ctepx — Теория и практика тренировочного байка
Навряд ли эта тема будет очень интересна для любителей спусковых дисциплин, в которых чувство байка играет одну из важнейших ролей в достижении результата и навряд ли имеет смысл иметь тренировочный байк не повторяющий на 100% основную боевую машину.
Для гонщиков кросс-кантри тема тренировочного байка рано или поздно становится актуальна. К мысли о тренировочном байке приходят разыми путями. У тренирующихся рано или поздно появляется чисто гоночный байк, а байк, бывший основным для этого момента становится тренировочным. У технофилов, которые сначала собирают байк, а только потом серьезно увлекаются гонками ситуация бывает прямо противоположной. Они сначала собирают идеальный для себя байк, а потом приезжают на гонки. Там быстро становится понятно, что байк сам по себе едет не очень быстро и нужно тренироваться. Тренироваться на идеальном байке обычно жалко и они собирают тренировочный байк попроще.
Хотя, сразу скажу, что есть люди которые и тренируются и гоняются на одном и том же байке, даже не помышляя о тренировочном.
Можно, конечно, перед каждой гонкой менять трансмиссию и колеса, но на это уходит много времени и все свежепоставленное в любом случае нуждается в хотя бы минимальной проверке катанием.
Лично для меня тренировочный байкуже лет пять как норма жизни.
В наличии тренировочного байка я вижу следующие плюсы:
Исходя из этого тренировочный байк должен отвечать следующим требованиям:
Рама. Merida HFS 2000 '2010 — отличная крепкая алюминиевая рама. Мне в ней нравится абсолютно все, жаль что в настоящее время Merida отошла от брутальных квадратных труб, мне они очень нравятся чисто эстетически.
Геометрия повторяет Merida FLX Carbon '09 на которой я гонялся пару сезонов и близка к нынешнему 0.nine.
Чтобы компенсировать разницу в угле подседельной трубы я использую штырь Truvativ Team Carbon с небольшим ситбеком.
Небольшая разница в углах подседельных была диагностирована отвесом от носа седла к каретке. Седло само собой было одно и то же =)
Если захочется чего-то нового, в сезон пересоберу тренировочный байк как раз на той Merida FLX Carbon '09 =)
Вилка. Rock Shox Reba WC BB '09 PushLock. Перешла в разряд тренировочной с прошлого гоночного байка. Отлично работает, легко обслуживается, есть манетка блокировки, белая, легкая. Очень ее люблю. Работа PushLock напоминает гоночные Xloc, где используется одна кнопка, а не две как на PopLock.
Зимой ее сменяет раритетная Marzocchi MX Comp '03. Не обслуживалась с момента покупки в 2004 году, я не знаю какого цвета масло там внутри. Большие воздушные камеры с низким рабочим давлением не дают жесткости вилки прыгать в зависимости о погоды. Таких больше не делают.
Колеса. Fulcrum Red Metal Zero 3. Достаточно крепкие UST колеса. Прямые спицы, легко обслуживаемые втулки. За деньги, которые они стоили на распродаже — отличный вариант.
Покрышки. Maxxis CrossMark LUST. По совокупности качеств я считаю их лучшей тренировочной резиной. В любых условиях можно найти покрышку которая будет работать лучше в данный момент, но если собрать все условия воедино победит CrossMark. Обычно я использую ширину 2.1, но сейчас экспериментирую с 2.25 =)) Это почти 650В по диаметру колеса! =) Тяжелые, но очень управляемые и хорошо катят. Если разогнать.
Несмотря на то, что UST стандарт позволяет использовать покрышки и колеса без герметика я всегда его использую. За все время использования такого сочетания, не было ни одного прокола.
В зимний период я ставлю более простые колеса и покрышки Schwalbe Ice Spiker Pro 2.35. Они позволяют полноценно тренироваться в любых зимних условиях.
Руль. Truvativ Team Noir LowRise 640мм. Легкий комфортный лоурайз. Похож по углам на FSA Merida Team, стоящий на гоночном 0.nine. Я перешел на лоурайзеры два сезона назад. Они очень хороши в гонках, когда постоянно работаешь в смешанном цикле, встаешь, садишься, постоянно переключаешься. Лоурайзер позволяет всегда держать пальцы на манетках, не тратя время на перехват рук и комфортно работать стоя.
