ВелоиндустрияSRAM - по ту сторону витрин


Специально для читателей Twentysix.
Небольшой фоторепортаж с фабрики SRAM на Тайване.
Мы можем вкратце познакомиться с технологией производства карбоновых шатунов, а также увидеть несколько фотозарисовок производственного процесса.
Репортаж ни в коей мере не претендует на объективность и точное описание технологического процесса, но как мне кажется, может быть довольно занимательным для любителей велосипеда.



Фабрика SRAM расположена в промышленном районе острова Тайвань и занимает достаточно большое пространство даже по Российским масштабам подобного производства.
Около десятка корпусов и цехов заняты изготовлением продукции SRAM, Truvativ, и комплектующих к Avid и Rock Shox.

В сопровождении одного из начальников производства мы отправились на импровизированную экскурсию по заводу. 

 

Надо отметить, что везде очень чисто, не валяется окурков, да и места для перекура отсутствуют напрочь.
Выглядит все довольно просто, без европейского лоска, но зато все функционально и продумано.
Сами здания достаточно просты, да и что мудрить, если погода и температура Тайваня позволяет строить заводы, как у нас гаражи «ракушки»




В первом ангаре мы шли мимо цехов в которых происходят различные тестовые работы, проводятся испытание образцов.


 
 Вот на тестирование поступила партия шатунов Truvativ Hussefelt 



Девушка проводит регламентные работы по тестированию образцов из партии, и дает свои заключения.
Справа на сетене стенд с уже проверенными образцами продукции.

 

Следующая комната представляла собой камеру пыток для тестируемых моделей шатунов.
Гнут, напрягают и всячески издеваются над подопытными, специальные механизмы, дающие колоссальные нагрузки.






В жизни так напрягают шатуны очень мало людей на планете, но и такое случается.



А вот карбоновые X0 выдержали испытания, но не выдержала алюминиевая ось… но усилия приложенные для этого повторит только Годзила, ну или Попович с Примачом :) 





Дальше мы попадаем в цех, где происходит упаковка и учет готовой продукции.
Инженер технолог рассказывает нам о производственных планах, о процессе производства и логистике предприятия.

 



Это часть линии на которой идет сборка систем «тройников» и комплектация их каретками GXP.



Вот стенд на котором вывешены все шатуны выпускающиеся в этом цеху.



Тестируемые еще тогда, и не идущие в массовую продажу шатуны для даунхилла Descendant в Black Box версии.
А рядом проверенные временем Stylo — похоже не правда ли? :)



Среди этого заводского процесса и велосипедного железа встречаются вот такие милые высокотехнологичные смазочные материалы от Дисней :)



А вот и сама любительница плюшевых мишек.

 

А знаете что она собирает?
Да — великий и ужасный Hammerschmidt — не дай вам бог разобрать его в полевых условиях :)

 

А вот начало производства карбоновых шатунов X0, XX
Листовой карбон на самоклейкой основе режется лазером по заданным компьютером лекалам.



В итоге на стол для монтажа подается огромное количество карбоновых заготовок, из которых формируют лапки переключателей, карбоновые ручки тормозов.
Для этого используется промышленный фен, карбоновые заготовки склеиваются по определенной схеме, и отправляются в печь для запекания листов в единое целое.







Производство шатунов из карбона немного сложнее.
Для начала из аллюминия штампуются заготовки шатуна, те его части, куда вкручиваются педали и устанавливается «паук» для звезд. 



Далее на специальном оборудовании эти две противополжные части соединяются между собой уникальным супер легким пластиком.



Пластик настолько легкий, что мозг отказывается соотносить вид изделия и его вес.
Забавное чувство, скажу я вам… берешь в руку заготовку, ожидаешь почувствовать определенный вес, а его нет… просто, как будто ничего не держишь :)

Выглядят полуфабрикаты шатунов так




Дальше уже по знакомой вам схеме.
Нарезанные из карбона части будущего шатуна раскладываются в соответствии с технологическим процессом.
Используя мощный промышленный фен, мастер обклеивает карбоном «воздушную» заготовку, раз за разом нанося заготовленные карбоновые части.





