Велоиндустрия — Виды крепления Direct Mount звёзд и почему их так много?
В статье про Ochain товарищ _va резонно негодовал из-за количества видов крепления звёзд к шатунам. Действительно, уже даже не беря всякие BCD стандарты крепления к пауку, а взяв условно один вид всё равно получается целый ворох стандартов. Мы постарались собрать их все в одном месте, а как бонус — написали всем производителям шатунов из поста с вопросом ну зачееем по каким причинам они используют тот или иной? Кому интересны стандарты и ответы — добро пожаловать под кат.
Внутри апдейт от Cannondale.
Не забегая вперёд попробуете угадать сколько же стандартов всего? Конечно, статья больше относится именно к горному велосипеду, но и информацию про «шоссейные» аналоги прихватили. Вполне возможно что стандарт какой-то максимально бутиковой и не шибко известной фирмы забыл упомянуть. Так что если вы такие знаете, можете смело делиться в комментариях! Потом можно будет расширить пост.
Также, к каждой фотографии стандарта будет прикреплен ответ от производителя (где он был) по поводу выбора именно этого стандарта.
А теперь, как говорил Юрий Алексеевич — «Поехали!»
1. SRAM, Cane Creek и DMR
Несмотря на довольно хитрый вид шлицевого соединения — у производителей является самым популярным стандартом. Cane Creek были одними из первых кто откликнулся на наше письмо (хотя сначала это и был автоответ про коронавирус и задержку в работе). Уже через день после обращения ответ держал Люк Букоски, директор по маркетингу в Cane Creek:
"Мы выбрали именно этот стандарт потому что он был открытым (в плане патентов) и использовался многими сторонними производителями звёзд. А Shimano тогда ещё не делали шатуны с Direct Mount. Мы провернули крепление на 180 градусов (относительно расположения отверстий на шатунах SRAM), чтобы 2 из 3 болтов вкручивались прямиком в шатун, а не в дополнительные выступы. Это позволило одновременно усилить и упростить крепление. Меньше затрат на производство, меньше нагруженных узлов."
Что же, довольно исчерпывающий ответ.
Из SRAM ответ пришел без подписи, просто от команды SRAMTech:
"Множество брендов делает свои стандарты по разным причинам. В основно это из-за того, что каждый выделяет для себя что-то важное с точки зрения функционала шатунов. В SRAM искали жесткое, лёгкое и простое исполнение. Другие бренды возможно ориентировались на стоимость, дизайн или патенты." Хотя глядя на вид шлицов такое решение сложновато назвать простым.
2. SRAM 8 Bolt
8 шлицов и 8 болтов, как вы уже наверно поняли из названия. Это шоссейный стандарт SRAM. К нему приспособлены всякие измерители мощности и прочие шоссейные двойники.
3. FSA, Cannondale Direct Mount
Проприетарный стандарт от Cannondale, как уже можно понять. 2 длинных и плоских и 14 круглых шлицов.
На запрос отвечал Амандин Гирни, менеджер по маркетингу в Cycling Sports Group Europe B.V. (куда входят Cannondale, GT, Mongoose, Schwinn, Fabric и ещё пара других фирм), он попросил время на обсуждение ответа с PR командой.
Через неделю мы снова списались и он ответил что всё ещё ждёт ответа от PR. Затем ещё плюс неделя и письмо с вопросом от PR «о чём мы собственно спрашиваем — про каретку или звезду?» Вполне допускаю шанс, что «там» что-то недопоняли (хотя у других производителей вопросов не возникало), посему снабдил ответ даже фотографиями с интересующими узлами. Всё ещё жду ответа, но не очень хотелось растягивать написание поста на месяцы (давая время производителям придумать ещё парочку стандартов). Так что если ответ поступит — пост обязательно обновится.
UPD. Буквально через час после публикации статьи Амандин прислал мне ответ:
"Мы создали наш интерфейс ещё в 2000-х на Тур де Франс с командой Team Saeco. Основной упор был на передачу мощности, низком весе и простоте конструкции. Годы использования показали его чрезвычайную надёжность, так что для нас было очевидным использовать наш проверенный интерфейс в 2015 году, когда мы начали выпускать шатуны с DM звёздами. Это позволило нам создать невероятно жесткие и прочные шатуны как для MTB, так и для шоссе. При этом новые шатуны были совместимы со всеми старыми звёздами."
4. Race Face Cinch
16 круглых шлицов. Писал на две разные почты несколько раз, но из RF ответ не пришел. Учитывая сложную эпидемиологическую обстановку во всём мире — это не удивительно.
5. Easton Direct Mount
15 круглых шлицов с проточкой. К сожалению из Easton тоже никто не ответил.
