Новое железо — Тест тормозов Hayes Prime Pro
Когда-то давно у меня была механика, а у друга — Hayes HFX9. Это было время знаменитых «MAG’ов», Hayes задавал стандарт, эти тормоза стояли у огромного количества людей. Их многие умели чинить и прокачивать, что со стороны вызывало некоторое удивление — разве правильные тормоза надо прокачивать? Но, похоже, что выбирать не приходилось. Общение с Hayes’ами тогда не задалось — MAG’и не купил, а у HFX9 друга на моих глазах лопнула гидролиния от перетирания о раму. На покупку не мотивировало. Время шло, ситуация с фирмой сначала ухудшалась, а потом неожиданно выправилась тогда, когда уже казалось, что про Hayes Group с их Manitou и Answer уже казалось можно было забыть. Немного об этом и больше о тормозах, с которыми я уже откатал целый месяц в горах, внутри этого поста.
Через несколько лет на байке GT Lopes 55 в сборе оказались Hayes ElCamino. Я их не выбирал, они оказались там из коробки и тормоза пришлось опробовать. Я уже знал, что Hayes стали сами не свои, несколько лет с компанией явно происходило что-то не то — конкуренты догнали и перегнали. На рынок гидравлики из механики успешно пришел Avid, завоевавший заметную долю рынка неприхотливыми тормозами. Казалось, что ElCamino — это запоздалый ответ на появление новых конкурентов. На мой вкус ответ этот получился очень странным. Тормоза выглядели свежо, но плохо настраивались, а через определенное время начали очень плохо тормозить. Я ругал диски, возможное попадание масла на колодки, менял и то, и другое и… нулевой результат. Однажды тормоза отказали в первом повороте четвертьфинала Shambhala Open Cup по 4x в Болгарии. Часом ранее довелось выиграть квалификацию, которую ехал и именитый британец, но уже во втором заезде задний тормоз просто не сработал в первом повороте и я пролетел мимо поворота и отличной гонки.
Это было предисловие.
Как известно, я часто тестирую железо и экипировку, а потому люблю использовать то, про что потом будет интересно рассказать. В этом собственно простой секрет того, почему мне обычно нравится то, что я использую — не из-за спонсорства, а потому, что не люблю тестировать то, что скорее всего не понравится. Учитывая предыдущий опыт, тестировать тормоза Hayes я не спешил. Усиливало сомнения то, что на боевом эндурике стояли тормоза Formula The One, на мой вкус очень красивые и довольно мощные. В большом эндуро мощность тормозов очень важна, а потому за первый год использования формулы я привык закрывать глаза на несколько багов, а именно:
- Поразительно малый зазор между металлическими частями калипера и диском. Не понятно, почему так было сделано, но авторы-инженеры, черт, задумайтесь, ваши тормозные диски без паука гнутся под действием каждого второго поворота! И гнутся достаточно, чтобы чиркать даже не за колодки, а за калипер, издавая неприятный металлический лязг! Для меня тихое поведение байка — один из важнейших пунктов в горах, а потому авторам тормозов частенько икалось.
- Тормоза у меня шли без опциональной насадки на ручку — регулировки подвода колодок. Без нее тормозная ручка и у меня, и у Димы Репкина просто не подводилась достаточно близко к грипсе, чтобы можно было тормозить с минимальной нагрузкой пальцев. Сам Дима решил это на Меге, зайдя к механикам самой формулы, добавив за сотню евро эти регулировки и настроив тормоза грамотными руками. В то же время недавно мне довелось увидеть эти тормоза уже с регулировками подвода колодок, но с сохранившейся проблемой — тормозные ручки так и не удалось приблизить к грипсе достаточно близко. Поразительно. На Press Camp'е Lapierre механики команды пожаловались, что с формулами есть такая проблема и она действительно довольно туго решается.
Начинать новый сезон с тормозами, неэффективно расходающими выносливость рук, совершенно не хотелось, а потому, насмотревшись на новые отзывы о Hayes Prime Pro, я решился их поставить на SuperD в Алуште.
Есть важный момент, о котором стоит сказать. Как известно, сейчас Hayes является частью единой компании вместе с брендами Manitou, Sun Ringle и Answer. Удивительно, но все четыре бренда в последние пару лет синхронно начинают восстанавливать былые позиции. У них у всех есть большой общий знаменатель — они все падали достаточно низко, чтобы о них начинали говорить «уже не тот». Answer просто почти пропадал на рынке, Manitou провалился в эпоху Travis’а, а Sun Ringle просто прекращал выводить на рынок новые продукты.
