Ремонт и настройкаРабота велосипедной подвески. Часть 1.

Ремонт: Работа велосипедной подвески. Часть 1.Очень много райдеров выбирают двухподвесы в силу разных условий. К примеру, тот же даунхилл на хардтейле ездить прямо скажем некомфортно. Да и вообще двухподвес, как правило, более универсален, он прощает больше ошибок, и вообще на нем приятнее ездить)) Если, конечно, речь не идет о гонках на бмх-трассах, или, скажем, стрите. Однако, к сожалению, очень многие не знают о том, как работает подвеска их велосипеда, и в чем разница разных типов подвесок. Во многом это происходит потому, что статьи на эту тему достаточно объемные и изобилуют кучей технических подробностей, зачастую просто ненужных для понимания общей картины. Я решил попробовать хотя бы чуть-чуть исправить эту ситуацию, рассказав о работе подвесок максимально понятно и просто. Будем надеяться, что кому-нибудь эти статьи действительно помогут...

Часть первая. Типы подвесок. Первые эксперименты с задними подвесками массово начались в начале девяностых. Особого понимания того, как подвеска будет работать, еще не было, что привело к появлению массы экзотических конструкций. Тем не менее, через какое-то время большинство из них благополучно кануло в Лету, а самые удачные варианты без особых изменений дожили и до сегодняшнего дня. Первое, что нужно понять и осознать — подвесок существует ровно два типа — однорычажные и четырехрычажные. Отличить их друг от друга очень просто — достаточно посмотреть на то, как заднее колесо крепится к передней части рамы. В однорычажной (одношарнирной) подвеске оно крепится через один жесткий рычаг, на одном конце которого находится собственно колесо, а на другом — главный шарнир рамы. Соответственно вокруг этого шарнира подвеска и вращается. Естественно по окружности. Всё. В раме может быть еще миллион разных линков и рычагов, но принцип остается тем же — есть жестко заданный центр вращения подвески (ICC), который находится в центре главного шарнира и никуда не перемещается (это важно!!!). Давайте для наглядности посмотрим на картинки:
  1. «Классическая» однорычажка — никаких дополнительных линков. Ремонт: Работа велосипедной подвески. Часть 1.Заднее колесо (1) жестко соединено с основным шарниром (3) через свингарм (2). Колесо вращается по окружности вокруг основного шарнира. Центр вращения, естественно, задан раз и навсегда и никуда не смещается
  2. Однорычажка с линками. Ремонт: Работа велосипедной подвески. Часть 1.Здесь мы видим несколько дополнительных линков и шарниров. Но, если присмотреться, получается всё то же самое — заднее колесо (1) жестко соединено с основным шарниром (2) через свингарм (3). Колесо вращается по окружности вокруг основного шарнира. Центр вращения, опять же, находится в центре главного шарнира.
  3. Faux Bar, она же «псевдочетырехрычажка». Самый сложный для понимания случай. Вроде бы и рычагов много, и шарнир в задних перьях есть… Ремонт: Работа велосипедной подвески. Часть 1.Но давайте попробуем посмотреть, как крепится к раме наше любимое заднее колесо. А оказывается также! Смотрите — вот оно, колесико (1), вот он жесткий рычаг (нижнее перо) (3), а вот и наш основной шарнир (2), вокруг которого и вращается колесо. Оказывается ничего не изменилось! Запомните, что колесо в таких подвесках висит именно на нижнем пере — это пригодится чуть позже (шарнир между верхним и нижним перьями специально помечен стрелочкой). Для наглядности я продублировал картинку, чтобы было лучше видно: Ремонт: Работа велосипедной подвески. Часть 1.Надеюсь, понимание того, как выглядит однорычажная подвеска, достигнуто. Давайте еще раз повторим ее особенности:
— Заднее колесо висит на рычаге, противоположный конец которого через один шарнир прикреплен к передней части рамы — Центр вращения подвески — этот самый шарнир. Соответственно центр вращения однорычажки всегда постоянен, а траектория движения заднего колеса будет участком окружности с центром в этом шарнире. — Если выполняется условие номер один, то все остальные рычаги и линки на траекторию движения заднего колеса никакого влияния не оказывают. Вариаций однорычажных систем есть великое множество. У них по-разному расположены шарниры, каретка может быть как в переднем, так и в заднем треугольнике (а еще есть I-Drive, где она плавающая), и об этом я тоже расскажу в следующих частях статьи, но суть любой однорычажки одинакова, и вы теперь ее знаете. Оукей. С этим, вроде бы, разобрались. Теперь пришло время поговорить о многорычажных системах. Там всё тоже просто, но придется еще немного подумать)) Для стимулирования мышления можно съесть плитку хорошего шоколада — очень помогает. Впрочем, надеюсь, что у читателей с мышлением и так всё в порядке. Переходим к многорычажным системам. В чем главное отличие многорычажной подвески? А вот в чем — у нее нету постоянного центра вращения подвески, он во время срабатывания подвески перемещается. Я тут расписал кучу выкладок на полстраницы, схемы всякие нарисовал, а потом подумал и удалил всё нафиг — я же обещал, что всё будет просто и ясно) Взгляните на фотографию рамы V10: Ремонт: Работа велосипедной подвески. Часть 1.