Наши гонкиКак (не) я ездил на чемпионат России по велотуризму

Дисклаймер: Это не мой отчет, а репост — автор не сидит на 26.ру. Однако показалось, что будет интересно многим. Если будут какие-то вопросы по теме — вполне могу ответить, ибо в судействе/аналогичных соревах классом ниже я таки участвовал.

— Сынок, а почему администрация не хочет вам деньги на поездку выделять?
— Мам, ты слышала когда-нибудь о чемпионате России по велотуризму?
 разговор за день до отъезда.
 



На участие в ЧР я начал настраиваться достаточно давно — ещё с апреля. Регулярные тренировки (как самостоятельные, так и в компании велоуфимцев) внесли свой вклад в мою готовность к столь значимому событию. В качестве разминки сгонял на велоралли «Европа-Азия» под Екатеринбург, где наша команда определилась с основным составом — три Максима: Артюшков, Милованов (техника и скорость) и я (ориентирование). С девочками тогда было не всё ясно. Точнее, не было ясно ровным счётом ничего. На ЕА мы катались с Динарой, которая в последствии была заслана в команду ашинцев (Виктор Салеич, должок), т.к. их напарница не могла выступать. За неделю до чемпионата Удмуртия открыла свои двери, проведя приключенческую гонку «След бобра», куда на разведку поехало четыре человека, трое из которых (Султан, Даня и Светка) в последствии Образовали самую успешную команду из Уфы на ЧР. Ездили то на разведку, а обратно приехали не с пустыми руками: Султан и Рустамыч — первое место в классе ММ, Света и Даня — второе в МЖ. Я в это время испытывал свой велик на прочность, рассекая передним колесом мордохлыст на хр. Воробьиные горы, откуда вернулся непобеждённым — лишь порвал покрышку на крутом каменистом склоне, проносясь по нему в кромешной тьме. Изолента, как водится, спасла ситуацию и маршрут был благополучно продолжен.

Так или иначе, день Икс когда-нибудь должен был наступить, и вечером в четверг я с боем выбиваю отгул и выдвигаюсь к т/к «Спутник», дабы отправиться покорять спортивный Олимп в компании двух Максов и Наташи — супертехничной по меркам Велоуфы девочки. Надо сказать, что она не подкачала и справилась с поставленной задачей на пять. В хорошей компании время летит незаметно. Так и в этот раз, до СТЦ «Нечкино» добрались достаточно скоро. Народ начал устанавливать палатки, а я разбирать велосипед. Тут вашего покорного слугу настигла первая неудача: потрогав кассету понял, что что-то с ней не так — люфт достигал пары миллиметров. При помощи хлыста и Султана с 20го раза удалось сдёрнуть кассету с трещётки, но, посмотрев на люфт ещё раз и прикинув все возможные последствия разборки сего механизма, пришёл к выводу, что понадеяться на всепоглощающий русский авось будет безопасней, закрутил кассету обратно и олтправился спать как солдат после марш-броска. На дворе стоял шестой час ночи (или утра) по Уфимскому времени, а по Москве было всё ещё три, но всё равно, прилично.



   День первый.

Утро нового дня встретило нас накрапывающим дождём, который, однако, ощущался не так сильно, а был даже в чём-то приятен. Приятным показалось и всё остальное, увиденное вокруг: широченная Кама, крутые берега, сосновый лес, обилие грибов. В этот день сборная Уфы занимались кто-чем, но наиболшее количество времени ушло, всё-таки на тренировки. Проезжая по полю Султан говорит:

    — оказывается, здесь красивые места.
    — Почему, оказывается — спрашиваю я.
    — Неделю назад я не смог оценить всё это из-под слоя глины, залепившего мои очки.

Однако, не всё так радужно — на завтра обещают пасмурную погоду. Кой то веки, росгидрометцентр не ошибается — под вечер набегают тучки и всю ночь моросит дождик, с каждым часом превращая чудесные Удмуртские места в полную задницу.

   День второй.