Сейчас все они хором выпускают много интересных релизов, такое ощущение, что пятым брендом с похожей судьбой им было бы в пору поставить восставший из пепла RaceFace.
Но вернемся к тормозам.
В моем Lapierre Spicy сделана внутренняя проводка гидролинии и за что спасибо формуле, задний тормоз был сделан так, что провести гидролинию через раму можно без перепрокачки тормоза — ручка просто отщелкивается от гидролинии. Hayes так пока не умеет, а потому вместе с протяжкой тормоза через раму (делалось это в дворике гостиницы Людмила в Алуште), удалось посмотреть на процесс прокачки с помощью соответствующего фирменного набора.
Спасибо Андрею Алаторцеву, прокачка удалась отлично, задний и передний тормоз заработали одинаково хорошо и пришла пора смотреть на отличия от тормозов, с которыми удавалось сталкиваться раньше. А сравнивать есть с чем — раньше уже довелось пользоваться не только формулой, но и тем же хаесом, хопом, шимано saint и авидом (кодом и джуси разных версий).
С первого взгляда еще на упаковку тормозов в голове появилась ассоциация «Понятные». Не знаю, насколько это точное слово для других байкеров, но меня тормоза поразили тем, что к ним не остается вопросов. Какие могут быть вопросы? Давайте посмотрим.
- С тормозом сразу шел небольшой листок, на котором были изображены 4 типа колодок, выпускающихся для этих тормозов. Было указано их номерное наименование, состав, а также плюсы и минусы каждых колодок. Потрясающе, насколько простая это мысль — сразу объяснить пользователю, что для его катания подойдут колодки, которые, к примеру, имеют преимущество при работе в сухую погоду или наоборот мокрую. А может вы заморочены и вам в колодках важен вес? Не вопрос. Хотите выносливые даунхильные колодки и для мокрой, и для сухой погоды? Пожалуйста, только учтите, что они дольше прикатываются и чуть больше весят. Я всегда знал, что колодки различаются и имел представление, в чем именно, но еще никогда не понимал настолько точно, какие все-таки нужны мне. Уже было решил, что надо бы отправиться их купить, как увидел на том же листке упоминание, что те самые выносливые даунхильные колодки стоят в моих Hayes Prime Pro по дефолту. Вопрос с колодками таким образом для меня полностью прояснился всего за 1 минуту и за эту мелочь авторам твердое 5.
- При протяжке тормозов через раму Андрей расстроил меня вопросом «а у тебя есть запасная оливка?». Я и забыл совсем, что тормоз придется рассоединять, протягивать через раму и оливка обязательно понадобится. На столе стояли две банки оливок с косточками, я их даже ел, но ситуацию это не спасало — с Hayes’ом они не стыковались. Уже было отменил замену тормозов, но присмотрелся к запчастям, которые взял с собой и меня осенило удивление — я взял с собой то, что было в комплекте с тормозами, а там с каждым тормозом шли не только болты, но и… оливки! Опять абсолютная мелочь, пара мелких металлических деталей, но их наличие в комплекте поставки означало для меня все, а именно — то, что я смогу заменить тормоза на новые.
- Регулировка подвода колодок. После формулы я знал, как сильно она нужна и что регулировки положения ручки часто оказывается не достаточно. Здесь, правда, эта регулировка работала не усилителем изменения стокового положения ручки, а так, как действительно надо — регулировкой хода ручки от обычного положения до начала срабатывания. Уверен, что вы прекрасно помните, что на новых тормозах колодки стоят далеко и ручка хоть и работает жестко, но ходит до начала работы на большое расстояние. Прикатанные тормоза наоборот работают с очень малым ходом ручки, так как колодки стоят очень близко к диску. Именно этот момент управляется необычной регулировкой на ручке. Тормоза новые, так что я выставил регулировку на самое крайнее положение для минимизации хода ручки и эффект оказался огромен. Приятно, когда сразу Понятно, как регулировка влияет на работу.
- Регулировка приближения ручки к грипсе пораждала надежду, что она будет работать в большем, нежели у формулы, диапазоне. И… это просто праздник какой-то. Ставишь ручку туда, куда нужно от максимально далекого от грипсы положения до стадии «уперлась в грипсу». Кайф.
По сути это впечатления после установки и первой недели катания в горах. Последующие выезды, участие в кубке мира по эндуро и Press Camp Lapierre, где удалось вновь покататься на других тормозах (Avid, Formula), внесли во впечатления некоторые изменения.
