World events — Проба пера - два этапа кубка Словении по эндуро
За две недели до Trans Savoie мне удалось завершить 7-месячную эпопею и оказаться в Словении. Кажется, что это большой шаг, но, как ни странно, такая вроде бы второстепенная для многих вещь как хобби играла тут огромное значение. Мне очень хотелось поднять уровень выступлений, много гоняться в европе в дисциплине эндуро и поднимать дх-навыки и без этого фактора мотивации на переезд наверное не нашлось бы.
Вообще про Словению наверное не так интересно, постараюсь больше рассказать про катание, уровень райдеров и кубок Словении.
Почему эта страна.
1. Природа. Альпы + море на небольшой площади, длинное лето и короткая зима. И 70% территории страны — лес.
2. Одна из двух самых западных стран (наряду с Чехией) с языком славянской группы и во многом близкой нам культурой. С севера — Австрия, с запада — Италия. Выглядит заметно аккуратнее Чехии и Италии в плане городов, мусора и пр.пр, объяснение — простое — страна имеет и австрийские корни.
3. Легко переехать и есть гарантия переезда. В той же Чехии можно собрать вещи, вложить много денег и легко не получить вида на жительство при практически идеальных документах.
4. В страну очень мало переезжают из Украины и России, она не измучена миграцией, потому что у нее нет громкого бренда, который есть у Праги или больших направлений — США, Великобритании, Германии, Испании, Канады и пр.
5. Это страна, повернутая на спорте. Здесь 2 млн жителей и, по ощущениям, 2 млн людей, ведущих спортивный образ жизни. Эта микро-страна совершенно не теряется на олимпийских играх в куче дисциплин вроде биатлона (и даже набирает эстафетные составы мирового уровня). Это удивительно. 1 хобби на всю страну — спорт.
Главный минус страны — здесь сложно найти работу (страна маленькая, больших компаний мало, свой язык). Но так как я работаю и собираюсь работать по своей специальности на московскую компанию дистанционно, то вопрос встает не так остро.
Еще один минус (для многих) — здесь 2 млн жителей, в столице — 600 тысяч. Крань, где живу я, 4й по величине город в стране, насчитывает 36 тысяч жителей. В сравнении с Москвой, Прагой, Берлином, Лондоном, Нью-Йорком это звучит очень на любителя. Но так как мне Big City Life не нужен, то что я буду занимать чье-то место в Москве.
Про места катания здесь я наверное напишу как-нибудь потом на случай, если кто-то соберется здесь покататься проездом по пути куда-то (не проездом — это либо ко мне в гости, либо ко мне в гости проездом, либо… странно сюда ехать из МСК укатываться в байк-парках, французский Savoie со своими парками значительно лучше. Здесь трейлы рядом с домом и 5 байк-парков в пределах часа на машине, но они не того уровня, к которому привыкли бывавшие в больших евро-парках. Что удивительно, в Италии хуже — и парков не многим больше, и разнесены они по площади очень сильно.
Типичная словенская парковая трасса — 100% лесная.
Про уровень гонщиков в эндуро.
Когда я переезжал, то понятия не имел, что здесь будет с эндуро. В какой-то момент я узнал, что здесь есть национальная эндуро-серия (стартовавшая официально в этом году), но на этом мои познания заканчивались. Хотя нет, вру. Еще я знал, что в Словении есть очень сильный даунхильщик (топ5 страны) Miha Halzer, который взял серебро ЧМ по элиминатору. Казалось, что он должен рвать и метать в эндуро и он действительно его серьезно ездит… но (я посмотрел результаты) не выигрывает. Это разрывало стройную логику в моей голове, сеяло сомнения, но я не мог понять, почему он не лидер словенского эндуро.
За 2 дня до Trans Savoie, уже здесь, я познакомился с 3 местными эндурщиками и узнал, что на многодневки будут выступать 2 словенца. Было безумно интересно сравнить с ними свой уровень. Гонка прошла, ребята финишировали на 40х-50х местах и ближе к концу гонки Вадос уверенно догонял лучшего из них в общем зачете. Странно.
Разгадка пришла спустя неделю после Trans Savoie, когда я приехал на 5 этап кубка Словении по эндуро. Оказалось, что на Trans Savoie поехали не спортсмены, а, в нашем понимании, трейл-райдеры. Ребята, которым было интересно покататься по хорошим трейлам не на результат, у которых на это были деньги. На 5 этапе кубка Словении было как минимум человек 50, которые ехали заметно быстрее. Я расскажу ниже, как прошел тот этап, но закончу про уровень гонщиков.
