ВелоиндустрияВиды крепления Direct Mount звёзд и почему их так много?

Велоиндустрия: Виды крепления Direct Mount звёзд и почему их так много?

В статье про Ochain товарищ _va резонно негодовал из-за количества видов крепления звёзд к шатунам. Действительно, уже даже не беря всякие BCD стандарты крепления к пауку, а взяв условно один вид всё равно получается целый ворох стандартов. Мы постарались собрать их все в одном месте, а как бонус — написали всем производителям шатунов из поста с вопросом ну зачееем по каким причинам они используют тот или иной? Кому интересны стандарты и ответы — добро пожаловать под кат.

Внутри апдейт от Cannondale.

Не забегая вперёд попробуете угадать сколько же стандартов всего? Конечно, статья больше относится именно к горному велосипеду, но и информацию про «шоссейные» аналоги прихватили. Вполне возможно что стандарт какой-то максимально бутиковой и не шибко известной фирмы забыл упомянуть. Так что если вы такие знаете, можете смело делиться в комментариях! Потом можно будет расширить пост.

Также, к каждой фотографии стандарта будет прикреплен ответ от производителя (где он был) по поводу выбора именно этого стандарта.

А теперь, как говорил Юрий Алексеевич — «Поехали!»

1. SRAM, Cane Creek и DMR

Велоиндустрия: Виды крепления Direct Mount звёзд и почему их так много?

Несмотря на довольно хитрый вид шлицевого соединения — у производителей является самым популярным стандартом. Cane Creek были одними из первых кто откликнулся на наше письмо (хотя сначала это и был автоответ про коронавирус и задержку в работе). Уже через день после обращения ответ держал Люк Букоски, директор по маркетингу в Cane Creek:

"Мы выбрали именно этот стандарт потому что он был открытым (в плане патентов) и использовался многими сторонними производителями звёзд. А Shimano тогда ещё не делали шатуны с Direct Mount. Мы провернули крепление на 180 градусов (относительно расположения отверстий на шатунах SRAM), чтобы 2 из 3 болтов вкручивались прямиком в шатун, а не в дополнительные выступы. Это позволило одновременно усилить и упростить крепление. Меньше затрат на производство, меньше нагруженных узлов."

Что же, довольно исчерпывающий ответ.

Из SRAM ответ пришел без подписи, просто от команды SRAMTech:

"Множество брендов делает свои стандарты по разным причинам. В основно это из-за того, что каждый выделяет для себя что-то важное с точки зрения функционала шатунов. В SRAM искали жесткое, лёгкое и простое исполнение. Другие бренды возможно ориентировались на стоимость, дизайн или патенты." Хотя глядя на вид шлицов такое решение сложновато назвать простым.

2. SRAM 8 Bolt

Велоиндустрия: Виды крепления Direct Mount звёзд и почему их так много?

8 шлицов и 8 болтов, как вы уже наверно поняли из названия. Это шоссейный стандарт SRAM. К нему приспособлены всякие измерители мощности и прочие шоссейные двойники.

3. FSA, Cannondale Direct Mount

Велоиндустрия: Виды крепления Direct Mount звёзд и почему их так много?

Проприетарный стандарт от Cannondale, как уже можно понять. 2 длинных и плоских и 14 круглых шлицов.

На запрос отвечал Амандин Гирни, менеджер по маркетингу в Cycling Sports Group Europe B.V. (куда входят Cannondale, GT, Mongoose, Schwinn, Fabric и ещё пара других фирм), он попросил время на обсуждение ответа с PR командой.

Через неделю мы снова списались и он ответил что всё ещё ждёт ответа от PR. Затем ещё плюс неделя и письмо с вопросом от PR «о чём мы собственно спрашиваем — про каретку или звезду?» Вполне допускаю шанс, что «там» что-то недопоняли (хотя у других производителей вопросов не возникало), посему снабдил ответ даже фотографиями с интересующими узлами. Всё ещё жду ответа, но не очень хотелось растягивать написание поста на месяцы (давая время производителям придумать ещё парочку стандартов). Так что если ответ поступит — пост обязательно обновится.

UPD. Буквально через час после публикации статьи Амандин прислал мне ответ:

"Мы создали наш интерфейс ещё в 2000-х на Тур де Франс с командой Team Saeco. Основной упор был на передачу мощности, низком весе и простоте конструкции. Годы использования показали его чрезвычайную надёжность, так что для нас было очевидным использовать наш проверенный интерфейс в 2015 году, когда мы начали выпускать шатуны с DM звёздами. Это позволило нам создать невероятно жесткие и прочные шатуны как для MTB, так и для шоссе. При этом новые шатуны были совместимы со всеми старыми звёздами."

4. Race Face Cinch

Велоиндустрия: Виды крепления Direct Mount звёзд и почему их так много?16 круглых шлицов. Писал на две разные почты несколько раз, но из RF ответ не пришел. Учитывая сложную эпидемиологическую обстановку во всём мире — это не удивительно.

5. Easton Direct Mount

Велоиндустрия: Виды крепления Direct Mount звёзд и почему их так много?

15 круглых шлицов с проточкой. К сожалению из Easton тоже никто не ответил.

6. Rotor Rex Direct Mount

Велоиндустрия: Виды крепления Direct Mount звёзд и почему их так много?

