Места катания — МТБ путеводитель по Горному Алтаю. Часть 2, территория фрирайда
Движемся еще дальше по Чуйскому тракту. Кош-агачский район республики Алтай. До границы с Монголией рукой подать.
В этой поездке не лишними будут защита, рокринги, прочные колеса и прочие амулеты, дающие +100500 к выживанию в больших горах.
Доезжаем до поселка Курай. Можно покатать кросс-кантри по бесчисленным дорогам одноименной степи или двинуть в мекку местного горного туризма, альплагерь Актру. Машину удобно оставить в одном из дворов у местного населения. Лучше всего об этом договариваться в магазинах. Там же можно договориться о заброске вещей и тяжелых байков до альплагеря. Если вы конечно еще не продали свой DH байк за ненадобностью и привезли его сюда ;) Цена вопроса – порядка 5000р в одну сторону для УАЗика. Более цивилизованный способ: забронировать жилье и заброску через сайт одной из тур. баз. В лагере можно снять тёплый домик, либо поставить свою палатку за небольшие деньги. На байках будет приятнее доехать налегке до лагеря своим ходом сначала по Чуйской степи (23 км), потом по крутой горной дороге, проезжаемой только на Уралах или УАЗах (8 км, набор 500м).
Итак. Выезжаем из пос. Курай на юго-восток через пос. Кызыл-Таш. Едем 8 км. по пыльной дороге до моста через Чую. Дальше выезжаем в Курайскую степь: множество грунтовок во всех направлениях, разбросанные по холмам курганы-могильники. Еще через 7-8 км бродим спокойную реку. Дальше начинается постепенный подъем до «Перевалки» – место, до которого могут доехать обычные полноприводные машины. После «Перевалки» переходим реку Актру по полуразрушенному мосту и идем/едем по горной дороге до Альплагеря.
На спуске по ней интересно воспользоваться пешеходными обходами по лесу — нет грязи и много корней.
Набрав 400м высоты, дорога выходит на широкое плато. Уралы проезжают прямо по разливу реки. На велосипедах удобней ехать по пешей тропе по краю долины. После Альплагеря дорога кончается и вверх байки придется тащить на себе. Основная тропа ведет к леднику Большой Актру в правой части долины.
В начале придется ломиться через кусты и заросли небольших деревьев, но вниз можно проехать 70-80% тропы.
Через полтора-два километра после Альплагеря тропа теряется в россыпях огромных камней. Ориентироваться нужно по «туркам» — пирамидкам из маленьких камешков. Главное не отчаиваться, совсем непроезжаемый участок длиной не больше полукилометра. Дальше тропа выходит на плато по которому можно ехать как вверх, так и вниз.
Дорожка упирается в ледник Большой Актру и крутые скалы — «Бараньи лбы». Обход скал очень крутой и сыпучий, а после них почти сразу начинается ледник. Не знаю, можно ли съехать с этого крутяка, надо как-нибудь попробовать. Как обычно, фото не передает крутизны склона.
Тропы по марене с краю ледника по краям выглядят очень живописно. До куда вы подниметесь с байком, зависит только от вашей решительности. Высота уже приличная, 2800 м, будет сказываться горняшка. У меня есть желание дойти, как минимум, до «чекпойнта» — хижины гляциологов у Голубого озера. Это 5 км от лагеря с набором 600 метров. Судя по фото из разных отчетов, тропы продолжаются и чуть выше, но не далеко. Дальше – только по леднику. Если он закрытый (покрыт снегом) идти там крайне опасно – много глубоких трещин. Да и по открытой поверхности, по правде говоря, нужно двигаться крайне осторожно. Альпинисты и горные туристы не зря в связках ходят.
Мы сюда с байками пока не заходили, но обязательно это сделаем!
В долине есть еще несколько неразведанных нашей командой троп, потенциально пригодных для МТБ катания:
На перевал Учитель (1А). Тропа начинается прямо от лагеря и уходит на правый склон. Фото сделано именно с этой тропы (спасибо группе Скайранинг в России) Для нас, скорее всего, представляет интерес только первая половина пути, дальше – слишком большой уклон и крупные камни. Еще одна тропинка уходит в сторону ледника Малый Актру (см. фото выше) в левой части долины и идет к водопадам под ледником. Обе тропы обозначены на карте openstreetmaps.org
По опыту поездок – долина Актру оказалась самой разрушительной для техники в нашей команде. С таким-то количеством камней, не мудрено… Так что рокринг или башгард обязательны. Да и просто хороший ремнабор не помешает. Это уже большие горы и даже летом тут может стать очень холодно. Берите побольше тёплых и непромокаемых вещей. Шапки, флиски, куртки, спальники.
Авто заброски — хорошо, но всегда надо иметь в запасе план Б. Транспорт может сломаться, уехать без вас или на водителя нападёт страшная птица перипил. В крайнем случае, всегда можно отказаться от этой локации и уехать в не менее интересный Тыд-туярык.
Много миллионов лет назад на месте долины реки Чуя простиралось древнее море. За счет этого сформировался уникальный рельеф, отлично подходящий для фрирайда. Грунт довольно ровный, без завалов крупных камней. Леса тоже практически нет, голая степь. Ехать можно в любом направлении без всяких дорог.
Но тут есть и отрицательный момент: если можно проехать где угодно на машине или коне, зачем кому-то ходить пешком и протаптывать тропы? Приходится катать фрирайд или кросс-кантри по грунтовкам:)
В этом замечательном месте расположился юрточный кемпинг Тыд-туярык. В весенний и летний сезон места лучше бронировать за несколько месяцев. Если мест в юртах не хватило, на территории лагеря довольно много площадок под палатки. Основные места для поездок можно посмотреть на сайте лагеря. У них же можно заказать экскурсии-заброски в горы. Огромный плюс Кош-агачского района – это одно из самых сухих мест в России (в плане осадков). Раскатку здесь можно начинать раньше других мест на Алтае. Однако, спасибо ледникам и вечной мерзлоте, воды и болот в Чуйской степи хватает.
