Новое железоE.I. - Электронный мозг.


Как я и обещал, продолжаю повествование про тесты велосипедов Lapierre 2013 года. 
В этой части я по-подробнее расскажу про революционную разработку Lapierre
и Sram – электронный интеллект.




Остановились мы собственно на том, как это работает.

1. Вы жмете на педали, снизу в подвеску нет ударов – амортизатор блокируется.
2. Педалируете и небольшие неровности под колесами -  амортизатор сам включает средний уровень платформы.
3. Вкручиваете и по колесам долбит со всей силы – амортизатор автоматически убирает все блокировки и платформы.
4. Не вращаете педали – все работает на полную, так же как и в предыдущем пункте.

Теперь разберемся как это выглядит, устанавливается, заряжается и разряжается.



Вся электронная система контролируется компьютером, акселерометрами и датчиками, установленными в каретку и на вилке.
Вот вся система в разобранном виде.





Манетка переключения функций, крепится на руль в любом удобном месте. Переключение циклическое, можно «мотать» вверх или вниз.
Кнопка по середине для переключения опций компьютера, скорость, максимальная скорость, растояние итд…  





Дисплей немного напоминает Сигму. Отображает как всегда текущую скорость, время и нужную вам информацию на выбор. Также в левой части дисплея показывается какая програма работает с амортизатором в данный момент.



Дисплей устанавливается на специальный кронштейн, который крепится вместо верхней крышки рулевой колонки на выносе.



Провода датчиков и манетки подходят к компьютеру с фронтальной стороны.



Амортизатор — это стандартный воздушный Monarch RT3 с регулировкой отскока и компресии.

 

В версии E.I доступна только регулировка отскока, остальную работу выполняет компьютер, и включает нужные режимы в зависимости от условий.





Остается только настроить сэг, включить нужну программу, а дальше уже амортизатор будет работать сам.



Батарея не громоздкая, устанавливается и снимается элементарно. При падении не улетает и не отключается, проверенно лично.



Как мне кажется, внешний вид байка совсем не портит, я по началу даже не заметил ее.



Заряд батарея держит 24 часа в режиме автоматической работы, если не всегда использовать этот режим, то продержится гораздо дольше.
Зарядка в компекте, заряжается батарея 3 часа.



Технический митинг собрал весь цвет велосипедной журналистики, ребята из Sram долго рассказывали и показывали систему, отвечали на вопросы.









Sram привезли с собой целую лабораторию, запчасти к этой новинке и специалистов.
К счастью, ни одна из систем за 2 дня жестких тестов не подвела, а спецы из Sram помогали настраивать сэг и объясняли принцип работы.





На картинке можно посмотреть что входит в полный набор этого изобретения.
Дополнительный вес к стандартному амортизатору составляет 350 грамм. 



Много это или мало, решать вам, но когда привыкаешь (а происходит это очень быстро), то этот вес совсем не кажется лишним. Тут все как в случае с подседельным штырем с изменяемым ходом, раз покатался – и потом уже тяжело без него. 
Насколько будет дороже велосипед с E.I в отличии от аналогичной модели с простым амортизатором, пока не известно, надеюсь что это будет не очень большая разница. 
Следущая часть будет непосредственно про тест велосипедов и электронного интеллекта,  надеюсь вам понравится.
Если я что-то упустил, не судите строго, спрашивайте — постараюсь ответить.



Вадос
Специально для twentysix.ru
?
Группа ВК                         
Группа FB                              
Instagram






Комментарии (65)

0
Видимо следующий шаг будет уже применен к Вилке. Вообще задумка интересная, а как с влагогрязезащитой?
avatar

MbIKOJIA

+13
Насчет погружения на дно озера я не уверен, но можно мыть керхером и кататься в ливень.

avatar

Vados

+10
Если E.I. работает то почти непрерывно и достаточно быстро крутит регулировки.
В следствии износа трущихся частей не возникнут ли проблемы с люфтами \ нарушением герметичности \ заеданиями, при редкой ручной настройке маловероятные?
Каков ресурс у крутилок амморта в таком режиме?
Было бы любопытно узнать у производителя :)
avatar

mor

0
Да, это интересная тема, постараюсь все узнать.
Я думаю, что ресурс заложен порядочный, врядли будет сильный износ, все же они 5 лет испытывали эту систему.
Но в любом случае запчасти и расходники будут в наличии.
avatar