11 круглых шлицов. И сразу же второй стандарт от них, но не спишите их ругать за внесение смуты на рынок.

7. Rotor Hawk Direct Mount

Велоиндустрия: Виды крепления Direct Mount звёзд и почему их так много?

Здесь аж 45 шлицов! Рекордсмен нашего списка.

На запрос лично ответил Пабло Карраско, соучредитель ROTOR. И если честно — это именно тот ответ, который хотел бы услышать каждый кто обратился в техническую поддержку.

Пабло отметил что стандартов действительно многовато и это касается не только крепления звёзд, а и вообще любых узлов. По его мнению причина такого количества стандартов в том, что на рынке очень много «дерьмовых» патентов на любую безделушку. Не в плане того что патенты плохие, а в плане того что при создании какой-то своей железки ты ненароком можешь использовать чужой патент. Так что создаются максимально непохожие друг на друга узлы. Плюс каждому хочется чтобы покупатель взял не только условные шатуны, а и новую звезду (так как старая не подходит), а это всё дополнительный профит. Но в Rotor руководствовались не этим.

Так как Rotor делали лайтовые алюминиевые шатуны им нужно было такое соединение, которое не будет убивать сам шатун. Они сделали Rex, но не ограничивали его патентом, чтобы другие производители могли свободно его использовать.

Когда же создавался Hawk — оглядка была именно на использование шатунов с овальными звёздами. По своей сути — это просто 45 шлицов, которые можно поставить в любом положении на ось. Да-да, именно на ось крепится сама звезда. Вдобавок ось можно проворачивать уже внутри самого шатуна на 8 позиций. Все эти ухищрения позволяют добиться регулировки в 1 градус (!).

Велоиндустрия: Виды крепления Direct Mount звёзд и почему их так много?

Это всё втройне актуально в шоссе или триатлоне, так как позволяет добиться максимальной производительности подбирая параметры индивидуально.

После всего вышеперечисленного Пабло поблагодарил за такой интересный вопрос и добавил что хотя он и знает что у нас с короной всё не так жестко как в Европе, но всё равно желает нам быть осторожнее и беречь себя. Еще Пабло выразил надежду встретиться на какой-нибудь будущей вело выставке, так-то.

Весь текст его ответа выкладывать не буду, там аж два листа А4 наберётся.

8. Specialized S-Works

Велоиндустрия: Виды крепления Direct Mount звёзд и почему их так много?

Очень похож на Rotor Rex, но здесь 10 шлицов. У Specialized Российский офис работает в полную силу, уже через 2 дня меня ждал ответ Кристины Магомедкеримовой, SMM и PR менеджера:

"Правда на поверхности – каждый хочет сам зарабатывать по максимуму на продаже звезд, не давая этого делать конкурентам) Поэтому да, наши звезды особенные, ибо патентуется все, от формы зуба до количества шлицов, и самые лучшие, потому, что плод долгих и тщательных разработок. Ну и конечно, все стратегии и секреты производства остаются внутренней информацией." Как-то так, ни убавить, ни прибавить.

9. INGRID

Велоиндустрия: Виды крепления Direct Mount звёзд и почему их так много?

Весьма специфический рисунок шлицов, хотя если присмотреться — 9 круглых шлицов и 3 плоских и длинных. Ответ от Ingrid тоже не пришел.

10. E*thirteen QuickConnect

Велоиндустрия: Виды крепления Direct Mount звёзд и почему их так много?

15 уже ± знакомых шлицов. Внимательный читатель уже наверняка заметил что шлицы одинаковые, и звезду тоже можно переставлять. Это даёт дополнительное пространство для манёвра с овальными звёздами. На запрос ответил Деннис Манкель, представитель The Hive Europe:

"Это правда хороший вопрос! Когда в 2011 году мы делали QuickConnect для шатунов TRS на рынке не было так много стандартов. Для нас было очень важно использовать уже существующий кареточный ключ. Сам стандарт простой, лёгкий, легко собирается и довольно надёжный.

Я сомневаюсь что в разработке креплений очень много патентных ограничений. Самым популярным решением на рынке очевидно является SRAM и я не слышал чтобы у кого-то из сторонних производителей были проблемы с использованием их стандарта." Но мы то уже знаем, что патент SRAM просто открытый, потому ни у кого нет проблем с ним.

11. Shimano Direct Mount

Велоиндустрия: Виды крепления Direct Mount звёзд и почему их так много?

Одна проточка и 20 шлицов. Почти Race Face, но не он.

На два наших письма мы не получили даже автоматического ответа, а в пресс-релизах такого глубокого пояснения не даётся.

12. Hope

Велоиндустрия: Виды крепления Direct Mount звёзд и почему их так много?

Версия для гравити имеет 6 пазов и столько же проточек.

13. Hope RX

Велоиндустрия: Виды крепления Direct Mount звёзд и почему их так много?

Это гревел/шоссейная версия, у неё украли одну проточку, соединив два соседних шипа. В теории MTB версия звезды встанет на шатуны RX. Проверять это мы конечно же не будем, а Hope на наши вопросы не отвечают.

Что на выходе? Получается довольно забавная статистика. У одних производителей есть четкие обоснования что и зачем сделано, они с радостью делятся разработкой и дают использовать её всем желающим. У других довольно понятные желания заработать на комплектующих. У третьих это желание слегка гиперболизировано даже внутри своей фирмы, со стороны это выглядит как отсутствие здравого смысла.