6. Rotor Rex Direct Mount
11 круглых шлицов. И сразу же второй стандарт от них, но не спишите их ругать за внесение смуты на рынок.
7. Rotor Hawk Direct Mount
Здесь аж 45 шлицов! Рекордсмен нашего списка.
На запрос лично ответил Пабло Карраско, соучредитель ROTOR. И если честно — это именно тот ответ, который хотел бы услышать каждый кто обратился в техническую поддержку.
Пабло отметил что стандартов действительно многовато и это касается не только крепления звёзд, а и вообще любых узлов. По его мнению причина такого количества стандартов в том, что на рынке очень много «дерьмовых» патентов на любую безделушку. Не в плане того что патенты плохие, а в плане того что при создании какой-то своей железки ты ненароком можешь использовать чужой патент. Так что создаются максимально непохожие друг на друга узлы. Плюс каждому хочется чтобы покупатель взял не только условные шатуны, а и новую звезду (так как старая не подходит), а это всё дополнительный профит. Но в Rotor руководствовались не этим.
Так как Rotor делали лайтовые алюминиевые шатуны им нужно было такое соединение, которое не будет убивать сам шатун. Они сделали Rex, но не ограничивали его патентом, чтобы другие производители могли свободно его использовать.
Когда же создавался Hawk — оглядка была именно на использование шатунов с овальными звёздами. По своей сути — это просто 45 шлицов, которые можно поставить в любом положении на ось. Да-да, именно на ось крепится сама звезда. Вдобавок ось можно проворачивать уже внутри самого шатуна на 8 позиций. Все эти ухищрения позволяют добиться регулировки в 1 градус (!).
Это всё втройне актуально в шоссе или триатлоне, так как позволяет добиться максимальной производительности подбирая параметры индивидуально.
После всего вышеперечисленного Пабло поблагодарил за такой интересный вопрос и добавил что хотя он и знает что у нас с короной всё не так жестко как в Европе, но всё равно желает нам быть осторожнее и беречь себя. Еще Пабло выразил надежду встретиться на какой-нибудь будущей вело выставке, так-то.
Весь текст его ответа выкладывать не буду, там аж два листа А4 наберётся.
8. Specialized S-Works
Очень похож на Rotor Rex, но здесь 10 шлицов. У Specialized Российский офис работает в полную силу, уже через 2 дня меня ждал ответ Кристины Магомедкеримовой, SMM и PR менеджера:
"Правда на поверхности – каждый хочет сам зарабатывать по максимуму на продаже звезд, не давая этого делать конкурентам) Поэтому да, наши звезды особенные, ибо патентуется все, от формы зуба до количества шлицов, и самые лучшие, потому, что плод долгих и тщательных разработок. Ну и конечно, все стратегии и секреты производства остаются внутренней информацией." Как-то так, ни убавить, ни прибавить.
9. INGRID
Весьма специфический рисунок шлицов, хотя если присмотреться — 9 круглых шлицов и 3 плоских и длинных. Ответ от Ingrid тоже не пришел.
10. E*thirteen QuickConnect
15 уже ± знакомых шлицов. Внимательный читатель уже наверняка заметил что шлицы одинаковые, и звезду тоже можно переставлять. Это даёт дополнительное пространство для манёвра с овальными звёздами. На запрос ответил Деннис Манкель, представитель The Hive Europe:
"Это правда хороший вопрос! Когда в 2011 году мы делали QuickConnect для шатунов TRS на рынке не было так много стандартов. Для нас было очень важно использовать уже существующий кареточный ключ. Сам стандарт простой, лёгкий, легко собирается и довольно надёжный.
Я сомневаюсь что в разработке креплений очень много патентных ограничений. Самым популярным решением на рынке очевидно является SRAM и я не слышал чтобы у кого-то из сторонних производителей были проблемы с использованием их стандарта." Но мы то уже знаем, что патент SRAM просто открытый, потому ни у кого нет проблем с ним.
11. Shimano Direct Mount
Одна проточка и 20 шлицов. Почти Race Face, но не он.
На два наших письма мы не получили даже автоматического ответа, а в пресс-релизах такого глубокого пояснения не даётся.
12. Hope
Версия для гравити имеет 6 пазов и столько же проточек.
13. Hope RX
Это гревел/шоссейная версия, у неё украли одну проточку, соединив два соседних шипа. В теории MTB версия звезды встанет на шатуны RX. Проверять это мы конечно же не будем, а Hope на наши вопросы не отвечают.