На следующее утро я проснулся под ревущие звуки забуксовавшей в глине газельки. Тогда то и понял, что денёк будет весёлый. Потом — стандартная процедура для Велоуфы: за полчаса до начала гонки решили изменить составы команд (слава Богу, нашей четвёрки эта процедура не коснулась, хотя слова Артюшкова: «Мне кажется, Харёк техничней Никонова» вогнали меня на какое-то время в ступор и в то же время развеселили. Но, эмоциональная буря над командами утихла и три группы отправились на регистрацию:

   Команда «Уфа-1»:
        Султан, Ваня, Даня, Света.

   Команда «Уфа-2»:
        Макс, Макс, Макс, Наташа.

   Команда «Уфа-3»:
        Стас, Ерастов, Харёк, Полина.

Gourry — вся эта компания, по большей части, туристы. Исключение — Harrek, и Наташа Норкова, уфимские ДХшники. Стас Авантюрист — идейный вдохновитель и главный орг Велоуфы.

«Уфа-2» получила номер 13 (отличное число, надо сказать, не смотря на все предрассудки с ним связанные) и мы отправились на старт.

Этап 1. Велокросс.




Gourry — Это Макс Милованов, со своим ашан-байком с ХТ обвесом — китайкарбоновая рама пала смертью храбрых об дерево на втором этапе кубка велоуфы, порвало рулевой стакан.



Полтора километра счастливой жопы повергли меня в шок. Ещё вчера я с лёгкостью проезжал эту дистанцию «по-сухому», но сегодня это было нечто. На финише даже осознал, что просто не доеду и слез с велика — передавал эстафету уже пешком. А потом сидел на траве с отсутствующим взглядом около пяти минут и пытался отдышаться. Артюшков в очередной раз подтвердил своё неофициальное звание «супергонщика» и вкрутил всю дистанцию без единого намёка на спешивание. Наташа работала в полную силу — молодец. Милованов просто красавчик. Мы — седьмые. Собрав подписи судей, отправились на следующий этап.



Gourry — На переднем плане Макс Никонов, автор поста.

Этап 2. Скоростная езда.




Участок в 13 километров наша команда преодолела особо не напрягаясь, хоть и не поставив рекорда, но сохраняя силы для последующей гонки. Результат соответствующий — лишь девятые. Дальше начались тактические этапы, где требовалось умение ориентироваться и вовремя принимать нужные решения.

Этап 3. Ориентирование по легенде.



Команде выдали невзрачную легенду, наскоро набранную в M$ Word и мы покатили шурша гравием в близлежащие сады. Данный этап не вызвал у меня особых проблем: всё чётко и ясно. Можно даже ориентироваться без велокомпьютера: так сказать, «на глаз». Где-то в начале дистанции догнали группу «Уфа-1». Почему-то Даня держался за руль одной рукой. Как выяснилось позже: на тот момент он его уже сломал, а за одно и, недолго думая, порвал цепь — зверюга. Минут 10 ездили бок о бок, но потом они ушли в одну сторону, а мы приняли решение двигаться в направлении, которое показалось нам верным. Итог: молниеносно собрав все контрольные пункты наша команда проходит данный этап с третьим временем, немного уступив команде Московской области и Владимирскому «Велесу». Не обошлось и без инцидентов: перекидывая велосипед через канаву, отрываю планшетку с руля — остаток дистанции придерживаю карту и документы зубами. И уже через несколько минут на финише судорожно прикручиваю это всё к рулю чем бог послал.

Этап 4. Ориентирование по выбору.

Данный этап начался для меня так же внезапно, как и закончился предыдущий: прикрутив карту к рулю, поворачиваюсь к группе, где меня ставят перед фактом: еду с Артюшковым по «хорошим» дорогам, где мы собираем 5 контрольных пунктов, а в это время оставшийся Макс с Наташей направляются по бездорожью собирать остальные три КП. На первых же метрах стало ясно, что хорошими эти дороги можно назвать весьма условно. Понял я это когда перед нами буксовал гусеничный трактор. Первая КП на опушке леса… Где?! Ищем её минут 15, разделяемся, бегаем раздвигая шлемами мордохлыст. Чу! Слышу Макс орёт: «Сюда!». Выбегаю из бурелома, вижу: какая-то команда уже двигается в обратном направлении. Быстро берём КП и начинаем погоню. В какое-то мгновение вспоминаю слова Михалыча после весеннего КБА, мол, по пашне ехалось лучше чем по дорогам. Направляю байк туда — Артюшков только разводит руками. «Не сцы» — говорю — «я тыщу раз так делал!». В итоге, по азимуту выходим на дорогу, обогнав только что оторвавшуюся команду метров на 400.

