Сборка байка — Дневник Megavalanche: мегатест железа и экипировки
Это финальный пост дневника, посвященного Megavalanche Alpe d'Huez 2011. В нем я хотел бы рассказать об используемых в гонке железе и экипировке. Это может пригодиться не только потенциальным участникам аваланчей или гонок super D. Мега является эвентом, который проверяет ваш байк и одежду на 100%. Каждый компонент должен быть легким, прочным и удобным. Он должен выдерживать даунхилл, не обременять в апхиле, мокнуть и хорошо наботать на снегу, собирать толстые слои пыли в +30 внизу. В посте я хочу рассказать о тестах, которые провел сам и, заодно, расскажу о том, что используют топы.
Итак, приступим.
Что является главным компонентом в железе и экипировке? Наверное рама. Многие читали на чем ехал я, поэтому про мою раму — чуть позже, а пока — что же использовали гонщики.
Вообще все здесь ездили на огромном количестве рам от разных производителей, поэтому я приведу статистику использования байков у топ350. Правда, надо учитывать большой перекос в сторону французских дх-, 4х- и ам-гонщиков, поэтому национальный рынок доминирует даже здесь. Впрочем возможно это все-таки будет интереснее, чем смотреть кого больше было в топ10 (тем более что там рамы 9 разных брендов).
Частота использования рам различных брендов у гонщиков топ350:
- Specialized — 47
- Lapierre — 32
- Trek — 31
- Commencal — 22
- Giant — 21
- Santa Cruz — 20
- Orange — 19
- Cannondale — 13
- Scott — 12
- Kona — 8
- Sunn — 8
- Intense — 7
- Cube — 5
- Mondraker — 5
- GT — 4
- Mongoose — 4
- Iron Horse — 4
- Yeti — 3
- Liteville — 3
- Canyon — 3
- BMC — 2
- Rocky Mountain — 2
- Ibis — 2
- Norco — 1
- Nicolai — 1
- Labyrinth — 1
- Kraftstoff — 1
- Karpiel — 1
- Focus — 1
- Fatmodul — 1
- Cailloux — 1
- Production Privee — 1
- Felt — 1
- Turner — 1
- Knolly — 1
некоторые редкие рамы не включил, ибо тяжело посчитать абсолютно точно.
Можно заметить несколько интересных вещей про отдельные бренды. Specialized и Giant — народные марки, в топ350 на них было много гонщиков, но вот в топ20 — никого. Лучший гонщик Specialized — вообще на 43 месте, что невероятно при том, сколько их было в гонке. Лучший Giant — на 31м. С брендом Kona все наоборот, во франции кон очень мало, но в топ15 их две. Также странная ситуация с Cube — их командные автобусы были повсюду, их было как минимум 4, но в топ350 их гонщиков — только 5.
В целом топы едут, конечно, на том, за что выступают. Про остальных гонщиков можно учесть несколько факторов. Lapierre и Commencal здесь очень сильны как свои или почти свои бренды (здесь удивляет малое количество байков Sunn). То же самое можно сказать про Orange, так как англичан на гонке очень много и они любят свой бренд. Возможно если взять всех 2000+ участников, то доминирование этих брендов только усилится.
Trek на данной конкретной гонке очень силен из-за поддержки со стороны самой компании. В частности, здесь даже проводится ко-эвент. Лучший не-командный гонщик трека по итогам финалов получает в качестве приза новый байк Trek. Согласитесь, хороший приз, особенно при том, что на основной гонке призы скорее символические.
Мега-тест. Обзор байка Kona Cadabra я делал после SuperD, но до меги и, конечно, этот марафон вскрыл свои особенности. Байк полностью подтвердил все хорошее, что было о нем сказано и шикарно работал в гонке. Уверен, что он является очень-очень быстрым в данной дисциплине, в особенности из-за большой эффективности во вкручивании стоя. В подъемах я обгонял много и спасибо здесь главным образом байку. Негатив заключается полностью в той части, которая относится к его обслуживанию. Здесь есть два пункта. 1. Дополнительная пружина имеет резиновую направляющую, которая бесшумно контактирует с самой пружиной. Если вы попадете в грязевые ванны — она начнет поскрипывать. Если забить — шум будет нарастать, поэтому решение — иногда снимать пружину, протирать направляющую и собирать обратно. Доступность для инструментов в этом месте простая, поэтому проблем не вызывает, но делать это придется. 2. Дополнительную пружину надо будет настроить. Делается это регулировкой прелоада у пружины, а также резиновой проставкой с внешней стороны пружины. Если не будете настраивать — возможны два варианта поведения подвески. а) дополнительная пружина включится в работу после определенного процента хода (образуется небольшая ступенька в жесткости) б) при ускорении держащий пружину линк будет уходить вперед (его туда тянет цепь, но резиновая проставка может блокировать не сразу).
