Новое железо — Воздушный Fox 40 RC2 Fit своими руками
Для начало хотелось бы посвятить несколько строк лирике. Вилка Fox40 всегда мне нравилась и вызывал живой интерес. Не только из за своего монстроподобного вида, но и из за качественного исполнения, отличной работы, достаточно удобных настроек. Однако, с того момента как я занялся проблемами настройки и работы вилок и амортизаторов, меня мучил вопрос, почему столь замечательная вилка, как Fox 40 не производится с воздушной пружиной. Идея сделать пружину для этой вилки давно закралась в мой мозг, и иногда всплывала из подсознания, мучила своей навязчивостью.
На сегодняшний день, почти все производители имеют в своей линейке ДХ вилки с воздушными пружинами, которые вполне надежны, и прекрасно работают. Поэтому тем более удивительно, что Foxдо сих пор не пошел по стопам конкурентов. Это при том, что диаметр ног в 40мм позволяет использовать большую площадь поршня, и как следствие, малое рабочее давление (по факту оказалось что-то в районе 2,5-3атм для среднего веса), а так же позволяет легко разместить внутри ноги все, что необходимо для настройки и регулировки пружины. Помимо очевидного снижения веса, правильная воздушная пружина дает возможность и гибкость настройки вилки, которых невозможно получить от обычной витой пружины. Речь в данном случае конечно не о демпфировании, а о самих характеристиках изменения жесткости пружины по мере сжатия.
Как-то так получилось, что, несмотря на уважение к вилке Fox40 я так и не стал ее владельцем, оставаясь приверженцем продукции Manitou, поэтому и до изготовления воздушной пружины дело не доходило. Но недавно ко мне обратился друг, с просьбой сделать воздушную пружину для Fox40 RC2 FIT, благо, что опыт в подобных манипуляциях уже имелся и не малый. И вот, через неделю вечерних посиделок за чертежами, и еще неделю работы токаря пружина была готова. Подробно на работе воздушной пружины останавливаться не буду, потому, как основы ее работы уже были описаны в статье про ManitouTravis. Напомню только, что данная пружина имеет автоматическую негативную камеру. Конструкция такова, что пружина сама себя позиционирует в начальном положении, и если даже при сжатии происходит переток воздуха из позитивной камеры в негативную, вилку достаточно выдернуть, чтобы все вернулось в нормальное состояние. Таким образом, никаких проблем с уменьшением хода, стравливанием и «стакдауном». Основная проблема была придумать поршень и клапан, так чтобы все было максимально надежно, и работало так как нужно. Поршень предусматривает зимнюю и летнюю версию. На лето в качестве уплотнения достаточно резинового кольца, как на большенстве других вилок, но зимой резина сильно замерзает, и возможны ситуации когда из за потери эластичности уплотнений, вилка проваливается. Поэтому предусмотренна возможность установки манжеты, каторая бует работать до -30С или даже ниже. Однако манжета немного увеличивает трение, поэтому летом ее не стоит использовать.

Объем позитивной камеры можно регулировать специальным поршнем, правда для этого придется выкручивать топкеп, но так как нет нужды делать это часто, то и внешнюю регулировку нет смысла делать. Изменяя объем позитивной камеры можно менять прогрессию в очень широких приделах, получая прогрессивную или линейную работу. Проще говоря, вилку можно сделать непробиваемой, для дропов и прочих отжигов, либо наоборот, заставить ее отрабатывает все что угодно в приделах хода, все зависит от ваших предпочтений и от трассы. Изменение объема негативной камеры (с помощью объема масла) дает изменение работы в начале хода вилки. Опять же, удивительно, почему производители не дают возможности таких настроек. Регулируя объемы позитивной и негативной камер, можно изменять работу вилки настолько, что будет казаться, что это совершенно разные вилки.

Помимо изменений в работе, использование воздуха дает еще и снижение веса, в данном случае весьма ощутимое. Все внутренности ноги с титановой пружиной весят 400 плюс-минус 10гр, воздушная пружина весит 210гр. Экономия веса почти в 200гр весьма существенна, а если учесть что кто-то использует стальную пружину, то экономия веса еще больше. Таким образом, при использовании воздушной пружины, Fox40 весит менее 3кг (к сожалению нет весов которыми можно взвесить вилку целиком) и встает в одну весовую категорию с Boxxer’ом и Dorado’й. Конечно, можно немного доработать конструкцию, некоторые детали сделать из пластика, убрать регулировку объема, кое-что просверлить, и скинуть еще грамм 30-40. Но вероятно это будет в ущерб надежности, да и при штучном изготовлении проблематично оптимизировать конструкцию.