Что на выходе? Получается довольно забавная статистика. У одних производителей есть четкие обоснования что и зачем сделано, они с радостью делятся разработкой и дают использовать её всем желающим. У других довольно понятные желания заработать на комплектующих. У третьих это желание слегка гиперболизировано даже внутри своей фирмы, со стороны это выглядит как отсутствие здравого смысла.
С какими креплениями сталкивались вы? Можете поделиться опытом использования и возможными багами?
-
добавить в избранное
6
- +192
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (93)
Iscander
В комментарии к посту. Было бы интересно почитать
Iscander
My name is Pablo Carrasco, co-Founder of ROTOR.
In the bike industry we do really have a problem if we talk about standards… It happens everywhere along the complete bicycle: BB’s, head-sets, hub’s lengths and their axles, disc brakes rotor attachments…
Taking just about your question, about Direct-Mount “cranks”, I understand your are talking about the Direct-Mount attachment, normally intended for spare spiders, spider based power-meters, or of course for just one-by chainrings:
Yes there are too many. Probably each crank manufacturer has got its proprietary one.
A main reason is that right now there are so many “shit”-patents about every small and even silly detail in the bike, that to copy something which one of the biggest is using is a big risk. This is one of the reasons for sure… And make sense for them trying to protect their own attachment: imagine to avoid the competitors to sell power-meters for your crankset when you are one of the big sellers… That is not our case.
In ROTOR we have been using our own spline interface for many years, but having different solutions for 24mm and 30 mm axles, and their designs were based on the integrity and specifically fatigue resistance of our lightened crank-arms, at that time all of them made of aluminum: using other manufacturer options would have result in a heavier product at that time… That spline attachment was not patented, and some power-meter manufacturer as well as chainring manufacturers have been selling products for our crank-arms for years.
But in the recent years we have adopted a new “standard” which is close to perfection in terms of fatigue resistance, small enough in dimensions, very neutral about interfering power-meter calibration values, and reproducible because for this interface attachment we just use a 45 teeth DIN standard. Why?:
Apart of all the advantages I have already mentioned, for us, the use of oval rings is a real advantage in which we have been pioneers, and the main reason for which we are world-wide known. Nowadays there are many manufacturers of oval chainrings, but only 2 of them (first ROTOR and then OSYMETRICS as well) have been recruiting a big list of professional victories including Golds at the Olympics and World Championships as well as Tour de France or other ProTour races… we have been always investing in Road cycling, MTB and Triathlon, with a 20 years history of racing success. Having said that, what make sense to this number of 45 is what we call OCP (patented), which is all about the option to adjust the orientation of the OVAL for the best biomechanics performance you can obtain when ovalizing your pedal stroke:
Having 45 teeth result in 180º/45 = 4 degree increments for each OCP value.
Furthermore combining a Direct-Mount with 45 teeth with an axle-to-arm spline connection with 8 groves, we result in 360 different combinations which means that we can adjust the orientation of the OVAL every 1 degree (as an example, it is like when you can adjust your seat-post height every 1mm), when other manufacturers using our oval shape just can say that they have designed the perfect clocking (orientation) for each chainring size… but it is never a possibility for each cyclist.
Anatolii, I hope all this explanation can help you, but I am open for you to come back with whichever question at my e-mail address.
Remember that for whatever technical question about cycling and bicycles you can contact me… And hopefully we will meet somehow in whichever Bike Show in the future. I know that you there in Russia have a much better situation than here in Spain, but take care.
Best regards,
Pablo
kuzlich
Iscander
Из мыслей:
1 — ДМ звёзды были придуманы прежде всего для возможности их оперативной замены под конкретную трассу/местность, ещё во времена до 12-ск диапазона. И поэтому весьма немаловажным фактором там будет тип замка и инструмент для монтажа. Соответственно, стандарт с креплением звезды болтами (+тредлок каждый раз) — явные аутсайдеры смысла.
2 — «Ротор» — красавчики! даже несмотря на поддержку двух разных стандартов.
3 — В итоге этой «революции» потеряли крепление под рок-ринг, что печально. Для двойника есть переходники, хотя явно не у всех.
4 — А вообще столько разных стандартов на одно и то же — откровенный АДЪ!