Когда я вернулся домой, то полез смотреть, как выступают словенцы в кубке мира. Я уже знал, что они туда особо не ездят, но вдруг… и оказалось, что как раз в середине августа они ездили составом из 4 не самых сильных словенских эндурщиков на этап КМ в Val d'isere, по совместительству Enduro of Nations с национальным зачетом. Какого же было мое удивление, когда я узнал, что эти ребята своей командой взяли 4 место в национальном зачете! (после Франции, Италии и Бельгии (за нее был сумасшедший Martin Maes). И это оказалось не все. В личном зачете они были на 42, 43, 62 и 74 местах!
Оцените соседа — чемпиона Италии по эндуро 2012 Соттокорнолу. А теперь представьте, что сегодня, на финальном 6 этапе кубка Словении по эндуро Robert Kordez приехал 11м, а Кристиан Медведчек не гонялся, но идет в кубке Словении примерно на 20 позиции. Как вам такой расклад?
Словенцы поступили очень смело и объявили, что ближайший к словенским границам этап Суперэндуро посчитают 2 этапом кубка Словении. И посчитали. В итоге те же ребята приехали и туда. И вот результаты той гонки:
Лупато, Дуччи, Соттокорнола, но что за товарищи на 4 и 6 местах?) Может быть Peter Mlinar — это и есть словенский чемпион в эндуро? Нет, он идет на 8 месте в кубке Словении.
Прикол словенского эндуро — в том, что на 2 млн жителей здесь тьма сильных эндурщиков, которые выигрывают гонки поочередно, с минимальными отрывами друг от друга. Их тут таких человек 10 мирового уровня (уровня «сейчас мы этих итальянцев удивим»), а просто спонсируемых гонщиков в эндуро 30+. Еще около 40 — в любительских командах уровня «у нас одинаковые джерси, спонсор — домашний байк-парк и скидки».
В общем когда я все это осознал (или попробовал осознать) — радости моей не было границ. За этими людьми можно тянуться и, если не хочешь приезжать в последней трети участников, придется это делать. Кайф.
5 этап кубка Словении по эндуро (первый для меня, неделю назад).
Место проведения:
Приезжаю, регистрируюсь. Как последний лох. Нет, натурально) Как тут выдают номера: сначала — по рейтингу, потом — тем, кто не попал в рейтинг, но по предварительной регистрации, потом — остальным. Последний, 76й, номер достался мне. Впереди было 6 спец-участков по трем трассам (проезд по трем трассам и повтор). Подъемник задействуется, но частично — половина наборов на нем, половина — своим ходом.
Стартовать последним очень прикольно — никакого прессинга, никто от тебя ничего не ждет. Что там, вообще никто не знает. Организаторы очень вежливо провели брифинг не только на словенском, но и на английском языке (для присутствующих итальянцев, хорватов, поляков и меня). Потом всячески приветствовали и спрашивали, нравится ли гонка, все ли понятно, не заблудился ли.
Брифинг:
Погода отличная, стартую последним, трассы впервые увижу в самой гонке, настроение отличное, поехали.
Стартовали мы в гору к 1 спец-участку и сразу стало безумно интересно. Вся гонка шла 5 часов, на первый подъем давали 50 минут. Ок, наверное этого времени должно быть достаточно, но через 20 минут апхила я начинаю считать и понимаю, что темпы подъема по этой грунтовой дороге таковы, что я наберу за оставшееся время еще 200-300 метров, но что если старт выше? Я же не знаю местности, загадка. Догоняю предыдущего гонщика, поляка, он тоже здесь впервые и очевидно не в курсе. А впереди — никого, перед поляком была минута разрыва на старте и предыдущих гонщиков не видно — то ли они уехали далеко, то ли нет — не понятно. В общем пришлось взять максимальный возможный комфортный темп и надеяться, что я соответствую требованиям организаторов к апхильным навыкам.
Приехал за 14 минут до старта, надел защиту, приготовился и посмотрел, как уезжают соперники. Соперники стартовали в большой уклон по корням, дальше в пределах видимости следовал контруклон и деревянный вылет.
Ок, норм.
Так… что? Вылет?) В эндуро все-таки делают прыжки? В этот день на этих трех трассах я нашел около 7-10 прыжков, как минимум 5 из них были без столов. Почти все прыгнул сходу, что не прыгнул сходу — прыгнул при втором проезде по трассам. Но все-таки это удивительно. Словенцы видимо как-то не очень комплексуют по поводу предложения попрыгать на эндуриках. Ок.
Что удивило помимо прыжков — так это корни. Они — в невероятном количестве, чаще всего — относительно мелкие, растущие во всех направлениях как ковер. По ним надо не только ехать, но и очень часто — поворачивать. Выглядит это примерно так:
Суровые словенские эндурщики
Стартовал и уже через минуту догнал поляка, стартовавшего передо мной в 30 секундах. В первом заезде он пропустил меня быстро, в следующих 5 на него как будто накатывала мысль «я не обязан его пропускать», потому что он делал это все менее охотно. Во втором заезде я ехал за ним секунд 5, в третьем — секунд 10, в четвертом он остановился, чтобы меня пропустить, перегородив трассу, а в пятом я ехал за ним секунд 20. Это стало проблемой и несколько раздражало, если бы не пара но:
1. Стартующих перед ним словенцев я не догонял, а ведь они без очков и должны были быть медленными. Результаты должны были показать сразу после гонки.