С какими креплениями сталкивались вы? Можете поделиться опытом использования и возможными багами?
?
Блинов хочу, со сметаной!

Комментарии (93)

+9
Отличная статья. Вы прямо молодцы. 
avatar

Iscander

0
Выложите пожалуйста ответ Ротора на инглише. 
В комментарии к посту.  Было бы интересно почитать 
avatar

Iscander

+27
Hi Anatolii,

My name is Pablo Carrasco, co-Founder of ROTOR.
In the bike industry we do really have a problem if we talk about standards… It happens everywhere along the complete bicycle: BB’s, head-sets, hub’s lengths and their axles, disc brakes rotor attachments…
Taking just about your question, about Direct-Mount “cranks”, I understand your are talking about the Direct-Mount attachment, normally intended for spare spiders, spider based power-meters, or of course for just one-by chainrings:
Yes there are too many. Probably each crank manufacturer has got its proprietary one.
A main reason is that right now there are so many “shit”-patents about every small and even silly detail in the bike, that to copy something which one of the biggest is using is a big risk. This is one of the reasons for sure… And make sense for them trying to protect their own attachment: imagine to avoid the competitors to sell power-meters for your crankset when you are one of the big sellers… That is not our case.
In ROTOR we have been using our own spline interface for many years, but having different solutions for 24mm and 30 mm axles, and their designs were based on the integrity and specifically fatigue resistance of our lightened crank-arms, at that time all of them made of aluminum: using other manufacturer options would have result in a heavier product at that time… That spline attachment was not patented, and some power-meter manufacturer as well as chainring manufacturers have been selling products for our crank-arms for years.
But in the recent years we have adopted a new “standard” which is close to perfection in terms of fatigue resistance, small enough in dimensions, very neutral about interfering power-meter calibration values, and reproducible because for this interface attachment we just use a 45 teeth DIN standard. Why?:
Apart of all the advantages I have already mentioned, for us, the use of oval rings is a real advantage in which we have been pioneers, and the main reason for which we are world-wide known. Nowadays there are many manufacturers of oval chainrings, but only 2 of them (first ROTOR and then OSYMETRICS as well) have been recruiting a big list of professional victories including Golds at the Olympics and World Championships as well as Tour de France or other ProTour races… we have been always investing in Road cycling, MTB and Triathlon, with a 20 years history of racing success. Having said that, what make sense to this number of 45 is what we call OCP (patented), which is all about the option to adjust the orientation of the OVAL for the best biomechanics performance you can obtain when ovalizing your pedal stroke:
Having 45 teeth result in 180º/45 = 4 degree increments for each OCP value.
Furthermore combining a Direct-Mount with 45 teeth with an axle-to-arm spline connection with 8 groves, we result in 360 different combinations which means that we can adjust the orientation of the OVAL every 1 degree (as an example, it is like when you can adjust your seat-post height every 1mm), when other manufacturers using our oval shape just can say that they have designed the perfect clocking (orientation) for each chainring size… but it is never a possibility for each cyclist.
Anatolii, I hope all this explanation can help you, but I am open for you to come back with whichever question at my e-mail address.
Remember that for whatever technical question about cycling and bicycles you can contact me… And hopefully we will meet somehow in whichever Bike Show in the future. I know that you there in Russia have a much better situation than here in Spain, but take care.

Best regards,
Pablo
avatar

kuzlich

0
Даааааааа.  Отличный ответ. Спасибо 
avatar

Iscander

+9
Не могу не присоединиться к респектам, спасибо огромное, вот это действительно полезная и своевременная работа!
Из мыслей:
1 — ДМ звёзды были придуманы прежде всего для возможности их оперативной замены под конкретную трассу/местность, ещё во времена до 12-ск диапазона. И поэтому весьма немаловажным фактором там будет тип замка и инструмент для монтажа. Соответственно, стандарт с креплением звезды болтами (+тредлок каждый раз) — явные аутсайдеры смысла.
2 — «Ротор» — красавчики! даже несмотря на поддержку двух разных стандартов. 
3 — В итоге этой «революции» потеряли крепление под рок-ринг, что печально. Для двойника есть переходники, хотя явно не у всех.
4 — А вообще столько разных стандартов на одно и то же — откровенный АДЪ!
avatar

Chute

+11
1 — ДМ звёзды были придуманы прежде всего для возможности их оперативной замены под конкретную трассу/местность, ещё во времена до 12-ск диапазона.