Дальше вкручиваем по гравийке, маневрируя между проезжающими автомобилями. Следующая КП — одинокое дерево. Его было сложно не заметить. Отметки сделаны, двигаемся дальше к оврагу. Здесь я начинаю понимать, что те дороги с забуксовавшими тракторами были ещё цветочками. Почти сразу выезжаем на пашню и берём азимут на овраг. Так уж получилось, что вышел тик-в-тик на место КП. Ору Артюшкова: «Мааааакс! Мааааакс! Здееесь!». Сбегается две другие команды, Макса нет. С горем пополам выхожу на него. Отметки проставлены — пытаемся догнать Ваню и Султана. Это кажется невозможным. Мышцы начинают забиваться, силы постепенно уходят, а ещё эта гладкая задняя покрышка, будь она неладна. Макс вырывается вперёд, я кое-как пыхтя плетусь за этой тройкой. Другая команда из оврага отстаёт от нас вообще безнадёжно.

КП на опоре ЛЭП и каком-то дереве берутся без труда, но дистанция между «Уфой-1» и «Уфой-2» неуклонно растёт. Вскоре Султан с Ваней пропадают из вида. Выезжаем с Максом на какую-то деревню, а потом вдоль ЛЭП на финиш этапа. Начинается хорошая гравийка с элементами стиральной доски, где я уже не надеюсь сесть в седло, а лишь вкручиваю стоя. 10 километров, финиш этапа «Подъём в гору», Анника, проезжаем мимо… А жаль! Два километра спуска и вот мы на финише нашего этапа. Макса с Наташей до сих пор нет! Осталось 5 минут до конца контрольного времени. Дальше — только штрафы! Вижу: едут! Судья даёт отсечку — уложились! 25 секунд до конца КВ (Veloufa style). Мы — шестые по протоколу.

Теперь самый нежеланный для Наташи этап — подъём в гору по гравийке 2 км. Но, как говорится: no pain no gain.
Gourry — это он сейчас о девушке, которая местечковое КК катала на Iron Horse Yakuza Kumicho, если я не путаю модель.

Этап 5. Подъём в гору.

На старте рву изо всех сил, но уже метров через 200 сдуваюсь, уступая двум Максам, которые обходят меня как стоячего. Затяжной подъём не вызывает особых напрягов. Видимо, организм уже понял, что сегодня пощады не будет. В итоге, добираюсь до финиша за 10 с половиной минут. Милованов — красавчик, Артюшков — зверь. Наташа — 14 минут — молодец! Стоим, пытаемся отдышаться. Анника обниматься с куском грязи в моём лице не хочет и, почему-то не берёт сухофрукты из рук (кажется, руки ещё просматриваются). Немного отдохнув двигаемся в заданном направлении.

Этап 6. Ориентирование в заданном направлении.

Первая КП берётся легко — водонапорную башню трудно с чем-либо спутать. Да, и дороги тут «отличные» 10 км гравийки (если кто не понял — двигаемся в обратном направлении до «какой-то деревни»). Дальше — сплошная веселуха: дождь не перестаёт, количество глинозёма уменьшается прямопропорционально увеличению количества сочнейшей, добротной такой, глины. На одном из участков, являющемся по-совместительству, спуском с уклоном процентов этак в 20 мой байк намертво застревает в глинянном царстве. Думаю: «чувак, это рэпчик!» и оттаскиваю неподъёмный велик отчищать наросты. Но, не тут то было — отличная глина. В общем, с горем пополам, выезжаем на какой-то пригорок, откуда замечаем в километре от нас впередиидущую команду. Вкручиваем изо всех сил, но глина беспощадно налипает даже на мой задний слик. Доехав до предполагаемого места КП (опушка леса), начинаем шерстить все деревья вокруг. Не доехали? Уехали вперёд? Блин! Как бы сейчас помог GPS-навигатор..! Несколько минут думаем. Принимаем решение двигаться дальше. А вот и ещё одна опушка. На этот раз, та самая! Наташа — молодец! Берём КП и движемся вниз по склону к деревне, а потом на трассу.