Итог. Вам нужно будет иногда чистить нижнюю пружину, поставить пружину в верхнее положение, настроить прелоад и, вполне вероятно, перевернуть резиновый отбойник с внешней стороны пружины (либо положить туда пару резиновых проставок). Кто-то скажет, что это геморрой и нормальный байк не должен этого требовать. С другой стороны это все совсем не сложно, почти все делается лишь один раз. За это байк дает то, чего в принципе не могут дать другие подвески — принципиальное, легко объяснимое физически, преимущество при педалировании при привычном поведении подвески на спусках. У всего есть своя цена.
Вилки.
Огромное, невероятное количество людей используют вилки Fox 36, сейчас это своего рода стандарт. Альтернатива — Rockshox Lyrik. Остальные бренды, судя по ощущениям, только пробивают свою дорогу в эндуро. Можно встретить и дорогие вилки BOS, и, не сильно чаще, вилки Marzocchi. Даунхильщики массово используют Rockshox boxxer или Fox 40, впрочем по этой части много слов говорить не надо — более показателен кубок мира по даунхиллу.
Главной особенностью подхода к вилкам можно считать то, что топы Fox 36 используют довольно редко, у них гораздо чаще встречаются Fox 32 и аналоги от других фирм. Товарищи не переживают за прочность, но лишний вес стараются снимать на всем, и вилка здесь — одна из главных статей расходов. У самых-самых много прототипов. Видно, что Marzocchi, к примеру, явно готовит что-то новое для этого рынка. Надписи прототип, в прочем, встречались на самых разных компонентах, даже на ободах.
Мега-тест. Вилка Fox 32 показала себя хорошо. Прежде всего — она не сломалась) В остальном — она легкая, отлично работает, позволяет нормально ехать даунхилл, а также (и это удивляло сразу после покупки), обладает со своими 150мм хода очень приличной торсионной жесткостью. В качестве придирки можно отметить слишком легко поворачивающийся рычаг, отвечающий за блокировку вилки — периодически для спокойствия приходилось смотреть все ли там в порядке (по факту случайно сдвинул его только 1 раз). Что оказалось заметно, так это то, что куда-то ушло масло, смазывающее сальники в одной из ног. В дни тренировок и гонки для устранения этого недостатка пользовался по совету Ника силиконовой смазкой.
Педали.
Среди всех участников меги практически половина использовала топталки. По началу это вызывало сильное удивление, но когда довелось посмотреть на большую трассу и первые 10 минут по ней — стало ясно, что народ готовится к снегу. В этот раз они не угадали — снега было не так много. Но в любом случае в главном финале абсолютное, подавляющее большинство гонщиков ехало на контактах. В худшем случае снег — лишь пятая часть трассы, во всех остальных местах контакты везут конкурентам довольно много.
Если говорить точнее, то топы использовали очень легкие модели, почти все ехали на кантрийных контактах без платформы. В гонке себе такое могут позволить лишь те, кто едут впереди и практически не слезают с байка в пробках, потому что встегиваться в кантрийные контакты намного сложнее.
Можно вспомнить о существовании эндурных контактов от Shimano и Crank Brothers, но, как ни странно, даже легкие и очень специальные контакты XTR не были популярны на гонке, хотя, конечно, периодически встречались. Гонщики по большей части выбирали крайности — педали с полноценной платформой или легкие кантрийные.
Мега-тест. Классические даунхильные Shimano с пластиковой рамкой были незаметными — я о них почти не вспоминал. Так что им 5, хотя монополия Shimano в этой области откровенно начинает надоедать, хочется увидеть хорошие контакты как минимум от SRAM.