Причем интересна последовательность и чередование карбоновых деталей, видно что не просто так лепят, а по определенной, специально разработанной схеме.
В любом случае прочность шатунов на тесте это подтверждает.

Кстати, сами инженеры SRAM заявляют, что на X0 и XX можно катать даунхилл, но они специально не запускают в серию карбоновые экстрим шатуны, так как считают, что спроса на эту продукцию будет недостаточно. ( а мне кажется что у наших любителей лайтка пошло бы :) )

 

После склейки всех частей в единое целое, шатуны отправляются в печку для термической обработки, и спекания отдельных частей в монолитную карбоновую массу. 



После этого начинается долгий процесс шлифовки, грубой обработки по удалению швов и полировки.





Уже почти готовые шатуны попадают на покраску и финальные шлифовальные работы, также производятся фрезеровочные работы по подготовке отверстий, нанесению резьбы итд...





Каждый шатун проходит тщательную проверку на качество, осматривается со всех сторон и регистрируется в журнале.
Кстати, присмотритесь, никого знакомого не видите на фотографии? :) — загадка.

 



Пошла работа.....



Веселые картинки для поднятия настроения тружениц предприятия, знали бы они сколько стоит конечный продукт, вот бы порадовались… :)



Вот она, финальная обработка, заглядение… кто бы мог подумать, что в начале пути это болванки и куски пленки. 





Приятные пальцу карбоновые ручки, зимой не мерзнут, летом не нагреваются! :)





А это забракованные шатуны, мы посмотрели, повертели в руках, так и не нашли за что их уволили...
С собой взять и утилизировать их, нам не разрешили, к сожалению :) 




В следующем выпуске SRAM —  по ту сторону витрин, я расскажу о металлических изделиях и производстве амортизационных вилок Rock Shox.



Спасибо всем кто дочитал и досмотрел.
Фотки и текст мои, без разрешения не тырить :) 
?
Группа ВК                         
Группа FB                              
Instagram






Комментарии (43)

+10
>>Кстати, присмотритесь, никого знакомого не видите на фотографии? :) — загадка.

Видим-видим) — девушка в маске справа — это Люси Лью)))

avatar

asx

0
А слева Гришковец =))
avatar

sergey

0
ухх!!! зачетный репортаж. Очень интересно про карбоновое производство было посмотреть)
avatar

trailmax

0
Спасибо, все не очень профессионально расписано, но суть передана точно.
avatar

Vados

0
Все профессионально описывать — будет слишко много букв. Да и об этом можно почитать в других местах. И так отлично)
avatar

trailmax

0
интересно!
еще интересней процесс самой отливки шатуна… в формах
avatar

twice

0
В смысле отливки?
Ты имеешь в виду алюминиевого?
Так его не отливают, а штампуют, и используют метод холодной ковки.
avatar

Vados

0
ну вот видишь, как раз в этом и не секу)вот и посмотреть было бы интересно на примере)
avatar

twice

0
Их делают также, как сковородки, но на прессе насадки другой формы. Берут форму, сверху кладётся лист люминя, сверху «молоток» как зеркало формы. Молотком бьют по листу люминя и он принимает нужную форму. Вот тут видно как работает пресс — www.youtube.com/watch?v=nINE2fWScuA Почти всё люминиевое делает так. Ну кроме сварки труб, конечно же, ибо их сваривают (: А перед этим прокатывают, но этот процесс напоминает штамповку.

