СтроительствоTrail Solutions. IMBA's guide to building sweet singletrack. Part One - Partnership

В этом и последующих постах хочу предложить вашему вниманию перевод (местами довольно вольный) книги «Trail Solutions. IMBA's Guide to Building Sweet Singletrack» — широко известному в узких кругах мануалу по строительству и поддержанию разнонаправленных трейлов, изданному в 2004 году сообществом IMBA — International Mountain Bicycling Association. В книге изложен опыт специалистов-трйлбилдеров этой организации по проектированию и строительству, взаимодействию с властями и местными жителями, а также философия трейлбилдинга.

В первой главе описываются те действия и меры, которые Вам, как организатору трейлбилдинга, необходимо будет предпринять, чтобы начать, а главное — успешно завершить, строительство нового трейла. Заранее извиняюсь за местами сбитые шрифты и размеры заголовков, тут какой то бардак видимо творится с распарсиванием html-кода. Разницы между <h3> и <h5> вообще ноль, Bold как то сам собой то включается, то выключается..

Если где то кажется, что смысл той или иной фразы слишком размыт или вообще непонятно, о чем идет речь, смело об этом пишите, будем думать вместе, как перевести поточнее)) В общем, критика приветствуется.



 Предисловие



Если Вы когда-либо посещали Италию или проходили Юлия Цезаря в школе на уроках истории, возможно, Вы знаете, что гражданские инженеры Римской Империи были весьма талантливы. Возведенные ими акведуки, мосты и дороги являлись (а многие и являются до сих пор — прим. переводчика) изумительными образцами строительного дела, а разработанными ими технологиями мы руководствуемся и сегодня при строительстве дорог и трейлов.
Однако, многое изменилось за последние полторы тысячи лет. Более шести миллиардов человек нынче населяет нашу планету, расшатывая и без того тонкий баланс между человеком и природой. Сегодня миллионы людей используют трейлы не только для передвижения, но и для отдыха.

И это является в том числе следствием развития маунтин байкинга (пожалуй, в дальнейшем буду использовать термин mtb — прим. переводчика), который на сегодняшний день является одним из наиболее популярных способов использования трейлов. Бум вкручивания по бездорожью породил новое поколение трейл-волонтеров (trail volunteers) и множество инновационных технологий по созданию, поддержанию и управлению трейлами. Основная цель данной книги — собрать вместе и поделиться этими технологиями в надежде помочь управляющим землями (land managers) и добровольческим группам получить опыт в трейлбилдинге и содержании трейлов.
 Несмотря на то, что основной упор в этой книге делается именно на mtb, представленные в ней концепции трейлбилдинга и стратегий управления трейлами направлены на удовлетворение потребностей всех возможных пользователей трейлов.
Строительство и управление трейлами одновременно и искусство, и наука. Эта книга является сборником проверенных методов и современных веяний, направленным на обеспечение решениями распространенных проблем. Аляска, Италия, Калифорния, Айова, Уэльс — члены IMBА путешествуют по миру, обучая технологиям трейлбилдинга и пользователей трейлов, и управляющих землями. В наших путешествиях мы видели, что работает и что не работает, когда речь заходит о трейлбилдинге и содержании трейлов. Также мы уделили особенное внимание проектированию трейлов, которое позволяет воплотить именно то, чего желают посетители ваших трейлов.

Всегда будет существовать несколько решений тех пролем, с которыми вы сталкиваетесь во время строительства. Одно может быть разработано тысячелетии назад в Средиземье, а другое — предложено экспертом IMBA в 2003 году. И Ваш выбор будет зависеть от многих факторов, в том числе Вашего местонахождения, ежегодных дождей, типа почвы, доступных ресурсов, а также типа и количества посетителей. Все зависит от вас — трейлбилдерова, управляющих землей, добровольцев — выбор наиболее подходящих методов и технологий для конкретной вашей ситуации. Информация, содержащаяся в данной книге, может помочь вам принять верное решение.


О  Программе рекреационных трейлов Федерального Дорожного Агенства
(Federal Highway Administration's Recreational Trails Program)

Данная программа обеспечила финансирование при разработке этой книги. Начиная с 1993 года,  в соответствии с программой восстановительных трейлов (RTP), часть федеральных топливных сборов направляется на помощь общественности для создания и поддержания тысяч миль различных трейлов во всех 50 штатах. RTP поддерживает все виды использования трейлов. Туризм, велоспорт, беговой спорт, конный спорт, лыжный спорт, любители снегоходов и OHV (Off-Highway vehicle — различного рода 2х, 4х и более колесные вездеходы) — все получают поддержку от программы. Фактически, можно сказать, что все общество в целом получает выгоду от RTP.
Удобный доступ к трейлам помогает в борьбе с ожирением, вдохновляя американцев выходить на улицу и быть активнее. Многие из нас в курсе, что ожирение несет серьезный риск для здоровья этой страны. Но мало кто в курсе, что проблемы со здоровьем, вызываемые пассивным образом жизни (болезни сердца, диабеты, гипертония, к примеру) обходятся примерно в 180 миллиардов долларов дополнительных медицинских затрат и 300000 преждевременных смертей в год. Инвестирование в Американскую сеть трейлов это весьма эффективный и соответствующий ответ на этот кризис здоровья. 
IMBA желает выразить признательность Федеральной Администрации за их заботу и уделение внимания вопросу улучшения трейлов нашей страны.

(Честно говоря, читаешь, и вообще не веришь, что такое возможно — топливные сборы да на поддержание тропинок в лесах да горах. Хочется верить, что и у нас когда-нибудь до такого дойдут. — Прим. переводчика)

Часть первая: Партнерство



Возможно, вы слышали выражение — «Нужна целая деревня, чтобы вырастить ребенка». Что ж, мы скажем, что подобное вполне правдиво и в деле трейлбилдинга и содержания трейлов. Ваш проект не будет успешным до тех пор, пока вы не будете иметь поддержку и разрешения управляющих землей, добровольцев, будущих посетителей и местного населения.