2. Я как минимум три раза радикально пролетал повороты, когда приходилось спрыгивать с байка и бежать назад.
Тогда я еще не знал про уровень местных гонщиков и 25е место в абсолюте и 15е в элите меня удивило. Да, я знал, что еду трассы в первый раз, но когда поехал по ним второй круг, то знание трасс мне особо не помогло — я избежал первых ошибок, но сделал новые от большого желания поехать по-быстрее. Да и вообще было ощущение, что куда сильно быстрее-то. Итого я проехал за 28.5 минут при 24 минутах у лидера, то есть проиграл 10.5 минут на часе. Это очень простой измеритель, который в эндуро довольно понятен. Позже я посмотрел на результаты словенцев по миру, понял, насколько они круты, сравнил со своими результатами и убедился, что на финальном этапе могу оказаться в пределах 8 минут отставания на часе, если проеду без серьезных ошибок. Это означало 2 минуты на будущей 15-минутной трассе. Для этого мне надо было по-даунхильному подготовиться к финальному этапу кубка Словении, выучить траектории и проехать гонку чисто. Тем более что за это 25е место я заработал много очков и мне уже не дадут 76й номер на старте.
Видео с гонки:
6 этап кубка Словении по эндуро (второй для меня, финальный, в прошедшее воскресенье).
Трижды ездил на место проведения гонки, чтобы посмотреть трассу. Приехав в первый раз я еле нашел байк-парк, там еле нашел трассы и когда уже решил, что сейчас начнет темнеть — произошло чудо. Я ехал с финиша трассы наверх к машине, неспешно вкручивая на передаче 32-36 в большой уклон, когда мимо меня проехала единственная за все полтора часа катания машина. Сзади на машине я неожиданно для себя увидел эндуро-байк. Вечер, вот-вот начнет темнеть, а тут какой-то товарищ на эндурике только решил приехать. Это я-то думал, что поздно явился искать трассы. Товарищ проехал мимо, очевидно удивленно на меня посмотрел, а метров через 50 остановился и чего-то ждет. Подъехал, удивил его, что не говорю на словенском, разговорились на английском и он предложил подкинуть на старт трассы. Оказалось, что он
1) Знает будущие трассы
2) Их строил
3) Эндурщик границы топ15 Словении (тогда был 14м в рейтинге)
4) Трассы с удовольствием покажет и уверен, что мы успеем съехать до темна обе.
Это рождество прямо какое-то!
Я снимал на хелметкам за ним, было темно, поэтому ничего не видно. Тем не менее я выложил первые полторы минуты, вы увидите, почему. Что меня тогда жестко удивило — он ругался, что педаляжные участки — это не его, но уезжал от меня на них. Его — это даунхилл и там он уезжал от меня еще основательнее. И это — тогда, когда он просто показывал мне трассы. Я был сильно удивлен. Вот как это выглядело:
Такие дела. В этот момент я понял, что с моего 25го места прыгнуть в топ15 на финале кубка вряд ли получится. Тем не менее я приехал еще дважды до гонки. Тут не было подъемника (хотя профики поднимались на тренировках командными бусами), поэтому за эти два приезда я смог сделать только 5 спусков по 2 трассам (три по одной, два по второй). Немного, но достаточно, чтобы запомнить трассу и понять места, где можно отпускаться. Минут 30 я потратил на то, чтобы припрыгаться к неочевидному гепу, являющемуся частью фрирайдной трассы, на которой надо было выехать с середины разгонной прямой после затычного поворота. Прыгнул, долетел, тем самым понял, что прошел определенный фильтр. Ниже будет мое видео с гонки, этот геп на 4.19, правда на видео его почти не видно, ибо он в лесу.
Перед гонкой кто-то меня уже запомнил, буквально человека три. Мне дали 33й номер, так что была надежда, что теперь не буду ни в кого упираться. Не тут-то было. Передо мной оказался товарищ, который, похоже, свои очки заработал стартами во всех прошлых этапах, благо на этом этапе он занял место в самом конце. В итоге на 3 из 4 этапов пришлось его обгонять, а на одном просто не нашлось места до финиша, где бы это можно было сделать. Другая напасть — на 1 и 3 спецучастках (это одна и та же трасса, мы ехали по двум трассам, потом была получасовая пауза и опять круг по этим двум трассам) я по разу навернулся через руль. Оба раза мелко, но не к месту.
