAff
wibird