Прокладка даже одной мили трейла может потребовать, к примеру, чтобы местный mtb-клуб работал с федеральным агентством, городским управляющим, частными землевладельцами, местными туристическими и конноспортивными клубами. Перед тем, как вы переместите хотя бы пядь земли, вы должны получить легальный доступ к земле, по которой у вас будет пролегать маршрут, создать детальный план будущего трейла, и быть уверены в том, что все ваши партнеры находятся с вами на одной волне.
Добровольцы могут быть полезны на любой стадии строительства — от планирования маршрута до строительства и содержания уже готового трейла. Важно привлекать добровольцев на ранних стадиях проекта, и развивать это важное партнерство, показывая им свою признательность за их помощь. 

Все об управляющих землей


Получение доступа


Перед тем, как вы начнете проектировать, строить или содержать трейл, вам нужно получить легальный доступ к той собственности, через которую будет пролегать трейл. Это означает — получить разрешение от того, кто владеет или управляет данной землей. Получение такого разрешения является первым, и возможно, наиболее важным шагом в процессе строительства.
И учтите — получение такого рода разрешение обычно требует значительных временных затрат и личных усилий. Вам нужно точно определить, кто же является владельцем или управляющим земли, вам нужно предвидеть, чего хочет этот человек или учреждение, вам нужно создать доверительные отношения с управляющим или владельцем земли и местным сообществом, основанные на взаимном доверии и уважении.

Различные типы управляющих землей


Где бы вы не жили, вам придется немало сделать независимо от того, по какой земле будет пролегать ваш трейл — по общественной или частной собственности. Большая часть открытых пространств  в восточных Штатах принадлежит частным лицам. Обратное же вполне правдиво для Запада. Более 90 процентов  лесов в штате Мэн, к примеру, находятся в частных руках, в то же время примерно 83% земель в Аризоне находятся в публичном пользовании. Главное помнить — разные землевладельцы имеют разные взгляды на присутствие на их собственности трейлов. 

Частные землевладельцы

По большому счету, существует два типа частных землевладельцев: корпоративные владельцы и частные.
В число корпоративных землевладельцев входят бумажные компании, лесоперерабатывающие фирмы, и строительные компании. Хоть некоторые компании и с радостью разрешают прокладку и использование трейлов на их землях (это может повысить их общественный рейтинг или служить подспорьем для дальнейшего развития), многие заинтересованы в том, чтобы предложенный трейл служил рекламным целям, повышая значимость их холдинга и повышения их обязательств (вот тут я слегка не понял смысла — прим. переводчика). В конце концов, они владеют землей с целью получения от нее прибыли. Как трейлбилдеру, вам также следует не забывать и о будущем этой собственности. Не стоит тратить 500 часов работ на куске земли, на котором ее владелец планирует выстроить кондоминимумы поверх вашего трейла через пару лет.
Частные землевладельцы могут жить на или рядом с данной землей. и часто заинтересованы в отсутствии парковок, мусора, шума и судебных процессов от посетителей, получивших травму на территории их собственности. Предвидьте эти вопросы и подготовьте аккуратные и убедительные ответы перед контактом с землевладельцем. Позже мы рассмотрим наиболее частые и общие вопросы землевладельцев, и соответствующие ответы на них.

 

Управляющие общественными землями


Общественные земли насчитывают приблизительно 600 миллионов акров — или около трети Соединенных Штатов. И существует немалое количество правительственных учреждений, управляющих этими землями. Если говорить в общем, то все чиновники, управляющие общественными землями, наиболее чувствительны к предложениям, которые охватывают наибольшую целевую аудиторию. Попытка договориться о создании системы трейлов только для mtb или туристов, скорее всего не прокатит, в отличие, если бы проект предусматривал большую аудиторию.

(Далее идет список различных агентств и организаций, так или иначе владеющих и управляющих общественной собственностью в Штатах, нам он будет вряд ли интересен. Поэтому буду благодарен, если в комментариях будут описаны соответствующие наи структуры — прим. переводчика)

Определите, кто хозяин


Первая вещь, которую вам нужно сделать — это определить, кто же владеет частной собственностью или управляет общественной, по которой вы хотите пустить свой маршрут. Может случиться так, что ответ будт будет получен незамедлительно — многие владения имеют соответствующие таблички, однако иногда приходиться немного порыться. Ниже приведен список некоторых мест, где вы можете выяснить, где какая грязь (да, я знаю, что dirt можно перевести не так буквально, но мн кажется, это более соответствует теме )) — прим. переводчика) кому принадлежит.

Изучите городские кадастровые планы

В офисе налоговой службы вашего города или округа обычно хранятся кадастровые планы  с указанием размера и границ владений, а также имена и контактная информация владельцев. Эти карты являются общедоступной информацией и их определенно стоит изучить.

Документы на собственность

Документы на собственность являются еще одним полезным источником информации. В данном случае вам стоит наведаться в окружной [кадастровый] реестр. В нем обычно хранятся договоры о купле-продаже и дарении, и прочие документы, удостоверяющие собственника.

Приемная депутатов

Существует ряд выборных лиц (elected officials), чья помощь может вам пригодиться. В городской администрации или администрации округа вам могут подсказать правильное направление, если ваш поиск до сих пор не принес результата. Всегда старайтесь крайне тщательно составлять запросы. Выборные представители обычно загружены работой и недооценены. Тем не менее, эти люди могут оказать вам жизненно необходимую поддержку в ваших начинаниях, да и в дальнейшем. (Чуть позже переложим это все на наши российские реалии)

Спросите топографа
Топографы и прочие землемеры часто работают на определенных территориях на протяжении многих лет и вполне могут быть в курсе, кто владеет той или иной землей. В частности, они очень хороший источник сведений об общественных владениях. Навестите ближайший к вам топографический офис.

