Новое железоSpecialized патентуют трансмиссию с двумя цепями


Розовый ресурс наткнулся на заявку на патент от Specialized на трансмиссию для даунхильного байка Demo с UBB/OBB-подвеской. 

Как вы помните — осенью 2023 года Specialized запатентовали свою новую компоновку подвески UBB (under bottom bracket — под кареткой), которую мы могли лицезреть на прототипах новой Demo ещё с лета 2022. В феврале 2025 в сети появилась фотка новой компоновки прототипа Demo с какой-то странной коробкой в районе каретки, в которой сразу угадали наличие дополнительной цепи, которая передаёт усилия от шатунов на внешнюю ведущую звезду. Саму компоновку подвески обозвали OBB (over bottom bracket — над кареткой), так как теперь все тяги проходили уже над ней. Уже в августе выкатили карбоновую версию этой рамы и стало понятно, что именно таким в серию пойдёт новый Demo (формы для запекания карбона стоят конских денег, и даже очень богатый Specialized уже не делает прототипы таким образом). Теперь Specialized выкатили заявку на патент № US 2025/0353575 A1 от 20 ноября 2025 года с такой конструкции трансмиссии.


Как всё устроено?

Как и предполагалось: на оси шатунов в каретке есть дополнительная ведущая звезда, которая через внутреннюю цепь передаёт вращение на ещё одну внутреннюю звезду, а уже с той через вал вращение передаётся на внешнюю ведущую звезду. У внутренней цепи есть свой натяжитель, который не даёт цепи болтаться на неровностях. Также на каретке есть свободно вращающийся ролик, который помогает огибать внешней цепи сам шатун.

— Внешний вид со стороны правого шатуна.


— Вид без внешней цепи и крышки, которая прикрывает внутренний механизм. Хорошо видно натяжитель для внутренней цепи (в патенте также упоминается возможность использовать вместо цепи ремень).


— Тот же узел без внутренней цепи.


— Шлицевое соединение на оси шатунов, на которое сажается внутренняя ведущая звезда.


— Холостой ролик на оси шатунов, который помогает внешней цепи огибать шатун. На самой оси он фиксируется гайкой.


— Внешняя ведущая звезда, через которую усилие передаётся на внешнюю цепь. Звезда крепится на шлицевое соединение на оси.


— Сразу под ней на той же оси внутренняя ведомая звезда, на которую усилие передаётся через внутреннюю цепь. Звезда тоже на шлицах.


— Вид конструкции сверху.


Зачем?

У обывателя может возникнуть резонный вопрос — зачем городить такую конструкцию? Как признавались в одном из видео механики Specialized, одна из главных причин — такая конструкция помогла им сделать желаемые характеристики подвески и при этом «отвязать» её от педалей (в самом патенте пишут про анти-скват и педал кик), при этом не жертвуя удобством посадки и высотой каретки. С такой компоновкой можно сделать заметное смещение оси заднего колеса назад при срабатывании подвески и натяжение цепи не будет страдать. Можно изменить передаточное соотношение на звёздах, при этом характеристики работы подвески не изменятся никак (вытекающий отсюда плюс чуть ниже). Также у байка всё в порядке с клиренсом, а внутренний механизм трансмиссии прикрыт кожухом. Минусы: потери КПД на всём этом нагромождении цепей и роликов, а также сложность изготовления и обслуживания. 

Также приводится чуть другая мотивация. Патент прямо указывает, что этот узел можно адаптировать не только под даунхилльный байк, но и под (вы уже угадали) электричку! Благодаря игре с соотношением звёзд внутри можно оптимизировать всё это дело под установку электромотора. Причём можно как сделать электричку, так и полноценный электромопед, которому педали будут не нужны. То есть это не только фишка «Demo», а базовый модуль трансмиссии, который можно использовать и на других платформах, включая электрички. А мы знаем 
  • Поделиться
  • добавить в избранное
  • +10
  • Мнения
?
Неформальный чатик 26-го, например

Комментарии (3)

+7
Что знаем?
avatar

slopestyler

+1
Если бы мы знали, но мы не знаем.
avatar

Wild_Cat

0
А мы знаем 

А что мы знаем?)
avatar

ZhdenVRN

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.