они реально думали, что снимать шатуны и здоровую нетиповую гайку настолько быстрее, чем открутить и закрутить 4 бонки?)
avatar

boogie

-1
Бонки — дурацкий крепёж. Никогда не нравилось их раскручивать, а они часто прикипали… спиливал раз, когда надо было «просто переставить звезду под 4х-лапку». В результате вместо просто снять шатун, открутить гайку, поменять звезду, закрутить и поставить шатун, появились ещё шаги найди болгарку, спили бонку не покоцав паук и звезду.
Ещё у меня в хозяйстве жива звезда ДМ на 26 зубов ина 28 водится. Уж не знаю понадобится ли когда-нибудь ещё, но на 104 BCD самая мелкая звезда на 30. На 96 не знаю, лень искать.
avatar

pustota

+23
Прикипали, срезал...
Те ставить на смазку и не перетягивать… не, не слышал
avatar

ouninpohja

+7
Одно другому не сильно мешает. У меня не прикипали, но было когда утренняя катка откладывалась «пока не сменим звезду тому парню», а она прикипела) и про тонкие бонки, да. Если под 2 шестигранника — норм, но большей частью под плоский ключ + шестигран и крутить реально неудобно.
avatar

pustota

+8
Придумавшего бонки с пропилом, ждёт отдельный котёл в аду.
avatar

gagar1n

0
Они вполне оправданы в некоторых случаях twentysix.ru/blog/repair/108585.html, там подробно. И вообще — есть звёзды с уже резьбой (с интегрированными бонками).

А отдельный котёл занят для изобретателей USB-разъёма ))
avatar

Chute

+8
А отдельный котёл занят для изобретателей USB-разъёма ))

Ну ладно уж, сильно удобнее COM и LTP!
avatar

lokki

0
LPT. Даже я с ними почти не сталкивался. Единицы принтеров за всю карьеру. Ком правда живёт как консольный. И я не сказал бы что USB удобнее. По форме разъёма не понятно какой стороной подключать, в отличии от LPT и COM которые можно даже в слепую под столом подключить с первого раза. 
avatar

pustota

0
Юсб вставляется всегда дырочками разьема наверх, пластиковой планкой вниз. Добро пожаловать.
Последний раз редактировалось
avatar

agressor

+1
справедливо для ноутбука. Но тут возникают тонкости. Разъёмы на материнской плате, которая чаще всего стоит вертикально… оок. пластиковой вставкой к плате. Разъёмы на морде системника? А если они вертикальные? Как на ощупь понять какой стороной вставлять разъём в тесных условиях при огрниченной длине провода? А если в удлинитель надо включить?
avatar

pustota

0
Не сталкивался с такими, честно говоря.
avatar

Chute

0
Подробно-то да, только там винты болтами зачем-то называются…
avatar

madbiker

+34
Единственный практический смысл, который я обнаружил при использовании систем с DM звездами за 7 лет — можно использовать очень маленькую звезду, в Крыму использую 28 для АМ и мне норм.

По поводу оперативной замены — если рассматривать конфиг 1х и там и там, то звезда на пауке меняются быстрее и проще — откручиваем бонки при помощи максимум двух маленьких 6-гранников (мне обычно одного хватало), снимаем звезду через шатун, закидывем новую звезду и закручиваем бонки. Пара минут, бонки обычно стальные, моменты низкие, смазки нигде нет.

Чтобы поменять DM-звезду на Race Face, нужно:
1. Открутить шатун, который крепится алюминиевым болтом 8мм ключем, уже не самая популярная вещь
2. Открутить алюминиевую гайку, которая держит звезду при помощи 20-пинового съемника каретки, она затянута с моментом 40Nm, поэтому нужен здоровый ключ или трещетка для съемника, процесс еще не очень удобный, тк снятый шатун со звездой неудобно держать и откручивать одновременно, нужно какую-нибудь деревяшку подкладывать под звезду, следить чтобы съемник ровно в пазах стоял, чтобы ключ этот из съемника не выпадал ))
3. Поменять звезду, чекнув шлицы на шатуне
4. Закрутить гайку, у неё заходит 2-3 витка всего, поэтому надо быть аккуратным и следить, чтобы она идеально зашла по резьбе
5. Поставить и прикрутить обратно шатун с моментом 50Nm не загадив уже шлицы вала 

Для меня это стрессовая операция минут на 15 с измазыванием в смазке, которую я делаю только если в горы еду, тк не хочется лишний раз беспокоить резьбы и шлицы в алюмиевых болтах и гайках, поэтому срамовский вариант с креплением «роторными» болтами мне больше нравится, чем у RF или у других вариантов с использованием гайки, может там конечно свои подводные есть, о которых я не знаю, тк Sram DM не использовал, но Torx T25 у меня всегда есть, а съемник и здоровенный ключ для него нет.  
avatar

meistaken

0
Для меня это стрессовая операция минут на 15
I know that feel bro. У меня шоссейная система Easton с точно таким же креплением. Иногда хочется поменять звезду под условия катания, но таааак лениво возиться с этой гайкой. В условиях мастерской и с тисками было бы куда проще, но «на коленках» и вдали от дома — ну нафиг.
avatar

Legnar

+2
Да, про звёзды меньшего размера забыл, каюсь. Хотя к тому времени уже появились мелкие ВСD — 88 (?), 94 и 96, на них звезда вроде минимум 28Т ставится.
Насчёт смены звезды на пауке — тут не очень согласен, дело довольно геморное. Для начала — многие бонки (особенно короткие, под сингл) под плоский шлиц, а не шестигранник, то есть нужно их держать сзади этим спецключиком. Ну и бонки должны быть на фиксаторе резьбы, то есть надо его сначала сорвать, а потом намазать перед сборкой.
Про съём шатунов RF и подобных тоже не учёл, я к Шимано привык, где достаточно одного 5 мм шестигранника и пальца ). У кого-то вроде даже правый шатун просто снимается с вала одним болтом.