Самое простое — благодаря максимально понятным объяснениям свойств различных колодок, их сильных и слабых сторон, я выбрал первый тип колодок, который дольше всех притирается, но лучше всех сохраняет мощность при ультра-долгих торможениях (особенно в сухую погоду). На всякий случай взял запасные диски, чтобы не пропасть в случае падения на какой-нибудь камень и отправился в путь.
Очень приятным моментом на Press camp'е Lapierre оказалось знакомство с руководством Hayes Group, в Шателе у них была большая палатка в рамках выставки открытия Portes Du Soleil и мы отлично пообщались, обсудили характеристики готовящейся к выходу эндурной вилки (ждем официальную премьеру через два месяца на евробайке и тесты прототипов уже в этом месяце, должна быть шикарная штука).
Помимо палатки Hayes Group у них обнаружилась машина с мобильным складом, откуда мне достали дополнительные 4 комплекта колодок на случай, если я буду жарить напалмом свои. Дали пару «сухих» даунхильных, которые я уже ранее выбрал для себя, а также дали пару дождевых/грязевых. Приятно неимоверно.
А Вадосу и вовсе вручили вот такой чемоданчик микрозапчастей на всякий пожарный. Можете оценить, насколько это полезная штука.
На Press Camp'е довелось три дня кататься на байках лапьер, где тормозов Hayes в стоке не было (мы с Вадосом передали продакт-менеджерам свои пожелания), ездили на верхних и средних формулах, верхних Авидах. Пока катались короткими парковыми трассами, особой разницы не чувствовали, разве что у Вадоса один из тормозов был абсолютно не притерт в первые спуски. А вот на третий день мы поехали Pass Portes du Soleil, где тормоза с длинными спусками уже очень нужны. Там мне достались вообще Formula RX и что-то подобное Вадосу. Печали не было конца и окончание получилось в чем-то закономерным. В Torgon'е Вадос жестко убрался и вырвал с корнем гидролинию формулы, оставшись только с передним тормозом и уехав менять его в Press Camp. Я же проехал на прокатном байке еще полчаса спусков, после чего решил, что ручки в километре от грипсы при максимально близкой настройке — это не то, что мне нужно при раскатке перед кубком мира и поехал сдавать байк. Сдав байк удивленным лапьеровцам я поехал домой в Шатель, за полчаса собрал свой боевой байк и отправился продолжать Pass Portes Du Soleil уже на нем.
Наверное я никогда не радовался катанию на байке сильнее, чем в тот момент. Свой байк со своими настройками и любимыми тормозами!
Все было прекрасно, но перед кубком мира я решил протянуть все болтики на байке и… сорвал болт, который держит рычаг переднего тормоза на тормозной ручке. Тот, вокруг которого она вращается. Было безумно обидно за свой фейл, ненавижу, когда создаю проблемы сам себе. Нужный болтик был в упомянутой выше коробке, но Вадос уже уехал. Я, кажется, забрал у него все нужные мне запасные штуки, но только не этот болтик. Что ж, за этот факап я расплатился в тот же день, когда при отсутствии особого выбора пришлось купить Avid Code за 160 евро в одном из магазинов Les2Alpes. Тормоз сразу порадовал тем, что регулировка удаленности рычага у него упирается в грипсу, но кое-как удалось все настроить и следующие две недели я катался с разными тормозами. Прямое их сравнение указало на то, что если опустить вопрос регулировок, то Code вполне неплохо и мощно себя ведет, вполне сравнимо с Хаесами. Одно но — при спусках более 3-5 минут тормоза на кубке мира по эндуро жестко перегревались, колодки с дисками начинали гудеть и приходилось всячески стараться тормозить меньше, чтобы неприятные звуки ушли и не пришлось думать о том, что там происходит с тормозом.
Через несколько дней я собираюсь вернуть болтик в тормозе на место и с удовольствием поставлю прайм обратно. Через месяц ему предстоит большое испытание — Trans Savoie, где в один из дней многодневки сброс высоты превысит 4000 метров.
P.s.: В комментарии возник вопрос, мол, где долгосрочный тест-то. Человек видимо хотел увидеть срыв покровов и сокровенные тайны вроде того, что тормоз ломается, если нагнуть его на 5 градусов и тормозить в таком положении 39 секунд. На самом деле как и с хорошими коленями, локтями, обувью и пр. с тормозами все очень просто: если ты о них забываешь, значит они работают идеально. Про эти тормоза я с болью вспомнил только тогда, когда по глупости лишился одной из двух ручек. Ну и еще тогда, когда выпрямлял погрутые на трассах диски. В остальное время я про тормоза вспоминал только тогда, когда пересаживался с хаесов на что-то еще и начинал замечать: рычаг далеко, регулировка неудобная, настройки положения колодок нет, колодки не понятно под какие условия и т.д.
