Места катания — Early Days of the Shore
Это небольшой материал о Норт Шоре – северной колыбели мирового МТБ. Статья является переводом различных частей схожих статей, и разбавлена некоторыми личными знаниями. Буду рад добавлениям и замечаниям, если у кого-то таковые есть.
По преданиям Нортшора, первый МТБ-трейл был построен Россом Кирквудом на горе Fromme, в далеком 1981 году. Трейл назывался Kirkford. Тогда он катался на Спеше стампджампере, за 750 долларов.
«Нам просто надоело, что нас гоняли с пеших троп, а маунтинбайк, как новый спорт, нам очень нравился», говорит Росс, которому сейчас уже 48 (а то и больше) лет. «Главной нашей целью было сделать так, чтобы на наших трейлах не было пешеходов. Ломать тогдашнее оборудование было очень приятно»
Кирквуд, вместе со своим товарищем Брайаном Фордом, продолжали строить на горе Fromme, и в дальнейшем сформировали SecretTrailSociety.
Идея заключалась в том, чтобы прятать трейлы, а их начала оставались незамеченными. Маунтинбайкеры тогда заходили на трейлы пешком, и только потом садились на байк. Философия пионеров трейлбилдинга была простой, они старались строить все на земле, трассы изобиловали крутыми поворотами, свичбэками и крутыми дропами. Сами они описывали свои трейлы как «кинетически приятные» и «всеобъемлющие», имея ввиду то, что по ним мог проехать любой человек.
Сейчас эти трейлы могу показаться и не особо сложными, но, сядьте на кантрийный хардтэйл с жесткой вилкой, поставьте вынос сантиметров 13, убедитесь, что у вас есть 2.1 резина и кантилеверы, поднимите седло – и вперед!
Кто не верит, что это возможно – попробуйте найти фильм NSX, первую и вторую части, и посмотрите, как это было. Позитивное настроение от забавных уборок и вили-дропов обеспечено. Старожилы российского МТБ утверждают, что в стародавние времена в Битце катание было очень похожим.
Рассказывает очевидец событий, Майк Трулав (широко известный в узких кругах лучший сварщик, варящий Chromag, а до этого работавший с RockyMountain. Brodie, Syncros, и прочими):
«Люди стали организовывать гонки, они были достаточно камерными, нелегальными, но они создали субкультуру, которая была модной и цветастой. Многие веломагазины стали выставлять свои «команды». Ванкувер был отличным городом для велокурьеров, котрые хорошо владели байком. Северное побережье было домом для веломагазина «Deep Cove». Парни оттуда всегда считались культовыми личностями – они по другому выглядели, говорили, и были лучшими байкерами в округе. К концу 80х гонок проводилось уже достаточно много, появились официальные гонки, страховка, и все такое. Байки были примитивными – ригиды, туклипсы, кантилеверы.
Я участвовал в гонках, но никогда не был в первых рядах. Один парень, с которым я часто встречался, был Пол Броди (Brodie). О нем ходили слухи как о талантливом фреймбилдере. Как-то в разговоре он сказал, что его бизнес процветает, и он взял бы кого-нибудь к себе на работу. Я воспользовался предложением…»
Вскоре после того, как Кирквуд начал строить свои трейлы, Тодд «Диггер» Фиандер (Todd “Digger” Fiander), который жил практически в соседнем доме от дома Кирквуда, и был каменщиком, построил свой первый трейл «Crosscut» в 1982 году на хребте Холлиберн. По его словам, это был «трейл «старой школы», никаких тем, просто вверх и вниз».
В 1984 году Диггер построил свой следующий трейл “The Big Eye”, на котором уже был деревяный мостик (самый первый, возможно), он был на высоте полуметра, в длину был около 2.5 м, и ширину имел около 15 см. «Это была очень страшная тема», как он говорит, « я начал строить мостики через элементы ландшафта, которые были особо уязвимы.»
Вскоре деревянные конструкции стали его особым почерком. «Я всегда старался сделать мостики разного типа – каменный, деревянный, с качелями. Все должно быть разнообразным. Сейчас – это роллеркостеры.»
В то время, как Диггер продолжать строить свои трейлы, которые становились все более и более сложными, молодой человек, по имени Дэн Кован (DanCowan) стал кататься по горам северного Ванкувера. Этобыл1991 год. Одним из его любимых трейлов был «TheBigEye” Диггера. Ему нравился трейл, однако, по его мнению, он слишком рано кончался – и он продолжил его, включив в него, возможно, первый лог-райд Норт Шора. Первый трейл, который построил Кован самостоятельно, был “TheFleshyWound”. Вскоре пути Дэна и Диггера пересеклись.
Эта парочка, вместе с еще одним любителем горного велосипеда, по кличке «MountainBikeMike” стали кататься в горах Норт Шора вместе.
Как только Диггер увидел, как катается Дэн, он тут же прозвал его «Dangerous”. Он был психом – говорит Диггер. Кован, который впоследствии стал Дэйнджерос Дэном, продолжал строить трейлы. В 1993, он построил трейл «TheReaper» на горе Cypress. Трейл, встречавший райдеров треснутым шлемом, болтающимся на дереве, на старте крутой съезжалки, стал предвестником «жести» на северном побережье. Позже Кован построил дополнение к трейлу, назвав его «The Pre-Reap».
Приблизительно в то же время другие строители тоже начали строить трейлы похожего типа, вроде «GMG» и «Hangman».
