Новое железо — Первые впечатления от электроники Shimano XTR Di2.
Текст — Tyler Benedict, оригинал взят с bikerumor.com
Новая группа Shimano XTR Di2 распахнула двери в эру электронных МТБ-трансмиссий, и нам кажется, что грядут большие перемены в этой области. Анонсированная в мае, трансмиссия Shimano XTR Di2 до сих пор недоступна для простых смертных – лишь несколько профессионалов гоняются на ней. К счастью, на тестируемых нами байках Orbea Oiz установлена новая электронная трансмиссия, и мы не упустили шанс всесторонне ее проверить.
Два дня кантрийного и эндурного катания показали, почему XTR Di2 будет популярной. Моментальное, легкое переключение под нагрузкой и возможность выбирать правильные соотношения передач спереди и сзади. Вы даже можете настроить работу всей системы под свои предпочтения, начиная с того, за что отвечает каждая кнопка, заканчивая тем, какие передачи в какой ситуации система Synchronized Shifting должна включать. И еще – многорежимность! Вы можете составить два режима переключения передач и переключаться между ними прямо во время катания.
Добавьте к этому легендарную жесткость и точность топовой группы Shimano – и вы получите трансмиссию будущего.
Система XTR Di2 начинается с дисплея и манетки.
По дефолту шифтеры манетки настроены традиционно, то есть в конфигурации top-normal (нижняя клавиша понижает передачу). Шифтеры отчетливо щелкают, усилие нажатие слегка большее, чем в шоссейном аналоге Di2. В Shimano говорят, что это сделано намеренно, поскольку в МТБ руки «колбасит» намного сильнее, чем в шоссе, и большее усилие призвано исключить случайные нажатия на шифтеры. Поначалу я думал, что электронная манетка должна быть меньше и легче, но после катания я понял, что в традиционном дизайне есть смысл.
Кажется, что инженеры могли бы сделать манетку меньше, если бы не было нужны встраивать в нее четкий клик. И все равно она смотрится довольно стройной.
Дисплей не показывает ничего, пока вы не переключаете передачи, меняете режимы или заходите в настройки. Время отключения дисплея настраивается от 5 до 300 секунд, чем короче время отображения информации, тем меньше расход батареи. На дисплее отображается заряд батареи, режим переключения и текущая передача. Маленькая кнопка внизу (кликните для увеличения картинки) переключает доступные режимы двойным нажатием. Режимы переключения трансмиссии обозначены M, S1 и S2. М – ручной режим, вы переключаете так, как хотите. S1 и S2 – две схемы переключения Synchronized Shift, которые настраиваются через специальную программу eTube.
Трансмиссия поставляется с зарядным устройством и кабелем для соединения с компьютером. Скачайте и установите программу eTube (доступна версия только для РС, МАС версии нет), и выберете Mountain Bike. Софт всегда проверяет обновления, иногда в обновления входит расширение настроек трансмиссии. Именно так режим multi-shift пришел в шоссейную Di2, хотя он является стандартным в XTR.
Перед началом настройки вам потребуется провести проверку, чтобы программа убедилась в наличии и работоспособности у вас тех частей системы, которые вы ей указали. Если все выбранные элементы стали зелеными, значит все в порядке. Если же eTube показывает какую-либо часть системы красным, вам необходимо обратиться к авторизованному дилеру для диагностики и выяснения причины неполадки.
Система позволяет сохранять однажды созданные настройки в виде пресетов, и затем загружать их заново в систему. Таким образом, магазины и сервисные мастерские могут сохранять настройки райдеров и целых команд, чтобы быстро загружать их в систему после сервиса или ремонта.
Как и в шоссейной версии, вы можете настраивать функции шифтеров, меняя схему переключения с top-normal на low-normal и обратно. Или вы можете виртуально поменять шифтеры местами, и управлять задним переключателем с левой манетки. Вы даже можете настроить систему так, что любой второй клик активирует режим multi-shift. В стандартной настройке для активации мульти-шифта требуется держать клавишу нажатой полторы секунды.