Vados

0
Желательно чтоб устройства были рассчитаны на работу в течении 3-5 лет при условии правильной эксплуатации и отсутствии случайных повреждений (замена аккума\проводов по мере износа допустима).
avatar

mor

+3
Сейчас на конференции lapierre, спросил про это. Система работает более 5 лет на тестах и ничего не менялось. Износа влияющего на работу нет.
avatar

Vados

+11
мое имхо система работает не со стандартными крутилками, а влияет на клапан напрямую, может электромагнит или еще что-то.
avatar

srg83

+7
это факт — на прямую работатет.
avatar

Vados

0
+1 про вилку.

Вадим, тут с ВТК мастер коварных вопросов просит у тебя узнать, нафига все эти игры с амортом, если настройки вилки не меняются?
Я с ним соглашусь, логично было бы поджимать Motion Control (например в Ревелейшене) в зависимости от работы вилки. В Крыму я его регулярно крутил от полностью закрытого при езде вверх до полуоткрытого или полностью открытого на спуске.
avatar

DenisGorchakov

0
Мне кажется, тут два ответа:
1. Сжирает энергию педалирования в основном аморт, а не вилка
2. С вилкой бы эта логика включения ДО попадания на препятствие не сработала, так как перед вилкой некуда поставить инерционный датчик. Т.е. в вилке можно делать только всякие платформенные штуки, которые приживаются только в кантри из-за плохой работы при первом ударе.
avatar

Val

0
Я слышал, что крутым кантрийщикам пофиг, заблокирована вилка или нет, но лично я все-таки ощущаю разницу между открытой, полуоткрытой и закрытой крутилкой Моушен Контроля на Ревелейшене. С полностью открытой точно бы никогда вверх не поехал.
И чувствуется влияние такой разницы в работе вилки на отзывчивость задней подвески.

По поводу п.2, никто и не просит разблокировать вилку до попадания на препятствие, можно и после, обычно же камни в одиночку не валяются :) Автоматически перенастроиться вместе с задним амортом было бы очень логично.
Не слышно про Cannondale Simon, там проект был определенно совершенней и законченней этого, что с ним? По статьям и описаниям вот он реально прямо-таки техническая революция.

www.bikeradar.com/news/article/interbike-cannondale-debuts-simon-suspension-concept-23332/
www.gizmag.com/cannondale-simon-electronic-fork-lefty/13711/
avatar

DenisGorchakov

0
Simon фигня имхо, потому что сделан под одну вилку, сложный и как-то ярких профитов они сходу донести до публики не смогли. По-моему и из стадии прототипа не вышли.
Что касается вилки, то это уже кантрийная тема, а тут трейл-ам-эндуро, где тезис «первый удар — пофиг» выглядит странно. В кантри имхо можно и регулировку с руля использовать — педаляжные и техничные участки не так часто сменяются вроде.
Надо бы и мне ее поставить — пока без блокировки ездил.
avatar

Val

0
Я так понял, что реализовать быстро переключающийся механизм им без Лефти сложновато (трудно смонтировать на гориллу обычной вилки), а тут рядом блок управления (так в шток Лефти можно запихнуть мультитул), и провода почти не тянутся.
По мне — это хорошее развитие идеи единой скоттовской манетки на аморт и вилку.

Блокировка, как и изменение хода, мне наоборот кажется трейл-АМ темой. Едешь в свое удовольствие, переключил, поменял настройки. А поехал на КК гонку — мозг уходит куда-то в ляжки, блокировки забываются, ни на фоксе про локаут так и не вспомнил, ни у манитухи абс+ не крутил.
Конечно, приятней платформа с регулируемым уровнем пробоя, чтобы не сильно качалось, но и срабатывало при необходимости.
avatar