На Big.Nine я поставлю флет и рожки для многодневок и марафонов. Так как найнер затачивается под длительные гонки возможность иногда сменить хват рук на руле будет полезной, да и каноны стиля нужно чтить.
Трансмиссия. Sram X.0. Еще девятискоростная. Очень надежная и невероятно четко работает в любых условиях. Манетки очень удобно настраиваются под руку. При регулярной смене цепей по кругу кассеты и цепи живут очень долго.
Исключением является система Shimano XT. Скоро протру ее насквозь и поменяю на выигранный Truvativ Stylo Noir.
Звезды — стальная штамповка 42-32-22. Кассета 11-34. Тройник нужен в горах, особенно в тренировочном режиме, когда в Турции или на Кипре минут по сорок лезешь в какой-нибудь нереальный уклон, а в ногах уже семь тренировочных дней. В привычной среде обитания 22-ой звездой почти не пользуюсь.
Седла. В этом году лично у меня с седлами будет небольшой эксперимент. На тренировочном байке и на найнере у меня будут стоять хорошо изученные Fizik Tundra 2, а на лайтовый Merida 0.nine Team-D я уже поставил новую реинкарнацию Selle Italia SLR XC Carbon в уникальной Merida Team расцветке. На старом SLR сидеть не мог вообще, но новая версия выглядит более комфортной, да и чисто кросс-кантрийное использование байка не предполагает долгого на нем сидения.
Педали. Look Quartz. Мне они нравятся за очень четкое и крепкое держание шипа как на шоссейных педалях. Нет этого стучащего микролюфта, от которых меня бросало в дрожь на Shimano SPD. Когда из последних сил ползешь в гору, стараешься крутить по кругу, а шип в педали двигается вверх-вниз на пару миллиметров.
Из минусов Look можно отметить менее четкое встегивание и врожденный люфт на внешнем игольчатом подшипнике, который не чувствуется ногой, не лечится, и не растет со временем.
Кстати, если у вас есть отдельно гоночная и тренировочная обувь разных производителей, обратите внимание на то, что выставление шипа и посадки должно проводится в гоночной обуви на гоночном, а в тренировочной обуви на тренировочном байке. Это может показаться, очевидным, но я считаю важным это отметить. Колодки у всех производителей разные, даже прорези для шипов находятся на разном расстоянии от носка. Про положение шипа тут уже писали, этому стоит уделить несколько минут вашего времени.
Троса/Рубашки. На тренировочном байке я стараюсь использовать системы с полностью закрытыми тросами типа Alligator i-Link или Sram/Gore. Они намного дольше живут.
Грипсы. ESI Chunky. Всегда.
UPD: Совсем забыл про тормоза! Это Avid Juicy Ultimate. Нестареющая сверхнадежная классика. Несмотря на то, что все гоночные байки уже давно на Avid Eixir XX у которых и рычаг пожестче и колодки легче меняются, «ультики» для меня всегда были своеобразным фетишем, продать рука не поднимается =)
UPD2: Подседельная сумочка. Это на шоссейнике можно эстетствовать и возить нехитрый маленький ремнабор в заднем кармане майки. На байке лучше использовать сумочку. Там постоянно прописана камера, убранная в мешочек, чтобы ее не повредили шестигранники. Собственно, шестигранники с выжимкой или выжимка отдельно, петух и замок для цепи. Если в сумочке есть дополнительный кармашек, туда полезно убрать 1000р. в полиэтиленовом пакетике.
Сумочка на мой взгляд должна быть достаточно компактной, не выходить назад за седло и крепиться исключительно на стропах, без всяких защелок. На тренировочном стоит Scicon, на марафоны есть суперлайтовый Deuter с отпоротой для легкости эмблемой.
Для гонщиков кросс-кантри тема тренировочного байка рано или поздно становится актуальна. К мысли о тренировочном байке приходят разыми путями. У тренирующихся рано или поздно появляется чисто гоночный байк, а байк, бывший основным для этого момента становится тренировочным. У технофилов, которые сначала собирают байк, а только потом серьезно увлекаются гонками ситуация бывает прямо противоположной. Они сначала собирают идеальный для себя байк, а потом приезжают на гонки. Там быстро становится понятно, что байк сам по себе едет не очень быстро и нужно тренироваться. Тренироваться на идеальном байке обычно жалко и они собирают тренировочный байк попроще.
Хотя, сразу скажу, что есть люди которые и тренируются и гоняются на одном и том же байке, даже не помышляя о тренировочном.
