Ремонт и настройкаНастройка подвески, выпуск #1: правильная настройка сэга.

Текст — Tyler Benedict, по материалам  www.bikerumor.com 
Практически на всех анонсах новых моделей горных байков, которые мы посещаем, нам говорят: «Просто сядьте на байк, а ваш товарищ пододвинет кольцо на штоке амортизатора или ноге вилки к пыльнику, затем спрыгивайте с байка и смотрите, где оказалось кольцо, показывающее сэг.» Если о-ринг именно там, где нужно, мы просто одеваем защиту, шлем и с отличным настроение едем кататься.
Ремонт: Настройка подвески, выпуск #1: правильная настройка сэга.

Недавно мне удалось пообщаться с Duncan Riffle, представителем бренда RockShox и менеджером подразделения SRAM MTB, который к тому же является двукратным победителем национального чемпионата США по даунхилу и бывшим участником Кубка Мира по ДХ. Мы обсудили более тонкие моменты настройки подвески. В результате была написана серия из 6 статей + дополнения от Eric Porter, представителя компании Manitou, который в прошлом 11 лет профессионально гонялся в XC/DH/DS/DJ, и от Mark Fitzsimmons, менеджера гоночной программы Fox Racing Shox и профессионального механика по подвеске. Прочитав всю серию статей вы увидите, насколько сложно настроить всю подвеску правильно, но однажды достигнув этого – вы ощутите настоящую магию на трейле.

Первая статья в серии посвящена настройке сэга.

Сэг – это величина хода, на которую подвеска прожимается, когда вы просто садитесь на байк в полной экипировке. Тем самым вы переводите подвеску в активное состояние, в котором она может отрабатывать и корни, и ямы, приклеивая ваши колеса к поверхности трейла. Для правильной настройки вам нужно помнить о двух важных моментах: гоночной посадке и, собственно, величине сэга. Начнем с правильной позиции вашего тела на байке для того, чтобы ваши настройки сэга соответствовали вашему реальному стилю катания.

Сперва убедитесь, что настройки компрессии на ваших вилке и амортизаторе выставлено в полностью открытое положение (или в режим «Спуск/Descent»), затем запрыгивайте на байк.

«Поймите, когда вы настраиваете сэг подвески, центр тяжести вашего тела не должен располагаться над кареткой. – говорит Riffle. – Вы должны быть в той позиции, в которой вы обычно ездите («нейтральная позиция»). Очевидно, что сэг подвески нужно настраивать именно в такой позиции».

Фотографии ниже иллюстрируют разницу между разными посадками райдера на байке. При одинаковом давлении в амортизаторе, индикатор показывает почти 40% сэг, если райдер сидит в седле…
Ремонт: Настройка подвески, выпуск #1: правильная настройка сэга.

… и всего 28%, если стоит в агрессивной гоночной позиции.
Ремонт: Настройка подвески, выпуск #1: правильная настройка сэга.


Чтобы разобраться, в какой позиции вам настраивать сэг, Fitzsimmons написал короткую памятку:
ДХ-байк: агрессивная атакующая стойка.
Трейл/Эндуро: для обычного катания настраивайте сэг, сидя в седле; для «паркового» катания – стоя на педалях.
Кросс-кантри: настраивайте сэг, сидя в седле.

При настройке подвески весьма кстати будет помощь друга, который поможет вам балансировать на байке, и будет двигать о-ринги на вилке и амортизаторе. Наденьте на себя всю экипировку, в которой вы обычно катаетесь, не забыв наполнить все бутылки и гидропак водой, и запрыгивайте на байк. Попрожимайте несколько раз подвеску, отпустив тормоза, затем становитесь в желаемую позицию (в которой вы обычно катаетесь). Теперь вашему другу необходимо пододвинуть колечки к пыльникам на вилке/амортизаторе, после чего вы должны аккуратно слезть с байка. Не спрыгивайте – в этом случае подвеска может прожаться больше и сдвинуть кольца дальше по штоку аморта или ноге вилки. Для абсолютно надежных измерений вам понадобиться еще один друг, который будет записывать результаты настроек.

Какой сэг мне нужен?

Величина сэга обычно находится в пределах 15-40%. Riffle предпочитает отталкиваться от 25% для 160 мм подвески, и от 30% сэга для байков с ходом 200 мм. Когда он гонялся в ДХ, сэг был обычно от 30 до 35%, в зависимости от конкретной трассы. Кантрийные байки обычно имеют гораздо меньший ход подвески, и сэг обычно не превышает 30% (исключения бывают только на очень жестких трассах).