-
добавить в избранное
3
- +75
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (92)
Werewolf
slopestyler
marchenkovdmitry
Праймы хочу попробовать — уж больно их звалят последнее время…
Black_Thrush
Aigo
GermanYakovlev
Там в тексте, кстати, был такой абзац как раз о том, что привлес долгосрочный тест:
"По сути это впечатления после установки и первой недели катания в горах. Последующие выезды, участие в кубке мира по эндуро и Press Camp Lapierre, где удалось вновь покататься на других тормозах (Avid, Formula), внесли во впечатления некоторые изменения..."
Val
GermanYakovlev
Val
Проблем с потерей мощности, прокачкой и так далее не замечено. В прошлом году на всякий случай прокачал передний тормоз (залил DOT 5.1 вместо DOT4). Не вынужденно, а из любопытсва и за компанию. Особо ничего не изменилось :)
С ростом скоростей начал замечать недостаток мощности и в итоге на новый подвес установил Shimano XT. Они легче, мощнее, компактнее, современне. В использовании намного приятнее. А Hayes так и остались на втором велике, оказалось — почти вечная железка!
mor
Видимо сказывается разная вязкозть металла или особенности расположения перфораций.
mor
ПС — У меня Маги с 2003 года практически аналогично живут, ещё с старыми суппортами G1.
Chute
про то, что приятно, когда свой велик и вадос с запчастями рядом — это и так понятно :) жаль, что не у всех такой приятный бонус есть :)
thresh
А еще забыл сказать, что у формулы просто нано-зазор между колодками и диском, я теперь вообще забыл, как это, когда диск почти всегда звенит о колодки (благо в горах он никогда не бывает идеально ровным).
Val
zorin
Kapusta
Shkoder
Data_Link
Shkoder
MaksymKikhtenko
Ручку отрегулировать как нужно не получается, хотя настроек достаточно, надо сливать тормозуху.
В горах не был, попробую в Августе.
И самое удивительное для меня, что колодки формулы кончились за 1000 км городского катания, это вообще как?
Vados
Ajax
Учитывая, что тормозить-то в городе и нашем лесу приходится не так часто.
Vados
Просто навеяло.
Polkovnik
Ajax
Feanor
Val
guglez
repkin
AnatolVasin
repkin
SpeedY
mor
kubas
Val
Chute
Val
Chute
misterdx
misterdx
Просто вечер интересного чтения на twentysix!
barmaglot
schmel
Положение ручки в момент касания колодок на всех тормозах, что довелось юзать с 02года (формулу не довадилось) вполне настраивается крутикой «положения ручки» (ну или как тут на рисунке «уделенность») вплоть до упора в грипсу. Где находится ручка в свободном положении в общем не важно, но чем ближе за ней тянутся тем лучше, а ближе какраз озанчает, что свободного хода от свободного положения до касания колодок должно быть как можно меньше.
Я чтото недопонимаю?
CT_
Ну и когда ставишь новые колодки вместо уже отработавших — ход ручки может быть наоборот некомфортно мизерным, тогда отпускаешь эту регулировку и у тебя опять тормоз ощущается как до замены колодок.
Можно все это воспринять как мелочи, но в таком случае можно вообще на все тормоза сказать — тормозят и норм.
Val
Если при замене колодок не развести поршни на место, то действительно свободный ход будет меньше, но пожалуй единствнное неудбство будет — чиракающий/трущий диск. «подвод колодок» тут совершенно не помогает покуда положению колодок отошения не имеет. Предствить как может нехватать свободного хода ручки мне сложно. Например в старых хт на холоде свободный ход вообще исчезал (колодки переставали расходится) но проблем с торможением это не вызывало. Точка касания колодок при это естествнно уезжала дальше от грипсы, но это тоже поправлялось на ходу крутилкой положения ручки.
Собственно по сути «положение ручки» двигает ручку отностительно поршня, а «подвод колодок» двигает цилиндр ну или вернее положение перепускного отверстия тоже отностительно поршня. Смысл не сильно разный. Момент конткакта колодок можно контролировать с помощью любого из них. Разьве нет ?
CT_
Это как? У тебя уже ручка прожата максимально к грипсе, тянутся как раз никуда не нужно.
Палец не вытянут, меньше устает рука — профит.