Можно, конечно, перед каждой гонкой менять трансмиссию и колеса, но на это уходит много времени и все свежепоставленное в любом случае нуждается в хотя бы минимальной проверке катанием.
Лично для меня тренировочный байкуже лет пять как норма жизни.
В наличии тренировочного байка я вижу следующие плюсы:
- Гоночный байк всегда чист, настроен и готов к гонке.
- Дорогостоящее гоночное оборудование используется исключительно по назначению. Если для вас тренировки на произведениях техноискусства типа кассеты Sram XX — норма, дальше можно не читать =)
- Легкая гоночная резина не изнашивается и не колется на тренировках
- В случае неисправности гоночного или тренировочного байка всегда есть байк на замену и тренировки не нужно пропускать.
- Трансмиссия, отходившая сезон на гоночном байке переходит на тренировочный и живет там еще один летний и один зимний сезон
- Тренировочный байк надежнее, из за использования на нем более тяжелого оборудования и на нем можно позволить себе эксперименты с прыжками, поиском новых траекторий и т.п.
- Зимой и весной использование гоночного байка нецелесообразно.
Исходя из этого тренировочный байк должен отвечать следующим требованиям:
- Полностью (или практически полностью) идентичная гоночному байку посадка. Особенно это касается положения седла относительно каретки. Тут нужно проявить особую педантичность и выставить все один в один. Желательно, чтобы на тренировочном и на гоночном байке стояли идентичные седла.
- Аналогичные вилки. Не обязательно ставить на тренировочный байк SID XX Black Box WC с гоночного, но ход и поведение тренировочной вилки должны напоминать гоночную, чтобы двигательные рефлексы не страдали.
- Аналогичное гоночному байку оборудование. Мне кажется что если уж на гоночном байке стоят тригеры, то и на тренировочном тоже должны стоять тригеры.
- Надежные колеса. На тренировочном байке я использую полноценную бескамерную резину с герметиком. В данный момент я катаю на Maxxis CrossMark LUST 2.25 =) Вес, конечно, чувствуется, но зато на каменистых трейлах Кипра она вела себя просто великолепно. В привычной среде обитания я скорее всего вернусь к традиционному размеру в 2.1
- Стальные звезды на системе. Они не изнашиваются, не кусают, не требуют внимания. Хотя тяжелые, да =)
- Несколько цепей. Это важно. Несколько цепей на одну кассету должны начинать использоваться еще на гоночном байке, до перевода трансмиссии в разряд тренировочной. Лично я использую 3-4 цепи по кругу, меняя их по порядку через 300-500 км. Таким образом кассета живет намного дольше. Мой личный рекорд — сборы, два летних и один зимний сезон на одной кассете SRAM 991 и четырех цепях SRAM PC 991. Кассета была изношена, цепи растянуты, но все это работало как часы до момента замены на новое перед Кипром 2012.
- Педали одинаковой системы везде. Это само собой.
- Все остальное по вкусу.
Рама. Merida HFS 2000 '2010 — отличная крепкая алюминиевая рама. Мне в ней нравится абсолютно все, жаль что в настоящее время Merida отошла от брутальных квадратных труб, мне они очень нравятся чисто эстетически.
Геометрия повторяет Merida FLX Carbon '09 на которой я гонялся пару сезонов и близка к нынешнему 0.nine.
Чтобы компенсировать разницу в угле подседельной трубы я использую штырь Truvativ Team Carbon с небольшим ситбеком.
Небольшая разница в углах подседельных была диагностирована отвесом от носа седла к каретке. Седло само собой было одно и то же =)
Если захочется чего-то нового, в сезон пересоберу тренировочный байк как раз на той Merida FLX Carbon '09 =)
Вилка. Rock Shox Reba WC BB '09 PushLock. Перешла в разряд тренировочной с прошлого гоночного байка. Отлично работает, легко обслуживается, есть манетка блокировки, белая, легкая. Очень ее люблю. Работа PushLock напоминает гоночные Xloc, где используется одна кнопка, а не две как на PopLock.
Зимой ее сменяет раритетная Marzocchi MX Comp '03. Не обслуживалась с момента покупки в 2004 году, я не знаю какого цвета масло там внутри. Большие воздушные камеры с низким рабочим давлением не дают жесткости вилки прыгать в зависимости о погоды. Таких больше не делают.