На рисунке сверху показаны схемы (карты) переключения. После того, как вы вбили параметры вашей трансмиссии, программа показывает передаточные соотношения и позволяет вам выбирать момент переключения спереди и сзади, и сколько звезд за раз трансмиссия будет перекидывать. По дефолту выставлено переключение на 1 звезду, поскольку это минимально влияет на каденс, но вы можете увеличить это значение. Так же «из коробки» предустановленны и автоматические режимы S1 и S2, они настроены на прогон всей кассеты перед тем, как переключиться на меньшую звезду на системе. Инженеры в Shimano говорят, что нет ничего плохого в езде на комбинации из самых больших звезд спереди и сзади, но вы можете изменить схему переключения так, как вам нравится. И самое клеевое – можно создать 2 отдельных режима переключения для подъемов и спусков.
Вот так работает группа XTR Di2 :
Если прислушаетесь, вы услышите звуковые сигналы. Когда трансмиссия подходит к концу карты переключений и собирается перекидывать цепь на системе, она выдает двойной «бип», предупреждая, что следующее переключение перекинет цепь на системе. Одинарный «бип» значит, что вы включили самую маленькую или самую большую передачу, и при следующем нажатии ничего не произойдет.
Режим Synchronized shifting работает только с «правой» манеткой, то есть с той, которая управляет задним переключателем. При нажатии шифтера на левой манетке, вы «насильно» переключите передачу на системе, но опять щелкнув задним переключателем вы возвращаете систему в режим Synchronized shifting. Если вас раздражает пиканье, вы можете отключить его в программе eTube.
Легкость переключения и настройка всего, чего только можно – мощный козырь для продаж новой электронной трансмиссии. Все работает тихо и мягко, разве что передний переключатель не дает забыть о том, что трансмиссия все таки по сути механическая система. Задний переключатель почти всегда находится «внутри» заднего треугольника, что хорошо сказывается на его защите от встречи с чем-нибудь твердым на трассе. В системе зашита функция «отключения» привода, как в шоссейной Di2, для того, чтобы не сломать переключатель при ударе.
Как и в шоссейной группе, именно переключение спереди заставит меня купить эту систему. В ручном режиме или в автоматическом (который я использовал чаще, потому что, на полном серьезе, Synchronized Shifting это просто ми-ми-ми), передний переключатель перекидывал цепь с одной звезды на другую, не обращая внимания на то, что я педалировал в апхил, валил по плоскачу и вытресал душу из байка на спуске.
Единственным заметным отличием от анонсированной в мае группы стали звезды. На презентации в звездах были видны треугольные отверстия. На рынок же вышли звезды без этой «перфорации», но я заметил это только когда начал редактировать фото для статьи. Я послал вопрос в Shimano, следите за обновлением статьи.
Первые впечатления просто отличные, я без сомнения поставлю элетронную трансмиссию XTR на свой байк.
Новая группа Shimano XTR Di2 распахнула двери в эру электронных МТБ-трансмиссий, и нам кажется, что грядут большие перемены в этой области. Анонсированная в мае, трансмиссия Shimano XTR Di2 до сих пор недоступна для простых смертных – лишь несколько профессионалов гоняются на ней. К счастью, на тестируемых нами байках Orbea Oiz установлена новая электронная трансмиссия, и мы не упустили шанс всесторонне ее проверить.
Два дня кантрийного и эндурного катания показали, почему XTR Di2 будет популярной. Моментальное, легкое переключение под нагрузкой и возможность выбирать правильные соотношения передач спереди и сзади. Вы даже можете настроить работу всей системы под свои предпочтения, начиная с того, за что отвечает каждая кнопка, заканчивая тем, какие передачи в какой ситуации система Synchronized Shifting должна включать. И еще – многорежимность! Вы можете составить два режима переключения передач и переключаться между ними прямо во время катания.