Остальные компоненты байков у сильных гонщиков очень сильно различаются и объединяет их одно — они дорогие и легкие. В кабинке подъемника можно изучать байки соперников и обращать внимание на детали — все очень продуманно. Можно сказать о тормозах — многие экономят на весе передних тормозных дисков, но если у вас вилка с запасом прочности, то лучше поставить максимальный тормозной диск — в такой гонке это очень поможет сберечь пальцы.
Мега-тест.
1. Не выдержали колеса Easton Haven. Очень легкие, их выбирали многие сильные райдеры, но в моем случае появилось несколько трещин в местах крепления спиц и несколько классических вмятин от боковых ударов. 28 спиц в колесе создают и дополнительную проблему — когда убита одна спица — натянуть и оставить прямым колесо очень сложно. Когда обод требует не натягивать сразу несколько спиц — задача становится практически непосильной. +очень тяжело найти замену на месте.
2. Успокоитель Straitline требует очень точной установки с помощью идущих в комплекте колец. В таком формате катания дало о себе знать то, что не проявлялось в Москве, Алуште и Андорре — цепь не вылетала, но проматывалась вперед через верхнюю рамку, т.е. на звезде ее становилось больше, чем нужно. Из-за этой причины сложно посоветовать использовать этот успокоитель со звездами на 32-34 зуба при успокоителе 32-36. Хотя в целом успокоитель не перестал нравиться.
3. Rockshox Reverb. Обязательно прокачивайте его перед горами даже если вам кажется, что он отлично работает. При активном использовании он теряет скорость выдвижения. Возможно он и является лучшим подседельником на рынке, но периодическое прокачивание (раз в месяц) — это пока обязательное требование, соблюдение которого позволит вам пользоваться преумуществами гидравлического подседельного штыря.
4. Lock-on грипсы. Я 8 лет катаюсь на таких грипсах и если и испытывал проблемы, то закрывал на них глаза. В последний год многие мировые райдеры с не самым большим ростом стали показывать, что фанатам тонких грипс имеет смысл присмотреться к обычным резиновым изделиям — такие грипсы мягче, чем их фиксированные собраться со слоем пластика по всей длине. Тем не менее, я продолжал закрывать на это глаза, пока на раскатке в Portes du soleil не понял, что в меге мои руки просто умрут от разбивания ушибов на ладонях. В одном из магазинов нашлись обычные грипсы без рисунка и это открыло глаза. Ушибы прошли, пальцы стали меньше уставать и, несмотря на то, что на меге самая большая нагрузка пришлась именно на них, они (пальцы) все-таки нормально выдержали гонку. P.s. на московском байке у меня все равно остаются lock-on'ы, так как здесь нет такой нагрузки от руля. Моим выходом стали нестандартно длинные Sunline Mushroom.
Теперь, пожалуй, можно перейти к экипировке.
Особенность аваланча — будет необходимо провести около часа в -5 -10 градусов перед стартом. Кто-то для этого использует дутые куртки, кто-то — одеяла. Свою шмотку перед стартом можно кинуть в один из организаторских пакетов и забрать на финише. Кто-то организуется и собирает свои вещи в отдельный пакет и отдает на старте своим. Дорогие вещи в любом случае лучше туда не брать, на финише последнее о чем вы вспомните будут вещи, которые вы сдавали организаторам на старте.
Обувь.
Топы обожают ультра-легкие кантрийные туфли. Это, опять же, связано с тем, что они могут позволить себе не выстегиваться по-много раз. Из брендов сильнее всего бросаются в глаза желтые мавики. Помимо цвета они могут похвастаться очень малым весом. Правда, отдельные лидеры все-таки используют даунхильные тапки и их можно заметить на том же Вулье. Чем дальше в глубины пелотона — тем больше даунхильной обуви, где доминируют Shimano и 661, но уже много и контактных 5.10
Пример выбора обуви и байка — Шассон на фотографии ниже. Ибисов, кстати, в гонке почти не было.
Мега-тест. Ехал гонку в 5.10 Minnaar. Они очень крепкие и довольно весомые, дорогая кантрийная обувь может снять с пары 600-700грамм. Тем не менее, совсем не расстроен выбором, потому что они вели себя очень надежно и не мешали встегиваться, чего можно было ожидать с их специфичной формой подошвы. При старте из более ранних рядов надо выбирать что-то более легкое. Также очень порадовали на старте и при последующем намокании — сложно представить себе более теплую контактную обувь.