DenisGorchakov

0
«крутым кантрийщикам пофиг, заблокирована вилка или нет»
с огромным удивлением обнаружил как-то на просмотре кубка мира, что у некоторых, при валилове стоя в подъёмы, вилка действительно туда-сюда ходит. но объяснить сие не могу ни как. И у наших гонцов тоже регулярно такое встречается, например Мультег, который на открытом дурине гонял всё время, пока на фокус не пересел (не знаю сейчас как)
avatar

raskladnoy

0
Вот он к нам вечером заезжает поболтать иногда — говорит, что блокировка ему не нужна, а если припрет, то поставит старый фокс с платформой.
Но это Мультик, он крутой.
avatar

DenisGorchakov

+1
в этом есть некоторый смысл — вилка ниже обычно проседает
avatar

gtigor

+3
А так же на работающей вилке не затыкаешься об камни на подъёме.
avatar

TWR_DUUALL

+2
на тестовом байке стоит вилка фокс и тормоза формула. страаааанно)
avatar

evolvent

0
Чего странного?
avatar

Vados

0
Наверное он имеет ввиду что разработка SRAM, а железо конкурентов, но:
«Сенсор внешний, хоть на РСТ ставь.»
twentysix.ru/blog/stuff/105609.html#comment101476
avatar

Kirya

0
стоковые компоненты Лапьерров, не?
avatar

amstafff

+8
осталось датчики беспроводными сделать
avatar

rcpl

+6
А так типа батареек что ли мало? :)
avatar

schmel

+4
чтобы все это глючило, как беспроводные компы делают регулярно )
avatar

gtigor

0
Эт точно. Лучше уже провода в раму встроили/вклеили, чтобы вес снизить и возможность их оборвать. Хотя петли у руля никуда, скорее всего, не денуться…
avatar

vvllive

-1
Ну можно сделать проводку через раму, а в дисплей — пусть джеки какие-нибудь вставляются, с разъёмами, как в плеере под наушники. :D
avatar

JustUnicorn

+3
Странно, что СРАМ не поставил свою продукцию.
Дело Лапьера, что ставить в стоке, но на совместной презентации со СРАМом, ИМХО, не комильфо.
avatar

Petr_

0
Срам делает только амортизатор с этой системой для Lapierre, остальная комплектация уже выбор производителя велосипедов.
avatar

Vados

0
но на спайси и ещё кое где, шатуны и манетки срэм есть.
avatar

amstafff

+4
ощущение, что лапьер почувствовал что Кадейл — всё и решил занять освободившееся место.
avatar

AlexanderFrolov

+6
Всего 350 грамм? Дайте две!
avatar

MihailGalyatkin

+7
У меня вопрос, Вадим: они собираются оставить возможность вкл/откл блокировок в ситуации «батарейка села»?
На фотках это не очевидно — где-то настройки доступны, а где-то закрыты.
Для раздолбаев или неудачников ситуация вполне реальная, а еще и до розетки далеко и долго… :(
avatar

vvllive

+6
Этого, как мне кажется, не предусмотрено конструктивно.
Но спасибо за вопрос, я узнаю подробнее.
avatar

Vados

0
Если села батарея или что-то сломано, есть возможность регулировки вручную.
avatar

Vados

+18
Задумка, безусловно, удачная… для гонщиков или перфекционистов.
Не являясь по сути ни тем, ни другим, мне пока трудно представить насколько я поеду с сим девайсом быстрее/комфортнее.
Но то, что даже я задумался — уже что-то значит… ))

Пара вопросов (сорри, если уже ответы были и я их просмотрел):
Будут ли доступны «обычные», без E.I. версии рам/велосипедов?
Второй вопрос, наверное, не к тебе, а больше к импортеру Sram, но ты же был на презентации и мог спросить:
Будут ли производиться E.I. отдельно, с возможностью покупки для установки на велосипед, не входящий в тройку брендов-счастливчиков?

Ну и напоследок:
Отличный отчет. Не зря съездил. ))) Совсем молодец.
avatar

Polkovnik

+5
Да, все велосипеды будут доступны и без E.I. конечно.
Пока E.I. производится только для трех брендов концерна Lapierre, Ghost и Haibike, увидим ли мы эту систему на других велосипедах и отдельно, я не знаю. Я уточню у Lapierre.