То есть резонов для использования DM-звёзд всё меньше, да и стальные звёзды в таком исполнении не делают (или делают?), а ресурс у алюминиевых заметно меньше.
Последний раз редактировалось
avatar

Chute

+1
Вообще то срам делает стальные звезды. 
avatar

schmel

0
Ок, спасибо, как раз вспомнил, что вроде видел…
avatar

Chute

0
Уже не только срам. РФ тоже стали делать.
avatar

pustota

0
РФ. Правый шатун снимается с вала шестигранником на 8. И нужен ключ для старых картридных кареток резьбовых, чтобы открутить гайку фиксирующую звезду.
avatar

pustota

+1
Ах, да, опять дополню.
На съёмный паук теоретически можно ставить немощьметр (а практически — почти все иголяются с ним в других местах привода).

Но самое главное — с переходом на сигнл и применением ДМ звёзд производителям и дистрам стало возможно избавиться от необходимости производить и держать на складах разносортные версии систем, с разным набором звёзд, тем самым существенно снизив товарно/денежное «якорение».
Звёзды отдельно относительно систем не в счёт, тем более их отдельно продавать стало проще — то NW-зубья сносились, то о бордюр/поребрик/камень погнули, то с размером хочется поиграться…
avatar

Chute

+12
В соседних ветках очень много говорили о весе инструмента, который берется в самолет на выезд (идея домашней смены звезды под любимый трейл даже такому задроту как я кажется беспредельной). Сравни вес полноценного ключа Аллена на 8мм (затяжка 75-85н/м, помнишь) с ключом, удерживающим от гипотетическогого проворота «маму» бонки. Это раз. Учти, что бесконечный демонтаж шатуна ведет к уничтожению его крепления к оси (если не Шимано). Это два. «Закипающие» бонки — признак пофигизма как на правила их установки, так и на частую смену передней звезды. Это три. Извините профессор, но Вам — мат. © 12 стульев

Добавил: Имею Шимано 985 и Срам ХХ1. Сравнивал.
Последний раз редактировалось
avatar

Polkovnik

+1
с тех пор как на велосипеде не стало рокринга, с собой в отпуск беру запасную звезду

потому что надеяться на то, что в локальном магазине будет звезда под нужный DM-стандарт, бесполезно.

а звезды портятся легко и случайно

Пока что, перевес обходился дешевле стоимости ремонта+запчастей.
avatar

RomanAkentev

+1
В обсуждении темы я пока не заметил ни одного участника, претендующего на Тор3 ДХ или PЭС. Это означает, что запасная звезда берется на случай её повреждения, а не под трейл, как было указано в каменте, на который я рефлекснул. Я сам (под смех завсегдатаев ТО в Алуште) возил и запасные тормоза, и винты подсески и даже амо. Но на поезде. Так что мимо. А что по другим пунктам?
avatar

Polkovnik

+9
Топы едут с 12ск сковородками 50 зубовыми, при хорошем ОФП, им на все хватает диапазона. И велосипеды каждый год нового стандарта не на начальном уровне железа, которое не рассыплется за гонку (про Каньон ничего не скажу, вот).

Что касается, под трейл, то да, я — не топ, жена — условно топ РЭС (в призах была уже не раз). Звезды брались с собой на выезды в финские соревы, т.к. я не знаю, что будет на конкретном этапе. То ли с подъемником парковые трассы, и тогда на спуск можно поставить покрупнее переднюю (Саппее), то ли целый день самокрута с апхиллами по трассе марафона (Тахко, Химос, Мессиля).  в Тахко — смешно получилось. Планировалось почти все с подъемником, но он поломался + пошел дождь. Расклад изменился, силы катастрофически кончились уже на просмотровом дне, можно и поменять переднюю.  В багажник машины бросить не обломно: ключ, звезды, что-то еще.

В отпуск тоже брал звезды, т.к. непонятно было, насколько большие градиенты в Хорватии и Триесте. Самокруты по 600м набора были. Первый год менял жене звезду на меньшую. Второй — сразу ставилась 28.

При поездке в байк-парк тоже ставится звезда покрупнее спереди. На катание с самокрутами в начале сезона, звезда поменьше.
15 минут на замену cinch-звезды жены — не так уж и долго. У меня BCD104, звезды от 30 до 36 меняю.

А с бонками, в прошлом году весной в тему ЗИП было. Эстонцы — соседи по кемпингу, попросили помощи. В день просмотра трассы финской эндуро в Мессиля потеряли две из четырех бонок на системе. Купить негде. В моей заначке были слишком длинные, пришлось как-то колхозить, на гонку хватило. 
avatar

RomanAkentev

0
Хороший рассказ, без сарказама, респект. Особенно про то, что можно положить в багажник машины и про потерянные бонки. Наверное надо было, но в свои поездки я запасные звезды не брал, лишь однажды подвесил вторую мелкую на M985 для тура по Кабардино-Балкарии. И на свой вопрос ответов я так и не увидел. И кстати, CINCH — это стандарт оси 30мм, а не крепления звезд к системе. В ответ на быстрозаменяемость звезд DM готов вызвать автора этого утверждения на очный баттл в замене на скорость DM vs. 104мм. Делайте ставки.
Последний раз редактировалось
avatar

Polkovnik

+18
Готов поучаствовать, при условии, что надо поставить 26 зубую звезду.
Последний раз редактировалось
avatar

RomanAkentev

+1
Топы едут с 12ск сковородками 50 зубовыми, при хорошем ОФП… да, я — не топ… звезды от 30 до 36 меняю… надо поставить 26 зубую звезду.