А еще я понял две прекрасные вещи:
1. Я еду медленно, можно ехать НАМНОГО быстрее
2. У меня постоянно не хватает сцепления. Очевидно, что надо ехать быстрее, но если ехать с моей нынешней техникой, то я каждый поворот прохожу на грани. Надо намного больше ехать ударами, доверяясь еловому покрытию и корням, по которым итак постоянно несет.
Кроме того на апхилах между спец-участками меня обгонял товарищ даунхильно-хоккейной комплекции, который очевидно был и выше, и намного тяжелее меня. Вот этот.
Номер у него был хуже моего, из чего я делал вывод, что он хоть и спонсируемый, но как минимум не топовый эндурщик. И тем не менее он очевидно обгонял меня на даунхилах, ускорениях и, что самое печальное при его комплекции, апхилах.
В общем я морально приготовился к тому, что я где-то на 20-25 месте. Был приятно удивлен тем, что этот товарищ в оранжевом заехал 6м, тот строитель трассы — 7м, а я — 15м в абсолюте и 9м в элите. Это оказалось примерно в середине спонсируемых гонщиков, на 15 минутах я проиграл полторы, так что на часе проигрываю по темпу 6 минут. Что ж, это уже вполне прилично. С учетом того, что видны дыры и в технике, и по куче параметров физухи, настраивает на позитивный лад при подготовке к следующему сезону — понятно, куда теперь двигаться и за кем тянуться.
Мое видео (второй круг спецучастков — 3й и 4й). Первый из них — более даунхильный, на нем можно увидеть прыжки, второй — более крутильный. На видео, кстати, два раза будет слышно очень громкое «Давай-давай-давай» от неизвестных словенцев, которые решили за меня поболеть.
Официальное видео с гонки:
В начале показали меня, а на 2.19 есть отрывок с победителем гонки (в синем)
Такие вот дела. В общем уровень местного эндуро меня шокировал и приятно, что он почти не уступает итальянскому. В конце этого месяца надеюсь выехать на этап Superenduro Sprint во Флоренцию, а в октябре — на финальный этап в Finale Ligure, куда поедут также Рома Балаев, Антон Додди Герасимов, Андрей Vlomoboy Алаторцев и Дима Репкин. И вообще большие планы на зиму здесь, надеюсь, что смогу грамотно воспользоваться предоставившимся шансом научиться ездить на этом адском двухколесном приспособлении.
Железное послесловие.
Спасибо маске 100%, что не пережимает нос; коленям Fox, что не натирают; тапкам Fiveten Minnar, что им уже два года все пофиг и раме Lapierre Spicy, которая полтора года меня не расстраивает.
Ах да, и грипсам ESI, они у меня порвались, но ими я все равно доволен. Убил их врезавшись в острый камень на Trans Savoie, но они магические — очень мягкие и не крутятся даже тогда, когда под них попадает песок (поднимаешь грипсу с краев, вытряхиваешь грязь, отпускаешь, а грипса с краев все равно сидит как влитая).
В колесах на этой гонке порвался алю-ниппель, пришлось менять его и спицу. Постараюсь больше не ставить на заднее колесо тянутые спицы и алю-ниппеля, подводят второй раз за две недели, надо, как говорил Вадос, стальные ниппеля и спицы 2.0. Хотя бы назад.
Фотографии: Marko Obid, Mtb.si
Вообще про Словению наверное не так интересно, постараюсь больше рассказать про катание, уровень райдеров и кубок Словении.
Почему эта страна.
1. Природа. Альпы + море на небольшой площади, длинное лето и короткая зима. И 70% территории страны — лес.
2. Одна из двух самых западных стран (наряду с Чехией) с языком славянской группы и во многом близкой нам культурой. С севера — Австрия, с запада — Италия. Выглядит заметно аккуратнее Чехии и Италии в плане городов, мусора и пр.пр, объяснение — простое — страна имеет и австрийские корни.
3. Легко переехать и есть гарантия переезда. В той же Чехии можно собрать вещи, вложить много денег и легко не получить вида на жительство при практически идеальных документах.
4. В страну очень мало переезжают из Украины и России, она не измучена миграцией, потому что у нее нет громкого бренда, который есть у Праги или больших направлений — США, Великобритании, Германии, Испании, Канады и пр.
5. Это страна, повернутая на спорте. Здесь 2 млн жителей и, по ощущениям, 2 млн людей, ведущих спортивный образ жизни. Эта микро-страна совершенно не теряется на олимпийских играх в куче дисциплин вроде биатлона (и даже набирает эстафетные составы мирового уровня). Это удивительно. 1 хобби на всю страну — спорт.
Главный минус страны — здесь сложно найти работу (страна маленькая, больших компаний мало, свой язык). Но так как я работаю и собираюсь работать по своей специальности на московскую компанию дистанционно, то вопрос встает не так остро.