Колеса. Fulcrum Red Metal Zero 3. Достаточно крепкие UST колеса. Прямые спицы, легко обслуживаемые втулки. За деньги, которые они стоили на распродаже — отличный вариант.
Покрышки. Maxxis CrossMark LUST. По совокупности качеств я считаю их лучшей тренировочной резиной. В любых условиях можно найти покрышку которая будет работать лучше в данный момент, но если собрать все условия воедино победит CrossMark. Обычно я использую ширину 2.1, но сейчас экспериментирую с 2.25 =)) Это почти 650В по диаметру колеса! =) Тяжелые, но очень управляемые и хорошо катят. Если разогнать.
Несмотря на то, что UST стандарт позволяет использовать покрышки и колеса без герметика я всегда его использую. За все время использования такого сочетания, не было ни одного прокола.
В зимний период я ставлю более простые колеса и покрышки Schwalbe Ice Spiker Pro 2.35. Они позволяют полноценно тренироваться в любых зимних условиях.
Руль. Truvativ Team Noir LowRise 640мм. Легкий комфортный лоурайз. Похож по углам на FSA Merida Team, стоящий на гоночном 0.nine. Я перешел на лоурайзеры два сезона назад. Они очень хороши в гонках, когда постоянно работаешь в смешанном цикле, встаешь, садишься, постоянно переключаешься. Лоурайзер позволяет всегда держать пальцы на манетках, не тратя время на перехват рук и комфортно работать стоя.
На Big.Nine я поставлю флет и рожки для многодневок и марафонов. Так как найнер затачивается под длительные гонки возможность иногда сменить хват рук на руле будет полезной, да и каноны стиля нужно чтить.
Трансмиссия. Sram X.0. Еще девятискоростная. Очень надежная и невероятно четко работает в любых условиях. Манетки очень удобно настраиваются под руку. При регулярной смене цепей по кругу кассеты и цепи живут очень долго.
Исключением является система Shimano XT. Скоро протру ее насквозь и поменяю на выигранный Truvativ Stylo Noir.
Звезды — стальная штамповка 42-32-22. Кассета 11-34. Тройник нужен в горах, особенно в тренировочном режиме, когда в Турции или на Кипре минут по сорок лезешь в какой-нибудь нереальный уклон, а в ногах уже семь тренировочных дней. В привычной среде обитания 22-ой звездой почти не пользуюсь.
Седла. В этом году лично у меня с седлами будет небольшой эксперимент. На тренировочном байке и на найнере у меня будут стоять хорошо изученные Fizik Tundra 2, а на лайтовый Merida 0.nine Team-D я уже поставил новую реинкарнацию Selle Italia SLR XC Carbon в уникальной Merida Team расцветке. На старом SLR сидеть не мог вообще, но новая версия выглядит более комфортной, да и чисто кросс-кантрийное использование байка не предполагает долгого на нем сидения.
Педали. Look Quartz. Мне они нравятся за очень четкое и крепкое держание шипа как на шоссейных педалях. Нет этого стучащего микролюфта, от которых меня бросало в дрожь на Shimano SPD. Когда из последних сил ползешь в гору, стараешься крутить по кругу, а шип в педали двигается вверх-вниз на пару миллиметров.
Из минусов Look можно отметить менее четкое встегивание и врожденный люфт на внешнем игольчатом подшипнике, который не чувствуется ногой, не лечится, и не растет со временем.
Кстати, если у вас есть отдельно гоночная и тренировочная обувь разных производителей, обратите внимание на то, что выставление шипа и посадки должно проводится в гоночной обуви на гоночном, а в тренировочной обуви на тренировочном байке. Это может показаться, очевидным, но я считаю важным это отметить. Колодки у всех производителей разные, даже прорези для шипов находятся на разном расстоянии от носка. Про положение шипа тут уже писали, этому стоит уделить несколько минут вашего времени.
Троса/Рубашки. На тренировочном байке я стараюсь использовать системы с полностью закрытыми тросами типа Alligator i-Link или Sram/Gore. Они намного дольше живут.
Грипсы. ESI Chunky. Всегда.