за 2 часа до пятницы.
avatar

Polkovnik

+4
Алексей, не могу согласиться про то, что это стандарт оси 30мм у рф, ибо имею шатуны Аеффект с этим самым синчем и православным валом 24мм.

Возможно эта инфа пошла с первого анонса «новых» турбин, которые были первыми шатунами от РФ и с валом 30мм и с директ-маунт креплением синч.
Последний раз редактировалось
avatar

SergeiPikulin

0
Возможно. Но у меня были (в 2016г в стоке с байком) шатуны RF Turbine Cinch с валом 30мм и BCD 104мм.

апдейт. Не поленился зайти к RF и посмотреть на Cinch System

res.cloudinary.com/fox-factory/image/upload/v1587411879/53b60fa893e5ff1725d0777d9bc4bec46c17eaa2_B10186_Cinch_System_Installation_gpfy18.pdf
Последний раз редактировалось
avatar

Polkovnik

+1
Алексей, а на турбинах, случаем, не паук под систему cinch был установлен?


так-то, на звездах явно пишут:


 
avatar

RomanAkentev

0
не помню. они у меня не задержались. а ты ссылку открывал? еще раз, я готов согласиться и с тобой и с Сергеем, но сейчас мои глаза видят другое.
avatar

Polkovnik

+3
Коллеги, баттл можно провести на камеру с секундомером, заочно. Так как мы тут заизолировались, то такой контент доставит. Спасибо. 
avatar

Iscander

+5
Баттл онлайн допускает манипуляции. Ниже Жора это уже продемонстрировал, соскакивая со своих же утверждений, обвиняя меня в антагонизме (upd. — нет, я криво прочитал, сорри) и не видя противоречий в своих же утверждениях, меняя тему и вынуждая таким образом вливаться в новый спор и замыливать то, на что я ответил. Не поведусь. Кто хотел, тот понял, на что именно я отреагировал и что именно хотел донести. 

Я не спешу. Пусть будет фейс-ту-фейс, с правилами честной установки (смазкой того, что нужно смазывать, моментом затяжки по мануалу) и проверкой правильности и результата судьей. А то будет как в модных видео, где байк собирают с улыбкой, не испачкав руки и за 10 минут. )))

Касательно крепления звезд DM — я не вижу в них ничего плохого (сам пользую), но и не вижу явных профитов. Стандартов, как выяснилось, куча (как и BCD лет 5-7 назад), жесткость в сравнении с 4-лапыми шатунами сомнительна, экономию в весе скорее можно получить от материала шатунов и технологий их изготовления (иначе зачем стальные звезды?). Ну и нужда в повседневном использовании звезд меньше 30T с набором в кассете с верхней звездой от 42 до 50T даже у меня вызывает вопросы.
Последний раз редактировалось
avatar

Polkovnik

+7
1 — ДМ звёзды были придуманы прежде всего для возможности их оперативной замены под конкретную трассу/местность, ещё во времена до 12-ск диапазона. И поэтому весьма немаловажным фактором там будет тип замка и инструмент для монтажа. Соответственно, стандарт с креплением звезды болтами (+тредлок каждый раз) — явные аутсайдеры смысла.
Это то, что я писал. Видимо вопрос возник к последней фразе. Поясняю — она относится к DM звезде с креплением на болты (3 или 8 шт), которые показаны в этой теме, а не к BCD-креплению на бонки. То есть — я пишу, что данные (как минимум два) стандарта DM своей реализацией похеривают свою же идею быстросъёмности. Но стандартов в статье больше, шатуны снимаются по--разному, возможно где-то быстро.

Чувствую себя как человек, который заметил ошибку в одежде Штилица и тут же получил обвинение в оправдании фашизма )))))
avatar

Chute

0
Лёша, я никоим образом не агитирую за DM-крепления, а только пытаюсь понять (и объяснить) смысл их зарождения и существования, поэтому не вижу антагонизма в твоих аргументах, они скорее дополняют мои. Про «закипающие бонки» я ничего не писал вроде. Мой ход будет возвратом в началу и повторению уже написанного, пардон:
1 — Выгода производителя в снижении затрат на товарный ассортимент.
2 — Съёмные пауки и DM появились ещё во времена 11-, а может даже и 10-ск. И систем там куча разных, не всем нужен ключ на 8 мм (он же нужен для многих педалей, кстати). Первоначально обычному пользователю быстрозаменность была не очень принципиальна, он может поменять всё небыстро, а вот командным механикам — вполне.
3 — Только потом выяснилось, что DM помогает решать те проблемы, которых раньше небыло, во времена двойников-тройников и рокрингов), а повальный переход на 12-ск сделал необходимость замены звезды под трассы довольно сомнительной.
4 — Что интересно, у Шимано DM звёзды появились вот только недавно, на самом последнем поколении. То есть большой технической надобности в таком решении нет, это скорее «всё прочее» и маркетологическое.
avatar

Chute

0
Я меняю звезду на РФ минут за 5 и почти без матов. Сам затягиваю, сам раскручиваю.
avatar

pustota

0
По п.1 это тебе повезло, что на 8 шестигранник. Я тут недавно искал шестигранник на 16, что бы снять систему RF cinch)
avatar