Заднее колесо в четырехрычажной системе висит на рычаге (в данном случае задний треугольник (4)), который крепится к передней части рамы (1) через два рычага (2) и (3). Причем во всех соединениях имеются шарниры. Чтобы понять, как это все работает, посмотрите на схему четырехрычажной подвески:  1,2,3,4 это рычаги, а красные кружки между ними — шарниры. Ремонт: Работа велосипедной подвески. Часть 1.В данном случае рычаг 1 — это передняя часть рамы, в нашей системе его можно считать неподвижным, т.к. подвеска вращается вокруг него. 2 и 3 — это как раз рычаги, соответствующие линкам (2) и (3) на картинке с сантакрузом, а 4 — рычаг, к которому крепится заднее колесо (задний треугольник на картинке). Соответственно заднее колесо и передняя часть рамы не имеют жесткой связи, траектория заднего колеса становится довольно сложной (попробуйте мысленно поперетаскивать рычаг 4 вверх-вниз относительно рычага 1), а центром вращения становится некая виртуальная точка (давшая название целому типу подвесок — т.н. VPP — Virtual Pivot Point), которая постоянно перемещается в районе переднего треугольника (или даже впереди него) при движении рычага 4. Местонахождение этой точки в конкретный момент времени можно определить, проведя  прямые через центры шарниров на каждом из рычагов, как показано на рисунке внизу. IC — это и есть центр вращения подвески. Ремонт: Работа велосипедной подвески. Часть 1.Нетрудно догадаться, что,  когда линки будут двигаться, он будет перемещаться. Сложно? Да, эта система явно сложнее обычной однорычажки, но если чуть-чуть поразмыслить, то всё становится понятно. Чтобы больше на это не отвлекаться, давайте посмотрим, что происходит с подвеской FSR-типа — ее наиболее часто путают с Faux Bar. На первый взгляд она действительно на нее похожа, однако все не так просто ( я даже развернул рисунок для большей наглядности): Ремонт: Работа велосипедной подвески. Часть 1.У нас опять есть передняя часть рамы (1), два линка (2) и (3), и рычаг 4 (верхнее перо), на котором и висит колесо. Видите — оно, так же как в VPP, подвешено к передней части рамы через два рычага. Просто в данном случае одним из рычагов будет нижнее перо. А теперь посмотрите на отмеченный стрелочкой шарнир. Вот оно — главное отличие от Faux Bar. В настоящей четырехрычажной системе колесо висит на верхнем пере — иначе четырехрычажки не получится. И вот это вот малозаметное отличие и изменяет всю кинематику подвески, превращая faux bar в four bar. Именно в расположении шарнира в задних перьях многие и путаются — на первый взгляд-то неважно, где он расположен. Но мы теперь знаем, что это — принципиальное отличие. Особенности четырехрычажной системы: — Заднее колесо крепится к передней части рамы через два рычага — Подвеска не имеет постоянного центра вращения — он перемещается в очень широких пределах. Траектория движения заднего колеса достаточно сложна. А какой вообще смысл в четырехрычажке? Зачем нужны такие сложные схемы? Неужели они влияют на работу подвески? И как вообще все эти однорычажки и многорычажки работают? На эти вопросы я отвечу во второй части статьи, которая будет опубликована через неделю — мы будем идти от простого к сложному. А вы пока можете поразмыслить о всем вышенаписанном. Заодно, кстати, подумайте вот над чем — «траектория движения заднего колеса», о которой понаписана куча материала у многих производителей, на самом деле абсолютно не важна! Естественно, она должна находится в определенных рамках (о них я тоже расскажу), но не более того — для работы подвески не имеет особого значения, куда движется заднее колесо — вверх, вперед, или назад. Это все лишь следствие, а не причина. И это тоже будет темой следующей статьи.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    8
  • +37
  • Мнения
?
Tits are better than Strava

Комментарии (29)

0
На второй картинке где апельсинка, цифры 2 и 3 надо поменять. Ну или в комментарии переставить.
avatar