Еще один минус (для многих) — здесь 2 млн жителей, в столице — 600 тысяч. Крань, где живу я, 4й по величине город в стране, насчитывает 36 тысяч жителей. В сравнении с Москвой, Прагой, Берлином, Лондоном, Нью-Йорком это звучит очень на любителя. Но так как мне Big City Life не нужен, то что я буду занимать чье-то место в Москве.
Про места катания здесь я наверное напишу как-нибудь потом на случай, если кто-то соберется здесь покататься проездом по пути куда-то (не проездом — это либо ко мне в гости, либо ко мне в гости проездом, либо… странно сюда ехать из МСК укатываться в байк-парках, французский Savoie со своими парками значительно лучше. Здесь трейлы рядом с домом и 5 байк-парков в пределах часа на машине, но они не того уровня, к которому привыкли бывавшие в больших евро-парках. Что удивительно, в Италии хуже — и парков не многим больше, и разнесены они по площади очень сильно.
Типичная словенская парковая трасса — 100% лесная.
Про уровень гонщиков в эндуро.
Когда я переезжал, то понятия не имел, что здесь будет с эндуро. В какой-то момент я узнал, что здесь есть национальная эндуро-серия (стартовавшая официально в этом году), но на этом мои познания заканчивались. Хотя нет, вру. Еще я знал, что в Словении есть очень сильный даунхильщик (топ5 страны) Miha Halzer, который взял серебро ЧМ по элиминатору. Казалось, что он должен рвать и метать в эндуро и он действительно его серьезно ездит… но (я посмотрел результаты) не выигрывает. Это разрывало стройную логику в моей голове, сеяло сомнения, но я не мог понять, почему он не лидер словенского эндуро.
За 2 дня до Trans Savoie, уже здесь, я познакомился с 3 местными эндурщиками и узнал, что на многодневки будут выступать 2 словенца. Было безумно интересно сравнить с ними свой уровень. Гонка прошла, ребята финишировали на 40х-50х местах и ближе к концу гонки Вадос уверенно догонял лучшего из них в общем зачете. Странно.
Разгадка пришла спустя неделю после Trans Savoie, когда я приехал на 5 этап кубка Словении по эндуро. Оказалось, что на Trans Savoie поехали не спортсмены, а, в нашем понимании, трейл-райдеры. Ребята, которым было интересно покататься по хорошим трейлам не на результат, у которых на это были деньги. На 5 этапе кубка Словении было как минимум человек 50, которые ехали заметно быстрее. Я расскажу ниже, как прошел тот этап, но закончу про уровень гонщиков.
Когда я вернулся домой, то полез смотреть, как выступают словенцы в кубке мира. Я уже знал, что они туда особо не ездят, но вдруг… и оказалось, что как раз в середине августа они ездили составом из 4 не самых сильных словенских эндурщиков на этап КМ в Val d'isere, по совместительству Enduro of Nations с национальным зачетом. Какого же было мое удивление, когда я узнал, что эти ребята своей командой взяли 4 место в национальном зачете! (после Франции, Италии и Бельгии (за нее был сумасшедший Martin Maes). И это оказалось не все. В личном зачете они были на 42, 43, 62 и 74 местах!
Оцените соседа — чемпиона Италии по эндуро 2012 Соттокорнолу. А теперь представьте, что сегодня, на финальном 6 этапе кубка Словении по эндуро Robert Kordez приехал 11м, а Кристиан Медведчек не гонялся, но идет в кубке Словении примерно на 20 позиции. Как вам такой расклад?
Словенцы поступили очень смело и объявили, что ближайший к словенским границам этап Суперэндуро посчитают 2 этапом кубка Словении. И посчитали. В итоге те же ребята приехали и туда. И вот результаты той гонки:
Лупато, Дуччи, Соттокорнола, но что за товарищи на 4 и 6 местах?) Может быть Peter Mlinar — это и есть словенский чемпион в эндуро? Нет, он идет на 8 месте в кубке Словении.
Прикол словенского эндуро — в том, что на 2 млн жителей здесь тьма сильных эндурщиков, которые выигрывают гонки поочередно, с минимальными отрывами друг от друга. Их тут таких человек 10 мирового уровня (уровня «сейчас мы этих итальянцев удивим»), а просто спонсируемых гонщиков в эндуро 30+. Еще около 40 — в любительских командах уровня «у нас одинаковые джерси, спонсор — домашний байк-парк и скидки».
В общем когда я все это осознал (или попробовал осознать) — радости моей не было границ. За этими людьми можно тянуться и, если не хочешь приезжать в последней трети участников, придется это делать. Кайф.
5 этап кубка Словении по эндуро (первый для меня, неделю назад).
Место проведения:
Приезжаю, регистрируюсь. Как последний лох. Нет, натурально) Как тут выдают номера: сначала — по рейтингу, потом — тем, кто не попал в рейтинг, но по предварительной регистрации, потом — остальным. Последний, 76й, номер достался мне. Впереди было 6 спец-участков по трем трассам (проезд по трем трассам и повтор). Подъемник задействуется, но частично — половина наборов на нем, половина — своим ходом.