Шлемы.
Они такие же разные как и бренды рам у топ10 финала. Есть все, которые вы только вспомните. Что может показаться странным многим российским райдерам, европейские райдеры в аваланче могут тратить очень много денег на байк и экипировку, но это совершенно не означает обязательную покупку шлема Troy Lee. Возможно их здесь больше чем многих других, но преимущество небольшое. Шлемов The меньше, много Bell, Urge, Fox, IXS, 661 и других. Можно было бы решить, что должно быть много специальных эндурных Urge со специальной челюстью для хорошего дыхания, но их было откровенно мало.
Мега-тест. Troy Lee D2 не запомнился практически ничем, что, наверное, довольно хорошо. У него отличный вес, а дышится в нем, как известно, не очень хорошо даже при отрезанной защите от грязи в нижней части челюсти.
Можете попробовать найти меня на фотографии ниже под номером 570 (полный размер).
Защита колена.
Защиту голени используют практически только те гонщики, которые выбрали топталки. В топ350 их очень мало, посему практически на всех — только защита колена. Среди последних здесь доминирует 661 с совершенно разными моделями, к которым народ, похоже, привык. Спонсируемые райдеры едут кто в чем. Те, кто выбирают очень дорогую экипировку — берут POC.
Мега-тест. Про колени от Fox я уже писал и Мега не заставила отказаться от своих слов. Невероятно, но я совсем не помню даже мысли о защите коленей в процессе тренировок или гонки. Они не натирали, под ними ни разу не ударилось колено, в них не было жарко или холодно. Уверен, число их обладателей будет расти и на меге в частности.
Шорты.
Да, именно шорты, потому что любая помеха при педалировании здесь воспринимается очень критично. Сложно сориентироваться в том, что использует основная масса, точно можно сказать, что длинных даунхильных шорт, полностью перекрывающих колено, очень мало. Топы не стесняются использовать абсолютно-кантрийные тонкие и довольно короткие шорты.
Мега-тест. В следующий раз последую их примеру, тем более таковые подходящие уже нашлись от того же фокса (Ranger short).
На фотографии они могут показаться длинными, но таковыми не являются и при педалировании оказываются одними из самых коротких среди современных шорт. Материал является невероятно тонким, благодаря чему очень легко сгибаются. И, конечно, здесь нет никаких продольных усилений. В доказательство кантрийности шорт — живая фотография с последнего наноэндуро.
Такие шорты или любые их аналоги от других производителей будут сильным выбором на меге. Хотя, конечно, как даунхильщику в байк-парках мне комфортнее кататься в чем-то более длинном.
Защита локтей.
Локти есть у всех, возможно они даже обязательны по правилам. Без панцирей ехали топы и часть остальных гонщиков. Скажу честно, без панциря страшновато, хотя немного выручает и придает уверенности рюкзак за спиной. Расклад по фирмам у топов примерно тот же, что и по защите колена.
Мега-тест. Незадолго до поездки я приобрел защиту локтей Fox Titan race, чтобы не было соблазна подобно максиаваланчу ехать вообще без защиты рук. После коленей очень хотелось кататься в мягких локтях-аналогах Launch Pro, но они тогда еще не появились в продаже. Эти же (жесткие) локти я испробовал на практике в финале. Там я пару раз приложился ими и могу сказать, что защищают они очень сильно, это можно понять просто взяв их в руки. Пластиковая часть очень прочная и жесткая, но здравствуйте недостатки — здесь не без них. Возможно что-то не так с моими руками, но размер S сидел на мне отлично за исключением того, что сильно стягивал руки — что сетка, что ремешки на липучках. Пришлось максимально их ослабить, но все равно руки пережимались немного сильнее чем хотелось бы. Правда, благодаря этому не было ни намека на съезжание защиты с руки. Возможно для защиты логтей еще важнее чем для защиты колена возможность гнуться у тех элементов, которые выступают защитой. Если другие фоксовские логти будут работать как понравившиеся мне колени — будет отлично, надо будет проверить. Об этой же защите можно сказать, что она действительно хорошо защищает, однако комфорт от их ношения надо проверять исключительно самостоятельно.