Я еще не вернулся ))
Спасибо Леха.
avatar

Vados

0
Отдельно система доступна не будет. Это разработка lapierre, а не срама, и французы не собираются ее отдельно продавать. Но, возможно запустят эту систему совместно с fox shox через некоторое время.
avatar

Vados

+1
какое-то неоднозначное у меня отношение. с одной стороны лапьеры молодцы, что сделали. с другой стороны революцией это назвать сложно. это скорее эволюция, воплощение существующих технологий в одном продукте. а от отчета я ожидал больше технических подробностей, и меньше рекламы для потребителей, ведь штука-то интересная! с рекламой лапьер и так хорошо справляется, вон сколько журналистов на тест приехало.
avatar

mike

+4
Какие технические подробности тебя интересуют? Спрашивай, я попробую узнать.
Здесь никто особенно не говорить про технические подробности, да я и сам не технарь… работает вот так и так, а как этого достигли дело десятое, не распространяются.
avatar

Vados

+4
так это ж самое я интересное могу придумать пару схем как это можно сделать: по отклику хода подвески или по отклику силы удара. но в обоих случаях сложно выделить, где идут камни, а где педалирование. у них есть два сенсора, как я понял, каденс и глобальный акселерометр. что это за сенсоры, что они измеряют? и основываясь на данных сенсоров, каков математический критерий переключения режимов работы амортизатора? саму суть можно объяснить и не раскрывая патента.
avatar

mike

0
Если ускорение сенсора стоящего на штанине выше определённого порога — значит это удар/камень/препятствие => открываем аморт.

При педалировании всё-таки вилка качается довольно медленно.
avatar

TWR_DUUALL

0
должно быть сложнее. вот представь себе хотя бы маленький дропчик в полметра за которым идут камни. придешь чуть на заднее колесо и аморту кабздец.
avatar

mike

0
если ты при этом не крутишь — все должно нормально сработать даже при приземлении на заднее
avatar

Val

+5
Маленький дропчик можно прыгнуть и на заблоченном аморте (хотя это безусловно неправда — вилка несомненно сработает). А дальше мы налетаем на камни. И например скорость у нас скажем 40 км/ч. А это чуть больше 10 м/с. Хм. При условии, что база байка 1 метр, то 0.1 секунды хватит, чтобы открыть аморт.

И кстати. При отсутствии педалирования аморт открыт ведь.

Эту систему безусловно можно гордо назвать с автоматическим управлением и это круто, что в мтб они приходят, но не стоит строить иллюзий. Ибо она просто как палка (в этом я вижу только её положительные стороны) и глупа (и тут я тоже считаю, что она хороша).
___________________________

Чтобы было сложнее нужен математический аппарат и я не уверен, что в сраме будут парится выбором функционала качества — повесить акселерометр проще, дешевле и безусловно разумнее.
avatar

TWR_DUUALL

+1
Прелесть в том, что этих двух датчиков на многое хватит :) Например во время крупного дропа на вилку будет действовать характерное ускорение около одного жэ, и это выцепить нетрудно за счет софта.
avatar

Gourry

0
современые велосипеды гораздо крепче, чем некоторым кажется )
avatar

gtigor

-18
раскрыть комментарий
avatar

tribesman

+2
и тут реклама -_-
avatar

MihailGalyatkin

+3
Задумка понравилась.

Теперь у маркетологов задача упростится, каждый год новая прошивка для вашего железного коня за $10. Пробный период в течении 30 дней
avatar

SilentK

+5
Кронштейн для крепления надо покреативнее. А то таким можно весь внешний вид испортить, если кто то печется.
avatar

AleksandrSimonov

0
Да, и из карбону сразу. А то на фотках вокруг карбон (рамы, колечки, ручки), а тут…
avatar

vvllive

-1
После этого поста Веломир должен забить на Маниту и снова начать заниматься СРАМом.
avatar

untoco

+5
А можно фото ДХ лапьеров полностью, судя по кусочкам — новый дизайн потрясный
avatar

veles

0
Думал один я пускал слюни не на новую вундревафлю, а на длинноходные подвесы)
avatar

kuzlich

0
когда кто-нибудь обгонит Кулхави на лапьере с такой фишкой, то можно задуматься о её жизнеспособности
avatar