AlexMV

+16
Чтобы поменять звезду не нужен шестигранник на 16, у меня тоже Cinch и есть этот шестигранник, он нужен только для того чтобы поменять ось, а в обычном состоянии гайка для которой нужен этот шестигранник является выжимкой для правого шатуна. К слову у RF есть маленький переходник для шестигранника с 8 на 16 за пару баксов, который я потом уже купил на всякий случай. Вот этот красавчик в сравнении с 4мм и полноразмерной мышкой хаха )



avatar

meistaken

0
Чтобы снять систему RF cinch шестигранник на 16 не нужен. Снимай правый шатун шестигранником на 8 и разбирай. Шестигранником на 16 на заводе, в идеале намертво, прикручивается левый шатун на вал. Его нужно снимать только для замены вала. Есть у меня в хозяйстве такой шестигранник. Ровно как на соседней фото.
avatar

pustota

0
Не нужно, это если нормально поставили на смазку и ни чего не прикипело. В моём случае, волнистое металлическое кольцо между гайками на 8 и 16, кто-то при установке перикосил и его зажевало в резьбу.По этому пришлось сначала на 16 гайку откручивать.
avatar

AlexMV

+14
1 — ДМ звёзды были придуманы прежде всего для возможности их оперативной замены
ДМ-звёзды были придуманы прежде всего для упрощения конструкции и снижения веса (выкинуть паук и бонки).  «Оперативность замены» продвигалась как смягчение негативного эффекта от сужения диапазона. Типа мы вам там диапазон конечно снизили относительно двойника, но вам он в каждую покатушку весь и не нужен, и если правильно подобрать DM-звезду, то вам хватит и более узкого (я помню, как тогда страдали отдельные купившиеся на это кантрийщики на многодневках, где в начале этапа надо сначала ползти вверх в 20%й градиент, а под конец этапа спускаться 20 минут по пожарной дороге со скоростью 40-50, постоянно подкручивая).

Напомню, как всё развивалось у SRAM: сначала появились системы GXP, где паук был съёмным (как раз под это sram dm крепление), а потом уже через несколько лет появились «одирники» с звёздами X-SYNC под DM-крепление. То есть они малой кровью перешли на 1х — шатуны уже были, оставалось сделать только звёзды без «рефакторинга» шатунов. Вообще же само появление съёмного паука было революционно, т.к. появилась унификация и универсальность. Не удивлюсь, если окажется, что это было обусловлено коллаборацией с quarq, чтобы можно было потом отдельно докупить мощемер и поставить на уже существующие шатуны.
Последний раз редактировалось
avatar

madbiker

+6
Поначалу ведь была попытка массово посадить народ на этот ассимметричный 76мм паук, который еще тогда шел параллельно классическим 64/104 и недобитым 80/120 двойниковым паукам в группах попроще. И лишь когда в нижний и средний сегмент спустили 1х, стала очевидна бесперспективность этого паука по сравнению с DM-звездами
avatar

SirVelias

0
Так это съемный паук и был.
avatar

schmel

0
Ну хз, я не расцениваю это как попытку «массово пересадить», скорее как этакий эксперимент по введению 1x в старших группах (XX1 и X01), который «не взлетел» по сравнению с DM — зачем лишнее звено (паук+бонки), если можно без них. Хотя вот в этом варианте звёзды были как раз быстрозаменяемы...

Но в целом да, для сохранения исторической правды процесс был «GPX со сменным пауком => NW X-SYNC на пауке => NW X-SYNC DM».
Последний раз редактировалось
avatar

madbiker

0
Ну а как же буст, не буст!

avatar

AcidRider

0
У срама на мтб пока что регулируется звездой…
avatar

Azog

+1
Спасибо за статью, всё в наличии, всё по полочкам.
Лишний раз убеждаюсь, что все производители — кретины и чмошники)
Смячение позиции вызывают модели с радиально-симметричными креплениями.
Последний раз редактировалось
avatar

GeraRuckus

+13
Истон = РФ без одного зуба.
avatar

SergeiPikulin

+36
Без одного зуба — это же Пилгрим :)
avatar

schmel

+38
1. SRAM, Cane Creek и DMR

И Neutrino!!11
avatar

zloy6666

+9
Middleburn делали DM еще чуть ли не в 90-е. Но там был доступен паук, прикрутив который где-то в 2006-м, до сих пор катаю без подтягивания гайки. Это и было бы самым честным подходом сегодня: договоритесь о новом BCD и изголяйтесь со шлицами паука в свое удовольствие, а о звездах позаботится Aliexpress)
avatar

boogie

0
Так они и сейчас живы и здоровы под крылом BETD, делают звезды NW и новые шатуны, со своим стандартом DM, еще и White Industries забыли.
avatar

fpden

0
Ни одного шатуна у них на сайте уже нет. Похоже таки всё.
avatar

schmel

0
При входе на сайт есть сообщение о ограничении производства временном.
avatar

fpden

+24
suntour zigzag
PS У Ебайков тоже кстати стандартов хватает) 