Ходовых испытаний воздушный Fox40 еще не прошел, однако несколько Travis’ов с аналогичной пружиной успешно катают уже больше года. Один из них спокойно пережил две недели в Альпах, множественные поездки в Банное и прочие издевательства. Думаю с Fox 40 тоже проблем быть не должно. Но скорее всего, хозяин вилки опишет свои впечатления в дальнейшем.
На сегодняшний день, почти все производители имеют в своей линейке ДХ вилки с воздушными пружинами, которые вполне надежны, и прекрасно работают. Поэтому тем более удивительно, что Foxдо сих пор не пошел по стопам конкурентов. Это при том, что диаметр ног в 40мм позволяет использовать большую площадь поршня, и как следствие, малое рабочее давление (по факту оказалось что-то в районе 2,5-3атм для среднего веса), а так же позволяет легко разместить внутри ноги все, что необходимо для настройки и регулировки пружины. Помимо очевидного снижения веса, правильная воздушная пружина дает возможность и гибкость настройки вилки, которых невозможно получить от обычной витой пружины. Речь в данном случае конечно не о демпфировании, а о самих характеристиках изменения жесткости пружины по мере сжатия.
Как-то так получилось, что, несмотря на уважение к вилке Fox40 я так и не стал ее владельцем, оставаясь приверженцем продукции Manitou, поэтому и до изготовления воздушной пружины дело не доходило. Но недавно ко мне обратился друг, с просьбой сделать воздушную пружину для Fox40 RC2 FIT, благо, что опыт в подобных манипуляциях уже имелся и не малый. И вот, через неделю вечерних посиделок за чертежами, и еще неделю работы токаря пружина была готова. Подробно на работе воздушной пружины останавливаться не буду, потому, как основы ее работы уже были описаны в статье про ManitouTravis. Напомню только, что данная пружина имеет автоматическую негативную камеру. Конструкция такова, что пружина сама себя позиционирует в начальном положении, и если даже при сжатии происходит переток воздуха из позитивной камеры в негативную, вилку достаточно выдернуть, чтобы все вернулось в нормальное состояние. Таким образом, никаких проблем с уменьшением хода, стравливанием и «стакдауном». Основная проблема была придумать поршень и клапан, так чтобы все было максимально надежно, и работало так как нужно. Поршень предусматривает зимнюю и летнюю версию. На лето в качестве уплотнения достаточно резинового кольца, как на большенстве других вилок, но зимой резина сильно замерзает, и возможны ситуации когда из за потери эластичности уплотнений, вилка проваливается. Поэтому предусмотренна возможность установки манжеты, каторая бует работать до -30С или даже ниже. Однако манжета немного увеличивает трение, поэтому летом ее не стоит использовать.

Объем позитивной камеры можно регулировать специальным поршнем, правда для этого придется выкручивать топкеп, но так как нет нужды делать это часто, то и внешнюю регулировку нет смысла делать. Изменяя объем позитивной камеры можно менять прогрессию в очень широких приделах, получая прогрессивную или линейную работу. Проще говоря, вилку можно сделать непробиваемой, для дропов и прочих отжигов, либо наоборот, заставить ее отрабатывает все что угодно в приделах хода, все зависит от ваших предпочтений и от трассы. Изменение объема негативной камеры (с помощью объема масла) дает изменение работы в начале хода вилки. Опять же, удивительно, почему производители не дают возможности таких настроек. Регулируя объемы позитивной и негативной камер, можно изменять работу вилки настолько, что будет казаться, что это совершенно разные вилки.

Помимо изменений в работе, использование воздуха дает еще и снижение веса, в данном случае весьма ощутимое. Все внутренности ноги с титановой пружиной весят 400 плюс-минус 10гр, воздушная пружина весит 210гр. Экономия веса почти в 200гр весьма существенна, а если учесть что кто-то использует стальную пружину, то экономия веса еще больше. Таким образом, при использовании воздушной пружины, Fox40 весит менее 3кг (к сожалению нет весов которыми можно взвесить вилку целиком) и встает в одну весовую категорию с Boxxer’ом и Dorado’й. Конечно, можно немного доработать конструкцию, некоторые детали сделать из пластика, убрать регулировку объема, кое-что просверлить, и скинуть еще грамм 30-40. Но вероятно это будет в ущерб надежности, да и при штучном изготовлении проблематично оптимизировать конструкцию.