Добавьте к этому легендарную жесткость и точность топовой группы Shimano – и вы получите трансмиссию будущего.
Система XTR Di2 начинается с дисплея и манетки.
По дефолту шифтеры манетки настроены традиционно, то есть в конфигурации top-normal (нижняя клавиша понижает передачу). Шифтеры отчетливо щелкают, усилие нажатие слегка большее, чем в шоссейном аналоге Di2. В Shimano говорят, что это сделано намеренно, поскольку в МТБ руки «колбасит» намного сильнее, чем в шоссе, и большее усилие призвано исключить случайные нажатия на шифтеры. Поначалу я думал, что электронная манетка должна быть меньше и легче, но после катания я понял, что в традиционном дизайне есть смысл.
Кажется, что инженеры могли бы сделать манетку меньше, если бы не было нужны встраивать в нее четкий клик. И все равно она смотрится довольно стройной.
Дисплей не показывает ничего, пока вы не переключаете передачи, меняете режимы или заходите в настройки. Время отключения дисплея настраивается от 5 до 300 секунд, чем короче время отображения информации, тем меньше расход батареи. На дисплее отображается заряд батареи, режим переключения и текущая передача. Маленькая кнопка внизу (кликните для увеличения картинки) переключает доступные режимы двойным нажатием. Режимы переключения трансмиссии обозначены M, S1 и S2. М – ручной режим, вы переключаете так, как хотите. S1 и S2 – две схемы переключения Synchronized Shift, которые настраиваются через специальную программу eTube.
Трансмиссия поставляется с зарядным устройством и кабелем для соединения с компьютером. Скачайте и установите программу eTube (доступна версия только для РС, МАС версии нет), и выберете Mountain Bike. Софт всегда проверяет обновления, иногда в обновления входит расширение настроек трансмиссии. Именно так режим multi-shift пришел в шоссейную Di2, хотя он является стандартным в XTR.
Перед началом настройки вам потребуется провести проверку, чтобы программа убедилась в наличии и работоспособности у вас тех частей системы, которые вы ей указали. Если все выбранные элементы стали зелеными, значит все в порядке. Если же eTube показывает какую-либо часть системы красным, вам необходимо обратиться к авторизованному дилеру для диагностики и выяснения причины неполадки.
Система позволяет сохранять однажды созданные настройки в виде пресетов, и затем загружать их заново в систему. Таким образом, магазины и сервисные мастерские могут сохранять настройки райдеров и целых команд, чтобы быстро загружать их в систему после сервиса или ремонта.
Как и в шоссейной версии, вы можете настраивать функции шифтеров, меняя схему переключения с top-normal на low-normal и обратно. Или вы можете виртуально поменять шифтеры местами, и управлять задним переключателем с левой манетки. Вы даже можете настроить систему так, что любой второй клик активирует режим multi-shift. В стандартной настройке для активации мульти-шифта требуется держать клавишу нажатой полторы секунды.
На рисунке сверху показаны схемы (карты) переключения. После того, как вы вбили параметры вашей трансмиссии, программа показывает передаточные соотношения и позволяет вам выбирать момент переключения спереди и сзади, и сколько звезд за раз трансмиссия будет перекидывать. По дефолту выставлено переключение на 1 звезду, поскольку это минимально влияет на каденс, но вы можете увеличить это значение. Так же «из коробки» предустановленны и автоматические режимы S1 и S2, они настроены на прогон всей кассеты перед тем, как переключиться на меньшую звезду на системе. Инженеры в Shimano говорят, что нет ничего плохого в езде на комбинации из самых больших звезд спереди и сзади, но вы можете изменить схему переключения так, как вам нравится. И самое клеевое – можно создать 2 отдельных режима переключения для подъемов и спусков.