Об остальном, наверное, можно и не рассказывать, так как ни в положительную, ни в отрицательную сторону других удивлений кроме вышеперечисленных не возникало. Из нестандартных моментов можно разве что вспомнить маску. Многие топы едут в очках и этому есть простое объеснение — маска немного пережимает нос при ношении. На равнине или в небольших горах это может и не показаться проблемой, но на высоте 3000 при относительной нехватке кислорода разница от небольшого пережимания носа уже становится существенной. Многие гонщики использовали в качестве решения специальные наклейки на нос, которые «открывают» нос и удерживают его в таком состоянии благодаря металлической проставке.
На этом об этой гонке все, а следующий мега-тест — через год, где можно будет подойти к старту со знанием дела.
-
добавить в избранное
4
- +89
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (70)
TONY
На меге надо ехать часть трассы по снегу, поэтому желающих поставить ларсен назад было очень мало, хотя такие все равно находились.
В любом случае покрышка должна быть двойной и хорошо катящей. Много колес без камер, но точно не большинство.
Val
_va
Что точно могу сказать — очень рад, что обе покрышки были 60а, а не мягкими. Это более быстрые покрышки здесь, а приятный бонус — что их хватает на 2 недели горного катания.
Val
Pafos
Val
Dustman
Val
BEAR
SlavaLymar
Val
А что с питьём/питанием во время спуска — рюкзаки с гидропаком и батончики с мюслями?
Chute
Я взял гидратор в рюкзак и около 1.5 литров воды. Можно было и литр взять — все равно с большим запасом из-за того, что некогда пить. Впервые смог им воспользоваться минут через 20 после старта, второй раз — еще минут через 20. В гидратор залил не воду, а лимонный сладкий напиток без газа, продавался там в супермаркетах как раз один очень подходящий.
Сладкая вода нужна из-за того, что есть не сможешь, а вообще говоря энергия очень нужна будет уже через полчаса.
Val
Если тепло — то можно и апельсиновый, или стандартные КК-растворы с минералами и солями.
Chute
raskladnoy
Квас так квас. Только не везде его найдёшь, теперь в продаже всякого рода «химия» больше.
Chute
Собираюсь такой успок себе заказать…
Melker
Лечется соблюдением минимально возможного расстояния между бананом и рокрингом. И, кто знает, возможно если крепить успокоитель на родные уши, а не через переходник, то он может меньше поддаваться изгибу под давлением цепи (только версия).
Вообще в руках банан выглядит очень жестким на изгиб, поэтому после такого случая (их было два всего в горах) был очень удивлен. В мск, алуште и андорре цепь и не думала создавать проблем почему-то.
Val
А как с такой ситуацией справиться на ходу, не слезая с байка? Попрыгать? :)
Melker
Val
Vados
Val
Vados
Сильно удивился. Звезда 36.
Zorro
schmel
Однако есть пара моментов:
1.[quote]
В гонке себе такое могут позволить лишь те, кто едут впереди и практически не слезают с байка в пробках, потому что встегиваться в кантрийные контакты намного сложнее.
[/quote]
А вот про это поподробнее. С какой стати в кантрийные педали встегиваться сложнее (хотябы на примере одного производителя)? Просто мой опыт общения с контактами Crank Brothers (а пользовал я все типы их контактов кроме Mallet) говорит об обратном. Или это сравнение контактов с топталками в данном случае, не совсем я что-то понял.
2. Шорты, которые ты назвал кантрийными думается имеют нулевое отношение к КК как дисциплине, потому как в КК ездят в лайкре.
conrad
2. Есть такое понятие как xc-шорты, они есть у многих фирм (бывают лайкровые даже, бывают обычные свободные). XC в данном случае понимается буквально как катание по пресеченной местности, а не как гонка. С фоксовыми шортами в комплекте идет такая лайкра, которую без шорт надеть нельзя, уж простите за подробности)
Val
conrad
spec
помнится ты еще обещал написать кто какие успоки использует на 1 или 2 звезды? Много ли было 2Х10 и 1Х10 ну и т.п.
На счет педалей — мне вот и на топталках отлично крутится. :)
Хорошие аналогчные шорты — Endura singletrack короткие и удобные. Катаю в них как ДХ так и АМ.
Ларсен ТТ бывает двухслойным?