Во время очередного гряземесного спуска мой велик жестоко заносит и я скольжу башкой об дорогу метров 5. Встав принимаю решение в ближайшее время прикупить себе шлем, а то что ни соревнования, то новый чужой аттрибут на голове — спасибо Максу Артюшкову за столь большую коллекцию шлемов!

Въезжаем в деревню, местные указывают куда нам надо двигаться, чтоб выйти на трассу. Но, в общем-то и без них всё понятно. Не ясно одно: где этот чёртов овраг?! Очередную КП ищем долго и упорно. Милованов Макс завидев справа первый попавшийся овраг почему-то сворачивает с дороги и скрывается в лесу. Артюшков ехать вперёд искать не хочет, но потом решается. В общем, на этом КП мы потеряли ещё минут 10, но то, что искали, нашли — Наташа как всегда молодец!



Gourry — Третий Макс, Артюшков.




До следующей КП на опоре ЛЭП движемся достаточно резво (гравийка располагает). Наташа уже еле ноги волочит, но держится (а то! Молодец же!). На финише догоняем впередиидущих, которые только-только выходят в направлении следующего этапа, а так же организаторов чемпионата — наших друзей из Удмуртии (Настя, спасибо за фото!). Здесь узнаём, что большинство команд не укладывается в контрольное время ралли и поэтому, главный судья принимает решение убрать два этапа: азимутальный ход и одиночное ориентирование. Дальше направляемся в Нечкино на оставшиеся четыре этапа.

Выезжая на трассу попадаю на какую-то машину, которая странно себя ведёт. Что за тупица?! Скрипя зубами объезжаю их и двигаюсь в Нечкино. Машина разворачивается и за мной. Доходит: это же Валера — главный судья ЧР решил сделать пару фото. Машу рукой и вкручиваю дальше. Где-то километров через пять поворот на Нечкино, который нужно проехать и двигаться дальше. Въезжаем на следующем. В лоб нам движется впередиидущая команда. Странно… Посмотрев на карту становится понятно, где они блуданули. Теперь мы первые! Йехуу!

Этап 7. Бездорожье.

Выехав на берег Камы вижу судей в оранжевых накидках. Ага, добрались! На старте этапа честно признаюсь, что этап «бездорожье», мы как бы, по-умолчанию уже прошли за предыдущие 8 часов вкручивания. Но, судьи неприклонны. Теряем драгоценные баллы кое-как проходя, где пешком, где на велике, эти несчастные 50 метров гряземеса и переходим на следующий этап — песчанный участок.

Этап 8. Песчанный коридор.

Здесь ситуация повторяется. Сделав пару бессмысленных вращений педалями понимаю, что проще будет пройти этап пешком. Так же поступают и остальные. Теперь прямиком к лагерю, на два последних этапа!

В лагере хорошо… Горят костры, звучат приветственные крики, намертво застрявшие машины месят говнолин. Вырываюсь вперёд, сворачиваю на этап «переправа». Болотов кричит: «Максимка, и не надоело тебе ещё всех побеждать?!». Тогда я и правда думал, что мы всех порвали, но к сожалению тот факт, что наша команда первая проехала всю дистанцию ещё ни о чём не говорит.

Этап 9. Переправа.



Выдёргиваем связку со снаряжением, мне достаётся какая-то ужасная размохрившаяся обвязка. Мучаюсь с ремнями минут пять — никак не хотят продеваться! Да, что такое?! Чёрт! А, есть! Переправляемся, переправляем велики. 17 минут — третьи на этапе!

Проехав метров 100 выходим на заключительный этап — овраг.