Chute
они реально думали, что снимать шатуны и здоровую нетиповую гайку настолько быстрее, чем открутить и закрутить 4 бонки?)
boogie
Ещё у меня в хозяйстве жива звезда ДМ на 26 зубов ина 28 водится. Уж не знаю понадобится ли когда-нибудь ещё, но на 104 BCD самая мелкая звезда на 30. На 96 не знаю, лень искать.
pustota
Те ставить на смазку и не перетягивать… не, не слышал
ouninpohja
pustota
gagar1n
А отдельный котёл занят для изобретателей USB-разъёма ))
Chute
Ну ладно уж, сильно удобнее COM и LTP!
lokki
pustota
agressor
pustota
Chute
madbiker
По поводу оперативной замены — если рассматривать конфиг 1х и там и там, то звезда на пауке меняются быстрее и проще — откручиваем бонки при помощи максимум двух маленьких 6-гранников (мне обычно одного хватало), снимаем звезду через шатун, закидывем новую звезду и закручиваем бонки. Пара минут, бонки обычно стальные, моменты низкие, смазки нигде нет.
Чтобы поменять DM-звезду на Race Face, нужно:
1. Открутить шатун, который крепится алюминиевым болтом 8мм ключем, уже не самая популярная вещь
2. Открутить алюминиевую гайку, которая держит звезду при помощи 20-пинового съемника каретки, она затянута с моментом 40Nm, поэтому нужен здоровый ключ или трещетка для съемника, процесс еще не очень удобный, тк снятый шатун со звездой неудобно держать и откручивать одновременно, нужно какую-нибудь деревяшку подкладывать под звезду, следить чтобы съемник ровно в пазах стоял, чтобы ключ этот из съемника не выпадал ))
3. Поменять звезду, чекнув шлицы на шатуне
4. Закрутить гайку, у неё заходит 2-3 витка всего, поэтому надо быть аккуратным и следить, чтобы она идеально зашла по резьбе
5. Поставить и прикрутить обратно шатун с моментом 50Nm не загадив уже шлицы вала
Для меня это стрессовая операция минут на 15 с измазыванием в смазке, которую я делаю только если в горы еду, тк не хочется лишний раз беспокоить резьбы и шлицы в алюмиевых болтах и гайках, поэтому срамовский вариант с креплением «роторными» болтами мне больше нравится, чем у RF или у других вариантов с использованием гайки, может там конечно свои подводные есть, о которых я не знаю, тк Sram DM не использовал, но Torx T25 у меня всегда есть, а съемник и здоровенный ключ для него нет.
meistaken
Legnar
Насчёт смены звезды на пауке — тут не очень согласен, дело довольно геморное. Для начала — многие бонки (особенно короткие, под сингл) под плоский шлиц, а не шестигранник, то есть нужно их держать сзади этим спецключиком. Ну и бонки должны быть на фиксаторе резьбы, то есть надо его сначала сорвать, а потом намазать перед сборкой.
Про съём шатунов RF и подобных тоже не учёл, я к Шимано привык, где достаточно одного 5 мм шестигранника и пальца ). У кого-то вроде даже правый шатун просто снимается с вала одним болтом.
То есть резонов для использования DM-звёзд всё меньше, да и стальные звёзды в таком исполнении не делают (или делают?), а ресурс у алюминиевых заметно меньше.
Chute
schmel
Chute
pustota
pustota
На съёмный паук теоретически можно ставить немощьметр (а практически — почти все иголяются с ним в других местах привода).
Но самое главное — с переходом на сигнл и применением ДМ звёзд производителям и дистрам стало возможно избавиться от необходимости производить и держать на складах разносортные версии систем, с разным набором звёзд, тем самым существенно снизив товарно/денежное «якорение».
Звёзды отдельно относительно систем не в счёт, тем более их отдельно продавать стало проще — то NW-зубья сносились, то о бордюр/поребрик/камень погнули, то с размером хочется поиграться…
Chute
Polkovnik
RomanAkentev
Polkovnik
Что касается, под трейл, то да, я — не топ, жена — условно топ РЭС (в призах была уже не раз). Звезды брались с собой на выезды в финские соревы, т.к. я не знаю, что будет на конкретном этапе. То ли с подъемником парковые трассы, и тогда на спуск можно поставить покрупнее переднюю (Саппее), то ли целый день самокрута с апхиллами по трассе марафона (Тахко, Химос, Мессиля). в Тахко — смешно получилось. Планировалось почти все с подъемником, но он поломался + пошел дождь. Расклад изменился, силы катастрофически кончились уже на просмотровом дне, можно и поменять переднюю. В багажник машины бросить не обломно: ключ, звезды, что-то еще.
В отпуск тоже брал звезды, т.к. непонятно было, насколько большие градиенты в Хорватии и Триесте. Самокруты по 600м набора были. Первый год менял жене звезду на меньшую. Второй — сразу ставилась 28.
При поездке в байк-парк тоже ставится звезда покрупнее спереди. На катание с самокрутами в начале сезона, звезда поменьше.
15 минут на замену cinch-звезды жены — не так уж и долго. У меня BCD104, звезды от 30 до 36 меняю.