Вобщем, катаем мы с вами на самых настоящих сковородках!
avatar

Aux

0
понравилась статья)))как то по другому все предстовлялось))
avatar

DeMoNcHiK

0
да процесс производства карбоношатунов мне казался более сложным…
огромное спасибо за материал!
Ждем продолжения
avatar

Lexapskov

0
Ну на самом деле это не так просто, как кажется при поверхностном взгляде.
avatar

Vados

0
это проще чем я себе представлял, проще тем что делается из самоклеящихся слоев, а не отдельным нанесением материала с пропиткой каждого слоя смолой, последующим пресованием вакумом, для удаления излишков смолы, как это обычно делается при ручном производстве. вобщем благодаря технологиям они ваялт нескучные деньги.
avatar

Lexapskov

+2
Ну в репортаже собственно это не тот карбон который все подразумевают. На самом деле изготавливается из какого-то сверхсекретного поликарбоната, как и обычно взятого из авиа-космической промышленности. Когдато по дискавери крутили передачу про то как лепят любимую раму армстонга из этого материала
www.youtube.com/watch?v=2nVbmcnsXXs
avatar

rhombl4

0
Это вообще не карбон, а базальтовая ткань, по цвету черная, плетение как у карбона (Это и делает ее практически неотличимой от карбона), по свойствам ближе к стеклоткани (то есть не разбивается на мелкие осколки при критической нагрузке, а трескается локально), нагрузки выдерживает меньшие чем карбон, весит больше, стоит в 2 раза дешевле, из плюсов (по сравнению с карбоном)могу отметить только то, что не нужен «каркас безопасности» для защиты подопытного от мелких осколков при разрушении карбонового шлема например. «Карбоновые» шлемы 661 сделаны именно из базальтовой ткани, к слову, поэтому такие недорогие, и без защитного каркаса из металлической сетки внутри. Что касается конкретно технологии производства шатунов, хорошо что я их себе так и не купил,(почти купил), у нас кустарщики со стеклотканью подобным образом работают, а это прошлый век, на прочности материала тут не выедешь, для производства «нормального» продукта из карбона/стеклоткани/базальтовой ткани необходимы (помимо качественных смол и тканей)как минимум автоклав, вакуумный пресс, матрицы, и грамотный персонал, умеющий с этим всем обращаться. А тайванская девушка с феном, клеящая руками слои «карбона» это совсем не технология для производства шатунов стоимостью $400.
avatar

Kapusta

+6
«Лечу по фото» называется :)

Извини, но твои доводы не логичные и основаны не известно на какой научной базе, если таковая присутствует вообще.

Ты что маркировку этой ткани видел, или поставляешь ее на завод?
Определение — " по свойствам ближе" такое же голословное, как и сравнение в весе и стоимости.
По твоим словам, карбон рассыпается на осколки при механическом воздействии? )) lol
Карбоновые рамы по твоему, все с каркасом из металлической сетки?

Как раз технологии и качественный материал, позволяют обеспечить должное качество при такой, казалось бы на первой взгляд кустарщине.
Просто рассказать более детально я об этом не могу, к сожалению. А специальными техническими знаниями не обладаю, чтобы пояснить все нюансы.

Автоклав, вакуумный пресс и матрицы, как раз прошлый век, еще в 80ые годы, так изготавливали в «домашних» условиях карбоновые весла для гребного слалома.
avatar

Vados

0
Свойства карбона таковы что он принимая предельную нагрузку разлетается на мелкие и острые осколки, это известно даже детям, почитай литературу, (посмотри стоклновения Ф-1), если не знаешь этого, в этом и отличие его от стекломатериалов, которые сминаются.
Металлический (или композитный)каркас обязателен например для шлемов и прочих товаров, связанных с безопасностью и подлежащих обязательной сертификации, в остальных сферах царит полнейший хаос и колхоз, каждый варит как умеет, и все этим сказано. О рамах из карбона — гляди выше, еще добавлю, что в большинстве случаев на сегодняшний день для облегчения продукта, обернутого в карбоновую ткань, металлический каркас заменяют композитным (то есть фактически раму сделают из стеклоткани, а потом оборачивают сверху карбоном).
Касаемо технологий и прошлого века — расскажи это на любом форуме о композитных материалах, покажи им этот чудо тайваньской мысли, чтобы народ повеселился вволю. Срам Великий постиг величайший секрет карбонового производства, а до них никто не догадался что можно все на верстаке с феном сделать. Смех да и только.
Добавлю: производитель всегда будет говорить что его технология самая лучшая, дилер тоже всегда будет ему вторить, чтобы ЭТО продать, а уж на совести покупателя решать — какую лапшу носить, а какую с ушей снимать, Лично я такое хауно, простите ноухау себе на байк точно не поставлю. На сем откланяюсь.
avatar

