Ремонт и настройкаИнфографика: как изменяется давление в колесах и вилке на морозе

Когда грянули морозы, мы с другом озадачились: «Как меняется давление на морозе в колесах и вилке?», «На сколько нужно „перекачать“?». Конечно, можно было «на практике» найти нужные значения. Это «не наш метод». Друг, вспомнил что он химик-технолог, и сделал расчеты. Представляем итоги. Надеемся всем будет полезно.

Условия решаемой задачи.
Условный «каталец» дома при температуре +25 качает вилку и колеса. Выезжает на улицу, где температура -5, -10, -15 и т.д. На сколько упадет давление?
 
Падение давления в % от первоначального при температуре.
Эти значения справедливы для колес, вилки и амортизатора.
 Ремонт: Инфографика: как изменяется давление в колесах и вилке на морозе
 
 
Давление в цифрах, на примере колес.
Для тех кому лень считать (давления в psi) :)
Ремонт: Инфографика: как изменяется давление в колесах и вилке на морозе
 
 
График падение давления от температуры
Ремонт: Инфографика: как изменяется давление в колесах и вилке на морозе 
 
Итоговый файл.
 
P.S. Не было попытки сделать расчет «на сколько изменится ход вилки» (ибо это сильно зависит от вилки и веса катальца). Этот параметр можно определить самостоятельно, зная давление своей вилки и амортизатора для «своего» сэга. Проценты падения давления приведены выше.
  • Поделиться
  • добавить в избранное
    4
  • +48
  • Мнения

Комментарии (30)

0
Кататься зимой-это одобряэ.
Но мой выбор-ригидная вилка.
Еще бы с колесами что то придумать... 
Последний раз редактировалось
avatar

Data_Link

+1
Это хорошо, что химик-технолог знает ещё и физику, что давление газов меняется с крутизной 1/273 на С°.
Аморт и вилку подкачать может быть действительно полезно, а вот давление в покрыхах зимой я бы предпочёл чуть пониженое, лучше держать будет. 
avatar

Chute

0
Вилка и ароматизатор во время работы, при езде вниз, греются. Давление внутри растет.
Надо ли будет их стравливать после части цикла спуска?  >8-D

И еще, один момент. В камерах вилки с большим внутренним объемом (малым избыточным давлением)  сэг значительно больше падает, чем в случае изделий с малым объемом и большим избыточным давлением. Почему-то.
Последний раз редактировалось
avatar

RomanAkentev

0
Тайна «ещё одного момента» раскрыта, ура!
avatar

Chute

0
это еще в школе говорили, что воздух при понижении температуры сжимается, как и металлы.

У меня в покрышках с камерами сейчас 25 psi и збс, пятно контакта побольше, сцепление получше, конечно внутреннее трение в покрышке и между ней и камерой поднимает температуру воздуха, но не настолько, чтобы это было силльно заметно
avatar

ilyamaksimov

+1
Неплохо было бы все посчитать от комнатной температуры, накачивают то все в комнате :)
avatar

pashevich

+1
никогда не знал и не знаю до сих пор, какое давление у меня в колёсах. Всегда проверял лишь рукой)
А то что зимой сжимается воздух, это уж понятно, но почему-то казалось, независимо от завления всё это происходит. Т.е. на каждые -7 градусов 0.3 атмосферы. Ошибался однако) 
avatar

YakuT

0
Ну примерно так и есть. С приходом зимы, вилку и аморт пришлось подкачать на 10%.
А покрышки могут дубеть, поэтому давление подбираю эксперементально.
Последний раз редактировалось
avatar

fernandomartinez

+6
Я дико извиняюсь, но все данные в статье неверны (вернее, верны, но для абсолютно давления, а не относительного, как всем могло показаться).

Если вы накачали в покрышку 2 атмосферы (грубо, 30 пси), то в ней будет абсолютное давление 3 атмосферы и относительное две (именно это давление все привыкли указывать). При охлаждении абсолютное давление будет падать пропорционально температуре.

К чему это приводит на практике? Давайте представим, что у вас фэтбайк, и вы вдули 6 пси. Как вы думаете, при минус 30 вы получите -18%, т.е. 5 пси? Не тут то было.
На самом деле, у вас при комнатной температуре в покрышке 6 + 15 = 21 psi. На улице станет 21 * 245/300 = 17 psi (абсолютное) = 2 psi (относительное). Ошибочка вышла, покрышка сдулась в ноль :)
avatar

Steve

0
avatar

Steve

+5
Вот же ж вы упоротые… Хз как так жить О_о
Всю жизнь все качаю/подкачиваю и т.д. на ощущения, а не по табличкам и мне вот даже в голову не приходит такая мысль, как рассчитывать дома давление для улицы… Насос с собой взять не проще?)
Последний раз редактировалось
avatar