А с бонками, в прошлом году весной в тему ЗИП было. Эстонцы — соседи по кемпингу, попросили помощи. В день просмотра трассы финской эндуро в Мессиля потеряли две из четырех бонок на системе. Купить негде. В моей заначке были слишком длинные, пришлось как-то колхозить, на гонку хватило.
RomanAkentev
Polkovnik
RomanAkentev
Polkovnik
Возможно эта инфа пошла с первого анонса «новых» турбин, которые были первыми шатунами от РФ и с валом 30мм и с директ-маунт креплением синч.
SergeiPikulin
res.cloudinary.com/fox-factory/image/upload/v1587411879/53b60fa893e5ff1725d0777d9bc4bec46c17eaa2_B10186_Cinch_System_Installation_gpfy18.pdf
Polkovnik
RomanAkentev
Polkovnik
Iscander
Polkovnik
Чувствую себя как человек, который заметил ошибку в одежде Штилица и тут же получил обвинение в оправдании фашизма )))))
Chute
1 — Выгода производителя в снижении затрат на товарный ассортимент.
2 — Съёмные пауки и DM появились ещё во времена 11-, а может даже и 10-ск. И систем там куча разных, не всем нужен ключ на 8 мм (он же нужен для многих педалей, кстати). Первоначально обычному пользователю быстрозаменность была не очень принципиальна, он может поменять всё небыстро, а вот командным механикам — вполне.
3 — Только потом выяснилось, что DM помогает решать те проблемы, которых раньше небыло, во времена двойников-тройников и рокрингов), а повальный переход на 12-ск сделал необходимость замены звезды под трассы довольно сомнительной.
4 — Что интересно, у Шимано DM звёзды появились вот только недавно, на самом последнем поколении. То есть большой технической надобности в таком решении нет, это скорее «всё прочее» и маркетологическое.
Chute
pustota
AlexMV
.
meistaken
pustota
AlexMV
Напомню, как всё развивалось у SRAM: сначала появились системы GXP, где паук был съёмным (как раз под это sram dm крепление), а потом уже через несколько лет появились «одирники» с звёздами X-SYNC под DM-крепление. То есть они малой кровью перешли на 1х — шатуны уже были, оставалось сделать только звёзды без «рефакторинга» шатунов. Вообще же само появление съёмного паука было революционно, т.к. появилась унификация и универсальность. Не удивлюсь, если окажется, что это было обусловлено коллаборацией с quarq, чтобы можно было потом отдельно докупить мощемер и поставить на уже существующие шатуны.
madbiker
SirVelias
schmel
Но в целом да, для сохранения исторической правды процесс был «GPX со сменным пауком => NW X-SYNC на пауке => NW X-SYNC DM».
madbiker
AcidRider
Azog
Лишний раз убеждаюсь, что все производители — кретины и чмошники)
Смячение позиции вызывают модели с радиально-симметричными креплениями.
GeraRuckus
SergeiPikulin
schmel
И Neutrino!!11
zloy6666
boogie
fpden
schmel
fpden
PS У Ебайков тоже кстати стандартов хватает)
Kirya
AlexVenom
Стандартов действительно много, чертовы патенты =)
ouninpohja
agressor
Naman
бцд, срам дм, синч
nanaMEX555
RomanAkentev
https://www.sheldonbrown.com/cribsheet-bcd.html
schmel
nanaMEX555
_va
TApoK
_va
TApoK
agressor
sayrius
reat
schmel
reat
Я хз, это всё же ты не можешь поставить шоссейный поверметр на мтб систему и акцентируешь внимание на срам, хотя у всех производителей есть разделение на шоссе и мтб.
schmel
reat
Очень пригодилось что у SRAM и Race Face Cinch валы одинаковы. Если вдруг изменилась ширина каретки — и старые шатуны SRAM не подходят — можно купить ось Race Face (продаются отдельно любой длины) и переставить шатуны Sram на неё. Я так относительно бюджетно переехал с BB30 на BSA30. :)
mor
schmel
mor
pustota
Т.е. вал RF->шатуны Sram: совместимо.
Вал Sram-> шатуны RF (кадейл туда же): неа. Но на токарнике вопрос решаем.
Kirya
vitsly
Middleburn еще живее всех живых
fpden
задротаолдфага.так-то можно вспомнить. то что у Профайла есть звезды до 46т под их бих-палки и формально это тоже директ-маунт.
SergeiPikulin
Vadim0791
И canfield brothers с шатунами от 155мм
canfieldbikes.com/blogs/news/canfield-brothers-am-dh-cranks
Vadim0791
SergeiMinaev
d_v_sergey
gagar1n
Pafos