Dustman
закладка specifications, две килограммовые версии
minus
Val
рамы Specialized какие были?
Enduro и SX Trail?
Хотел еще высказаться.
Ты писал о колесах.Эти треснули. Думаешь найти такие же по массе и более ремонто пригодные.
А такие бывают? ;]
Как не крути все равно масса колес тех, что из прочных и ремонтопригодных в районе 2 кг получиться.
MaksimOstapkevich
thresh
А спеши были все эндурами.
Val
sanchez
1) большую часть долбежки в руки снимает карбоновый руль. сам прозрел, сменив Truvativ Stylo Race 680 на Race Face SIXC 730. проверял на одних и тех же камнях на плато Чатырдага (на трассе Супер-Д) — с карборулем ехалось сильно быстрее и меньше устал.
2) грипсы на замках бывают бывают очень разные — с пластиком разной толщины и мягкости. я себе нашел стоковые Ghost — у них грипсу снятую с руля можно при желании сдавить двумя пальцами — пластик внутри толстый, но мягкий, и сама резина тоже мягкая (примерно как на грипсах от СРАМОвских грипшифтов). до них поездил неделю на СРАМовских новых с замками — таки да, нещадно долбило в руки даже при езде по городу, т.к. очень жесткие и тонкие.
MaksymKikhtenko
Val
да, спасибо за серию статей про аваланчи — было оч. интересно читать :)
MaksymKikhtenko
Val
SlavaLymar
Колеса mavic crossmax sx стали его выбором и он ими очень доволен.
sanchez
lokki
sanchez
или там стоял меньший аморт?
thresh
sanchez
SlavaLymar
sanchez
SlavaLymar
Сейчас твои утверждения похожи на древнее обсуждение видео трассы кубка мира по дх, где кто-то на дерте сказал, что ее можно и на bmx'е ехать.
эндурик на трассе финала быстрее, это также очевидно как и то, что шоссейник выигрывает у мтб на асфальте.
Val
SlavaLymar
Как раз не очевидно, что он там будет быстрее.
Vados
lorinser
Val
repkin
никому такого удовольствия не пожелаю, это точно…
kubas
SlavaLymar
Я бы расставил так: квалификация мегаваланча (alpe d'huez): небольшое преимущество дх-байка
максиаваланч vallnord: ощутимое преимущество эндурика (в прошлом году оно было больше из-за того, что было больше плоских участков).
финал мегаваланча (alpe d'huez): очень ощутимое преимущество эндурика
Val
SlavaLymar
В финале чистого апхила тоже не 25%, а максимум 10% по времени. Но этих 10% хватает для того, чтобы эндуро-байк был намного быстрее. В большей степени из-за того, как он педалируется. Причем чем в более дальних рядах едешь — тем выгоднее уклон в сторону педаляжа, потому что на спусках больше трафика и меньше скорость.
Val
Отчет отличный, спасибо!
maxxis
Val
Жаль, что это последняя статья о меге в этом году
Добавлю — подводила защита race face rally fr, постоянно сползала, сейчас приобрел фокс, как твоя, действительно шикарные колени, о них просто забываешь, ощущение полной защищенности и ни намека на сползание.
Что касается кон — в 2010 во франции их действительно не было, а в этом году прям засилье, очень много в прокатах. хотя, конечно, это может зависеть от региона и наличия дилера в нем.
По подседелу — использовал гравити дроппер 4 дюйма мульти, могу сказать, что работает хорошо, но его «мультевость» ни к чему, более того к концу сезона он стал глючить и сбрасывался сам с верхнего положения в среднее.
Из питья-еды использовал гидропак с растворенными в нем пауэргелями, а также мармеладки энерджи бласт, на плоскачах ехал вальяжно, поэтому мог позволить себе перекусить пару раз)
Резина должна быть дх-шная, по мне лучше лишний вес, чем затраченное на смену камеры время. Конти РабберКуин показала себя отлично.
lorinser
Так что 2x10 с нормальным успокоителем скоро будет.;]
MaksimOstapkevich
Может лучше переименовать в «Сборку гонщика» ;)?
Chute
Val
Chute
Все наши фетишисты с веломании катаю на непопулярном, не рабочем. :E
MaksimOstapkevich
Sidorov
Val