GMG, Построенная Гейбом, Майком и Джерри – стала одной из икон норшора старой школы, появляясь во многих МТБ-фильмах того времени. Деревянный серпантин, безумные темы типа лограйда на камень на высоте 2-3м, после этого качели на этом самом валуне, и дроп оттуда. Лестница «О-гоу-фло-гоу» мало кому покорялась с первого раза. Сейчас от этого трейла почти ничего и не осталось, но, по некоторым свидетельствам, по половине элементов все еще можно проехать.
Введение качелей как элемента трейла Диггером на «LadiesOnly» вдохновило Кована, и вскоре серия качелей, соединенная резиновыми лентами появилась на трейле «FlyingCircus», и была названа «Discombobulator». Это самая известная и часто появлявшаяся в видео трасса Дэна.
В 1995 году, Канадский веложурнал Pedal опубликовал шестистраничную статью о родоночальниках-трейлбилдерах Кирквуде, Диггере и Коване.
Приблизительно в то же время, Диггер начал съмки своей серии фильмов NorthShoreExtreme, заключительная, 10я серия которых вышла осенью 2010 года.
Кэм МакРей, основатель и главный редактор сайта nsmb.comи райдер старой школы, утверждает, что когда Диггер сделал первые деревянные переезды через сырые места на трейлах, это была революция, а когда Кован поднял их в воздух – Норт Шор стал фотогеничным.
Появление двухподвесов, дисковых тормозов в 90х продолжало расширять границы трейлбилдинга. К 2001 году многие уже имели двухподвесы с дисковыми тормозами. Это значило, что можно строить более скоростные трейлы с большими темами.
Однако, в то время, как спорт развивался благодаря фильмам, вроде Krankedи NSX, в лесах начали появляться противоречия и проблемы.
В 1999 году, один из самых амбициозных трейлов Дэна на тот момент, «Swollen Uvula», был разобран байкерами по результатам общения с местной администрацией. «он был просто слишком крутым для них», говорит Дэн. «Когда люди не понимают что это, они не знают, что с этим делать». Через месяц администрация издала распоряжение на снос «The Reaper».
Норт Шор привлекал все больше и больше людей и строителей, в то время было построено огромное количество трейлов.
В середине 80х, когда Диггер строил «Granny’s» на горе Фромм, он не видел ни одного байкера в округе в течении месяцев. А сейчас на подъеме на Фромм можно увидеть по 200 человек в выходной день.
У райдеров есть из чего выбрать – 22 трейла Диггера, около 50 километров, или 4 оставшихся трейла Дэна – другие три были уничтожены.
Сейчас в округе действует мораторий на нелегальный трейлбилдинг.
Дэн переехал на остров Bowen, где строит в свое удовольствие то, что ему хочется. Хотя, не так давно появился проект о придании статуса заповедника острову, таким образом, постройки Дэна окажутся опять под ударом.
В прошлом году (2010) Диггер перестроил свой трейл LadiesOnly, добавив новых, более галких и ровных, траекторий, перестроив разрушившиеся участки. По словам Вейда Симмонса, «старая собака научилась новым трюкам».
Небольшое лирическое послесловие.
Как можно заметить, на данный момент искусство постройки деревянных конструкций на трейлах не пользуется такой востребованностью, как раньше. Почти все трейлы, что существуют сейчас, и строятся – широкие, рассчитаны на большие скорости и так называемый “flow”, в отличие от трейлов старой школы, по которым нужно было ехать, не торопясь, используя все свое уменье балансировать. Типичные байки для Норт-Шора тоже изменились – от 20 килограмовых монстров небольших ростовок – до 6тидюймовых оллмаунтин-байков, которые хорошо ведут себя и на сложных техничных спусках, и на подъемах. Ждет ли нас возрождение деревянного трейл-зодчества, или о нем будут помнить только фанаты дела – покажет время.
-
добавить в избранное
3
- +72
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (29)
CL1S
kubas
Black_Thrush
mx2
Werewolf
Wild_Cat
Vados
toolmano
kubas
Других тверских адептов я так и не нашёл, у нас все катают дёрт и стрит, никому шоры не интересны.
toolmano
timur
TWR_DUUALL
timur
kubas
timur
Werewolf
misterdx
lifegiver
u_mast
LoKu
Статья классная, спасибо
ssp
asx
Про волшебный мелок ниже поржал :D двухствольный обрез был бы просто магической палочкой в этом деле)))
ssp
mkmax
asx
CL1S
DNM
Успел остановиться, товарищи извинились, посмеялись. Через два спуска там же одна девушка из этой компании присела по делам) Я ее не задел, но было ужасно неловко.
И чем она думала, уже зная, что именно здесь трасса и прямо сейчас по ней катаются — не понятно
Val
С полгода назад вышло интервью с Диггером и Кованом, Диггер утверждает, что первый ladder bridge был построен все таки на Ladies Оnly. И еще перечисляет тонну всего того, что он поставил на трейл первым — первые качели, воллрайд, подвешенный воллрайд и еще много чего.
А Кован очень негативно отзывается о том, что делает NSMBA. С его точки зрения, они все слишком упрощают. У них ведь и слоган поменялся за прошедшее время — с «Build it sick, build it high, build it skinny» на «Trails for all, trails forever».
Но, поскольку Диггер в сегодняшней NSMBA занимает не последнее место, можно быть уверенным, что Канада в ближайшее время менее интересной не станет.
В июне, кстати, Ladies Only исполнилось уже 20 лет.
Ladies Only 20th Anniversary from Richard Greenwood on Vimeo.
AleksandrSimonov