Этап 10. Овраг.

Задача кажется невыполнимой. Принимаю решение не ломать шею и прохожу большую часть этапа пешком. Милованов — красавчик, Артюшков — зверюга, Наташа — молодец!

Всё! Финиш! Аллилуйа! Лёха поздравляет, даёт ключи от душа (Огромное человеческое СПАСИБО!) Выдвигаемся к месту лагеря, где я очередной раз кувыркаюсь через руль и пропахиваю шлемаком глину.

Потом было больше часа передышки, Юрина варёная Кукуруза (огромное спасибо и тебе, золотой человек!), чай с лимоном. А ночь всё надвигалась, в лагерь прибывали всё новые и новые команды. На душе спокойно… Всё закончилось. Хочется только спать. И больше ничего… А, нет! Ещё, есть!

День третий.



Проснулся рано… точнее, почти не спал. Всё тело чувствует себя не в своей тарелке. Делаю над собой усилие и иду отмывать велосипед. Точнее, кусок говнолина, который когда-то был велосипедом. Успешно. Заканчиваю часа через полтора. Завтракаем и выдвигаемся на верхнюю площадку на этап «Фигурное вождение».




Не сказал бы, что она была очень уж сложная — прошёл практически без проблем, если не учитывать, что в момент остановки на стоп-линии у меня вывернуло руль и пришлось сбивать перекладину — 14 штрафов (поднятие колеса, перекладина — непрохождение этапа, касание ногой поверхности асфальта, 3 сбитые фишки, и всё это в одном месте. Я — красавчик!). Но, всё-таки, этот результат оказался не таким уж и плохим: в общем зачёте по фигурке наша команда занимает пятое место! Пока ехал этап — боялся, что сложится переднее колесо. Как-то недобро оно зашуршало перед самым моим выступлением. Это уже в лагере, перебирая втулку, обнаружил два расколотых шарика в подшипнике.

Подводя итоги соревнований можно сказать, что наша команда выступила вполне неплохо. Надо подтянуть технику и немного нарастить скорость. Тогда, дело в шляпе!





Дорога домой стала нетривиальной задачей после того, как позвонил водитель газельки и сообщил нам, что «двигателяма кирдык, щинить надо, нащальника...». Слава богу, всё обходится и где-то через пару часов выдвигаемся, запихав все велосипеды в Стасовский Пежо. Лишь Ерастов сопротивляется — думает махануть бревет до Уфы, но мы пока его удерживаем. Водитель маршрутки крут — починка двигателя за два часа — дорогого стоит, но всё-таки в Уфе мы оказываемся поздновато. Точнее, рановато — на часах 4 часа ночи. Пока то да сё, дома оказываюсь в пять. Смысла ложиться спать уже нет. Пью чай, собираю манатки и на работу. Охранник был крайне удивлён увидев, что какой-то идиот припёрся на работу утром в понедельник к 7 часам. Но, лучше уж так съездить на ЧР, чем дома вату катать, согласитесь?



   На дистанции Ралли:
        Уфа-1 — 3е место
        Уфа-2 — 5е место
        Уфа-3 — 9е место

Gourry — на самом деле, наши покрасовались с еще одним кубком (общий неофициальный зачет), но по результатам окончательно вылизанных протоколов наша Уфа-1 в неравной борьбе с округлением таки стала четвертой, проигрывая третьей 0,003 балла. :)

http://www.youtube.com/embed/v-PD7XiU8qI
На работе Ютуб закрыт, так что нормально видео вставлю только вечером :(

Gourry — Мой же отчет по ЧР короток и грустен. Я планировал присоединиться судьей (несколько человек из Уфы так и ехали), но в понедельник заболевший начальник отдела заражает нашего начальника бюро, а в среду сваливает отлеживаться окончательно. Начальник бюро же держится до среды, а в четверг таки тоже уходит на больничный. Так что на газельку в четверг я уже не попадаю, а в пятницу на единственной уезжающей машине мест уже нет. Обидно.