Охранные организации

Окружные лесничества, департаменты экомониторинга (soil and water conservation districts), комитеты по охране окружающей среды и прочие рыбнадзоры могут являться управляющими землей или быть в курсе, кто является ее владельцем в вашем регионе. Если у вас не получилось с остальными, позвоните им.

Потрите с местными
Местное население может быть весьма неплохим источником информации. Соседи часто в курсе, кто же владеет землей рядом с ними. Также они могут знать местную историю, и отношение землевладельца к сохранению своих владений в первозданном виде. Однако, будьте рассудительны, когда что либо узнаете у местных. Некоторые аборигены могут испытывать страх того, что эти ваши трейлы доставят им массу неудобств в виде мусора, шума, да и вообще, нарушат их личный рай. Приготовьтесь развеять подобные страхи — вам ведь не нужна оппозиция среди местных еще до того, как вы начали строить.

Работайте с управляющими землей


Управляющие землей стараются удержать равновесие между внутренней политикой и внешним давлением, и имеют весьма ограниченные возможности для ответа запросам клубов и отдельных энтузиастов. Помимо этого, частные землевладельцы с большой опаской относятся к «экстремальному» образу mtb и боятся возможных, весьма дорогостоящих, судебных процессов. Следующие шаги помогут вам эффективно взаимодействовать с землевладельцами, чтобы обосновать необходимость создания нового трейла или сохранения существующего от закрытия.

Фокусировка и факты

Решите, что же вам реально нужно, а без чего можно и обойтись.

Создайте список тех результатов, которых предполагаемый трейл поможет достичь. Разбейте их на цели и действия. Не забудьте список того, чего бы вы не хотели получить. Потому что ваше время весьма дорого, поэтому лучше делать все предельно четко.

Выполните свое домашнее задание.
Изучите как можно лучше тот парк или частное владение, через который вы собираетесь пускать маршрут. Помимо этого, определите потенциальных посетителей вашего трейла, партнеров и возможных оппонентов. Какие аргументы могут быть приведены в «за» и «против» вашего предложения? Прикиньте стоимость и время, которые потребуются для реализации проекта, включая количество добровольце-часов, которые вы уже вложили в строительство. Изучите законы вашего региона, связанные с обустройством зон рекреации и отдыха. Практически любой управляющий землей, с которым вы будете работать, будет задавать вопросы, связанные с распределением ответственности. Будьте к этому готовы. Информация на эту тему приведена в одном из предложений (скорее всего, там информация по законам Штатов, надо будет ее заменить на нашу российскую — прим. переводчика).



Мыслите стратегически.

Разбейте ваше предложение на базовые элементы и фазы. Самое последнее, чего бы вам хотелось — это перегрузить себя обязательствами так, что вы стали бы не способны их выполнить. Вы можете достигнуть компромисса, поэтому решите, что в вашем проекте стоит оставить, а без чего можно и обойтись.

Разработайте список потенциальных помощников и возможных вредителей.

Имея дело с общественными землями, узнайте, кто является наилучшей персоной для взаимодействия. Обычно уже есть кто то, назначенный на работу с пользователями трейлов, но вам никогда не станет хуже от того, что вы пошлете копию вашего письма или выдержку из протокола главе местной администрации. Также это может помочь  создать список людей, на которых вы сможете положиться, а также тех, с кем дело лучше не иметь.

Играйте по правилам

Будьте профессионалом.
Успех вашего взаимодействия с управляющим землей во многом зависит от степени профессионализма, с которым вы подойдете к данному вопросу. Сохраняйте в ваших обращениях и письмах выдержанный и лаконичный слог, всегда выверяйте то, что написали. И старайтесь избегать конфронтаций.

Найдите общие интересы.
Найдите те аспекты вашего предложения, с которыми вы оба будете согласны, и начинайте работать от них. Обычные заботы общественности заключаются в уборке мусора, желании избежать урезания бюджета и угрозы разработки соседних земель (не совсем понимаю, правда, что же кроется за этой последней угрозой — прим. переводчика).

Будьте честным, открытым и приготовьтесь соглашаться с возражениями.

Ничто не позволяет завоевать уважение так быстро, как умение быть предельно честным и решать все вопросы несмотря на разногласия. Не останавливайтесь перед преградами. Если вы думаете, что данная тема стоит времени и может пригодиться в проекте, сделайте себе пометку. и вернитесь к ее обсуждению позже.

Поймите других, если хотите, чтобы поняли вас.
Эта поговорка является основой успешного партнерства. Уясните для себя приоритеты и заботы управляющих землей и землевладельцев. Изучите бюджетный цикл, доступность персонала и оборудования, и другие вещи, которыми должен оперировать управляющий землей. Политика, традиции и веяния моды, связанные с парком, также могут повлиять на решение управляющего, поэтому очень важно. чтобы вы были в курсе всех этих факторов.


Последовательность — критична

Будьте последовательны.
Заканчивайте каждую беседу подведением итогов сделанных соглашений, уточнением, кто что будет делать с полученной информацией и назначайте дату следующей встречи. Запомните — настойчивость и надоедливость — разные вещи. Будьте последовательны в ваших усилиях, но старайтесь не сильно досаждать людям, чьей помощи и поддержки вы ищите.

Разрабатывайте все возможные источники поддержки.

Существует немало людей и организаций, чьей задачей является помогать людям навроде вас. К примеру, ваше региональное отделение IMBA (позвать их что ли к нам, на обмен опытом )) — прим. переводчика). Местные политики также могут сослужить службу своими связями. Некоторые местные академические организации могут предоставить вам информацию, которая поможет вам понять общую картину местных веяний в отдыхе и спорте, экономической и демографической ситуации. Приемные бизнесменов, туристические бюро и байкшопы — тоже неплохие источники помощи.