Kapusta

0
милчеловек, спасибо.
порция позитива получена.
пиши ещё, мы Вас слушаем.
внимательно.
avatar

bryakomyaks

+4
Приведи ссылки на литературу, пожалуйста, я найти не смог информации по поводу предельных нагрузок, и разлетающегося на мелкие и острые осколки карбона.

Касаемо рам на основе стеклоткани, тоже не плохо бы подтвердить эти доводы линками, а то пока это все слова, не более.

Форум про композитные материалы если приведешь в пример, спрошу, не поленюсь, можно ли отличить по фото одну пленку от другой, посмотрим как народ повеселится вволю.

Понятно, что SRAM не единственный кто использует подобные технологии, и постиг их далеко не первый.
Но SRAM производит высококлассный продукт, обеспеченный гарантией и тестируемый до выпуска в продажу не один год.
Лично мне все равно, папье-маше это или нет, главное что на выходе одни из самых жестких и легких в мире шатунов, способных выдержать серьезные нагрузки.
Что касается цены, так я тебе приведу в пример с десяток более дорогих вещей, которые в своем производстве просто примитивны.

Оспаривать правильность и технологичность процесса я не берусь в отличии от тебя, знаниями такими не обладаю, к сожалению.
Просто рассказал и показал что видел.

За дискуссию спасибо, без обид.
avatar

Vados

0
«лечу по блогу»
avatar

bryakomyaks

0
карбоновые весла для гребли, все так же делают как и в 80 году, во всяком случае у нас =)
avatar

sergey

+3
Зачем вакуумный пресс, если ткань самоклеящаяся и не требует удаления излишков смолы? Матрицу тебе подавай? А это что?
avatar

schmel

-3
Из словаря:

-Углепластики (или карбон, карбонопластики, от «carbon», «carbone» — углерод) — полимерные композиционные материалы из переплетенных нитей углеродного волокна, расположенных в матрице из полимерных (например, эпоксидных) смол. Плотность — от 1450 кг/куб.м.
-Основная составляющая часть углепластика — это нити углерода. Такие нити очень тонкие (примерно 0.005-0.010 мм в диаметре[1].), сломать их очень просто, а вот порвать достаточно трудно. Из этих нитей сплетаются ткани. Они могут иметь разный рисунок плетения (ёлочка, рогожа и др.).

В общем учи матчасть. Карбон — это материал, финально получившийся в следствии складывания, склеивания, прессовки и термообработки нескольких слоев материи (можно сказать ткани), которая сама по себе состоит из углеродного волокна (нитки), сплетенной так, как решит изготовитель в зависимости от поставленных целей и задач.

Т.е. ты тут с умным видом сравниваешь готовый пиджак с нитками, из которых сделана ткань, из которой в свою очередь сшит этот самый пиджак.
avatar