Ходовых испытаний воздушный Fox40 еще не прошел, однако несколько Travis’ов с аналогичной пружиной успешно катают уже больше года. Один из них спокойно пережил две недели в Альпах, множественные поездки в Банное и прочие издевательства. Думаю с Fox 40 тоже проблем быть не должно. Но скорее всего, хозяин вилки опишет свои впечатления в дальнейшем.

-
добавить в избранное
14
- +170
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (78)
mor
racerx
Green-Art
Delorian
vehdetta
The_friendly
DarkWit
racerx
mike
есть такая контора, HBC. делает звезды(в т.ч.титановые) рокринги, которых по идее завались.но заказов столько, что человек просто не справляется с спросом.
такие штуки надо делать ориентированными на ww shipping.
Whoisbikes
Gorgut
Dorochrtvichi
Weller
DarkWit
KonstantinMaksimov
Как же это всё круто!
VelosiFed
Чертежей бы побольше, было бы неплохо.
И да фокс уже делает воздушные 40ки, но только для трека 9.9
kuzlich
racerx
Надеюсь, ходовые испытания пойдут успешно и «air kit» за приятную цену пойдет в массы!
Для Крыма опцию «работа при -30» необязательна)
AntonSpiridonov
DarkWit
neravaren
Правда -18 всего было…
mor
The_friendly
DarkWit
SheriF
мое мнение, что перед патентованием нужно понять экономику деваиса:
-сколько штук нужно продавать/делать для вменяемои цены (объем партии для токаря)
-сколько на этом можно заработать
-сколько стоит патентное исследование и его составление (темболее европеиский петент стоит ХХХ евро)
-если захотят спереть — сопрут, изменят фаску и уже не докопаешься, а принцип наверняка уже не выидет запатентовать.
к чему клоню — продавать лучше без патента (по экономике), собрать предзаказ по 50% предоплаты на 50 шт со всеи России и вперед.
lockyl
mor
Yue
mor
AlexeiGr
только вот кочка не работает (
3250
Jackal
SilentK
«Trek World Racing star Aaron Gwin was among a number of downhillers at Pietermaritzburg running prototype air-sprung Fox 40 forks»
Подробнее на BikeRadar www.bikeradar.com/mtb/news/article/new-suspension-tech-from-rockshox-and-fox-33468/
XG2
SiriuS
vshiiiii
Trek World Racing star Aaron Gwin was among a number of downhillers at Pietermaritzburg running prototype air-sprung Fox 40 forks
Fox could have easily further disguised this air cap by adding the 'preload', '+' and '-' laser etchings of the standard knobFox could have easily further disguised this air cap by adding the 'preload', '+' and '-' laser etchings of the standard knob
schmel
1) на верхней нету отбойников на вилке.
2) на нижней, с отбойниками просвечивает номер, похожий на «21»
3) на втором — проводка цветная, на первом — черная
MaksymKikhtenko
schmel
ааа, еще короны у верхнег вела ниже стоят (ближе к штанам вилки сдвинуты) %)
MaksymKikhtenko
SiriuS
MaksymKikhtenko
The_friendly
MaksymKikhtenko
The_friendly
DenSmarty
DarkWit
DenSmarty
Традиционно для ДаркВита основательно.
До этого слышал только про вариант с воздушной пружиной от Дорады.
Потенциально заинтересован, но пока обкатаем пружинный вариант обстоятельно, и решим, оставлять ли лису.
nepunk
SiriuS
DarkWit
AlekseyGarshtya
B-race
Pafos
DarkWit
… и кстати — разобрался с чертежом, все встало на свои места.
AlekseyGarshtya
DarkWit
The_friendly
DarkWit
Deon
Yourik
DarkWit
И еще: насколько сложно менять это туда-сюда… там совсем до последних болтиков переборка или можно довольно-таки быстро аля пайк/аргуль? =)
Yourik
DarkWit
Честно, я даже не знаю в каком положении у меня крутилка компресии. =)Скорее всего на самой быстрой.
Yourik
DarkWit
lokki
DarkWit
FireWork
maxxis
Black_Thrush
добавлено
я уже сам разобрался, всем спасибо)
Andewz
Yue
09- другая резина в картридже, та которая типа антипробой (с ней били проблемы в предыдущих версиях), ноги и картридж стали короче (картридж на 15мм), новые короны, добавлено крепление под интегрированный вынос, новая настройка картриджа
10- настройка картриджа как в лимитированной версии вилок вк 09года
11- кашима, новый перевернутый картридж
12- новые сальники скф
возможно 11-12год било больше изменений, я не интересовался так как пока не по карману
Andewz
veloprobeg
IlyuhaBoroda
velikain
IlyuhaBoroda