«Большинство велосипедов работают хорошо при сэге от 20 до 30%, лично я большую часть времени катаю с сэгом 25-30%,» — говорит Porter. «Если вы поделываете невероятные объемы апхилов, вам, скорее всего, нужен сэг ближе к 20%».

В принципе, величина сэга зависит от 4 вещей:

1. Байк, на котором вы катаете.
Какой у него ход подвески, насколько агрессивна рычажность и прогрессия подвески? Если у вас короткоходный байк, значит у вас меньше простора для маневра в настройках, и вам лучше начинать с нижней границы диапазона сэга – с 25%. Если у вашего байка подвеска с большой рычажностью (отношение хода заднего колеса к ходу штока амортизатора), в таком случае байк будет легко продавливать амортизатор на весь ход, если вы настроили подвеску с очень большим сэгом, так что начинайте с нижней границы диапазона настроек. Если у подвески низкая рычажность – делайте все наоборот, начинайте с большего сэга.

2. Рельеф, по которому вы катаете.
Чем агрессивнее рельеф – тем больше диапазон кочек и ям, которые вашему амортизатору и подвеске нужно отработать. Вам следует настраивать подвеску так, чтобы не слишком часто пробиваться, и в то же время так, чтобы…

3. Подвеска должна работать на весь ход.
Это самый легко измеряемый пункт из четырех, достаточно всего лишь резинового колечка на амортизаторе или вилке. Если после большого пролета и приземления у вас еще остается запас хода – значит, ваша подвеска работает не на весь свой потенциал.

4. Ваши личные предпочтения.
Байк должен ощущаться вами «как надо», и в то же время работать на весь ход в большинстве ваших поездок.

Можете не волноваться о том, что слишком большой сэг повлияет на работу вашего байка, ведь настройки компрессии привязаны к скорости работы амортизатора, а не к положению его штока (есть исключения – прим. переводчика). Так что разные настройки сэга никак не повлияют на демпфирование. Величина сэга играет важную роль в кривой прогрессии воздушных амортизаторов, но это уже история для следующей статьи.

Что на счет вилок?

Для вилок Fox и Manitou, у которых нет шкалы сэга на ногах вилки, можно использовать специальную линейку Saggle.Ремонт: Настройка подвески, выпуск #1: правильная настройка сэга.

Выставление сэга на вилке немного отличается от настройки задней подвески. Не обязательно делать одинаковым сэг спереди и сзади, более важен баланс между передней и задней подвеской байка.

Fitzsimmons из Fox говорит: «Если вы гоняете по трассам очень быстро, вам следует настраивать сэг 15-20% на вилке и 20-25% на амортизаторе. Если вы выкатываете по фану в выходной день – ставьте 20% сэг спереди и 25% — сзади».

Porter добавляет: «Сэг на вилке можно настраивать в пределах 10-15%, сидя в седле. Это достаточно надежный метод, потому как новые трэйловые вилки очень хороши при такой настройке (Manitou Mattoc, Rockshox Pike, Fox 36 и т.д.). При настройке воздушных вилок я обычно начинаю с рекомендованного производителем давления в вилке, затем настраиваю задний амортизатор, после чего выезжаю прокатиться по парку, проделываю серию прыжков, чтобы убедиться в том, что настройки передней и задней подвески ощущаются сбалансированными. Очень важно ощущать байк именно сбалансированным — это позволит чувствовать себя уверенно на любом трэйле.

В случае хардтэйла настройка сводится к поиску той точки, в которой вилка будет упруга в начале хода, но при этом останется способной отработать на весь ход на самом большом дропе, который есть на трэйле.


После общения с Riffle я изменил свою привычную настройку сэга с 22% до 30%, и это позволило моему 100 мм Niner JET 9 RDO просто съедать все мелкие неровности. Конечно, я и раньше был доволен тем, как работает мой байк, но, настроив немного помягче амортизатор, я действительно почувствовал заметное улучшение отработки мелких кочек и неровностей, без заметного проседания задней части байка. Даже если вас полностью устраивают привычные настройки байка, я рекомендую вам поэкспериментировать с ними в следующие пару выездов на трэйл.


п.с: напоминаю, переводчик несет ответственность только за правильность перевода, но не за правильность содержания статьи. прошу разделять эти претензии и не минусовать, если вы не согласны с правильностью содержания статьи. поправки по переводу принимаются.
п.с.2: пользователи сайта chillengrillen могут заподозрить меня в том, что я утянул перевод с этого сайта. прошу не волноваться — я являюсь автором перевода, и размещение этой статьи на 26.ру согласовано с магазином chillengrillen.

