DustmanТренировки 2021 – SkillReal


Прошлый сезон выдался необычным, трудным и очень интересным. Несмотря на известные события, три из четырех анонсированных в этом посте https://twentysix.ru/blog/134715.html мероприятия состоялись в байк-парке Красная Поляна, где я весь сезон трудился инструктором. В работе с начинающими, никогда не катавшимися в горах людьми, методика оказалась незаменимой, но и с продвинутыми райдерами работать было интересно и увлекательно. Пользуясь случаем, хочу обрадовать любителей интеллектуального чтива о технике катания – материалы в части теории катания и биомеханики, полученные на курсе инструкторов, за время карантина я перевел на русский язык и скоро выложу в свободный доступ на сайте skillreal.ru и, конечно, здесь. Пару слов о прошедшем сезоне, буднях инструктора, а также описание методики обучения, расписание и программа кэмпов на весну-лето под катом.

В конце июня, как только было разрешено свободно перемещаться по стране, я погрузил семью и весь нехитрый скарб в машину, по привычке прошлых лет взял прицеп-дачу и отправился в Красную Поляну. Летом мы привыкли жить так в разных местах, поэтому поселились на турбазе Горный Воздух – единственном в регионе месте, пригодном для подобного кемпинга.


Первую неделю в Поляне удалось отлично покататься в свое удовольствие – изучить байкпарк, практически заново отстроенный к сезону под руководством Владимира «Че» Миланова и знаменитые Хмелевские спуски. Я впервые оказался в байк-парке Красная Поляна и очень рад, что так долго оттягивал знакомство с этим местом. Именно сейчас появилось много интересных красных и черных трасс с разнообразным рельефом, которые я так люблю, а с открытием «Восточного» сектора, которое состоялось осенью, парк дотянулся до уровня европейских аналогов. Но «Хмели» произвели самое сильное впечатление – крутой и очень крутой уклон, камни, в меру крутые свитчбэки и резкие сбросы.  В первый же день сделали 5 невероятных спусков в нереально крутой компании, завершив катание трейлом «Домашний» самым простым и протяженным – 7 км и 1200 сброса. Кстати, последний оказался пригодным для тренировок – с продвинутыми группами. Отрабатывали там умение читать незнакомый рельеф и технику прохождения поворотов.








Вообще, для эффективных тренировок нужно знать трассы как свои пять пальцев и уметь ездить их практически с закрытыми глазами. Необходимо четко понимать, на каких участках лучше всего отрабатывать тот ли иной прием владения байком, чтобы не тратить драгоценное время впустую. Поэтому 7 дней подряд я без устали утюжил 15 километров трасс, но, честно говоря, четкое понимание того, где, что и как отрабатывать, пришло только по завершении первого кэмпа, во время которого приходилось много экспериментировать. Работа в школе курорта в корне отличалась от проведения кэмпов. Практически все клиенты школы, за редким исключением – это туристы, которые приехали отдыхать и решили впервые прокатиться на горном велосипеде по подготовленной трассе. Задача инструктора в этом случае – помочь безопасно съехать по зеленой трассе, объяснив только базовые принципы управления байком, не перегружая лишней информацией. Человек, впервые оказавшийся, пусть и на самой простой, но даунхильной трассе, в любом случае не сможет контролировать более двух-трех факторов, поэтому лишь правильное положение на байке и контроль тормозов важны для безопасности и, в конечном итоге, для удовольствия от спуска. Зеленая трасса была также перестроена к сезону, чтобы отвечать стандартам безопасности. Теперь по ней могут съехать даже те, кто никогда не катался на велосипеде вне парковых дорожек, при этом, ели ехать по ней быстро, она совсем не скучная. На скорости повороты требуют мастерства, чтобы проходить их без тормозов, а местами можно неплохо полетать, отталкивась от рельефа. За 4 месяца мне удалось потренировать несколько сотен человек, и я рад, что обошлось без серьезных травм (ушибы и ссадины не в счет). Работа инструктора  — это рутина, ведь базовые навыки приходится объяснять по нескольку раз в день, и контролировать на трассе надо лишь правильную стойку, положение шатунов и ног на педалях. А также важно задавать безопасный темп движения, так как не все новички понимают, какая скорость безопасна – большинство едет слишком медленно, но есть и те, кто пытается разогнаться до скоростей, которые не смогут контролировать. В тоже время, такая работа часто приносит положительные эмоции, когда у человека начинает получаться уверенно проходить повороты, когда видишь азарт и блеск в глазах. Из этих сотен человек, до этого не увлеченных маунтинбайком, как минимум несколько десятков (а ведь кроме меня в парке работало еще 3 инструктора) приобрели новое хобби, так что мы определенно вносим свой вклад в развитие МТБ! 