Последний раз редактировалось
avatar

Kirya

0
Понятно, у всех ответ как под копирку, простота, надежнось конструкции
avatar

AlexVenom

+11
2020год а я все езжу на пауках, хоть и с одной звездой. Хочу ДМ для красоты, но жаба включает рациоальность и не дает купить =)
Стандартов действительно много, чертовы патенты =)
avatar

ouninpohja

0
Купил 8 лет назад хаммершмидт и смотрю со стороны
avatar

agressor

+16
Мне одному кажется, что если ты бутиковая всратая компания, чьи шатуны не ставят в стоке на байки, то просто маст хэв делать звезды под Срам и, мб, Шимано стандарты, чтобы заработать на звездах?
avatar

Naman

0
не кажется, а так оно и есть 

бцд, срам дм, синч
avatar

nanaMEX555

+1
чье BCD — Х-вое от Shimano, или SRAM BCD120, BCD 94?

avatar

RomanAkentev

+1
Мало вариантов ты вспомнил :)
https://www.sheldonbrown.com/cribsheet-bcd.html
avatar

schmel

0
104 ))
avatar

nanaMEX555

+36
Я не негодовал… я БОМБИЛ!
avatar

_va

+57


avatar

TApoK

+1
Брат, как я тебя понимаю...)
avatar

_va

0
Да не то слово, я даже от Нейтрино систему хочу взять с пауком, чтобы старую звезду поставить ибо на ней износа мало)))
avatar

TApoK

+3
Если поставить байк и не катать, износа вообще не будет
avatar

agressor

+7
Без игр с поворотом овальной звезды, срам — самый адекватный простой в использовании стандарт, ведь шестигранник вснгда под рукой.
avatar

sayrius

0
Sram тоже странные ребята. На gxp шатуны ХХ1 со стандартным DM креплением нельзя поставить срамовский-же Quarq, у которого крепление 8 bolts. И в принципе нет Quarq под оригинальное крепление.
avatar

reat

0
А у кого шоссейная группа с мтб совместима?
avatar

schmel

0
А в чем смысл этого совмещения, когда

1. МТБ звезды на шоссе не поставишь (и обратно, шоссейные на МТБ)

2. Шоссейные кварки отличаются от мтб-шных разболтовкой, bcd и количеством звезд (т.е. они тоже не совместимы).
avatar

reat

0
Это ты у меня спрашиваешь? 
Я хз, это всё же ты не можешь поставить шоссейный поверметр на мтб систему и акцентируешь внимание на срам, хотя у всех производителей есть разделение на шоссе и мтб.
avatar

schmel

0
Кварки как мтб-шные, так и шоссейные есть, не в этом дело.

Мне не понравилось у срама, что топовая мтб система вдруг (сюрприз!) оказалась не совместима с их же повеметрами. А вот новые даб-системы уже совместимы! Платите ваши денежки, как говорится.
avatar

reat

0
Это не совсем про DM звёзды, но близкое.
Очень пригодилось что у SRAM и Race Face Cinch валы одинаковы. Если вдруг изменилась ширина каретки — и старые шатуны SRAM не подходят — можно купить ось Race Face (продаются отдельно любой длины) и переставить шатуны Sram на неё. Я так относительно бюджетно переехал с BB30 на BSA30. :)
avatar

mor

0
Срам уже перешел на dub. Там другой вал :)
avatar

schmel

+6
ну хоть шлицы-то на шатунах всё ещё совпадают? У меня вал RaceFace, шатуны Sram, а каретка Neutrino :)
avatar

mor

+2
А что так можно было что ли?
avatar

pustota

+19
Не совсем одинаковы, у срама шлицы длинее.



Т.е. вал RF->шатуны Sram: совместимо.
Вал Sram-> шатуны RF (кадейл туда же): неа. Но на токарнике вопрос решаем.
avatar

Kirya

+4
Шикарная статья! Заказывал у китайцев звезду — реверс инженирил крепление e13. Подошло идеально.

avatar

vitsly

+15
White Industries


Middleburn еще живее всех живых

avatar

fpden

+25
Имхо, «живее всех живых» это то что ставится на комплиты и продается на условном чайнике/джэнсоне, а не то что приятно постят у себя в инстаграмчике пара блогеров и о чем помнят в мире три с половиной задрота олдфага. 
так-то можно вспомнить.  то что у Профайла есть звезды до 46т под их бих-палки и формально это тоже директ-маунт.
avatar

SergeiPikulin

+15


Последний раз редактировалось
avatar

Vadim0791

+12
SRAM, Cane Creek и DMR
И canfield brothers с шатунами от 155мм
canfieldbikes.com/blogs/news/canfield-brothers-am-dh-cranks
Последний раз редактировалось
avatar

Vadim0791

+32
Сразу видно, кто честно отвечает, а кто воду льет. Ответ спеша, конечно, в отдельной категории ))
avatar

SergeiMinaev

+1
Всё это напоминает секретки от болтов для колёс автомобиля. У каждого производителя свои, чтобы чужие звезды не подошли.
Последний раз редактировалось
avatar

d_v_sergey

0
Нет. Никто же не мешает переставить старые болты на новый авто. Здесь как раз оправдано.

avatar

gagar1n

+20
Есть опыт только с каннондейлом и скажу, что весь ответ производителя — правда. Ультра легкие и жесткие алю шатуны, совместимые с чем угодно и даже шоссе/мтб. И супер красивые цельные шоссейные звезды:



avatar

Pafos

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.