Записывайте, постоянно записывайте.

Вы будете действовать более эффективно, узнаете больше, получите больший результат затраченных усилий, если будете вести тщательные записи сделанного. Храните все, что связано с вашим проектом — календарь, записную книжку, папку с документами проекта — в одном месте для быстрого и удобного доступа. Ведите аккуратные записи, чтобы все, кто присоединяется к проекту, могли вникнуть в тему быстро, и чтобы быть уверенным, что вновь пришедшие на ваше место не будут изобретать велосипед там, где это уже было сделано, если вам вдруг придется оставить проект, или изменится персонал.



Создаем бизнес-план трейла

Люди будут воспринимать вас и предлагаемые вами авантюры более серьезно, если вы оформите свое предложение в виде подробного и грамотно оформленного документа. Грамотный план действий должен четко обозначить ваши цели и выгоду, которую предлагаемый трейл принесет общественности. Успешный план также заранее предвидит и уже имеет ответы на вопросы, которые могут появиться у общественности к вашему проекту. Конкретный формат изложения зависит от вас. Просто удостоверьтесь в том, что ваш бизнес-план достаточно грамотно составлен и легко читаем.


10 ключевых вопросов при создании бизнес-плана


  1. Кто вы такой?
  2. Кто получит выгоду от появления этого трейла?
  3. Кто будет строить трейл?
  4. Кто будет заниматься им после окончания строительства?
  5. Как много времени займет строительство?
  6. Какова цена вопроса и кто будет платить?
  7. Где (на карте) будет располагаться трейл?
  8. Что нужно будет предпринять, чтобы посетители трейла случайно не заблудились и не забрели в соседние владения?
  9. Что вы планируете делать с парковками (пот прямо зациклились они на этих парковках — прим. переводчика) и мусором?
  10. Возможно ли участие общественности в проектировании трейла?

1. Кто вы такой?
Конечно, может вы и имеете уже какую ту репутацию, но более вероятна ситуация, когда ваше имя или название клуба для землевладельцев будет пустым звуком. Так кто же вы такой? Какова ваша характеристика? Вы или члены вашей группы тренируетесь на трейлах? Есть ли у вас уже законченные и успешные проекты? Еще более важно. кто же еще кроме вас будет трудиться над созданием этого трейла? Проекты с одним человеком в качестве исполнителя имеют весьма малый шанс увидеть свет и вообще быть закончены, поэтому назовите тех людей, которые будут трудиться вместе с вами и которые поддерживают ваши начинания. Если вы являетесь членом официального велоклуба, это вполне может помочь делу, даже само название клуба. будут ли вам помогать другие организации и клубы схожих направлений (туристические клубы, конноспортивные и т.п.) У бизнес-плана трейла больше шансов на жизнь, если он поддерживается различными группами заинтересованных лиц…
 
 
2. Кто получит выгоду от появления трейла?
 
Это особенно важный вопрос, если речь идет об общественных землях, управляющий которыми руководствуется необходимостью выжать максимум преимуществ для максимально возможного количества людей, при этом, желательно, сохранив ресурс (все у них не так, как у нас, однако — прим. переводчика). Обозначьте те группы людей, которые пожнут результаты от реализации данного проекта, но не останавливайтесь на этом. Принесет ли этот трейл или система трейлов в регион туристическое бабло? Позволит ли улучшить здоровье населения, дав большему количеству людей возможность тренироваться рядом с домом? Мыслите шире.


 
3. Кто будет строить трейл?
 

Масштабные проекты это хорошо, но их еще реализовать надо. Кто будет делать всю работу? Вы выпишете добровольцев из вашего велоклуба или другой организации, пользующейся трейлами? Наймете ли профессиональных трейлбилдеров? Будет ли задействована поддержка от IMBA в виде Subaru/IMBA Trail Care Crew или IMBA Trail Solutions (программа IMBA по профессиональному трейлбилдингу)? (порой реально возникает шальная идея — может их к нам куда позвать? на Урал или в Крым, да хотя бы тот же Валдай — прим. переводчика). Будьте конкретны.



 
4. Кто будет заниматься трейлом после его постройки?
 
Вы же не собираетесь создавать это трейл только для того, чтобы потом свалить всю ответственность на землевладельца? Подобные перспективы вряд ли могут кому то понравиться, и авторитета это вам точно не прибавит. Внесите ясность — будет или нет ваш клуб осуществлять обслуживание трейла силами добровольцев, и готов ли ваш клуб осуществлять велопатрулирование и насаждать велоэтику. (Загляните на imba.com, чтобы узнать побольше о нашей национальной программе mtb-патрулей — National  Mountain Bike Patrom program.) Будьте реалистичны — не стоит давать обещаний, которые вы не сможете выполнить.
 
5. Как много времени займет строительство?
Займет ли реализация этого проекта месяц, 6 месяцев или год? В какое время года будет осуществляться строительство? Строительство — если делать все так, как надо, а не наобум — занимает определенное количество времени, особенно если все делать голыми руками. В последующем мы рассмотрим, как определить примерные сроки.
 
6. Какова цена вопроса и кто будет платить?
Далеко не во всех парковых дирекциях сейфы ломятся от денег. (в нашем случае — подобных вообще по пальцам пересчитать — прим. переводчика). Так кто же будет оплачивать строительство и содержание трейла? Выбелит ли велоклуб время и людскую силу для строительства и обслуживания на протяжении последующих лет? В будущем мы расскажем вам, как эффективно подсчитать и покрыть затраты, связанные с трейлбилдингом.
 
7. Где (на карте) будет располагаться трейл?
Вам нужно иметь четкое представление о том, где конкретно будет пролегать маршрут вашего трейла и какова будет его протяженность. Проложите ваш маршрут на топографической карте. Это может занять не один день, и вам может понадобиться разрешение на исследование местности.
 