Особую радость доставляли дни, когда приходили люди уже увлеченные МТБ и желавшие поднять свой уровень. Обычно разминались по синей трассе и переходили на красные и черные. Я помню каждую такую тренировку, ведь в общем потоке их было не так уж и много.






Тренировки в Кэмпах – это совсем иная песня! Здесь все труднее и, в тоже время, гораздо интереснее. Участники всех трех групп были среднего и продвинутого уровня, много раз бывали в горах, а некоторые приехали повторить программу. За 6 дней тренировок мы проходили весь спектр технических приемов управления байком, каждый из первых четырех дней был посвящен отдельным темам. Заключительные два дня мы катались максимально много, отрабатывая технику катания во всевозможных условиях. Конечно, мы тренировались не только по зеленым и синим трассам, а активно использовали красные, иногда выезжали на черные и даже катались по диким трейлам за пределами байк-парка. Желание прогрессировать накладывает дополнительные риски, поэтому именно во время кэмпов без травм не обошлось, один из участников сломал руку, другой отделался переломом пальца. Последнее падение даже попало в пятничную подборку от Pinkbike.












В этом году программа получила важное дополнение – день отдыха. После 5-ого и даже 4-ого дня тренировок подряд многие жаловались на усталость, а как известно, тренировки на усталости не только менее эффективны, но и опасны. Поэтому уже на 4 день будет полный день отдыха, во время которого будем смотреть и разбирать видео с предыдущих дней. Если кто-то обладает хорошей физической формой и уверен в том, что может обойтись без отдыха – в этот день можно будет немного потренироваться в утренние часы.


Ниже можно ознакомиться с методикой обучения и программой кэмпов для начального и продвинутого уровней.

Программа рассчитана на райдеров начального, среднего и продвинутого уровня, в обучении используется методика канадской школы PMBIA. Используется два различных принципа обучения: один основан на тренировках отдельных «скиллов» или элементов, второй на обучении маневрам.

Основа методики – четкое разделение всех возможных действий, выполняемых любым человеком при катании на горном велосипеде на 6 «скиллов» или умений. Все они логично выстроены в пирамиду, а обучение происходит поступательно, от простого и жизненно необходимого — к сложному и увлекательному.

Скилл – это фундаментальный компонент катания на маунтинбайке. Все 6 шесть компонентов всегда работают вместе, а правильное их использование – залог безопасного и эффективного катания.

6 Скиллов:


Что такое маневр? Это «трюк» (прием) или движение, которое выполняет человек, используя скиллы. Поворот это маневр, поднятие переднего или заднего колеса, баннихоп, прыжок с трамплина или дропа – примеры маневров.

Райдер, не достаточно хорошо владеющий скиллами, не сможет правильно выполнять маневры. Например, если человек не может держаться по центру байка или наклонять байк под собой, он не сможет уверенно поворачивать. Тем не менее, в некоторых ситуациях, обучение маневрам может стать толчком в освоении отдельного скилла. Например, пытаясь научиться правильно поднимать переднее колесо, человек будет развивать Контроль давления и Тайминг и координацию.




Обучение скиллам:

Обучение отдельным скиллам является самым эффективным методом улучшить навыки катания. Так как скилл является фундаментальным компонентом, его развитие позволяет кататься увереннее на любых трассах. Это делает процесс обучения максимально эффективным и ценным для ученика. Улучшая один скилл, райдер будет лучше выполнять многие маневры. Например, правильное положение на байке позволяет уверено поворачивать и тормозить, а умение нагружать и разгружать байк поможет не только справиться с рельефом на скорости, но и позволит научиться прыгать через препятствия, преодолевать трамплины и дропы.