NeGO

0
А вообще отличная статья. Любому думаю понятно будет. )
avatar

NeGO

0
да, спасибо, поправил
avatar

kubas

0
ждем продолжения ) очень интересно
avatar

аноним

0
Здоров спасибо за статью. Нуждаюсь в такого рода статье т.к. выбираю себе подвес) Также интересно бы было ещё раз(так как кое-чего читал, но всё равно ясной картины так и не понял) О типах подвесок и как они себя ведут. Тут в статье о В 10 было мельком сказано, о типах подвесок, и кому какую луче брать(чтоб не раскачивалось, чтоб ускорялась и т.д.) но хотелось бы поподробней об этом. Наверное даже в формате плюсы и минусы разных подвесок))
avatar

аноним

0
Да, об этом я, естественно, тоже напишу. Всему своё время…
avatar

kubas

0
Эм, я считал что отличие VPP и FSR собственно в том, что FSR все же имеет постоянный центр вращения, просто он вынесен в некую виртуальную точку за пределами рамы. Разве нет?
avatar

Rain

0
да в принципе нет, а с чего вдруг? Ну т.е., насколько я понимаю, его можно зафиксировать, и в любом случае он будет смещаться меньше, чем у впп (видимо в силу соотношения рычагов — у впп они по размерам не сильно различаются, а в случае с фср нижнее перо все же намного более длинное, чем верхний линк), но перемещаться ему в теории особо ничего не мешает. Норковцы, во всяком случае, в своем техническом бюллетене однозначно пишут, что центр вращения перемещается во время работы подвески, в принципе я не вижу причин им не верить.
avatar

kubas

0
зы. посмотрел в Linkage Demo 9 — ICC вполне себе смещается. Linkage, конечно, периодически лажает, но не думаю что настолько серьезно.
avatar

kubas

0
Сейчас еще покопался в Linkage, да, действительно, на FSR он тоже перемещается, но гораздо (на порядок а то и меньше) чем на VPP. (Сравнивал Demo 9 и M3). А на короткоходных рамах с FSR даже на Enduro он вообще выглядит как точка.
avatar

Rain

0
Действительно позновательно и доходчиво! Низкий поклон и огромная благодарность.
avatar

Bern

0
Классная статья, всё по полочкам разложено :) только сдаётся, что читатели twentysix и так различия в принципе знают. А вот для пользователей небезызвестного сайта об «экстремальном горном велосипеде» статья просто жизненно необходима :) я б ваще её заставил при регистрации читать, после правил форума )))
avatar

аноним

0
с нетерпением жду второй части, по типам подвесок давно знаком по материалам МБ* а и по инету полно материала правда там максимум 1рычажки расматриваются, а вот с 4х рычажками не особо знаком
avatar

аноним

0
Отлично!!! Ждем продолжения=)
avatar

Bars-zerwick

0
Спасибо за статью. С нетерпением жду следующую, дабы было проще определитсья с выбором двухповдеса. :)
avatar

аноним

0
спасибо за статейку! как раз задумывался о переходе с фср на впп! тоже жду 2 статьи! =)
avatar

tomatos

0
Статья супер! Понятно и актуально. Вот только «На эти вопросы я отвечу во второй части статьи, которая будет опубликована через неделю» было написано 23 декабря. А уже больше 10 недель прошло…
Когда же уже 2-я часть?
avatar

аноним

0
дада. ждем вторую часть
avatar

NeGO

0
Вторую часть в студию!
avatar

аноним

0
где вторая часть???
эту статью считаю эталонной для новичков. Наконецто есть куда отправлять неверующих в то что подвеска Faux Bar однорычажка))
avatar

varan

+3
класс! ждём продолжения!
avatar

ZlodeyKostik

+6
Давай Кубас! время пришло!!!
avatar

Aigo

+2
Yeo!
avatar

DenisSmirnov

+2
А вторая часть-то будет?
avatar

IvaN9900

+5
Это прям как ХЛ2 эпизод 3)))
avatar

Aigo

+1
Действительно просто и доступно описанны основные моменты. Не смотря на то, что более 2 лет катаюсь на 4-х рычажке (Equilink) до сих пор не знал как её отличить от однорычажки.
Единственное «фи» — кидалово с второй частью. Кубас, лучше поздно, чем никогда. Основная масса пользователей twentysix итак все знает, но не стоит забывать о новичках, каждый сезон пополняющих наши ряды.
avatar

KPAnuBA

0
В этой теме мне нравится периодичность постов, это напоминает мне о бренности бытия.
avatar

Aigo

0
Это как с темной стороной Луны. Один раз дают заглянуть на «ту» сторону.
Норкороман в те же годы пытался описать работу подвесок, но… внезапно стер свой журнал
Остались обрывки:
norcoroman-zip.livejournal.com/3547.html
avatar

RomanAkentev

0
Неплохо было бы теги обновить. А то нынче это лишь «Новость».
avatar

VoidWanderer

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.