Стартовать последним очень прикольно — никакого прессинга, никто от тебя ничего не ждет. Что там, вообще никто не знает. Организаторы очень вежливо провели брифинг не только на словенском, но и на английском языке (для присутствующих итальянцев, хорватов, поляков и меня). Потом всячески приветствовали и спрашивали, нравится ли гонка, все ли понятно, не заблудился ли.
Брифинг:
Погода отличная, стартую последним, трассы впервые увижу в самой гонке, настроение отличное, поехали.
Стартовали мы в гору к 1 спец-участку и сразу стало безумно интересно. Вся гонка шла 5 часов, на первый подъем давали 50 минут. Ок, наверное этого времени должно быть достаточно, но через 20 минут апхила я начинаю считать и понимаю, что темпы подъема по этой грунтовой дороге таковы, что я наберу за оставшееся время еще 200-300 метров, но что если старт выше? Я же не знаю местности, загадка. Догоняю предыдущего гонщика, поляка, он тоже здесь впервые и очевидно не в курсе. А впереди — никого, перед поляком была минута разрыва на старте и предыдущих гонщиков не видно — то ли они уехали далеко, то ли нет — не понятно. В общем пришлось взять максимальный возможный комфортный темп и надеяться, что я соответствую требованиям организаторов к апхильным навыкам.
Приехал за 14 минут до старта, надел защиту, приготовился и посмотрел, как уезжают соперники. Соперники стартовали в большой уклон по корням, дальше в пределах видимости следовал контруклон и деревянный вылет.
Ок, норм.
Так… что? Вылет?) В эндуро все-таки делают прыжки? В этот день на этих трех трассах я нашел около 7-10 прыжков, как минимум 5 из них были без столов. Почти все прыгнул сходу, что не прыгнул сходу — прыгнул при втором проезде по трассам. Но все-таки это удивительно. Словенцы видимо как-то не очень комплексуют по поводу предложения попрыгать на эндуриках. Ок.
Что удивило помимо прыжков — так это корни. Они — в невероятном количестве, чаще всего — относительно мелкие, растущие во всех направлениях как ковер. По ним надо не только ехать, но и очень часто — поворачивать. Выглядит это примерно так:
Суровые словенские эндурщики
Стартовал и уже через минуту догнал поляка, стартовавшего передо мной в 30 секундах. В первом заезде он пропустил меня быстро, в следующих 5 на него как будто накатывала мысль «я не обязан его пропускать», потому что он делал это все менее охотно. Во втором заезде я ехал за ним секунд 5, в третьем — секунд 10, в четвертом он остановился, чтобы меня пропустить, перегородив трассу, а в пятом я ехал за ним секунд 20. Это стало проблемой и несколько раздражало, если бы не пара но:
1. Стартующих перед ним словенцев я не догонял, а ведь они без очков и должны были быть медленными. Результаты должны были показать сразу после гонки.
2. Я как минимум три раза радикально пролетал повороты, когда приходилось спрыгивать с байка и бежать назад.
Тогда я еще не знал про уровень местных гонщиков и 25е место в абсолюте и 15е в элите меня удивило. Да, я знал, что еду трассы в первый раз, но когда поехал по ним второй круг, то знание трасс мне особо не помогло — я избежал первых ошибок, но сделал новые от большого желания поехать по-быстрее. Да и вообще было ощущение, что куда сильно быстрее-то. Итого я проехал за 28.5 минут при 24 минутах у лидера, то есть проиграл 10.5 минут на часе. Это очень простой измеритель, который в эндуро довольно понятен. Позже я посмотрел на результаты словенцев по миру, понял, насколько они круты, сравнил со своими результатами и убедился, что на финальном этапе могу оказаться в пределах 8 минут отставания на часе, если проеду без серьезных ошибок. Это означало 2 минуты на будущей 15-минутной трассе. Для этого мне надо было по-даунхильному подготовиться к финальному этапу кубка Словении, выучить траектории и проехать гонку чисто. Тем более что за это 25е место я заработал много очков и мне уже не дадут 76й номер на старте.
Видео с гонки:
6 этап кубка Словении по эндуро (второй для меня, финальный, в прошедшее воскресенье).