Изначально, обучение маунтинбайку основывалось на отработке конкретных трасс или маневров. Такой подход имеет место быть, но он уступает по эффективности обучению отдельным скиллам, особенно на начальных этапах. Если вы учитесь проезжать конкретный участок трассы или осваиваете отдельный маневр, это ограничивает опыт конкретной ситуацией. Кроме эффективности и универсальности, обучение отдельным скиллам имеет и другие достоинства:

Структуризация знаний:

Разбивка всех движений, используемых в спорте на различные «Скиллы», а сами скиллы на компоненты, помогает организовать знание о том, как мы катаемся в логическую, простую для понимания структуру. Благодаря этому, как ученикам, так и инструктору проще отслеживать прогресс и понимать, в каком направлении двигаться дальше.

Простота:

Обучение одному скиллу позволяет сконцентрироваться на конкретных простых действиях, не отвлекаясь на все остальное. Ученики естественным образом прогрессируют от простого к сложному. Чем меньше вам необходимо понять, запомнить и применить на практике, тем быстрее получится освоить новые приемы.

Анализ:

Одна из важнейших задач инструктора – анализ действий учеников, то есть умение увидеть и осознать, что они делают и дать им понятную обратную связь. Обучение отдельным скиллам помогает инструктору быстрее увидеть сильные стороны учеников и их ошибки, так как на конкретном уроке необходимо следить только за определенными движениями.

Прогресс:

Система 6-ти скиллов, каждый их которых имеет свои компоненты, позволяет прогрессировать естественным образом, от фундаментальных скиллов к более сложным для понимания и выполнения. Обучение всегда начинается с отработки правильного положения на байке, стойки, баланса и управления тормозами. Освоив базовые навыки, можно быстро прогрессировать дальше, так как выполнение сложных движений в поворотах и на рельефе возможно только в стабильном положении. Эта система помогает не только проще анализировать действия учеников, но и понимать, над чем надо работать в первую очередь.

Обучение райдеров различного уровня:

Скиллы одинаковы для всех людей и типов трасс, вне зависимости от способностей райдера и типа его байка. Это позволяет эффективно тренировать в одной группе учеников разного уровня.

Обучение начинающих – постепенный прогресс:

Вне зависимости от уровня начинающего райдера система 6 скиллов дает простой и понятный метод эффективного обучения. Новички сначала осваивают базовые скиллы, тогда как более подготовленные райдеры могут сразу перейти к более сложным приемам, попутно совершенствуя базовые навыки.

Обучение опытных райдеров – анализ и совершенствование:

В обучении опытных райдеров, в первую очередь необходимо покататься вместе по различным трассам и понять, какие скиллы следует развивать в первую очередь, чтобы улучшить владение байком. Также учитываются пожелания учеников, и при возможности сразу переходим к обучению желаемым навыкам. Дальнейший анализ техники катания помогает решить, в каком направлении двигаться дальше.




Обучение маневрам:

Сложный рельеф и всевозможные препятствия заставляют маунтинбайкера выполнять огромное количество специальных маневров во время катания. Поднятие переднего колеса (вилли, мэнуал), поднятие заднего колеса, баннихоп, трэкстэнд (стояние на месте), переставка заднего колеса, прыжки с дропов и трамплинов включают в себя набор определенных скиллов и существенно отличаются в плане биомеханики их выполнения. Для того, чтобы стать уверенным в себе райдером, способным безопасно преодолевать любые трассы, необходимо освоить эти маневры.

Маневры – это инструменты, помогающие лучше справляться с трассами. Например, если мы можем поднять переднее колесо, нам будет проще переезжать через препятствия. В каждом маневре, как и во всем катании в целом, используются все 6 скиллов. Тем не менее, каждый из них требует сфокусироваться на отдельных скиллах больше, чем на остальных.

Например:
— Поднятие переднего колеса вращением педалей: Использование органов управления и Позиция и Баланс
— Прыжки: Позиция и Баланс и Контроль Давления
— Переставка заднего колеса: Позиция и баланс, Использование органов управления
— Проезд по узкому мосту – Понимание рельефа и Позиция и Баланс





Программа Кэмпа для начального уровня:

1 день
Разбор и отработка правильной стойки на байке.
Нейтральная и атакующая позиции. В статике, на ровной поверхности, на трассах различной сложности. Движения баланса во всех плоскостях.
Торможение без проскальзывания. Правильная стойка для торможения на различном уклоне и при различной интенсивности замедления.