Вот так работает группа XTR Di2 :
Если прислушаетесь, вы услышите звуковые сигналы. Когда трансмиссия подходит к концу карты переключений и собирается перекидывать цепь на системе, она выдает двойной «бип», предупреждая, что следующее переключение перекинет цепь на системе. Одинарный «бип» значит, что вы включили самую маленькую или самую большую передачу, и при следующем нажатии ничего не произойдет.
Режим Synchronized shifting работает только с «правой» манеткой, то есть с той, которая управляет задним переключателем. При нажатии шифтера на левой манетке, вы «насильно» переключите передачу на системе, но опять щелкнув задним переключателем вы возвращаете систему в режим Synchronized shifting. Если вас раздражает пиканье, вы можете отключить его в программе eTube.
Легкость переключения и настройка всего, чего только можно – мощный козырь для продаж новой электронной трансмиссии. Все работает тихо и мягко, разве что передний переключатель не дает забыть о том, что трансмиссия все таки по сути механическая система. Задний переключатель почти всегда находится «внутри» заднего треугольника, что хорошо сказывается на его защите от встречи с чем-нибудь твердым на трассе. В системе зашита функция «отключения» привода, как в шоссейной Di2, для того, чтобы не сломать переключатель при ударе.
Как и в шоссейной группе, именно переключение спереди заставит меня купить эту систему. В ручном режиме или в автоматическом (который я использовал чаще, потому что, на полном серьезе, Synchronized Shifting это просто ми-ми-ми), передний переключатель перекидывал цепь с одной звезды на другую, не обращая внимания на то, что я педалировал в апхил, валил по плоскачу и вытресал душу из байка на спуске.
Единственным заметным отличием от анонсированной в мае группы стали звезды. На презентации в звездах были видны треугольные отверстия. На рынок же вышли звезды без этой «перфорации», но я заметил это только когда начал редактировать фото для статьи. Я послал вопрос в Shimano, следите за обновлением статьи.
Первые впечатления просто отличные, я без сомнения поставлю элетронную трансмиссию XTR на свой байк.
-
добавить в избранное
2
- +43
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (105)
Vados
im66
im66
CIX
"Моментальное, легкое переключение под нагрузкой "
— этого не может механический XTR?
dimitrii73
Vados
pashevich
dimitrii73
Ruslan_Khovalkin
im66
Ruslan_Khovalkin
Data_Link
racerx
Data_Link
хотя все равно непонятно, трипл то зачем они сделали....
pashevich
im66
racerx
P.s.: я безумный фанат 1 звезды, но просто не вижу вариантов. Вчера на марафоне не не хватало мелкой 26 звезды в подъем, а 39й на пределе хватало на спусках (любят европейцы делать унылые гладкие спуски).
Val
pashevich
Ruslan_Khovalkin
pashevich
Ruslan_Khovalkin
дабл гораздо более универсален, в этом его суть — не нужно никаких компромиссов и мучительного выбора звезды на гонку.
pashevich
dracoola13
im66
А это действительно сразу — минус переклюк, минус манетка, минус трос, минус головная боль.
dracoola13
pashevich
За мотоциклом скоростить, на станочке работать.
Хотя в больших горах один фиг может не хватить, но сколько таких гонок в сезоне?
Evil_Falco
scunk
im66
А там и до трасс, заточенных под ХХ1 недалеко.
Вы же не по диким тропам катаете.
Data_Link
gears.mtbcrosscountry.com/?old#26I34I5X26I14I3X26I10I20X29I10I20
1 колонка — мой сетап. И я в нем не пользуюсь первой звездой вообще. Комбинацией 44-11 я пользуюсь только на шоссе. А на спусках, где она нужна, можно уже забить на все и лечь на руль отдыхать.
И я не огорчусь, если у меня будет на одну передачку меньше сверху, чем сейчас. Лично мне для XCO хватает за глаза одной звезды и сейчас. С расширителем скорее всего хватит на всё. Хватит ли сферическому катальцу в вакууме — решать самому катальцу.
dracoola13
Мне нужна передача 24-36(40) и 38-11. Как этого достичь с одной звездой спереди не понимаю.
im66
Там же разговор о передачах несколько иной, КМК.