Vados
CT_
Vados
CT_
Максимально приблизив ручку к грипсе для удобства, с помощью механической регулировки а-ля болт, можно оказаться в ситуации, когда мы нажали на тормоз чтобы остановиться, а у нас только ещё выбран был этот самый холостой ход и колодки ещё только подъехали к диску. Свободного хода эта настройка не прибавляет, если тормоза изначально правильно были прокачаны. Регулировка точки контакта — довольно полезная фича, впервые испытал её на кодах. В те времена она в качестве бонуса здорово помогала компенсировать недостаток дота, вытекающего через горячо любимую ручку, во время спуска с гор :)
PreDOC
Эта регулировка увеличивает или ограничивает ход ручки, при этом она отстранена от масла и никогда не потечет, что есть гуд. Увеличение хода ручки позволяет ручке подойти ближе к грипсе, рабочие характеристики тормоза не меняются, колодки не сводятся.
Vados
Hayes Crosshair Technology from Thirsty Boy on Vimeo.
Vados
И ребята на кубке брали эту штуку поюзать. Конечно для нее надо снять, поставит, снять и поставить колесо, зато эффект при ровном диске получается просто идеальный.
Val
truejung
Это две скрепленные пластинки, очень тонкие. Вставляются между колодками. Далее при раскрученных болтах крепления калипера ставится колесо, а диск попадает между этими пластинками. Нажимаем на тормоз и закручиваем болты калипера. Далее снимаем колесо, вынимаем пластинки, ставим колесо обратно.
Вуаля, с обеих сторон от диска видны идеально ровные зазоры с двух сторон от диска. Профит.
Val
такчто эта штука кнечно помогает немного, но диск всёравно чиркает. снимать колесо кстате совсем не обязательно — у меня вставляется/вынимается и так
AnatolVasin
aacho
Как вариант может быть у тебя калиперу поплохело и ходит в основном только один поршень, ну тут уже тормоз лечить надо, пофиг как выставлять диск, все равно цеплять будет.
Val
KonstantinMaksimov
Вот если бы коофицент движения поршня к движению цилиндров, чтоб большее растояние быстрее преодолевалось, вот это был бы прикол. А увеличение давления в системе за счет преднагрузки поршнем это школьников увлекать только.
Aigo
mor
Интересно как это работает у шиманы, по мне так тольго рычажностью можно добится подобного эффекта.
Aigo
Bars-zerwick
Val
Но все отзывы о праймах побуждают верить, что есть еще тормоза, кроме новых шимано
saaresto
Yue
Nunca
kislyi
Yue
можно крупными мазками различия обозначить?
из очевидного:
спорт — с пистонами меньшего диаметра (22мм против 26мм у остальных)
про и эксперт — с регулятором подвода 9без инструмента)
комп? там регулировка ключом или ее нет в принципе?
еще какие-то ощутимые различия?
Logoffski
Yue
Но вообще тормоз у меня глючит. Как верну формулу — буду перебирать весь прайм, чистить, все дела. Фиг его знает. Обидно, что глючит тормоз, про который я забыл в плане работы. Тут они молодцы реально.
P.S. Но формула мне нравитсябольше. Возможно из-за ручки.
racerx
Val
Хотя, плевать, ручку и сменить можно. Я подумаю:) И я первый на очереди)
racerx
koshak
А так, самые любимые Hayes Strocker Trail.
romka-T
Chute
romka-T
dirtman
Хотя лучше уточнить ширину колодок, может тут они поУже .
Chute
Data_Link
Val
Это иллюстрирует такая картинка:
То есть в сравнении с конкурентами получается более мягкая модуляция именно за счет этого момента. Я не склонен говорить про тормоза Вкл/Выкл, но это точно не про эти хаесы, это легко почувствовать даже в мск.
Другое дело, что умение умение использовать это (при стрессе тормозить в реальной дх или эндуро гонке не на полную мощность) — это довольно высокий скилл, которому мне лично еще учиться и учиться.
Val
Подозреваю, что синие — коды, не?
Black_Thrush
На этом графике не отражается то, насколько тяжело сдвинуть рычаг на 1мм, этой информации тут нет. Поэтому нельзя сказать, что синий график дает прогрессию мощности в конце. Тормоза устроены довольно просто, так что скорее всего у тормозов с синего графика есть и аналогичная прогрессия сопротивления рычага на сжатие на 1мм длины.
Val
Black_Thrush
Chute
Я бы не обрадовался такой штуке
Val
AlekseyKurbatov
Data_Link
Val
Aigo