NapsterClash

0
Кулхави запрещают ездить на хардтейле, чтоб интригу хоть какую сохранить
avatar

raskladnoy

0
-Шуртер: Не гоняйся, пожалуйста, на хардтейле
-Кулхави: ///картинка про «okey(»///
avatar

Val

0
ну эпик это как ХТ, только лучше )
avatar

denis_kabanen

0
Мне показалось, что на классические кантриники эту систему лапьер не собирается ставить — X-flow 120мм, Zesty 140мм, Spicy 160мм. Есть еще 29дюймовый подвес XR, вот он может 100мм…
avatar

Val

+6
вырезка из обсуждения этой штуки с другом (пунктуация и орфография местами хромает):

Д:
ну как в машине в моторе начали ставить электронный чип регулирующий всё, тепрь и до велов добрались, ну расход сил должен уменьшиться я думаю и плавность движения выйти на максимум…

Я:
кал
поламалось и пипец
я вел могу сам перебрать
и электроника уже лишает этого

Д:
это да, но он там вроде пишет что весьма устойчиво ко всякого рода нагрузкам падениям…
ну это как в машине, копейку народ сам перебирал, а в мерсы просто так никто не лазит…

Я:
угу

Д:
я думаю про машины на процессоре первые так же плевались посмотрим что из него получится через несколько лет когда народ начнёт покупать ну и уже непосредственно в работе оно себя покажет…

Я:
проблема цена
думаю минимум 1000 баков
плюс
ну и проблема
Ралли потеряло популярность
когда начали туду электронику ставить
стиль вождения у всех стал одинаков
и тут тоже самое
не надо напрягаться, все сделают за тебя

Д:
что то умрёт что то родится так всегда…
за ралюхи обидно классная вещь раньше была популярная

Я:
их опять хотят перевести на ручную коробку
покрайней мере такии слух ходят
сейчас они на полуавтомате катают

Д:
на веле дико звучит режим езды спорт, прогулка, город...(режим когда он сам дистанцию до впереди едущего обьекта контролирует..)

Я:
))
система против сбиваня пешеходов
система антисобака
))))

Д:
да-да и антимудак на машине...)

Я:
автопилот)

Д:
ну все любимы стоп-кран)))
якорь такой карабельный из бардачка...)

Я:
))

Д:
помоему по всему что можно прошлись...)
в таком концепте вел будущего будет снабжён противоугонкой, маленький но очень злобный пикинес, что бы не слышать унылое пиканье как на автомобиле, а лай храбро убегающего пикинеса…
avatar

Yue

0
Господа, есть отечественная разработка
velopiter.spb.ru/forum/index.php?t=msg&goto=17040920&rid=20869
avatar

VladimirKolotov

0
5 за попытку, 3 за реализацию, 2 за идею всех перехитрить.

Идея отключать блокировку у вилки вследствие показаний датчика ускорения на самой вилке — провал.
Что касается веса — то же самое. Выиграли в весе=проиграли в сроке жизни системы на одном заряде.
avatar

Val

+6
Разблокировка просиходит на основании трех датчиков, а в новой версии (над которой я сейчас работаю) на основании четырех датчиков. Скорость, каденс, два датчика ускорения — один подрессоренный другой нет.

Время работы от одного заряда — примерно одни сутки без перерыва. Время простоя — несколько месяцев.

Пожалуйста обоснуйте почему 3 за реализацию. :)
avatar

VladimirKolotov

0
Идея включать блокировку вилки как по мне противоречит основной идее того, что система должна срабатывать до удара. Это работает в E.I. для аморта.
Если делать быстрое переключение по удару на вилке, то мы вторгаемся уже на поле тучи платформенных решений вроде того же брейна от спеша и пр.

Правда может я плохо понял статью, не знаю. Никогда не понимал, как можно обработать в голове такой огромный технический материал как эта статья) А уж написать его… Про саму реализацию вообще молчу.
avatar

Val

0
я думаю, это проще самому попробовать, чтобы понять))
avatar

AleksandrSimonov

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.