Coldat

0
Еще проще поставить пружинную марзоччи и не париться вообще)
avatar

GAAff

0
Главное чтоб масло в ней не замерзло. А если пожиже залил-чтоб не вытекло.
avatar

Data_Link

+1
Ни в одном, ни в другом варианте ничего сложного нет :)
Давление считается на виндовом калькуляторе за 15 секунд, полностью сходится с практическими измерениями и придает немного понимания процесса.
А подкачать в процессе поездки лично мне неудобно по нескольким причинам:
— Давление в покрышке опустится до искомого только когда она промерзнет, т.е.  примерно через полчаса после выезда, я уже забуду про желание подкачать к тому моменту;
— На морозе резинка моего насоса дубеет и он совсем не держится на ниппеле;
— У нас в Сибири может быть в один день +2, а через пару дней уже -35. Зная давление при комнатной температуре и зависимость давления от температуры я точно буду знать, когда нужно подкачать, а когда подспустить. Беда в том, что мои покрыхи (швальба ИСП) плохо держат при давлении выше нужного и быстро умирают при давлении ниже, поэтому приходится внимательно следить.

Поэтому в двух словах  - нет, не проще :) 
avatar

Steve

0
Проще обычным калькулятором или даже на бумажке…
Спасибо за уточнение про абсолютное давление! 
avatar

Chute

0
Автору уже об этом говорилось на другом форуме ранее, но он все равно решил распространить дезинформацию.
www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=94&i=352254&t=352254
avatar

meph

0
Что поделать, тогда просто дополним пост скорректированным графиком (выбрал более актуальные для меня давления):
 
Последний раз редактировалось
avatar

Steve

0
Имхо, эти данные не верны и не универсальны — коэффициент упругости резины заметно зависит от температуры, и здесь никак не учтен.
Было бы интересно, если бы вы поискали характеристики сортов резины или провели простейший эксперимент.

Рисовать пачку линейных зависимостей большого смысла не имеет) 
avatar

m12sl

0
Не стоит забывать, что при изменении температуры изменит свой обём не только газ внутри сосуда, но и сам сосуд :) Так что у вашего друга есть ещё огромный простор для рассчётов)
avatar

PreDOC

0
пхах, чувак, тебе в эпл маркетологом работать)
avatar

mike

+1
PV=RT
Уравнение Менделеева-Клайперона ;) 
avatar

PashtetOd

0
Ну или в более практичном виде, если посчитать, сколько вдуть дома, чтобы на улице было сколько нужно)
         

Хотя нафига это нужно, если даже когда летом приходится под каждую трассу и настроение немного менять давление…
avatar

Lyoho

+1
Забыли множитель в правой части — количество вещества.
avatar

meph

0
для одиного моля газа это не критично ;)
а учитывая то, насколько пафосно автор подает материал 9 или 10 класса школьной физики примененный к постоянному объему воздушной пружины вилки/аммортизатора, вникать в детали не обязательно
можно ведь было написать (p+a/V^2)(V-b)=RT или p/(kT)=n+B2(T)*n^2+B3(T)*n^3+… но зачем??
avatar

PashtetOd

+2
А влажность воздуха? Если закачали теплый(+20) нормальной влажности, то на морозе должен появиться конденсат. Пар станет жидкостью, а значит и давление упадет.
Последний раз редактировалось
avatar

Ilya

0
Давление пара при +20 ~0.3 psi, можно пренебречь
avatar

Steve

0
Тема не моя, поэтому для меня все не так очевидно.
Так понимаю, 0.3 пси — парциальное давление водяного пара при атмосферном давлении(~15пси, раз уж в пси). А что будет при закачке в камеру при 50 Пси в абсолюте? Сегодня голова думать отказывается)
Мне кажется, что можно посчитать долю пара в количестве закачиваемого воздуха(газа) при нормальных условиях(но тут часть пара может конденсироваться из-за увеличения давления), а затем посмотреть, сколько уйдет в конденсат при понижении температуры и вычесть. А дальше вычислить давление этого количества газа при искомой температуре.
За верность мышления не ручаюсь)
avatar

Ilya

0
Давление насыщенного пара зависит только от температуры (по крайней мере в жизненных условиях, до килобар, скажем , сильно не доходя до критической точки, разумеется) ). Зависимость эта экспоненциальная, при 100С будет атмосфера, при 20С в 20 раз меньше.
So, как бы ты ни качал колесо, если в нем плещется жидкость, то давление ее пара будет определяться только температурой.

К чему все это: влажный-сухой воздух не важно — по сравнению с давлением воздуха это копейки при любой уличной температуре.

Последний раз редактировалось
avatar

m12sl

+3
Друзья, а может не заморачиааться так, а просто кататься.
avatar

NikolayBarsukov

0
Николай! ваш совет реально самый полезный из всего выше настроченного!
avatar

AleksandrRf

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.