 

Комментарии (38)

+8
По мне так сэг нужно по ощущениям настраивать, а не по процентам.
А так статья неплохая, перевод нормальный.
Последний раз редактировалось
avatar

Data_Link

+3
Ушел перенастраивать сэг
avatar

SilentK

+1
Поручи это дело профессионалу!  ;)
avatar

lifegiver

0
С такой подробной инструкцией я и сам справлюсь ;-)
avatar

SilentK

0
Для этой операции нужны очень чувствительные части тела )))
avatar

lifegiver

0
Если у вашего байка подвеска с большой рычажностью (отношение хода заднего колеса к ходу штока амортизатора), в таком случае байк будет легко продавливать амортизатор на весь ход, если вы настроили подвеску с очень большим сэгом, так что начинайте с нижней границы диапазона настроек. Если у подвески низкая рычажность – делайте все наоборот, начинайте с большего сэга.

Большая и низкая рычажность, в цифрах это какие значения примерно?

Например, 210 хода при штоке 76мм, рычажность 2,76. На том же байке 195 хода при штоке 76мм, рычажность 2,57, все еще относятся к большой рычажности?
 
avatar

beast

+3
рокшок видит это так:

Tunes:
• Tune A: 2.0 — 2.4 Leverage Ratio
• Tune B: 2.4 — 2.85 Leverage Ratio
• Tune C: 2.85 — 3.3 Leverage Ratio

соответственно высокая рычажность это свыше 2.85

 
avatar

Letchik

+2
пассаж про двух друзей понравился :) еще нужно чтобы они были в защитных очках, белых халатах и шапочках, и чтоб у того кто записывает был планшет.
статья хорошая, ждем остальных частей.
З.Ы. дядя Лопес говорит что вилку нужно делать как можно более мягкой... 
avatar

DmitriyBeganskiy

0
… и в шапочкахиз фольги
avatar

Logoffski

+6
Сколько человек нужно для того, чтобы настроить сэг?
avatar

velikain

+1
Поправка-сколько велосипедистов нужно, чтобы настроить сэг :)
avatar

Data_Link

0
Пока не ясно, наука работает над этим)
avatar

dinjaa

0
Пробовали втроем. Не получилось. Что делать?!
avatar

TerenceZ

0
зачем выкручивать компрессии? он ведь влияют только на скорость сжатия, а не на степень
avatar

VL_Chuvak

+3
с закрученной компрессией/платформой подвеска может просесть меньше, чем с открытой.
avatar

pashevich

+12
Я наоборот сэг уменьшил до 20%, а то не велосипед, а диван какой-то... 
avatar

Aux

0
зависит от условий катания и техники)
можно наблюдать у топ 10 работу подвески в видео, чуть ли не об камешки прожимается на весь ход порой xD 
avatar

YakuT

+5
Давным давно была тут статья про то на каких настройках амортизаторов ездят крутаны в DH, так вот у всех компрессии закрыты более чем на 2/3. Скорее всего у тех ребят сосем не стоковые демпферы в вилках, но тенденция думаю понятня. 
avatar

SilentK

+1
да, видел статейку)
а еще мы не знаем МИНИМУМ, какие масла и какой вязкости у них))
ну и + еще, они настраивают все это под определенный вид трасс, а не как у нас принятно, крутанул отскок пару лет назад, так и езжу xD 
Последний раз редактировалось
avatar

YakuT

+9
Помню ещё была статейка какого-то эндуро гонщика, у него там сэг был в районе 10-15%. А подвеска от маленьких камушков складывается от того, что валят они на гигантских скоростях.
avatar

Aux

+4
Согласен, если я правельно помню, то энергия передоваемая в подвеску — кинетическая, а она вычисляется по формуле E_\text{k} =\tfrac{1}{2} mv^2, скорость (V) в этой формуле в квадрате, тоесть ее изменение (увеличение) максимально влияет на влияет на колличест энергии воспринимаемой подвеской. 