2 день
Продолжаем работать над сбалансированным положением на байке.
Изучаем технику прохождения поворотов, используя атакующую позицию.

3 день
Развиваем умение «сканировать» трассу взглядом.
Учимся читать рельеф, состояние грунта, строить траектории. Разбираем, какие формы рельефа использовать, какие избегать.
При необходимости продолжаем работать с положением на байке. Изучаем основы селективного торможения.

4 день
Отдых, просмотр и разбор видеоматериалов.

5 день
Изучаем основы контроля давления.
Учимся работать руками и ногами, как амортизаторами.
Осваиваем два типа разгрузки байка. Учимся прокачивать рельеф и повороты.
Поднятие колес нагрузкой/разгрузкой.

6 и 7 дни
Меньше разговоров – больше катания!
Ездим по трассам различной сложности, я катаюсь за каждым участником кэмпа по разным участкам трасс.
Даю советы, исправляю ошибки.








Программа Кэмпа для среднего и продвинутого уровня:

1 день
Разбор и отработка правильной стойки на байке.
Нейтральная и атакующая позиции. В статике, на ровной поверхности, на трассах различной сложности.
Движения баланса во всех плоскостях.
Торможение без проскальзывания. Правильная стойка для торможения на различном уклоне и при различной интенсивности замедления.

2 день
Развиваем умение «сканировать» трассу взглядом. Учимся читать рельеф, состояние грунта, строить траектории.
Какие формы рельефа использовать, какие избегать.
При необходимости продолжаем работать с положением на байке.
Осваиваем приемы селективного торможения.

3 день
Осваиваем технику поворотов. Разбираем разные типы поворотов и технику их прохождения.
Проходим три этапа усложнения применяемых движений: атакующая стойка, стойка+ангуляция, стойка+ангуляция+вращение.
Применяем технику в поворотах различной сложности.

4 день
Отдых, просмотр и разбор видеоматериалов.

5 день
Пассивный и активный контроль давления. Учимся работать руками и ногами, как амортизаторами.
Осваиваем два типа разгрузки байка. Учимся прокачивать рельеф и повороты.
Поднятие колес нагрузкой/разгрузкой. Прыжки на рельефе, прыжки с трамплинов.

6 и 7 дни
Меньше разговоров – больше катания.
Ездим по трассам различной сложности, я катаюсь за каждым участником кэмпа по разным участкам трасс.
Даю советы, исправляю ошибки.

Расписание кэмпов:
16-24 апреля – начинающие
1-9 мая – начинающие
14-22 мая – продвинутый уровень
2-10 июля – продвинутый уровень

Стоимость кэмпа — 36 000 (включено обучение, проживание в аппартаментах Горки Город, трансфер из\в аэропорт Сочи).

Не включено: питание, байкпасс на 5 дней, заброски на гору на авто (один из дней тренируемся не в байкпарке).

Забронировать место можно написав мне:
email: minimano@mail.ru
instagram: @evgenyshipilov
VK: @shipilovmtb
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +91
  • Мнения

Комментарии (8)

+10
Хорошо расписал, интересно, понятно. Женек — молодец! Успехов!
avatar

dirtyshiza

+23
Добавлю видос проезда за Женей по одной из трасс байк-парка, для наглядной демонстрации его скиллов:)
yadi.sk/i/piAAN6oxuXp6pw
avatar

misterdx

+3
Жень, а  сколько человек в группе?
avatar

Iscander

+3
6 максимум, иногда ограничиваю до 5
avatar

Dustman

+5
несколько раз был в скилл-кэмпах Жени, нравится. Женя очень внимательный + плановый подход к обучению, каждый раз что-то новое получал.
avatar

alistair

0
Подтверждаю полностью, уже писал раньше, остались очень приятные впечатления.
avatar

Chute

+12
Было бы круто попробовать столь научный подход к обучению. Обычно все сводится к «меньше очкуй» и «больше катай» )
avatar

vitsly

+10
тренировалась по такой методике в Женином лагере в Даховской, очень хорошо раскладывается по полочкам материал, для тех, кто занимался до этого самообучением)
практикую теперь такую отработку и в свободном катание. 
avatar

Golden_Day

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.