Rain

+6
ну и к чему этот урок из Вики? И чем твой комментарий опровергает мои? Хотя в общем неважно, что кто думает, пусть продолжает так же думать (или писать по коммерческим соображениям), я выразил свое ИМХО в отношении технологии производства и получившейся надежности данных шатунов, могу уверить — оно небезосновательно, все кто в это не верит верить и не обязаны, расписывать целую статью в комментах о моих основаниях, и разжевывать каждому как и почему не имею желания, времени и сил, кому это действительно интересно могут почерпнуть ВСЮ нужную информацию в Инете, а отвечать на левые вопросы троллей и других сказочных существ у меня нет желания. На этом повторно откланиваюсь.
PS. спец для Schmel — вакуумный пресс необходим для того чтобы удалить все пузырьки воздуха из изделия, и плотнее прижать слои углеткани к внутреннему каркасу и между собой, излишки смолы там есть и их очень немало, удалить их можно только прессом. Чтобы в результате прессовки деталь не деформировалась(внутренний каркас очень нежен, это ясно из описания), при прессовке необходима матрица. А автоклав необходим для активации и полимеризации смолы, и последующего спекания углеродных нитей до того, что и называется карбоном. Простыми словами (не научно) о карбоне и технологии его производства можно почитать например graphite-pro.ru/technology/carbon (вторая ссылка из Гугла), если есть еще интерес или глупые вопросы — поиск рулит. Просвещайтесь, а не троллите на форумах.
avatar

Kapusta

0
Ну таки карбон или базальт? ;)
avatar

schmel

0
любителям википидии

«Недостатком карбона является боязнь «точечных» ударов. Например, капот из карбона может превратиться в решето после частого попадания мелких камней. В отличие от металлических деталей или деталей из стеклоткани, восстановить первоначальный вид карбоновых деталей невозможно. Поэтому, после даже незначительного повреждения всю деталь придется менять целиком. Кроме того, детали из карбона подвержены выцветанию под воздействием солнечных лучей.»

у когонибудь выцветали шатуны от солнца?

а точечные удары в МТБ это миф. камушки то не летят из под колес)
avatar

zool

0
выцветает смола а не ткань:)
avatar

misterdx

0
у когонибудь выцветали шатуны от солнца?
у одного знакомого рама карбоновая (Specialized Enduro S-Works) как раз выглядит как выгоревшая на сонце. Карбон не имеет лако-красочного покрытия и заметно посветлел.
avatar

mor

-8
раскрыть комментарий
avatar

Kapusta

0
Ты бы интернеты что ли повнимательней читал. Найди 10 отличий:
— производство карбона;
— производства шатунов из карбона.
avatar

schmel

0
помнится когда то один человек говорил что штаны марзочи отливчат при -300 градусах это не ты случайно?:)))
avatar

misterdx

0
повеселил)))Нет не я. А когда ты понял что это в принципе невозможно? И кто тебе рассказал причину?
avatar

Kapusta

0
ну в первом классе еще вроде знал, когда книжки читать научили…
avatar

misterdx

+2
эта «самоклейка» называется пре-прег(ткань пропитаная смолой))) очень много где сейчас делается именно из таких пре-прегов, только обычно он хранится при минусовой температуре, а тут этого не заметно почемуто
avatar

misterdx

комментарий был удален
+2
спасибо, очень познавательно.
производство карбоновых шатунов напоминает hi-end папье-маше)
avatar

Pafos

+2
Здорово) интересно про вилки почитать, посмотреть)

Очень понравилась часть про «Кстати, сами инженеры SRAM заявляют, что на X0 и XX можно катать даунхилл, но они специально не запускают в серию карбоновые экстрим шатуны, так как считают, что спроса на эту продукцию будет недостаточно. ( а мне кажется что у наших любителей лайтка пошло бы :) )» ))))
avatar

Knolly

0
приятные глазу картинки...)
спасибо, очень позновательно
avatar

victoria5000

+5
Очень правильно написано, не приходится морщить лоб и лазить по википедиям, спасибо за доступность, было интересно.

ЗЫ: кто там на фотке то?)
avatar

bomberfox

0
Спасибо.

На фотке… ну может gri gri Травин ответит? )))
avatar

Vados

+4
Скорее бы про RockShox.
avatar

Julian

0
Про Вилки Скорееб!!!
А есть Фотка в разрезе шатуна???
По Этим Фоткам кажется Что толшина карбона Очень мала.
avatar

narkoman

+6
avatar

Valilenk

Комментировать


Зарегистрируйтесь, либо авторизуйтесь с помощью социальной сети или введите логин