Оригинал поста — http://makcnmka.livejournal.com/64103.html
Фото: Настя Вялкина, Татьяна Олькова и ещё кто-то
Видео: Настя Вялкина
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +36
  • Мнения

Комментарии (14)

+1
нет позитива, все какие то унылые!
avatar

ArtemKovalev

0
Поднятие колеса — штраф ?!
avatar

ctepx

0
Как я понимаю, чтобы не вползали в повороты и совсем в пол не тормозили, поэтому на туртриале и фигурке на серьезных соревах за это действительно штраф. Я хз, появилось ли это правило после СССР, или в советских было, но актуально — та же Казань, например, упор именно на триальное направление делает, так что им это вполне доступно.

Чтобы не захламлять кидать сюда не буду, штрафы — в таблице 5.3
veloatlant.ru/velorussia2012/Usloviya_velo-russia-2012_Gotoviy.doc
avatar

Gourry

+7
Туристы такие туристы!
Это у них фишка такая, на неисправных и неподходящих велах ездить, чо
avatar

reat

0
:D
Как-то недорогие компоненты мрут постепенно, сволочи, от воды да грязи. А тут грязи на пару хороших таких ходовых дней было.
На никоновского монстра уже мешок запчастей едет с компонентса (он до сорев еще сыпаться конкретно начал), а об каретку коны на четвертой фотке мы два ключа угробили за два дня до отъезда:)

ЗЫ Хотя и дорогие тоже чет мрут.
ЗЗЫ А неподходящий тут — только казанский триальный байк :D (может и не казанский, но у них таких вероятность больше всего увидеть)
avatar

Gourry

+8
Слик на заднем колесе в грязь? Ок
Болтающаяся трещетка еще до начала сорев (из дома такая приехала)? Ок
Развалившиеся подшипники (а это значит, что они уже были в полумертвом состояни до сорев)? Ок
avatar

reat

0
Что я могу сказать? ССЗБ по поводу трещотки и прочая.
Где ты там слик нашел — это интереснее:)
ЗЫ Интересно, с которыми туристами персонально ты сталкивался (просто хз, у нас тут весь актив такой, поэтому могут быть интересные нюансы в отношении). Реально народ ездит на чем угодно, от дроческопов до рапидовских кастомов, благо целевое назначение позволяет, и каждый выбирает по кошельку и пох*му.
avatar

Gourry

+4
«Вкручиваем изо всех сил, но глина беспощадно налипает даже на мой задний слик»
Но вообще, я не про то, кто на чем ездит, а про то, что есть особая категория людей (не только туристы), которые приезжают на соревы, и ВДРУГ обнаруживают, что у них байк сломан.
Это и на кантрийных гонках в мск сплошь и рядом: постоянно велодоктора кого-то чинят и настраивают.
А туристы — это просто такой очень яркий пример. Туристы в данном контексте — это собирательный образ. Они обычно ездят на всем, чем угодно, и совершенно за техникой не следят в большинстве своем, откуда и возникают все эти проблемы.
avatar

reat

0
А, вы в ЭТОМ смысле:) Тогда успокаиваюсь. (Ибо у нас туристы — эт народ, который по лесу с рюкзаками катается/ходит, московского значения оно точно не приобрело).
ЗЫ Слик = дорожная резина системы жабиус империус рекс за 340 рэ, как оказалось. Ибо остался без обоих покрых за неделю до сорев :) Чет он действительно полностью сыпался.
avatar

Gourry

+2
им бы велосипеды нормальные :D
avatar

d3ZoRg

+1
Вообще интересно почитать. Ребят, вот вы смеетесь, а на таких велах обычно и катают туризм…
avatar

racerx

+1
Русский велотуризм, бессмысленный и беспощадный.
avatar

mad_svyat

+1
нет он не бессмысленный и беспощадный, это просто с погодой в наших краях чет совсем капец (с середины августа дожди почти не прекращаются). ЧР многодневка КК примерно в таких же условиях проходил.
avatar

GrifonI

0
Точности ради — глина в наших краях и без больших дождей вполне может набрать воды до непролазного состояния, и потом ОЧЕНЬ долго ее возвращать.
avatar

Gourry

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.