Evil_Falco
По ссылке, что я привел, есть расчеты и для найнера. Решает выбег колеса за один оборот педалей, он в таблице и расчитывается.
dracoola13
Рукалицо
im66
Chute
grizzlik
mafflin
Evil_Falco
mafflin
Evil_Falco
raskladnoy
Tooyoungtodie
www.youtube.com/watch?v=mdnZhvLTvMM
Wild_Cat
IvanSorokin
generalnik
pashevich
im66
Добавить поверметр, датчик скорости, акселометры и все, полностью адаптивный вел готов
ilyamaksimov
Data_Link
Не все ж велики будут такими, просто будет больше вариантов
ilyamaksimov
AlexeyIvanov
pashevich
а для зарядки аккума можно юзать динамовтулку…
conrad
AlexeyIvanov
generalnik
mitcos
im66
pashevich
DarthWelder
Val
Pafos
im66
pashevich
А что насчет спринтеров? У Кавендиша, к примеру, стоит отдельный шифтер, чтобы переключать передачи не снимаясь с низа руля.
dracoola13
im66
Про Кэва не знал.
Evil_Falco
ПРофит — можно как угодно настраивать/программировать модуляцию, усилие, свободный ход, ABS и прочее. По реализации хз, но вроде тоже ничего сильно сложного — поставить моротчик на мастер-цилиндр, который можно разместить на калипере. В ручке останется только пьезодатчик и батарейка, например, от ручку пустить тонкий провод к калиперу — минус куча шарниров.
Остается опять же вопрос надежности и обратной связи на ручке.
pashevich
Ну максимум чип в колодки поставят, чтобы центральный комп предупреждал о критичном износе и игнорировал неоригальные изделия ;)
Chute
перестаньте рассматривать новые технологии с точки зрения weekend warrior :) только подумай — в тормозах на байке будет ABS и настраиваемая модуляция.
pashevich
И это даже не говоря про всевозможные геморы подобного решения силового привода.
В случае с переключением — я обоими руками за, тут я вижу в основном плюсы и интересные перспективы интеграции с остальной электроникой на байке.
Chute
mafflin
Chute
pashevich
Chute
pashevich
на велосипеде же обычные катальщики купят че дешевле, а типа спортсмены выберут полный контроль
AlexeyIvanov
pashevich
guglez
Data_Link
Chute
pashevich
Пока в вилках не было целой кучи регулировок — они тоже нафиг никому нужны не были.
Так и с тормозами, оно может и не надо, но появится. Есть адепты новых технологий; есть люди, которым это нужно; есть люди, которые думают, что им это нужно.
mafflin
Ах да, вы в курсе как АБС дружит с подлетающим в воздух колесом?
Сейчас у нас 2 раздельных контура на 2 колеса — тормози как хочешь. Хочется ride-by-wire? Ну тогда подождем когда кто-то хакнет ваши тормоза и вы поймаете забор, kekeke
А какое пространство для вирусов, ммм, я прямо вижу заголовки «Взбесившийся регулируемый подсидел проделал в жопе атлета огромную дыру, руководство ЮСИ подозревает хакеров из группы anonymous.»
В общем — по такому пути развития нас ждут толпы народа на велосипедах с прошивками от Сема Хилла и прочих топов, всего за 2.99$, которые будут меряться письками прямо у велосипедов, а не на трассе.
kuzlich
idimych
pashevich
formazon
тем более сейчас можно мерять скорость, расстрояние, записывать треки через страву/эндомондо или другое подобное приложение на айфончике)
AlexeyIvanov
pashevich
conrad
письциферками меряться.idimych
Chute
im66
pashevich
Chute
im66
Data_Link
im66
im66
Ruslan_Khovalkin
im66
Chute
pustota
im66