Особо хочется остановиться на трёх локациях:
Гора Сукор. Настоящий фрирайд по хребту! Километр и 200 метров сброса высоты с вершины 2900 метров над уровнем моря. Гора расположена на обособленном хребте ровно посередине между Курайской и Чуйской степями. С вершины видны как на ладони Южно-Чуйский, Северо-Чуйский и Курайский хребты. При подъеме уже будет чувствоваться горняшка. На спуске кое-где видна козья тропа, склон очень ровный, ехать можно как угодно. Редкие скальные выходы — останцы можно обрулить или попробовать проехать прямо через них.
С вершины идут несколько хребтов. Потенциально можно раскатывать любой, но, для начала, лучше съехать в сторону деревни Чаган-Узун (см. трек в страве). Плюс этого маршрута — возможность автозаброски прямо на вершину! Старая геологическая горная дорога идет до самого верха. В начале лета у вершины дорога еще засыпана снегом и наверх не возят. Неторопливый подъем по хребту занял у меня 4 часа, спуск — 1 час. На спуске вхлам забились руки при торможении. Сюда бы ДХ длинноход! Всё-таки для трейлового байка это через чур.
В 14 километрах от Тыд-туярыка назад по М-52 начинается еще одна интересная для катания тропа на Куехтанарские озера. Сам я пока туда не добрался. Катался мой друг (трек в страве) , говорит, тропа не сложная. Длина 3.5-4 км, сброс высоты 300-400 метров. «Там озера — святое место. На них, по словам алтайцев, местные всякие обряды совершают. Меня попросили не умываться в этом озере. Внизу, буквально в 200 метрах от м52, шлагбаум, домик и охранник. Я к нему подъехал и попросился покататься, он разрешил, попросил не умываться в озере и не взял с меня 100р, которые я ожидал)." Как я слышал, к девушкам еще более строгие требования при посещении святых локаций. Без коментариев…
И собственно то, зачем вы приехали в такую даль: красные скалы Кызыл-Чин или Марс.
Это место удивительным образом отличается от окружающих гор. Более чем 300 млн. лет назад сформировались красно-коричневые слои, это древние глины с примесью песчаника и известняка. На разноцветных горах можно видеть, как поработал ветер и талые воды, создав причудливый рельеф.
Грунт достаточно плотный и отлично подойдет для фрирайда. Вот только раскопками заниматься не рекомендуется, по крайней мере, на виду у местных. Район часто посещаем туристами и велосипедисты с лопатами явно вызовут непонимание.
На «первом Марсе» крутая часть склона довольно короткая: перепад высот 50м, длина проездов 100-300м. Более пологие склоны продолжаются гораздо выше. Напротив первых красных скал есть высохшие русла ручьев по которым тоже интересно съехать.
Выше по реке, в трех километрах, расположен Марс-2 (см. заглавное фото). Более крутые и разноцветные скальные образования. Туда уходит довольно простая пешая тропа. Почти все участки проезжаются даже на кантрийнике. Можно ли съехать уже с этих крутяков – не знаю, пусть настоящие фрирайдеры проверяют!
Добраться до Кызыл-чина довольно просто. От Тыд-туярыка возвращаемся 5 км по М-52 до села Чаган-Узун. Переезжаем реку Чуя и следуем за указателями «Марс» по грунтовой дороге. В сухую погоду спокойно проезжается на легковом автомобиле. Возле Марса-1 расположен кемпинг. Как и во многих местах, въезд/вход платный (100р). Если хочется сэкономить, можно, не доходя до кемпинга, перейти на другую сторону реки к красным скалам, а потом обратно. Как правило, летом в этом месте река уходит под камни, и даже ноги мочить не придется.
В конце статьи, традиционно, маленькая ложка дегтя, скорее даже местная особенность. На Алтае, куда ни ткни, везде частная земля. Тут и там понатыканы заборы и таблички «проход запрещен». За доступ к любой мало-мальской достопримечательности норовят содрать 100 рублей. Если местные сами построили мост или пробили тропу, я еще могу понять поборы, то в остальных случаях это уже ни в какие ворота не лезет. Конечно, заборы для них имеют смысл, т.к. разграничивают зоны пастбищ. Как правило, на пути велосипедистов такие загородки встречаются в узких ущельях и оборудованы калитками, которые нужно за собой закрывать.
Наверняка я не написал о многих классных местах для катания в Кош-агачском районе. Территория огромная, жизни не хватит объехать все ущелья и залезть на все вершины. Если у вас есть информация о тропах, где можно хорошенько покататься – пишите!
В следующей части путеводителя мы отправимся в Чемальский район: Каракольские озера, долина реки Катунь и место, где падают ракеты ;)
Полезные ссылки: nakarte.tk Удобно варьировать слои спутниковых снимков с хорошей детализацией, различные варианты карт, смотреть фотографии и круговые панорамы.
welcometoaltai.ru (карта с достопримечательностями и турбазами)
Отчеты о прошедших поездках и анонсы новых можно смотреть в группе VK «Тропы Алтая».
Благодарность за предоставленные фотографии: Алексею Соколову, Ане Василенко, Якову Иванову, Дмитрию Козлову, Денису Лузину, Дмитрию Баеву и всем участникам поездок!
Первая часть путеводителя: Чуйский тракт.
Третья часть путеводителя: корни и грязь
-
добавить в избранное
2
- +98
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (4)
racerx
Belinsky
А уж что там творится на закате....
Фото Дмитрия Баева.
KIV
SilentS