Трижды ездил на место проведения гонки, чтобы посмотреть трассу. Приехав в первый раз я еле нашел байк-парк, там еле нашел трассы и когда уже решил, что сейчас начнет темнеть — произошло чудо. Я ехал с финиша трассы наверх к машине, неспешно вкручивая на передаче 32-36 в большой уклон, когда мимо меня проехала единственная за все полтора часа катания машина. Сзади на машине я неожиданно для себя увидел эндуро-байк. Вечер, вот-вот начнет темнеть, а тут какой-то товарищ на эндурике только решил приехать. Это я-то думал, что поздно явился искать трассы. Товарищ проехал мимо, очевидно удивленно на меня посмотрел, а метров через 50 остановился и чего-то ждет. Подъехал, удивил его, что не говорю на словенском, разговорились на английском и он предложил подкинуть на старт трассы. Оказалось, что он
1) Знает будущие трассы
2) Их строил
3) Эндурщик границы топ15 Словении (тогда был 14м в рейтинге)
4) Трассы с удовольствием покажет и уверен, что мы успеем съехать до темна обе.
Это рождество прямо какое-то!
Я снимал на хелметкам за ним, было темно, поэтому ничего не видно. Тем не менее я выложил первые полторы минуты, вы увидите, почему. Что меня тогда жестко удивило — он ругался, что педаляжные участки — это не его, но уезжал от меня на них. Его — это даунхилл и там он уезжал от меня еще основательнее. И это — тогда, когда он просто показывал мне трассы. Я был сильно удивлен. Вот как это выглядело:
Такие дела. В этот момент я понял, что с моего 25го места прыгнуть в топ15 на финале кубка вряд ли получится. Тем не менее я приехал еще дважды до гонки. Тут не было подъемника (хотя профики поднимались на тренировках командными бусами), поэтому за эти два приезда я смог сделать только 5 спусков по 2 трассам (три по одной, два по второй). Немного, но достаточно, чтобы запомнить трассу и понять места, где можно отпускаться. Минут 30 я потратил на то, чтобы припрыгаться к неочевидному гепу, являющемуся частью фрирайдной трассы, на которой надо было выехать с середины разгонной прямой после затычного поворота. Прыгнул, долетел, тем самым понял, что прошел определенный фильтр. Ниже будет мое видео с гонки, этот геп на 4.19, правда на видео его почти не видно, ибо он в лесу.
Перед гонкой кто-то меня уже запомнил, буквально человека три. Мне дали 33й номер, так что была надежда, что теперь не буду ни в кого упираться. Не тут-то было. Передо мной оказался товарищ, который, похоже, свои очки заработал стартами во всех прошлых этапах, благо на этом этапе он занял место в самом конце. В итоге на 3 из 4 этапов пришлось его обгонять, а на одном просто не нашлось места до финиша, где бы это можно было сделать. Другая напасть — на 1 и 3 спецучастках (это одна и та же трасса, мы ехали по двум трассам, потом была получасовая пауза и опять круг по этим двум трассам) я по разу навернулся через руль. Оба раза мелко, но не к месту.
А еще я понял две прекрасные вещи:
1. Я еду медленно, можно ехать НАМНОГО быстрее
2. У меня постоянно не хватает сцепления. Очевидно, что надо ехать быстрее, но если ехать с моей нынешней техникой, то я каждый поворот прохожу на грани. Надо намного больше ехать ударами, доверяясь еловому покрытию и корням, по которым итак постоянно несет.
Кроме того на апхилах между спец-участками меня обгонял товарищ даунхильно-хоккейной комплекции, который очевидно был и выше, и намного тяжелее меня. Вот этот.
Номер у него был хуже моего, из чего я делал вывод, что он хоть и спонсируемый, но как минимум не топовый эндурщик. И тем не менее он очевидно обгонял меня на даунхилах, ускорениях и, что самое печальное при его комплекции, апхилах.
В общем я морально приготовился к тому, что я где-то на 20-25 месте. Был приятно удивлен тем, что этот товарищ в оранжевом заехал 6м, тот строитель трассы — 7м, а я — 15м в абсолюте и 9м в элите. Это оказалось примерно в середине спонсируемых гонщиков, на 15 минутах я проиграл полторы, так что на часе проигрываю по темпу 6 минут. Что ж, это уже вполне прилично. С учетом того, что видны дыры и в технике, и по куче параметров физухи, настраивает на позитивный лад при подготовке к следующему сезону — понятно, куда теперь двигаться и за кем тянуться.
Мое видео (второй круг спецучастков — 3й и 4й). Первый из них — более даунхильный, на нем можно увидеть прыжки, второй — более крутильный. На видео, кстати, два раза будет слышно очень громкое «Давай-давай-давай» от неизвестных словенцев, которые решили за меня поболеть.
Официальное видео с гонки:
В начале показали меня, а на 2.19 есть отрывок с победителем гонки (в синем)
Такие вот дела. В общем уровень местного эндуро меня шокировал и приятно, что он почти не уступает итальянскому. В конце этого месяца надеюсь выехать на этап Superenduro Sprint во Флоренцию, а в октябре — на финальный этап в Finale Ligure, куда поедут также Рома Балаев, Антон Додди Герасимов, Андрей Vlomoboy Алаторцев и Дима Репкин. И вообще большие планы на зиму здесь, надеюсь, что смогу грамотно воспользоваться предоставившимся шансом научиться ездить на этом адском двухколесном приспособлении.