 
 
 
8. Что нужно будет предпринять, чтобы посетители трейла случайно не заблудились и не забрели в соседние владения?
Наибольшее число возражений обычно приходит от тех людей, чья собственность находится в непосредственной близости от предполагаемого трейла. Их вполне можно понять — они опасаются, что посетители трейла будут шляться по их владениям (вот ведь буржуи, земли им жалко. хотя, конечно, шататься по разному можно — прим. переводчика). Вы должны заранее предвидеть подобные ситуации и иметь варианты разрешения данной проблемы. Поддержание буферной зоны между предполагаемым трейлом и границами владений, к примеру, может предотвратить забредание посетителей в чужие владения.
 
9. Что вы планируете делать с парковками  и мусором?
Стартовая часть трейла, если плохо за ней следить, очень скоро облюбуют любители ночных вечеринок, громкой музыки, и зарастет мусором. Как вы планируете разбираться с подобными проблемами? Поэтому обязательно обсудите данный вопрос с местными представителями власти или персоналом парка, чтобы найти пути решения, тем самым сделав ваш бизнес план еще более достойным внимания. Сможет ли существующая инфраструктура на старте трейла разобраться с увеличением трафика, которое может повлечь появление нового трейла?  Если нет, то вам необходимо подготовить план мер, которые необходимо принять для расширения этой инфраструктуры.
 
10. Возможно ли участие общественности в проектировании трейла?
Людям свойственно желание участвовать во всякого рода общественных мероприятиях. В конце концов, они хотят знать, что и они могут внести свои 5 копеек в общее дело (надеюсь, я правильно перевел «they can chip in their two cents» — прим. переводчика). Убедитесь, что вы определили варианты участия общественности в деле планирования проекта. Вы можете принимать участие в публичных обсуждениях, посвященным трейловой системе, или можете способствовать формированию общественного комитета. Ваш план должен обрисовывать определенную стратегию по привлечению общественности  — конкретную тактику мы оставляем на ваш выбор. Главное, помните — не стоит игнорировать местную общественность, это может иметь не самые лучшие последствия для вашего трейла.
И не забывайте… Спрашивать. Если строительство предполагается вести на частной территории, вам нужно знать планы владельца относительного его владений в будущем. Если же земля общественная, присутствуют ли на ней какие-либо охраняемые виды животных или растений или памятники археологии, существование которых может вызвать запрет на строительство трейла. Различные департаменты и организации используют различные порядки по рассмотрению и утверждению предложений. Разузнайте об административных процессах побольше, и это может сэкономить вам время.
 
 

Приходим к соглашению


 
Сотрудничество является ключевым аспектом трейлбилдинга. Если каждый вложит душу, силу и волю в реализацию проекта, конечным результатом  будет трейл, который сможет удовлетворить весьма широкий спектр потребностей. Успешное взаимодействие, однако, требует чтобы все участники были на одной волне — каждый должен четко осознавать, что от него требуется, какую ответственность он несет, и какую роль играет в проекте. Вот где в игру вступает Меморандум о Взаимопонимании (Memorandum of Understanding, далее — MOU).
MOU это документ, который закрепляет цели проекта и роль каждого участника в деле достижения конечного результат. Если вкратце, то именно MOU является подтверждением того, что все участники действуют заодно.
MOU, однако, не является официальным документом, имеющим юридическую силу. Это, скорее, публичное закрепление целей и ответственности. Думайте о нем как о средстве устранения возможного недопонимания и конфликтов между вами и вашими партнерами по строительству.
 

Основные положения MOU

 
Сожержание данного соглашения зависит от организаций, вовлеченных в проект, и тех целей, которые вы надеетесь достичь. Очень важно запомнить, что MOU должен содержать ответы на следующие вопросы:
  • Кто, какие организации участвуют в проекте?
  • Какова цель этого партнерства?
  • Кто (поименно) представляет интересы каких организаций?
  • Что конкретно нужно сделать при строительстве? Строить новые трейлы, расчищать коридор, устанавливать мосты?
  • Какие концепции будут использованы при проектировании трейла?  Будете ли вы изменять углы или перенаправлять существующие секции трейла? Тщательно описывайте конкретные стратегии проектирования, которые позволят вам достичь ваших целей.
  • Кто за что несет ответственность? Представители конкретных организаций должны быть ответственны за определенные действия. Распределение ролей повысит общую управляемость проектом и эффективность работ.
  • Каковы сроки? MOU должно определить как сроки завершения для определенных этапов проекта, так и дату завершения работ в целом.
 

(тут далее всякие примеры коллаборации из практики в Штатах, их, пожалуй, можно и опустить. если кому интересно будет — выложу отдельно — прим. переводчика)
 
 
Все о добровольцах
Строительство и поддержание трейла требуют времени и усилий. Кто же будет этим заниматься? Ведомства, в чьем ведении находятся земли, обычно испытывают недостаток финансирования, персонала и перегружены работой. Они едва находят время для того, чтобы содержать уже существующие трейлы, не то что новые строить. Таким образом, большую часть работ приходится выполнять добровольцам.
Существуют определенные выгоды от использования добровольцев при строительстве трейлов. Поскольку люди, их создающие и поддерживающие, являются самыми лучшими пользователями трейлов. В конце концов, если вы 10 часов потели над переделыванием свитчбэка, вряд ли вы будете срезать потом этот угол (ну хоть ты тресни, не понимаю смысла этой фразы «you'll never skid through that corner again», поэтому заменил на более-менее подходящую по смыслу — прим. переводчика).  Но привлечь добровольцев к работе и убедить их придти в следующую субботу весьма непростая задача. Информация, приведенная дальше, поможет как и управляющим землями, так и просто фанатам трейлов сформировать костяк группы добровольных трейлбилдеров.