Пример: 
райдер с влом весит условно 100кг 
при 30км/ч (8.3(3)м/с) мы получим 3472 дж
при 40км/ч (11.1(1)м/с) мы получим 6172 дж — в 1,8 раз больше энергии
при 50км/ч (13.8(8)м/с) мы получим 9645 дж — в 2,8 раз
при 60км/ч (16.6(6)м/с) мы получим 13889 дж — в 4 раза 

Вывод: райдер едущий со вдвое большей скоростью рубит в 4 раза круче!!!111 =)
Вот почему они подвеску и душат крутилками, вот почему на скоростных участках у профиков подвеска пробивается также как на дропах.  
avatar

agvidor

0
Угу, наглядно видно, что всего навсего переход с 30кмч до 40кмч увеличивает силу ударов почти в два раза.
avatar

Aux

+7
Тут есть два интересных момента:
Первый — то, что верно настроеный на плоскости сэг при езде вниз может заметно измениться вместе с изменением балансировки байка — вилка просядет, а аморт — наоборот, станет выше.
Второй — то, что более жёсткой вилка будет ощущаться как при недостаточном сэге (слишком жёсткой пружине), так и при чрезмерном — так как в этом случае снижается её фактический позитивный ход, и для избежание частых пробоев вилки (усугубленных ещё и слишком мягкой пружиной) придётся существенно добавить компрессии. Ну и руль станет ниже, что может загрузить вилку ещё больше…
avatar

Chute

0
Мотыгу сделал значительно мягче, чем рекомендованные производителем значения. При этом сэг практически не меняется, а работа меняется сильно. Вилка одинаково упругая в начале ходы при разном давлении, а работа отличается здорово. То есть, по сэгу вообще не настроить — только по ощущениям.
avatar

Vados

0
СЭГ — это только первый шаг. в начале поста написано, что это — серия из 6 статей по настройке подвески. впереди нас ожидает много всего интересного.
avatar

pashevich

0
да я собственно только применительно к Мотыге, поскольку она задействована в статье, а я как раз на ней по горам катаю последние несколько дней.
avatar

Vados

0
раз уж мы о Мотыге — на каком сэге катаешь?
avatar

pashevich

0
Честно и не замерял, завтра поеду на гору — посмотрю.
avatar

Vados

0
25% примерно сэг
avatar

Vados

0
«Поймите, когда вы настраиваете сэг подвески, центр тяжести вашего тела не должен располагаться над кареткой. – говорит Riffle. – Вы должны быть в той позиции, в которой вы обычно ездите («нейтральная позиция»). Очевидно, что сэг подвески нужно настраивать именно в такой позиции».
Подозреваю, что для ДХ-катания таки как раз должен, ибо в нейтральной («атакующей») весь вес как раз и приходится на каретку. А вот при усаживании попой на седло (условное КК-катание) этот принцип нарушается, и вес больше уходит с каретки на заднее колесо.
То есть по смыслу фраза скорее должна звучать как «центр тяжести не всегда должен располагаться над кареткой» (по причинам разных посадок в разных дисциплинах).
avatar

Chute

0
Understand that when you set your sag, it has nothing to do with your body weight (sitting) directly over the BB or shock,” says Riffle. “It has everything to do with how your weight is pressing on the bike in a neutral ride position. So, obviously, you’re going to want to set your sag accordingly.”
 
В целом, можно перевести как «располагайте ЦТ так, как вы обычно катаете». наверное.
 
avatar

pashevich

0
   Статья страсть как хороша. И ВСЕ БЫ НИЧЕГО. Да только вопросы она оставляет. И не сказать что простые. 
Вот, например:
На аморте RS Vivid Air R2C нет режима «Спуск/Descent», как разобраться новичку, если регулятор компрессии содержит лишь обозначения "+"| "-" ??? Какая логика должна подсказать ему, где есть отрытое положение?
И сразу же — вот, накачал он не ведая об этом самом заветном открытом положении. Что дальше? Спускать и накачивать «как бог заповедал»?
Мне интересно.  Vivid Air — не сказать что редкий и эклюзив. 
avatar

Grun

+13
Логика простая: крутишь до упора и смотришь разницу, где легче там и открытое.
Еще читаешь мануалы к велосипеду, аморту и вообще все.
А если не видишь разницу, то уходи в метание молота.
avatar

B-race

-1
«где легче там и» получаются B-race
Срочно в ТОП.
avatar

Grun

0
Можешь уже покупать молот.
avatar

B-race

0
А тебе посоветую искать мануал для выражения мыслей руским языком.
avatar

Grun

0
Что же тебе не было понятно? Давай, придумывай сейчас всякие нелепые объяснения где можно подумать, что я говорю об усилии во время вращения крутилок, болезный)
avatar

B-race

0
Прочитайте остальные 5 статьей этого цикла. Данная статья — вводная какбы.
twentysix.ru/blog/repair/113771.html 
avatar

pashevich

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.