Железное послесловие.
Спасибо маске 100%, что не пережимает нос; коленям Fox, что не натирают; тапкам Fiveten Minnar, что им уже два года все пофиг и раме Lapierre Spicy, которая полтора года меня не расстраивает.
Ах да, и грипсам ESI, они у меня порвались, но ими я все равно доволен. Убил их врезавшись в острый камень на Trans Savoie, но они магические — очень мягкие и не крутятся даже тогда, когда под них попадает песок (поднимаешь грипсу с краев, вытряхиваешь грязь, отпускаешь, а грипса с краев все равно сидит как влитая).
В колесах на этой гонке порвался алю-ниппель, пришлось менять его и спицу. Постараюсь больше не ставить на заднее колесо тянутые спицы и алю-ниппеля, подводят второй раз за две недели, надо, как говорил Вадос, стальные ниппеля и спицы 2.0. Хотя бы назад.
Фотографии: Marko Obid, Mtb.si
-
добавить в избранное
6
- +140
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (65)
racerx
Помнится отдыхал в Портороже, байк был ссобой как средство передвижения, удивлялся обилию загородных велосипедных дорожек, европа есть европа)
sp-p3
Val
посмотрев первое видево, я четко понял что такое свитчбеки)
AleksandrOzarenkov
Val
Сейчас купил уже запасные. Базовые Raceface буду использовать, когда ESI будет жалко. Все-таки дороговаты они при том, как их можно испортить при падениях.
Val
AleksandrOzarenkov
Val
Dustman
Val
Val
mor
Yue
mor
Yue
Детали со схемами трасс: https://twentysix.ru/blog/home_races/108559.html
Видео отчет 2013 года: https://twentysix.ru/blog/smokeandbike/108843.html
mor
SpeedY
AleksandrSimonov
Val
Это там, где уже в принципе много троп, достаточно легко проложить эндуро-трейл. А вот если с этим не очень, или просто грибники местные любят ходить по прямой, то копать)
AleksandrSimonov
Val
AleksandrSimonov
Val
Перепад высоты: 2 х 320 метров (по вертикали).
2 трейла: синий и черный.
Общая длинна: 5,5 км. Около сотни контров, мостики, шоры и другие деревянные конструкции.
Сообщается что строительство заняло 60 дней. В среднем пилило и копало 12 человек каждый день.
Вот отчет о строительстве от Тома Прохаски: http://www.nsmb.com/2615-tom-pros-bike-park-report/
mor
SpeedY
Сложность и поддержание в хорошем состоянии — это совсем другая история.
mor
Dustman
Val
Dustman
И жаль, что к нам никто не поедет(((
ervin
doddi
pAnda
Val
Nunca
Val
aacho
Val
aacho
2)Почему если там тьма эндурщиков, то на кубок небольшой по площади страны приехало всего 76 человек?
Feanor
Выиграл вот этот товарищ Nejc Rutar, выступающий за ту же команду, что и даунхильщик Ziga Pandur
2. Страна маленькая, поэтому гонщиков мало, но они очень сильные. Есть, конечно, люди, которые не приехали, особенно эндурщики-любители без команд (такие как участники Trans Savoie от Словении), они кубок Словении не ехали. Но в целом в стране 2 млн человек, так что 75 эндурщиков, из которых 10 — уровня мировых прорайдеров — это невероятная «эффективность» на мой взгляд.
Вон Россия + Украина имеют 180млн человек населения, но Суперд собирает 150 участников, а мировых про в эндуро — 0.
Val
Val
AleksandrOzarenkov
Stas17
Val
Val
Deon
В Украине, например, южным областям еще и ЖД подосрала — у пяток сорев не поехал просто потому что поезда приходят где-то через 3-4 часа после старта.
Ajax
Ajax
Val
Ajax
Так держать! :)
madvox
Ajax
madvox
Как происходит общение, на английском пока или язык учишь?
Эх, знать бы лет двадцать назад, что будет такая работа — «по удаленнке», изменил бы медицине быть может...
DocG
Val
Ajax
Причина довольно проста — страна маленькая, язык — свой уникальный, поэтому им не выгодно коммерчески делать такие штуки как перевод кино, книг, сайтов и пр. Весь такой контент, много телевизионного, музыкального и пр контента — на английском языке.
+Италия и Австрия под боком, они едут туда и говорят там на английском. Хочешь в Икею — 1 час на машине в австрийский магазин, ходдог там хочешь купить — изволь сказать об этом на немецком или английском. Они выбрали английский.
Val
Ajax
Deon
Ну и самое главное — во Франции мне не хочется жить, у них там и без меня с мигрантами весело
Val
Val
mor
Val