Привлечь и удержать добровольцев: четыре основных шага к успеху


Шаг 1: Вступительное слово
Вам нужна помощь. Вы знаете это, но вот ваши потенциальные волонтеры — нет. Вашей первой задачей будет добиться взаимопонимания с будущей строительной командой.
 
Используйте СМИ.
Привлеките местных журналистов, чтобы спланировать встречу или «трейловый субботник» (trail maintenance day). Местные газеты, телевидение и радиостанции всегда заинтересованы в историях о людях, которые что то делают на благо общественности. Это ваш шанс получить поддержку и обратиться за помощью к добровольцам. Разошлите пресс-релизы во все возможные СМИ в вашем округе. Пресс-релиз должен содержать информацию о том, почему вы собираетесь строить трейл, где вы будете его строить, что он даст общественности, и как люди могут в этом поучаствовать. Не забудьте добавить контактную информацию и расписание рабочих дней.

Свяжитесь с местными велоклубами.
Попросите председателя вашего местного велоклуба объяснить вашу идею остальным членам на следующем собрании. Заодно попробуйте разослать ваши предложения по клубной почте, можно даже на бумаге обычным письмом.

Создайте вебсайт.
Интернет — прекрасное место для поиска добровольцев, презентации проекта и отображения прогресса, которого вы уже достигли. Создайте для вашего проекта вебсайт и добавьте ссылку на него на сайте вашего велоклуба.

Ищите в местах скопления любителей трейлов.

Расклейте листовки с объявлениями о наборе добровольцев в местах, где собираются любители активного отдыха. Байкшопы, кофешопы, outdoor-магазины, конюшни,  трейловые указатели и любые гонки — все это прекрасные места для начала поисков. Не забудьте указать контактную информацию и календарь предстоящих работ.


Ищите альтернативные источники добровольцев.

Не зацикливайтесь на одних только велосипедистах. Существует множество людей, которые хотят помочь обществу. К примеру, можно поискать вот здесь:
  • Учащиеся колледжей: во многих студенческих объединениях есть дни, посвященные различным общественно полезным работам — узнайте, когда.
  • Ученики средних школ: в некоторых средних школах практикуются обязательные общественные работы. Еще один весьма неплохой ресурс? Толпы детей, которые хотят пополнить свой послужной список для поступления в колледж.
  • Бой- и герл-скауты: вообще прекрасно.
  • Национальные общественные организации: наподобие AmeriCorp или Student Conservation Association (Студенческая организация по охране природы)
  • Люди в оранжевых комбинезонах (парашютисты, в общем — прим. переводчика): Многие городские, окружные и федеральные департаменты по воспитательной работе могут предоставить хорошо организованные,  усердно работающие группы энтузиастов. Подобные ребята построили немало хороших трейлов.

Шаг 2: Подготовьтесь

Если вы не очень хорошо организованы, много вы за первый рабочий день не сделаете. Более того, вы рискуете растерять  своих добровольцев. Люди готовы тратить свое время только в том случае, если они чувствуют, что их усилия не пропадают зря. Если вы отнесетесь к делу небрежно, то это вызовет нелестные отзывы о вас как об организаторе, и в дальнейшем вы сможете привлечь меньшее количество добровольцев. Поэтому наметьте себе следующее на первый рабочий день.
 
Разработайте цели и стратегии.

Составьте список целей проекта, и разбейте их на отдельные задачи. Распишите все необходимые действия, включая встречу с землевладельцами, организационные работы и поиск местных бизнесменов, которые смогли бы оказать поддержку (к примеру, едой или инструментами (в оригинале это звучит как donating schwag and food, но лингво такого слова как schwag не знает — прим. переводчика)). Прикиньте, как много времени и людей вам понадобится для выполнения каждой задачи (о том, как это можно сделать, будет рассказано чуть позже).
Получите помощь.
Распределяйте обязанности. Вы не можете делать все эффективно в одиночку, и рискуете сгореть на работе, если попытаетесь. Разработайте запасной план и создайте группу людей, способных заменить вас в случае необходимости. Также можно попробовать найти людей, готовых ухватиться за шанс проявить свои лидерские качества, и будут уделять больше внимания работе в проекте, играя более значимую роль и приобретая неплохой авторитет.
Тренируйте лидеров на будущее.
  

Самое последнее, что вы бы желали видеть — это 40 рабочих, плечом к плечу, машущих тяжелыми, острыми инструментами перед лицом друг у друга. Вы хотите построить трейл  — а не пополнить список пациентов местной больницы. Поэтому, ваш рабочий день будет более спокойным и более эффективным, если вы разделите ваших добровольцев на небольшие группы. И в каждой группе должен присутствовать обученный лидер. Если у вас недостаточно обученных и опытных людей для этого, попросите в местном land agency (то ли лесничество, то ли какое то земельное ведомство, не совсем понимаю — прим. переводчика) потренировать, если это возможно, некоторых из ваших людей, или свяжитесь с IMBA для информации по лидерским тренингам.

Шаг 3: Управляйте вашими добровольцами


 
Инструктируйте.
Начинайте с представления персонала парка, лидеров групп, и отдельных людей (были бы полезны именные жетоны). В случае необходимости потребуйте подписать соглашение об отказе от ответственности с вашей стороны, после чего проведите инструктаж по технике безопасности и распорядку дня.
Обеспечьте правильное и безопасное использование инструментов.
При инструктаже вашей команды, уделите несколько минут правильному использованию ручного инструмента (об этом подробнее в главе 5) и азам строительства.
 
 
Ценный совет. Ищите поддержки других трейло-юзеров. Выйдите за пределы своего круга общения и поищите добровольцев в организациях, представляющих  интересы не только велосипедистов, но и любителей туризма, конного спорта, бега и т.п., которые вполне могу извлечь для себя пользу из нового трейла. Также они могут привнести некоторые свежие идеи в ваш проект.
Обеспечьте лидерство.
 