UPD: Совсем забыл про тормоза! Это Avid Juicy Ultimate. Нестареющая сверхнадежная классика. Несмотря на то, что все гоночные байки уже давно на Avid Eixir XX у которых и рычаг пожестче и колодки легче меняются, «ультики» для меня всегда были своеобразным фетишем, продать рука не поднимается =)
UPD2: Подседельная сумочка. Это на шоссейнике можно эстетствовать и возить нехитрый маленький ремнабор в заднем кармане майки. На байке лучше использовать сумочку. Там постоянно прописана камера, убранная в мешочек, чтобы ее не повредили шестигранники. Собственно, шестигранники с выжимкой или выжимка отдельно, петух и замок для цепи. Если в сумочке есть дополнительный кармашек, туда полезно убрать 1000р. в полиэтиленовом пакетике.
Сумочка на мой взгляд должна быть достаточно компактной, не выходить назад за седло и крепиться исключительно на стропах, без всяких защелок. На тренировочном стоит Scicon, на марафоны есть суперлайтовый Deuter с отпоротой для легкости эмблемой.
-
добавить в избранное
1
- +59
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (41)
Хотя когда докатаю мешок крэнков, может и поменяю мнение ;)
befaster_ru
ctepx
befaster_ru
Vados
be-faster.ru/news/openseason12
ctepx
Mars
А крэнки докатать и выкинуть(как и половина железа на трен байке)
befaster_ru
Val
ctepx
AleksandrOzarenkov
Я вот даже 1х9 делал зимой, т.к. в шкафу наткнулся на ДХ звезду 38Т…
befaster_ru
хотя 26-34 везде должно хватать, если зачатки ноги есть!
ctepx
GAAff
то есть 26 мелкая на дабле, 34 большая на кассете =)
ctepx
Romirezz
befaster_ru
Уже давно мечтаю приобрести кк или эндуро велосипед, впридачу к дх байку) Именно для того, чтобы активнее крутить, развивать легкие и ноги) Тоже получается тренировочный велосипед, где все, начиная с посадки, по-другому! Многие ли совмещают два таких байка, и каковы ваши ощущения, когда меняете одного коня на другого?
MaksimAlekseev
Val
ctepx
Val
Имхо отличный тренировочный байк рабочий байк с компонентами выше среднего) когда начинал читать статью ожидал чего попроще увидеть…
Кстати чем грипсы такие хорошие? Без перчаток катаешься?
П.С. про тормоза намерено было забыто упоминание?
Knolly
Про тормоза сорри, забыл! Добавил в тексте.
ctepx
Долгое время катал на Ritchey WCS и думал что лучше ничего быть не может. Оказывается может =)
Помню что заинтерисовался этими грипсами после просмотра одной из веток МТБР.ком, посвященным байкам профиков с одного из этапов Кубка Мира. Там половина байков была с ESI. Тогда я их и заказал с какой-то оказией. Первый опыт был неудачен, версия ESI Racer Edge очень тонкая и у меня заболели пальцы, а вот ESI Chunky подошли идеально.
ctepx
Лично у меня после первого десятка км по жидким дрищам обычные грипсы начинают проворачиваться. Неопрен — мокрый и грязный — так вообще, ИМХО, за гранью добра и зла.
По этому поводу на обоих велосипедах давно прописались ODI Lock-On совместимые грипсы. Личная привязанность — относительно толстые и мягкие. Поэтому орбеевские на днях сменят Race Face Strafe
MikhailKovnatski
Для снятия, Юра Velodoctor просто опускает конец руля в банку с теплой водой минут на 10, тогда их можно относительно легко снять. Но лучше их не снимать, поставил и забыл. Современной оборудование позволяет снимать все с руля без снятия грипс. По крайней мере Sram XX и X.0 именно такой.
Чтобы неопреновые грипсы типа Ричи ВЦС не проворачивались их нужно сажать на спрей-лак для волос — все так делают.
ctepx
Шприц с тонкой иглой втыкаешь, и вводишь воду под грипсу, снимается элементарно.
Vados
Кроме того ESI жалко тыкать иголкой, иголку ведь лучше втыкать под углом, гладкий вид грипсы от этого портится.
Приклеенные на лак Ричи ВЦС я снимал шприцом, но там нужно было сделать много инъекций =)
ctepx
А от тыканья тонкой иглой, даже следа не останется.
Vados
ctepx
spec
ctepx
Работает 100%!
OlegPopov
ctepx
Посмотрел-погуглил — выглядит, как пена. Этот силикон реально снимает вибрации?
MikhailKovnatski
ctepx
MikhailKovnatski
Knolly
Вот например ОДИ делает для SDG — достаточно мягкие
Vados
Pafos
doddi