Вашей команде трейлбилдеров необходимо вдохновение и руководство, чтобы эффективно реализовать ваш проект. Как лидер, вы должны быть уверены, что ваши добровольцы поглощены работой и сфокусированы на текущей задаче, а также быть в курсе их достижений. Они будут ждать от вас указаний, поэтому вы должны быть готовы дать эти указания.
 
Заботьтесь о своей команде.
Ваши добровольцы жертвуют своими выходными, чтобы построить этот ваш трейл. У вас достаточно воды, закусок и обедов для каждого? Запомните, это все такие строительные будни волонтеров, а не один день из «Последнего героя». При возможности, не стоит планировать работы в самые жаркие месяцы. Не заставляйте ваших волонтеров работать больше 5-6 часов в день, и обеспечьте их перерывами. И тогда вы можете быть уверены, что этим людям понравится быть добровольцами.
Держите руку на пульсе событий.
Работать среди волонтеров важно, но также не забывайте следить за безопасностью, вовремя подбадривать людей и наблюдать за прогрессом в общем. Давайте четкие инструкции и объясняйте свои цели так, чтобы волонтеры и старшие групп были на одной волне.
Записывайте.
Записывайте, сколько времени вы потратили на подготовку, какое количество людей привлекли, и сколько в целом часов заняла реализация проекта.  Эта информация поможет планировать подобные мероприятия в будущем и покажет вашу приверженность данному делу — весьма необходимую вещь при получении каких либо грантов. Используйте фото и видеосъемку, чтобы запечатлеть как все выглядело до и как выглядит после, а также  моменты работы.
Будьте внимательны к остальным любителям трейлов.
Повесьте предупреждения или соответствующие знаки на старте трейла и на местах строительства для обеспечения безопасности и чтобы вдохновить других присоединиться к вашим работам или хотя бы просто посмотреть в следующий раз. Не позволяйте вашим людям гонять посторонних или принуждать их к работе только за то, что они заглянули на место строительства. Будьте позитивны, и постарайтесь убедить этих внезапных гостей придти помочь в следующий раз.
Не бросайте работу на полпути.
Если вы или ваши люди не в состоянии доделать секцию до конца, удостоверьтесь, что вы оставляете ее в том состоянии, в котором она не навредит посетителям трейла. Примите меры по временному закрытию трейла, развешиванию предостерегающих надписей  вокруг потенциально опасной зоны или перенаправьте маршрут следования посетителей в обход места строительства до тех пор, пока вы не сможете вернуться и закончить работу.

Шаг 4: Сделайте так, чтобы они вернулись


Обеспечьте ощущение востребованности.
Волонтеры снова придут на стройку, если почувствуют, что их труд востребован и приносит плоды. Чтобы быть уверенным, что это происходит, сопоставляйте задачи с возможностями групп. Периодически обращайте внимание добровольцев на то, чего они уже успели достигнутью.

Пусть это приносит удовольствие.
Работы по созданию трейлов довольно изнурительны, но в то же время они могут быть и источником веселья. Не относитесь ко всему слишком серьезно, добавьте в вашу работу толику юмора, немного развлечений, навроде BBQ (барбекю, я так понимаю — прим. переводчика), групповые покатушки, ну или наведайтесь все вместе в местный паб или кафэ.
Будьте на связи.
Имейте контакты всех ваших волонтеров. Имена, адреса, телефонные номера, email-адреса, чтобы вы могли поддерживать с ними постоянную связь. Это особенно важно в отношении новичков. Новые добровольцы с большей охотой придут снова, если с работ они уходили, ощущая, что им здесь рады. Если же они чувствовали себя неловко или их в чем то устыдили, вряд ли они вернутся.

Показывайте вашу признательность.
Добровольцам важно знать, что их тяжелая работа оценена по достоинству. Перечисляйте их имена в новостных рассылках, или публикуйте их фото за работой на вебсайте вашей строительной группы. Многие трейлбилдерские команды имеют программы, по которым волонтеры получают поощрительные подарки (schwag. вики говорит, что это некий промоутерский продукт, которым на различных шоу одариваются работники. ну или трава низкого качества — прим. переводчика) за определенное количество проведенных в проекте часов. Можете даже устроить вечеринку в конце сезона, чтобы отблагодарить своих людей.

Будьте последовательны/Повторите шаг 1.
Трейлбилдинг во многих случаях занимает немало времени — поэтому планируйте на месяцы, а не на дни. Разработайте календарь работ и опубликуйте его. Можно назначить рабочие дни хоть раз в неделю, хоть раз в год — все зависит от вас. Предсказуемость это то, что заставляет людей приходить вновь помогать вам. Сохраняйте связь с теми, кто уже поучаствовал в вашем проекте, и старайтесь налаживать отношения с  новыми возможными добровольцами — это ваша постоянная задача. А можете возложить эту обязанность на надежного, постоянного и коммуникабельного члена вашей команды.
Не совершайте ошибку... Выставляя необоснованные цели. Люди не должны работать ради миражей. Поставив перед ними недостижимые цели, вы попросту вымотаете их. Учитывайте все факторы, начиная с той работы, которую вы надеетесь осуществить, и заканчивая доступным инструментом и физическим состоянием ваших волонтеров, и сосредоточьтесь на выполнимых задачах. Помните о необходимости поддержки и подбадривания добровольцев на протяжении всей работы, и должной оценки их усилий. Удовлетворение хорошо выполненной работой приведет их в ваш следующий проект.
Глава вторая — Философия успешных трейлов
Глава третья — Принципы устойчивых трейлов
 
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    5
  • +21
  • Мнения
?
         

Комментарии (22)

0
еще и дата стоит создания черновика… ну вообще абзац.
avatar

AleksandrSimonov

0
Маленькая фича — пиши в ворде, потом сразу переноси копипастом сюда, так будет намного быстрее+ не создавай черновик. Тогда люди сразу увидят твою тему.
avatar

racerx

0
Уже так и делаю)
avatar

AleksandrSimonov

0
Как и 90% американских учебно-познаваьельных книжек — как стать миллионером за неделю.
Общие фразы без конкретики.
avatar

im66

0
ну да, первые две главы это довольно сильное водолитие. дальше поподробнее уже идет, с картинками, описанием чего как и куда. надо бы где то сканер цветной нарыть, а то без картинок туго будет для понимания.
Хотя, честно говоря, все же определенный смысл во всей этой писанине есть, по крайней мере, позволяет четко осознать, чего тебе нужно сделать. Это хорошо, когда уже опыт есть, а вот когда его нет — такая книженция в самый раз)
avatar

AleksandrSimonov

0
А её конкретики и не может быть, т.к. какждая ситуация уникальна и действовать приходится по обстоятельствам. Правильная книга дает идеи, пищу для ума.
avatar

Sidorov

0
ИМХО гораздо эффективнее будет в своем городе сходить к директорам спортивных секций, а лучше всего — секции мотокросса, так как у нас он фактически тоже почти повсеместно на птичьих правах, и расспросить их о проблемах: помещений, финансирования, поддержки со стороны государства, кто отвечает за развитие спорта в городе, кто РЕАЛЬНО отвечает за развитие спорта в городе. Они наверняка осведомлены и могут рассказать что-либо практически полезное. Есть у меня один знакомый человек — живой пример развития велосипедизма в отдельно взятом городе, который с переменным успехом ведет диалог с властями. Могу сказать, что на это требуется безумное количество сил и средств. Как моральных, так и материальных.
avatar

troop

0
Это если есть секции похожей тематики. У нас в городе, к примеру, максимум что похожее можно найти — это пара туристических клубов. Но этим трейлы не нужны, в отличие от американских хайкеров) Поэтому можно сказать, что я все это на своей шкуре буду опробовать, поскольку взялся развивать у нас в городке велоспорт, да. :\
avatar

AleksandrSimonov

0
Титанический подвиг, молодец.
avatar

Sidorov

0
Эх, была бы книжка… Есть PDF-вариант?

Молодец, что перевел. Как раз на весну планировал трэйлы делать в лесу, надеюсь дальнейшие главы помогут.
avatar

racerx

+3
Чуть позже, думаю, будет. Как только обзаведусь цветным сканером) Все не было повода купить, и вот появился))
avatar

AleksandrSimonov

0
У нас список добровольцев можно попробовтаь добавить стройбат!
avatar

Sidorov

0
OHV — это OFF-Highway Vehicle, т.е. моторизованные транспортные средства для перемещения по всему кроме шоссе, типично к этой категории относятся квадроциклы, кроссовые мотоциклы, эндуро, пит-байки ну и в приницпе снегоходы, вездеходы и прочая подобная техника. Информация с сайта, посвященного Off-Highway Motor Vehicle Recreation (OHMVR) ohv.parks.ca.gov
avatar

Sidorov

0
о, спасибо.
avatar

AleksandrSimonov

0
"(вот хз как сие перевести — Federal Highway Administration's Recreational Trails Program)"
Думаю тут имиееться ввиду тоже самое, что в выражении рекреационная зона. Типа трэйлы для отдыха(восстановления здоровья) людей.
avatar

zloy6666

0
ну что такое recreational trails program, это понятно. другое дело, что же такое Federal Highway Administration, вроде бы что то типа высшего федерального правительства, но точно не уверен.
avatar

AleksandrSimonov

0
Federal Highway Administration это что-то типо Росавтодора, в Штатах отвечает за строительсвто дороги экплуатацию дорог и земли, на которых эти дороги находятся. Входит в Department of Transportation это аналог нашего Минтранса.
avatar

Sidorov

0
угу, ясно… спасибо)
avatar

AleksandrSimonov

0
Программа трассы для активного отдыха (RTP) обеспечивает федеральное финансирование каждого из штатов США на развитие и поддержание рекреационных троп и инфраструктурных объектов, для моторизированных и немоторизованных видов досуга. Министертсво транспорта США поддерживает следующие виды отдыха пеший туризм, езда на велосипеде, катание на роликовых коньках, конные прогулки, беговые лыжи, катание на снегоходах, внедорожных мотоциклах, вездеходов, квадрациклов, или с помощью других внедорожных автотранспортных средств.

Средства поступают из Федерального фонда Highway Trust, и представляют собой часть акцизных сборов с бензина (топливного налога) с топлива, используемого для внедорожного отдыха на снегоходах, вездеходах, внедорожных мотоциклах, и легких внедорожников, типа багги и т.п.

RTP средства распределяются в Штаты по формуле: половина средств распределяется поровну между всеми штатами, и половина из них распределяются пропорционально сметной суммы в nonhighway рекреационного использования топлива в каждом штате. Смотрите уровни финансирования по штату.

Каждый штат управляет своей собственной программой.
Существует база данных проектов RTP, финансируемых с 1993 по 2009 год.
avatar

Sidorov

0
Выложил первые три главы в оригинале vkontakte.ru/doc9440690_37764630?dl=1091a49599aa2dbf5e
Картинки оттуда добавлю в ближайшее время, перевод третьей главы тоже скоро будет.
Желающие могут оказать редакторскую помощь, буду только рад)
avatar

AleksandrSimonov

0
tax maps это кадастровые карты.
avatar

LoKu

0
О, спасибо. ща поправим.
avatar

AleksandrSimonov

Комментировать


Зарегистрируйтесь, либо авторизуйтесь с помощью социальной сети или введите логин